Формирование этических представлений (знаний) у детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: Курочкинская ООШ (село Курочкино Тальменского района Алтайского края). Для участия в опытно-экспериментальной работе были отобраны воспитанники подготовительной группы в количестве 11 человек. Возраст детей 6-7 лет
Есть приложение (Примерные этические беседы для старших дошкольников).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава1 Теоретические основы формирования этических представлений у детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении 6
1.1 Сущность и особенности этических представлений у детей 6-7 лет 6
1.2 Особенности формирования этических представлений дошкольном образовательном учреждении 10
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности формирования этических представлений у детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении 16
2.1. Анализ сформированности этических представлений детей подготовительной группы в ДОУ 16
2.2 Содержание и методы формирования этических представлений детей 6-7 лет 20
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов опытно-педагогической работы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников 34
Приложение 1 38
Есть приложение (Примерные этические беседы для старших дошкольников).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава1 Теоретические основы формирования этических представлений у детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении 6
1.1 Сущность и особенности этических представлений у детей 6-7 лет 6
1.2 Особенности формирования этических представлений дошкольном образовательном учреждении 10
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности формирования этических представлений у детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении 16
2.1. Анализ сформированности этических представлений детей подготовительной группы в ДОУ 16
2.2 Содержание и методы формирования этических представлений детей 6-7 лет 20
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов опытно-педагогической работы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников 34
Приложение 1 38
Моральное становление личности – это сложный многоаспектный процесс. Современный мир с быстрыми темпами жизни, стремительным развитием техники, различными социальными преобразованиями предъявляет повышенные требования к моральной зрелости и самостоятельности человека. Современные исследования свидетельствуют о трансформации общественного сознания и духовных ценностей населения нашей страны, снижении воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания. В связи с этим особые требования предъявляются к образованию.
Первым звеном в многоуровневой системе образовании и воспитании подрастающего поколения выступает дошкольное образовательное учреждение. В Концепции дошкольного воспитания, одной из главных задач указывается становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни, ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, то есть к тем, что заложены в представлениях об истине, добре и красоте. Внедрение этических понятий в процесс развития личности детей становится актуальным на современном этапе[1].
Проблема нравственного воспитания вообще и развития этических представлений в частности, затрагивалась в трудах отечественных педагогов . В этой связи стоит отметить Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.В. Розанова, П.Ф. Коптерева и др. В их работах были заложены основы нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. На государственном уровне приняты ряд правовых актов, направленных на формирование нравственных установок на всех ступенях образования: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Однако, несмотря на имеющиеся основополагающие труды, нормативные документы, программно-методические материалы, проблема развития нравственности в дошкольной педагогике остается неразрешенной. Возникает потребность переосмысления подходов к определению задач, целей, содержания нравственного воспитания и оценке уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Актуальность обозначенной проблемы, таким образом, обусловлена недостаточной теоретической разработанностью проблем нравственного воспитания дошкольников и отсутствием научно обоснованных педагогических условий.
Все вышесказанное подтверждает необходимость подробного изучения темы исследования.
Объектом исследования являются этические представления детей старшего дошкольного возраста.
Предметом – процесс формирования этических представлений у детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Целью работы является исследование формирования этических представлений у детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Выделить сущность и особенности этических представлений у детей 6-7 лет.
2. Определить особенности формирования этических представлений в
дошкольном образовательном учреждении.
3. Изучить сформированность этических представлений у детей
подготовительной группы в опытно-экспериментальной работе.
4. Определить содержание и методы формирования этических
представлений у детей 6-7 лет.
5. Проанализировать результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: формирование нравственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста будет успешней при использовании в педагогическом процессе методов и приемов, способствующих переживанию нравственных жизненных ситуаций и с учетом степени сложности формируемого нравственного качества.
Методологической основой для изучения темы исследования послужили основополагающие труды в области педагогики, психологии и философии. В качестве источников выступили нормативные акты и программные материалы в образовательной сфере. Необходимо отметить немногочисленность исследований по этому виду нравственного воспитания, к таким авторам относятся: Е.А. Белякова, Р.М. Кадырова, О.Н. Кузнецова, С.А. Новикова, Е.О. Севостьянова.
Методология и задачи работы обусловили применение комплекса методов сбора и анализа информации. Прежде всего, нужно указать на общенаучные методы, такие как системно-структурный и системно-функциональный, которые позволили определить место формирования этических представлений в процессе воспитания. В качестве эмпирических методов были использованы: эксперимент, анкетирование, наблюдение.
Исследование состояло из трех этапов:
- изучение теоретических и методических вопросов формирования этических представлений;
- проведение эксперимента по определению уровня сформированности этических представлений;
- анализ полученных результатов.
Исследование было проведено на базе Курочкинской ООШ филиала МКОУ «Новоперуновская СОШ».
Структурно работа повторяет логику исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих основные положения работы.
Первым звеном в многоуровневой системе образовании и воспитании подрастающего поколения выступает дошкольное образовательное учреждение. В Концепции дошкольного воспитания, одной из главных задач указывается становление базиса личностной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни, ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, то есть к тем, что заложены в представлениях об истине, добре и красоте. Внедрение этических понятий в процесс развития личности детей становится актуальным на современном этапе[1].
Проблема нравственного воспитания вообще и развития этических представлений в частности, затрагивалась в трудах отечественных педагогов . В этой связи стоит отметить Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.В. Розанова, П.Ф. Коптерева и др. В их работах были заложены основы нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. На государственном уровне приняты ряд правовых актов, направленных на формирование нравственных установок на всех ступенях образования: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Однако, несмотря на имеющиеся основополагающие труды, нормативные документы, программно-методические материалы, проблема развития нравственности в дошкольной педагогике остается неразрешенной. Возникает потребность переосмысления подходов к определению задач, целей, содержания нравственного воспитания и оценке уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Актуальность обозначенной проблемы, таким образом, обусловлена недостаточной теоретической разработанностью проблем нравственного воспитания дошкольников и отсутствием научно обоснованных педагогических условий.
Все вышесказанное подтверждает необходимость подробного изучения темы исследования.
Объектом исследования являются этические представления детей старшего дошкольного возраста.
Предметом – процесс формирования этических представлений у детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Целью работы является исследование формирования этических представлений у детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Выделить сущность и особенности этических представлений у детей 6-7 лет.
2. Определить особенности формирования этических представлений в
дошкольном образовательном учреждении.
3. Изучить сформированность этических представлений у детей
подготовительной группы в опытно-экспериментальной работе.
4. Определить содержание и методы формирования этических
представлений у детей 6-7 лет.
5. Проанализировать результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: формирование нравственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста будет успешней при использовании в педагогическом процессе методов и приемов, способствующих переживанию нравственных жизненных ситуаций и с учетом степени сложности формируемого нравственного качества.
Методологической основой для изучения темы исследования послужили основополагающие труды в области педагогики, психологии и философии. В качестве источников выступили нормативные акты и программные материалы в образовательной сфере. Необходимо отметить немногочисленность исследований по этому виду нравственного воспитания, к таким авторам относятся: Е.А. Белякова, Р.М. Кадырова, О.Н. Кузнецова, С.А. Новикова, Е.О. Севостьянова.
Методология и задачи работы обусловили применение комплекса методов сбора и анализа информации. Прежде всего, нужно указать на общенаучные методы, такие как системно-структурный и системно-функциональный, которые позволили определить место формирования этических представлений в процессе воспитания. В качестве эмпирических методов были использованы: эксперимент, анкетирование, наблюдение.
Исследование состояло из трех этапов:
- изучение теоретических и методических вопросов формирования этических представлений;
- проведение эксперимента по определению уровня сформированности этических представлений;
- анализ полученных результатов.
Исследование было проведено на базе Курочкинской ООШ филиала МКОУ «Новоперуновская СОШ».
Структурно работа повторяет логику исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих основные положения работы.
Важность формирования этических представлений личности объясняется тем, что современный человек живет в окружении множества источников воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые влияют на сферу нравственности. Для современного общества характерен кризис духовности, поэтому ее развитие должно стать приоритетными в системе образования.
Анализ трудов в области педагогики, психологии и философии, позволил сделать вывод о сложности понятия этических представлений, представляющих собой систему моральных представлений о нормах поведения. Основы нравственного поведения закладываются в детстве, важным периодом в этом процессе является старший дошкольный возраст. В результате изучения литературы, были выделены особенности данного возрастного периода: осознание собственного «Я», своего положения в обществе; формирование начальных моральных суждений и оценок; осознание смысла нравственной нормы; соответствие поведения ребенка нравственной норме.
Процесс формирования этических представлений в дошкольном образовательном учреждении строится в рамках нравственного воспитания. Данная педагогическая деятельность организуется в соответствии с принципами: формирования гармоничной личности, социально-педагогического партнерства, интеграции образовательного процесса, личностно-ориентированного подхода, индивидуально-дифференцированного подхода, деятельностного подхода, культурообразности, соответствия задач, содержания и формы. В качестве форм организации образовательного процесса были выделены: индивидуальная, групповая и коллективная.
Изучение процесса формирования этических представлений проводилось
на базе Курочкинской ООШ филиала МКОУ «Новоперуновская СОШ». Для проведения педагогического эксперимента выбрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 11 человек. Возраст испытуемых 6-7 лет, все они воспитанники подготовительной группы
В качестве диагностического инструментария использовалась методика Г.А. Урунтаевой , Ю.А. Афонькиной, с помощью которой определялись показатели: сформированность знаний о нравственно-волевых качествах, осознанность нравственных норм, наличие сочувствия по отношению к окружающим.
Для развития указанных показателей необходимо использование различных педагогических методов и приемов. Были выделены три группы методов: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, пример); методы формирования нравственного сознания (убеждения, разъяснение, указание, внушение, этические беседы); методы стимулирования чувств и отношения (поощрения, наказания). Среди инновационных методов воспитания стоит выделить проектный метод, что объясняется возрастными и индивидуально-психологическими особенностями старших дошкольников.
В ходе констатирующего этапа были получены данные, позволяющие сделать вывод о недостаточном уровне этических представлений. По результатам диагностики видно, что более половины дошкольников обладают средним уровнем сформированности указанных представлений. Данный факт доказывает необходимость проведения формирующего этапа эксперимента для повышения обозначенного уровня.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
Анализ трудов в области педагогики, психологии и философии, позволил сделать вывод о сложности понятия этических представлений, представляющих собой систему моральных представлений о нормах поведения. Основы нравственного поведения закладываются в детстве, важным периодом в этом процессе является старший дошкольный возраст. В результате изучения литературы, были выделены особенности данного возрастного периода: осознание собственного «Я», своего положения в обществе; формирование начальных моральных суждений и оценок; осознание смысла нравственной нормы; соответствие поведения ребенка нравственной норме.
Процесс формирования этических представлений в дошкольном образовательном учреждении строится в рамках нравственного воспитания. Данная педагогическая деятельность организуется в соответствии с принципами: формирования гармоничной личности, социально-педагогического партнерства, интеграции образовательного процесса, личностно-ориентированного подхода, индивидуально-дифференцированного подхода, деятельностного подхода, культурообразности, соответствия задач, содержания и формы. В качестве форм организации образовательного процесса были выделены: индивидуальная, групповая и коллективная.
Изучение процесса формирования этических представлений проводилось
на базе Курочкинской ООШ филиала МКОУ «Новоперуновская СОШ». Для проведения педагогического эксперимента выбрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 11 человек. Возраст испытуемых 6-7 лет, все они воспитанники подготовительной группы
В качестве диагностического инструментария использовалась методика Г.А. Урунтаевой , Ю.А. Афонькиной, с помощью которой определялись показатели: сформированность знаний о нравственно-волевых качествах, осознанность нравственных норм, наличие сочувствия по отношению к окружающим.
Для развития указанных показателей необходимо использование различных педагогических методов и приемов. Были выделены три группы методов: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, пример); методы формирования нравственного сознания (убеждения, разъяснение, указание, внушение, этические беседы); методы стимулирования чувств и отношения (поощрения, наказания). Среди инновационных методов воспитания стоит выделить проектный метод, что объясняется возрастными и индивидуально-психологическими особенностями старших дошкольников.
В ходе констатирующего этапа были получены данные, позволяющие сделать вывод о недостаточном уровне этических представлений. По результатам диагностики видно, что более половины дошкольников обладают средним уровнем сформированности указанных представлений. Данный факт доказывает необходимость проведения формирующего этапа эксперимента для повышения обозначенного уровня.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
Подобные работы
- Особенности нравственных представлений у детей дошкольного возраста (Экспериментальная психология, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021



