Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, РЕФЛЕКСИИ И ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ 8
1.1. Анализ основных подходов к изучению саморегуляции психических состояний 8
1.2. Рефлексивные способности человека 20
1.3. Анализ основных подходов к изучению защитных механизмов психики 25
1.4. Определение стресса, его физическое и психологическое значение 31
Выводы 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, РЕФЛЕКСИИ И ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ 37
2.1. Описание выборки, методов и организации исследования 37
2.2 Описание особенностей взаимосвязи саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики у спортсменов 39
2.3. Особенности взаимосвязи саморегуляции психических состояний, рефлексии и
защитных механизмов психики у специалистов, сферы IT-услуг 46
2.4. Сравнительный анализ специфики взаимосвязи саморегуляции психических
состояний, рефлексии и защитных механизмов психики у спортсменов и специалистов, сферы IT- услуг 52
2.5. Особенности взаимосвязи саморегуляции психических состояний у специалистов
сферы IT - услуг 58
2.6. Сравнительное описание особенностей взаимосвязи саморегуляции психических
состояний у специалистов сферы IT-услуг 74
2.7. Особенности взаимосвязи саморегуляции психических состояний у спортсменов 79
2.8. Сравнительное описание особенностей взаимосвязи саморегуляции психических
состояний у спортсменов 94
Выводы 98
Заключение 100
Список литературы 102
В настоящее время, современная жизнь задает нам условия, в которых необходимо принимать объективные решения, выбирать оптимальные способы поведения и эффективно управлять психическим состоянием. Однако, человек сталкивается со множеством проблем, которые вызывают сильные эмоциональные потрясения, зависящие от выбранной сферы деятельности.
Всем известно, что спорт это напряженный вид деятельности, где проходит испытания организма на выносливость, а воли и мотивации на прочность. Современный спорт, и особенно спорт высших достижений, невозможен без максимальных нагрузок, соперничества, постоянных переживаний успеха и неудач. В условиях таких высоких требований, предъявляемых к профессиональным спортсменам, на передний план выходит проблема психической устойчивости к напряженным психофизическим нагрузкам. Спортсмен вынужден постоянно справляться не только с большим количеством физических нагрузок, но и с психологическим давлением, которое вызывает большой спектр психических состояний.
Однако работа людей в сфере информационных технологий, которые постоянно находятся в условиях психологического давления, так же вызывает множество разнообразных состояний.
Среди эмоциональных состояний, являющихся ключевыми индикаторами психологической готовности как спортсмена, так и людей, занимающиеся в сфере IT-услуг традиционно анализируется тревожность. Тревога, как основное состояние во время напряженной ситуации, является мощным препятствием для достижения успеха.
Исходя из этого, одним из важных качеств для людей является способность регулировать свое состояние. Для того, чтобы верно определить актуальное состояние и при необходимости изменить его, нужен оптимальный уровень рефлексии.
К проблеме рефлексии обращались как отечественные (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Андреева Г.М., Карпов А.В. и др.), так и зарубежные авторы (Велман Г., Снайдер М., Флэйвелл Д. и др.)
А.О. Прохоров отмечает, что: «Рефлексия «включена» как центральное, основное звено в регуляторный процесс, как самодетерминирующее и саморегулирующее начало регуляторных действий субъекта. Благодаря рефлексии осуществляются осознание, оценка и сличение актуального состояния с первоначальным и, соответственно, в случае необходимости субъектом вносится коррекция в применяемые способы и приемы регуляции»[45].
Процесс рефлексии необходимо рассматривать во взаимосвязи с саморегуляцией, так как рефлексивные способности позволяют более дифференцированно отражать внутренние переживания субъекта. При этом деятельность саморегуляции, сопровождаемая рефлексией, становится результативной, меняя психическое состояние человека.
Помимо саморегуляции психического состояния и рефлексии, необходимо отметить роль защитных механизмов психики. Способность пропускать негативную информацию, и тем более не позволять ей соматически повлиять на организм, зависит от развитых защитных механизмов, и способов саморегуляции, которые используют люди.
При изучении саморегуляции психических состояний, следует отметить наличие осознаваемых и неосознаваемых компонентов. Исходя из этого, наибольший интерес представляет изучение рефлексии, как осознаваемого, и защитных механизмов психики, как неосознаваемого компонента.
В свою очередь, защитные механизмы психики можно рассматривать как специфический барьер, который препятствует доступу травмирующей информации. Они так же выступают определенными регуляторными процессами, функционируя на бессознательном уровне, разрешая внутриличностные конфликты.
Таким образом, эти три структуры тесно взаимосвязаны между собой и входят в основу психологической готовности как спортсмена, так и человека в повышенных условиях умственной деятельности. Исходя из этого, изучить их влияние в напряженной ситуации на человека, в двух противоположных сферах деятельности, представляет особый интерес.
Важно отметить, что присутствуют определенные сложности в изучении данной проблемы. Во-первых, неоднозначность понятий затрудняет определение теоретической базы исследования.
Во-вторых, сложность проявляется в определении актуального психического состояния и фиксировании деятельности саморегуляции при его изменении.
Таким образом, актуальность исследования взаимосвязи саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики в сочетании с недостаточной ее разработанностью определяет проблему настоящего исследования.
Объект исследования - напряженная ситуация в различных сферах деятельности (соревновательная деятельность спортсмена и умственной работа специалистов сферы IT-услуг).
Предмет исследования - саморегуляция психических состояний, рефлексия и защитные механизмы психики в ситуации соревнований и умственной деятельности.
Гипотеза 1. Существуют специфические проявления саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики у респондентов, в зависимости от сферы деятельности.
Гипотеза 2. Существуют различия саморегуляции психических состояний, уровня выраженности рефлексии и защитных механизмов психики у спортсменов, в зависимости от разряда, и у информационных специалистов, в зависимости от опыта работы.
Цель исследования - изучить особенности саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики, в напряженной ситуации в различных сферах деятельности.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ степени разработанности темы исследования в психологической литературе.
2. Выявить и описать особенности взаимосвязи саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики у спортсменов и у специалистов сферы IT-услуг.
3. Провести сравнительный анализ специфики взаимосвязи саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики у спортсменов и специалистов сферы IT-услуг.
4. Описать особенности саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики у специалистов сферы IT-услуг, в зависимости от опыта работы.
5. Описать особенности саморегуляции психических состояний, рефлексии и защитных механизмов психики у спортсменов, в зависимости от спортивного разряда.
Теоретические основы исследования: теория рефлексивных механизмов деятельности А.В. Карпова, структурно-функциональный подход А.О. Конопкина, концепция индивидуального стиля саморегуляции В.И. Моросановой, психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика, системно - функциональная модель А.О. Прохорова и др.
Практическая ценность. Результаты данной работы могут быть применены при разработке тренинговых упражнений на развитие саморегуляции психических состояний, на предотвращение эмоционального выгорания и развития организационной культуры.
Теоретическая значимость. Результаты данной работы дополнят существующие концепции саморегуляции психических состояний, а так же расширят представления о значимости регуляторных способностей у сотрудников сферы информационных технологий.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Исходя из теоретического анализа, можно прийти к выводу, что саморегуляция психических состояний является неотъемлемым элементом деятельности человека. Так же, составляющие саморегуляции влияют как на осознаваемый, так и неосознаваемый уровень, охватывая функционирование когнитивных процессов, мотивационно-волевой, эмоциональной сферы и поведения. Исходя из этого, целью данного исследования было изучение психологических механизмов саморегуляции психических состояний, и ее проявление зависимости от специфики деятельности.
Результаты эмпирического исследования показали, что независимо от специфики деятельности человека, присутствует взаимосвязь психологических механизмов саморегуляции.
Последнее свидетельствует о том, что существуют различия во взаимосвязи психологических механизмов саморегуляции с рефлексией и защитными механизмами психики, обусловленные напряженностью ситуации и спецификой деятельности. Таким образом, выдвинутая нами первая гипотеза подтвердилась в данном исследовании.
Так же, существуют определенные сходства и различия функционирования саморегуляции психических состояний, уровня выраженности рефлексии и защитных механизмов психики у спортсменов, в зависимости от разряда, и у информационных специалистов, в зависимости от опыта работы. Вероятней всего, это связано с накопленным опытом и знаниями, которыми оперируют респонденты.
Исходя из этого, выдвинутая нами вторая гипотеза подтвердилась частично.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
Практическое применение полученных данных может заключатся в составлении тренинговых упражнений на развитие уровня саморегуляции, рефлексии, профилактики эмоционального выгорания, а так же, на создание корпоративной культуры.
Дальнейшие перспективы исследования заключаются в возможности проведения исследования на более широкой выборке респондентов. Предполагается проведение сравнительного анализа по гендерным особенностям, проведение лонгитюдного исследования, для изучения специфики развития данных структур.
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Аспект-пресс», 2004. - с. 295
2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся
системы. Психология формирования и развития личности. - М.: Изд- во «Наука», 1981. - с. 433.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Изд-во: «ПЕР СЭ«, 2006. - с. 80.
4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М.: Изд-во
«Культура», 1996. - с. 224.
5. Вассерман Л.И. с соавторами. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (пособие для врачей и психологов) под ред. Л.И.Вассермана. - СПб.: Изд-во «НПО Модек», 1998. - с. 54.
6. Выготский, Л. С. Собрание Сочинений, т. I. - М: Изд-во
«Педагогика», 1982. - с. 486
7. Выготский, Л. С. Собрание Сочинений, т. III. - М: Изд-во
«Педагогика», 1983. - с. 368
8. Г абдреева Г.Ш., Юсупов М.Г. Саморегуляция психических состояний: психологические технологии и диагностика: Учебное пособие. - Казань: Изд-во «Отечество», 2013. - с. 154.
9. Головин. С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск.: Изд-во «Харвест», 1998. - с. 661.
10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб.: Изд-во «Свет», 1997. - с. 656
11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. - Л.: Изд-во «ЛГУ, 1988. - с. 560
12. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. - Л.: Изд- во «ЛГУ», 1991. - с. 272.
13. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: Изд-во «Эксклюзив», 1994. - с. 192.
14. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности:
психологические механизмы. - СПб.: Изд-во «Знание», 1998. - с. 266.
15. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности:
психологические механизмы. - СПб.: Изд-во «Знание», 1998. - с. 352.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во «Владос- Пресс», 2003. - с.264
17. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. - М: Изд-во «ИП РАН», 2003. - с.318.
18. Дубровина И.В. Практическая психология образования - СПб.: Изд-во «Питер», 2004. - с. 394
19. Дружинин В. Н., Психология. Учебник для гуманитарных вузов Под редакцией В. Н. Дружинин- СПб.: Изд-во«Питер», 2001. - с.656.
20. Ильин Е.П.Психология индивидуальных различий. - СПб.: Изд-во «Питер», 2011. - с. 701.
21. Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. - М.: Изд-во «Юрист», 1998. - с. 440
22. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. - М.: Изд-во «ИП РАН», 2000. - с. 288.
23. Карпов А. В., Скитяева ИМ. Психология рефлексии - М.: Изд-во «ИП РАН», 2002. - с. 326.
24. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. - с. 450.
25. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Изд-во «ИП РАН», 2005. - с. 352.
26. Кружкова О.В. Псиологические защиты личности: учеб.пособие. Кружкова О.В.: Шахматова О.Н. - Екатеринбург: Изд-во. «РГПУ», 2006. - с. 153
27. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции. Психологические исследования. - 2011. - №. 2(16). - с. 98-106.
28. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Изд-во «Питер», 1999. - с. 794
29. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов - СПб: Изд-во «Питер», 2011. - с.583.
30. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Изд-во «Смысл», 1999. - с. 590.
31. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко.- 3-е изд. - СПб.: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2006. - с.672.
32. Моросанова В.И. Индивидуальные стили саморегуляции. - М.: Изд-во «Наука», 2001. - с. 192.
33. Моросанова В.И.: Самосознание и саморегуляция поведения. — М.: Изд-во: «ИП РАН», 2007. — с.213.
34. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Изд- во «Владос», 2007. - с.560.
35. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.- 4 изд. - М.: Изд- во «Владос», 2003. - с. 651.
36. Никольская И.М., Р.М.Грановская. Психологическая защита у детей. - СПб.:Изд-во «Речь», 2000. - с. 507.
37. Осницкий А.К. Стуктура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека. Субъект и личность в психологии саморегуляции. Под ред. В.И. Моросановой. - Ставрополь: Изд-во «ПИ РАО», «СевКавГТУ», 2007. - с 233-256.
38. Пейсахов Н.М.Закономерности динамики психических явлений. - Казань: Изд-во «КГУ им. В.И.Ульянова- Ленина», 1984. - с. 236
39. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. - Казань: Изд-во «КГУ им. В.И.Ульянова- Ленина», 1974 - с. 253.
40. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделеевич В.Д.. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О.Прохорова. - М.: Из-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.
41. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2004. - с.176.
42. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояния: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: Изд-во «ПЕР СЕ»,
2005. - с. 352.
43. Прохоров А.О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний. Психология состояний : хрестоматия : учебное пособие, ред. А.О. Прохоров. - М., СПБ.: Изд-во «Пер Сэ», «Речь», 2004. - с. 496-512.
44. Прохоров А.О. Феноменологические особенности пространственновременной организации психических состояний субъекта. Психология психических состояний. Сборник статей. Вып.6. Под ред.проф. А.О.Прохорова. - Казань: Изд-во «Отечество», 2009. - с. 69-78
45. Прохоров А.О., Т.А.Пащенко. Влияние смысловых конструктов на актуализацию психических состояний. Психология психических состояний: Сборник статей. Вып.6. Под ред. проф. А.О.Прохорова. - Казань: Изд-во «КГУ им. В.И.Ульянова- Ленина», 2006 - с.192-214.
46. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - с. 816
47. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - с. 352.
48. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - с. 350.
49. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: краткое руководство. - М.: Изд-во «РПА», 1992. - с. 160.
50. Фрейд З. Я и Оно. Психология бессознательного. - М.: Изд-во «Просвещение», 1990. - с. 466.
51. Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояние (на примере учебной деятельности студентов). Автореф. дис. ... канд психол. наук.-Казань: Изд-во «Отечество»,2013.- с.26
52. Чернов А.В., Юсупов М.Г. Психология метапознания: теоретические и прикладные аспекты: учебное пособие . - Казань: Изд-во «Отечество», 2015 - с. 108.
53. Чернов А.В.Влияние регуляторных способностей на психические состояния студентов с разным уровнем рефлексии. Психология психических состояния. Под ред. А.О.Прохорова. - Казань: Изд-во «КФУ» 2013. - с 125-129.
54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология.). - М.: Изд-во «Гардарики», 2005. -с. 349.
55. Freud A. The Ego and the mechanisms of defense The writings of Anna Freud. — Vol. 2. — London, 1977.
56. Larsen R.J., Prizmic Z. Affect regulation Handbook of Self- Regulation. Research, Theory and Application Ed.R.F. Baumeister, K.D. Vohs. The Guilford Press. New York London, 2004. P. 40-61.
57. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Comp.,1984.
58. Lazarus R. Stress and emotion: A new synthesis. Free association book. London, 1999.
59. Plutchik R, Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions In C. E. Izard (Ed.) Emotions in personality and psychopathology. N.-Y. Plenum, 1979
60. Plutchik R.A general psychoevolutionary theory of emotions In R.Plutchik, H.Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research and experience: Vol. 1. N. Y., Academic Press. - 1980. - p. 3-33.
61. Tangney J.P., Baumeister R.F., Boone A.l. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success Journ. of Personality. 2004 V. 72. P. 271-322.
62. Vaillant G.E. Adaptation to Life. Boston, MA: Little, Brown, 1997.
63. Vohs K.D., Baumeister R.F. Understanding Self- Regulation^ Handbook of Self- Regulation. Research, Theory and Application Eds R.F. Baueister, K.D. Vohs. The Guilford Press. New York- London, 2004. P. 1-9.
64. Zelazo P.D., Carter A., Reznick J.S and Frye D. Early development of executive function: A problem- solving framework Review of General Psychology. 1997. V.1.P.198- 226.
65. Агарков А.В., Бронфман С.А. Взаимосвязь свойств темперамента и
механизмов психологической защиты. -URL:
http: psyj ournal .rupsyj ournalarticlesdetail. php?ID=2925 (Дата обращения: 22.05.2017).
66. Гилязиева Е.А., Павленко Т.А. Исследование гендерных особенностей
формирования рефлексии в подростковом возрасте. -URL:
http:scj ournal.ruarticlesissn_1993-5552_2014_4_09.pdf (Дата
обращения: 22.05.2017).
67. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии. - URL:
http:www.hse.rupubslibdataaccessramticket91430596400cafa9c549 0c 1 fdbad8425df61408612c101-120.pdfi^ara обращения: 22.05.2017).
68. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики.Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. - URL: http:psystat.at.uapubl2-1-0-22 (Дата обращения: 22.05.2017).
69. Крылов А.А. Психология. Учебник 2-е издание. М.:Изд-во Проспект, 2005. -URL: http:www.e-reading.clubchapter.php69387171Krylov_- _Psihologiya.html (Дата обращения: 22.05.2017).
70. Лапкина Е.В.Психологиечскиая защита и совладание: защитная
система личности. - URL:
http:vestnik.yspu.orgreleases2011_2pp54.pdf (Дата обращения:
22.05.2017) .
71. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте
проблемы саморегуляции. - URL:
http: psystudy.ruindex. phpnum2011n2-16463-leontiev-averina 16. html (Дата обращения: 22.05.2017).
72. Моросанова В.И. Журнал практической психологии и психоанализа. -
URL: http: psyj ournal .rupsyj ournalarticlesdetail. php?ID=2946 (Дата
обращения: 22.05.2017).
73. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и
самостоятельность человека. Ч.1. -URL:
http:psystudy.ruindex.phpnum2009n5-7221 -osnitsky7.html. (Дата обращения: 22.05.2017)
74. Рассудова Л.А. Процесс рефлексии у девиантных подростков. -URL: http:sisp.nkras.rue-ruissues20127rassudova.pdf (Дата обращения:
22.05.2017) .
75. Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л. Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.) -URL: http:psycabi.nettesty179-test-na- trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d- spilbergera-i-yu-l-khanina (Дата обращения: 22.05.2017).
76. Юркина М.В. Структура и динамика защитных механизмов личности в процессе ее социализации. Автореферат. 2000 - URL:
http:www. dissercat.comcontentstruktura-i-dinamika-zashchitnykh- mekhanizmov-lichnosti-v-protsesse-ee-sotsializatsii (Дата обращения: