Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы склонности к отклоняющемуся поведению
1.1. Основные направления исследований девиантного поведения
1.2. Определение, формы и причины отклоняющегося поведения Вывод главы 1.
Глава 2. Психологические особенности развития в различные возрастные периоды
2.1. Психологические особенности развития человека в период
подросткового возраст
2.2. Психологические особенности развития человека в период
юношеского возраст
2.3. Психологические особенности развития человека в период ранней взрослости
Вывод главы 2.
Глава 3. Антиципация как предмет психологических исследований
3.1. Антиципация как свойство, как процесс и как способности
3.2. Антиципационная состоятельность, её виды
3.3. Проблема времени и временной компетенции Вывод главы 3.
Глава 4. Исследование взаимосвязей склонности к отклоняющемуся поведению с антиципационной состоятельностью
4.1. Организация, этапы и методы экспериментального исследования
4.2. Результаты исследования и их обсуждение:
4.2.1. Корреляционный анализ взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с антиципационной состоятельностью у лиц подросткового возраста
4.2.2. Корреляционный анализ взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с антиципационной состоятельностью у лиц юношеского возраста
4.2.3. Корреляционный анализ взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с антиципационной состоятельностью у лиц в период ранней взрослости
Вывод главы 4.
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Приложение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью постоянного совершенствования теории и практики в области профилактики и коррекции девиантного поведения, поиска новых действенных подходов в решении данной проблемы и разработки на этой основе наиболее эффективного психологического, педагогического, воспитательного, терапевтического инструментария.
Проблема вероятностной обусловленности возрастных девиаций уровнем развития имманентно присущей человеку способностью к антиципации является значимой для ряда психологических отраслей.
В общей психологии и психологии развития она напрямую связывается с вопросами эволюции человеческой психики, взаимопорождения феноменов поведения и сознания, закономерных изменений этого процесса в филогенезе и онтогенезе человеческого развития.
В возрастной, педагогической психологии и психологии управления исследование данной проблемы даёт возможность конкретизировать особенности упомянутой связи соответственно возрастным этапам человеческой жизни, что позволяет обогатить теорию возрастного развития и усовершенствовать практику обучения, воспитания и управления.
Изучение проблемы даёт полезный материал для психологической и психотерапевтической практики, позволяя разнообразить методы анализа и коррекции взаимоотношений клиента с миром.
В психологии личности и социальной психологии выявление особенностей данной взаимосвязи открывает возможность ещё одного подхода к загадке формирования личности человека, диалектического процесса интеграции и дифференциации личностных качеств, становления отношений с окружающими и формирования статуса личности.
Актуальность темы обусловлена также сложностью ситуации, в которой оказывается человек в современном мире. В условиях информационной перегрузки склонность молодого человека к девиантному поведению оказывается рискованным конструктом выживания и успеха. Конструктивный контроль со стороны носителей положительного опыта (к примеру, родителей, педагогов) порой не поспевает за неуправляемыми процессами развития личности. Формирование картины мира и ценностей происходит на основе разноречивых сведений и примеров, почерпнутых из многочисленных источников. Представления о жизни и себе складываются в причудливую мозаику. Представления эти часто неадекватны и мало приближают к разумному, конструктивному действию. Развитая способность к антиципации, как стержневое звено в цепи самоорганизации и самоуправления личности - в данных условиях то качество, без которого невозможно упорядочение внутреннего мира и жизни личности в социуме, её своевременное созревание.
Проблема отклоняющегося поведения довольно пристально изучалась и продолжает изучаться в отечественной и зарубежной психологии [4, 7 -10, 20-21, 23, 26, 35, 39-41, 45, 50-51, 53, 55, 58-59, 61, 64, 69, 78, 87-88, 93, 111, 113, 118-119]. Не меньшим вниманием исследователей отмечено явление антиципации [5, 11, 13-15, 30, 34, 43, 62, 68, 70-73, 80-83, 85-86, 91, 94, 98-100, 103, 105-109, 112, 114]. Однако мы не находим работ, всецело посвящённых изучению связи данных явлений, что представляется чрезвычайно плодотворным.
Интерес к данной проблеме обусловил выбор нашей темы.
Объект исследования: склонность к отклоняющемуся поведению в различные возрастные периоды.
Предмет исследования: взаимосвязь склонности к отклоняющемуся
поведению с антиципационными способностями в периоды подросткового, юношеского возрастов и ранней взрослости.
Цель исследования: изучение и анализ взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся поведению и антиципационной системой у людей в периоды подросткового возраста, юношества и ранней взрослости.
Гипотеза исследования: склонность к отклоняющемуся поведению взаимосвязана с антиципационной несостоятельностью, определяющей уровень развития антиципационных способностей. Обозначенная взаимосвязь имеет возрастную специфику.
В связи с этим были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить психологическую литературу по проблеме исследования;
2) собрать эмпирический материал;
3) провести обработку эмпирического материала методами математической статистики;
4) интерпретировать полученные результаты.
Методологической основой работы является системный подход, рассматривающий психические явления как систему, не сводимую к сумме её элементов и отражающую динамику системных процессов функции через концепцию взаимодействия системы с окружением. Понятие системы предполагает, во-первых, уровневый, во-вторых, фиксированный характер её организации. Также R-методология как подход к организации психологического исследования, предполагающего изучение некоторого свойства в связи с другим фактором либо свойством.
Теоретическую основу исследования составила антиципационная концепция неврогенеза, обоснованная В.Д. Менделевичем.
Методы и методики исследования. Для реализации поставленной цели были использованы методики: 1) опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла; 2) тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В.Д. Менделевича.
Обработка и анализ результатов исследования проводились с использованием оценки взаимосвязи между показателями при помощи корреляционного анализа (коэффициента корреляции Пирсона), обработанных программой «Статистический пакет для социальных наук» (SPSS).
Научная новизна состоит в установлении взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с уровнем развития антиципационных способностей, которая прослежена на протяжении трёх возрастных периодов.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы при построении программ профилактики и коррекции различных проявлений девиантного поведения через развитие антиципационных способностей до уровня антиципационной состоятельности с целью гармоничного развития личности, успешной её адаптации и функционирования в конкретных исторических условиях.
Надёжность и достоверность результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью исходных позиций; многоаспектным рассмотрением проблемы; применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам и внутренней логике; экспериментальным доказательством выдвинутых предположений; корректным применением аппарата математической статистики для количественного анализа полученных результатов.
Эмпирический материал исследования составили результаты тестирования испытуемых численностью 540 человек, из них 135 - подросткового возраста, 193 - юношеского возраста и 212 человек периода ранней взрослости. Это школьники средних и старших классов средних общеобразовательных школ и студенты учебных заведений, расположенных на территории Российской Федерации, в возрасте от 12 до 32 лет.
Апробация работы:
1. Доклад «Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению с уровнем субъективного контроля и антиципационной состоятельностью у школьников» на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Психология девиантного поведения».
2. Статья «Взаимосвязь между склонность к девиантному поведению, уровнем субъективного контроля и антиципационной состоятельностью у школьников» в журнале «Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict», соавторство.
Структура работы содержит введение, основную часть, состоящую из четырёх глав (трёх теоретических, одной экспериментальной), заключение, библиографический список использованной литературы.
Примечание: нумерация таблиц сквозная, нумерация формул сквозная.
Сокращения: высшая психическая функция - ВПФ, антиципационная
состоятельность - АС, ШС - шкала склонности.
В заключении подведены основные итоги научного исследования и приведены кратко.
При решении задачи изучения психологической литературе по проблеме исследования, в работе была изучена:
1. Литература по проблеме девиантного поведения.Выявлены разнообразные подходы к изучению данного явления, теорий, делающих попытку объяснить данный феномен. Определение понятия «девиантное поведение» многообразны и ограничены рамками научной теории. Общее, объединяющее все определения понятия, остаётся основание «отклонение от нормы». Объём научной литературы, посвящённой исследованию девиантного поведения, обширен, однако узко ориентирован.
Большинство исследователей, вне зависимости от направления изучения и точки зрения на природу отклоняющегося от нормы поведения, утверждают, что психологические особенности индивида, мотивы, побуждающие его к поступкам, оказывают значительное влияние на все виды девиантного поведения.
Таким образом, в данном исследовании под отклоняющимся поведением понимается такое поведение, которое можно отметить как систему действий, не согласующихся с нормами общества и обнаруживающих себя в виде неуравновешенности процессов психики, отсутствия приспособленности к окружающей среде, стремления к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей или нежелании контролировать своё поведение с точек зрения нравственности и эстетики.
2. Литература по проблеме психологических особенностей лиц в различные возрастные периоды. Разделение онтогенеза на периоды условно и зависит от определённых исторических и социально-экономических условий.
В каждом из рассматриваемых возрастов существуют приобретения в развитии, для которых является характерным особенная организация личности человека и его активных взаимодействий, в сочетании с самоотношением и отношением с окружающими. Они обеспечивают изменения в психических процессах и составляют психологические особенности личности на конкретной стадии его развития. Для каждого периода развития характерны свои нормативные, или возрастные, кризисы.
3. Литература по вопросу об антиципации. Выявлены подходы к изучению данного феномена. В свою очередь, определения понятия отличаются многообразием и зависят от научных точек зрения исследователей.
Выяснено, что антиципация имеет пять иерархично организованных между собой уровней, каждый из которых обусловлен задачей, которую необходимо решить. Одновременно, способность к антиципациивыполняет ряд определённых функции, которые участвуют на всех уровнях психической деятельности.
Таким образом, антиципациюпонимаюткак способность прогнозировать будущее. В свою очередь, антиципационная состоятельность, иначе говоря, прогностическая компетентность, является высоким уровнем развития антиципационных способностей, включающих 3 вида компонентов её составляющих. Прогностическая компетентность зависит от параметров интеллектуальной деятельности и имеет возрастные закономерности развития.
Отдельно рассмотрена временная прогностическая компетентность, представляющая из себя способность к оцениванию временных интервалов, оказывающая влияние на осознание будущего, выработку схемы дальнейших действий и умение принимать решения в будущем. Поскол ьку такая способность является многозначительной способностью личности, умеющей организовывать своё время и использовать его как ценность для саморазвития.
В рамках решения задачи сбора эмпирического материала подобраны диагностические методики. С целью определения склонности к девиантному поведению выбран опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла, для определения уровня развития антиципационных способностей выбран тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В.Д. Менделевича.
Далее определены выборки испытуемых, являющихся школьниками средних образовательных школ и учащимися учебных заведений, расположенных на территории Российской Федерации, в возрасте от 12 до 32 лет. Объём выборки составил 540 человек, из которых 135 человек подросткового возраста от 12 до 15 лет, 193 человека юношеского возраста в возрасте от 16 до 19 лет, 212 человек периода ранней стадии ранней взрослости в возрасте от 20 до 32 лет.
Далее проведены диагностика испытуемых и первичная обработка данных.
Таким образом, эмпирический материал исследования составили результаты тестирования по двум методикам выборки испытуемых указанных возрастов объёмом 540 человек.
При решении задачи проведение обработки эмпирического материала методами математической статистики выдвинута содержательная гипотеза о наличие взаимосвязи между склонность к отклоняющемуся поведению и антиципационной состоятельностью у лиц подросткового, юношеского возрастов и периода ранней взрослости.
Далее проведена проверка содержательной гипотезы, выбран статистический критерий коэффициент корреляции Пирсона. Далее определён р-уровнь статистической значимости с использованием оценки взаимосвязи между показателями при помощи корреляционного анализа, обработанных программой «Статистический пакет для социальных наук» (SPSS) версии Statistics 22. Далее сформулирован статистический вывод об отклонении Но.
При решении задачи интерпретации полученных результатов сформулирован содержательный вывод о подтверждении гипотезы о наличии взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с антиципационной состоятельностью для каждой выборки испытуемых.
В выборке испытуемых подросткового возраста обнаружены взаимосвязи склонности к делинквентному поведению с пространственной антиципационной состоятельностью. Полученный результат объясняется психологическими особенностями развития в данный период, подтверждает предположение о взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с антиципационной состоятельностью у лиц в период подросткового возраста.
В выборке испытуемых юношеского возраста обнаружена взаимосвязь волевого контроля эмоциональных реакций с временной антиципационной состоятельностью. Обнаруженная взаимосвязь свидетельствует о том, что низкий уровень регуляции эмоциональных реакций, реализуемых импульсивно, в связи с временной прогностической некомпетентностью служит фактором формирования дезадаптивного поведения у лиц юношеского возраста.
В выборке испытуемых стадии ранней взрослости комплексвзаимосвязанных проявлений отклоняющегося поведения связан с низким уровнем развитияпрогностической некомпетентности, в особенности с его временным компонентом. Установленные взаимосвязи являются фактором развития неадаптивного поведения, причинами которого являются инфантилизм, как противоположность зрелости черт характера и низкий уровень волевой регуляции поведения, как противоположность одного из параметра гармонично развивающейся личности.
И как следствие, социальные и смысловые установки личности к девиантно направленной деятельности взаимосвязаны с прогностической компетентностью, а отклоняющееся от нормы поведение и низкая волевая регуляция связаны с низким уровнем развития антиципационных способностей, особенно с его временной составляющей.
Установленная и подтверждённая взаимосвязь позволяет распространить полученные результаты на потенциальных испытуемых, вследствие выполнения требования критерия обоснованности генерализации выводов исследования, а именно обеспечены репрезентативность выборки и статистическая достоверность эмпирических результатов.
Таким образом, поставленные задачи научного исследования решены в полном объёме.
Цель исследования изучить и проанализировать взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся поведению и антиципационной системой у людей в периоды подросткового возраста, юношества и ранней взрослости достигнута.
Гипотеза научного исследования, состоящая в том, что склонность к отклоняющемуся поведению взаимосвязана с антиципационной
несостоятельностью, определяющей уровень развития антиципационных способностей, доказана.
Подтверждённые полученные результаты научного исследования могутбыть использованы при построении программ профилактики и коррекции различных проявлений отклонений в поведении посредством повышения антиципационных способностей до уровня антиципационной состоятельности с целью гармоничного развития личности человека, успешной его адаптации к социальной среде и самоактуализации в конкретных исторических условиях.
1. Wittmann M., Wassenhove V. Переживание времени: механизмы нервной системы и взаимодействие эмоций, познавательного процесса и их воплощение [Электронный ресурс], оригинал: http://www.unicog.org/publications/rstb20090025.pdf // Лаборатория темпометрии: Психология субъективного времени: сайт. - URL: http://tempometry.rU/cntnt/rus/left-column-rus/n.html (дата обращения 08.12.2016).
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 240с.
4. Адагов Т.Ю. Социокультурное поведение подростков и девиации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsiokulturnoe-povedenie-podrostkov-i-deviatsii (дата обращения 23.11.2016)
5. Акопов А.Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности детей -
дошкольников, взрослых и больных шизофренией // Вопросы психологии. - 1983. - №3. - С. 97-101. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1983/833/833097.htm (дата
обращения 03.03.2016).
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. - М.:
Педагогика, 1980. - С. 89-95.
7. Апинян Г.В. Девиантное поведение как культурно-исторический феномен
(введение в проблему) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - С. 171-174. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-kak-kulturno-istoricheskiy- fenomen-vvedenie-v-problemu (дата обращения 03.03.2016).
8. Ахметзянова А.И. Антиципационная состоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы) // Практическая медицина. - 2015. - №5 (90). - С. 42-45.
9. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационно -прогностической системы в подростковом возрасте // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - Выпуск 26. - №12 (209). - С. 129-136.
10. Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика
антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - №1. - С. 126-139. URL:
http://psyedu.rU/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml (дата обращения 03.12.2016).
11. Белицкая А.А. Антиципация деятельности как условие достижения профессионального акме // Акмеология. - 2007. - №3. - С. 79-80.
12. Белопольская Н.Л. Представления о психической норме и патологии: психологические критерии // Экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - №3. -
С. 74-81.
13. Бехтер А.А. Антиципация в структуре совладающего поведения будущего специалиста // Акмеология. - 2016. - №1. - С. 33-39.
14. Бехтер А.А. Антиципация как ресурс акмеологического развития специалиста // Акмеология. - 2014. - №3-4 (специальный выпуск). - С. 42-43.
15. Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста // Акмеология. - 2015. - №1 (53). - С. 32-39.
16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - С. 213-227.
17. Болотова А.К. Психология организации времени. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.
18. Болотова А.К., Хачатуров М.Р. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения // Культурная-историческая психология. - 2012. - №1. - С. 69-75.
19. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1980. - №2. - С. 3-12.
20. Василевская Е.А., Менделевич В.Д. Взаимосвязи социального интеллекта и антиципационной состоятельности при шизофрении // Практическая медицина. - 2015. - №5 (90). - С. 31-35.
21. Василевская Е.А., Менделевич В.Д. Взаимосвязь антиципации, вероятностного прогнозирования, социального интеллекта и IQ у пациентов с умственной отсталостью // Практическая медицина. - 2014. - №2 (78). - С. 64-66.
22. Василенко В.Е. Лебедева А.А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: гендерный и возрастной аспекты // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. - М.: Изд-во «Московский государственный психолого-педагогический университет», 2015. - С. 148-153.
23. Великоцкая А.М. Значимые факторы социальной ситуации развития подростка-правонарушителя // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - №1. - С. 56-68. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/68003.shtml (дата обращения 03.12.2016).
24. Виленская Г.А. Экспериментальное изучение ранних этапов развития
контроля поведения // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - 2010. - С. 588-593. Портал психологических изданий PsyJournals.ru.URL: http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34639.shtml (дата
обращения 03.03.2016).
25. Власова Н.В. Экзистенциальные проблемы современного юношества // Акмеология. - 2014. - №3-4. - С. 53-54.
26. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
27. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистики. - М.: Высшая школа, 1979. - 400 с.
28. Гончаров Д.В., Егоров Е.И., Колодынский С.Г. Применение Q-методологии в политических исследованиях // Вестник ОГУ. - 2002. - №7. - С. 94-99.
29. ГОСТ Р 7.0.5 - 2008, Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
30. Граница А.С. Особенности взаимосвязей антиципационной состоятельности, тревожности и агрессии у больных неврологическими расстройствами // Практическая медицина. - 2014. - №2 (78). - С. 67-69.
31. Григоровская Н.Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени: Автореф. дис. кан. псх. наук. - М.,
1999. - 26 с.
32. Ефимова И.О., Кузнецова О.В. Взаимосвязь жизнестойкости и временной перспективы личности в период зрелости // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. - М.: Изд-во «Московский государственный психолого-педагогический университет», 2015. - С. 175-178.
33. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового
возраста: обзор психологических исследований // Психологическая наука и
образование. - 2014. - №1. - С. 10-14.
34. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции студента в контекстном обучении: дис. кан. псх. наук. - М.,
2000. - 140 с. URL: http://www.dissercat.com/content/edinstvo-antitsipatsii-i-refleksii-
kak-psikhologicheskii-mekhanizm-regulyatsii-myshleniya-st#ixzz4ikl8cOOk (дата
обращения 03.03.2016).
35. Зверева М.В., Печникова Л.С. Самоповреждающее поведение у подростков в
норме и при психической патологии // Клиническая и специальная психология. -
2013. - № 4. PsyJournals: портал психологических изданий.URL:
http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n4/Zvereva_Pechnikova.shtml (дата обращения 10.10.2016)
36. Зимина С.В. Восприятие времени человека: медико-психологические
аспекты.[Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/zimina_vospriyatie.pdf. (дата
обращения 08.04.2016).
37. Зимина С.В. Клинико-характерологические аспекты восприятия времени
человеком (доклад). [Электронный ресурс]. - Режим
доступа :http://www .chronos.msu.ru/old/RREPORT S/zimina_kliniko. html (дата
обращения 08.04.2016).
38. Зинина С.М. Методические рекомендации по использованию методов статистического вывода в психологическом исследовании. - Нижний Новгород,
2013. - 33 с.
39. Змановская Е..В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
40. Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. -
2013. - №5 (133). - С. 189-195.
41. Змановская Е.В. Эмпирическое обоснование структурно-динамической
концепции девиантного поведения // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. - 2012. - №4. - С. 96-102. URL:
http://russia.ecpp.org/text/zmanovskaya-ev-empiricheskoe-obosnovanie-strukturno- dinamicheskoy-koncepcii-deviantnogo (дата обращения 23.11.2016)
42. Зыкова Н.Ю., Лапкова О.С., Хлоповских Ю.Г. Методы математической обработки данных. Психолого-педагогические исследования / Валынкина И.Г. - Воронеж: Изд.-полиграф. центр Воронежского государственного университета,
2008. - 84 с.
43. Исаев А.В. Теоретические подходы антиципации в психологии и физиологии человека // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6 (49). - С. 247-249.
44. Исаев Е.И. Планирование как центральный компонент теоретического
мышления // Психологическая наука и образование. - 2010. - №4.URL:
http://psyedu.ru/journal/2010/4/Isaev.phtml (дата обращения 04.12.2016).
45. Ислентьева В.Н. Теоретические концепции в изучении причин подростковой
девиации. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/99990201_West_soc_2004_1(3)/16.p df. (дата обращения 28.11.2016).
46. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - №1. - С. 69-75. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Ichenko.phtml (дата обращения 03.12.2016).
47. Казарян В.П. Лейбниц (1646-1716) и его трактовка времени. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.chronos.msu.ru/old/biographies/kazaryan_leibniz.html (дата обращения
03.11.2016).
48. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. -
СПб.: Речь, 2006. - 371 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://uchebnik.online/taym-menedjment-uch/chto-takoe-vremya-22941.html (дата
обращения 06.01.2017).
49. Кле М. Психология подростка. Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
50. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология // Общество и право. - 2015. - №1 (51). - С. 262-269.
51. Клейберг Ю.А. Криминальная девиантность подростково -молодёжных
субкультур // Общество и право. - 2013. - №3 (45). - С. 281-286.
52. Ключарев В.А., Зубарев И.П., Шестакова А.Н. Нейробиологические механизмы социального влияния // Экспериментальная психология. - 2014. - T. 7. - №4. - С. 20-36.
53. Книжникова С.В. Девиантологическая компетентность в обеспечении личной медиабезопасности // Акмеология. - 2014. - №3-4. - С. 85-86.
54. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности // Социальная идентификация личности/Отв. редактор В.А. Ядов. - М.: Инс-т социологии РАН. - 1993. - С. 107-123.
55. Комлев Ю.Ю. Теории девиантного поведения / Ю.Ю. Комлев. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд. дом АЛЕФ-ПРЕСС, 2014. - 222 с.
56. Кон И.С. Самосознание и образ «Я». Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
57. Королева Н.Н., Луговая В.Ф., Неговская С.Г. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. - 2013. - №6. - С. 65-71.
58. Кошарная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - №1 (13). - С. 70-81.
59. Криминология / Под ред. проф. В.Д. Малкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - 528 с.
60. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - №1. - С. 100-106. URL: http://psyedu.rU/journal/2014/1/Kuznecova_Abramova.phtml (дата обращения 03.12.2016).
61. Кузьмина Н.В. Этнические деликты и преступность как вид
правонарушающего поведения: к постановке проблемы // Вопросы управления. -
2011. - №1 (14).URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2011/01/16/ (дата обращения
05.12.2016)
62. Ларских М.В. Антиципационная состоятельность как критерий конструктивного перфекционизма // Невротический вестник. - 2014. - Т. XLVI. - №1. - С. 22-27.
63. Литвинова А.В. Социокультурные детерминанты ориентации подростков на субкультуры // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1. - С. 37-44.
64. Личко А.Е. Формы проявлений нарушений поведения у подростков / Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - С. 31¬
51.
65. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного
целеполагания у детей 2-4 лет // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 06 февраля 2005. URL:
http://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11076881 43&archive=1120045907&start_from=&ucat=& (дата обращения 03.12.2016).
66. Матасова И.Л. Проблемы внедрения ФГОС в контексте профилактики психологической зависимости в подростковом возрасте // Бюллетень Учебно - методического объединения вузов Российской Федерации по психолого - педагогическому образованию. - 2013. - №1 (4). - С. 86-98.
67. Менделевич В. Д. Проблема диагностики психических и поведенческих расстройств в эпоху постмодернизма // Экспериментальная психология. - 2015. - Т.
8. - №3. - С. 82-90.
68. Менделевич В.Д. Антиципационная концепция неврозогенеза / Неврозология и психосоматическая медицина. Под ред. Соловьевой С.Л. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608 с.
69. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
70. Менделевич В.Д., Абитов И.Р. Прогностическая компетентность и психологические защиты пациентов с невротическими и психосоматическими расстройствами // Психические расстройства в общей медицине. - 2008. - №2. - С. 22-26.
71. Менделевич В.Д., Бахтияров Ф.И. Антиципация человеком собственных переживаний в норме и при психической патологии // Неврологический вестник. -
2014. - T. XLVI. - №2. - С. 31-38.
72. Менделевич В.Д., Граница А.С. Прогнозирование будущего и механизмы неврозогенеза. Часть 1 // Неврологический вестник. - 2013. - Т. XLV. - №4. - С. 42¬
52.
73. Менделевич В.Д., Граница А.С. Прогнозирование будущего и механизмы неврозогенеза. Часть 2 // Неврологический вестник. - 2014. - Т. XLVI. - №1. - С. 51¬57.
74. Мещерякова И.А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников // Культурно-историческая психология. - 2006. - №4. - С. 52-59.
75. Мир психологии: психология для всех и каждого [Электронный ресурс] - сайт. - URL: http://www.psyworld.ru/ (дата обращения 07.01.2017).
76. Михальский А.В. Современные отечественные исследования психологии конструирования будущего // Современные исследования социальных проблем. -
2015. - №9 (53). - С. 459-466.
77. Молоденова С.В. Образ Я подростков в разной образовательной среде // Акмеология. - 2014. - №3-4. - С. 111-112.
78. Москвина Н.В. Нейропсихологическая диагностика аддиктивного поведения
и регулятивных способностей // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я. Рубинштейн). - 2011. - С. 108-111. Портал психологических изданий
PsyJournals.ru.URL:http://psyjournals.ru/metodpatopsy/issue/59735.shtml (дата
обращения 03.03.2016).
79. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
80. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения личности // Неврологический вестник. - 2010. - Т. XLII. - №3. - С. 47-50.
81. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - №5. - С. 50-59.