ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования... 7
1.1. Понятие и сущность антимонопольного регулирования.. 7
1.2. Зарубежный опыт антимонопольной политики 30
Глава 2. Оценка эффективности антимонопольной политики в
регионах России 47
2.1. Функционирование территориальных подразделений
Федеральной антимонопольной службы в регионах 47
2.2. Анализ состояния антимонопольного регулирования в
субъектах Российской Федерации 60
Глава 3. Перспективы совершенствования антимонопольного
регулирования в субъектах России 97
3.1. Особенности и проблемы реализации антимонопольной
политики 97
3.2. Тенденции и перспективы совершенствования
механизмов антимонопольного регулирования
Заключение 115
Библиографический список 119
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования... 7
1.1. Понятие и сущность антимонопольного регулирования.. 7
1.2. Зарубежный опыт антимонопольной политики 30
Глава 2. Оценка эффективности антимонопольной политики в
регионах России 47
2.1. Функционирование территориальных подразделений
Федеральной антимонопольной службы в регионах 47
2.2. Анализ состояния антимонопольного регулирования в
субъектах Российской Федерации 60
Глава 3. Перспективы совершенствования антимонопольного
регулирования в субъектах России 97
3.1. Особенности и проблемы реализации антимонопольной
политики 97
3.2. Тенденции и перспективы совершенствования
механизмов антимонопольного регулирования
Заключение 115
Библиографический список 119
Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-монополистический характер) в рамках одной страны имели исторически ограниченный характер и в сравнительно короткие сроки показали свою несостоятельность.
Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях народного хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте.
Актуальность выбранной темы определена тем, что антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служит одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России и является необходимым атрибутом структурных преобразований в различных сферах экономики страны. Анализ государственной антимонопольной политики требует комплексного междисциплинарного подхода, носит многоаспектный характер.
В последнее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической - она все больше становится политической и общественной. Чрезвычайно необходимо, чтобы общество осознавало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой части от их количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления фирмами своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
В качестве объекта исследования выступает система антимонопольного регулирования в регионах России.
Предметом исследования является механизм государственного регулирования и ключевые направления совершенствования системы организации антимонопольной политики в регионах России.
Основной целью работы является изучение современного состояния антимонопольной политики в России, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности данной политики.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть понятие и сущность антимонопольного регулирования в России;
- изучить зарубежный опыт антимонопольной политики;
- описать функционирование территориальных подразделений Федеральной антимонопольной службы в регионах;
- проанализировать современное состояние антимонопольного регулирования в шести субъектах Российской Федерации;
- выявить особенности и проблемы реализации антимонопольной политики в России;
- предложить направления развития антимонопольного регулирования.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области антимонопольного регулирования.
При написании работы проанализированы законодательные и нормативно-правовые документы, лежащие в основе антимонопольной и конкурентной политики России, а также использованы статистические материалы, характеризующие динамику развития антимонопольного регулирования.
В основу исследования поставленной проблематики положены общенаучные методы собственно экономического исследования - субъектнообъектный, метод прогнозных оценок, статистический анализ, метод сравнения и т.д.
Первая глава посвящается теоретическим основам системы антимонопольного регулирования. В этой главе описывается сущность и характеристики предмета и объекта исследования, содержание процесса их развития и современное состояние, а также оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области. А также исследованию зарубежного опыта в области антимонопольного регулирования и выявления особенностей российской антимонопольной политики.
Во второй главе посвящается проводится анализ процесса развития Федеральной Антимонопольной службы в России и ее территориальных подразделений, а также оценке состояния антимонопольной политики в шести регионах: г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Нижегородская,
Ульяновская, Волгоградская области и Хабаровский край, на основе выявления состояния конкурентоспособности регионов и опросов предпринимательской структуры для дальнейшего определения уровня антимонопольной политики.
В третьей главе внимание уделяется проблемам и тенденциям развития антимонопольного регулирования в России и выявлению рекомендаций по совершенствованию недочетов и пробелов в антимонопольной политики России
Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях народного хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте.
Актуальность выбранной темы определена тем, что антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служит одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России и является необходимым атрибутом структурных преобразований в различных сферах экономики страны. Анализ государственной антимонопольной политики требует комплексного междисциплинарного подхода, носит многоаспектный характер.
В последнее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической - она все больше становится политической и общественной. Чрезвычайно необходимо, чтобы общество осознавало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой части от их количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления фирмами своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
В качестве объекта исследования выступает система антимонопольного регулирования в регионах России.
Предметом исследования является механизм государственного регулирования и ключевые направления совершенствования системы организации антимонопольной политики в регионах России.
Основной целью работы является изучение современного состояния антимонопольной политики в России, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности данной политики.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть понятие и сущность антимонопольного регулирования в России;
- изучить зарубежный опыт антимонопольной политики;
- описать функционирование территориальных подразделений Федеральной антимонопольной службы в регионах;
- проанализировать современное состояние антимонопольного регулирования в шести субъектах Российской Федерации;
- выявить особенности и проблемы реализации антимонопольной политики в России;
- предложить направления развития антимонопольного регулирования.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области антимонопольного регулирования.
При написании работы проанализированы законодательные и нормативно-правовые документы, лежащие в основе антимонопольной и конкурентной политики России, а также использованы статистические материалы, характеризующие динамику развития антимонопольного регулирования.
В основу исследования поставленной проблематики положены общенаучные методы собственно экономического исследования - субъектнообъектный, метод прогнозных оценок, статистический анализ, метод сравнения и т.д.
Первая глава посвящается теоретическим основам системы антимонопольного регулирования. В этой главе описывается сущность и характеристики предмета и объекта исследования, содержание процесса их развития и современное состояние, а также оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области. А также исследованию зарубежного опыта в области антимонопольного регулирования и выявления особенностей российской антимонопольной политики.
Во второй главе посвящается проводится анализ процесса развития Федеральной Антимонопольной службы в России и ее территориальных подразделений, а также оценке состояния антимонопольной политики в шести регионах: г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Нижегородская,
Ульяновская, Волгоградская области и Хабаровский край, на основе выявления состояния конкурентоспособности регионов и опросов предпринимательской структуры для дальнейшего определения уровня антимонопольной политики.
В третьей главе внимание уделяется проблемам и тенденциям развития антимонопольного регулирования в России и выявлению рекомендаций по совершенствованию недочетов и пробелов в антимонопольной политики России
Проблема взаимоотношения государства и субъектов хозяйства является одной из сложнейших в экономике. Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий. В нашей стране на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование принципов регулирования монополистических процессов.
Изучив данную тему, можно сделать вывод, что антимонопольная политика в России исторически отличается от данной политики в зарубежных странах и имеет свои отличительные особенности. Под антимонопольным регулирование в России прежде всего понимается инструмент защиты предпринимателей от произвола и коррупции, а также обеспечение «честности» и «справедливости» и форма регулирования цен и защиты прав отдельных потребителей, в том числе физических лиц.
Проведенный анализ состояния антимонопольной политики в шести регионах России: г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Волгоградская, Нижегородская, Ульяновская области и Хабаровский край, позволил сделать вывод о том, что состояние антимонопольной политики основывается на состоянии конкурентной среды в субъектах, антиконкурентных действиях, а также уровню недобросовестной конкуренции. Рассмотрев данные аспекты, возможно выделить ряд проблем, затрагивающих антимонопольную политику как в регионах отдельно, так и в России в целом.
Основными проблемами являются в первую очередь историческая подмена понятий: конкурентная политика была замещена термином антимонопольная политика.
Во-вторых, пробелы в законодательстве, а именно чрезмерно широкий круг вопросов, подлежащих регулированию в рамках конкурентной политики, неверная классификация нарушений в связи с их недостаточно четкой формулировкой в действующем законодательстве, а также проблемой применения антимонопольного законодательства на практике является определение совокупности действий, необходимых для пресечения нарушения существующего законодательства какой-либо компанией и наложения на нее соответствующих санкций
В третьих, проблемы, связанные с самой организационной структурой Федеральной антимонопольной службы, ими являются излишняя укрупненность Федеральной антимонопольной службы и в связи с этим перегруженность ФАС делами и заявлениями. А также чрезмерное расширение функций антимонопольного ведомства как органа, ее проводящего, так как более узкая спецификация конкурентной политики позволила бы осуществить детальную разработку и изменение законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
Необходимо выделить также проблему незнания компаниями антимонопольного законодательства, а в следствие повышение нарушений и таким образом увеличения нагрузки на антимонопольные органы. В условиях активного изменения законодательства, компаниям необходимо динамично адаптировать свои бизнес-процессы под эти модификации.
В условиях современного мира также явной проблемой, по сравнению с некоторыми другими странами, является отсутствие единой методики оценки и территориальных служб, и конкурентной политики в регионах, и в целом антимонопольного регулирования на различных уровнях в стране, которая была бы основана на международных стандартах.
Таким образом, можно выделить несколько общих рекомендаций, при внедрении которых, антимонопольное регулирование в России приобретет новые тенденции. Возможным представляется разработка и внедрение системы менеджмента качества во всех территориальных управлениях ФАС России в соответствии с международными методами и рейтингами. И таким образом, повысить роль мониторинга показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти.
Одной из рекомендаций является закрепление понятия «нарушение антимонопольного законодательства», которое устанавливало бы вину как обязательный элемент такого правонарушения, а также возможно исключить необходимость получения участвующими в деле лицами согласия обладателя материалов, содержащих коммерческую тайну, на ознакомление с ними, если они представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, и предоставить всем, кто участвует в рассмотрении дела, равный доступ к таким материалам по аналогии с порядком, установленным процессуальным законодательством РФ, так как данная процедура затрудняет процесс принятия решения и увеличивает затраты времени на него.
Одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса — системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства
Целесообразна более детальная проработка некоторых положений «дорожной карты». Возможно, данные положения будут более основательно проработаны в процессе принятия соответствующих нормативно- правовых актов, однако следует обратить внимание на такой значимый для оценки конкурентной среды показатель, как Product Market Regulation (PMR) , уже на стадии его первичной адаптации для России.
Реализация рассмотренных направлений антимонопольной политики в регионах России в рамках обозначенных приоритетов позволит существенно повысить качество антимонопольного регулирования, а также улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации. Постепенное решение задач развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации должно обеспечить достижение следующих результатов:
- создание условий для динамичного развития ключевых секторов экономики Российской Федерации;
- снижение административного давления на функционирование рынков со стороны органов государственной власти;
- повышение эффективности функционирования субъектов естественных монополий.
Таким образом, антимонопольное законодательство и антимонопольная политика России являются необходимыми атрибутами структурных преобразований в экономической и политической сферах общества. Бесспорно, в некоторых случаях деятельность монополий необходима, но она должна контролироваться государством для предотвращения различного рода злоупотреблений.
Изучив данную тему, можно сделать вывод, что антимонопольная политика в России исторически отличается от данной политики в зарубежных странах и имеет свои отличительные особенности. Под антимонопольным регулирование в России прежде всего понимается инструмент защиты предпринимателей от произвола и коррупции, а также обеспечение «честности» и «справедливости» и форма регулирования цен и защиты прав отдельных потребителей, в том числе физических лиц.
Проведенный анализ состояния антимонопольной политики в шести регионах России: г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Волгоградская, Нижегородская, Ульяновская области и Хабаровский край, позволил сделать вывод о том, что состояние антимонопольной политики основывается на состоянии конкурентной среды в субъектах, антиконкурентных действиях, а также уровню недобросовестной конкуренции. Рассмотрев данные аспекты, возможно выделить ряд проблем, затрагивающих антимонопольную политику как в регионах отдельно, так и в России в целом.
Основными проблемами являются в первую очередь историческая подмена понятий: конкурентная политика была замещена термином антимонопольная политика.
Во-вторых, пробелы в законодательстве, а именно чрезмерно широкий круг вопросов, подлежащих регулированию в рамках конкурентной политики, неверная классификация нарушений в связи с их недостаточно четкой формулировкой в действующем законодательстве, а также проблемой применения антимонопольного законодательства на практике является определение совокупности действий, необходимых для пресечения нарушения существующего законодательства какой-либо компанией и наложения на нее соответствующих санкций
В третьих, проблемы, связанные с самой организационной структурой Федеральной антимонопольной службы, ими являются излишняя укрупненность Федеральной антимонопольной службы и в связи с этим перегруженность ФАС делами и заявлениями. А также чрезмерное расширение функций антимонопольного ведомства как органа, ее проводящего, так как более узкая спецификация конкурентной политики позволила бы осуществить детальную разработку и изменение законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
Необходимо выделить также проблему незнания компаниями антимонопольного законодательства, а в следствие повышение нарушений и таким образом увеличения нагрузки на антимонопольные органы. В условиях активного изменения законодательства, компаниям необходимо динамично адаптировать свои бизнес-процессы под эти модификации.
В условиях современного мира также явной проблемой, по сравнению с некоторыми другими странами, является отсутствие единой методики оценки и территориальных служб, и конкурентной политики в регионах, и в целом антимонопольного регулирования на различных уровнях в стране, которая была бы основана на международных стандартах.
Таким образом, можно выделить несколько общих рекомендаций, при внедрении которых, антимонопольное регулирование в России приобретет новые тенденции. Возможным представляется разработка и внедрение системы менеджмента качества во всех территориальных управлениях ФАС России в соответствии с международными методами и рейтингами. И таким образом, повысить роль мониторинга показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти.
Одной из рекомендаций является закрепление понятия «нарушение антимонопольного законодательства», которое устанавливало бы вину как обязательный элемент такого правонарушения, а также возможно исключить необходимость получения участвующими в деле лицами согласия обладателя материалов, содержащих коммерческую тайну, на ознакомление с ними, если они представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, и предоставить всем, кто участвует в рассмотрении дела, равный доступ к таким материалам по аналогии с порядком, установленным процессуальным законодательством РФ, так как данная процедура затрудняет процесс принятия решения и увеличивает затраты времени на него.
Одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса — системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства
Целесообразна более детальная проработка некоторых положений «дорожной карты». Возможно, данные положения будут более основательно проработаны в процессе принятия соответствующих нормативно- правовых актов, однако следует обратить внимание на такой значимый для оценки конкурентной среды показатель, как Product Market Regulation (PMR) , уже на стадии его первичной адаптации для России.
Реализация рассмотренных направлений антимонопольной политики в регионах России в рамках обозначенных приоритетов позволит существенно повысить качество антимонопольного регулирования, а также улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации. Постепенное решение задач развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации должно обеспечить достижение следующих результатов:
- создание условий для динамичного развития ключевых секторов экономики Российской Федерации;
- снижение административного давления на функционирование рынков со стороны органов государственной власти;
- повышение эффективности функционирования субъектов естественных монополий.
Таким образом, антимонопольное законодательство и антимонопольная политика России являются необходимыми атрибутами структурных преобразований в экономической и политической сферах общества. Бесспорно, в некоторых случаях деятельность монополий необходима, но она должна контролироваться государством для предотвращения различного рода злоупотреблений.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Государственное антимонопольное регулирование экономики региона (на примере деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование электроэнергетики
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса в экономике региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



