Перечень сокращений, символов, обозначений
Введение.
1. Исследования профессиональной компетенции в медицинском учреждении.
1.1. Компетентностный подход в государственных медицинских учреждениях.
1.2. Исследование и оценка профессиональной компетенции.
1.3. Виды компетентности административно-управленческого персонала в системе здравоохранения.
2. Развитие компетенции административно-управленческого персонала в условии модернизации в системе здравоохранения.
2.1. Модернизация как фактор развития компетенции в системе здравоохранения.
2.2. Нормативный подход к определению модели компетентности административно-управленческого персонала в системе здравоохранения
2.3. Оценка компетенции административно-управленческого персонала в государственном автономном учреждении
здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан».
3. Направление совершенствования профессиональной компетенции административно-управленческого персонала в государственном автономном учреждении здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»
3.1. Методы развития компетенции в системе здравоохранения
3.2. Совершенствование механизма оценки компетенции государственном автономном учреждении здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница
Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Профессиональная компетенция в органах государственной власти, а также в государственных учреждениях является критерием уровня как самой власти, так и оценкой достижения качества жизни населения страны и организации предоставления государственных услуг населению. Развитие Российской Федерации в новейшее историческое время демонстрирует нам качественные изменения в жизни общества именно через развитие предоставления государственных услуг. Новые формы и способы получения государственных услуг обществом не позволяют нам остановить темп приближения государственной услуги к гражданину, обеспечивая ее доступность, для этого проводниками данных услуг в обществе остаются служащие органов государственной власти и сотрудники государственных учреждений.
В системе здравоохранения Российской Федерации государственные услуги оказываются в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации также ежегодно принимаются территориальные программы государственных гарантий с определением перечня видов, форм и условий оказания бесплатной медицинской помощи и медицинских организаций (как государственных, так и негосударственных).
Удовлетворенность населения при получении медицинских услуг в настоящее время является главным социальным аспектом в российском обществе. Показатель удовлетворенности входит в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их руководителей согласно Постановления Правительства Российской Федерации от от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Появление проектов по реформированию и выстраиванию новых коммуникаций с пациентами при оказании медицинских услуг (электронная запись к врачу, своевременная и качественная медицинская помощь в крупных медицинских центрах, открытие круглосуточно работающих приемно-диагностических отделений республиканских больниц и т.п.), как способов повышения удовлетворенности населения, прежде всего, требуют кардинального изменения профессиональных компетенций управленческого персонала в государственных медицинских учреждениях.
В системе здравоохранения Республики Татарстан на начало 2016 года работает 150 медицинских организаций, из них больниц 74, амбулаторно-поликлинических медучреждений 45, диспансеров 7, станций скорой помощи 3, медицинских организаций особого типа 21. Всего работников списочного состава в государственных учреждениях здравоохранения в Республике Татарстан на 01.01.2017 г 66,9 тыс. человек. Численность руководителей и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений составляет 1,6 тыс. человек (или 24%).
Организация оказания медицинской помощи населению в конкретном медицинском учреждении, как и его функционирования, возложена на его административно-управленческий персонал (далее - АУП). Принятые в Российской Федерации и в Республике Татарстан подходы к определению и оценке профессиональных компетенций АУП в учреждениях здравоохранения, не выстроены для их применения в однотипных медицинских учреждениях (детские больницы, многопрофильные крупные стационары, поликлиники для взрослых, стоматологические поликлиники и т п).
Теоретическая актуальность обращения к поставленной проблеме связана с необходимостью преодоления ограниченного подхода к определению системных критериев по определению профессиональной компетенции АУП в сфере здравоохранения Республики Татарстан.
Актуальность исследования подтверждается и необходимостью дополнения имеющихся профессиональных знаний административно-управленческого персонала медицинского учреждения для формирования способности у работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям при внедрении новейших мировых стандартов оказания медицинской помощи, обеспечения качественной и своевременной медицинской помощи населению Республики Татарстан.
В отечественном здравоохранении степень разработанности и уровень изучения понятия «компетенции» исследовали с точки зрения комплекса характеристик, присущих руководителю (А.Л. Журавлев, А.В. Карпов, Г.А Нефедов) и управленческих ролей (Г. Минцберг) . Однако, сформированы выводы, что управленческие компетенции, необходимые руководителю сферы здравоохранения и их перечень, изучены недостаточно и программно не определены. Современные управленческие компетенции руководителей в сфере здравоохранения были исследованы также Н.Н. Богдан (ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»
Минздравсоцразвития Российской Федерации г. Новосибирск).
Зарубежная наука по определению компетенции в работах С. Парри (S.BParry) , С. Уиддет (S.Whiddett), С. Холлифорд (S. Hollyforde) , Р. Бояциса (R. Boyatzis) устанавливает модель поведения, которая состоит из наличия знаний, навыков и умений, позволяющие личности совершать успешные действия, наличие способности к решению проблем и аналитического мышления, а также лидерского потенциала.
Степень разработанности уровня изучения профессиональных компетенций АУП Государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская республиканская больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (далее - ДРКБ), как и цель исследования, в данной работе направлены не только на систематизацию применяемых подходов в их повышении, но и на внедрение в практику системы здравоохранения Республики Татарстан наиболее эффективных управленческих решений для решения отдельных вопросов организации оказания медицинской помощи.
Хочется отметить, что научной новизной нашей работы могут служить не только сформулированные новые квалификационные требования к АУП в ДРКБ, но и система организации управления персоналом, повышение его квалификации и компетенций, которые могут применяться на практике в любых других медицинских учреждениях республиканского уровня в Республике Татарстан.
Цель исследования определяется как изучение, обобщение и применение основных компетенций АУП в ДРКБ для рекомендации их установления в других медицинских учреждениях республиканского уровня в Республике Татарстан.
Задачей исследования данной работы является определение компетенций АУП в ДРКБ по должностям первого заместителя главного врача по медицинской части и главного бухгалтера ДРКБ, а также выработка предложений по совершенствованию механизма оценки их компетенций.
Объектом исследования профессиональных компетенций
административно-управленческого персонала ДРКБ определены компетенции должности первого заместителя главного врача по медицинской части и главного бухгалтера ДРКБ.
Предметом исследования являются причины изменений компетенций первого заместителя главного врача по медицинской части и главного бухгалтера ДРКБ, применяемые ими при выполнении должностных обязанностей.
Методология исследования в данной работе включает изучение профессиональных компетенций, а также их развитие в период проведения модернизации ДРКБ и в настоящий период, изменивший после модернизации маршрутизацию пациентов, в следствии внедрения новых (ранее не применявшихся) технологий и стандартов лечения.
Методы исследования применялись следующие:
- теоретические, включающие моделирование, абстрагирование, анализ от простого к сложному;
- эмпирические, включающие наблюдение, сравнение, тестирование;
- математические, включающие статистический анализ и сетевое моделирование.
Практическая значимость нашей работы заключается в формировании методических подходов при определении новых и развитие установленных компетенций АУП в медицинских учреждениях республиканского уровня в Республике Татарстан.
Структура работы определена в проведении исследования профессиональной компетенции в медицинском учреждении, рассмотрении развития компетенции административно-управленческого персонала в условии модернизации в системе здравоохранения и определении направления совершенствования профессиональной компетенции административно-управленческого персонала в ДРКБ.
Профессиональная компетенция в органах государственной власти, а также в государственных учреждениях является критерием уровня как самой власти, так и оценкой достижений уровня качества жизни населения страны и организации предоставления государственных услуг населению. Показатель удовлетворенности населения при получении медицинских услуг входит в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их руководителей.
Реформирование здравоохранения и выстраивание новых коммуникаций с пациентами (электронная запись к врачу, своевременная и качественная медицинская помощь, открытие круглосуточно работающих приемно-диагностических отделений республиканских больниц и т.п.), как способы повышения удовлетворенности населения, требуют кардинального изменения профессиональных компетенций управленческого персонала в государственных медицинских учреждениях.
Теоретическая актуальность обращения к поставленной проблеме связана с необходимостью преодоления ограниченного подхода к определению системных критериев по определению профессиональной компетенции АУП в сфере здравоохранения Республики Татарстан.
Актуальность исследования подтверждается и необходимостью дополнения имеющихся профессиональных знаний административно-управленческого персонала медицинского учреждения для формирования способности у работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям при внедрении новейших мировых стандартов оказания медицинской помощи, обеспечения качественной и своевременной медицинской помощи населению Республики Татарстан.
Хочется отметить, научной новизной нашей работы, могут служить не только сформулированные новые квалификационные требования к АУП в ДРКБ, но и система организации управления персоналом, повышение его квалификации и компетенций, которые могут применяться на практике в любых других медицинских учреждениях республиканского уровня в Республике Татарстан.
Практическая значимость нашей работы заключается в формировании методических подходов при определении новых и развитие установленных компетенций АУП в медицинских учреждениях республиканского уровня в Республике Татарстан.
Исследования профессиональной компетенции в медицинском учреждении в нашей работе проведены на основе изучения компетентностного подхода в государственных медицинских учреждениях, проведения исследования и оценке профессиональной компетенции, а также изучения видов компетентности АУП в системе здравоохранения.
Исходя из проведенного анализа определений в научных трудах можно сделать вывод, что компетентность - это деятельность, выражающая способность индивида решать рабочие задания, а компетенция - базовая характеристика индивида, определяющая успешные действия в
профессиональных или жизненных ситуациях.
Особое значение при этом имеютспецифическиеспособностииндивидаи его акцент на уровнях компетенции, как интеграции знаний и навыков и адаптации к условиям деятельности, способность к предвидению, способность к конкретному виду деятельности и выполнения профессиональных функций.
Компетентность подразделяют на:
- профессиональную;
-управленческую;
-коммуникативную;
-личностную;
-социальную и др.
В данной работе нами рассмотрена разновидность компетентности как управленческая компетентность применительно к руководителям сферы здравоохранения.
Приоритетным направлением деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации является проводимая работа по определению компетенций персонала медицинских учреждений. Согласно отчета о деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2015 год (раздел 5.9.Кадровое обеспечение системы здравоохранения) одним из важных направлений кадровой политике в сфере здравоохранения является поддержание высокого профессионального уровня руководителей.
Мы в своей работе на основе анализа изученных источников и научных трудов установили, что совершенствование системы управления кадровым потенциалом в отрасли здравоохроанения должно идти в направлении формирования руководителя нового типа, способного успешно работать в новом организационно-правовом формате. Особое значение в совершенствовании данной работы имеет формирование и построение, основанного на единых требованиях, компетентностного подхода при определении типовых квалификационных требований к АУП в государственных медицинских учреждениях.
Исследование и оценка профессиональной компетенции на современном этапе занимают приоритетное направление в организации деятельности и функционировании хозяйствующих субъектов, а также в медицинских учреждениях.
Использование моделей профессиональной компетенции носит систематический и распространенный характер. Сравнение профессиональных компетенций для государственных служащих зарубежных стран (в США, Японии и Нидерландах) показывает, что структурно они представляют собой практически идентичные модели, состав которых меняется в зависимости от специфики управленческой деятельности.
Разница между моделями профессиональной компетенции на государственной службе и в коммерческом секторе заключается в том, что коммерческие организации ставят целью извлечение прибыли, что и обуславливает содержание профессиональной компетенции их менеджеров. В коммерческих организациях профессиональная компетенция шире, она не является должностной инструкцией, а предоставляет менеджерам определенную свободу действий для достижения результата.
Определение трехуровневой совокупности компетенций, необходимых для подготовки специалистов, которые применяются при их подготовке для сферы здравоохранения, подразделяются на:
ключевые;
базовые (общие);
специальные компетенции.
Традиционный и технологический подходы к уровню оценки компетенций в здравоохранении предусматривают проведение не только наиболее
традиционного способа повышения квалификации персонала, но ивключениеи проведение тренингов по освоению конкретных ситуаций и проектных работ для расширениявозможности развития управленческой компетентности
руководителей сферы здравоохранения в ходе освоения ими программ повышения квалификации.
В ближайшие годы Минздрав России одной из своих стратегических задач видит повышение качества управленческих кадров: главных врачей медицинских организаций, специалистов в областях менеджмента качества, лекарственного обеспечения и финансово-экономического управления. 2015 год - год проведения масштабного повышения квалификации управленцев, курирующих финансово-экономическую деятельность в медицинских организациях всех субъектов Российской Федерации, работающих в системе ОМС.
Компетентностный подход в государственных медицинских учреждениях основывается на определении способностей и характеристик работников, относящихся к соответствующей группе персонала (также и к АУП) и их соответствие конкретной модели необходимых знаний, навыков и профессионализма.
Мы считаем, что наряду с утвержденными нормативно - правовыми актами на федеральном уровне, обязательными профессиональными и управленческими компетенциями для отдельных профессиональных групп персонала (как медицинского, так и АУП), в современном здравоохранении возрастает значение определения и группировки компетенций с учетом специфики оказания медицинской помощи населению конкретным учреждением, формирование данных компетенций для соответствующих специалистов в типовых учреждениях здравоохранения (для детских больниц, родильных домов, диагностических центров и т.п.).
В ДРКБ в кратчайшие сроки изменены ранее сложившиеся подходы в управлении персоналом, распределены роли ключевых управленцев и заново организована система управления процессами оказания медицинской помощи.Вместе с началом эксплуатации нового медицинского оборудования и внедрением в практику новых, в том числе и высоко-технологичных видов медицинской помощи, в экстренном порядке было проведено повышение квалификации (и компетенций) медицинского персонала.
Руководители подразделений и заведующие отделениями, которые, кроме должностных обязанностей, стали выполнять функции уполномоченных по качеству. Создание и развитие института уполномоченного по качеству в ДРКБ явлось одним из ключевых условий успешной реализации программы управления качеством медицинской деятельности и повышения компетенций медицинского персонала.
Указанные выше мероприятия, прошедшие в ДРКБ,и направленные на изменение компетенций АУП при реализации программы модернизации, привели к следующему:
Во-первых, была изменена структура клиники и перераспределены функциональные обязанности между заместителями главного врача ДРКБ. Также появились новые органы управления - Советы, отвечающие за решение задач определенного направления в деятельности клиники, например, совет по
профилактике на основе коллегиально принятых решений по актуальным вопросам деятельности клиники.
Во-вторых, определены первоочередные задачи реализации стратегии качества медицинской помощи в ДРКБ на период с 2014 до 2017 года.Хотим отметить уникальный опыт ДРКБ по разработке и реализации Стратегии, отмеченный не только в Российской Федерации и подтвержден международным сертификатом EFQM «Признанное совершенство 5*» в 2014г в г. Брюсселе.
В-третьих, была проведена переподготовка и обучение заместителей главного врача и других сотрудников клиники для внедрения и освоения новых технологий в целях более эффективной организации рабочего процесса каждого сотрудника. Мероприятия по переподготовке приведены в приложении 3 к настоящей работе.
В результате проведенной модернизации ДРКБ появились новые необходимые для функционирования клиники компетенции АУП (заместители главного врача, заведующие отделениями, врачи-специалисты, входящие в состав Советов клиники).
В части определения нормативного подхода к моделям компетентности в системе здравоохранения в Российской Федерации, в том числе и к моделям компетентности АУП, полномочия возложены на федеральный орган исполнительной власти в сфере трудовых отношений.
Приведенные нами в данном параграфе нормативно-правовые акты устанавливают требования и перечень необходимых компетенций, формирующих основные компетенции медицинского персонала, в том числе и АУП. Наполненность компетентности АУП необходимыми компетенциями определяется исходя из реализуемых в деятельности медицинского учреждения направлений развития (в данном случае в ДРКБ - Стратегия качества медицинской помощи) и достижения задач по эффективному функционированию. Данные направления деятельности имеют быстрое развитие в настоящее время, что определяет компетентность не только как перечень необходимых профессиональных компетенций, но и постоянно изменяющуюся и дополняющуюся категорию для формирования и проведения кадровой политики конкретного медицинского учреждения.
Наработанные подходы и проводимый анализ функционала персонала в ДРКБ, в том числе и АУП, потребовали внесения соответствующих изменений в принятые ранее нормативные акты клиники.
В приказе главного врача ДРКБ на основе рекомендованных Министерством здравоохранения критериев, определены критерии оценки деятельности первого заместителя по медицинской части и главного бухгалтера.
В соответствии с указанными нами подходами в оценке компетенций АУП,исполнениевозложенныхобязанностей требует от исполнителя наличия и развития компетенций коммуникативного общения, популярного изложения материала, убеждения и профессиональных знаний и навыков. Развитие данных компетенций носит системный характер и необходим данным специалистам других медицинских учреждений.
В работе отражены применяемые в деятельности ДРКБ методы развития компетенций как подготовки высококвалифицированных медицинских кадров и непрерывное обучение медицинских работников системы детского здравоохранения Республики Татарстан и их аттестацией, функционирование школы адаптации молодых специалистов и наставничества, установление отдельным категориям АУП статуса уполномоченных по качеству и повышение престижа детской медицины в Республики Татарстан.
Предложениями по совершенствованию компетенций первого заместителя главного врача ДРКБ по медицинской части и главного бухгалтера ДРКБ по реализации задачи по усовершенствованию учета использования на конкретного пациента лекарственных препаратов и разработке их оценки, по нашему мнению, могут быть следующие:
- умение разработать медицинскую документацию по учету использованных на конкретного пациента лекарственных препаратов, назначаемых в
соответствии со стандартами лечения и по жизненным показаниям;
- определение порядка ведения данной документации и документооборота между службами ДРКБ;
- совершенствование порядка взаимодействия функциональных подразделений и служб ДРКБ по обеспечению пациентов лекарственными препаратами;
- формирование соответствующих требований к техническому заданию к программному обеспечению процесса учета использованных лекарственных препаратов в разрезе пациентов ДРКБ.
Предлагаемые нами подходы к развитию компетенций АУП при реализации поставленной задачи адресного расходования медикаментов также могут быть дополнены следующими компетенциями - изучение специальных (нормативных) документов, организация и контроль за этапами решения задачи, принятие управленческих решений, мотивация персонала, ориентация на результат, лидерство и влияние, сложность работы, желание развиваться, инновационность, уровень ответственности, адаптивность и гибкость, уровень риска.
В качестве системы оценки АУП в реализации данной задачи предлагаем бальную систему оценки каждой компетенции в разрезе конкретных сотрудников. При этом, необходимо установить по каждому сотруднику, участвующему в процессе реализации задачи, общее суммарное количество баллов и предусмотреть материальное стимулирование своевременного внедрения результатов проекта. Источниками для данных целей могут быть финансовые средства, направляемые на материальное стимулирование работников, за счет доходов от внебюджетной деятельности. Данное предложение поддержано главным врачом ДРКБ.
1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция).
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""
3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
9. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р «О плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (с изменениями и дополнениями).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 N 614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года».
13. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 N 37 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих».
14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 г. N 321 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию системы повышения квалификации административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе непрерывного профессионального образования по вопросам организации управления здравоохранением".
16. Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 N 35697).
17. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 23.12.2011 N
1052 " Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения
Республики Татарстан "
18. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2011 N 179 "Об утверждении программы "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы".
19. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2013 N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года"
20. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.03.2013 N 557-р «План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Татарстан (2013-2018 годы).
21. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 июля 2013 г. N 461 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).
22. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.2012 N 323 "Об условиях оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, и отдельных нетиповых учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Татарстан"
23. Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от
27.04.2012г. №620 «Об утверждении методики оценки эффективности
деятельности руководителей, медицинских и фармацевтических работников государственного учреждения здравоохранения».
Монографии, диссертации
24. Байденко В.И. Модернизация профессионально го образования: современный этап. Европейский фонд образования / В.И. Байденко, Д. Зантворт. - М., 2003.
25. Белолипецкий В. К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления. Ростов- н/Д, 2004.
26. Журавлев А.Л., Карпов А.В., Нефедов Г.А, Социально-психологическое пространство личности. М.: Институт психологии РАН, 2012.
27. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под. ред. Е.Б. Моргунова. - М.: ЗАО «Интел-Синтез», 2001; Управление персоналом / Под. ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2002; Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента / В.В. Травин,
B. А. Дятлов. - М.: Дело, 1995 и др.
28. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. - СПб.:Питер, 2002. - 512 с.
29. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури.- М.: Дело, 2000; Вейлл П. Искусство менеджмента.- Изд-во: Сирин, 2002.
30. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под. ред. Е.Б. Моргунова. - М.: ЗАО «Интел-Синтез», 2001
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1993. -
C. 294.
32. Слободской А.Л., Клементовичус Я.Я., Смирнова О.Д. Управление компетенциями. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
33. Управление персоналом / Под. ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2002
34. Keen, K. Competence: What is it and How can it be developed? / K. Keen, J. Lowyck, P. de Potter, J. Elen (Eds.) // Instructional Design: Implementation Issues. - Brussels: IBM Educational Center, 1992. P. 111-122.
35. Mirabile, R. J. Everything you wanted to know about competency modeling/R. J. Mirabile // Training and development. 1997. № 8. P. 73-77.
36. Parry, S.B. The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study / S.B. Parry // Training. - 1996. - № 33.
37. Spencer, L.M. Competence at Work: Models for Superior Performance / Е.М Spenser, 8.М.
38. Whiddett, S. A Practical Guide to Competences: How to Enhance Individual and Organizational Performance / S. Whiddett, S. A. Hollyforde / Charted Institute of Personnel and Development, 2003. - P. 114.
Статьи и материалы периодической печати
39. Байденко А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
40. Богдан Н. Н. Модель управленческих компетенций руководителя. / Н. Н. Богдан // Современные кадровые технологии в системе государственного и муниципального управления Сибирского федерального округа : сб. «Научные записки СибАГС». — 2008. — № 2. — С. 23-30.
41. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. № 4. - С. 22-28.
42. Пищулин Н.П., Ковалевский В.Ф., Анисимов В.М. Кадры - персонал. М.: ИНФРА-М, 1999. -488с.
43. Станулевич О.Е. Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 3-5.
44. Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста : дайджест / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Психология обучения. - 2005. - N 6. - С. 45-47. - Полностью ст. опубл.: Высшее образование сегодня.- 2004.- N8.- С. 34-41.
45. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64
46. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг образования. 1999. с. 15-20.
Электронные ресурсы
47. Ардальянова Е. Компетенция не есть компетентность.Библиотека
авторефератов и диссертаций по педагогике:http://nauka-
pedagogika. com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-psihologicheskaya- kompetentnost-menedzherov-kak-faktor-effektivnosti-ih-deyatelnosti-v- usloviyah-reorganizatsii-kompanii#ixzz4i4ZntTHu/ (дата обращения
24.12.2016г.)
48. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / Р.
Бояцис ; пер. с англ. - М. : HIPPO, 2008. - 352 с. Стив Уидетт, Сара Холлифорд.: http://bamaze.china-films.info/fantastika/kompetentnyy-menedjer-
model-effektivnoy-raboty-r-boyatsis.php (дата обращения 20.12.2016г.)
49. Кодекс этики профессионального бухгалтера утвержден решением
Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (протокол 10/16 от 24 ноября 2016 г),
https://www.ipbr.org/ (дата обращения: 26.12.2016).
50. Отчёт о деятельности министерства здравоохранения Российской
Федерации. 2016. С. 104. https://static-
3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/030/362/original/1464015456 (дата обращения 22.12.2016г.)
51. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации https://www.rosminzdrav.ru (дата обращения: 27.12.2016)
52. Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Татарстан http://minzdrav.tatarstan.ru/ (дата обращения: 27.12.2016)
53. Тезисы к докладу Министра Т. Голиковой на Всероссийском форуме
медицинских работников http://pravo-med.ru/community/blogs/panov/t- golikova-on-russian-forum-of-health-workers.php (дата обращения:
27.12.2016).
54. Федеральные стандарты оказания медицинской помощи.
Зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Системы добровольной сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности»
http://standard.gost.ru/wps/portal/ (дата обращения: 22.12.2016).
55. Юрьева О.В. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления: социологический анализ. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. http://cheloveknauka.com/professionalnaya-kompetentsiya-v-sfere- gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-sotsiologicheskiy- analiz#ixzz4i4wZH7iv (дата обращения 22.12.2016г.)