Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие патриотического воспитания у младших школьников на уроке окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №52459

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ «Барнаульский кадетский корпус». Группа младших школьников в количестве 20 человек. Возраст испытуемых 9 лет.
Есть приложения .
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета Окружающий мир 7
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 7
1.2 Патриотическое воспитание младших школьников при изучении предмета Окружающий мир 12
1.3 Критерии уровня сформированности уровня патриотической воспитанности у младших школьников 20
Глава 2. Экспериментальное исследование по диагностике уровня патриотической воспитанности младших школьников 25
2.1 Диагностика сформированности уровня патриотической воспитанности у учащихся 3-го класса 25
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 1 41
Приложение 2 42

Эффективное социально-экономическое развитие общества, государства невозможно без образования и воспитания молодежи в духе высокой нравственности. Одним из важных качеств личности является сформированное чувство патриотизма
В современной общественной жизни России возник ценностный вакуум, который проявляется в отчуждении человека от культуры, в изменении понимания добра и зла у подрастающего поколения. В конечном итоге обществу грозит моральная деградация: такие качества как доброта, милосердие, духовность постепенно отходят на второй план. Дети - это будущее страны, в каждой семье растет будущий гражданин. Поэтому развитие у подрастающего поколения нравственно-патриотических чувств выходит на первый план и является в настоящий момент одной из основных задач системы образования. Патриотические чувства включают в себя такие понятия как любовь к родным местам, гордость за свою страну и свой народ, желание сохранить и преумножить богатство своей Родины.
В последнее десятилетие государство и общество предприняли определенные шаги по решению проблем патриотического воспитания. На сегодняшний день в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации актуальны: Закон РФ «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.
Основы патриотического воспитания закладываются в образовательных учреждениях, в частности в начальных классах общеобразовательного учреждения. Однако анализ научных источников и практической работы школ не только свидетельствует об активизации внимания к проблеме воспитания патриотизма у школьников, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности данного аспекта, его отличительных особенностей применительно к начальной школе.
Проблема патриотического воспитания представлена в литературе и периодической печати достаточно широко. В этой связи стоит отметить таких исследователей как А.Н. Вырщиков, А.Г. Гончарук, А.А. Крупник, В.И. Лутовинов, И.Д. Лушников, А.Д. Мудрик, А.Ф. Шаболтай, Р.О. Яковлев и многие другие. Но, несмотря на имеющиеся исследования указанной проблемы, авторами изучаются отдельные стороны патриотического воспитания, и нет единой методической системы по организации такой работы в образовательном учреждении.
На основании вышеизложенных положений нами сформулированы следующие противоречия между:
-государственными целями на социализацию личности с развитыми гражданско-патриотическими качествами и неэффективности реализации этих ценностей в системе образования
-необходимостью осуществления систематической работы по патриотическому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данной проблемы в педагогической науке и неполное использование теоретических разработок в практической реализации.
По мнению психологов, нравственные качества ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Формирование патриотических качеств идет постепенно и зависит от методов и средств воспитания, которые были использованы. Поэтому возникает необходимость использования эффективных методов и средств воспитания патриотизма у младших школьников. Все вышесказанное еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников на уроках по предмету Окружающий мир.
Предмет исследования – условия развития патриотического воспитания младших школьников на уроках по предмету Окружающий мир.
Цель работы: изучение условий развития патриотического воспитания младших школьников.
Достижению цели способствовало решение ряда задач:
1. Определить сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое
воспитание»;
2. Изучить требования к организации патриотического воспитания
младших школьников при изучении предмета Окружающий мир;
3. Определить критерии уровня сформированности патриотического
воспитания у младших школьников;
4. Провести диагностику на констатирующем этапе эксперимента.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические. В процессе изучения теоретических аспектов проблемы исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщения. Проведение эксперимента обусловило применение эмпирических методов: изучение источников, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос.
Работа состоит из двух глав основной части, введения, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Воспитание патриотизма – одна из самых актуальных проблем современного российского общества. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения мы не сможем уверенно двигаться вперед ни в экономике, ни в культуре, ни в политике, т. к. наше будущее должно иметь свой нравственный стержень – любовь к Родине, служение Отечеству.
Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Изучение различных источников позволило сделать вывод о многовариативности и неоднозначности понятия «патриотизм». Основным критерием патриотизма является любовь к своему Отечеству. Патриотизм необходимо воспитывать с детства. Патриотическое воспитание издавна являлось центральной идеей в отечественной педагогике. В разные периоды развития нашей страны акцент данного процесса менялся: производительный труд, познание своей страны, военно-патриотическое воспитание, эмоциональная сфера. Содержание данного вида воспитания постоянно разрабатывалось и менялось, предлагались разные средства и методы оптимизации данного процесса. Школы и другие образовательные учреждения и сегодня играют особую роль в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
Огромное значение имеет воспитательная работа по формированию патриотических чувств у учащихся начальной школы, это связано в первую очередь с тем, что современному российскому обществу необходим человек любящий и знающий свою Родину, ее уникальность и особенности. Патриотическая воспитанность включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Первостепенное значение патриотическое воспитание имеет в предметной области Окружающий мир. На занятиях по данному предмету необходимо создать педагогические условия организации воспитательного процесса, к которым относятся: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические. Эффективности патриотического воспитания во многом способствует выбор методов и приемов воспитания. Предпочтение отдается нетрадиционным методам обучения, среди которых были выделены: интерактивная экскурсия, мозговой штурм, презентация, дискуссия, игра, кейс-метод, аквариум, мини-исследование.
Скорректировать процесс воспитания патриотических качеств позволяют диагностические мероприятия. Критериями для определения уровня сформированности патриотического воспитания являются: когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий. В младшем школьном возрасте главным является когнитивный критерий, на основе которого в дальнейшем развиваются эмотивная и поведенческая составляющая.
Диагностические мероприятия были проведены на базе кадетского корпуса г. Барнаул. Выборка составила 20 человек – учеников третьего класса. Проверка уровня сформированности патриотической воспитанности осуществлялась с помощью диагностического инструментария. Были использованы три методики авторов Е.В. Федотова, И.В. Скворцова, В.С. Горбунова, в соответствии с тремя составляющими: когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий.
Полученные результаты позволили определить исходный уровень патриотической воспитанности. Данные проведенных диагностик свидетельствуют о недостаточном уровне. Большинство испытуемых показали средний результат. По итогам констатирующего эксперимента, были выявлены общие проблемные вопросы, над которыми необходимо работать: недостаточная сформированность патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности.
Изложенные факты доказывают необходимость проведения формирующего этапа эксперимента для повышения обозначенного уровня.
В результате выполнения работы была достигнута сформулированная в начале исследования цель. Процесс развития патриотического воспитания у младших школьников, а также определение его эффективности изучен в полной мере. Все поставленные задачи были выполнены.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). – URL: http://www.consultant.ru/law/ (дата обращения 20.03.2020)
2. Концепция Федеральной целевой программы развития
образования на 2016 - 2020 год. – URL: http://www.rosvoencentrrf.ru (дата обращения 20.03.2020)
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации). – URL: http://docs.cntd.ru/document/90186759 (дата обращения 20.03.2020)
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» ). - URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016–2020-gody.html (дата обращения 12.03.2020)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования(1-4 кл.).- URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 15.03.2020)
6. О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71837200/ (дата обращения 10.03.2020)
7. Ашурова Г.Ю.Гражданское воспитание младших школьников
/ Г.Ю. Ашурова, А.А. Кузина// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). – URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения 20.03.2020)
8. Бутова В.С. Патриотическое воспитание младших школьников:
уроки литературы, русского языка и краеведения /В.С. Бутова// Начальная школа.- 2014.- №4.- С. 67
9. Военный энциклопедический словарь/ В 2 томах. Том 1. –
Редкол.:А.П. Горкин, В.А. Золотарев, В.М. Карев и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 320 с.
10. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: Монография/ А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.- 174 с.
11. Гончарук А.Г. К вопросу о духовно-нравственном элементе в
российском образовании /А.Г. Гончарук // Качество образовательной среды: концеп¬ции, проблемы, решения материалы и доклады VIII Региональной науч¬но-практической педагогической конференции. - 2018. - С. 19-21.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И.
Даль//Русский язык. Словари. – URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-24131.htm (дата обращения 20.03.2020)
13. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник
и практикум для академического бакалавриата / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2017.- 230 с.
14. Идея патриотизма в греческой философии. - URL:
https://cyberleninka.ru/(дата обращения 20.03.2020)
15. Климов С.Н. Философские проблемы образования в современ¬ном вузе / С.Н. Климов // Педагогическое образование и наука. - 2018. - №: 2. - С.41-43.
16. Козлова Т.А Глобализация и проблема идентичности лич¬ности / Т.А. Козлова // Русская православная церковь и русская цивилизация ХХVI Рождественские православно-философские чтения. Мининский уни¬верситет.- Минск, 2017. - С. 138-142
17. Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ... канд. филос. наук/ А.А. Крупник. – М.: ВУ, 1995. – С.16.
18. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения/ В.И. Лутовинов, Е.Г. Радионов. – М.: ВУ. 1995.
19. Лушников, И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации/ И.Д. Лушников ; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда : ВИРО, 2014. – 64 с. (Серия «Современное патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы на ценностной основе» ; вып. 1).
20. Миронов А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в
начальной школе/ А.В. Миронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 510 с.
21. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: метод. пособие / [М.Ю. Новицкая и др.]. – М.: Дрофа, 2010. - 156 с.
21. Мудрик А.В. Воспитание как социальный синоним /А.В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №1.- С.124-131.
22. Новолодская, Е. Г. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие / Е.Г. Новолодская; Алтайский государственный гуманитарно-педагогический уни-верситет им. В.М. Шукшина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукши¬на, 2016. – 105 с.
23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов//Словарики 2.0.Знания – сила. – URL: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/26996 (дата обращения 20.03.2020)
24. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
25. Поздеева С.И.Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности/С.И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review).- 2016.- № 3.- С.36–40 .- URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.03.2020)
26. Прохорова Е.Ю. Перспективные направления развития концепции практической организации патриотического воспитания/Е.Ю. Прохорова// Academy.- 2018.- №3.- С. 67 .- URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения 20.03.2020)
27. Путин объявил патриотизм национальной идеей // Новостной электронный портал . – URL : https://lenta.ru/news/2016/02/03/putin/ (дата обращения 13.03.2020)
28. Семенова Н.А. Образовательные ресурсы учебного предмета «окружающий мир/ Н.А. Семенова// Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2017.- №1.- URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 10.03.2020)
29. Томилина С.Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы/ С.Н. Томилина// Научный журнал КубГАУ.- 2015.-№110.- С. 56
30. Сокорутова Л.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках гуманитарного цикла/ Л.В. Сокорутова // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 552-555;
31. Солошенко Н. Н. Патриотическое воспитание младших школьников / Н.Н. Солошенко, В.М. Романенко // Молодой ученый. - 2016. - №25. - С. 593-596.
32. Сытин А.Г. Становление и особенности осмысления проблематики демократии в античной общественной мысли/ А.Г. Сытин//Философия и общество.- 2006.- № 1.- С. 78-80
33. Техти В.Л. Основные направления патриотического воспита¬ния в современных условиях / В.Л. Техти // Азимут научных исследований: педаго-гика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 117-119.
35. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. –
М.: Политиздат, 1986.
36. Шаболтай А.Ф.Направления, формы и методы патриотического
воспитания в современной школе/ А.Ф. Шаболтай, И.С. Маховский // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24).- URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24).pdf (дата обращения 20.03.2020)
37. Яковлев Р.О. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России / Р.О. Яковлев//Наука и Школа.- 2017. - № 2.- С.168

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ