ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА К РАЗВИТИЮ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА 11
1.1. Брендинг территории в контексте истории и современного развития территории 11
1.2. Потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории 31
1.3. Готовность менеджеров культуры и искусства к развитию бренда
территории средствами национального оркестрового искусства 53
Выводы по главе 1 61
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
К РАЗВИТИЮ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА 63
2.1. Анализ отечественной системы подготовки менеджеров культуры и
искусства к развитию бренда территории 63
2.2. Методическое обеспечение подготовки менеджеров культуры и
искусства в рамках дистанционного курса «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства» 74
2.3. Эффективность подготовки менеджеров культуры и искусства в рамках дистанционного курса «Развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства» 83
Выводы по главе 2 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 122
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА 11
1.1. Брендинг территории в контексте истории и современного развития территории 11
1.2. Потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории 31
1.3. Готовность менеджеров культуры и искусства к развитию бренда
территории средствами национального оркестрового искусства 53
Выводы по главе 1 61
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
К РАЗВИТИЮ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА 63
2.1. Анализ отечественной системы подготовки менеджеров культуры и
искусства к развитию бренда территории 63
2.2. Методическое обеспечение подготовки менеджеров культуры и
искусства в рамках дистанционного курса «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства» 74
2.3. Эффективность подготовки менеджеров культуры и искусства в рамках дистанционного курса «Развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства» 83
Выводы по главе 2 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 122
Актуальность проблемы исследования. Эффективным средством повышения конкурентоспособности территории является брендинг, направленный на формирование привлекательного образа местности и представления об её уникальности и значимости, маркетинговое продвижение «бренда» территории - определенной достопримечательности, выступающей в качестве ее своеобразного символа, знака. Брендинг территории позволяет улучшить положение региональной экономики за счет привлечения инвесторов, туристов, новых жителей и профессиональных кадров, потребителей услуг в различных сферах деятельности на данной территории.
В Государственной программе «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» говорится, что Республика Татарстан обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, где особое место принадлежит столице республики - г. Казани. ... Решение задачи по формированию конкурентоспособного туристского продукта и его продвижению на внутреннем и международном рынках ... предполагает формирование туристского бренда Республики Татарстан, развитие и повышение конкурентоспособности известных брендов («Древний город Болгар», «Остров-град Свияжск», «Елабуга» и других), а также расширение ассортимента республиканского турпродукта и формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма (этнического, культурно-познавательного, экологического, рыболовного, сельского туризма, туризма с активными способами передвижения, оздоровления, отдыха и рекреации)» [79].
«Брендом» территорий могут выступать значимые явления социальной и политической жизни региона, выдающиеся деятели и яркие события в сфере науки, культуры, спорта и образования, природные памятники и знаменательные мероприятия. Продвижение территорий успешно осуществляется через ассоциирование их с литературой, искусством, художественными традициями. Национальное музыкальное искусство, выступая в данном аспекте как элемент отечественной культуры, является важным носителем информации о духовной жизни этноса, формируя его облик посредством «этнокультурных брендов» - ярких музыкантов и творческих коллективов, самобытных исполнительских традиций и музыкальных событий.
Особая роль в развитии бренда Татарстана принадлежит деятельности учреждений культуры, деятелей музыкального искусства и профессиональных творческих коллективов, пропагандирующих региональные этномузыкальные традиции в России и за рубежом. Воплощая отечественную музыкальную культуру в концертной деятельности, в рамках проектов международной дипломатии, гастролей и фестивальных мероприятий, национальное оркестрового искусство способствует развитию межрегионального и международного сотрудничества, вхождению в мировое арт-пространство, реализации богатого этнокультурного потенциала Татарстана.
Условием эффективного развития бренда территории средствами национального оркестрового искусства является готовность менеджеров культуры и искусства к осуществлению данного процесса. Несмотря на значимость развития бренда территории средствами национального оркестрового искусства, ее формированию у менеджеров культуры и искусства в условиях профессиональной подготовки в системе вузовского и дополнительного образования не уделяется большого внимания; в реальной практике брендинг территории носит несистематизированный, спонтанный характер, основанный на методе «проб и ошибок».
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал, что библиография брендинга территории включает работы Л.Б. Гацаловой, Л.К. Гостиевой, К. Динни, А.В. Мазуренко, В.К. Мальковой, А.В. Прохорова, А.А. Смородинской, А.С. Старцевой, В.А. Тишкова, Г.Л. Тульчинского, Ю.А. Ястремской и др.
История и теория национального оркестрового исполнительства освещены П.А. Беликом, В.М. Блоком, Д.И. Варламовым, В.Г. Вертковым, М.И. Имханицким, Е.И. Максимовой, М.В. Полевой, Ф.В. Соколовым,
А.С. Чагадаевым, Ю.Н. Шишаковым и др.
Методологические и методические вопросы подготовки менеджеров культуры и искусства, в том числе в системе дополнительного профессионального образования рассматриваются в работах А.К. Акчуриной, М.В. Асаиновой, С.В. Иванова, Л.А. Северовой, И.Ю. Селиванова и др.
Проектная деятельность и ее педагогический потенциал в развитии профессионально значимых качеств менеджеров культуры и искусства раскрыта в трудах Н.А. Запесоцкой, М.М. Амирхановой, Н.Г. Муравьевой, Е.Ю. Рейнбах, О.В. Степанченко, Л.Е. Судорогиной и др.
Фестивальный проект, методические аспекты разработки фестивальных мероприятий рассматриваются в работах Х. Ашдоун, П.В. Николаевой, Е.Б. Паксиной, Е.И. Резниковой, Е.А. Широковой и др.
Однако специальных работ, раскрывающих научно-теоретические и педагогические аспекты подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства, нами не было обнаружено.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства и недостаточной научной и методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования.
каковы научно-теоретические и педагогические основания подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства?
Тема исследования: «Подготовка менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства».
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы позволили сформулировать цель исследования - проанализировать потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории, раскрыть научно-теоретические и педагогические основания подготовки менеджеров культуры и искусства развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства в условиях дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: система дополнительного профессионального образования менеджеров культуры и искусства.
Предмет исследования: подготовка менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства на основе проектной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что подготовка менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства, осуществляемая в системе дополнительного профессионального образования, будет более эффективной:
- при реализации модели формирования готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства;
- при реализации методического обеспечения, предусматривающего прохождение дистанционного курса «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства».
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историко-теоретические аспекты развития бренда территории.
2. Раскрыть потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории.
3. Провести теоретическое и экспериментальное исследование готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства.
4. Разработать и апробировать методическое обеспечение формирования готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства в виде дистанционного курса «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства».
Теоретико-методологической основой исследования послужили системный, функциональный, личностно-деятельностный подходы; концептуальные положения и технологические разработки в области брендинга территории (Д.В. Визгалов, Л.К. Гостиева, К. Динни,
В.К. Мальков, В.А. Тишков, Г.Л. Тульчинский и др.), фестивального менеджмента (Е.Б. Паксина, Е.И. Резникова, Е.А. Широкова и др.), подготовки менеджеров культуры и искусства (А.К. Акчурина, М.В. Асаинова, С.В. Иванов и др.), учебной проектной деятельности (Н.А. Запесоцкая, М.М. Амирханова, Н.Г. Муравьева, Е.Ю. Рейнбах и др.)
Методы исследования. В процессе исследования были использованы теоретические методы исследования: общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения, сравнения и др.; изучение литературы, интернет источников, аудио и видео-записей, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования. ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В работе приняли участие 25 человек: 8 руководителей оркестров народных инструментов Республики Татарстан (г. Казань, г. Альметьевск, г. Нижнекамск, г. Набережные Челны), 4 директора концертных организаций, 13 студентов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, обучающихся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» (профиль «Менеджмент в образовании и искусстве»); 1 руководитель двух творческих коллективов Республики Татарстан (г. Казань), выступивший в качестве эксперта.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 г.) изучалась литература по проблеме исследования; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался диагностический инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) изучались педагогические аспекты проблемы исследования; разрабатывалось содержание дистанционного курса и возможности его апробации в рамках формирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая апробацию разработанного дистанционного курса; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- раскрыт потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории;
- раскрыта сущность готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства;
- разработано содержание профессиональной подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства в условиях дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- разработана модель формирования готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства;
- разработана структура содержания профессиональной подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства в условиях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования, в том числе дистанционный курс «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства», могут быть использованы в профессиональной подготовке менеджеров сферы культуры и искусства, специалистов в области брендинга территорий, использоваться при разработке программ развития брендов территорий, стратегий развития городов и регионов.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли обсуждение на международных научно-практических конференциях: «Музыкальное искусство и образование: теория, методология, практика» в рамках II международного конкурса вокального мастерства им. Г. Кайбицкой (Казань, КФУ, 1 апреля 2016 г.), «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, КФУ, 16 ноября 2016 г.); Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2017 г. (Казань, КФУ, 7 апреля 2017 г.).
Материалы исследования нашли отражение в статьях:
- «Вклад Великорусского оркестра под управлением В.В. Андреева в развитие геобрендинга России» в сборнике материалов Междун. науч.-практ. конф. «Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика» (Казань, 1 апреля 2016 г.) / под ред. Н.В. Шириевой,
З.М. Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С. 252-256;
- «Потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда Республики Татарстан» в сборнике материалов V Междун. науч.- практ. конф. «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 16 ноября 2016 г.) / под ред.
З.М. Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С.331-334.
Материалы исследования были представлены на научных конкурсах:
- Республиканский конкурс на лучшую научную работу в области искусства среди студентов и молодых ученых образовательных организаций Республики Татарстан (Казань, Министерство культуры РТ, ИДПО(ПК)ССКСиС, 2 ноября 2016 г., 3 место);
- Открытая олимпиада научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции» (Кемерово, КемГИК, 1 декабря 2016 г., 3 место);
- Всероссийский конкурс с международным участием научно-исследовательских студенческих работ художественно-эстетической направленности «Музыкальная культура. Наука. Образование» (Саранск, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 15 декабря 2016 г., 2 место);
- IV Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 12 мая 2017 г., 3 место).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Список литературы содержит 99 источников.
В Государственной программе «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» говорится, что Республика Татарстан обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, где особое место принадлежит столице республики - г. Казани. ... Решение задачи по формированию конкурентоспособного туристского продукта и его продвижению на внутреннем и международном рынках ... предполагает формирование туристского бренда Республики Татарстан, развитие и повышение конкурентоспособности известных брендов («Древний город Болгар», «Остров-град Свияжск», «Елабуга» и других), а также расширение ассортимента республиканского турпродукта и формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма (этнического, культурно-познавательного, экологического, рыболовного, сельского туризма, туризма с активными способами передвижения, оздоровления, отдыха и рекреации)» [79].
«Брендом» территорий могут выступать значимые явления социальной и политической жизни региона, выдающиеся деятели и яркие события в сфере науки, культуры, спорта и образования, природные памятники и знаменательные мероприятия. Продвижение территорий успешно осуществляется через ассоциирование их с литературой, искусством, художественными традициями. Национальное музыкальное искусство, выступая в данном аспекте как элемент отечественной культуры, является важным носителем информации о духовной жизни этноса, формируя его облик посредством «этнокультурных брендов» - ярких музыкантов и творческих коллективов, самобытных исполнительских традиций и музыкальных событий.
Особая роль в развитии бренда Татарстана принадлежит деятельности учреждений культуры, деятелей музыкального искусства и профессиональных творческих коллективов, пропагандирующих региональные этномузыкальные традиции в России и за рубежом. Воплощая отечественную музыкальную культуру в концертной деятельности, в рамках проектов международной дипломатии, гастролей и фестивальных мероприятий, национальное оркестрового искусство способствует развитию межрегионального и международного сотрудничества, вхождению в мировое арт-пространство, реализации богатого этнокультурного потенциала Татарстана.
Условием эффективного развития бренда территории средствами национального оркестрового искусства является готовность менеджеров культуры и искусства к осуществлению данного процесса. Несмотря на значимость развития бренда территории средствами национального оркестрового искусства, ее формированию у менеджеров культуры и искусства в условиях профессиональной подготовки в системе вузовского и дополнительного образования не уделяется большого внимания; в реальной практике брендинг территории носит несистематизированный, спонтанный характер, основанный на методе «проб и ошибок».
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал, что библиография брендинга территории включает работы Л.Б. Гацаловой, Л.К. Гостиевой, К. Динни, А.В. Мазуренко, В.К. Мальковой, А.В. Прохорова, А.А. Смородинской, А.С. Старцевой, В.А. Тишкова, Г.Л. Тульчинского, Ю.А. Ястремской и др.
История и теория национального оркестрового исполнительства освещены П.А. Беликом, В.М. Блоком, Д.И. Варламовым, В.Г. Вертковым, М.И. Имханицким, Е.И. Максимовой, М.В. Полевой, Ф.В. Соколовым,
А.С. Чагадаевым, Ю.Н. Шишаковым и др.
Методологические и методические вопросы подготовки менеджеров культуры и искусства, в том числе в системе дополнительного профессионального образования рассматриваются в работах А.К. Акчуриной, М.В. Асаиновой, С.В. Иванова, Л.А. Северовой, И.Ю. Селиванова и др.
Проектная деятельность и ее педагогический потенциал в развитии профессионально значимых качеств менеджеров культуры и искусства раскрыта в трудах Н.А. Запесоцкой, М.М. Амирхановой, Н.Г. Муравьевой, Е.Ю. Рейнбах, О.В. Степанченко, Л.Е. Судорогиной и др.
Фестивальный проект, методические аспекты разработки фестивальных мероприятий рассматриваются в работах Х. Ашдоун, П.В. Николаевой, Е.Б. Паксиной, Е.И. Резниковой, Е.А. Широковой и др.
Однако специальных работ, раскрывающих научно-теоретические и педагогические аспекты подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства, нами не было обнаружено.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства и недостаточной научной и методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования.
каковы научно-теоретические и педагогические основания подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства?
Тема исследования: «Подготовка менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства».
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы позволили сформулировать цель исследования - проанализировать потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории, раскрыть научно-теоретические и педагогические основания подготовки менеджеров культуры и искусства развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства в условиях дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: система дополнительного профессионального образования менеджеров культуры и искусства.
Предмет исследования: подготовка менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства на основе проектной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что подготовка менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства, осуществляемая в системе дополнительного профессионального образования, будет более эффективной:
- при реализации модели формирования готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства;
- при реализации методического обеспечения, предусматривающего прохождение дистанционного курса «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства».
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историко-теоретические аспекты развития бренда территории.
2. Раскрыть потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории.
3. Провести теоретическое и экспериментальное исследование готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства.
4. Разработать и апробировать методическое обеспечение формирования готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства в виде дистанционного курса «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства».
Теоретико-методологической основой исследования послужили системный, функциональный, личностно-деятельностный подходы; концептуальные положения и технологические разработки в области брендинга территории (Д.В. Визгалов, Л.К. Гостиева, К. Динни,
В.К. Мальков, В.А. Тишков, Г.Л. Тульчинский и др.), фестивального менеджмента (Е.Б. Паксина, Е.И. Резникова, Е.А. Широкова и др.), подготовки менеджеров культуры и искусства (А.К. Акчурина, М.В. Асаинова, С.В. Иванов и др.), учебной проектной деятельности (Н.А. Запесоцкая, М.М. Амирханова, Н.Г. Муравьева, Е.Ю. Рейнбах и др.)
Методы исследования. В процессе исследования были использованы теоретические методы исследования: общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения, сравнения и др.; изучение литературы, интернет источников, аудио и видео-записей, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования. ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В работе приняли участие 25 человек: 8 руководителей оркестров народных инструментов Республики Татарстан (г. Казань, г. Альметьевск, г. Нижнекамск, г. Набережные Челны), 4 директора концертных организаций, 13 студентов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, обучающихся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» (профиль «Менеджмент в образовании и искусстве»); 1 руководитель двух творческих коллективов Республики Татарстан (г. Казань), выступивший в качестве эксперта.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 г.) изучалась литература по проблеме исследования; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался диагностический инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) изучались педагогические аспекты проблемы исследования; разрабатывалось содержание дистанционного курса и возможности его апробации в рамках формирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая апробацию разработанного дистанционного курса; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- раскрыт потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории;
- раскрыта сущность готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства;
- разработано содержание профессиональной подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства в условиях дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- разработана модель формирования готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства;
- разработана структура содержания профессиональной подготовки менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства в условиях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования, в том числе дистанционный курс «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства», могут быть использованы в профессиональной подготовке менеджеров сферы культуры и искусства, специалистов в области брендинга территорий, использоваться при разработке программ развития брендов территорий, стратегий развития городов и регионов.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли обсуждение на международных научно-практических конференциях: «Музыкальное искусство и образование: теория, методология, практика» в рамках II международного конкурса вокального мастерства им. Г. Кайбицкой (Казань, КФУ, 1 апреля 2016 г.), «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, КФУ, 16 ноября 2016 г.); Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2017 г. (Казань, КФУ, 7 апреля 2017 г.).
Материалы исследования нашли отражение в статьях:
- «Вклад Великорусского оркестра под управлением В.В. Андреева в развитие геобрендинга России» в сборнике материалов Междун. науч.-практ. конф. «Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика» (Казань, 1 апреля 2016 г.) / под ред. Н.В. Шириевой,
З.М. Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С. 252-256;
- «Потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда Республики Татарстан» в сборнике материалов V Междун. науч.- практ. конф. «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 16 ноября 2016 г.) / под ред.
З.М. Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С.331-334.
Материалы исследования были представлены на научных конкурсах:
- Республиканский конкурс на лучшую научную работу в области искусства среди студентов и молодых ученых образовательных организаций Республики Татарстан (Казань, Министерство культуры РТ, ИДПО(ПК)ССКСиС, 2 ноября 2016 г., 3 место);
- Открытая олимпиада научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции» (Кемерово, КемГИК, 1 декабря 2016 г., 3 место);
- Всероссийский конкурс с международным участием научно-исследовательских студенческих работ художественно-эстетической направленности «Музыкальная культура. Наука. Образование» (Саранск, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 15 декабря 2016 г., 2 место);
- IV Всероссийский конкурс студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, КФУ, 12 мая 2017 г., 3 место).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Список литературы содержит 99 источников.
Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования готовности менеджеров культуры к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства позволило прийти к следующим выводам.
Развитие бренда территории рассматривается как элемент брендинга территории - процесса создания и управление брендом территории, включающего формирование, продвижение и развитие бренда.
Брендинг территории - это одно из актуальных и бурно развивающихся направлений брендинга и действенная технология повышения конкурентоспособности отдельно взятых территорий. Цель брендинга территории - создание привлекательного образа местности и донесение до широкой общественности представления об уникальности данного региона.
Эффективность брендинга территории проявляется в обеспечении привлекательного образа территории, ее узнаваемости и популярности; формировании представления общественности о ее уникальности; улучшении инвестиционной привлекательности и повышении туристического потока; повышении престижа и статуса учреждений и т.д.
Брендинг территории может осуществляться через политические, экономические, экологические, культурные, образовательные, туристические сферы. Продвижение территорий может происходить и через ассоциирование их с литературой, архитектурой и искусством. Значимым направлением брендинга территории является культурный брендинг. Региональные культурные бренды основываются на историко-культурных личностях, памятниках или на историко-культурных событиях, имеющих отношение не только к культуре и истории данного места, но и значительных в историко-культурном наследии республики и страны в целом.
Этнокультурный брендинг направлен на достижение узнаваемости региона и повышение инвестиционной привлекательности и включает элементы традиционной материальной, социальной и духовной культуры. Формы историко-культурных брендов территорий и технологии их создания могут быть разными. Но в них должны отражаться и подчеркиваться реальные особенности территории.
Развитие бренда средствами национального искусства и культуры является эффективным механизмом повышения конкурентоспособности территории. Одним из этнокультурных символов - «брендов» России являются оркестры народных инструментов, раскрывающие богатство отечественной музыкальной культуры и специфику инструментального исполнительства.
Татарстан имеет глубокие историко-культурные и творческие традиции, самобытную музыкальную культуру, отражающую многообразие национального художественного творчества и профессиональные достижения. Значимая роль в культурной жизни Татарстана принадлежит деятельности учреждений культуры, деятелей искусств и профессиональных творческих коллективов, представляющих национальные традиции республики и являющихся носителями этнокультурной брендовой информации: Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая,
Государственному фольклорному ансамблю кряшен «Бермянчек», Государственному ансамблю песни и танца РТ, Государственному ансамблю фольклорной музыки РТ и др.
Особое место занимают профессиональные оркестры народных инструментов РТ: Г осударственный оркестр народных инструментов РТ под управлением А.И. Шутикова, оркестр татарской музыки «Tatarica» под управлением Р.А. Халитова при Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, оркестр народных инструментов «Казан нуры» под управлением Р.Э. Ильясова при Национальном культурном центре «Казань» и др. Эти коллективы могут являться этнокультурными брендами Татарстана, олицетворяющими музыкальную культуру, раскрывающими красоту национальной музыки, подчеркивающими звуковое богатство и тембровое многообразие народных инструментов.
Несмотря на высочайший уровень профессиональной музыкально-исполнительской культуры Татарстана, потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории республики не актуализирован, в связи с несформированностью соответствующей готовности менеджеров культуры и искусства.
Условием эффективного развития бренда территории средствами национального оркестрового искусства является готовность менеджеров культуры и искусства к осуществлению данного процесса, представляющая собой интегративное качество личности, элемент общей профессиональной готовности, отражающий совокупность необходимых личностных качеств, специализированных знаний и компетенций. Готовность предусматривает высокий уровень компетентности в области брендинга территорий, маркетинга, связей с общественностью, проектной и фестивальной деятельности, национального оркестрового исполнительства; владения практическими технологиями развития бренда территории средствами национального оркестрового искусства.
Опытно-экспериментальная работа по эмпирическому изучению готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства осуществлялась на базе ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В работе приняли участие 25 человек: 8 руководителей оркестров народных инструментов РТ, 4 директора концертных организаций, 13 студентов ИФМК им. Льва Толстого КФУ, 1 руководитель двух творческих коллективов РТ (г. Казань), выступивший в качестве эксперта.
Был разработан оценочный и критериальный инструментарий, позволяющий оценить уровень готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового
искусства. Выделенные критерии и уровни соответствуют разработанной теоретической модели формирования готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства.
В ходе работы проводилась оценка сдвига значений исследуемого признака (готовность менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства) на двух замерах одной и той же выборки испытуемых (без формирования контрольной группы).
Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Проведенная в рамках констатирующего этапа диагностики показала, что 16% испытуемых (4 человека) показали высокий уровень, 52% (13 человек) - хороший уровень, 32% (8 человек) - низкий уровень. У респондентов хорошо сформирован мотивационно-личностный компонент готовности. Среди личностных качеств на высоком уровне развития находятся коммуникативные, организаторские и лидерские качества. Вместе с тем, большинство испытуемых не имеют достаточных знаний в области развития бренда территории (когнитивный компонент) и, соответственно, не способны применять теоретические знания на практике (деятельностный компонент).
Полученные результаты актуализировали проведение педагогического эксперимента в рамках формирующего этапа исследовательской работы. Его основу составили разработка и апробация дистанционного курса «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства». Курс предназначен для использования в системе дополнительного профессионального образования, рассчитан на дистанционный формат обучения и размещен на площадке eliademy.com. Курс основан на изучении теоретического лекционного материала, выполнении тестовых и творческих заданий, предусматривает разработку обучающимися проекта фестивального мероприятия, направленного на развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства.
В ходе работы обучающиеся знакомятся с авторской разработкой - проектом Международного фестиваля национальных оркестров «Tutti - Kazan». Программу фестиваля включает концертные и конкурсные мероприятия, научно-образовательную программу, представленную «Летней фестивальной школой «Tutti - Kazan», включающей серию семинаров (сессий), лекций, индивидуальных консультаций, мастер-классов руководителей оркестров и менеджеров искусства, а также научно-практическую конференцию «Роль национального инструментального искусства в развитии территории». В апробации курса приняли участие испытуемые, прошедшие диагностику на констатирующем этапе эксперимента.
С целью проверки эффективности педагогического эксперимента и подтверждения заявленной гипотезы исследования был проведен контрольный этап эксперимента, в рамках которого использовались диагностические методики констатирующего эксперимента. Как показала повторная диагностика, 28% испытуемых (7 человек) показали высокий уровень, 68% (17 человек) - хороший уровень, 4% (1 человек) - низкий уровень.
Сравнительное изучение результатов диагностики готовности к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства на констатирующем и контрольном этапах показало значительное улучшение показателей по всем компонентам готовности после прохождения курса, что свидетельствует об эффективности проведенной работы и подтвердило гипотезу исследования.
Развитие бренда территории рассматривается как элемент брендинга территории - процесса создания и управление брендом территории, включающего формирование, продвижение и развитие бренда.
Брендинг территории - это одно из актуальных и бурно развивающихся направлений брендинга и действенная технология повышения конкурентоспособности отдельно взятых территорий. Цель брендинга территории - создание привлекательного образа местности и донесение до широкой общественности представления об уникальности данного региона.
Эффективность брендинга территории проявляется в обеспечении привлекательного образа территории, ее узнаваемости и популярности; формировании представления общественности о ее уникальности; улучшении инвестиционной привлекательности и повышении туристического потока; повышении престижа и статуса учреждений и т.д.
Брендинг территории может осуществляться через политические, экономические, экологические, культурные, образовательные, туристические сферы. Продвижение территорий может происходить и через ассоциирование их с литературой, архитектурой и искусством. Значимым направлением брендинга территории является культурный брендинг. Региональные культурные бренды основываются на историко-культурных личностях, памятниках или на историко-культурных событиях, имеющих отношение не только к культуре и истории данного места, но и значительных в историко-культурном наследии республики и страны в целом.
Этнокультурный брендинг направлен на достижение узнаваемости региона и повышение инвестиционной привлекательности и включает элементы традиционной материальной, социальной и духовной культуры. Формы историко-культурных брендов территорий и технологии их создания могут быть разными. Но в них должны отражаться и подчеркиваться реальные особенности территории.
Развитие бренда средствами национального искусства и культуры является эффективным механизмом повышения конкурентоспособности территории. Одним из этнокультурных символов - «брендов» России являются оркестры народных инструментов, раскрывающие богатство отечественной музыкальной культуры и специфику инструментального исполнительства.
Татарстан имеет глубокие историко-культурные и творческие традиции, самобытную музыкальную культуру, отражающую многообразие национального художественного творчества и профессиональные достижения. Значимая роль в культурной жизни Татарстана принадлежит деятельности учреждений культуры, деятелей искусств и профессиональных творческих коллективов, представляющих национальные традиции республики и являющихся носителями этнокультурной брендовой информации: Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая,
Государственному фольклорному ансамблю кряшен «Бермянчек», Государственному ансамблю песни и танца РТ, Государственному ансамблю фольклорной музыки РТ и др.
Особое место занимают профессиональные оркестры народных инструментов РТ: Г осударственный оркестр народных инструментов РТ под управлением А.И. Шутикова, оркестр татарской музыки «Tatarica» под управлением Р.А. Халитова при Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, оркестр народных инструментов «Казан нуры» под управлением Р.Э. Ильясова при Национальном культурном центре «Казань» и др. Эти коллективы могут являться этнокультурными брендами Татарстана, олицетворяющими музыкальную культуру, раскрывающими красоту национальной музыки, подчеркивающими звуковое богатство и тембровое многообразие народных инструментов.
Несмотря на высочайший уровень профессиональной музыкально-исполнительской культуры Татарстана, потенциал национального оркестрового искусства в развитии бренда территории республики не актуализирован, в связи с несформированностью соответствующей готовности менеджеров культуры и искусства.
Условием эффективного развития бренда территории средствами национального оркестрового искусства является готовность менеджеров культуры и искусства к осуществлению данного процесса, представляющая собой интегративное качество личности, элемент общей профессиональной готовности, отражающий совокупность необходимых личностных качеств, специализированных знаний и компетенций. Готовность предусматривает высокий уровень компетентности в области брендинга территорий, маркетинга, связей с общественностью, проектной и фестивальной деятельности, национального оркестрового исполнительства; владения практическими технологиями развития бренда территории средствами национального оркестрового искусства.
Опытно-экспериментальная работа по эмпирическому изучению готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства осуществлялась на базе ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В работе приняли участие 25 человек: 8 руководителей оркестров народных инструментов РТ, 4 директора концертных организаций, 13 студентов ИФМК им. Льва Толстого КФУ, 1 руководитель двух творческих коллективов РТ (г. Казань), выступивший в качестве эксперта.
Был разработан оценочный и критериальный инструментарий, позволяющий оценить уровень готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового
искусства. Выделенные критерии и уровни соответствуют разработанной теоретической модели формирования готовности менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства.
В ходе работы проводилась оценка сдвига значений исследуемого признака (готовность менеджеров культуры и искусства к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства) на двух замерах одной и той же выборки испытуемых (без формирования контрольной группы).
Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Проведенная в рамках констатирующего этапа диагностики показала, что 16% испытуемых (4 человека) показали высокий уровень, 52% (13 человек) - хороший уровень, 32% (8 человек) - низкий уровень. У респондентов хорошо сформирован мотивационно-личностный компонент готовности. Среди личностных качеств на высоком уровне развития находятся коммуникативные, организаторские и лидерские качества. Вместе с тем, большинство испытуемых не имеют достаточных знаний в области развития бренда территории (когнитивный компонент) и, соответственно, не способны применять теоретические знания на практике (деятельностный компонент).
Полученные результаты актуализировали проведение педагогического эксперимента в рамках формирующего этапа исследовательской работы. Его основу составили разработка и апробация дистанционного курса «Развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства». Курс предназначен для использования в системе дополнительного профессионального образования, рассчитан на дистанционный формат обучения и размещен на площадке eliademy.com. Курс основан на изучении теоретического лекционного материала, выполнении тестовых и творческих заданий, предусматривает разработку обучающимися проекта фестивального мероприятия, направленного на развитие бренда территории средствами национального оркестрового искусства.
В ходе работы обучающиеся знакомятся с авторской разработкой - проектом Международного фестиваля национальных оркестров «Tutti - Kazan». Программу фестиваля включает концертные и конкурсные мероприятия, научно-образовательную программу, представленную «Летней фестивальной школой «Tutti - Kazan», включающей серию семинаров (сессий), лекций, индивидуальных консультаций, мастер-классов руководителей оркестров и менеджеров искусства, а также научно-практическую конференцию «Роль национального инструментального искусства в развитии территории». В апробации курса приняли участие испытуемые, прошедшие диагностику на констатирующем этапе эксперимента.
С целью проверки эффективности педагогического эксперимента и подтверждения заявленной гипотезы исследования был проведен контрольный этап эксперимента, в рамках которого использовались диагностические методики констатирующего эксперимента. Как показала повторная диагностика, 28% испытуемых (7 человек) показали высокий уровень, 68% (17 человек) - хороший уровень, 4% (1 человек) - низкий уровень.
Сравнительное изучение результатов диагностики готовности к развитию бренда территории средствами национального оркестрового искусства на констатирующем и контрольном этапах показало значительное улучшение показателей по всем компонентам готовности после прохождения курса, что свидетельствует об эффективности проведенной работы и подтвердило гипотезу исследования.



