Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегическое планирование социально-экономического развития на муниципальном уровне

Работа №52593

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТА 6
1.1. Понятие, сущность муниципалитета и его место в экономике региона .... 6
1.2. Содержание муниципальной системы стратегического планирования ... 10
1.3. Международный опыт внедрения стратегического планирования на
уровне муниципалитетов 19
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. КАЗАНЬ 28
2.1. Анализ социально-экономического положения г. Казань и его место в
экономике Республики Татарстан 28
2.2. Опыт разработки стратегий социально-экономического развития и
механизм принятия управленческих решений 42
2.3. Нормативно-правовые основы организации системы стратегического
планирования на муниципальном уровне 53
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 60
3.1. Совершенствование структуры исполнительных органов власти при
стратегическом планировании 60
3.2. Совершенствование процесса стратегического планирования на уровне
города 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81


Актуальность исследования. Решение задач инновационной модернизации российской экономики, повышения ее конкурентоспособности и устойчивости на фоне новых глобальных вызовов требует целого ряда важных институциональных предпосылок. Одной их них выступает последовательный переход к модели стратегического планирования социально-экономического развития страны и ее регионов. В этой связи особое значение имеет принятие долго ожидавшегося и многократно обсуждавшегося на проектной стадии федерального закона о стратегическом планировании . Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определил содержание и ключевые принципы стратегического планирования, его горизонты, важнейшие документы и, главное, соответствующий круг полномочий всех уровней публичной власти. Закон (в отличие от первоначальных версий данного законопроекта) не ограничился лишь федеральным уровнем стратегического планирования, а обозначил его как особую управленческую вертикаль, действующую на единой правовой и методической основе. Работу по всему комплексу нормативно-правовых и методических документов, конкретизирующих содержание документов стратегического планирования, его основные этапы и процедуры, предполагается завершить к конце 2017 г.
Финансовая ситуация для большинства городов России сегодня определяется как кризисными процессами в экономике в целом, так и постоянным трендом централизации налогово-бюджетного потенциала страны. Соответственно, сохраняется ситуация высокой зависимости финансовых возможностей субъектов Федерации от всех действующих каналов поступления средств из федерального бюджета (т.е. от межбюджетных отношений в широком смысле).
Исследование проблем социально-экономического развития территории городов рассматривается в работах О.А. Сеструхиной, В.Б, Васильевой, И.О. Ганина, Л.А. Гусевой, Н.В. Волковой, Е.В. Демидовой, А.. Джаиштова, Б. С. Жихаревича, Т. К. Прибышина, Н.А. Новиковой, Е.Н. Пясецкой, О.М. Роя, В.Е. Рохчина, А.И. Филиппова, И.С. Глебовой, Р.Р. Хабибрахмановой и др.
Проблемы стратегического планирования на региональном уровне рассмотрены в работах Е.М. Бухвальд, Э.Е. Быдтаевой, О.П. Кузнецовой, О.О. Смирновой и др.
Вопросы развития городов в рамках городского маркетинга приведены в работах Б. Грабова, Е. Смирновой, Б.М. Гринчеля, Н.Е. Костылевой и др.
Объект исследования - муниципальное образование г. Казань.
Предмет исследования - особенности реализации социально-экономического планирования развития г. Казани.
Цель работы - проанализировать роль стратегического планирования социально-экономического развития на муниципальном уровне на примере города Казань и дать рекомендации по ее совершенствованию.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации системы стратегического планирования социально-экономического развития на уровне муниципалитета,
- проанализировать систему системы стратегического планирования социально-экономического развития г. Казань,
- разработать рекомендации по совершенствованию организации стратегического планирования на муниципальном уровне.
При написании работы нами были использованы методы системного анализа, сравнительно-сопоставительный анализ, аналитический, синтетический, графический методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования нами были получены следующие выводы.
Во-первых, стратегическое планирование представляет собой основу эффективного социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, инструментом достижения сформированных стратегических целей развития, более полного использования имеющихся ресурсов, выявления приоритетов развития, обеспечения уверенность в будущем для граждан и бизнеса.
Стратегическое планирование в муниципалитетах позволяет управленцам и жителям видеть перспективу развития своей территории, осознанно делать стратегический выбор.
Несмотря на то, что сам термин «стратегическое планирование» начал активно использоваться в экономической практике России довольно поздно - приблизительно с середины 1960-х гг., частично элементы стратегического планирования имели место и в директивной социалистической экономике и даже в экономике Российской Империи. После распада Советского Союза произошло разрушение складывавшейся годами единой системы планового централизованного управления развитием регионов. Одновременно со становлением рыночной экономики возникла необходимость новых методов управления социально-экономическими процессами, а для этого был необходим комплексный подход к разработке стратегий территориального развития, как регионов, так и государства в целом. В настоящее время осуществление общенациональных интересов России возможно исключительно на основе устойчивого развития экономики, которое неразрывно связанно с эффективным освоением географического пространства страны и дальнейшим развитием стратегического территориального планирования.
Можно отметить значительную роль, отводимую в ведущих странах стратегическому планированию на местном уровне. Причем муниципальному планированию придается гораздо больше внимания, нежели планированию на уровне самих государств, что заставляет местные органы власти постоянно оценивать текущие изменения, которые происходят в окружающей их среде, и предлагать мероприятия по развитию своих территорий. Местная прописка заставляет все стратегически значимые изменения увязывать с повышением качества жизни граждан, проживающих на локальной территории, что позволяет вовлекать необходимый человеческий ресурс под реализацию приоритетных задач.
Во-вторых, социально-экономическое развитие города Казани характеризуется положительными процессами, обусловленными стабильным развитием экономической и социальной сферы. Казань занимает лидирующее положение в Республике Татарстан по уровню социально - экономического развития, что во многом обусловлено столичным положением и грамотным руководством муниципального образования. Показатели демографического развития характеризуются положительным естественным приростом, низким уровнем безработицы (менее 1 % по итогам 2016 года), а также наличием положительных процессов в создании новых рабочих мест.
Казань имеет значительный опыт стратегического планирования, ориентирующийся на формирование направлений социально-экономического развития территории муниципального образования.
Исполнительный комитет г. Казани, как исполнительно - распорядительный орган власти, осуществляет разработку проектов и программ развития города, и после утверждения Представительным органом города - Городской Думой, осуществляет реализацию этих документов. Можно отметить, что важную роль в стратегическом планировании занимает именно Исполнительный комитет города.
план подготовки документов стратегического планирования,
Прогноз СЭР субъекта РФ на долгосрочный период,
Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период.
Это значительно снижает эффективность проводимых на региональном уровне программ стратегического планирования.
Необходимо отметить, что в условиях действия ФЗ № 172 полномочия региональных органов власти расширяются. При разработке нормативных документов в области стратегического планирования власть на местах может самостоятельно устанавливать требования к содержанию документов, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению. Поэтому теперь региональные органы власти отвечают за согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования в регионе. А высший исполнительный орган власти субъекта несет полную ответственность за обеспечение единства государственной политики в области стратегического планирования в регионе, нормативно-правовое и методическое обеспечение планирования, за результативность реализации стратегии.
Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов РФ является комплексной управленческой задачей, обеспечивающей системный подход к решению многих проблем регионального менеджмента. В дальнейшем, на основе стратегии развития региона и стратегических документов, возможно достичь устойчивого регионального развития.
Ключевым элементом формирования системы стратегического планирования на региональном уровне является дисциплина органов власти, что выражается через своевременность действий и их качество.
Причин, на наш взгляд, всего три:
1) формирование новой системы стратегического планирования на региональном уровне требует усиления работы исполнительных органов государственной власти с экспертным сообществом. Усилиями только регионального Минэкономразвития эту систему не создать, а внешние консультанты и разработчики предлагают, как правило, типовые решения, не всегда доступные для «бюджета»;
2) недостаточный уровень компетентности исполнительных органов государственной власти в части разработки документов стратегического планирования. Не говоря уже о функциях по методическому обеспечению и консультационному сопровождению стратегического планирования;
3) региональные власти законодательно вынуждены готовить документы стратегического планирования, хотя не всегда обладают необходимым видением и пониманием вектора движения. А привлечение экспертного сообщества либо дорого, либо малоэффективно, либо у власти отсутствует мотив «делить» бюджетные средства, выделенные на разработку документов, с внешними факторами.
В-четвертых, на каждом из этапов стратегического управления необходимо обеспечить условия для взаимодействия представителей городской власти и общественных институтов, городского сообщества в целом.
Необходимо расширить функции Исполнительного комитета Города Казани посредством закрепления за ним функций по формулировании, реализации и контролю за исполнением положений Стратегии социально - экономического развития города Казани. В рамках непосредственной Стратегии должен быть приведен перечень лиц (должностей), ответственных за реализацию программных положений в установленные сроки. За нарушение положений программы необходимо, руководствуясь положением статьи УК РФ «Халатность» привлекать руководителей соответствующих к ответственности.
Необходимо формирование отделов информационного обеспечения и Управления по стратегическому планированию в структуре Исполнительного комитета города Казани, деятельность которого должна позволить передать функции планирования от сторонних организаций непосредственно Исполнительному комитету, а также наладить обратную связь с населением на открытой платформе Администрации города по вопросам планирования и реализации программных мероприятий фактически. Их взаимодействие с аналитическим отделом должно предоставить полноценную картину итогов реализации проектных мероприятий Стратегии развития города и определить направления дальнейшего развития.
Необходимо создание и использование полнофункциональной единой городской информационной системы, действующей во всех муниципальных подразделениях на основе современных методов инфокоммуникационного взаимодействия. Создание такой системы уже реализуется в рамках Концепция информатизации муниципального образования г. Казани «Электронная Казань».



1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378
2. Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489
4. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 // Собрание законодательства РФ, 08.04.1996, N 15, ст. 1572
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от
06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005
6. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (вместе с "Правилами предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", "Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"): Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 N 1142 (ред. от 26.11.2015) // Собрание законодательства РФ", 12.11.2012, N 46, ст. 6350
7. О стратегическом планировании в Российской
Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378
8. Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Татарстан: Постановление КМ РТ от
21.02.2011 N 134 (ред. от 04.05.2013)
9. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 год: закон Республики Татарстан от 17.06.2015 №40-ЗРТ
10. О стратегическом планировании в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 16.03.2015 №12-ЗРТ
11. О стратегии социально-экономического развития
муниципального образования г. Казани до 2030 года: Решение Казанской городской Думы от 14 декабря 2016 года N 2-12 // Электронный фонд нормативной и правовой информации [Электронный ресурс] - URL:
http://docs.cntd.ru/document/446400472
12. Cеструхина, А.О. Отечественный опыт и зарубежная практика планирования развития муниципального образования / А. О. Сеструхина // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 4. Т. 4. С. 130-137.
13. Богданов, Л.Н. Доклад «Международный опыт разработки типовой модели описания государственных программ и проектов» / Л.Н. Богданов [и др.]. - М. : ФГУ «Аналитический центр при Правительстве РФ», 2010. URL: http://www.gosbook.ru/node/49685
14. Бухвальд, Е. М. Субъекты Федерации в системе стратегического планирования / Е.М. Бухвальд // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. №. 22. - С. 7-10.
15. Быдтаева, Э. Е. Механизм стратегического
планирования регионального экономического развития:
зарубежный опыт / Э.Е. Быдтаева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. №4-1 С.152-160.
16. Васильева, В. Б. Социально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования / В. Б. Васильева // Проблемы современной экономики. 2014. № 17. - C. 48-51.
17. Ганин И.О. Отраслевые аспекты обеспечения экономической безопасности муниципалитета / И.О. Ганин // ARS ADMINISTRANDI. 2016. №4 С.73-86.
18. Глазунова, Н.И. Система государственного управления / Н.И. Глазунова. - М.: Академия, 2015. - 540 с.
19. Грабов, Б. Городской маркетинг: актуальные проблемы коммунальной практики в Германии / Б. Грабов, Е. Смирнова// Евроград. - 2010. - № 12. - С. 58-68.
20. РБК Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/58e248539a7947062cb43118
21. Гусева, Л. А. Построение системы стратегического управления развитием муниципального образования на примере городского округа Казань / Л.А. Гусева, Н.В. Волкова // КПЖ.
2014. №4 (105) С.77-81.
22. Демидова, Е.В. Теоретико-правовые аспекты развития стратегического территориального планирования в Российской Федерации / Е.В. Демидова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 3. С. 14 - 20.
23. Джаиштов, А. Стратегия развития самоуправляемых местных сообществ в рамках стратегических планов городов / А. Джаиштов // Евроград. - 2012. - № 12. - С. 38-43.
24. Жихаревич, Б.С. Распространение практики стратегического планирования в городах России: 1997-2013 годы / Б. С. Жихаревич, Т. К. Прибышин // Известия Русского географического общества. 2013. Вып. 6. - С. 3 - 18.
25. Итоги социально-экономического развития города Казани в 2016 году. - Казань, 2017. - 171 с.
26. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2016 году. - Казань, 2017. - 256 с.
27. Кузнецова, О.П. Стратегические планы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их реализация / О.П. Кузнецова, Е.А. Юмаев // ОНВ. 2015. №4 (141). - С.248-251.
28. Лаппо, Г.М. Территориальная структура России в начале XXI века / Г.М. Лаппо // Г еография. 2002. № 33. С. 9-24.
29. Новикова, Н. А. Проектирование стратегии социально-экономического управления развития территорий / Н.А. Новикова //Ответственный редактор. - 2016. - С. 214 - 215.
30. Показатели социально-экономического развития
муниципальных образований [Электронный ресурс] //
Татарстанстат - URL:
http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/municipal_st atistics/main_indicators/
31. Пясецкая, Е.Н. Местное сообщество как ресурс стратегического планирования развития муниципального образования / Е.Н. Пясецкая // Политика, экономика и инновации. 2016. №6 С.3.
32. Рой, О.М. Роль стратегического планирования в развитии муниципальных образований / О.М. Рой // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. №4 (36) С.71-79.
33. Рохчин, В. Е. Социально-экономическое развитие
муниципальных образований: методологическая разработка
концепции и механизмы ее реализации / В. Е. Рохчин, А. И. Филиппов. - СПб. : ИСЭП РАН, 1996. - 117 с.
34. Смирнова, О.О. Правовые основы стратегического планирования в РФ / О.О. Смирнова // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 2. С. 106-113.
35. Социально ориентированное местное
самоуправление: Опыт городов Германии для России // под ред. Б.М. Гринчеля, Н.Е. Костылевой. СПб: Наука, 1999. С. 55-56.
36. Стратегическое планирование в США : новые
подходы // Стратегическое планирование в городах и регионах
России. URL : http://www.city-strategy.ru/50
37. Стратегическое управление социально
экономическим развитием городов-миллионников современной России / И.С. Глебова, Р.Р. Хабибрахманова. - М., 2013. - 220с.
38. Стратегия развития Казани до 2015 г. / Администрация Казани; Генеральный совет стратегического развития Казани. - СПб.: МЦСЭИ "Леонтьевский центр", 2003. - 116 с.
39. Уткин, Э.А. Государственное и муниципальное управление / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. - М.: Академия, 2011. -
40. Hoefsloot A.M., Berg L.M. Successful examples of participatory region planning at the meso-level. 1992.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ