Введение 3
1. Теоретические аспекты управления эффективностью работы организации с
использованием системы сбалансированных показателей и KPI 7
1.1 Понятие, сущность и основные этапы управления эффективностью работы
организации 7
1.2 Роль сбалансированной системы показателей и KPI в управлении
предприятием 15
1.3 Зарубежный опыт использования сбалансированной системы
показателей и KPI 25
2. Анализ сущности и характерных черт менеджмента организации
(на примере ООО «Молочное Дело-Казань») 38
2.1 Общая характеристика организации 38
2.2 Анализ общей системы управления ООО «Молочное Дело -Казань» 46
2.3 Анализ и проблемы управления эффективностью на
ООО «Молочное Дело - Казань» 60
3. Пути совершенствования механизма управления эффективностью
предприятия ООО «Молочное Дело - Казань» 72
3.1 Предложения по совершенствованию стратегии и дерева
целей компании 72
3.2 Совершенствование проектирования сбалансированной системы
показателей на предприятии 75
3.3 Предложения по разработке KPI 83
Заключение 87
Список использованных источников Приложение
В условиях мировой глобализации экономики, стирания экономических границ между государствами, российские компании выходят на новый уровень конкурентной борьбы и борьбы за клиента.
Мировой финансовый кризис показал не только не совершенство традиционных систем управления бизнесом, но и поставил перед топ менеджментом ряд вопросов о методах и инструментах для эффективного управления компаниями, механизмах выполнения стратегии и достижения поставленных результатов.
Одна из существующих проблем в системах управления это несовершенство или неэффективность использования существующих ресурсов. Ключ к этому кроется в оптимизации структуры управления, и бизнес процессов. По сути дела именно бизнес процессы и их эффективное выполнение характеризует деятельность любой организации, а их изменение должно быть осознанным.
Проведение обычной оптимизации невозможно без кардинальных изменений как в мышлении персонала и управленцев компании, так и полном изменении структуры и философии управления компанией. Изучение состояния российских компаний в условиях финансового кризиса показал, что развитие было обусловлено легкодоступностью финансовых средств с высокими процентными ставками, а также своеобразной эйфорией этой доступности и неадекватной оценкой собственных сил и возможностей. Отсутствие продуманных стратегий развития на среднесрочные периоды, и контроля за исполнением стратегических планов.
В мировой практике ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators — KPI) выступают неизменным элементом не только оценки тех или иных технологических и бизнес-процессов, но и системы управления. В связи с этим к выстраиванию адекватной системы управления по KPI должны предъявляться особые требования.
Актуальность выпускной квалификационной работы подтверждается и тем статистическими данными, что многие российские компании поняли и приняли философию ССП, и уже сейчас занимаются разработкой и внедрением. Но для полноценной оптимизации ССП мало, необходимо применять дополнительные механизмы оптимизации.
Рассмотренная в настоящей работе методика оптимизации бизнес процессов, охватывает более широкий подход к традиционной оптимизации процессов, по сути, такой подход позволяет обнаружить и обозначить бизнес процессы, которые поддерживают выполнение стратегических планов компании, а на основании такой оптимизации проводить изменение операционных процессов, с учетом изменения взглядов, приоритетов и подходов.
Разработанность данной темы. Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам стратегического управления, их научную разработанность в целом ещё нельзя признать исчерпывающей. Кроме того, развитие рыночных отношений, ускорение темпов научно - технического прогресса постоянно выдвигает новые задачи, требующие научного исследования. В зарубежной и отечественной литературе в предыдущие годы был решен ряд теоретических и практических вопросов, касающихся оценки эффективности реализации разработанной на предприятии стратегии. Не до конца обозначен механизм внедрения системы сбалансированных показателей на предприятиях разных отраслей и сфер деятельности, не разработан комплекс мероприятий, связанных с интеграцией ССП и системы бюджетирования, а так же не отработана система мотивации персонала к применению оценочных индикаторов в текущей деятельности. Вопросы разработки и применения методов повышения эффективности управления, использованные в выпускной квалификационной работе, отражены в работах зарубежных и отечественных экономистов Адамса К., Аккоффа Р., Байе М., Р. Грегори, Друкера П., Каплана Р., Маршала В. Мейера, Нортона Д., Олве Н., Петри К., Роя Ж., Стрикленда А., Томпсона А., Фокса Дж., Гершуна А., Глазьева СЮ, Горского М., Савицкой Г.В. Фатхутдинова Р.А. и других.
Основоположниками системы сбалансированных показателей являются Дэвид Нортон и Роберт Каплан. В настоящее время появились также другие зарубежные и российские методические пособия, рекомендации, но все они в большей степени ссылаются на опыт Д. Нортона и Р. Каплана.
Объектом выпускной квалификационной работы является ООО "Молочное дело- Казань".
Предметом выпускной квалификационной работы является управление эффективностью в организации на основе ССП и KPI (на примере ООО "Молочное дело- Казань").
Целью данной работы является выявление характеристик управления эффективностью в организации на основе ССП и KPI (на примере ООО "Молочное дело- Казань").
В связи с данной целью, поставлены задачи:
-рассмотреть понятие, сущность и основные этапы управления эффективностью работы организации;
-изучить роль сбалансированной системы показателей и KPI в управлении предприятием;
-проанализировать зарубежный опыт использования сбалансированной системы показателей и KPI;
-произвести анализ сущности и характерных черт менеджмента организации (на примере ООО "Молочное дело- Казань");
-разработать пути совершенствования механизма управления
Эффективностью предприятия ООО "Молочное дело- Казань".
Информационной основой исследования являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики, научно-исследовательских институтов, информационно-аналитических агентств, материалы глобальной сети Интернет, материалы научных и периодических изданий, материалах информационных баз данных, а также материалы по состоянию и развитию предприятия ООО "Молочное дело- Казань".
Структура работы соответствует логике поставленных целей и задач и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и предложений, списка использованных нормативных материалов и специальной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность выпускной квалификационной работы, разработанность исследуемой темы, объект, предмет, цель, задачи, теоретическая база, структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты управления эффективностью работы организации с использованием системы сбалансированных показателей и KPI» рассматриваются понятие, сущность и основные этапы управления эффективностью работы организации, роль сбалансированной системы показателей и KPI в управлении предприятием, зарубежный опыт использования сбалансированной системы показателей и KPI
Во второй главе «Анализ сущности и характерных черт менеджмента организации» дается анализ общей системы управления ООО "Молочное дело- Казань", анализ и проблемы управления эффективностью на ООО "Молочное дело- Казань".
В третьей главе «Пути совершенствования механизма управления Эффективностью предприятия ООО "Молочное дело- Казань" приводятся предложения по совершенствованию стратегии и дерева целей компании, совершенствование проектирования сбалансированной системы показателей на предприятии, предложения по разработке KPI.
В заключении представлены выводы и предложения на основе проведенного исследования.
Система сбалансированных показателей является признанным инструментом реализации фирменной стратегии. В частности, ее применение позволяет проверить действующую стратегию на полноту, последовательность, актуальность. Большинство предприятий используют данную систему для пересмотра старой стратегии.
Данная система может также применяться для информации внешних потребителей. Эмпирические исследования в рамках других проектов показали, что примерно 1/3 из них нуждалась при принятии решений в показателях, невыраженных в деньгах. Такое положение дает повод предприятиям вносить в свою отчетность (например, перед акционерами и потенциальными инвесторами) немонетарные показатели, как индикаторы своих финансовых возможностей. Особенно удобно сбалансированную систему показателей использовать как и инструмент стратегической спецификации в тех случаях, когда стратегия сформулирована расплывчато и носит политическую окраску. Особенно часто такое случается в государственной администрации и некоммерческих организациях.
При реализации концепции сбалансированной системы показателей программное обеспечение не входит в число главных проблем. Тем не менее сбор, оценка и анализ данных играет здесь большую роль. Поэтому сегодня ведущие компании по разработкам и производству компьютерных программ работают над созданием соответствующего специального программного обеспечения.
Для целей применения СП на российских предприятиях произведена существенная модификация исследуемого механизма. Разработан пошаговый метод постановки управления на основе сбалансированных показателей. Уточнено содержание проекций системы
По результатам данной работы можно сделать следующие основные выводы и рекомендации:
1. Систематизированы существующие подходы к инструментальному обеспечению повышения эффективности деятельности организации.
2. Выявлены ключевые факторы, характеризующие специфику российской би нес среды и оказывающие влияние на внедрение ССП на российских предприятиях.
3. Уточнено и адаптировано к условиям российской бизнес — среды понятие Показателей в части разделения понятия на Ключевые показатели эффективности - КПЭ, Показатели эффективности- ПЭ, Показатели результативности - ПР и Ключевые показатели результативности - КПР.
4. Особое внимание уделено оценке деятельности службы персонала как одной из важных составляющих при достижении организацией стратегических целей.
5. В рамках исследования предложена методика самостоятельной разработки стратегической карты владельцем бизнес-процесса, способствующая более глубокому пониманию принципов построения Сбалансированной системы показателей, а также вовлечению сотрудников в процессе стратегического управления и мотивации к активному использованию ССП в управлении.
6. Деятельность по разработке систем, направленных на достижение стратегических целей тесно вязана с мотивацией персонала, принимающего непосредственное участие в данном процессе.
7. В результате работы было выявлено, что по сравнению с системами согласования ц лей, не связанными напрямую со стратегией компании, система мотивации, построенная на базе Сбалансированной системы показателей, непосредственно привязана к стратегическим целям компании: цели каждого сотрудника определяются на основе системы стратегических целей компании в целом.
8. Практическим результатом исследования является достижение единого понимания стратегии компании как менеджментом высшего звена, так и руководителя и среднего уровня, что способствовало повышению мотивации использования ССП в качестве инструмента достижения стратегических целей.
9. Самостоятельная разработка стратегических карт самими владельцами процессов позволяет глубже понять принципы построения СП, повышает вовлеченность сотрудников в процесс стратегического управления, а также мотивацию к акт в ому использованию ССП.
1. Акулов М., Рудаков К. К характеристике объекта
стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Изд-во «Притер», 2010.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. / Под ред. JI.H. Евсиенко. — М.: Экономика, 2012.
4. Е. Боровикова, Е.Герасимов. Внедрение ССП на
производственном предприятии // Справочник по управлению персоналом, №11, 2013.
5. Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 2014.
6. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. -М.: ЮНИТИ, 2012.
7. Ваганян Г.А. Машинная графика в управлении. Монография. Ереван, Айастан, 2015
8. Ветлужских Е. Стратегическая карта, системный подход и KPI: Инструменты для руководителейЖлена Ветлужских. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2013.-204с.
9. Виссема X. Стратегический менеджмент
и предпринимательство: возможности, для будущего процветания. Пер. с англ. Mi: Изд-во «Фин-пресс», 2010.
10. Владимирова И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 3,5.
11. Гапоненко A.JL, Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Изд-во «Омега», 2014.
12. Герасимов Б.Н., Морозов B.B. Технология менеджмента. Самара: СГТУ, 2011.
13. Голубчиков Е. Подготовка управленческого персонала для работы за рубежом: опыт японских корпораций // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 6.
14. Горшенин В.Ф. Проблемы менеджмента знаний на рубеже веков. Актуальные проблемы управления-2000 / Материалы
международной научно-практической конференции: Вып. 6/ГУУ. М., 2010.
15. Данилин О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности» (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их применения // Управление компанией, №2, 2013.
16. Дафт P. JI. Менеджмент. СПб.: «Притер», 2011.
17. Друкер П.Ф. Эффективное управление. М.: Изд-во «Гранд», 2011.
18. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. М., СПб., 2010.
19. Ефремов B.C. Организации, бизнес-системы и
стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 2.
20. Жучков.Ю. KPI: средство от перегрева // Справочник по управлению персоналом, №5, 2013.
21. Кандалинцев В. Г., Сбшшнсированное управление
предприятием, Кно-Рус, 2013.
22. Калянов Г.Н., Консалтинг: от бизнес-стратегии
к корпоративной информационно-управляющей системе, Горячая
Линия Телеком, 2014.
23. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп.:/М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2013.
24. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. 514 с.
25. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты: Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2015.-436 с.
26. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. — М.: ИН-ФРА-М, 2011.-304с.
27. Клейнер Г.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов / Под общ. ред. С.А. Панова. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2012.
28. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Конту-ревского. СПб:: «Питер», 2011.
29. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. -М.: «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2012.
30. Кочетов А.Г. Новационные бизнес-процессы. Пошаговая технология разработки, внедрения и контроля выполнения/А.Г. Кочетов. М.: Эксмо, 2012. - 144с.
31. Крюков И., Шадрин А. Сбалансированная система показателей в интегрированной системе качества // Стандарты и качество. — 2014, №6. — С.62-64.
32. Курс социально-эконо ической ста исти и: Учебник для вузов. /Под ред. проф. М.Г. Назарова. -М.: Финстатинформ, 2012.
33. Маршал В. Мейер, Оценка эффективности бизнеса. Что будет после Balanced Scorecard?, Вершина, 2014.
34. С. Машковцев. KPI для поддерживающих подразделений // Справочник по управлению персоналом, №5, 2013.
35. Мелитонян, Ю. Михеенко. Стратегически значимые факторы развития хозяйствующей единицы // Проблемы теории и практики управления. 2014. №4.
36. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ.-М.: «Дело», 2013.
37. Микроэкономическая статистика: Учебник/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2014. - 544с.: ил.
38. Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 2013. -864с.
39. Минцберг Г., Куин Дж.Б., Г ошал С. Стратегический прогресс. СПб.: Изд-во «Питер», 2011.
40. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Капт ревс ого. СПб.: Изд- о « Притер»,2011.
41. Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент. М.: Г елан, 2011.
42. Мусаев О. П именение Сб л нсир ванной Системы Показателей в развитии розничного бизнеса в России (внедрение "правильного" ритейла в банке) // «Финансовый директор, 2012.
43. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, вне р ние и при енен е решаю их о аза е ей/ Пер. с англ.
А. Платонова. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2011. - 288с.
44. Пол Р. Нивен Сбалансированная система показателей: шаг за шагом, М.: Баланс Клуб, 2014.
45. Пол Р. Нивен, Диагностика сбалансированной системы показателей, Баланс Бизнес Букс, 2012.
46. Пол Р. Нивен, Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций, Баганс Бизнес Букс, 2015 г.
47. Попов Д. Измерение достижений предприятия //Управление компанией, №3,2013.
48. Попов Д. Развитие показателей
стратегического контроллинга // Управление компанией, №2, 2013.
49. Пудич B.C. Основы менеджмента. М.: Компания Спутник,2010.
50. Рамперсад Х.К., Универсальная система показателей
деятельности, 2014.
51. Уллш К. Ключевые показатели менеджмента. Как
анализировать, сравнивать и к н олир вать стои сть компании: ер. с
англ. М.: «Дело», 2010.
52. Управление организацией: Учебник / под ред.А.Г. Поршнева,
3. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. - М:. ИН- ФРА-М, 1998. - 669с.
53. Хорват П. Сбалансированная система показателей как
средство управления предприятием // Управление предприятием. 2010. №4.
54. Хорват П. Сбалансированная система показателей как
средство управления предприятием // Стандарты и качество. 2014, №2. - С.50-53.
55. Черкашенко В., Маршукова Н., Федотов В., ««Стратегический менеджмент — искусство или технология?»» // ««Банковское дело»», №11,2015.
56. М. Шицков. Модели управления эффективностью компании// Журнал «Финансовый директор», № 10, 2016 г.
57. Экономика и статистика фирм: Учебник для вузов / Под. ред. С.Д. Ильенковой. -М.: Финансы и статистика, 2013