Введение 2
Глава I. Теоретические основы изучение проблемы предвосхищения последствий своего поведения младшими школьниками с нарушениями зрения 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
нарушениями зрения 7
1.2. Прогностическая деятельность детей младшего школьного возраста 14
1.3. Специфика прогностической деятельности у детей с нарушениями в развитии 19
Выводы по главе 1 23
Глава II. Организация и методы эмпирического исследования предвосхищения последствий своего поведения младшими школьниками с нарушениями зрения 23
2.1. Организация и методы исследования предвосхищения последствий
своего поведения слабовидящими младшими школьниками 23
2.1. Сравнительный анализ предвосхищения младших школьников с нарушениями зрения 25
2.3. Сравнительный анализ вероятностного прогнозирования младших
школьников с нарушениями зрения 29
2.4. Сравнительный анализ предвосхищения своего поведения младшими школьниками с нарушениями зрения с разным уровнем прогнозирования.. .37
Выводы по главе II 40
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение
Актуальность. Дети с нарушениями зрения - это дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и знание особенностей их психофизического, психического, социального и личностного развития необходимо каждому специалисту, который работает с данной категорией детей[17]. Следует отметить, что количество детей с ОВЗ растет с каждым годом.
В настоящее время проводится большое количество исследований, разрабатываются технологии с детьми, имеющими зрительный дефект. Работы Л.С. Выготского [11], А.Г.Литвака [16], Л.И. Плаксиной [22], М.И. Земцовой [14], Л.И. Солнцевой [29] дают информацию о психическом развитии детей с нарушениями зрения. Однако проблема нормативного поведения младших школьников с нарушениями зрения, освоения детьми социальных норм остается малоизученной. Прогностическая деятельность детей с нарушенным развитием на сегодняшний день представляет собой одну из наиболее важных проблем в коррекционной психологии. Проблема изучения нормативности играет важную роль для организации игрового и учебного пространства ребенка в группе сверстников, поскольку именно в коллективе происходит процесс общения и развития ребенка, его активное включение в общество, социализация.
Прогностическая деятельность детей с нарушениями в развитии, в том числе и детей с нарушением зрения вызывает исследовательский и практический интерес у психологов и педагогов. В научной психолого - педагогической литературе вопрос нарушенного поведения детей разного возрастного диапазона достаточно полно раскрыт в работах Артемьевой Т.В, Ахметзяновой А.И. [2] Головниной И.К. [12], Регуш Л.А. [26], и другие.
Все это указывает на практическую важность комплексного исследования нормативного поведения и прогнозирования последствий своих действий младшими школьниками с нарушением зрения.
Сформированность прогностической деятельности необходимо для дальнейшей самостоятельной социализации ребенка в обществе как личности. Общение в коллективе, умение себя вести в разных мероприятиях, понимание необходимости принятия правильного решения в сложившейся ситуации - ключевые показатели того, что ребенок имеет навыки прогностической деятельности. Все эти индикаторы прогнозирования, в свою очередь, способствуют произвольности познавательных процессов младших школьников.
Проблема исследования заключается в необходимости анализа связи и взаимовлияния параметров прогностической деятельности и нарушения зрения в младшем школьном возрасте.
Объект изучения - прогнозирование слабовидящими младшими школьниками.
Предмет изучения - особенности предвосхищения последствий своего поведения младшими школьниками с нарушением зрения.
Цель работы - изучить специфику предвосхищения последствий своего поведения младшими школьниками с нарушением зрения.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Организовать и провести эмпирическое исследование;
3. Изучить специфику предвосхищения последствий своих действий младшими школьниками с нарушением зрения;
4. Выявить специфику прогностической деятельности у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Метод анализа психолого-педагогической литературы;
2. Метод анализа анамнестических данных;
3. Метод наблюдения;
4. Методика «Предвосхищения исхода ситуаций с нарушением нормы» В.П. Ульяновой;
5. Методика «Угадайка» (Л. И. Переслении Л. Ф. Чупров;)
6. Математический метод обработки данных с помощью SPSS Statistics 17.
Апробация: Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2017);
Теоретико-методологическую основа:
- Идея об общих закономерностях нормального и аномального развития (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Г.Я.Трошин, Ж.И.Шиф и др.);
- Положения о наличии общих и специфических закономерностей нормального и аномального психического развития, предопределенности личностной незрелости при разных вариантах дизонтогенеза (Л.С.Выготский, Т.А.Власова, В.В.Лебединский, И.Ю.Левченко, Л.И.Плаксина, В.В.Ткачева,
В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, У.В.Ульенкова и др.);
- Положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, пронизывающем все уровни психического отражения действительности и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова;
- Базовые положения культурно-исторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского, получившие свое дальнейшее прикладное развитие в трудах отечественных дефектологов и логопедов И.Т. Власенко, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, А.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.В. Ястребовой
- Работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователей: А.Ю. Акопова, В.А. Иванникова, Л.И. Переслени, Ф.И. Случевского, Д.А. Ширяева.
Гипотеза: Мы предполагаем, что младшие школьники с нарушением зрения испытывают трудности в определении последствий исхода ситуации, имеют низкий уровень прогнозирования, вследствие несформированности целостного восприятия окружающего мира.
Практическая значимость: Полученные результаты могут быть использованы для разработки технологий и приемов обучения, а также для разработки развивающих, психопрофилактических, коррекционных программ, направленных на формирование нормативного поведения младших школьников с нарушениями зрения.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 33 источников. Работа иллюстрирована 9 таблицами, 4 диаграммами. В работе имеется 2 приложения. Общий объем работы составляет 51 страницу машинописного текста.
На основании проделанного нами исследования, можно сказать, что уровень предвосхищения исхода ситуации младших школьников включают в себя не только эффекты временно- пространственного упреждения событий, но и избирательность восприятия средовых воздействий, направленность активности и поведения. При условии, когда ребенок развивается в соответствии с возрастными показателями, механизмы антиципации формируются, по мнению Г.К. Ушакова, к подростковому возрасту. Поскольку тема вероятностного прогнозирования является актуальной проблемой среди психологов и педагогов в аспекте анализа психологических механизмов адаптации, проблема предвосхищения исхода ситуации достаточно подробно разрабатывалась как в отношении нормального развития, так и при нарушениях умственного развития различного генеза. Однако прогностические параметры деятельности младших школьников с нарушением зрения не являлись предметом для изучения.
Обзор теоретических и практических работ по изучению детей с нарушением зрения младшего школьного возраста дали нам возможность организовать рабочее определение нарушения зрения, которое использовалось при организации.
Для детей с нарушением зрения, помимо специфического зрительного дефекта характерны парциальные нарушения внимания, памяти, мышления, общения и поведения в целом. Типичными для детей со зрительным дефектом являются следующие признаки дизонтогенетического развития — общая моторная неловкость, трудности в формировании двигательных автоматизмов, незрелость эмоционально- волевой сферы, эмоциональная лабильность и дефицит речевой регуляции психической деятельности. Большинство исследователей подчеркивает непродуктивный характер любого вида деятельности (игры, общения, обучения). Осознание ребенком зрительной неполноценности (в крайних случаях — болезненная фиксация на своем дефекте) определяет развитие «вторичных» невротических отклонений в его поведении — в виде неуверенности, замкнутости, раздражительности, обидчивости, преобладании негативизма в общении, прежде всего, со сверстниками.
В ходе проведенного исследования были получены данные, подтверждающие нашу гипотезу о том младшие школьники с нарушением зрения испытывают трудности в определении последствий исхода ситуации, имеют низкий уровень прогнозирования, вследствие несформированности целостного восприятия окружающего мира. Статистическая значимость полученных результатов была проверена с помощью критерия Стьюдента.
Были выделены особенности предвосхищения последствий ситуаций младшими школьниками с нарушениями зрения:
1. для их поведения характерны проявления устойчивых поведенческих паттернов, возникающих в различных социальных микрогруппах и социальных ситуациях;
2. ориентация не на общепринятые нормы и правила, а на внешние признаки ситуации;
3. высокая способность к выделению внешних признаков, и более низкая способность к выделению внутренних признаков, вследствие чего возникают затруднения при дифференциации правил.
4. для младших школьников с нарушением зрения характерна сниженная эмоциональность в выделении признаков ситуации - снижена эмпатия, отсутствует сочувствие к жертвам.
Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения недостаточно сформировано нормативное поведение, правила поведения в образовательной учебной среде, но они на высоком уровне дифференцируют нормы и правила, действующие в ситуациях социального взаимодействия (ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребенок-родитель). Особенности развития младших школьников со зрительным дефектом препятствуют восприятию нормативной ситуации ими и тем самым препятствуют процессу социализации и в будущем. Вероятнее всего, это связано с особенностями развития детей с нарушениями зрения - фрагментарностью восприятия и недостаточной осмысленностью получаемого материала.
Таким образом, полученные данные позволяют нам сделать вывод о необходимости развития способности выделять внутренние признаки ситуации. В дальнейшем это позволит формировать нормативное поведение младших школьников с нарушением зрения, тем самым оптимизируя процесс организации игрового и учебного пространства ребенка в группе сверстников, поскольку именно в коллективе происходит процесс общения и развития ребенка, его активное включение в общество, т.е. социализация. Высокая способность к восприятию норм и правил ребенком обеспечит успешность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми (родителями, учителями).
1. Ананьевские чтения 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18-20 октября 2011 г., Санкт- Петербург. - СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та. / Отв. ред. Свенцицкий А.Л.
2011. - 440 с.
2. Акопов А.Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности дошкольников, взрослых и больных шизофренией / А.Ю. Акопов // Вопросы психологии. - 1983. - № 3 .- С. 97 -101.
3. Акопов А.Ю. Прогностическая деятельность человека в однозначно- детерменированных средах в норме и патологии / Акопов А.Ю., Случевский Ф.И. // Вопросы психологии. - 1981.- № 3.- С.119-123.
4. Артемьева Т.В., Алиуллина Ф.М. Понимание нормативной ситуации детьми младшего школьного возраста с нарушениями в развитии // Образование и развитие, 2015. - № 4 (46) - С.-27-32.
5. Ахметзянова А.И. Антиципационная несостоятельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция казанской школы) // Практическая медицина. - 2015. - №5 (90). - С. 42-45.85
6. Базылевич Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла /Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 1988. - Т. 9, № 3. - С.121 - 131.
7. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико
психологический анализ) / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979.- 230с.
8. Булыгина Т.В. Прогнозирование в учебной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.11) /Булыгина Татьяна Борисовна; Акад. упр. МВД России. - СПб. - 199616с.
9. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977.- 391 с.
10. Володько, Н. В. Методология построения психологопедагогического пространства как службы сопровождения процесса детского развития / Н. В. Володько // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2009. - № 4 (18). - C. 25-30.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.- С. 512 - 755.
12. Головнина И. К. Отражение проблемы формирования прогностических умений младших школьников в научной литературе // Молодой ученый.-2016.—№13.3-С.22-24.
13. Граница А.С. Особенности взаимосвязей антиципационной состоятельности, тревожности и агрессии у больных с невротическими расстройствами // Практическая медицина. - 2014. - №2 (78). - С.67-69.
14.Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения/ М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №3. - с.26-32.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175
16. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
17. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. — М.: Наука, 1980. —280 с.
18. Ломов Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1972. - № 2. -
С. 127-131.
19. Масалович Ю. М., Фотекова Т. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] //
Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 55-58.
20. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 1996.- Т. 17, № 4. - С. 107 - 115.
21. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности
(прогностической компетентности): экспериментально -
психологический метод оценки готовности к неврологическим расстройствам / В.Д. Менделевич // Социальная и клиническая психиатрия.-2003.-№3.-С.35-40.
22. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999
23. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л.И. Переслени // Вопросы психологии.- 1976.- № 2.- С.113 -123.
24. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. - 1982. - № 6.- С. 11 - 17.
25. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003
26. Регуш Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию / Л.А. Регуш // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 5. - С. 106 - 115.
27. Родин М.В. Особенности психолого - педагогического сопровождения развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения в массовой школе [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.11) / Родин Максим Владимирович; Акад. упр. МВД России. -Ниж. Новгород - 2014 - 231с.
28. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. - М.: Наука, 1992.- 138 с
29. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. -- с. 1-126
30. Фейгенберг И.М. Видеть, предвидеть, действовать / И.М. Фейгенберг. - М.: Знание, 1986. - 160 с.
31. Фейгенберг И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении / И.М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М.: Министерство Здравоохранения СССР, 1973. -
С. 5 - 19.
32. Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. - М.: Изд - во Моск. гос. ун - та, 1978. - 112 с.
33.. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова // Психология обучения. - Москва, 1978.