ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 10 ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ «КАЗАНСКИЕ СОКРОВИЩА»
1.1. Патриотическое воспитание личности как педагогическая проблема
1.2. Музыкально-хореографический спектакль как средство 19
патриотического воспитания подростков
Выводы по главе I 30
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ
МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ «КАЗАНСКИЕ СОКРОВИЩА»
2.1. Разработка программы патриотического воспитания 31
подростков школы-студии средствами музыкально
хореографического спектакля «Казанские сокровища»
2.2. Реализация программы патриотического воспитания 39
подростков школы-студии средствами музыкально
хореографического спектакля «Казанские сокровища» и ее результаты
Выводы по главе II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность исследования. Воспитание чувства патриотизма представляет собой сложный и длительный процесс. Патриотизм в наши дни — это, во-первых, преданность своей отчизне, во-вторых, сохранение культуры отдельного народа, входящего в состав России. Знакомство с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют такие черты характера, которые позволят стать патриотом и гражданином своей Родины.
Патриотическое воспитание предполагает систематическую и целенаправленную деятельность со стороны государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и конституционного долго перед Родиной.
В процессе патриотического воспитания стоит учитывать, что подростки представляют собой локальную группу, объединенную общими интересами, с сохранением индивидуальных различий. В качестве общих, типических черт, характерных для этого возраста, являются примерно одинаковый жизненный опыт, резкий подъем жизненных сил взрослеющих подростков, энергичность, порывистость, сиюминутный отклик на явления окружающей жизни.
Со стороны государства данная проблема подкреплена правовыми документами: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537), обозначающаяся создание системы патриотического воспитания граждан России; Указ Президента РФ от 20 октября 2012 года №1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Документ дает рекомендации и является прямым действием в вопросе патриотического воспитания; Постановление Правительства РФ от 30
Создание этих государственных документов показывает, насколько важна проблема патриотического воспитания в обществе, решение которой позволит развить личность, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Хореографическое искусство может служить инструментом воспитания подрастающего поколения, включающее в себя нравственные, духовные, художественно-эстетические, педагогические средства. В качестве эффективного средства формирования патриотического воспитания подростков мы рассматриваем музыкально-хореографический спектакль «Казанские сокровища». Сюжет спектакля передает историю татарского народа с момента великого переселения до современности: культуру древних городов, разрушение болгарского государства, последующие события, современного облика Татарстана, Казани. Принимая участия в музыкально-хореографическом спектакле, являясь юными артистами танцевального жанра, исполняя элементы народной хореографии, дети старшего школьного возраста проникаются и невольно воспитывают в себе любовь к Родине.
Таким образом, изучение формирования патриотического воспитания на основе музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища» позволит достичь должного уровня в развитии патриотизма у подростков, что является весьма актуальным в наши дни.
Степень изученности проблемы исследования. В основу изучения патриотического воспитания вошли труды философов Н.А.Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Коржавина, Г.В. Плеханова и др.
Предмет патриотического воспитания личности имеет давнюю традицию, в числе наиболее значимых авторов можно назвать И.Н.Глазунова, М.А.Горбова, В.В. Дьяченко, H.H.Дубинина, И.П. Иванова, С.А. Константинова, C.B.Кривых, И.В.Кострулёва, В.А.Коробанова, Ю.В. Лазарева, С.Н.Марзоева, С.Е. Матушкина, Е.Н. Поддубного, В.И. Руденко и др.
Проблемой патриотического воспитания занимались такие известные педагоги, как Л.Р.Болотин, Р.И. Жуковская, Н.К.Крупская, С.А. Козлова, Л.Е.Никонова, А.П. Усова, В.В. Чечет и др.
В психологии вопросы патриотического воспитания находят отражение в трудах А.В. Запорожцева, И.Б.Котова, А.Г. Ковалева, А.Д.Кошелевой, Я.З. Неверовича, С.Л. Рубинштейна, И.А.Сикорского, Л.П. Стрелковой и др.
Патриотическое воспитание достигалось различными средствами в диссертационных работах А.Р. Еникеевой (средствами этнокультурной традиции), Е.А.Ильиной, Н.Б.Акаева, В.А.Пешкина, И.И. Шигаповой (средствами театрального искусства), И.В.Прошека (средствами региональных культурных ценностей), В.А.Пешкина (средствами хореографического искусства), Д.Г.Ряхова (средствами изобразительного искусства), Р.Ш.Халикова (средствами народного творчества) и др.
Направления и структура музыкально-хореографического спектакля изучено в научных трудах Ю.Б. Абдокова, С.И.Букатиной, А.П.Груцыновой Н.А.Макаровой, М.В. Судаковой и др.
Однако, при изучении избранной темы, мы пришли к выводу, что в настоящее время до сих пор нет исследования, посвященного патриотическому воспитанию подростков средствами музыкально-хореографического спектакля, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьёзную научную базу. Как показывает практика, в хореографических школах-студиях мало уделяется времени патриотическому воспитанию подростков, большую часть занимает отработка профессиональной техники.
Цель исследования заключается в изучении процесса патриотического воспитания подростков средствами музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища» в условиях хореографической школы- студии ансамбля танца «KAZAN».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть патриотического воспитания личности с позиции педагогической проблемы.
2. Изучить направления, структуру музыкально-хореографического спектакля.
3. Разработать программу патриотического воспитания подростков школы-студии ансамбля танца «KAZAN» средствами музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища».
4. Реализовать программу патриотического воспитания подростков школы-студии средствами музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища» и представить его результаты.
Гипотеза исследования. Патриотическое воспитание подростков средствами музыкально-хореографического спектакля будет более эффективным, если:
- патриотическое воспитание будет рассматриваться с позиции педагогической проблемы;
- изучены направления, структура музыкально-хореографического спектакля;
- разработана программа, направленная на патриотическое воспитание подростков средствами музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища».
В процессе выпускной квалификационной работы нами были использованы следующие методы исследования:
а) теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта;
б) эмпирические: прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся школы-студии на занятиях; констатирующий и формирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с подростками школы-студии ансамбля танца «KAZAN» в КЦ «Чулпан» филиал МБУК НКЦ «Казань». В исследовании принимали участие 16 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение года с 2016-2017 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (2016 г.) осуществлялся теоретический анализ философской, исторической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования, формулировалась рабочая гипотеза с определением цели, задач, базы, разрабатывалась программа и методика опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2016-2017 гг.) разрабатывалась программа по патриотическому воспитанию подростков средствами музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища», осуществлялся формирующий этап эксперимента, в ходе которого уточнялась гипотеза, выявлялась степень эффективности программы по формированию патриотического воспитания подростков средствами музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища».
На третьем этапе (2017 г.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, завершалось оформление исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о патриотическом воспитании подростков средствами музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища»; разработана программа, направленная на патриотическое воспитание подростков средствами музыкально-хореографического спектакля.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования, могут быть использованы на занятиях хореографии в высших учебных заведениях, в самодеятельных коллективах, так же исследования будут полезны студентам, обучающимся художественному образованию, преподавателям, исполнителям, руководителям самодеятельных и профессиональных хореографических коллективов, которые извлекут много полезной информации и практических рекомендаций для применения их в своей творческой профессиональной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих:
- участие в IV Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2017);
- участие в качестве артиста балета ансамбля танца «KAZAN» в музыкально-хореографическом спектакле «Казанские сокровища».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы, содержащий 30 источников, 8 таблиц, 6 диаграмм и 5 приложений. Общий объем работы составляет 75 страниц.
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены цель, объект, предмет, задачи, методы, гипотеза исследования, раскрыта научная новизна исследования и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основания патриотического воспитания подростков средствами музыкально-хореографического спектакля» дана сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследования «патриотизм», «воспитание», «патриотическое воспитание»; рассмотрено формирование патриотического воспитания с позиции педагогической проблемы, изучены направления и структура музыкально-хореографического спектакля как средство патриотического воспитания подростков.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование процесса патриотического воспитания подростков средствами музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища» на примере школы- студии ансамбля танца в КЦ «Чулпан» филиала МБУК НКЦ представлена программа патриотического воспитания подростков школы-студии на примере музыкально-хореографического спектакля «Казанские сокровища», проанализированы ход и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
Приложение выпускной квалификационной работы составляет практический и диагностический материал, используемый в опытно-экспериментальной работе.
Патриотизм - это качество личности, которое показывается в знании родного языка, истории, традиций, культуры своего народа, любви, преданности Родине, готовности приложить определенные усилия для её благополучия, обеспечения независимости, стремлении к защите её интересов, активном и сознательном участии в укреплении её могущества.
На сегодняшний день энциклопедическая литература дает множество определений патриотическому воспитанию. Для данной работы следует рассматривать термин «патриотическое воспитание» как составную часть общего воспитательного процесса по формированию у подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Содержание патриотического воспитания включает любовь к Родине, родным местам, родному языку; воспитание уважения к прошлому своей Родины, традициям и обычаям; воспитание уважения к другим народам, их обычаям и культуре; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; активное участие в социально-полезной деятельности.
Средствами патриотического воспитания подростков являются различные виды деятельности, такие как учебная, игровая, трудовая, общение.
Методами воспитания служат формирования сознания личности, организации деятельности, формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности, контроля, самоконтроля, самооценки в воспитании.
Формирование патриотического воспитания в данной работе представлено средствами музыкально-хореографического спектакля представляющий собой сценический жанр, включающий в себя музыку, хореографию, театральное искусство.
Использование музыкально-хореографического спектакля даёт возможность раскрытию различных качеств: природной одарённости, актерского мастерства, самовыражения и приобщения подростка к проживанию создаваемых сценических образов. Реализация творческого потенциала хореографа начинается уже в процессе его подготовки, куда входят: учебно-танцевальный процесс, развитие коллективного творчества, овладение актерским мастерством, из чего и складывается хореографический спектакль.
Понятие патриотическое воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, является ориентированным на формирование патриотического сознания, патриотической направленности личности, становление патриотических качеств личности, готовности реализовывать их в интересах общества и государства.
Структура и направление музыкально-хореографического спектакля, включает в себя компоненты создания: драматургию, музыку, текст, рисунок; экспозицию, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку.
Патриотическое воспитание подростков необходимо начать с изучения психологических, физиологических, морфологических особенностей так, как подростки — локальная группа, объединенная общими интересами. Возрастные особенности образуют комплекс свойств, включающие в себя эмоциональные и познавательные характеристики личности.
Основными задачами развития подростка являются: формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания; формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов; формирование интереса к другому человеку как к личности; развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.
Проблема формирования личности подростка - одна из наименее изученных и разработанных в возрастной психологии. В отечественной психологии юность, как психологический возраст, рассматривается переходом к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Создание программы осуществлялась методом анализа и сравнения уже существующих исследований по данной проблеме. Определили цель и задачи собственной программы. Написание годового плана мероприятий по патриотическому воспитанию и тематического плана лекционных занятий позволило преступить к реализации опытно-экспериментальной работы.
На констатирующем этапе была проведена начальная диагностика уровня развития патриотического воспитания подростков, обработка и обобщение результатов начальной диагностики экспериментальной и контрольной групп.
На формирующем этапе была проведена реализация и апробирование программы патриотического воспитания подростков средствами музыкально - хореографического спектакля «Казанские сокровища». С воспитанниками экспериментальной группы проводились занятия с использованием программы патриотического воспитания, с воспитанниками контрольной группы проводились занятия по типовой программе обучения.
На контрольном этапе экспериментальной работы была проведена итоговая диагностика уровня патриотического воспитания подростков средствами музыкально-хореографического «Казанские сокровища» в ЭГ и КГ, представлены сравнительные результаты в таблицах и диаграммах. Результаты диагностики показали, что уровень патриотического воспитания подростков в ЭГ вырос, по сравнению с воспитанниками занимавшимися в КГ.
Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная программа по патриотическому воспитанию подростков позволила повысить уровень патриотизма среди воспитанников хореографической школы-студии в экспериментальной группе.
1. Абдуллина, О.А.Общепедагогическая подготовка учителя в системе
высшего педагогического образования / О.А.Абдуллина. - М., «Просвещение», 1990. - 137 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова, М.: Академия, 1997. - 627 с.
3. Агапова, Г.В. Исторические аспекты патриотического воспитания и особенности развития патриотизма в зарубежных странах / Г.В.Агапова // Вестник Тамбовского университета. - 2008. №1. - С.241-246.
4. Анн, Л.Ф. Основные направления и формы работы с подростками
[Электронный ресурс]. URL: http://geolike.ru/page/gl_8556.htm // (дата
обращения 25.06.2017).
5. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер. - 2007. — 271 с.
6. Барышникова, Л.Н. История Татарстана: Учебное пособие для
студентов всех специальностей и форм обучения / Барышникова Л.Н. - 2-е изд. - Казань: Изд-во «Юниверсум», 2010. - 75 с.
7. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article109328.html // (дата обращения 22.03.2017).
8. Бондаревский, Е.А. Физическая подготовка подростков /
Е.А.Бондаревский. - Минск. Аверсэв, 2006. - 172 с.
9. Бурлакова, И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике: методическое пособие / И.И. Бурлакова. - М.: Центр «Перспектива», 2015. - 174 с.
10. Валеев, Р. Работа ансамбля «Казань» созвучна идеологии бренда «Наследие Татарстана» [Электронный ресурс]. URL: https://www.business- gazeta.ru/blog/304003 (дата обращения 11.04.2017).
11. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
12. Виц, Б.Б. Демокрит / Б.Б. Виц. - М.: ИД «Мысль», 1979. - 74 с.
13. Все о балете: словарь-справочник. / подред. Ю.И. Слонимского. - М.: Музыка, 1966. - 454 с.
14. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис... докт. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Дьяченко. - М., 2001. - 396 с.
15. Захаров, Р.В. Сочинение танца, страницы педагогического опыта / Р.В.Захаров. - М.: Изд. «Искусство», 1989. — 242 с.
16. Казаева, Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя / Е.А. Казаева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 440 с.
17. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь. / Л. А. Карпенко, А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1981. - 431 с.
18. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение 1980. - 192 с.
19. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студ. вузов / Н.А.Константинов. - М.: «Просвещение», 1974. - 447 с.
20. Крэйг, Г. Психология развития / Г. Крэйг. — СПб.: Питер Ком, 2000. - 411 с.
21. Лебедев, П.А. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Хв. (до реформы 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. - М.: ИД «Педагогика», 1987. - 558 с.
22. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.
23. Мандель, Б.Р. Психология развитии. Полный курс: иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 747 с.
24. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно
методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
25. Олина, С. О «Священных садах» и чувстве ансамбля [Электронный
ресурс]. URL: http://rt-online.ru/o-svyashhennyh-sadah-i-chuvstve-ansamblya
(дата обращения 10.04.2017).
26. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
27. Сафонова, М.В. Патриотическое воспитание школьников как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. URL: http://www.edutarget.ru/sonics-177-6.html // (дата обращения 26.03.2017).
28. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: «Политиздат», 1973. - 272 с.
29. Сухорев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухорев. - М.: Инфра-М, 2007. - 77 с.
30. Тагиров, Г.Х. Татарские танцы / Г.Х. Тагиров; Под ред. Ю.В.Виноградова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. - 256 с.