Введение 3
1. Экономическая необходимость акцизного налогообложения
нефтепродуктов 7
1.1 Роль производства нефтепродуктов в нефтегазовом комплексе и
формировании налоговых доходов 7
1.2 История развития акцизного налогообложения нефтепродуктов в
России 19
1.3 Зарубежный опыт акцизного налогообложения нефтепродуктов 30
2. Анализ современной системы налогообложения нефтепродуктов 40
2.1 Анализ поступлений акцизов по нефтепродуктам и формирование
бюджетов 40
2.2 Анализ налоговой базы по акцизному налогообложению
нефтепродуктов 52
2.3 Проблемы исчисления налоговой базы и уплаты акцизов по
нефтепродуктам 58
3. Перспективы развития системы налогообложения акцизами,
взимаемыми с операций по нефтепродуктам 69
Заключение 80
Список использованных источников 86
Акцизы выступают одними из рычагов воздействия государства на экономические процессы, происходящие в обществе. Реформирование механизма исчисления акцизов - важнейшее условие улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
В современных условиях социально-экономических и административных преобразований в стране ни одна из проблем трансформации и реформирования налогообложения не является столь противоречивой, как процесс акцизных отношений. Налоговый Кодекс Российской Федерации по вопросам налогообложения акцизами создавался путем перенесения некоторых черт современных западных акцизных систем, без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа развития национального хозяйства, что порождает несогласованность, нестабильность и неэффективность взимания и уплаты акцизных налогов.
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства. В свою очередь наибольшие доходы в структуре косвенных налогов приносит налогообложение нефтегазового комплекса России, который обеспечивает 13,1% мирового производства нефти.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование существующей системы изъятия акцизных доходов в нефтегазодобывающей отрасли России, а также разработка предложений по совершенствованию механизма налогообложения, направленных на стимулирование добычи нефти в России.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность и выявить особенности возникновения акцизов на нефтепродукты и механизмов их исчисления;
- уточнить социально-экономическую природу акцизов на нефтепродукты, их функции и место в системе налогов;
- дать оценку роли акцизов на нефтепродукты в формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
- раскрыть особенности действующего в России механизма обложения нефтепродуктов акцизами, а также недостатки его функционирования;
- проанализировать и обобщить зарубежный опыт использования механизма обложения акцизами и дать оценку возможности его применения в Российской Федерации;
- разработать и сформулировать предложения по совершенствованию налогообложения акцизами на нефтепродукты в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность экономических отношений государства, налогоплательщика и потребителя подакцизных нефтепродуктов относительно формирования и распределения акцизных доходов.
Предметом исследования выступают акцизы на нефтепродукты, их качественная роль и количественная определенность, элементная база и механизм функционирования в налоговой системе страны.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области формирования налогообложения добычи нефти, концептуальные наработки, воплощенные в законодательных актах России, нормативных и методических документах соответствующих органов управления в области науки, экономики.
Экономическая природа акцизных налогов исследовалась в трудах А. Аткинсона, Э. Вознесенского, С. Витте, А. Дадашева, А. Лаффера, В. Лебедева, Ф. Нитти, И. Озерова, В. Петти, А. Пигу, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, А. Смита, Дж. Стигинца, Н. Тургенева, М. Фридмана, Й. Шумпетера, Л. Эрхарда, И. Янжула.
Базовые концепции и основные направления реформирования современной российской системы акцизного налогообложения раскрыты в работах И. М. Александрова, И. А. Давыдовой, И. А. Майбурова, Н. В. Милякова, Н. А. Нечипорчук, В. Г. Панскова, М. В. Романовского, Н. В. Садова, Д. Г. Черника и других ученых.
Методической основой исследования послужили следующие основные методы, используемые для достижения цели диссертации: анализ литературных источников (экономической литературы, нормативно-правовых актов), стандартные методы экономического анализа (метод сравнительного анализа, синтез, обобщение, классификация, системный и графический методы), структурный и функциональный подходы, методы системного и экономического, дисконтирование, а также методы прогнозирования.
Информационную базу исследования составляли нормативные и законодательные акты Российской Федерации, монографии, данные Федеральной службы по статистике, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и др.
Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию проблем акцизных налогов, дискуссионным вопросом остается реформирование и создание эффективных моделей акцизов, требуют научного осмысления, а также уточнения проблемы формирования и оценки налоговой базы и дифференциации акцизных ставок на нефтепродукты. Существенно отстает от потребностей практики разработка налогового порядка исчисления и сбора акцизов на нефтепродукты, их бюджетного распределения и контроля.
Сложность решения проблемы акцизного налогообложения нефтепродуктов состоит в том, что она связана с аккумулированием финансовых ресурсов на разных бюджетных уровнях, затрагивая коренные интересы налогоплательщиков и потребителей.
В этой связи теоретическое обоснование процессов трансформации и механизмов реформирования систем исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, разработка практических рекомендаций, обеспечивающих реализацию акцизных функций государства и повышение деловой активности подакцизных предприятий, при одновременном решении социальных вопросов развития общества являются важными задачами современных научных исследований. Все это подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.
Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, применяемым в развитых зарубежных странах.
Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза [48, с.116].
На основе анализа и обобщения теоретических основ налогообложения, изложенных в работах отечественных и зарубежных ученых, раскрыта социально-экономическая природа акцизов и сделан вывод о том, что современные акциз на нефтепродукты, выделившийся из всего многообразия косвенных налогов, носивших одноименное собирательное название, в отдельную группу, представляет собой фискальный инструмент изъятия части собственности потребителей подакцизной продукции.
При правильной организации налогового администрирования поступления от акцизов на нефтепродукты являются источником высоких и стабильных поступлений в бюджетную систему страны. Обложение акцизами оказывает заметное влияние на социально-экономические процессы в обществе, что и определяет научную и практическую значимость исследования вопросов, связанных с формированием как перечня подакцизных товаров, так и механизма налогообложения акцизами.
Поступления от акцизов на нефтепродукты составляют значительную долю в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. В 2012 году по отношению к 2011 году сбор от акцизов на нефтепродукты в консолидированном бюджете РФ увеличился до 360,32 млн. рублей, что составляет увеличение на 31,1 %. Сравнивая показатели поступления от акцизов на нефтепродукты в 2013 году по отношению к 2012 году, то в бюджет поступило на 45,55 млн. рублей больше, то есть увеличение составляет 12,6 %. Поступления акцизов по подакцизным нефтепродуктам, производимым на территории Российской Федерации, в консолидированный бюджет за 2014 год снизились на 46,25 млн. руб. относительно 2013 года, следовательно, произошло уменьшение на 11,4%. В 2015 году также произошло снижение на 69,36 млн. руб., что говорит о снижении акцизных доходов на 19,3%.
Абсолютный прирост акциза на автомобильный бензин в консолидированном бюджете РФ за 2012 год + 42 931,67 млн. руб., за 2013 год +4692,13 млн. руб., за 2014 год +14 366,42 млн. руб., за 2015 год - 35461,95 млн. руб.
Абсолютный прирост акциза на дизельное топливо в консолидированном бюджете РФ за 2012 год + 38997,31 млн. руб., за 2013 год + 46839,49 млн. руб., за 2014 год -33526,46 млн. руб., за 2015 год -36630,4 млн. руб. Прежде всего снижение поступлений акциза по дизельному топливу может свидетельствовать о большом объеме дизельного топлива, находящегося в нелегальном обороте.
Абсолютный прирост акциза на прямогонный бензин в консолидированном бюджете РФ за 2012 год + 3118,5 млн. руб., за 2013 год - 1903,75 млн. руб., за 2014 год + 2402,39 млн. руб., за 2015 год + 1414,01 млн. руб. Анализируя поступлений акциза по данному нефтепродукту можно отметить положительную динамику, что свидетельствует о высоком уровне налогового администрирования.
Абсолютный прирост акциза на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в консолидированном бюджете РФ за 2012 год + 423,97 млн. руб., за 2013 год + 396,74 млн. руб., за 2014 год +63,45 млн. руб., за 2015 год - 389,46 млн. руб.
За 2012 год темп роста акцизов на нефтепродукты в федеральном бюджете РФ составил 100,5% относительно уровня 2011 года, за 2013 год 138,6 % относительно уровня 2012 года, за 2014 год 90% относительно 2013 года. Что касается бюджета субъекта РФ за 2012 год темп роста акцизов на нефтепродукты составил 144% относительно уровня 2011 года, за 2013 год 106% относительно уровня 2012 года, за 2014 год 90% относительно 2013 года.
Данный акциз рассчитывается отдельно по каждому виду подакцизных нефтепродуктов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Ежегодное дополнительное повышение ставок акциза на нефтепродукты, а в частности на автомобильный бензин класса 4 за 2015 год составило 5 % (до 9,916 тысячи и 10,858 тысячи рублей за тонну соответственно). Ставки акцизов на бензин класса 5 дополнительно были повышены в 2014 году на 12 % (до 6,45 тысячи рублей за тонну), в 2015 году - на 11 % (до 7,75 тысячи рублей за тонну), в 2016 году - на 20 % к уровню 2015 года (до 9,5 тысячи рублей за тонну). Для бензина 3-го класса ставки акцизов составили в 2014 году 10,725 тысячи рублей за тонну, что на 106 % больше, чем в 2013 году, в 2015 и 2016 годах - 12,879 тысячи рублей за тонну, что составляет 20 % к уровню 2014 года. Для бензина, не соответствующего 3 классу, ставки составили 11,11 тысячи рублей за тонну в 2014 году, что на 16,8 % выше по сравнению с 2013 годом, и 13,332 тысячи рублей соответственно за тонну в 2015-2016 годах, что составит повышение на 20 %.
Для прямогонного бензина ставки акцизов повысились в 2014 году на 17 % (до 11,252 тысячи рублей за тонну), в 2015 году - на 20 % (до 13,502 тысячи рублей за тонну), в 2016 году - на 8,6 % (до 14,665 тысячи рублей за тонну).
Анализ действующего законодательства о налогах и сборах и арбитражной практики позволили выявить негативные тенденции акцизного налогообложения нефтепродуктов и нормативного регулирования налоговых отношений в данной сфере. Основными проблемами при исчислении и уплате акцизов на нефтепродукты являются:
- споры по поводу формирования объекта обложения акцизами нефтепродуктов, произведенные нестандартным способом, нефтепродуктов, использованных для собственных нужд, безвозмездной передачи подакцизной нефтепродуктов в целях рекламы своей продукции;
- значительные налоговые потери, обусловленные большим объемом неучтенных оборотов нефтепродуктов и увеличением нелегального оборота подакцизных нефтепродуктов, вырабатываемых в результате смешения автомобильных бензинов различных марок с высокооктановыми либо иными добавками, при этом акциз по объемам реализации нефтепродуктов, полученных в результате указанного смешения, в большинстве случаев этими организациями не начисляется и не уплачивается;
- право на применение вычета по акцизам на нефтепродукты по товарообменной операции, когда в их уплату передается товар, или при наличии недействительных документов, представленных в налоговый орган для подтверждения права на вычет, а также высокая нагрузка налоговых органов по вопросам администрирования в связи с большим количеством объемов нефтепродуктов, реализуемых на территории Российской Федерации, и проверяемых документов.
Для решения этих проблем целесообразно применить следующие рекомендации:
- для решения проблемы сбалансированности наполнения федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Федерации предлагается уплата акцизов на нефтепродукты исключительно нефтеперерабатывающими заводами с нормативом распределения поступлений, что приведет к сокращению числа плательщиков акцизов на нефтепродукты, снижению нагрузки налоговых органов касаемо вопросов администрирования и наиболее равномерному распределению налоговых поступлений между бюджетами субъектов Российской Федерации;
- для предотвращения проблем формирования объекта налогообложения по подакцизным нефтепродуктам, полученных путем смешения, и предотвращения нелегального оборота нефтепродуктов необходимо на законодательном уровне закрепить перечень подакцизных нефтепродуктов и способы их получения, а также ввести обязательную химическую маркировку нефтепродуктов в качестве метода контроля за их производством и оборотом;
- для разрешения проблемы массового производства фальсифицированного автомобильного бензина из прямогонного бензина рекомендуется установить ставки акциза на прямогонный бензин в размере, предусмотренном для высокооктанового бензина.
Совершенствование акцизного налогообложения в перспективе связывается, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.
Акцизы на нефтепродукты являются средством ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирования спроса и предложения товаров. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время проблема акцизного налогообложения в Российской Федерации является достаточно актуальной.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015), (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2015).
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)
4. О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2012 № 203-ФЗ// Информационно-правовая база «Консультант Плюс». - Версия 21.05.2016
5. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015)// Информационно-правовая база «Консультант Плюс». - Версия 08.06.2016
6. О взимании акцизов [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной таможенной службы от 13 декабря 2013 г. № 2359// Информационно-правовая база «Консультант Плюс». - Версия 03.06.2016
7. О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012
№ ММВ-7-1/1005@ [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной
налоговой службы от 6 июня 2016 г. № ММВ-7-1/358@// Информационно-правовая база «Консультант Плюс». - Версия 29.05.2016
8. О порядке выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 03.10.2006 № 122н //Информационно-правовая база «Консультант Плюс». - Версия 21.05.2016
9. Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, порядка ее заполнения [Электронный ресурс] Приказ ФНС РФ от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@ // Информационно-правовая база «Консультант Плюс». - Версия 10.06.2016
10. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб. для студ. вузов/ И. М. Александров. - М.: Дашков и К, 2007. - 296 с.
11. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.: Экономистъ, 2010. - 671с.
12. Асташов Ю.Н. Золотой век российской нефтепереработки: итоги и перспективы // Вопросы экономики. 2012. С. 23-29.
13. Бикфорт Джеффри // Великобритания: опыт введения акцизов на нефть и нефтепродукты. Реформа системы акцизов//Бикфорт Джеффри //ТЭК № 3, 2003, стр. 113-115
14. Большакова К.И. Экономическая и юридическая природа акцизов. - М.: Литера, 2009 - с.183
15. Воронцов П.П. Проблемы взаимодействия государства и нефтяных компаний на российском рынке нефтепродуктов // Экономические науки. 2012.
16. Врублевская О.В., Романовский М. В. Налоги и налогообложение: учеб. для студ. вузов/ ред. М. В. Романовский, О. В. Врублевская. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 496 с
17. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование: Учебник. - СПб., Питер, 2010.-349с.
18. Герасимчук И., Соколов И., Шварц Е. Экологические налоги: Стоимость природы // Ведомости, 2011. - №5.- с. 34-35
19. Дьяченко В.П. // История финансов СССР (1917-1950 гг.) Проблемы советской экономики
20. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ, обуч. по спец. "Налоги и налогообложение"/ Е. Н. Евстигнеев. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 272 с
21. Жалопов, И. Совершенствование механизма косвенного налогообложения / И.Жалопов // Финансовый бизнес. - 2006. - №8. - С.18-26.
22. Жевакин, С.Н. Общие проблемы налоговой системы Российской Федерации / С.Н.Жевакин // Финансовая Россия. - 2005. - №6. - С.3-12
23. Ивлиева, М.Ф. Правовые проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации / М.Ф.Ивлиева // Правоведение. - 2007. - №11 (244). - С. 107-119.
24. Камынин, И. Спорные вопросы квалификации незаконных действий с подакцизными товарами / И. Камынин // Российская юстиция. - 2007. - №8. - С.48-50.
25. Кашин, В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики // Аудитор - № 9, 2009 - С.3-7
26. Кашина В. А., Русакова И. Г. Налоги и налогообложение. Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашиной. М., 1998.
27. Кисилевич Т.И. Практикум по налоговым расчетам / Т.И. Кисилевич. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 312.
28. Козырин, А.Н. Акцизы в системе таможенных платежей / А.Н. Козырин //Финансы. - 2007. - №1. - С.14-21.
29. Козырин, А.Н. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования / А.Н. Козырин // Финансы. 2006. - №12. - С.8-12.
30. Козырин, А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики / А.Н. Козырин. - М.: Манускрипт, 1993. - 123 с.
31. Корнеев. А.В. Система государственного субсидирования топливно-энергетического комплекса США / А.В.Корнеев // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - №11. - С.39-54.
32. Красноперова, О. А. Особенности исчисления и уплаты акцизов/ О. А. Красноперова. - М.: Гросс Медиа, 2009. - 192 с.
33. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика / Е.В.Кудряшова. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 304 с.
34. Мамаев И.В. Экономико-правовые основы косвенного налогообложения / И.В.Мамаев // Финансовое право. - 2006. - №9. - С.7-19.
35. Матвеев И.Е. Глобальная энергетика на рубеже 2016 г.: борьба за ресурсы, обострение конкуренции/ И.Е. Матвеев // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №1. - С.45-49
36. Менделеев Д., "Записка об акцизе на нефть, представленная г. министру финансов Н. X. Бунге" (1886).
37. Налоги в развитых странах / Под ред. Русаковой И.Г. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 285 с.
38. Нехамкин А.Н. О поэтапном снижении налогов в различных сферах бизнеса / А.Н. Нехамкин // Налоговый вестник. - 2006. - №3. - С.29-35
39. Нечипорчук Н.А., Подгородная Т.К. Акцизы. - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97»,2004.- 552 С.
40. Никитин С. Налоги в странах рыночной экономики и в России / С. Никитин, Е. Глазова, М. Степанова // МЭиМО. - 2006. - №9. - С.38-46. 46.
41. Олейник С.П. Управление внешнеэкономической деятельностью при реимпорте товаров / С.П. Олейник // Маркетинг. - 2007. - №10. - С.97-109.
42. Пансков В.Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции // Финансы, 2011, №2, с. 34-38.
43. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы / Б.Пеньков // Экономист. - 2006. - №9. - С.64-70.
44. Перов А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ А. В. Перов, А. В. Толкушкин. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2007. - 810 с.
45. Разовский Ю.В. Платежи, акцизы и налоги горнодобывающих предприятий / Ю.В. Разовский //Финансы. - 2007. - №8. - С.30-34.
46. Скворцов О. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред.
проф. учеб. заведений/ О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. — М.:
Издательский центр «Академия», 2005.
47. Троянская М.А., Низамиева Ю.О. Совершенствование акцизного налогообложения как инструмента налогового регулирования // Российское предпринимательство. — 2013. — № 14 (236). — с. 157-163.
48. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. В кн. - У истоков финансового права. Науч. ред. А.Н. Козырин. Сост. А.А. Ялбулганов. М., 1998. Т. 1. С. 186.
49. Хасси У.М., Любик Д.С. Основы мирового Налогового Кодекса // Проект, финансируемый Международной налоговой программой Гарвардского университета / У.М. Хасси, Д.С. Любик. - М. :Изд. «Такс Аналистс», 1993. - 289 с.
50. Шепенко Р.А. Акцизы / Р.А. Шепенко. - М.: Дело, 2001. - 223 с.
51. Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс в экономике России/Л.В. Эдер//Минеральные ресурсы России. - №4. - 2013. - стр. 48- 56.
52. Юрзинова, И. Л. Налогообложение юридических и физических лиц: учеб. пособие/ И. Л. Юрзинова, В. Н. Незамайкин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭКЗАМЕН, 2008. - 653 с.
53. Бажов А.Е. [Электронный ресурс]: Управление нефтегазовым
потенциалом - http: //ww 1w.dcenter. ru/sam/pb_0206. htm.
54. Геращенко В.А. [Электронный ресурс]: Последствия практики
заведомого занижения “прогнозной” среднегодовой цены на нефть на мировом рынке - http://nr2.ru/moskow/395867.html.
55. Центр макроэкономического анализа и кратко-срочного
прогнозирования. [Электронный ресурс]: Аналитические материалы. -
Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/
56. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]: Заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». - Официальный сайт Счетной палаты РФ, 2016. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/
57. Министерство финансов [Электронный ресурс]: Основные направления бюджетной политики на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http:// www.minfin.ru
58. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет №1-нм о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2011-2014 года.- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: https://www.nalog.ru
59. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет №1-ном о начислении и поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности за 2012-2014 года.- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: https://www.nalog.ru
60. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет № 5-нп о
налоговой базе и структуре начислений по акцизам на нефтепродукты в Российской Федерации за 2011-2014 года.- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа:
https: //www.nalog.ru
61. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]: Мониторинг «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2016 года». - Официальный сайт Министерства
экономического развития РФ, 2016. - Режим доступа:
http: //economy.gov.ru/
62. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]:
«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». - Официальный сайт Министерства экономического развития РФ, 2016. - Режим доступа:
http: //economy.gov.ru/
63. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс]: Производство и отгрузка нефтепродуктов. - Официальный сайт Министерства энергетики РФ, 2016. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/
64. Fuel Taxes in Poland// Gazeta prawna.pl . - 2010. - №5
65. Oil and Gas Prices, Taxes and Consumers". Department of Finance (Canada). July 2006. pp. 6b) Application of the GST. Archived from the original on 2007
66. Fuel taxes in Australia// Fuel Subsidy Scheme"// Queensland Treasury. - 2009
67. US Department of Transportation, Federal Highway Administration: When did the Federal Government begin collecting the gas tax? //Motor Fuel Taxes, American Petroleum Institute. - 2016.
68. Fuel excise duty revenue will all be used on land transport in New Zealand// Beehive/ July 2007. Retrieved 2008.