Введение
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.... 8
1.1 Общее представление о функциональных структурах познавательных состояний в обучении 8
1.2 Познавательные состояния в процессе обучения 14
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
2.1 Описание выборки 24
2.2 Описание методов исследования 25
2.3 Этапы исследования 26
3 ГЛАВА ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
СТУДЕНТОВ 28
3.1 Функциональные структуры познавательных состояний у студентов в процессе лекции 28
3.2 Функциональные структуры познавательных состояний студентов в процессе семинара 38
3.3. Функциональные структуры познавательных состояний студентов в процессе экзамена 48
3.4 Функциональные структуры типичных познавательных состояний на лекции, семинаре, экзамене 56
ВЫВОД 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список литературы 66
Приложения 73
Актуальность: Познавательные состояния самую важную роль она играет в учебной деятельности студентов, эти состояния помогают студентам продуктивно решать поставленные перед ними задачи и проблемы, активизируют мыслительные процессы, готовят к учебному процессу.
На данный момент времени эмпирических исследований познавательных состояний незначительны для понимания их структуры, динамики и т.п. Существует дефицит информации о динамики в психических состояния в процессе учебной деятельности студентов, какое место они занимают среди других психических состояний и также в практическом русле существует дефицит информации о том, как можно актуализировать данные состояния в познавательной деятельности. На основании рассмотренного теоретического материала по теме познавательные психические состояния было выявлено следующее.
Познавательные психические состояния отвечают всем характерологическим особенностям, как и все психические состояния. Обладают определенной процессуальной динамикой, по степени интенсивности и по качественному изменению. Также выражают динамические (изменяющиеся) свойства психического состояния человека, а свойства личности, напротив, стабильные (устойчивые) во времени психические образования.
Основные категориальные признаки психического состояния остаются для всех познавательных психических состояний едиными. Всякое познавательное состояние целостно, некоторое время характеризует всю психическую деятельность, «здесь и сейчас» может находиться только в одном состоянии, служит фоном психической деятельности, всегда временно, познавательные психические состояния состоят в единстве переживания и поведения, разной степени осознанности и т.д.
Познавательные психические состояния характеризуют учебную деятельность студентов, активным проявлением познавательных мотивов и активностью когнитивных процессов. Подобные состояния не проявляются на пустом месте, они активизируются на основании каких-либо процессов личности, являясь вспомогательным компонентом.
Познавательные психические состояния распространяются как на умственную деятельность, так и когнитивно-аффективную сферу, и поведенческий план.
Психические состояния, возникающие в обучении, являются отражением тех ситуаций, которые имеют место в учебном процессе студентов. В определенной мере эти состояния являются также отражением и социальной ситуации развития.
На основании теоретических данных, представленных в научной литературе, можно сказать, что учебная деятельность учащихся обладает своей специфичностью, которая, в свою очередь, взаимно влияет на психические состояния человека. Приведенные выше характеристики и функции свойственны всем психическим состояниям, следовательно, свойственны познавательным психическим состояниям.
На данный момент психология психических состояний накопила большое количество теоретических и практических знаний, особый вклад в развитие
Проблема психических состояний является фундаментальной проблемой современной психологической науки. Особую значимость исследование состояний приобретает в контексте учебно-познавательной деятельности, в ходе которой на первый план выступают познавательные состояния, связанные с усвоением и творческим преобразованием содержания научных дисциплин. Поэтому актуальным является исследование познавательных состояний субъекта: ситуаций их возникновения, организации, механизмов интеграции и развития, влияния на продуктивность основной деятельности. Диссертация посвящена изучению функциональных структур познавательных состояний студентов в учебной деятельности. Будут исследованы внешние и внутренние детерминанты функциональных структур познавательных состояний, системообразующие факторы. Будет построена структурно-функциональная модель познавательных состояний на уровне общего и особенного (типичного) с учетом специфики основного вида деятельности.
Методологическая основа: Методологической основой исследования составили системное описание концепция функциональных структур психических состояний А.О. Прохорова, Системная организационная психология В.А. Ганзена, концепция психических состояний В.А. Левитова.
Научная новизна состоит в том, что мы впервые исследуем функциональные структуры познавательных психических состояний студентов в трех ситуациях в динамике каждой из них. Познавательные состояния впервые будут рассмотрены как целостная функциональная структура в единстве с различными этапами основной деятельности субъекта. Будут выявлены состав, организация, функции комплексов познавательных состояний на протяжении целостных отрезков основной деятельности субъекта (ситуации лекций, семинарских занятий, экзаменов). Теоретические положения и выводы в данной магистерской диссертации позволяют раскрыть содержание проблематики данной темы
Цель: Выявить функциональные структуры познавательных состояний студентов в процессе учебной деятельности
Объект: Функциональные структуры психических состояний студентов
Предмет: Функциональные структуры познавательных состояний студентов
Гипотезы: Функциональные структуры меняются в зависимости от ситуаций учебной деятельности.
Функциональные структуры познавательных состояния имеют различную динамику и меняют свою структуру в зависимости от начала, середины и конца ситуации учебной деятельности
Познавательные психические состояния занимают ведущее положение в учебной деятельности студентов
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников отечественных и зарубежных авторов по вопросам функциональных структур познавательных психических состояний.
2. Выявить динамику познавательных психических состояний студентов при различных формах обучения (лекция, семинар, экзамен)
3. Провести количественный и качественный анализ организации структур познавательных психических состояний студентов при различных формах обучения (лекция, семинар, экзамен)
Методы: Анкетирование, беседа, тестирование, методы качественного анализа, феноменологические методы.
Эмпирические методы. В качестве основного эмпирического инструментария применялись методики: 1) Анкета для изучения познавательных состояний (А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов) 2) «Психические состояния студентов» (А.О. Прохоров)
Методы интерпретации и обработки данных: 1) Непараметрический корреляционный анализ 2) анкетирование 3) описательная статистика 4) частотный анализ 5) статистического пакета SPSS 19.0.6) Exel 2013
Достоверность результатов обеспечивается совокупностью эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследования, значительным объемом эмпирических данных, репрезентативностью выборки испытуемых; согласованностью эмпирических данных с теоретическими положениями.
Теоретическая значимость Исследование позволит раскрыть феноменологию познавательных состояний у студентов при различных формах обучения, выявить закономерности их взаимосвязи с психическими состояниями других классификационных групп.
Практическая значимость Полученные результаты могут послужить основанием для разработки методов актуализации и управления познавательными состояниями в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, а также найти применение в психологии искусственного интеллекта.
В данной диссертации нами были исследованы функциональные структуры познавательных состояний в трех ситуациях учебной деятельности. Был проведен корреляционный анализ и выявлены «эшелоны» значимых состояний на уровне р<0.01 и р<0.05. Проведен частотный анализ состояний для выявления типичных среди них в учебной деятельности. Была проведена описательная статистика типичных состояний в учебной деятельности в начале, седине, конце трех ситуаций деятельности. Были выявлены категории психических состояний и проведен, качественный анализ для определения ведущего состояния в процессе учебной деятельности студентов. Так же была рассмотрена динамика функциональных структур познавательных состояний у студентов в процессе лекции, семинара, экзамена.
Были выявлены достоверные закономерности в функциональных структурах познавательных состояний. В начале экзамена первое место занимают познавательные состояния, на втором месте эмоциональные состояния, на третьем месте психофизиологические состояния, на четвертом месте волевые состояния. В середине экзамена первое место занимают познавательные состояния, волевые и эмоциональные набрали одинаковое количество встречаемости и на последнем четвертом месте психофизиологические состояния. В конце экзамена на первом месте эмоциональные состояния, на втором месте познавательные состояния, на третьем волевые состояния и на четвертом месте психофизиологические состояния. Данные состояния являются сложными и их закономерность говорит о том, что их можно рассматривать как ведущие состояния в учебном процессе. Это подтверждает выявления типичных состояний в трех учебных процессах, где ведущими оказались познавательные состояния 6 из 9 учебных ситуаций. была показана специфика проявлений психических состояний студентов в процессе учебной деятельности, где были рассмотрены функциональные структуры и их динамика. На основе этого были сделаны выводы, которые отражены в главах 3.1, 3.2, 3.3. Задачи, которые были поставлены, достигнуты. Гипотезы, которые мы выдвигали подтверждены.
1. Ананьев Е. И., Зинченко Т. П. Монотония в операторской деятельности // Проблемы функционального комфорта. М., 1977.
2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М., 1973.
3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.
4. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.
6. Вилькеев Д.В. Педагогическая психология. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. - 256 с.
7. Габдреева Г. Ш. Изменение психического состояния при напряженной умственной деятельности // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. С. 208-224.
8. Габдреева Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. Казань, 1981. С. 105-174.
9. Габдреева Г.Ш., Юсупов М.Г. Саморегуляция психических
состояний: психологические технологии и диагностика. - Казань:
Отечество, 2013. - 153 с.
10. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
11. Ганзен В. А., Юрчепко В. Н. Системно-понятийное описание психических состояний человека // Вестник ЛГУ. 1976. № 5.
12. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. 1991. Серия 6, вып. 1. С. 47-55.
13. Ганзен В. Л., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //
14. Гербачевский В. К. Мотивационные состояния и мотивы- отношения // Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 1985.
15. Дикая Л. Г. Системно-деятельностная концепция
саморегуляция психофизиологического состояния человека // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999. С. 80-81. М. Механизмы
саморегуляции функций и функциональных состояний// Адаптивная саморегуляция функций. М., 1977. С. 149-194.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2007. - 362 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. -
2- е изд., доп., испр., перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.
18. Зингерман А. М., Хачатуръяпц Л. С. Проблема моделирования и оптимизации функционального состояния и деятельности человека- оператора // Физиология человека. 1984. № 6. С. 894-907.
19. Ильин Е. П. «Оперативный покой» и оптимальное
регулирование работоспособности человека // Очерки психологии труда оператора. М., 1974.
20. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и
психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978. С. 325-346.
21. Киселев Ю. Я. К методологии исследования психических состояний // Проблемы психических состояний в спорте. Ереван, 1987.
22. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
23. Левитов Н. Д. Проблемы психических состояний // Вопросы психологии. 1955. № 2.
24. Левитов Н. Д. Психические состояния учащихся на уроке // Вопросы психологии личности. М., 1960.
25. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. № 6.
26. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1.
27. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М, 1984.
28. Мясищев В. Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1966. № 1-2.
29. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983.
30. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности,
одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
31. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Ин-т психол. РАН, 2005. - 356 с.
32. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов
деятельности. - М.: ИП РАН, 2004. - 424 с.
33. Киршбаум Е.И. Психические состояния / Е.И. Киршбаум, А.И. Еремееева. - Владивосток: Дальневосточный университет, 1990.- 144 с.
34. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
35. Леонова А.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности / А.Б.Леонова, С.Б. Величковская // Психология психических состояний: сборник статей / под ред.проф.
А.О. Прохорова. - Вып. 4. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - С.326-343.
36. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
37. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.
38. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
39. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: ЛГУ, 1989. - 192с.
40. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. - М.: ИП РАН,2005. - 330 с.
41. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО Модек, 1996.- 176 с.
42. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань: КГУ, 1991. - 167 с.
43. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань: КГПИ, 1994.- 168 с.
44. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. - М.: Ин-т психол. РАН, 1998. - 152 с.
45. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЕР СЭ,2005. - 350 с.
46. Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке// Вопросы психологии. 1990. № 6.С. 68-74.
47. Прохоров А. О Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. 1996. № 3. С. 9-18.- 344 с.
48. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в учебной деятельности студентов // Казан. соц. гуманит. вестн. - 2014. - № 4 (13). - С. 98-109.
49. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17, №. 3. - С. 9-18.
50. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Познавательные состояния в контексте интеллектуальной активности студентов // Учен. зап. Казан. унта. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 156, кн. 6. - С. 189-198.
51. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексивная регуляция психических состояний в учебной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 4 (38). - С. 11-16.
52. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: ИП РАН, 2009. - 351 с.
53. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов // Психология психических состояний: сб. ст. / Под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2011. - С. 277-288.
54. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л.: ЛГУ, 1990. - 360 с.
55. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: пособие для студентов и учителей. - Горький: ГГПИ, 1975. - 119 с.
56. Сосновикова Ю. Е. К вопросу о временных волевых состояниях //
57. Страхов И. В. Психическое состояние и такт учителя // Вопросы психологии. 1966. № 3.
58. Фелинская Н. И. Место исключительных состояний в классификации психических состояний // Вопросы судебно-психиатрической экспертизы. М., 1974.
59. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 489 с.
60. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. -
367 с.
61. Чернов А.В. Влияние рефлексии и регуляторных процессов на интенсивность психических состояний студентов в ситуации экзамена
62. Чеснокова И. И. К проблеме психических состояний личности
63. Шумилин Е. А. Конференция по психическим состояниям // Вопросы психологии. 1968. № 4.
64. Юсупов М.Г. О соотношении психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 3. - С. 211-216.
65. Akil H., MaddenJ., Patrick R. L., BarchasJ. D. Stress induced increase in endogenous opiate peptides: Concurrent analgesia and its partial reversal by naloxone // H. W. Kosterlitz(ed.). Opiates and endogenous opiate peptides. Amsterdam, 1976.
66. Arnold M. B. Stress and emotion // M. N. Appley, R. Trumlull (eds.). Psychological stress. N. Y.: 1967. P. 123-140.
67. BarmackJ. E. Studies on the Psychophysiology of Boredom //J. of Expenm. Psychol., 1939, V. 25.
68. BollesR. C.,FanselowM.S. Endorphins and behavior//Annual Review of Psychology, 1982. V. 33. P. 87-101.
69. Efklides, A., & Petkaki, C. (2005). Effects of mood on students’ metacognitive experiences. Learning and Instruction, 15, 415-431
70. Flavell, J.H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring -A new era of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 34, 906911.
71. HilgardE. R. Introduction to Psychology. Harcourt, 1971.
72. Lewin K. Die Bedeutung der psychischen Sattigung fur einige Probleme der Psychotechnik // Psychotechn. 1928. Zeitschrift 3.
73. Lewis M, Sullivan M W, Stanger С, Weiss M Selt-development and self-conscious emotions//Child Development 1989 V 60 P 146-156
74. Rosenhan D, London P Foundations ot abnormal psychology San Francisco Holt, Rmehart and Winston, 1970
75. Switze5r D. К. A psychodinqamic analysis of grief in the context of an interpersonal theory of self // Dissertation Abstracts. 1968. V. 29 (3). P. 381.