Введение 4
1. Теоретические основы формирования системы планирования материально-технического снабжения производственного предприятия 10
1.1 Основные понятия и сущность материально-технического снабжения
деятельности промышленного предприятия 10
1.2 Место системы планирования материально-технического снабжения в
общей системе планирования промышленного предприятия 18
1.3 Виды и методы планирования материально-технического снабжения
деятельности промышленного предприятия 22
2. Анализ практики планирования материально-технического снабжения КАЗ
им. С.П. Горбунова-филиала ПАО "Туполев" 29
2.1 Общая экономическая характеристика и специфика деятельности КАЗ им.
С.П. Горбунова-филиала ПАО "Туполев" 29
2.2 Исследование системы планирования материально-технического обеспечения
и логистики КАЗ им. С.П. Горбунова-филиала ПАО "Туполев" 39
2.3 Проблемы организации закупок и планирования материально-технического
снабжения и логистики на КАЗ им. С.П. Горбунова-филиала ПАО "Туполев" 44
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы планирования
материально-технического снабжения, логистики и запасов на КАЗ им. С.П. Горбунова-филиала ПАО "Туполев" 48
3.1 Организационный процесс закупки на предприятии КАЗ им. С.П. Горбунова-
филиала ПАО "Туполев" 48
3.2 Оптимизация в планировании логистических цепей поставок на КАЗ им. С.П.
Горбунова-филиал ПАО "Туполев" 66
3.3 Определение экономического размера заказа как эффективного способа
консолидации и планирования закупок, оптимизация логистических потоков и запасов 71
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации: благодаря тесной связи с другими (обеспечивающими) отраслями ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные рельсы развития. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны, обеспечивая развитие трудового потенциала Российской Федерации.
Также авиационная промышленность является важнейшим элементом обеспечения интересов Российской Федерации в оборонной и военно-политической сферах в силу возрастания значения авиации в решении соответствующих задач. Авиационная промышленность является важным фактором поддержания суверенитета страны, наращивания боевого потенциала государственной авиации в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности страны, развития международного военно-технического сотрудничества.
Авиационная промышленность играет особую роль в экономике Российской Федерации: насчитывая 248 предприятий, общая выручка которых в 2015 году составила более 986 млрд. рублей, обеспечивая в настоящее время более 387 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, она вносит существенный вклад в ВВП страны (более 1,1%). При этом для нее неизменными остаются главные задачи - обеспечение безопасности страны и (наряду с другими видами транспорта) территориальной мобильности и межрегиональной интеграции.
Особенностями мирового рынка самолетов и вертолетов, авиационных систем и компонентов являются значительный объем и стабильный рост на протяжении последних десятилетий. Ожидается, что основной движущей силой развития отрасли авиастроения останется рост пассажиров и грузопотоков, которые до 2025 года вырастут соответственно в 2,0 и 2,3 раза.
В современных условиях для развития российской авиационной промышленности емкости национального рынка недостаточно, и единственно возможным путем развития отрасли в России является выход на мировой рынок, где придется конкурировать с ведущими мировыми компаниями отрасли авиастроения. В то же время преодолению существующих барьеров и выходу российских авиастроительных компаний на мировой рынок мешает отсутствие у них таких ключевых рыночных преимуществ, как надежность поставок, конкурентоспособный продукт, благоприятные для покупателей цена и финансовые условия поставки, унификация в рамках семейств самолетов и вертолетов, а также высокая эксплуатационная надежность. Также зачастую отсутствует модель долгосрочного развития той или иной компании отрасли авиастроения. Занятию российскими компаниями высоких позиций на рынке препятствуют значительное технологическое отставание, отсутствие современных сертифицированных систем управления и контроля качества, несоответствие структуры отрасли современной мировой практике, наличие устаревших и неэффективных производств, отсутствие важнейших ключевых компетенций в областях управления проектами, глобальными цепочками поставок и системной интеграции, а также нехватка квалифицированных кадров. Одной из основных проблем является ограниченный объем собственного инвестиционного ресурса, что, наряду с указанными выше проблемами, не позволяет компаниям отрасли сформировать и реализовать прорывные проекты в соответствующих сегментах авиастроения.
Слабое использование международных цепочек поставок при создании отечественной авиационной техники и наличие, по сути, монопольных поставщиков комплектующих внутри страны приводят к росту цен, низкому качеству поставляемых систем и несоответствию их тактико-технических характеристик (ТТХ) зарубежным аналогам. Низкая конкурентоспособность российских авиапроизводителей обусловливается отсутствием у предприятий ключевых рыночных преимуществ, характерных для корпораций мирового уровня, что проявляется в следующем:
По отрасли в целом:
- недостаток квалифицированных специалистов;
- недостаточная актуализация нормативно-правовой базы авиационной промышленности;
- слабое развитие международного сотрудничества.
В области финальной интеграции:
- отсутствие стратегического подхода к позиционированию компаний на рынке;
- недостаточный уровень компетенций в сфере проектирования и интеграции;
- недостаточный уровень компетенций в сфере проектного управления;
- несоответствие мировым стандартам в сфере послепродажного обслуживания;
- отсутствие положительной репутации на рынке и узнаваемого бренда.
В области производства комплексов, систем и компонентов:
- отсутствие компетенции интегратора 1-го уровня;
- несоответствие требованиям иностранных интеграторов;
- недостаточный уровень компетенций в сфере проектирования;
- недостаточный уровень компетенций в сфере проектного управления;
- несоответствие мировым стандартам в сфере послепродажного обслуживания;
- отсутствие репутации надежного поставщика;
- отсутствие эффекта масштаба производства и слабая диверсификация;
- отставание от мировых лидеров в сфере технологий;
- отсутствие четко сформулированных стратегий развития соответствующих сегментов и программ по их реализации;
- отсутствие сбалансированного продуктового портфеля.
Ведущие экономисты России твердо доказывают о необходимости решения проблемы и пути модернизации системы государственных закупок, в т.ч. и в российской промышленности, которое является в настоящее время предметом публичной дискуссии. Столь пристальное внимание к данной теме со стороны СМИ и независимых экспертов, объясняется огромными бюджетными средствами, выделяемых на закупки товаров, работ и услуг для государственных предприятий, муниципальных нужд и низкой экономической эффективностью.
Российский рынок государственных закупок, объем которого превысил в 2015 году 6,5 трлн. рублей, составил около 60% расходной части федерального бюджета, является чрезвычайно привлекательным как для представителей крупного бизнеса, так и для коррумпированных и заинтересованных чиновников. Это снижает консолидированную экономическую эффективность всей отрасли и сегментов в России. В этой сфере уже давно сформировался неформальный институт по противодействию коррупции и повышения прозрачности закупок, который способствует развитию конкурентной экономической среды для установления эффективных контрактных отношений между государственными предприятиями (заказчиком) и его поставщиками (исполнителями, подрядчиками). По оценке ФАС, коррупция и низкая эффективность закупок ежегодно поглощает до 20% стоимости совокупного объема государственного и оборонного заказа. Основываясь на этих данных, можно оценить размер нецелевого расходования бюджетных средств в 2015 году примерно в 1,3 трлн. рублей, что почти равна расходам федерального бюджета на финансирование здравоохранения в 1,4 трлн. руб.
О необходимости кардинальной перестройки системы государственных закупок заявил в бюджетном послании к Правительству РФ и руководителям палат Федерального собрания Президент РФ Путин В.В. В частности, по его мнению, при осуществлении государственных закупок необходимо «полноценно учесть все особенности продукции, работ и услуг, в том числе связанных с научными исследованиями». При этом акцент должен быть сделан на «достижении наилучшего результата закупок».
Правовое регулирование стадии размещения государственного заказа обеспечивает 223-й федеральный закон [1]. Он определяет требования к процедурам организации торгов, отбора поставщиков, заключения контракта, юридического оформления сдачи-приемки работ, ограничивает коррупционные проявления. В свою очередь, регулирование стадии исполнения государственных контрактов ограничивается применением общих положений гражданского законодательства, а специфические механизмы регулирования практически не применяются. На современном этапе основным способом размещения заказа выступает аукцион (электронный аукцион) и одноэтапный конкурс. Такое ограничение перечня способов размещения торгов было оправдано в момент принятия ФЗ, когда приоритетом было обеспечение снижения коррупции и как следствие максимально экономное расходование бюджетных средств, что касается и государственных компаний производственного сектора.
Следует отметить, что вступление в силу в 2012 году ФЗ-223 продолжило реформу системы государственных закупок, в т.ч. и в промышленности, где контрольный пакет акций принадлежит государству, который относится и КАЗ им. С.П. Горбунова-филиал ПАО "Туполев" (далее - КАЗ). В результате были сформированы институциональные основы формирования единого экономического и информационного пространства закупок, прозрачных рыночных процедур размещения заказов, механизма контроля над исполнением закона и административного рассмотрения жалоб.
Объект исследования КАЗ им. С.П. Горбунова-филиала ПАО "Туполев".
Предметом исследования являются процессы планирования закупочной процедуры на КАЗ им. С.П. Горбунова-филиала ПАО "Туполев".
Цель данной выпускной квалификационной работы разработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы планирования материально-технического снабжения КАЗ им. С.П. Горбунова-филиала ПАО "Туполев".
Для реализации настоящей цели потребуется решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции и процесса организации снабжения производственного предприятия;
2. Выявить современные логистические аспекты управления
материальными ресурсами производственного предприятия;
3. Оценить состояние и проблемы планирования материально-технического снабжения КАЗ им. С.П.Горбунова;
4. Предложить эффективные методы планирования закупок материальных ресурсов КАЗ им. С.П.Горбунова.
5. Дать рекомендации по построению системы планирования материально-технического снабжения КАЗ им. С.П.Горбунова.
Структура работы содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования системы планирования снабжения на промышленных предприятиях.
Вторая глава посвящена анализу практики планирования материально-технического снабжения на КАЗ им. С.П.Горбунова.
Третья глава содержит предложения и рекомендации по совершенствованию и оптимизации планирования материально-технического снабжения КАЗ им. С.П.Горбунова.
Работа проиллюстрирована 8 таблицами, 10 рисунками, 12 Приложениями, библиографический список содержит 50 источников.
В данной выпускной работе рассмотрен такой этап жизненного цикла товара как планирование и закупка. На производственных предприятиях первостепенное значение имеет повышение эффективности использования сырья и основных материалов, так как эти затраты в структуре себестоимости продукции составляют более 60% и даже незначительное сокращение их при производстве каждой единицы продукции, в целом по предприятию дает значительный эффект. Поэтому значительное внимание уделяется повышению выхода готовой продукции из единицы сырья, уменьшению норм расхода материалов на единицу продукции, сокращению отходов и потерь сырья и материалов, совершенствованию системы материального поощрения рабочих за улучшение использования сырья и материалов.
Перечень потребных предприятию в планируемом периоде и в отдельных его частях материальных средств должен быть точным и исчерпывающим, отражающим возможность замены одних материалов другими, также исключающие внеплановые (аварийные) закупки.
Конечно, данные расчеты носят только теоретический характер, и в случае реальной консолидации закупок потребует более детального изучения и технико-экономического обоснования. Все расчеты проведены исходя из устных договоренностей с поставщиками, и не подкреплены никакими документами, т.к. они являются информативной составляющей расчетов. Но, в случае консолидации, все вышеперечисленные расчеты могут быть применены при работе и составления ТЭО, и учитываться как за основу выбора эффективного метода консолидации планирования закупок.
Форма комплексного обеспечения и планирования позволяет значительно сократить число сотрудников занимающихся закупками, за счет консолидации объемов закупки на одного сотрудника без увеличения дополнительной трудоемкости, т.к. увеличивается только количество товара, а номенклатура остается прежней. Основная номенклатура авиационных предприятий однотипна, что подразумевает схожие по применению и в дальнейшем производстве операции. За счет консолидации финансовых ресурсов в одних руках, это позволит более гибко распределять денежные средства на авансирование закупок по более приоритетным направлениям. При формировании годового плана закупок должны учитываться потребности всех трех авиационных заводов, что подразумевает консолидацию и вывод в отдельные группы часть номенклатуры товара. Это позволяет эффективно контролировать приход и расход продукции, списание на заводы, отслеживать количество и остатки материальных ценностей на складах. Имея консолидированный бюджет, точечное направление финансовых потоков на закупки в сложные и узкие места предприятий, имея общий план закупок, способствует их скорейшей оборачиваемости и мониторинга со стороны руководства службы. Имея информацию о планах и движение материальных ценностей, скорейшая взаимозаменяемость одной номенклатуры товара на другую, позволит снизить складские остатки, выбирать неликвидную продукцию и списывать их в производство на другие предприятия, где это необходимо.
Также форма консолидации планирования закупок позволяет:
- сократить финансовые затраты и существенно повысить эффективность процесса обеспечения за счет оптовых поставок;
- повысить прозрачность закупочной цены из-за меньшего оформления поставочной документации, т.е. контроля и мониторинга всех операций поставки;
- позволит распределять денежные средства на более приоритетные направления закупки комплектующих для предотвращения сбоев и остановок производства;
- снизить ФОТ обеспечивающего персонала на 15-20%;
- за счет увеличения количества закупаемой продукции, комплектующие могут направляться в те заводы, в которых образуется дефицит, что также позволит рационально использовать складской остаток и уменьшить затраты на внутреннюю логистику, путем перемещения попутных грузов между заводами.
Производство, сбыт, обращение, покупка, потребление должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система бизнеса путем координации между собой. Необходимо и нужно проводить постоянную оптимизацию закупочной деятельности организации, эти средства были описаны в данной работе.
Закупочная деятельность на авиационных предприятиях в России сегодня состоит в основном из разрозненных сделок по купле - продаже сырья, материалов и услуг без ориентации на долгосрочное сотрудничество с целью получения положительного экономического эффекта для всех участников логистической цепочки, решая в основном текущие задачи. Решение задачи приобретения сырья, оборудования, услуг лучшего качества, в нужном количестве и ассортименте, по оптимальной цене, в удобное время и на основе долговременного сотрудничества в настоящий момент привлекает внимание специалистов различного уровня и категории.
Процессы отсутствия консолидации планирования, необходимость укрепления качественных позиций, усиление социальной ориентации предприятий, а также постоянное увеличение цен на сырье - сегодня как никогда актуальна проблема роста затрат. В целях сохранения конкурентных преимуществ предприятий, необходимо рассматривать в качестве базовой стратегией оптимизацию и снижение затрат, которая базируется на четкой системе целеполагания, имеет набор инструментов для достижения поставленных целей и систему мотивации персонала, предусматривающую участие в этом процессе каждого работника компании.
В процессе написания дипломной работы, рассмотрены основные понятия, функции, способы и формы закупок, по которым определялось сущность ведения процесса обеспечения на предприятии и основные проблемы при их реализации. Проведя анализ действующих проблем, как на уровне федеральных закупок, так и на местном, видно, что все они носят обобщенный характер и отражают одну общую проблему в неэффективности разработанных предыдущих законов и нормативных актах.
Учитывая то, что объем ежегодных операций по совершению сделок очень велик и многогранен, отследить и проконтролировать все практически невозможно, требуется колоссальное и детальное изучение организации закупок в соответствии Федерального закона №223, который как раз и принят с целью приведения всех форм и способов закупок в понятный и надежный алгоритм.
Важность в необходимости комплексного подхода ко всем действиям и решениям, касающимся распределения ресурсов. Выработанная стратегия основанная на ресурсах направлена не на реализацию единичных, хотя и очень важных мероприятий, помогающих решать отдельные, не связанные между собой задачи, она должна увязать все действия и планы предприятия в согласованный пакет, обеспечивающий достижение главнейших стратегических целей компании.
Для ознакомления и детального изучения основных принципов современной логистики и взаимоотношений между заказчиками и потребителями, в первой главе мы раскрыли всю основу и теорию организации сущности закупочной деятельности на промышленных предприятиях, которая в основном одинакова по организации, но специфична по применяемости.
Во второй главе рассмотрена текущая деятельность КАЗ, определены основные направления и проблемные места. Описан имеющийся трудовой потенциал предприятия и ежегодные потери его, из-за низкой эффективности управления и отсутствия реальной государственной поддержки российского авиапрома, так и недофинансирования отрасли в целом, которое требует кардинальных мер по ее стимулирования и развитию.
В третье главе описаны экономические расчеты при условии создании единого центра закупок и планирования, в случае объединении всех структур закупок двух авиационных заводов в одну консолидированную службу. Данные финансовые расчеты и показатели, позволяют существенно снизить затраты на закупку и повысить экономическую эффективность при консолидации планирования.
На наш взгляд, учитывая все вышеизложенное, требуется максимально эффективно использовать внутренние ресурсы, как финансовые, так и человеческие. Провести анализ процессов и методов, позволяющих повысить производительность при снижении трудоемкости, провести оптимизацию накладных расходов. Определить «узкие места» при производстве и ремонте самолетов, и разработать программу по развитию производственной системы. Также постепенно требуется внедрять программу консолидирования планирования и осуществления закупок, потому что в дальнейшем это позволит значительно сократить финансовые затраты всех предприятий.
1. "Об установлении общих принципов закупки товаров, работ, услуг и основные к ним требования для юридических лиц" Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223.
2. "Государственный военный стандарт Российской Федерации "Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника". Система менеджмента качества. Общие требования" ГОСТ РВ 15.002-2003.
3. "Системы менеджмента качества". Требования: Международный
стандарт. ИСО 9001:2000., Второе издание - М.: 2000г. - 46 с.
4. Афанасенко И., Борисова В., Экономическая логистика, учебник для вузов, стандарт третьего поколения, 2013г. — 432 с.
5. Александрова Н.А., Пьянова Л.А., Невьянцева Н.Н., Окунева Т.В., Брюхова О.Ю., Тарасова С.Б., Теория управления, Хрестоматия, Часть 2, 2014г.
6. Блинов А.О., Дресвянников В.А., Управленческое консультирование, Учебник, 2013г. — 212 с.
7. Берзон Н.И., Теплова Т.В., Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; — М. : КНОРУС, 2014г. — 654 с.
8. Бирман Л.А., Общий менеджмент, Учебное пособие, ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2013г. — 544 с.
9. Богатырева О.Н., Овчаренко В.П., Шмулевич Т.В., Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов, 2016г. — 34 с.
10. Батырев М., 45 татуировок менеджера, Правила российского руководителя, Издание. Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014г. — 304 с.
11. Бродецкий Г.Л., Системный анализ в логистике, Выбор в условиях неопределенности, Учебник. М. : Academia, 2010г. - 314 с.
12. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент, 5-е изд. - М.: 2014г. — 576 84 с.
13. Виноградова С.Н., Станкевич Л.Г., Коммерческая деятельность, Учебник, 2012г. - 174 с.
14. Гаджинский А.М., Логистика, 20-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»Учебник, 2012г. —484 с.
15. Гогина Г.Н., Комплексный анализ хозяйственной деятельности: конспект лекции/ Г.Н.Гогина: НОУ ВПО «СаГА»- Самара, Самар.гуманит. акад., 2013г. — 206 с.
16. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Зырянов В.В., под ред. Л.Б. Миротина Л.Б., Управление грузовыми потоками в транспортно - логистических системах/- М.: Горячая линия-Телеком,: ил. - (Серия «Инженерная логистика») 2010г. - 704 с.
17. Г ашкова Л.В., Практикум, Морозова О.Ю., Основы маркетинга и менеджмента, УрГУПС, 2015г. - 108 с.
18. Дармилова Ж.Д., Инновационный менеджмент, Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2013г. — 168 с.
19. Дорофеева Л.И., Основы теории управления, Учебно-методический комплекс, Саратов, 2015г. — 433 с.
20. Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И., Экономика и управление предприятием, Учеб. пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011г. — 426 с.
21. Добровинский А.П., Управление персоналом в организации, Учебное пособие. - Томск, ТПУ, 2011г. — 416 с.
22. Жигун Л.А., Теория менеджмента, Теория организации, Учебное пособие / М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014г. - 320 с.
23. Кондраков Н.П., Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет, Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2011г. — 504 с.
24. Крылатых Э.Н., Фальцман В.К., Интенсивный курс MBA, М.: ИНФРА- М, 2011. — 544 с.
25. Кузнецова О.С., Понкратова Т.А., Секлецова О.В., Статистика, Общая
теория статистики, Кемеровский технологический институт пищевой
85
промышленности. - Кемерово, 2011г. — 143 с.
26. Левина Е.А., Левин М.И., Покатович Е.В., Лекции по экономике коррупции, М.: 2011г. — 360 с.
27. Липсиц И.В., Ценообразование, Учебник для вузов, М: 2011г. — 399 с.
28. Леонтьев Р.Г., Розенков Д.А., Классический менеджмент, Организационные структуры управления, Хабаровск: ДВГУПС, 2012г. — 192 с.
29. Мансуров Р.Е., Настольная книга Большого руководителя, Как на практике разрабатывается стратегия развития, «Инфра - Инженерия»: 2014г. —42 с.
30. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н., Конкуренция и конкурентоспособность, Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014г. - 194 с.
31. Михненко П.А., Теория менеджмента, 2-е изд., перераб. и доп. - М.:2014. — 640 с.
32. Мелякова Е.В., Кузнецов Ю.В., Теория организации, Учебник/ М.: 2015. — 365 с.
33. Маслова В.М., Управление персоналом, Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015г. — 492 с.
34. Мишурова И.В., Панфилова Е.А., Корпоративное управление, Учебное пособие. — М.: Дашков и К°; Академцентр, 2012г. — 528 с.
35. Парфенова А.В., Щербаков В.В., Коммерция и логистика, Сборник научных трудов, Выпуск 8, СПбГУЭФ, 2011г. — 228 с.
36. Румельт Р., Хорошая стратегия, плохая стратегия, В чем отличие и почему это важно, Книга/ — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013г. — 448 с.
37. Смотрицкая И.И. статья - Государственные закупки: проблемы и пути модернизация системы; 13 август 2012г. — 65 с.
38. Толмачев О.В., Логистика товародвижения, Учебное пособие/УрФУ, Екатеринбург, 2013г. — 361 с.
39. Фомичев А.Н., Исследование систем управления, Учебник/ М.: 2013г. —348 с.
40. Хачадурова Е.В., Чечевицына Л.Н., Экономика организации, Учебное пособие/ Д.: 2016г. — 382 с.
41. Элебаев Н.Б., Корпоративное управление, Теория, методология и практика, Учебное пособие. — Бишкек: издательство ОФ «Школа корпоративного управления», 2014г. — 208 с.
42. Организационная структура КАЗ им. С.П.Горбунова - филиала ПАО "Туполев": утв. директором от 14.12.2013г.
43. Политика в области качества КАЗ им. С.П.Горбунова - филиала ПАО "Туполев": утв. директором от 18.03.2015г.
44. Положение о закупке товаров, работ, услуг КАЗ им. С.П.Горбунова - филиала ПАО "Туполев" г.Казань от 21.09.2015г.
45. Положение об оплате труда работников КАЗ им. С.П.Горбунова - филиала ПАО "Туполев: утв. приказом директора №133 от 08.11.2014г.
46. Цели КАЗ им. С.П.Горбунова - филиала ПАО "Туполев" в области качества на 2016 год: утв. директором от 13.11.2015г.
47. Рябых Д.В. Типовые организационные структуры предприятий [Электронный ресурс] / Рябых Д.В. // Корпоративный менеджмент - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/iso9000, свободный.
48. Супрун Т.П. Классификация должностей и профессий как инструмент управления персоналом [Электронный ресурс] Супрун Т.П., Мясоедова Т.Г. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №5. -Режим доступа: http://eup.ru
49. Тимченко А.В., Чеботарев В.С., Актуальные проблемы государственных
закупок, 2014г., http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-protsessa-
gosudarstvennyh-zakupok.
50. Официальный сайт ПАО "ТУПОЛЕВ" [Электронный ресурс] - www.tupolev.ru