Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №52489

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
808
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНОРОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Характеристика понятия «самооценка» и ее изучение в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности детей старшего дошкольного возраста и формирования их
самооценки 15
1.3 Методические аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей
старшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста с помощью
сюжетно-ролевых игр 35
2.3 Результаты исследования 39
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. В отечественной психологии проблемам дошкольного детства традиционно уделяется значительное внимание, поскольку данный период является фундаментальным для становления личности. Именно в период дошкольного возраста под влиянием семьи и общества формируется самосознание ребенка, итогом чего становится появление у старшего дошкольника рефлексивной самооценки. Самооценка - это важнейший компонент развивающейся личности, при этом именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления позитивного и реалистичного образа «Я». Самооценка как представление личности о себе лежит в основе формирования самопринятия, определяя субъективное восприятие внешних факторов и формы поведения личности. Позитивно окрашенная, гибкая, адекватная самооценка является психологическим ресурсом, позволяющим личности, развиваясь и самосовершенствуясь, противостоять негативным внешним воздействиям. Напротив, конфликтная, ригидная, поверхностная самооценка, характеризующаяся негативным или неадекватно завышенным самоотношением, становится дополнительным фактором, провоцирующим риск регрессивного и деструктивного поведения.
Заниженная самооценка ребенка отрицательно сказывается на развитии личности ребенка, его взаимоотношениях с окружающими и успехах в жизни. Поэтому так важно развивать самооценку ребенка.
Одним из оптимальных средств развития личности, в том числе и самооценки ребенка, является игра, так как она является ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте.
Сущность игры как ведущего вида деятельности содержится в том, что дети отображают в ней разные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои познания об находящейся вокруг реальности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Сюжетно-ролевые игры являются более характерными играми детей дошкольного возраста и занимают существенное пространство в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее формируют сами дети, а их игровая активность носит ясно выраженный самодеятельный и созидательный характер.
Психолог З.А. Запорожец подмечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, обучает малыша проникаться думами и эмоциями изображаемых людей, выходя за круг ежедневных воспоминаний в более просторный мир человечьих влечений и смелых поступков» [31].
В сюжетно-ролевой игре старший дошкольник активно воссоздает, моделирует явления настоящей жизни, переживает их, и это заполняет его жизнь состоятельным содержанием, оставляет след на долгие годы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет обнаружить противоречие между необходимостью развития самооценки старших детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры и недостаточной экспериментальной и методической разработанностью предоставленного вопроса.
С учетом этого была определена проблема изучения: при каких педагогических условиях возможно развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Цель исследования: развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования: процесс развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развитие самооценки у старших детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при проведении системы занятий, основанных на использовании сюжетно-ролевых игр при условии соблюдения следующих психолого-педагогических условий:
- уделение детям с низкой самооценкой повышенного внимания, но незаметное для самого ребенка и других детей;
- постепенное введение детей с низкой самооценкой в главные действующие лица сюжетно-ролевых игр, при чем, положительных и привлекательных для детей.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре;
2. Выявить особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста;
3. Осуществить опытно-исследовательскую работу по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре и проверить ее эффективность.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы и методики:
1. теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. тестирование;
3. эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
4. количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Степень разработанности проблемы. Закономерности и особенности формирования самооценки в игре были исследованы Б.Г. Ананьевым [1], Л.И. Божович [6], М.И. Лисиной [18], В.В. Столиным [41] и др. Однако анализ психологической литературы показал, что проблема самооценки применительно к дошкольному возрасту, в частности ее формирования в процессе сюжетно - ролевой игры исследована в недостаточной степени.
Методологическую основу исследования составили исследования в области психологии самооценки и, в частности, самооценки старшего дошкольника Б.Г. Ананьева [1], Л.И. Божович [6], С.Р. Пантилеева [25], А.Р. Петрулите [26], А.М. Прихожан [27], В.В. Столина [41] и др.; исследования в области изучения роли сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе (Бойченко H.A. [4], Гасанова, О.М.[13], Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова [19], Себавева А. И. [36] и других).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучена и систематизирована информация по проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы воспитателей по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Работа проиллюстрирована 2 таблицами, 5 рисунками, приложением, которое включает 4 таблицы. Список литературы содержит 50 источников.
Объем работы составляет 50 страниц печатного текста, не включая приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решение первой задачи по анализу литературы показало, что в современной психологии самооценка понимается как оценка личностью человека самого себя, своих возможностей и способностей, качеств и места среди других людей, как отражение в идеальном плане субъекта его собственных характеристик на основании актуального восприятия и прошлого опыта. Самооценка выполняет защитную и регуляторную функции, а также обеспечивает внутреннюю согласованность личности, относительную устойчивость её поведения.
В структуре самооценки выделяют следующие сегменты: самооценка здоровья, самооценка ума, самооценка характера, самооценка авторитета у сверстников, самооценка умения многое делать своими руками, самооценка внешности, самооценка уверенности в себе.
Особенности самооценки дошкольника непосредственным образом основываются на возрастных особенностях развития познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер личности ребенка.
Важнейшими возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются: внеситуативно-личностный характер общения; переход речи во внутренний план; выстраивание иерархии мотивов во главе с познавательными мотивами; рост осознанности поступков и объективности самооценки; постепенное становление произвольного контроля за познавательными процессами, поведением и эмоциями. Общение между взрослым и ребенком является источником сильнейших эмоциональных переживаний, характер которых непосредственным образом влияет на уровень, строение и адекватность самооценки дошкольника. В процессе продуктивной деятельности и при участии взрослого самооценка дошкольника становится всё более адекватной и дифференцированной, отражающей его реальные возможности и способности.
Особенности оценки старшим дошкольником себя и результатов своей деятельности непосредственным образом основываются на возрастных особенностях развития познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер личности ребенка. Самооценка дошкольника формируется в процессе продуктивной деятельности и в значительной степени опосредована оценками взрослого и условиями семейного воспитания.
Игровая деятельность в старшем дошкольно возрасте усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
На эмпирическом этапе мы проводили исследование с целью развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетноролевых игр. Выборку исследования составили 60 старших дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет, воспитанники старших групп детского сада.
Для решения второй задачи использовалось 2 методики по диагностике самооценки.
По результатам проективной методика «Какой я?» выявлено преобладание среднего уровня самооценки у старших дошкольников и преобладание оценивания себя такими характеристиками как «хороший», «добрый», «вежливый» и «честный».
Проективная методика «Лесенка» В.Г. Щур показала, что у большинства дошкольников преобладает адекватная самооценка.
Исходя из результатов методик выявили, что низкая самооценка наблюдается у 14 дошкольников, с ними и была организована работа по развитию самооценки на этапе, что являлось решением третей задачи исследования.
В процессе сюжетно-ролевых игр мы старались создавать такие условия, в которых дети с низкой самооценкой почувствовали бы себя значимыми и получили одобрение взрослых, а главное - детского коллектива.
Сравнивая результаты уровня самооценки детей на констатирующем и контрольном этапе было видно, что самооценка у детей с низкой самооценкой повысилась, хотя и не у всех детей, но у многих.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Избранные труды по психологии./ Б.Г.Ананьев. Т.2 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. - С. 280-448.
2. Арькова, Л.Ю. Игра - важное средство воспитания / Беспризорник. Л.Ю. Арькова. - 2015. - № 5. - С. 5-12.
3. Банд, А. Н. Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей/ Психолог в детском саду. А. Н. Банд. - 2016. - № 1 (январь-март). - С.17-18
4. Бойченко H. A. и др Сюжетно-ролевые игры старших детей дошкольного возраста / Психолог в детском саду. /H. A. Бойченко. - 2014. - № 3. - С. 73-88.
5. Богатырева, М.Б. Психологические аспекты проблемы «образа Я» / Вестник Московского государственного областного университета №5. Серия «Педагогика и психология». /М.Б. Богатырева. Выпуск первый. / М.: Издательство МГОУ - 2015. - С. 145-149.
6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб: Аспект-Пресс, 2015. - 672 с.
8. Борзинец, Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной подготовки : монография / Н.М. Борзинец. - Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2014. - 125 с.
9. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией / Л.В. Бороздина. Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. - 2016. - №
1. - С. 54-65.
10. Буй, Тхи Вьет. Формирование адекватности самооценки у детей
5- 6 лет в продуктивной деятельности: Дисс. ... канд. пед. Наук / Т.В. Буй. - М., 2012. - 225с.
11. Волков, Б. С. Личность начинается с «Я сам!»/ Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. /Б. С. Волков. - 2015. - № 5. - С. 114-121.
12. Г айфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфклин. Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2013. - № 1. - С. 73-76.
13. Гасанова, О. М. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста/ О. М. Гасанова. - Изд. 4-е. - Ростов н/д : Феникс,
2012. - 251 с.
14. Гофман, Д.Я. Особенности самооценки дошкольников / Д.Я. Гофман // Вестн. Алтайской гос. пед. акад. - 2012. - № 10. - С. 82-84.
15. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами
психофизиологии : учеб.пособие / В.Г. Каменская. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2011. - 288 с.
16. Королева, Л. В. Развитие образа «Я» в раннем возрасте/ Современное дошкольное образование. Теория и практика. /Л. В. Королева. -
2012. - № 2. - С.48-51
17. Краснощекова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры, Упражнения / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2016. - 299 с.
18. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисисна. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
19. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. - Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 91 с.
20. Молчанова, Г.В. Дифференцированная самооценка в дошкольном возрасте как основа адекватного отношения к себе, окружающим и миру / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. /Г.В. Молчанова. -
2015. - № 2. - С.111-123.
21. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и
эмпирические исследования : учеб. пособие / О.Н. Молчанова. - М. : Флинта : Наука, 2015. - 389 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
23. Настольная книга практического психолога / Составитель С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева - М.:АСТ, Хранитель; СПб.: Сова, 2013. - 671 с.
24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, 2011. - 464 с.
25. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев. - М.: Смысл, 1993. - 30 с.
26. Петрулите, А.Р. Когнитивные и эмоциональные компоненты в структуре «Я» /Психологические проблемы индивидуальности. / А.Р. Петрулите. Вып. II. - М.,1984. - С. 177-180.
27. Прихожан, А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / А.М. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сборник научных трудов / Под редакцией И.В. Дубровиной и др. - М.: Издательство АПН СССР, 1988. - C. 110 - 128.
28. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Составитель Доценко Е. - Волгоград: Учитель, 2016. - 304 с.
29. Психология человека от рождения до смерти / под ред. Реана А.А. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2016. - 656 с.
30. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие / [Федер. целевая прогр. «Культура России» (под прогр. «Поддержка полиграфии и книгоизд. России») / под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2015. - 163 с.
31. Радзивилова М.А. Нужно ли учить детей играть // Дошкольное воспитание./ М.А. Радзивилова. - 2010. - № 4. - С. 119-123.
32. Рейпольская, О. Д. Ценностное отношение к собственному «Я» как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста/ О. Д. Рейпольская // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С.199-203
33. Сабельникова, Н.В. Развитие структурно-функциональных компонентов самооценки в переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: Дисс. ... канд. психол. Наук / Н.В. Сабельникова. - М., 2013. - 245с.
34. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 460 с.
35. Сапрыкина, Е. А. Особенности разработки программы семейного клуба по формированию положительной самооценки ребенка дошкольного возраста: [опыт работы детского сада № 748 г. Москвы]/ Елена Анатольевна Сапрыкина, Мария Сергеевна Гринева // Современный детский сад. - 2013. - № 2. - С.31-34
36. Себавева А. И. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте :дис. ... канд. пед. Наук. - М., 2008. - 122 с.
37. Семенова, Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста: Дисс. . канд. психол. Наук / Л.Э. Семенова. - Нижний Новгород, 1999. - 267 с.
38. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидеренко. - СПб.: Речь, 2012. - 350 с.
39. Словарь практического психолога /Составитель С.Ю. Головин - Минск: Харвест, 2012. - 976 с.
40. Смирнова, О.Б. Исследования Я-концепции и самоотношения в психологии / О.Б. Смирнова ;Тул. ин-т экономики и информатики-Гос. образоват. орг. высш. проф. образования некоммерч. партнерство. - Тула : ТИЭИ, 2007. - 64 с.
41. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 288 с.
42. Талакова, Е.А. Гендерная специфика Я-концепции в процессе личностного становления детей дошкольного возраста/ Актуальные проблемы гуманитарных наук. / Е.А. Талакова. - 2011. - № 12. - С. 13.
43. Удальцова М.О., Виноградова Т.А. Сюжетно-ролевые игры для старших детей дошкольного возраста: практическое пособие.
/М.О.Удальцова, Т.А. Виноградова. - 3-е изд. - Москва : Айрис-пресс, 2015. - 125 с.
44. Уланова, О.Б Развитие самооценки у детей старшего
дошкольного возраста на занятиях английским языком: Дисс. ... канд. психол. наук. / О.Б. Уланова. - М., 2013. - 199 с.
45. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. - СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 192 с.
46. Халикова, В.В. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Гуманизация образования в контексте системного подхода. / В.В Халикова. - Бийск : БПГУ, 2014. - Ч. 2. - С. 131-137.
47. Хромова, М.А. Развитие самооценки детей от старшего
дошкольного до старшего подросткового возраста : монография / М.А. Хромова ; ГОУ ВПО «Орл. гос. ун-т». - Орел : ОГУ, 2011. - 62 с.
48. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2012. - 607 с.
49. Чегина, И.С. Исследование специфики самосознания и способов психологической защиты детей старшего дошкольного возраста/ Известия Самарского научного центра Российской академии наук. / И.С. Чегина - 2013. -Т.11, № 4(30), 5 (7). - С. 1239 - 1243.
50. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры // Дошк. воспитание. / Д.Б. Эльконин. - 2013. - № 8. - С. 17-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ