Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поддержки малого и среднего предпринимательства 5
1.1. Понятие малого и среднего предпринимательства 5
1.2. Методы и инструменты поддержки малого и среднего
предпринимательства 8
1.3 Характеристика государственной поддержки малого и среднего бизнеса в
Российской Федерации 12
Глава 2. Практические аспекты финансирования государственной поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне 21
2.1 Оценка реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса
в регионах Северо-западного федерального округа 21
2.2 Механизмы государственной поддержки малого среднего
предпринимательства Северо-Западного округа 36
2.3 Анализ финансирования государственной поддержки малого и среднего
бизнеса в Северо-Западном округе 37
Глава 3. Совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Северо-Западном округе 56
3.1 Рекомендации по повышению эффективности информационного обеспечения малого и среднего бизнеса 56
3.2 Совершенствование финансового механизма поддержки малого и среднего
бизнеса 59
3.3 Реформирование институтов содействия малого и среднего бизнеса 63
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложения
Современная ситуация в России свидетельствует о повышении роли малого предпринимательства в экономике и социальной сфере. Сегодня на российский малый бизнес приходится более трети хозяйственного оборота и более 6% инвестиций в основной капитал. Малые предприятия (МП) обеспечивают более 30% занятости в экономике, реализуют около 2,7 тыс. инновационных старт-ап проектов1. Развитие МП как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствуют цели экономических реформ - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в функционировании мировой экономической системы. Одной из главных причин сложившегося положения является несовершенство государственно-правового регулирования МП. Отсутствие достаточного внимания со стороны государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет создать условия, необходимые для повышения его экономической эффективности, кроме того, является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики. Безопасность предпринимательства в условиях рыночной экономики, в свою очередь, является одним из ключевых условий национальной экономической безопасности. Неэффективное государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства, как сектора экономики. Общие для определенного сектора предпринимательства условия и факторы, возникающие по объективным причинам и представляющие опасность для бизнеса, как вида экономической деятельности, представляют собой угрозы безопасности предпринимательства. В тоже время, должный уровень развития малого бизнеса является важнейшим условием экономической и социальной безопасности государства. Значимость сферы малого предпринимательства в социально-экономическом развитии отдельно взятого региона и страны в целом, но недостаточно эффективное регулирование данной сферы на региональном уровне обусловили выбор темы исследования, постановку его цели и задач.
Цель работы заключается в исследовании государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и разработка комплекса мер, направленных на ее совершенствование. В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить сущность малого предпринимательства и его роль в рыночной экономике;
- дать характеристику основных направлений государственной поддержки малого бизнеса в современных условиях;
- рассмотреть вопросы правового регулирования деятельности малого предпринимательства;
- рассмотреть действующие программы поддержки малого предпринимательства в СЗФО;
- определить основные направления совершенствования механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
• поддержка малого и среднего предпринимательства в регионах Северо-Западного Федерального округа.;
• финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Северо-Западного Федерального округа.
Нормативно-правовая база курсовой работы основана на Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с организацией деятельности малого предпринимательства. Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Предпринимательская деятельность (бизнес) - деятельность, направленная на извлечение прибыли. Малый и средний бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное, малое и среднее предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами. Малый и средний бизнес является неотъемлемой частью динамично развивающейся экономики страны. Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Ведь без него не может быть, как среднего, так и крупного бизнеса. Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, смягчению кризисных явлений в экономике, развитию конкуренции. Малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Одним из главных достоинств таких предприятий является их гибкость и высокая приспособляемость, которые в конечном итоге и обеспечивают их выживание и развитие. Для развития малого и среднего бизнеса необходима государственная поддержка. Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т. д. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т. д. Основные стратегические ориентиры развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации - это увеличение в 1,5 раз числа малых компаний преимущественно за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40% оборота данного сектора; увеличение в 6 раза числа малых инновационных компаний с 1% до 6%; снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров в 6 раз: с 6% до 1% от оборота. По данным Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ в 2014 году запланировано провести субсидирование на развитие МСП в размере 20,1 млрд. рублей. На реализацию всех видов программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, по данным регионов округа, направлено в 2012 году 6,5 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 4,6 млрд. рублей, их региональных - 1,9 млрд. рублей) (рост к уровню 2011 года составил 110,9%). Проанализировав интегральные индексы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионах Северо-Западного федерального округа мы видим, что во всех регионах присутствует положительная динамика, в каком-то регионе больше, в каком-то меньше. Но сопоставив интегральные индекс государственной поддержки МСБ с интегральным индексом развития МСБ, мы понимаем, что не во всех регионах государственная поддержка малого и среднего бизнеса эффективна. В результате свободного интервью с предпринимателем, анализа отчетных документов и анализа сформированных индексов, можно выделить основные проблемы государственной поддержки МСБ в Северо-Западном округе:
1. Не эффективное использование финансовых ресурсов.
2. Неэффективность институтов поддержки МСБ.
3. Отсутствие доступной информации.
Проведя исследование, мной были сформулированы механизмы совершенствования государственной поддержки малого и среднего бизнеса:
1. Финансовые механизмы.
Данные механизмы не эффективны поскольку:
- Высокий риск коррупции среди финансовых структур, которые занимаются распределением субсидирования среди субъектов МСБ на их развитие.
- Не эффективное использование финансовых средств выделенных на развитие МСБ (2012 год в качестве примера, когда 70% финансовых ресурсов не было потрачено).
- Обременительные налоги для МСБ, как следствие развитие теневой экономики.
Политика государства и Северо-Западного округа в связи с этим должна быть направлена на сокращение расходов прямого финансирования субъектов МСБ (гранты) и создание налоговых льгот (нулевые налоги в течении первых 2 лет развития субъекта МСБ), создание механизмов льготного кредитования, развитие института бизнес-ангелов и инвесторов.
2. Институциональные реформы.
Северо-Западный округ идет в правильном направлении, развивая институты бизнес-инкубирования (технопарки), поскольку спрос на них очень велик. Давать больше задач по поддержке малого и среднего бизнеса муниципальным администрациям и мэриям. Необходимо создавать квоты для субъектов малого и среднего бизнеса в бизнес-инкубаторы от их муниципальных образований.
3. Информационная доступность
Для более эффективного развития МСБ в Северо-Западном округе и Российской Федерации необходимо информацию распространять не только на отдельных сайтах и порталах, но и в социальных сетях (Вконтакте, одноклассникик, фэйсбук, твиттер и т. д.), наиболее привычном, доступном и приятном месте для пользователей ПК и мобильных устройств. Необходимо развивать онлайн-передачи и онлайн-консультации, для того чтобы решить проблему не грамотности в сфере предпринимательства.
1. Конституция Российской Федерации: офиц.текст. - М.: Юрайт-Издат, 2012.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст.3824.
3. Федеральный закон 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск №4427. - 2007 г.
4. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с изм. и доп. от 31 декабря 2001 г.) (утратил силу) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 29.03.2012.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 29.03.2012.
6. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 29.03.2012.
7. Проект Федерального закона «О полиции» // Российская газета. - 2010. - №5254.
8. Агурбаш Н. Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах / Н. Г. Агурбаш. - М.: Анкил, 2010. С.97.
9. Сайт проекта Информационная поддержка объединений предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: www.smb-support.ru (дата обращения: 25.05.2014).
10. Нормативно правовые акты
11. Конституция Российской Федерации. М: ИНФРА-М, 2009.
12. Нормативно правовые акты
13. Конституция Российской Федерации. М: ИНФРА-М, 2009.
14. Гражданский кодекс РФ. Части ЦЦП. М.: ИНФРА-М, 2009.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I,II. М.: ИНФРА-М, 2009.
16. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2009.
17. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
18. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
19. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
20. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ.
21. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 №41- ФЗ.
22. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ.
23. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 24.11.95 № 208-ФЗ.
24. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
25. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от
08.08.2001 №128-ФЗ.
26. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 19.07.1995 №147-ФЗ.
27. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 №948.
28. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 26.05.2014.)
29. Сайт Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. URL: www.siora.ru (дата обращения: 26.05.2014.)
Специализированная литература
ЗО.Захарченко А.А. Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципальная экономика.- 2011. - N 3. - С.2-13.
31 Андреев В. Правовой статус малых предприятий// «Российская юстиция»,
№9, 2015.
32. Андреев В. К. Государственная поддержка малого предпринимательства // «Российская юстиция», № 12, 2015.
33. Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика // «Экономическая наука современной России», № 1, 2015.
34. Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность// «Юстицинформ», 2015.
35. Петров Б.В., Рагимов С.Н. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России // «Финансы», № 11, 2015.
36. Пыхтин С. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства // «Законность», № 1, 2013.
37. Синюрин А.А. Малые предприятия России: статистический обзор // «Бизнес-журнал», 24.05.2015.
38. Фильченко Д.Г., Ялтинский М.В. Г осударственные гарантии субъектам малого предпринимательства // «Право и экономика», № 4, 2016.
39. Шуткин А.С. Малый бизнес и местные бюджеты // «Финансы», № 5, 2015.
40. Ципривуз К.А. Факторинг как способ кредитования малого бизнеса // Консультант Плюс, 2016.