ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации 8
1.1 Сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации 8
1.2 Источники финансирования деятельности Пенсионного Фонда
Российской Федерации 22
Глава 2. Практические основы организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Чувашия, Республики Мордовия, Самарской области ) 32
2.1 Динамика доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации и ее оценка 32
2.2 Оценка структуры и динамики расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации 48
Глава 3. Проблемы и пути решения проблем организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации 64
3.1 Проблемы организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации 64
3.2 Рекомендации по повышению эффективности организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации 75
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Глава 1. Теоретические основы финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации 8
1.1 Сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации 8
1.2 Источники финансирования деятельности Пенсионного Фонда
Российской Федерации 22
Глава 2. Практические основы организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Чувашия, Республики Мордовия, Самарской области ) 32
2.1 Динамика доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации и ее оценка 32
2.2 Оценка структуры и динамики расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации 48
Глава 3. Проблемы и пути решения проблем организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации 64
3.1 Проблемы организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации 64
3.2 Рекомендации по повышению эффективности организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации 75
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Формирование российской пенсионной системы на современном этапе отвечает возможностям системы социальной защиты и обеспечения населения. Она является логичным продолжением советской пенсионной системы, дополненной в связи с новыми экономическими условиями. Проблема пенсионного обеспечения, справедливости ради отметим, не является уникальной для России. Большое количество иностранных государств, столкнувшихся с проблемами демографического старения населения, а соответственно, увеличения доли пенсионеров в общем количестве населения страны, вынуждены были повысить пенсионный возраст, вводить иные системы обеспечения лиц пострудоспособного возраста.
20 ноября 1990 года был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» (введен в действие в 1991 году - первой половине 1992 года), в этом же году был создан Пенсионный фонд страны. Проводимая в стране пенсионная реформа привела к формированию смешанной системы пенсионного обеспечения, которая действует с 2002 года, которая сочетает в себе как распределительный, так и накопительный принципы. Как указано на официальном сайте Пенсионного фонда России, «Основная суть новой пенсионной схемы заключалась в том, что вводилась новая формула расчета пенсии и формирования ее из трех составляющих: базовой части (фиксированная, устанавливается государством), страховой части (зависит от суммы уплаченных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном счете гражданина), накопительной части (зависит от размера заработной платы и суммы уплаченных пенсионных взносов; накапливается в течение всей трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР)» .
Проблема пенсионного обеспечения для большинства россиян заключается в том, что размер базовой ее части фактически находится на уровне прожиточного минимума, а иногда и за его пределами, так 3 квартал 2014 года, средний размер пенсии в РФ составлял, по данным Росстата, 10885 рублей. Величина прожиточного минимума для пенсионеров в указанный период составляла 6656 рублей . С учетом реальной стоимости жизни, особенно в крупных городах, размер пенсии позволяет классифицировать значительную долю пенсионеров, как малообеспеченное население. В таких условиях можно говорить, на мой взгляд об актуальности реформирования пенсионной системы, которое в настоящее время осуществляется, хотя и не достаточно эффективно.
Одним из нововведений, которые призваны повысить эффективность современного пенсионного обеспечения населения является система накопительного пенсионного обеспечения, которая позволяет повысить базовую ставку пенсионеров. При этом в 2014 году государство объявило и «замораживании» накопительной части пенсии на 2014 - 2015 годы. Это в очередной раз утвердило недоверие населения к проводимой пенсионной политике в нашей стране.
Еще одной проблемой, существенно осложняющей работу по повышению уровня жизни пенсионеров, является то, что по итогам 2014 года, на 100 пенсионеров приходится 128 работающих. Идеальное соотношение характеризуется пропорциями 4 работающих на 1 пенсионера. Разумеется, такое соотношение возможно только в странах в период демографического взрыва с низкой общей продолжительностью жизни. Это провоцирует необходимость изменения пенсионного возраста. Сейчас в РФ пенсионный возраст по старости составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. При этом в нашей стране сохранена практика советского периода. Это одни из самых низких возрастов выхода на пенсию в мире.
Для сравнения, в Японии пенсионный возраст составляет 65 лет, как для мужчин, так и для женщин. Величина пенсии при этом напрямую зависит от того количества смен места работы, если человек проработал на 1 предприятии всю жизнь, то пенсия его в разы больше, чем у человека, сменившего место деятельности. В Великобритании и Эстонии пенсионный возраст также составляет 65 лет, как для мужчин, так и для женщин.
Таким образом, современная пенсионная система России имеет ряд существенных недостатков, одним из которых является то, что основа ее поддержания - выплаты нынешнего поколения экономически активного населения лицам посттрудоспособного возраста. Фактически само нынешнее экономически активное население не гарантировано в получении достойной пенсии, если в стране измениться социально-экономическая или демографическая ситуация. Высока зависимость пенсии от численности трудоспособного населения последующих поколений. На мой взгляд, существующая система пенсионного обеспечения населения Российской Федерации пока еще не соответствует экономическим и социальным реалиям. Негативно сказывается отсутствие гарантий стабильности и сохранности накопительной части пенсии, а также непосредственно самого пенсионного обеспечения, достаточного для достойной старости.
Объект исследования - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности организации финансирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
Цель работы - рассмотреть и проанализировать особенности организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, функции и источники финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации,
- проанализировать организацию финансирования Пенсионного фонда России, в том числе отделений Пенсионного фонда России по Республике
Татарстан, Республике Башкортостан, Республике Чувашия, Республике Мордовия, а также в Самарской области,
проанализировать проблемы и рассмотреть пути решения проблем организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Информационная база исследования представлена статистическими сборниками, а также базой данных, размещенных на официальном сайте Пенсионного Фонда Российской Федерации, базой Росстата.
Теоретическая база исследования.
Методологическая база исследования. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе применения таких общенаучных методов, как системный подход, метод сравнительного анализа, абстрактно-логический метод, метод экспертных оценок, экономико-математический метод.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении представлены актуальность выбранной темы исследования, объект, предмет, цели и задачи исследования, описаны теоретическая, методологическая и информационная база исследования.
Первая глава посвящена вопросам теоретических положений финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации. В главе рассмотрены модели финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации, определены источники финансирования деятельности Пенсионного Фонда РФ.
Вторая глава посвящена анализу организации финансирования Пенсионного Фонда в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Республике Чувашия, Республике Мордовия, а также в Самарской области. В главе дана оценка динамики доходов Пенсионного Фонда в исследуемых субъектах, а также проведен анализ структуры и динамики расходов Пенсионного Фонда в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Республике Чувашия, Республике Мордовия, а также в Самарской области.
Третья глава описывает проблемы организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации и предлагает пути решения выявленных проблем.
В заключении представлены выводы, полученные в результате написания работы.
20 ноября 1990 года был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» (введен в действие в 1991 году - первой половине 1992 года), в этом же году был создан Пенсионный фонд страны. Проводимая в стране пенсионная реформа привела к формированию смешанной системы пенсионного обеспечения, которая действует с 2002 года, которая сочетает в себе как распределительный, так и накопительный принципы. Как указано на официальном сайте Пенсионного фонда России, «Основная суть новой пенсионной схемы заключалась в том, что вводилась новая формула расчета пенсии и формирования ее из трех составляющих: базовой части (фиксированная, устанавливается государством), страховой части (зависит от суммы уплаченных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном счете гражданина), накопительной части (зависит от размера заработной платы и суммы уплаченных пенсионных взносов; накапливается в течение всей трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР)» .
Проблема пенсионного обеспечения для большинства россиян заключается в том, что размер базовой ее части фактически находится на уровне прожиточного минимума, а иногда и за его пределами, так 3 квартал 2014 года, средний размер пенсии в РФ составлял, по данным Росстата, 10885 рублей. Величина прожиточного минимума для пенсионеров в указанный период составляла 6656 рублей . С учетом реальной стоимости жизни, особенно в крупных городах, размер пенсии позволяет классифицировать значительную долю пенсионеров, как малообеспеченное население. В таких условиях можно говорить, на мой взгляд об актуальности реформирования пенсионной системы, которое в настоящее время осуществляется, хотя и не достаточно эффективно.
Одним из нововведений, которые призваны повысить эффективность современного пенсионного обеспечения населения является система накопительного пенсионного обеспечения, которая позволяет повысить базовую ставку пенсионеров. При этом в 2014 году государство объявило и «замораживании» накопительной части пенсии на 2014 - 2015 годы. Это в очередной раз утвердило недоверие населения к проводимой пенсионной политике в нашей стране.
Еще одной проблемой, существенно осложняющей работу по повышению уровня жизни пенсионеров, является то, что по итогам 2014 года, на 100 пенсионеров приходится 128 работающих. Идеальное соотношение характеризуется пропорциями 4 работающих на 1 пенсионера. Разумеется, такое соотношение возможно только в странах в период демографического взрыва с низкой общей продолжительностью жизни. Это провоцирует необходимость изменения пенсионного возраста. Сейчас в РФ пенсионный возраст по старости составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. При этом в нашей стране сохранена практика советского периода. Это одни из самых низких возрастов выхода на пенсию в мире.
Для сравнения, в Японии пенсионный возраст составляет 65 лет, как для мужчин, так и для женщин. Величина пенсии при этом напрямую зависит от того количества смен места работы, если человек проработал на 1 предприятии всю жизнь, то пенсия его в разы больше, чем у человека, сменившего место деятельности. В Великобритании и Эстонии пенсионный возраст также составляет 65 лет, как для мужчин, так и для женщин.
Таким образом, современная пенсионная система России имеет ряд существенных недостатков, одним из которых является то, что основа ее поддержания - выплаты нынешнего поколения экономически активного населения лицам посттрудоспособного возраста. Фактически само нынешнее экономически активное население не гарантировано в получении достойной пенсии, если в стране измениться социально-экономическая или демографическая ситуация. Высока зависимость пенсии от численности трудоспособного населения последующих поколений. На мой взгляд, существующая система пенсионного обеспечения населения Российской Федерации пока еще не соответствует экономическим и социальным реалиям. Негативно сказывается отсутствие гарантий стабильности и сохранности накопительной части пенсии, а также непосредственно самого пенсионного обеспечения, достаточного для достойной старости.
Объект исследования - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности организации финансирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
Цель работы - рассмотреть и проанализировать особенности организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, функции и источники финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации,
- проанализировать организацию финансирования Пенсионного фонда России, в том числе отделений Пенсионного фонда России по Республике
Татарстан, Республике Башкортостан, Республике Чувашия, Республике Мордовия, а также в Самарской области,
проанализировать проблемы и рассмотреть пути решения проблем организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Информационная база исследования представлена статистическими сборниками, а также базой данных, размещенных на официальном сайте Пенсионного Фонда Российской Федерации, базой Росстата.
Теоретическая база исследования.
Методологическая база исследования. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе применения таких общенаучных методов, как системный подход, метод сравнительного анализа, абстрактно-логический метод, метод экспертных оценок, экономико-математический метод.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении представлены актуальность выбранной темы исследования, объект, предмет, цели и задачи исследования, описаны теоретическая, методологическая и информационная база исследования.
Первая глава посвящена вопросам теоретических положений финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации. В главе рассмотрены модели финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации, определены источники финансирования деятельности Пенсионного Фонда РФ.
Вторая глава посвящена анализу организации финансирования Пенсионного Фонда в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Республике Чувашия, Республике Мордовия, а также в Самарской области. В главе дана оценка динамики доходов Пенсионного Фонда в исследуемых субъектах, а также проведен анализ структуры и динамики расходов Пенсионного Фонда в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Республике Чувашия, Республике Мордовия, а также в Самарской области.
Третья глава описывает проблемы организации финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации и предлагает пути решения выявленных проблем.
В заключении представлены выводы, полученные в результате написания работы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, говоря о Пенсионном фонде как о финансовом посреднике, можно рассматривать его с двух сторон: как инвестора, и как лицо, осуществляющего сбор страховых взносов и выплату пенсий. Деятельностью пенсионного фонда, прежде всего, являются операции по аккумулированию денежных средств плательщиков страховых взносов (страхователей) и их размещению, то есть выплате застрахованным лицам и инвестированию. Таким образом, пенсионный фонд выступает в первую очередь финансовым посредником между страхователей и застрахованным лицом в области пенсионного страхования.
Кроме того, существует следующая трактовка финансового посредника -посредник между инвесторами и эмитентами: инвестиционная компания, коммерческий банк и т.д. Финансовые посредники выполняют функцию подбора заемщиков и кредиторов. Пенсионный Фонд России может выступать в роли своеобразного финансового посредника между частными управляющими компаниями и застрахованными лицами.
Именно через пенсионный фонд застрахованные лица осуществляют действия по реализации прав на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании, с которой пенсионный фонд заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений) и на выбор негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному страхованию. Все действия пенсионного фонда осуществляются исключительно в интересах застрахованных лиц.
Таким образом, пенсионный фонд наделен широким кругом полномочий в области негосударственного пенсионного обеспечения, что позволяет говорить о нем как о финансовом посреднике.
Во-вторых, в качестве источников финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации следует рассматривать следующие:
- страховые взносы работодателей (организаций, предприятий);
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые взносы других категорий работающих граждан РФ;
- ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним;
- средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- доходы от деятельности фонда.
Важными условиями достижения успеха в проведении модернизации пенсионной системы являются:
- разработка государственной программы вовлечения в трудовую деятельность лиц старших возрастов путем формирования рабочих мест для старших возрастных групп;
- разработка государственной программы, нацеленной на формирование страхования лекарственного обеспечения и социального обслуживания пожилого населения;
- нормативные (законодательные) и договорные формы повышения заработной платы у работников с низкими ее уровнями, а также поэтапное повышения МРОТ до соотношения 40-50 % от средней ее величины.
В качестве стратегических направлений деятельности Фонда в 2014 году Правлением ПФР признаны: проведение мероприятий по реализации новой пенсионной формулы, совершенствование накопительного компонента, трансформация института досрочных пенсий. Основными целями стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации должны стать - повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение долгосрочной финансовой устойчивости обязательного пенсионного страхования и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.
Во-первых, говоря о Пенсионном фонде как о финансовом посреднике, можно рассматривать его с двух сторон: как инвестора, и как лицо, осуществляющего сбор страховых взносов и выплату пенсий. Деятельностью пенсионного фонда, прежде всего, являются операции по аккумулированию денежных средств плательщиков страховых взносов (страхователей) и их размещению, то есть выплате застрахованным лицам и инвестированию. Таким образом, пенсионный фонд выступает в первую очередь финансовым посредником между страхователей и застрахованным лицом в области пенсионного страхования.
Кроме того, существует следующая трактовка финансового посредника -посредник между инвесторами и эмитентами: инвестиционная компания, коммерческий банк и т.д. Финансовые посредники выполняют функцию подбора заемщиков и кредиторов. Пенсионный Фонд России может выступать в роли своеобразного финансового посредника между частными управляющими компаниями и застрахованными лицами.
Именно через пенсионный фонд застрахованные лица осуществляют действия по реализации прав на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании, с которой пенсионный фонд заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений) и на выбор негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному страхованию. Все действия пенсионного фонда осуществляются исключительно в интересах застрахованных лиц.
Таким образом, пенсионный фонд наделен широким кругом полномочий в области негосударственного пенсионного обеспечения, что позволяет говорить о нем как о финансовом посреднике.
Во-вторых, в качестве источников финансирования Пенсионного Фонда Российской Федерации следует рассматривать следующие:
- страховые взносы работодателей (организаций, предприятий);
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые взносы других категорий работающих граждан РФ;
- ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним;
- средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- доходы от деятельности фонда.
Важными условиями достижения успеха в проведении модернизации пенсионной системы являются:
- разработка государственной программы вовлечения в трудовую деятельность лиц старших возрастов путем формирования рабочих мест для старших возрастных групп;
- разработка государственной программы, нацеленной на формирование страхования лекарственного обеспечения и социального обслуживания пожилого населения;
- нормативные (законодательные) и договорные формы повышения заработной платы у работников с низкими ее уровнями, а также поэтапное повышения МРОТ до соотношения 40-50 % от средней ее величины.
В качестве стратегических направлений деятельности Фонда в 2014 году Правлением ПФР признаны: проведение мероприятий по реализации новой пенсионной формулы, совершенствование накопительного компонента, трансформация института досрочных пенсий. Основными целями стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации должны стать - повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение долгосрочной финансовой устойчивости обязательного пенсионного страхования и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.
Подобные работы
- ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В
ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПФР ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Пенсионный фонд Российской Федерации:
современное состояние и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Анализ формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 -
Анализ формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 490 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПФР ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ДОКУМЕНТООБОРОТА
(НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ в г. Заринске)
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



