Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ ИГРОВЫМ АМПЛУА В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)

Работа №52548

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования психологических особенностей спортсменов с разным игровым амплуа в командных видах спорта 7
1.1 Психологические особенности спортивной деятельности 7
1.2 Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности 14
1.3 Психологическая специфика футбола как командного вида спорта 20
1.4 Характеристика особенностей футболистов разного игрового амплуа .... 26
1.4.1 Характеристика игровой деятельности футболистов разного игрового амплуа 26
1.4.2 Характеристика психологических особенностей футболистов разного
игрового амплуа 29
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей спортсменов с разным игровым амплуа 34
2.1 Организация исследования и методы сбора и обработки информации ... 34
2.2 Психологические особенности спортсменов-футболистов 38
2.3 Сравнение психологических особенностей спортсменов-футболистов с
разным игровым амплуа 44
Сравнение психологических особенностей спортсменов-футболистов с разным игровым амплуа по t-критерию Стьюдента 53
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение 66


Актуальность. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В нашем исследовании речь пойдет об определенном виде спорта - футбол. Футбол является одним из самых доступных, популярных и массовых средств физического воспитания и укрепления здоровья широких слоев населения. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважением к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем, игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. Игра в футбол предъявляет существенные требования к личности игроков. В то же время занятия футболом влияют на процесс становления личности спортсмена. Результатом спортивной деятельности являются не только физическая, техническая, тактическая подготовленность и спортивный результат, но и психологические изменения, к которым, прежде всего, относится сфера личности.
Во время тренировочного процесса формируется устойчивая система личностных качеств, закладываются такие существенные механизмы психической регуляции деятельности, как направленность личности, ее темперамент и характер, самооценка, уровень притязаний. Учет индивидуальных особенностей спортсмена необходим в отношении различных сторон его личности.
Мельников В.М. и Ямпольский Л.Т. отмечают две причины актуальности изучения личности спортсмена: во-первых, особенности личности существенно влияют на успешность спортивной деятельности, а также являются эффективным средством воспитания и формирования личности [29].
Поэтому в нашем исследовании на первый план выступают личностные особенности спортсменов в таком командном виде спорта как футбол, которые возможно могут влиять на результативность игроков в определенном амплуа.
М.С. Бриль считает: “Природа не так щедра, чтобы одновременно и в одинаковой степени одарить и быстротой и выносливостью, и интеллектом и боевитостью и определенным набором свойств личности... Поэтому одному спортсмену всегда более удаются созидательные действия, другому - разрушительные, один больше организатор, другой - планировщик, третий - реализатор, т. е. каждый игрок, видимо, предрасположен к отдельным амплуа.
Проблема исследования психологических особенностей спортсменов с разным игровым амплуа в литературе поднималась не раз, накоплены значительные экспериментальные данные, характеризующие существенные аспекты. И одновременно отмечено, что существует некоторая нехватка знаний о том, как личностные особенности спортсменов влияют на результативность игроков в определенном амплуа. В настоящее время наряду с дальнейшей экспериментальной разработкой методов изучения игрового амплуа спортсмена в психологии возрастает необходимость в теоретическом анализе и обобщении материалов многочисленных исследований.
Итак, объектом нашего исследования становятся психологические особенности спортсменов в командных видах спорта, а предметом - психологические особенности спортсменов с разным игровым амплуа в командных видах спорта.
Гипотеза. Существуют различия в психологических особенностях спортсменов с разным игровым амплуа, обусловленные спецификой игровой деятельности.
Цель исследования:
Выявить психологические особенности футболистов с разным игровым амплуа.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи:
1. Теоретически обосновать проблему исследования спортсменов с разным игровым амплуа в командных видах спорта.
2. Описать структуру личности спортсмена в командных видах спорта.
3. Дать психологическую характеристику каждому амплуа спортсмена в командных видах спорта (на примере футбола).
4. Эмпирически выявить различия психологических особенностей спортсменов с разным игровым амплуа в командных видах спорта.
Теоретико-методологическую база исследования:
В.Л.Марищук - психология спорта, М.С. Бриль - исследование спортивных игр, Р.А.Пилоян - мотивация спортивной деятельности, А.В.Родионов - психология физической культуры и спорта, А.Л.Попов - спортивная психология, П.А. Рудик - психология спортивной деятельности, становления личности и сознания спортсмена и другие.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования тренерами в процессе подготовки спортсменов- футболистов, и с учетом их индивидуально-психологических особенностей, сделать процесс тренировки более эффективным.
Нами были использованы следующие методы исследования:
1. Метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностическое исследование, направленное на определение личностных особенностей игроков футбольной команды.
3. Методы математико-статистической обработки в психологии (корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента для независимых выборок).
Методики исследования:
1. Личностный опросник Г. АЙЗЕНКА. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по АЙЗЕНКУ. Методика определения темперамента)
2. Опросник уровня агрессивности Басса — Дарки.
3. Личностный опросник Р.Кеттелла (16 - PF), форма С.
Эмпирическую базу исследования составили 45 юношей, в возрасте 18-19 лет, занимающиеся футболом (исследование проводилось на базе СДЮШОР №14).
Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами исследовались психологические особенности футболистов с разным игровым амплуа. Целью нашего исследования была необходимость выявить психологические особенности футболистов с разным игровым амплуа для возможности дальнейшей более точной идентификации футболиста, что способствует существенному повышению эффективности его игровой деятельности.
С помощью изучения литературы по спортивной психологии нам удалось теоретически обосновать проблему исследования спортсменов с разным игровым амплуа, описать структуру личности спортсмена в командных видах спорта, и дать психологическую характеристику каждому амплуа спортсмена-футболиста. С помощью проведения исследования на основе батареи методик нам удалось эмпирически выявить различия психологических особенностей спортсменов с разным игровым амплуа в командных видах спорта. На основе этого был обнаружен ряд закономерностей.
1. Игроки командных видов спорта имеют специфические психологические свойства, отличающие их от других спортсменов.
- соревнование ведется между группой участников (два и более спортсмена), которые выступают за один клуб, регион, страну;
- успех команды зависит от вклада каждого из ее членов, но победа возможна только при условии командной победы;
- одному игроку команды невозможно добиться положительного результат без других ее членов;
- в структуре спортивной мотивации преобладают внешние мотивы (мотив «получения социального одобрения»).
2. Описаны психологические свойства футболистов, занимающих разные игровые позиции (футболисты линии атаки и футболисты линии обороны).“Модельная характеристика” игрока в том или другом амплуа определяется по направленности личности, характеру спортсмена, его темперамента и способностей. Игроки линии обороны должны быть более устойчивыми, эмоционально зрелыми, расчетливыми, контролирующими любую ситуацию, трудолюбивыми, дисциплинированными; преобладающий тип темперамента сангвиник. Игроки линии атаки - стремящимися к лидерству, склонными к риску, расчетливыми, целеустремленными, самостоятельными, настойчивыми, и решительными; реобладающий тип темперамента холерик.
3. Выявлены различия психологических особенностей футболистов с разным игровым амплуа. Футболисты имеют общие, специфические для спортсменов, психологические свойства личности: средний уровень интеллектуального развития, смелость, жесткость, практичность. У футболистов линии атаки более выражены экстраверсия и доминантность, по которым их можно отличить от футболистов линии обороны, которые более уступчивы и менее экспрессивны.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования результатов исследования тренерами в процессе подготовки спортсменов-футболистов, и с учетом их индивидуально-психологических особенностей, сделать процесс тренировки более эффективным и повысить результативность игровой деятельности. В данной работе представлены некоторые значимые для определенного игрового амплуа психологические характеристики, которые мы рекомендуем использовать в качестве критериев в процессе спортивной ориентации футболистов на разных этапах их многолетней подготовки. Данные рекомендации предназначены для тренеров и спортивных психологов, работающих с футбольными командами.
Перспектива дальнейшего исследования состоит в необходимости расширения круга тестируемых психологических показателей с целью повышения прогностической ценности проводимых в процессе спортивной ориентации диагностических мероприятий.



1. Альмуханова, А.Б. Большая психологическая энциклопедия / А. Б. Альмуханова и др. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
2. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра / С.Н. Андреев. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Изд - во «Аспект Пресс»,2002. - 378 с.
4. Апциаури, Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 1.- С. 12-14.
5. Арестов, Ю.М. Футбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.М. Арестов. - М., 1978
6. Аркадьев, Б.А. Тактика футбольной игры / Б.А. Аркадьев. - М.: Физкультура и спорт, 1962. - 168 с.
7. Бабушкин Г.Д. Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности / Г.Д. Бабушкин, Е.В. Кулагина. Омск : СибГАФК, 2001. - 109 с.
8. Байрачный О. В., Воронова В. И. Психологические критерии в определении спортивного амплуа юных футболистов на разных этапах многолетней подготовки // Спортивный психолог. - 2011. - №1 (22). - С.53-56.
9. Березова, Н. Индивидуальная типовая адаптация на
тренировочные и соревновательные нагрузки высококвалифицированных бегунов на средние дистанции. [Электронный ресурс]. - / Н. Березова. - Электронные данные.- Москва: ИНФРА-М, 2000. Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/Texts.idc?DocID=97894
10. Бондаренко Н.А. Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов: автореф. дис. канд. психол. наук / Бондаренко Н.А.; КГУФК. - Краснодар, 2006. - 24 с.
11. Волкова И.П. Практикум по спортивной психологии / И.П. Волкова. - Спб.: Питер, 2002. - 265 с.
12. Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности// Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - Спб.: Питер,2000. - 203 с.
13. Г асанпур М.Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. - 2011. - № 4. - С. 70 - 72.
14. Гошек В., Калинин Е.А. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения // Вопросы спортивной психогигиены. - М.: издательство ВНИИФК, 1977. - 305 с.
15. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.
16. Гунажоков И.К. Основные тенденции развития современного футбола // Материалы I Международной электронной научной конференции «Физ. культура, спорт, биомеханика». - 2006. - №5. - С. 53-59.
17. Зимкин, Н.В. Физические характеристики силы, быстроты и выносливости / Н.В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 168 с.
18. Золотарёв А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет : автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1987. 22 с.
19. Золотарёв А.П. Некоторые особенности соревновательной деятельности юных футболистов 9-17 лет // Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов: учебно- методич. пособие. Краснодар, 1991. - №2. - С. 12-16
20. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 368с.
21. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. / А.Н. Капустина. - СПб., 2001. - 97 с.
22. Кочеткова С.В Экстремальность спорта как средство
психического самосовершенствования. [Электронный ресурс]. - /С.В. Кочеткова. - Электронные данные. - Москва: ИНФРА-М, 2006. Режим доступа:http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/5/psixоlоgiyа/kochet kova.pdf
23. Крылов А.А., Аллахвердов В.М. Психология : учебник. / А.А. Крылов. - М.: ПРОСПЕКТ, 1998. - 584 с.
24. Леевик Г.Е. Черты характера спортсменов разного уровня мастерства. / /Спортивная психология в трудах отечественных специалистов.
- 2002.- №6. - С. 74-78.
25. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов. / Н.М. Люкшинов. - М. : Советский спорт, 2003. - 415 с.
26. Люкшинов Н.М. Формирование модельных характеристик соревновательной деятельности футболистов на основе анализа игр чемпионатов мира и СССР : автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1989. 21 с. и др.
27. Майерс Д. Социальная психология : пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. - 125 с.
28. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. / И.Г. Максименко. - Луганск : Знание, 2000. - 276 с.
29. Мельников В.М. Психология: Учебник для институтов физкультуры./ В.М. Мельников. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 254 с.
30. Онищенко И.М. Опыт психологического изучения основных качеств личности спортсмена. // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
31. Павлов С.Е. Адаптация и стресс в спорте / С.Е. Павлов, Т.Н. Кузнецова // Актуальные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях. - М., 2005 - С. 307-312
32. Папян Г.Г. Сравнительная характеристика средств технико - тактической подготовки юных футболистов в связи с особенностями соревновательной деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. 24 с.
33. Полишкис М.С. Футбол : учебник для ин-тов физ. культуры. / М.С Полишкис. - М.: Физкультура, образование, наука, 1999. 254 с.
34. Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте: монография / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. - М.: Советский спорт, 2009.- 296 с.
35. Попов А.Л. Психология спорта. / А.Л. Попов. - М.: Москва, 1998. - 149 с.
36. Попов А.Л. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания./ А.Л. Попов - М.: Наука, 2001. - 309 с.
37. Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания : учебник для пед. фак. ин-тов физ. культуры / Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 318с.
38. Пуни А.Ц. Психология : учебник для техн. физ. культуры / А.Ц. Пуни. - М., 1984. - 255 с.
39. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. // А.Ц. Пуни. - М: Москва,1996. - 244 с.
40. Пшибыльский В., Ястжембский З. Физическая подготовленность квалифицированных футболистов различных игровых амплуа // Теория и практика физ. культуры. 2003. - № 3. - С. 52-55.
41. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 435 с.
42. Рудик П.А. Личность спорт // В сб. Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 322 с.
43. Савин В.П., Малафеев В.А. Вратарь. / В.П Савин, В.А. Малафеев. - СПб. : Человек, 2010. - 192 с.
44. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. / А.Л. Свенцицкий. М: Москва, 2003. - 457 с.
45. Серова Л.К. Психология личности в спорте. / Л.К. Серова. М. : Советский спорт, 2007. - 116 с.
46. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-423с.
47. Тихвинская Е. Готовность к соревнованию в спорте. [Электронный ресурс]. - / Е.Г. Тихвинская . - Электронные данные. - Режим доступа: http://psysport.narod.ru/docs/statyi/gotovnost/index.html
48. Уляева Л.Г., Раднагуруев Б.Б. Проблема психологических проявлений индивидуальности в спортивной деятельности // Материалы Всероссийской научно-методической конф. «Современные технологии в спортивных играх» 12-15 окт. Омск, 2005. С.71-75
49. Шестаков М.М. Футбол: Структура соревновательной
деятельности и критерии её эффективности в футболе : учебно-методич. пособие. Краснодар, 1993. - 28 с. ;
50. Яковлева Б.П. Психология физической культуры: учебник для факультетов физ. культуры / под ред. Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. Сургут, 2014. - 602 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ