Введение
Глава I. Теоретические основы изучения прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха
1.1 Понятие и структура прогностической компетентности
1.2 Особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха
2.1 Организация и анализ результатов экспериментального исследования
2.2 Коррекционно-развивающий проект по формированию коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха «Учимся общаться»
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложения
Актуальность проблемы формирования коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха обусловлена общими тенденциями мирового образования и задачами образовательной политики Российской Федерации на современном этапе.
Компетентностный подход выступает как основная идея современного личностно-ориентированного образования, включая социальную составляющую, охватывает основные сферы личности, соответствующие сферам социальной жизни. Предложенное в европейском проекте TUNING: «...понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими людьми в социальном контексте). Таким образом, понятие «компетенция» включает когнитивную, операционно-технологическую составляющие,
мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны (результаты образования, знания, умения, систему ценностных ориентаций).
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение различных компетенций. Одной из важнейших является прогностическая компетенция, так как она позволяет прогнозировать результат деятельности, анализируя возможные варианты развития событий. Это важно как в рамках образовательного процесса, так и для успешной социализации человека в обществе.
Проблема формирования коммуникативных характеристик прогностической компетенции особенно остро стоит у детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с нарушениями в
развитии, овладение различными компетенциями становятся для них затруднительным или невозможным. Говоря о прогностической компетентности, нужно отметить, что для детей с нарушениями слуха прогнозирование результатов своей деятельности является особенно затруднительным, так как прогнозирование связано с умением анализировать ситуацию, находить ключевые её стороны и прослеживать её развитие. Прогнозирование затрудняет ограниченный словарь детей, который состоит в большинстве из слов бытового, узкого характера. Детям с нарушенным слухом сложно удерживать программу действий, выделить основное и доводить программу до логического завершения. Это связано с малым объёмом памяти, трудностями в переключении, повышенной утомляемостью. Особую трудность для детей с нарушениями слуха составляет прогнозирование результатов коммуникации (коммуникативные
характеристики прогностической компетентности), анализ ситуации общения, подбор адекватных средств общения.
Проблема специфики коммуникативных характеристик
прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха не была достаточно раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых. Изучением прогностической компетентности занимались следующие ученые: Г.М. Андреева, А.И. Ахметзянова, В.А. Болотов, А.Н. Дахин, Д.В. Менделевич, А.Ф. Присяжная. Таким образом, существует необходимость исследования специфики коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха.
Цель исследования - разработать коррекционно-развивающий проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у младших школьников с нарушениями слуха с учетом выявленных у них особенностей коммуникативных характеристик.
Объект исследования - развитие прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности развития речевого
прогнозирования у младших школьников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: если в коррекционной работе с младшими школьниками с нарушениями слуха учитывать особенности развития речевого прогнозирования, то процесс формирования прогностической компетентности будет более успешным, а их социализация будет протекать более успешно.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1. Изучить литературу в рамках поставленной темы;
2. Выявить уровень развития коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха.
3. Разработать коррекционно-образовательный проект по формированию речевого прогнозирования в различных видах деятельности у младших школьников с нарушениями слуха с учетом результатов качественно-количественного анализа полученных результатов исследования.
Методологической основой исследования являются разработки А.Ф. Присяжной о структуре прогностической компетентности, Д.В. Менделевича о тождественности понятий «антиципация» и «прогностическая компетентность», о их развитии в онтогенезе, Г.М. Андреевой о развитии коммуникации в процессе социализации и о её влиянии на успешность протекания социализации.
При проведении исследования были использованы следующие методы: критический и системный анализ, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности и документации, эксперимент, методы количественного и качественного анализа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования при проведении коррекционной работы с младшими школьниками с нарушениями слуха в рамках школьного обучения. Результаты исследования определяют направления коррекционно-обучающего процесса младших школьников с нарушенным слухом, позволяют выделить задачи обучения. Адаптированная методика может использоваться для контрольной диагностики уровня развития коммуникативных характеристик прогностической компетентности после окончания процесса коррекционного обучения.
Апробация результатов была реализована в ходе написания статьи на тему «Прогностическая компетентность младших школьников: клиникопсихологический подход» в рамках Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Технологии профилактики и коррекции девиаций у лиц с ограниченными возможностями здоровья» и в ходе написания статьи «Речекоммуникативный аспект антиципационной состоятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» для журнала «Научное обозрение: гуманитарные исследования», включенного в перечень ВАК Минобрнауки РФ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Под прогностической компетентностью понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением.
В младшем школьном возрасте коммуникация является ведущим средством познания мира, поэтому сформированность коммуникативного компонента прогностической компетентности наиболее важна. Смена ведущего вида деятельности - с игровой на учебную, предполагает изменения норм поведения, правил и установок индивидуума, появление потребности в качественно новом общении со сверстниками. Здесь особую роль начинает играть способность прогнозировать результаты коммуникации
- коммуникативные характеристики прогностической компетентности.
Несформированность коммуникационного компонента отражается на успешности протекания социализации. Процесс социализации неслышащего ребенка неразрывно связан с преодолением социальных последствий глухоты
- отсутствия или недоразвития речи. Успешность социализации неслышащего во многом зависит от того, насколько хорошо сумеет овладеть речевой коммуникацией. Таким образом, ребёнок должен осваивать два способа коммуникации - жестовую и речевую.
Таким образом, у младших школьников с нарушениями слуха оказываются несформированными коммуникативные характеристики прогностической компетентности - дети не могут прогнозировать результаты собственной коммуникации, использовать адекватные языковые средства. Это происходит из-за особенностей их речи, трудностей понимания речи других и особенностей применения жестового и дактильного языка.
Таким образом, младшие школьники с нарушениями слуха показывают крайне низкий уровень развития коммуникативных характеристик прогностической компетентности. Младшие школьники без патологий развития показывают достаточно высокий уровень сформированности коммуникативных навыков. Однако, нужно заметить, что учащиеся без патологий развития также допускают ошибки при выполнении заданий, выявлены трудности при аргументировании собственной точки зрения, выбора коммуникативных средств в различных ситуациях общения, затруднения при составлении диалога. Для младших школьников с нарушениями слуха характерна несформированностькоммуникативных характеристик прогностической компетентности, дети не предпринимают попытки проанализировать собственную речь, подобрать адекватные языковые средства, использование выразительных средств речи недоступно.
На основе выделенных особенностей коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слуха был составлен коррекционно-образовательный проект «Учимся общаться».
Актуальность данного проекта обусловливается вектором развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ. Вектором является успешная социализация, учебная и трудовая адаптация данной категории лиц. Проект разработан для младших школьников 2-го класса с нарушениями слуха, так как данная категория детей показывает наиболее низкие показатели в рамках диагностики и является наиболее отзывчивой для коррекционной работы. Проект включает в себя перспективный план и разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие речевого прогнозирования.
1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
2. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной состоятельности при общем недоразвитии речи. - LAP LAMBERT AcademicPublishingGmbH&Co. KG.Saarbrucken, 2012. - 161 с.
3. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст] // Гуманитарные и социальные науки. 2015. №3. С.233-249.
4. Белинский В.Л. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов школы глухих / В.Л. Белинский [Текст] // Вопросы сурдопедагогики. 1972. №2. С. 43
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. 203 с.
6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков [Текст] // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14
7. Вероятностное прогнозирование в речи [Текст] / под ред. Р.М. Фрумкиной. - М.: Наука, 1971. 199 с.
8. Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников / Э.А. Вийтар [Текст] // Дефектология. 1981. №4. С. 30
9. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. 352 с.
10. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А.Н. Дахин [Текст] // Народное образование. 2004. №4. С. 136-144
11. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] // МНКО. 2014. №4 (47). - С. 98-102.
12. Ефремичева Н.В. Становление понятия «профессиональная компетентность» в теории и практике профессионального образования / Н.В. Ефремичева [Текст] // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №2. С. 216221
13. Зайцева Г.Л.Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.Л. Зайцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с. (Коррекционная педагогика)
14. Зеленко Г.Н. Прогностическая компетентность педагога / Г.Н. Зеленко [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2011. №4. С.133-136
15. Зимняя, И.А. Упреждающий синтез и вероятное прогнозирование в речевом поведении [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Наука, 1973. 431 с.
16. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева [Текст] // Социологические исследования. 2003. №1.С. 109-115
17. Кондратьева И.Н. Планирование своей деятельности младшими школьниками / И.Н. Кондратьева [Текст] // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 47-55
18. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. - М.: ПЕР СЭ, 2002. 192c.
19. Краткий психологический словарь [Текст] / ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского / ред.-составитель Л.А.Карпенко - Ростов- на-Дону: ФЕНИКС, 1998. 512 с. [2-е изд.расш.исп.доп.]
20. Ларин А.Н. Социализация младших школьников как научнопедагогическая проблема / А.Н. Ларин [Текст] // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №3. С. 199-204
21. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. 280 с.
22. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет / Л.Г. Лысюк [Текст] // Вопросы психологии. 2000. №1. С. 58-67
23. Матвеева О.Н., Беккер И.Л. Основные направления социализации младших школьников / О.Н. Матвеева, И.Л. Беккер [Текст] // Интеграция образования. 2010. №4. С. 88-92
24. Ничипоренко Н.П. Феномен антиципационных способностей как
предмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко,
В.Д. Менделевич [Текст] // Психологический журнал. 2006, Т. 27, №5. С. 5059
25. Нудельман М.М. Представление глухих школьников об оценке их личности сверстниками / М.М. Нудельман [Текст] // Дефектология. 1983. № 6. С. 17
26. Переслени Л.И., Рожнова Л.А. Психофизиологические
механизмы формирования прогноза / Л.И. Переслени, Л.А. Рожнова [Текст] // Психологический журнал. 1991, Т. 12, №5. С. 51-59
27. Присяжная А.Ф. Прогностическая компетентность
преподавателей и обучаемых / А.Ф. Присяжная. - М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU [Электронный ресурс]. - URL:
www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11937 49474&archive=1196814959&start_from=&ucat=& (дата обращения:
14.12.2016)
28. Психология глухих детей [Текст] / ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М.: Педагогика, 1971. 448 с.
29. Психология современного подростка [Текст] / под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. 400 с.
30. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: Питер, 2008. 208 с.: ил.(Серия «Практикум по психологии»).
31. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. 352 с.: ил.
32. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2006. 320 с.
33. Реут М.Н. Особенности социализации неслышащей молодежи: дис. ...канд. соц. наук :22.00.04: защищена 16.05.00 / Реут М. Н. - М., 2000. 154 с.
34. Селевко Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко [Текст] // Народное образование. 2004. №4. С. 139-145
35. Сиразиев М.Р. Антиципационная состоятельность личности подростка при разрешении конфликтных ситуаций / М.Р. Сиразиев [Текст] // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/116-12436 (дата обращения:
30.03.2017)
36. Соловьева И.Л. Социализация детей со сложной структурой дефекта в условиях полифункциональной среды специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся с нарушениями слуха / И.Л. Соловьева [Текст] // Специальное образование. 2015. №1. C. 74-88
37. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства [Текст] / Г.К. Ушаков. - М.: Медицина, 1987. 304 с.
38. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования [Текст] / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой. - М.: Национальный книжный центр, 2016. 144 с.
39. Чмут Т.К. Оценка детьми вероятности событий в ходе поиска / Т.К. Чмут [Текст] // Вопросы психологии. 1975. №3. С. 103-110
40. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей [Текст] / Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1968. 261 с.