Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ СЕНЗИТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №52537

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия нормы у младших школьников с нарушением речи 6
1.1. Характеристика психического развития младших школьников с речевыми нарушениями 6
1.2. Восприимчивость к усвоению норм и правил в онтогенезе 15
1.3. Особенности нормативного поведения младших школьников с нарушением речи 20
Выводы по главе I 25
Глава II. Эмпирическое изучение нормативной сензитивности у младших школьников с нарушениями речи 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ нормативного поведения младших школьников с речевыми
нарушениями 28
2.3. Анализ нормативного поведения младших школьников с нормативным
речевым развитием 41
2.4. Сравнительный анализ нормативного поведения младших школьников 48
Выводы по главе II 63
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложение


Актуальность исследования. Необходимость изучения нормативного поведения в различных сферах жизни младших школьников с нарушением речи определяет их дальнейшее развитие, включение в общество, поскольку именно в коллективе происходит процесс общения и развития ребенка. В процессе школьного обучения, общения со сверстниками и взрослыми, личностного развития ученик постигает культуру человеческого опыта, знакомиться с общепринятыми нормами и правилами, а также развивает сознание и высшие психические функции. Приобретенные навыки помогают социализироваться в обществе, позволяют познать самого себя и окружающих, способствуют созданию благоприятных условия для его дальнейшего развития.
Анализ многочисленных работ (А.К. Пащенко [41], М. И. Бобнева [5], Н.Е.Веракса [8], Л.Ф Баянова [3]и др.) показывает устойчивый интерес к проблемам понимания нормы у детей с нормативным поведением, освоение ребенком нормы, как в соответствии с правилами ведет себя ребенок в конкретной ситуации. А.К. Пащенко в своих работах рассматривает вопросы диагностики, связанные с определением нормативного поведения младших школьников [41]. М.И. Бобнева раскрывает понятия «нормативности» [5], а Н.Е. Веракса выделяет компоненты нормативной ситуации [8], а Л.Ф. Баянова выделяет типичные для младших школьников правила поведения в нормативной ситуации [3].
Термин «нормативная ситуация», введенный Н.Е.Веракса, позволяет анализировать детей по двум компонентам, как они подчиняются социальным правилам поведения, и за счет чего происходит стимуляция активности ребенка. Н.Е.Веракса, понимает нормативную ситуацию, под совокупностью сочетанных условий и факторов, предъявляемых индивиду обществом. А также в ней выделяют правило, т.е. способ действия, который предписан, и внешнее обстоятельство-признак ситуации. В нормативной ситуации субъект согласует свои действия с заданными нормативными правилами. Именно поэтому нормативную ситуация является пространством активности субъекта [8].
Однако вопрос нормативного поведения младших школьников с нарушением речи, освоение детьми социальных норм, остается малоизученным.
Цель исследования: определить особенности восприятия нормативной ситуации младших школьников с нарушением речи в различных видах деятельности.
Объект исследования: нормативное поведение младших школьников с нарушением речи в процессе социального взаимодействия.
Предмет исследования: нормативная сензитивность младших школьников с нарушениями речи в различных видах деятельности.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушениями речи будет недостаточно сформирована способность к предвосхищению последствий своего поведения в ситуации социального взаимодействия и учебной деятельности.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический обзор проблемы понимания нормативных ситуаций младшими школьниками;
2. Подбор диагностических методик по проблеме нормативной сензитивности младших школьников;
3. Исследовать особенности нормативной сензитивности младших школьников с нарушениями речи и с нормативным речевым развитием;
4. Выявить особенности нормативной сензитивности младших школьников с нарушением речи.
Методологическая база исследования: положения о сложной структуре аномального развития ребенка Л.С. Выготского; культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского; теории нормативной ситуации Н. Е. Вераксы; периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития Р.Е. Левиной.
Методы исследования: эмпирические методы: методика определения культурной конгруэнтности Л.Ф.Баяновой [3], методика «Восприятие нормативной ситуации» А.К.Пащенко [42] и методика Ульяновой В.П. «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» [51], а также методы статистической обработки данных исследования (сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона).
Практическая значимость: полученные данные могут выступать в качестве основы для разработки методических и исследовательских программ, связанных с изучением нормативного поведения, а также становления личности ученика в учебной деятельности. Материалы дипломного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и подготовке учебных и учебно-методических пособий для обучения студентов, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов в области нормативной сензитивности.
Апробация: основные положения и результаты исследования были обсуждены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета в секции «Психологические особенности лиц с нарушениями развития» 2016 г., а также на Международном форуме «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» в секции «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями в развитии» 24-27 мая 2016 года.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, состоящего из 58 наименований и 5 приложений. Основное содержание изложено на 72 страницах, включая 14 рисунков и 7 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению нормативной сензитивности у младших школьников с нарушениями речи. Анализ литературы позволил сделать вывод о комплексном характере нарушений когнитивной сферы младших школьников с речевой патологией. Наличие речевой недостаточности влияет на развитие личности школьника в целом. Школа выступает пространством для развития учебной деятельности, отношений с педагогом, а также со сверстниками, по средствам которых школьник постигает культурные нормы. Требования, предъявляемые школой, являются частью учебного процесса, а значит, уровень успешности в освоении нормативного пространства зависит от того, насколько хорошо ученик справился с усвоением средств и как эффективно их использует. Педагог для учеников выступает в качестве эксперта, который передает нормы и правила нормативной ситуации. А учебный класс является средой, в которой происходит формирование и освоение групповых норм учащимися.
Эмпирическое исследование младших школьников с нарушениями речи позволило изучить нормативную сензитивность у данной категории лиц. Таким образом, на основании полученных данных проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Культурная конгруэнтность, являясь компонентом нормативной сензитивности, показывает соответствие поведения младших школьников культурным правилам в различных сферах деятельности. Школьники с речевыми нарушениями, также как их сверстники, имеющие нормативное развитие речи отражают в своем поведении внутреннюю неопределенность соответствовать правилам нормативной ситуации. Младшие школьники с речевыми патологиями проходят одни и те же закономерности развития культурных норм в различных видах деятельности. Различия отражаются в понимании нормы. Для школьников развитие нормативности связано со способностью выстроить адекватное поведение в таких пространствах как учебная деятельность, общение с взрослыми, в том числе с педагогом, а также взаимоотношения со сверстниками. Не значимыми являются факторы самообслуживание и самоконтроль, вследствие сформированных ранее на физиологическом уровне навыков самообслуживания.
Особенности в освоении культурными нормами наблюдаются и в учебной деятельности. Школьники с нарушениями речи лучше следуют нормам и правилам школы. Их поведение соответствует нормативному уровню восприятия. Они способны дифференцировать специфические школьные нормы, в отличие от сверстников, имеющих более низкие результаты.
Способность к предвосхищению последствий поведения является еще одним компонентом развития нормативной сензитивности. Младшие школьники с речевыми нарушениями хуже, чем их сверстники, с нормативным речевым развитием, предвидят последствия своего поведения. Что обусловлено отсутствием эмпатии, рефлексией внутренних признаков, таких как выделение нормы и правил в ситуациях с правонарушениями или конфликтов. Следовательно, становится невозможным описание исхода ситуации с нарушением нормы.
Не было выявлено взаимосвязи между уровнями культурной конгруэнтности, степенью восприятия нормативной ситуации и способностью младшего школьника предвосхищать последствия своего поведения в нормативной ситуации. Корреляция выявлена по методике «Определение культурной конгруэнтности», и внутри методики «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» между шкалами выделение внутренних признаков и описание исхода ситуации.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология/ Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии/ Л.Ф. Баянова// Филология и культура. Philology and Culture. - 2012. - №3. - С. 294 - 299.
3. Баянова Л.Ф., Цивильская Е.А. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников / Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская// Образование и саморазвитие. - 2014. - № 3(4). - С.73-78.
4. Баянова Л.Ф. Определение дифференциации правила дошкольником в нормативной ситуации/ Баянова Л.Ф.// Филология и культура. - 2013. - № 3. - С.286-289.
5. Бобнева М. И., Шорохова Е.В. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева, Е. В. Шорохова. - М.: «Наука». 1978. - 311 с.
6. Бугиотопулу В. Психолого-педагогический анализ слухоречевой и зрительной памяти у детей с дисграфией: Автореферат дис. ... канд. пед. наук//В. Бугиотопулу. - М., 2002. - 129 с.
7. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход / Н.Е. Веракса// Перемены. - 2000. -№ 1. - С. 81- 107.
8. Веракса Н.Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей / Н.Е.Веракса // Ежегодник Российского психологического общества. - 2003. Т. 2. - С. 93-96.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Л.С. Волковой. - М.: «ВЛАДОС», 2008. - 704 с.
10. Волковская Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по
проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи/ Т. Н. Волковская// Журнал: Вестник Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - № 3. - С. 51-60.
11. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. - СПб.: Лань,2003. - 654 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2.Проблемы общей психологии/ Л.с. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека/Л.С. Выготский. - М.: «Эксмо», 2004. - 136с.
15. Дзюба О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореферат дис. ... канд.пед. наук//О.В. Дзюба. - Москва, 2009. - 201 с.
16. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь / Н.И. Жинкин // Нарушения речи у дошкольников. - 1972. - С. 9-31.
17. Жирнова О. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ/ О.С. Жирнова// Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. - 2014. - С. 62-64.
18.Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 321 с.
19.Захра Резазадех Индивидуально- психологические особенности младших школьников при разном уровне культурной конгруэнтности: Вкр//Резазадех Захра. - Казань, 2015. - 99 с.
20. Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей и подростков :На
примере задержки психического развития: Автореферат. доктор
психол.наук//М.Б. Калашникова. - Санкт-Петербург , 2004. - 427с.
21. Калягин В.А., Овчинникова О.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями/ В.А. Калягина, О.С. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
22. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
23. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. - 432 с.
24. Карпушкина Е.А. Психолого-педагогическое обеспечение логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями/ Е. А. Карпушкина// Журнал Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Г уманитарные науки. - 2008. - № 2. - С. 151-155.
25. Кириллова М.И. Социализация младших школьников с нарушением речи в условиях общеобразовательной школы: Автореферат дис. ... канд. пед. наук// М.И. Кириллова. - Ставрополь, 2006. - 185 с.
26. Конопляста С.Ю., Сак Т.В. Логопсихология / С. Ю. Конопляста, Т.В.Сак. - К.: Знания, 2012. - 293 с.
27. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой: Автореферат дис. ... канд. психол. наук// Н.А. Корзинкина. - Москва, 2005. - 153с.
28. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с.
29. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. - М.: «Академия», 2002. - 480 с.
30. Лагунина Е. С. Особенности общения младших школьников с речевыми
нарушениями со сверстниками в условиях интегративной среды /Е.С. Лагунина// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 3(38).
31. Лалаева Р.И., Гермаковская А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Р.И. Лалаева, А. Г ермаковска // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 21-29.
32. Лалаева С.Н., Шаховская С.Н. Логопатопсихология / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. - М.: «ВЛАДОС», 2011. - 462 с.
33. Лауткина С.В. Логопсихология / С.В. Лауткина. - Витебск: «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 173 с.
34. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей/ Л.С. Левина. - М.: Аркти, 2005. - 222 с.
35. Левяш С.Ф., Сорчик Л.С. Развитие мнестической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи / С.Ф. Левяш, Л.С. Сорчик // Дефектология. - 2003. -№ 1. - С. 96-103.
36. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание/ А.Н. Леонтьев // Вопросы философии.- 1972. - № 12.- С.130-142.
37. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации. Нормативно-ценностное измерение / Лукашева Е.А. - М.: Норма, 2009. - 384 с
38. Мустафин Т.Р. Контент - анализ нормативной ситуации дошкольника/ Т.Р. Мустафин// Филология и культура. - 2013. - № 1. - С.295-298.
39. Назарова Н.М. Специальная педагогика/ Н.М Назаровой. - М.: АСАDEMА, 2000. - 519 с.
40. Пащенко А. К.Особенности организации нормативного пространства младших школьников / А. К.Пащенко// Психологическая наука и образование. - 2010. - N 1. - С. 48-54.
41. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников / А.К. Пащенко//Журнал Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010.- № 17. - С.78-85.
42. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Структурно-диалектический подход / А.К.Пащенко // Saarbrncken: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. -196 c.
43. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е.Социальная психология / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
44. Плахов В. Д. Социальные нормы: философские основы общей теории/ В.Д. Плахов. - М.: Мысль, 1985. - 254 с.
45. Рожкова Л.А. Нейрофизиологические механизмы внимания при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речевого развития / Л.А. Рожкова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 16-26.
46. Сапогова Е.Е. Психология развития человека/Е.Е. Сапогова. - М.: «Аспект пресс», 2001. - 460 с.
47. Сергеева Г.Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией / Г.Ф. Сергеева //Дефектология. - 1973. - № 3. - С. 21-25.
48. Трифонова С.А. Психология социальных ситуаций / С.А.Трифонова. - Ярославль, 2004. - 91 с.
49. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии/ Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина . - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
50. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В Жулина. - М.: Сфера, 2005. - 256 с.
51. Ульянова В. П. Методика диагностики способности к предвосхищению исхода ситуации с нарушением нормы/ В.П.Ульянова //Психология обучения. - 2013. - №12. - С. 154-161.
52. Усанова О.Я., Синякова Т.Я. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи/ О.Я. Усанова, Т.Я. Синякова.- М.,1982.
53. Федотова Л.А., Соловьев А.Г. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями/ Л. А. Федотова, А. Г.Соловьев//Журнал Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2013. - № 2. - С. 45-49.
54. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ: Автореферат дис. ... доктора псих. наук//Т.А. Фотекова. - Москва, 2003. - 382 с.
55. Халифаева О.А. Особенности поведения детей с нарушением речи/О.А. Халифаева// Психология образования в XXI веке: теория и практика. -2011. - С. 290-292
56.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4.
57.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
58. Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореферат дис. ... канд. психол. наук //Юсупова Г.Х. - Н. Новгород, 2003. - 232 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ