Введение 3
Глава 1. Становление и развитие исторических воззрений Ф. Броделя 17
Глава 2. Ф. Бродель о предпосылках генезиса европейского капитализма
2.1. Роль средневековых городов 37
2.2. Проблема накопления капитала 45
Глава 3. От торгового капитализма к промышленному: Ф. Бродель об обмене как главном механизме генезиса капиталистического устройства общества 54
2.4. Рыночная экономика и капитализм 54
2.3. Капитализм в сфере производства 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. XX век подарил исторической науке множество замечательных исследователей, чьи труды навсегда войдут в золотой фонд социального запаса исторического знания. Особое место среди них занимает французский историк Фернан Бродель (1904 - 1985 гг.), вклад которого в историческую науку и сегодня определяет динамику и вектор ее развития. Б.Г. Могильницкий, оценивая научное наследие ученого, отмечал: «"Эпопея короля Броделя" заняла прочное место в истории исторической мысли XX в. как одно из самых выдающихся ее созданий» . В огромном множестве проблем, поставленных перед историками прошлого века, вряд ли найдется такая, которая в той или иной степени не обсуждалась бы в трудах Ф. Броделя. В числе особенно важных, ученый выделял проблему роли исторической науки в современном ему обществе, проблему соотношения истории событий и структур, и т.д. Так, историк не оставил без внимания и вопрос о той грани, которая разделила во времени феодальное и капиталистическое устройства общества. Этот вопрос стал главным объектом изучения в его фундаментальном 3-х томном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.», в котором рассматривается фундаментальная проблема генезиса капитализма. Все творчество французского историка довольно трудно охватить целиком и поддать какому-либо общему анализу в силу необычайной многогранности его исторических взглядов. В зарубежной и отечественной историографии ученому посвящены многие монографии, где дается оценка его научным концепциям. Так, например, зарубежные историки анализировали творчество Броделя через призму его концепции «глобальной истории». В советской историографии труды ученого были проанализированы с марксистских позиций, где его вклад в развитие исторической науки оценивается в связи с эволюцией французской историографии в XIX-XX веках. Несмотря на столь значительное внимание к личности ученого, проблема генезиса капитализма, и его взгляд на нее, в трудах советских ученых занимает незначительное место, а чаще и вовсе отсутствует. Во многом, это объясняется тем, что продолжить издание «Материальной цивилизации», после выхода первой части, ученому удалось лишь в 1979 году. Именно дефицитом в отечественной исторической науке исследований, посвященных взглядам Броделя на проблему генезиса капитализма, во многом определяется актуальность данной работы.
Объектом исследования является процесс развития представлений о генезисе европейского капитализма в западной исторической мысли.
Предметом работы выступает концепция генезиса капитализма Фернана Броделя.
Цель исследования - определить научный вклад Ф. Броделя в изучение проблемы генезиса капитализма. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить главные этапы творческой биографии Ф. Броделя и выявить основные факторы, способствовавшие формированию интереса у ученого к проблемам генезиса капитализма.
2. Выяснить теоретические и методологические принципы ученого.
3. Сопоставить взгляды предшественников Ф. Броделя, которые послужили источниками и проблемной базой для формирования новой концепции.
4. Раскрыть взгляды Ф. Броделя на проблемы генезиса капитализма - место и время его появления, причины и предпосылки, процесс накопления капитала.
5. Выявить, какую роль, по мнению ученого, занимал капитализм в сфере производства и торговли на ранних этапах своего развития.
6. Определить значение концепции Ф. Броделя в развитии историографии генезиса капитализма.
Хронологические рамки работы охватывают период со второй половины XVIII в. до сегодняшних дней. Они включают в себя время жизни и творчества Ф. Броделя, а также время развития теоретического концепта зарождения капиталистического устройства общества, начиная с научной постановки проблемы в творчестве А. Смита и заканчивая концепцией Р. Лахмана, характерной для современного, постнеклассического этапа развития исторического и социогуманитарного знания.
Историография. В рамках работы привлечены труды советских ученых, посвященные развитию французской историографии XX века и научному вкладу Ф. Броделя в развитие исторической науки, а также работы современных отечественных исследователей по историографии проблемы генезиса капитализма.
Большое внимание творчеству Броделя уделено в советской историографии, где его историческая концепция анализируется с марксистских позиций. Впервые в отечественной литературе наиболее полный анализ исторических воззрений ученого был проведен в труде М.Н. Соколовой, посвященном теории Броделя, а также в исследовании по современной ей французской историографии. В них Соколова довольно критично отзывается о научных разработках французского ученого, сводя к минимуму его влияние на развитие западной историографии. Она считает, что неправильно связывать теории Броделя с направлением «Анналов», и что в основе своей они выступают как совершенно самостоятельные, в частности это касается и теории различных уровней временной протяженности. А.В. Адо провел исследование послевоенной историографии во Франции, где проанализировал теоретико-методологических принципы Броделя и обозначил эволюцию отношения взглядов «Анналов» к марксизму. По мнению советского ученого, Бродель не считал себя ни буржуазным, ни антимарксистским историком, и не допускал ни в какой форме выпадов против марксизма, в отличие от других представителей французской историографии. Ю.Н. Афанасьев в монографии анализирует взгляды французского ученого с точки зрения закономерности развития и эволюции школы «Анналов». Так, он сопоставляет научные концепции Броделя с взглядами М. Блока и JI. Февра. В отличие от Соколовой, он считает не оправданным принижение заслуг Броделя в развитии французской историографии. Помимо этого Афанасьев выступил автором предисловия к первому русскому изданию «Материальной цивилизации», где познакомил широкую советскую публику с научными разработками французского ученого. В труде историка В.М. Далина рассматриваются основные направления французской исторической мысли XIX - XX вв. В ней советский ученый детально реконструирует биографию Броделя, и также отмечает его положительное отношение к наследию Маркса. Помимо этого Далин критикует французского ученого за пренебрежение «событийной» историей, что в понимании марксистов значило принижать значимость революций в истории человечества. Поэтому критика с их точки зрения абсолютно оправдана. Таким образом, интерес к творчеству Броделя в советской историографии особо проявляется в 70 - 80-е гг. Наблюдается эволюция оценок научного вклада французского историка в развитие западной исторической мысли, а также особое внимание уделяется его отношению к учениям Маркса. Однако вклад Броделя в изучение генезиса капитализма не рассматривается отдельно.
В 90-е г. внимание отечественных историков привлекают уже другие стороны исторических воззрений Броделя. А.Я. Гуревич в своей монографии рассматривает творчество французского историка с точки зрения его направления в исследовании геоистории. Помимо этого, Гуревич критикует его за то, что, будучи «правопреемником» Февра и Блока, Бродель игнорирует историю ментальностей, историю культуры, а также за недооценку роли человека в истории.
В современной историографии, в отличие от советской, в силу научного плюрализма, внимание уделяется проблеме генезиса капитализма. Проблеме, которая в советской литературе анализировалась с марксистских позиций. К сожалению, крупных монографий по вопросу генезиса капитализма в трудах Броделя обнаружить не удалось. Современные публикации по данной проблеме ограничиваются научными статьями и диссертациями. Г. А. Хакимов в исследованиях обращает внимание на такие категории в работах Броделя, как: динамика капитализма и длительная временная протяженность. Помимо этого он исследует познавательные возможности мир-системного подхода к изучению экономической жизни, одним из основателей которого является французский историк. Г.Г. Попов предпринял попытку определить научный вклад Броделя и место его концепции генезиса капитализма в историографии вопроса. В статье рассматривается эволюция представлений ученых по вопросам зарождения капиталистического устройства общества для того, чтобы определить историческую оправданность событий российской истории 90-х годов, когда наша страна вставала на рельсы капиталистического пути. То есть прослеживается возможность применения научного наследия Броделя на современную экономическую реальность.
Латиноамериканский историк К.А. Рохас рассмотрел творчество французского ученого через призму развития мировой историографии в так называемом «долгом XX историографическом веке». Особо стоит отметить, что для этого Рохас использовал созданную Броделем перспективу длительной исторической протяженности. Что позволило изучить развитие исторической науки в течение большого периода времени.
Обширный анализ взглядов французского ученого на природу капитализма предпринял Б.Г. Могильницкий . Он одним из первых в отечественной историографии рассмотрел применение Броделем концепций «глобальной» истории и социального времени при написании «Материальной цивилизации». Характеризуя научный вклад ученого в решение проблемы генезиса капитализма, Могильницкий отмечает, что «впервые была предпринята впечатляющая попытка рассмотреть становление капитализма в глобальной перспективе». В этом заключена главная заслуга Броделя.
Источниковая база работы может быть разделена на три группы. Первая состоит из трудов самого Броделя, взятых во всей своей совокупности для наиболее полного представления о творчестве ученого. Вторая группа - труды ученых, в рамках которых создавались теории генезиса капитализма, предшествующие концепции Броделя. То есть те, с учетом которых он строит собственную концепцию, описанную в «Материальной цивилизации». Третья - работы ученых, в которых осмысливается научное наследие французского историка по проблеме генезиса капитализма. Такая группировка источников позволяет точно определить роль и место творчества Броделя в развитии концепта проблемы зарождения капитализма.
На разных этапах творческой деятельности ученый обращался к разнообразным историческим сюжетам. Из всей совокупности трудов историка требуется выделить исследования по истории отдельных регионов и стран, сочинения и статьи о теоретико-методологических проблемах исторической науки, а также сделать главный акцент на фундаментальном исследовании по экономической жизни XV - XVIII вв., о котором упоминалось выше.
К истории отдельных стран и регионов Бродель обратился уже в рамках диссертации - «Филипп II. Испания и Средиземноморье», легшей в основу будущего исследования, благодаря которому ученый снискал свою научную популярность и авторитет. Речь идет о книге «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» впервые изданной в 1949 году в трех томах: «Роль среды», «Коллективные судьбы» и «События, политика, люди». За 19 лет, разделяющих первый вариант диссертации Броделя и выход книги, происходит важное смещение акцентов в исследовании. Если в диссертации основное внимание обращено на личность Филиппа II и его средиземноморскую политику, то затем главным объектом становится уже весь регион в целом, то есть Средиземное море и мир Средиземноморья. Эта, на первый взгляд небольшая перестановка, в корне изменила само назначение исторического исследования и стала определяющим моментом не только в этом труде, но и в последующих работах ученого. Коллега и наставник ученого Люсьен Февр, подчеркивая значимость исследования, отзывался о книге следующим образом: «читая, мы восхищаемся совершенством труда, созданного рукой труженика, изобилием и качеством использованных им материалов, богатством не знающего промахов воображения. И поскольку книга читается без скуки, она прочитывалась бы залпом, если бы так можно было усвоить книгу, битком набитую сокровищами» . Этот труд интересен в рамках данной работы в первую очередь своей концептуальной составляющей. Уже здесь отчетливо проявляются основополагающие моменты теоретико-методологических взглядов ученого на проблемы исторической науки. Многие из них получили свое развитие и использовались в «Материальной цивилизации» при создании концепции генезиса капитализма. Наиболее важные: концепция «глобальной истории» и, тесно связанная с ней, категория длительной временной протяженности (la longue duree). «Глобальность» истории подразумевает разделение исторической действительности на некоторые взаимосвязанные части, а также рассмотрение ее во всей совокупности сторон человеческой жизни, даже тех, которые, как кажется на первый взгляд, выглядят незначительными. Такой метод позволяет историку отодвинуться от традиционной системы координат, где главными движущими силами являются крупные исторические события или личности. Следовательно, политическая составляющая истории уходит на второй план. Так, книга «Средиземноморье» поделена на три основные части: «Роль среды», «Коллективные судьбы и универсальные сдвиги», «События, политика, и люди». Которые посвящены окружающей среде, социальной истории, и истории событий соответственно. Таким образом, благодаря концепции «глобальной истории» происходит смещение акцентов в исследовании: «экономика за счет политики, структура за счет события, проблема за счет хронологии и т.п.».
Среди теоретико-методологических работ выделим статьи: «История и общественные науки. Историческая длительность» , которая была написана в 1958 году, но на русский переведена лишь в 1977-м, а также «Свидетельство историка» . В первой концептуализируется категория длительной временной протяженности. Согласно ей, как предлагает Бродель, для исторической действительности характерны три разные временные протяженности, которые соответствуют какому-либо виду исторической реальности. И в каждом из этих видов время протекает по-разному. Например, в самой «низшей» исторической реальности, для которой основными элементами будут являться земля, человек или космос, время будет протекать настолько медленно, что изменения здесь будут проходить веками, а то и больше. Так, крестьянский быт Западной Европы XIII века практически не отличим от того же быта, скажем, XV века. Именно для этой исторической реальности характерна очень длительная временная протяженность. Другая временная протяженность характерна для социально-экономической истории, где имеет место циклический характер времени. К таким же временным характеристикам Бродель относит общества и цивилизации. Наконец, третья историческая реальность, где время измеряется мелкими хронологическими единицами, включает в себя историю политическую, которую Бродель характеризует как «событийную». Таким образом, коротко, можно обрисовать контуры концепции категорий временной протяженности, предложенной историком.
Трудом, где в наибольшей полноте воплотились теоретико-методологические воззрения Броделя, где приводится подробнейший анализ экономической жизни в масштабе всего мира в XV-XVIII веках, где обосновывается концепция генезиса капитализма, является работа «Материальная цивилизация, экономика и капитализм». Ученый, следуя своей традиции, также делит исследование на три части: «Структуры повседневности: возможное и невозможное», «Игры обмена», «Время мира». Главная идея книги кроется в ее названии. Из него видно, что основой рассуждения Броделя выступает трехчастное деление экономической жизни на три «этажа» - материальная история, экономика, капитализм. При этом в предисловии ко второму тому ученый разделяет понятия капитализм и рыночная экономика (в самом широком смысле), из чего напрашивается мысль, что одной лишь рыночной экономики недостаточно для зарождения капиталистических отношений. Как уже упоминалось, именно на этом исследовании сделан основной акцент в нашей работе, поэтому более подробный его анализ приведен в последующих главах.
В 1985 году была издана книга «Динамика капитализма». Она содержит текст трех лекций, которые Бродель прочел в одном из университетов США в 1976 году. Работа представляет собой обобщенное изложение основных идей «Материальной цивилизации», где ученый намечает контуры рассматриваемых проблем.
В 2015 на русском языке была издана книга «Очерки истории», которая объединяет статьи, опубликованные Броделем в период 1940 - 1960-х годов. В них ученый сравнивает историю с другими науками, концептуализирует категорию «длительной временной протяженности», оценивает роль математических методов в исторической науке.
Важными источниками выступают труды предшественников Броделя по изучению проблемы генезиса, которые предлагали собственное исследование природы капитализма. Среди них необходимо выделить те, которые имели наибольший отклик в научном сообществе и смогли внести значимый вклад в исследование возникновения капиталистического устройства общества. К таковым отнесем произведения А. Смита, К. Маркса, М. Вебера, В. Зомбарта, К. Поланьи.
Работа А. Смита , созданная в период бурного промышленного развития в Европе, является основополагающим трудом классической экономической науки. В нем была предложена трудовая теория стоимости, которая получила наибольшее развитие в творчестве Маркса. Наиболее важным, с точки зрения влияния на историческую науку и на общество, выступает труд Карла Макса, который до сегодняшних дней не теряет своей актуальности. Для нас он интересен тем, как к творчеству Маркса относился сам Бродель. По мнению Ю.Н. Афанасьева, наиболее полно это отношение характеризует одно из писем Броделя к советскому историку В.М. Далину: «...я со всей серьезностью и вниманием прочел Маркса. Если я и сохранил мою независимость по отношению к нему, то могу сказать, что постоянно сопоставлял мои взгляды с его взглядами. Я спорил с ним, иногда даже признавая, что он ошибается. Вы знаете, что я не согласен, что «биография капитала начинается в XVI веке». Я избрал, со своей стороны, XIII век, а корни капитализма я усматриваю в невероятной продолжительности. Так я пересек океан «Капитала», так я пытался, пересекая его, выверить свои интерпретации. Это мой способ почитать Маркса и, в конце концов, быть ему верным». Из данного высказывания прослеживаются отличия броделевской теории от марксовой касательно времени зарождения капитализма. Концепция Макса Вебера выдвинута в его исследовании на стыке экономической социологии и социологии религии, а также в книге «Протестантская этика и дух капитализма» . В своей концепции ученый видит ключ к пониманию проблемы генезиса капитализма главным образом в культурном преобразовании человека и воздействии на него религии. Концепция Вернера Зомбарта сводится к различению двух факторов зарождения капитализма: внутреннего и внешнего. К внешнему он относил ведущую роль еврейского этноса в становлении капитализма, а к внутреннему изменение положение женщины в западноевропейской культуре. Ученый обосновывает свою теорию в трудах «Буржуа: этюды по истории духовного развития современного человека» и «Современный капитализм» . Карл Поланьи предложил собственное видение генезиса капитализма в работе «Великая трансформация» . Он утверждал, что зарождение капиталистических отношений следует рассматривать в тесной связи с развитием национальных государств. Вместе они предстают как единое явление, которое ученый называет «обществом рынка».
Третья группа источников4. В рамках работы не обойтись без обращения к трудам сторонника теории мир-системного анализа, созданной под влиянием Ф. Броделя. Иммануил Валлерстайн изложил ее в работах «Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация»5 и «Мир- система Модерна»6. Д. Арриги7 также является представителем мир- системного анализа и исследует вопросы, связанные с природой капитализма с учетом научного наследия Броделя. П. Бергер исследует вопросы взаимосвязи капитализма и общества в XX веке. Наконец, одна из самых современных из рассматриваемых нами теорий, теория конфликта элит, изложена Ричардом Лахманом в труде «Капиталисты поневоле» . Согласно ей, по мнению автора, именно взаимоотношения политических элит, а не классовая борьба или любой другой фактор, предлагаемый другими учеными, определили возникновение капиталистических отношений.
Методологическая база исследования. Комплексный анализ исследования проблемы генезиса капитализма требует, прежде всего опоры принцип историзма в рамках которого необходимо брать изучаемое явление с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы в своём развитие прошло и чем стало. Важным для данной работы является принцип дополнительности, «требующий учета различных уровней общественно-исторического развития и возможности разных аспектов анализа» . Сравнительный анализ делает возможным провести сравнение исторических концепций разных ученых на предмет возникновения капитализма и представить целостную картину в решении данного вопроса.
Научная новизна работы состоит в том, что будет сделана попытка комплексно рассмотреть вопросы характеристики личности, жизненного пути и научного вклада Фернана Броделя в вопрос о генезисе капитализма.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В рамках данного исследования был рассмотрен научный вклад Фернана Броделя в развитие исторической науки и проблему генезиса капитализма. На протяжении научный карьеры ученый сформировал ряд теоретико-методологических принципов, благодаря которым он обрел мировой авторитет.
Формирование исторических воззрений Броделя происходило под влиянием окружавшей его обстановке и совершавшихся вокруг событий. Здесь мы можем выделить несколько этапов карьеры ученого.
Первый этап - до 1928 г. Он включает период юности и обучения в университете, а также первые годы преподавательской работы, когда деятельность ученого совершалась в рамках позитивистских установок в исторической науке. Основное внимание было сосредоточено на «событийной» истории, политике, правителях, войнах и т.д. Подтверждением этому служит тематика его исследования в рамках выпускной работы, которая была посвящена событиям французской революции, а также первый вариант диссертации о деятельности Филиппа II.
Второй этап - до 1946 г. Это время складывания исторических воззрений, время путешествий Броделя по Средиземноморью, пребывания в Алжире и Бразилии, которое расширило кругозор ученого и позволило глубже взглянуть на проблемы исторической науки. Так, внимание историка в процессе исследовательской деятельности сместилось от событий и личностей в пользу сюжетов гораздо более обширных по охвату пространства и времени. Такой поворот отразился в итоговом варианте диссертации, посвященной уже не политике Филиппа II, а целому региону - Средиземноморью. В то же время большое влияние на научные взгляды историка оказывали принципы исторического исследования, выработанные журналом «Анналы», а также тесное знакомство с Люсьеном Февром. Бродель окончательно убеждается в необходимости отхода от позитивистской парадигмы в истории, в особой, синтезирующей роли исторической науки в процессе познания общества.
Третий этап - до 1968 г.: время расцвета научной карьеры ученого. Основываясь на результатах диссертации (которую успешно защитил в 1946 г.), Бродель мобилизует новые методы исследования в рамках создания 3-х томного труда «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II». Именно в нем историк представляет применение новых концепций: глобальной истории и категории длительной временной протяженности. С издания данной работы начинается мировое признание авторитета ученого. Ему открылась дорога на руководящие научные должности, также в скором времени Бродель становится во главе журнала «Анналы». Появляется первое издание «Материальной цивилизации», но еще в форме, доступной для широкой публики, без научного аппарата. Весной 1968 г. во Франции начались студенческие волнения, которые оказали негативное влияние и на карьеру Броделя.
Четвертый этап - до 1985 г. - Это этап, когда ученый освобождает себя от многих высоких постов и административной работы, и полностью посвящает себя работе над окончанием фундаментального труда «Материальная цивилизация». И после 12 летнего перерыва, выходят 2 и 3 тома в 1979 г., где и излагается оригинальная концепция генезиса капитализма. Затем, до конца жизни, историк посвятил себя труду над монографией «Что такое Франция?».
Труды Броделя считаются классическими в мировой историографии, благодаря тем новым теоретико-методологическим принципам, которые историк применил в процессе исследования. В первую очередь, это концепция «глобальной истории». В рамках нее историк охватывает все стороны жизни человека в процессе исследования, даже те, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Под эту категорию попадают, например, демографические структуры, технологические приемы. Также концепция предполагает наличие нескольких уровней в исторической реальности. Так, экономическая жизнь в трудах Броделя делится на три пласта: материальная повседневность, рыночная экономика, капитализм. Основу методологии ученого составила категория «длительной временной протяженности», longue duree. Она явилась причиной отказа от «событийности» в истории и позволила рассматривать исторические процессы на более высоком теоретическом уровне. Суть ее состоит в том, что различные исторические реальности соотносятся с различными временными протяженностями и что исследователь должен направлять свой взор именно на длительные процессы, так как они являются определяющими в истории человечества. Наконец, важная составляющая исторических принципов Броделя - это сопоставление географии и истории, диалектика пространства и времени. В рамках такого подхода определяется обусловленность исторических процессов окружающей географической средой.
Созданные и развитые в трудах Броделя теоретико-методологические принципы имели значение в становление истории в качестве синтезирующей науки в XX веке. Они расширили исследовательские возможности историков, а также позволили углубить знания человечества о прошлой социальной реальности.
На основе предложенной методологии Бродель построил свою концепцию генезиса капиталистического устройства общества и представил ряд важных выводов по вопросам данной проблемы. Он значительно расширил представление о хронологических рамках генезиса капитализма, обнаружил его черты уже в средневековых городах Италии XIII в., доказав это на историческом материале. Пусть капитализму не удавалось по объективным причинам распространиться на всю экономическую жизнь, но он уже был различим в отдельных секторах экономики. Содействие этому оказывало становление рыночной экономики, что было результатом расширения торговых связей в средневековой Европе. Поэтому рынок в концепции Броделя - одно из необходимых условий капитализма на данном этапе. Далее обязательным фактором являлась способность самого общества содействовать развитию капитализма. Это проявлялось в иерархичности общественных структур, что в свою очередь благоприятствовало долговечности генеалогических линий, постоянному накоплению и увеличению наследуемого имущества. Зарождения капиталистического устройства общества, по мнению Броделя, не могло произойти без определенной политики государств, в рамках которой они обращались за помощью и займами к зарождающемуся классу капиталистов, тем самым стимулируя развитие капиталистических отношений. Наконец, генезис капитализма не был возможен без деятельности мирового рынка, который освобождал крупных купцов от надзора в процессе торговой деятельности, так как те полностью контролировали спрос и предложение в силу отдаленности расстояния между производителем и конечным покупателем.
В рамках теории генезиса капитализма Бродель предложил альтернативный взгляд на процесс накопления капитала. Если в понимании предшественников капитал был, в первую очередь, продуктом производственной деятельности в сельском хозяйстве или промышленности, а в Марксовой теории «первоначального накопления» - результатом насильственной экспроприации крестьянской земли, то у Броделя он выступает как итог коммерческой деятельности купцов в процессе торговли на дальние расстояния. Большую роль в этом играла спекуляция, благодаря которой купцы присваивали значительную прибыль с продажи эксклюзивных иностранных товаров. Подобную высокую прибыльность могла обеспечить лишь торговля на дальние расстояния. Поэтому капитализм до промышленной революции - торговый.
Бродель доказал, что капитализм на ранних этапах развития с трудом включался в сферу производства. Примеры капиталистических предприятий до промышленной революции наблюдаются, но выступают они в качестве исключения. Это происходит в рамках системы надомничества, в рудниковой промышленности, сельском хозяйстве. Но, в сравнении с общей экономической системой, количество таких предприятий было небольшим.
Таким образом, в концепции Бродели генезис капитализма - это процесс, который стал возможен благодаря расширению хозяйственной интеграции, развитию рыночной экономики, накоплению посредством спекулятивной торговли и превращению крупных купцов в первых капиталистов.
В целом, научная и исследовательская деятельность Фернана Броделя, его обширное научное наследие, стали важным вкладом в развитие мировой историографии. Его концепция генезиса капитализма расширила представления об этом процессе, существенно увеличив его хронологические рамки. Бродель наглядно продемонстрировал возможности применения выработанных им теоретико-методологических принципов на конкретном историческом материале.
1. Арриги Д. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. - М.: Территория будущего», 2006. - 472 с.
2. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. - М.: Наука, 1986.-259 с.
3. Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). - М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. - 320 с.
4. Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск: Полиграмма, 1993. - 125 с.
5. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность// Философия и методология истории/ под ред. И.С. Кона. - М.: Прогресс, 1977. - С. 115-142.
6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное; пер. с франц. Л.Е. Куббеля. -М.: Прогресс, 1986. - 624 с.
7. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 2. Игры обмена/ 2-е изд.; пер. с франц. Л.Е. Куббеля. - М.: Издательство «Весь Мир», 2006. - 672 с.
8. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 3. Время мира/ 2-е изд.; пер. с франц. Л.Е. Куббеля. - М.: Издательство «Весь Мир», 2006. - 752 с.
9. Бродель Ф. Свидетельство историка// Французский ежегодник 1982. -М.: Наука, 1984. - С. 174-199.
10. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Часть I. Роль среды; пер. с франц. М. А. Юсима. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 496 с.
11. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Часть II. Коллективные судьбы и универсальные сдвиги; пер. с франц. М. А. Юсима. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 798 с.
12. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Часть III. События, политика, и люди; пер. с франц. М.
А. Юсима. -М.: Языки славянской культуры, 2003. - 632 с.
13. Бродель Ф. Очерки истории. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2015. - 223 с.
14. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. -М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 176 с.
15. Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. 2. Меркантилизм и консолидация европейского мира-экономики, 1600-1750. -М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2015. - 528 с.
16. Вебер М. Избранные произведения: Пер с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - С. 840 с.
17. Вебер М. История хозяйства. Город. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2001.-576 с.
18. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. -М.: Наука, 1994. - 443 с.
19. Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 2. - М.: Типолитография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко., 1904. - 487с.
20. Социальная история средневековья. Т. 2: Деревня и город позднего средневековья/ Под ред. Е.А. Косминского, А.Д. Удальцова. - М.;- Л.: Госиздат, 1927. - 439 с.
21. Кула В. Формирование капитализма в Польше. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959. - 236 с.
22. Кулишер И.М. Промышленность и рабочий класс в Западной Европе в XVI - XVIII вв. - Петроград: Изд-во «Брокгауз-Ефрон», 1922. - 262 с.
23. Лахман Р. Капиталисты поневоле: конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего Нового времени. - М.: Изд. дом. «Территория будущего», 2010. - 456 с.
24. Ливи Баччи М. Демографическая история Европы / Пер. с итал. А. Мироюбовой. - СПб.: «Александрия», 2010. - 310 с.
25. Люксембург Р. Накопление капитала. Том I и II. - М.: Еосудар- ственное социально-экономическое издательство, 1934. - 508 с.
26. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 2. - М.: Политиздат, 1980. - 547 с.
27. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. -М.: Политиздат. 1988. - 891 с.—
28. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23/ 2-е изд. - М.: Политиздат, 1960 - 920 с. Соч. 2-е изд. Т. 23
29. Пиренн А. Средневековые города и возрождение торговли; пер. с англ. С.И. Архангельский. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного педагогического университета, 1941. - 191 с.
30. Пиренн А. Средневековые города Бельгии; пер. с франц. Е.А. Косминский. -М: Еосударственное социально-экономическое изд-во, 1937. -556 с.
31. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. - СПб.: Алетейя, 2002. - 320 с.
32. Рохас К.А. Историография в XX веке. История и историки между 1848 и 2025. - М.: Кругъ, 2008. - 164 с.
33. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука. 1993. - 570 с.
34. Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991. - 635 с.
35. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 1995. - 540 с.
Литература:
1. Абрамовиц М. Саймон Кузнец (1901-1985) // Thesis. - 2009. - Выл. 2. - С. 228 - 234.
2. Адо А.В. Послевоенная французская историография новой и новейшей истории Франции // Новая и новейшая история. - 1977. - № 6. -С. 150-166.
3. Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей- экономистов до Маркса. -М.: Политиздат, 1975. - 374 с.
4. Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики: французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. - М: Мысль, 1980. - 277 с.
5. Афанасьев Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 1; пер. с франц. Л.Е. Куббеля. -М.: Прогресс, 1986. - С. 5-28.
6. Всемирная история: в 6 т. Т. 3. Мир в раннее Новое время/ отв. ред. В.А. Ведюшкин, М.А. Юсим. - 2013. - 854 с.
7. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М.: Индрик,1993. - 328 с.
8. Далии В.М. Историки Франции XIX-XX веков. - М: Наука, 1981.-328 с.
9. История Европы: в 8 т. Т. 3. От средневековья к новому времени / отв. ред. Л.Т. Мильская, В.И. Рутенбург. -М.: Наука, 1993. - 657 с.
10. Козлов В.А., Коробкова Н.П. Теория «первоначального накопления»: назревшие коррективы // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - Т. 1. № 84. - С. 115-119.
11. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. II: Становление «новой исторической науки». - Томск. Изд-во Том. ун-та, 2003. - 178 с.
12. Мягков Г.П., Чиглинцев Е.А. Б.Г. Могильницкий: «...отыскать возможность духовно-нравственного возрождения науки и всего общества». Памяти выдающегося ученого// Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. Науки. - 2014. - Т. 156, кн. 3. - С. 283-289.
13. Полянский Ф.Я. Экономическая история зарубежных стран. Эпоха феодализма. - М.: Изд-во Московского университета, 1954. - 433 с.
14. Попов Г.Г. Дискуссионные вопросы генезиса капитализма и экономического развития Европы в Новое время // Историко-экономические исследования. - 2008. - T9. №1. - С. 147-174.
15. Селигмен Б. Йозеф А. Шумпетер и его новатор// Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. - С. 301384.
16. Смирнов В.В. Фернан Бродель: жизнь и труды // Французский ежегодник. 2002. -М.: Едиториал УРСС, 2002. - С. 79-100.
17. Соколова М.Н. Историческая теория Фернана Броделя // Французский ежегодник. 1972. -М.: Наука, 1974. - С. 313-333.
18. Соколова М.Н. Современная французская историография. - М: Наука, 1979. - 367 с.
19. Тимофеева М.В. Историк и время: британский марксист Кристофер Хилл// Известия Уральского государственного университета. Сер 2.- 2009. - № 63. - С. 239-247.
20. Хайек Ф. Капитализм и историки. - Челябинск: Социум, 2012.- 404 с.
21. Хакимов Г.А. «Время большой длительности» Ф. Броделя как методологический принцип социально-гуманитарного познания// Вопросы философии. -2009. -№ 8. - С. 135-146.
22. Хакимов Г. А. Динамика капитализма в концепции «тотальной» истории Ф. Броделя // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 3. - С. 108115.
23. Хакимов Г.А. Особенности капиталистической динамики: социально-философский и историографический аспекты // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 1. - С. 87-96.
24. Хакимов Г.А. Социально-философский анализ мир-системного подхода к динамике капитализма. Афтореф...дне.канд.фил.наук. - М.: МГПУ, 2009. - 29 с.
25. Юсим М.А. Средиземноморье Фернана Броделя: человек в ландшафте большой истории // Новая и новейшая история. - 2005. - №6. -С. 34-45.
Справочники и энциклопедии:
1. Ефремова Т.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2001. - 863 с.
2. Большой толковый социологический словарь. Т. 1/ Сост. Д. Джери, Д. Джери. - М.: Вече: ACT, 1999. - 544 с.