База исследования: МБДОУ «Детский сад №49 «Улыбка» (Алтайский край, город Рубцовск)
Были отобраны воспитанники разного возраста: из второй младшей группы (3-4 года) – 8 мальчиков и 8 девочек; из средней группы (4-5 лет) – 8 мальчиков и 8 девочек; и из старшей группы (5-6 лет) – 9 мальчиков и 9 девочек. Количество испытуемых составляет 50 человек. Для проведения исследования дети, попавшие в выборку, разделены на две группы по половому признаку. В первой группе – девочки в возрасте от 3 до 6 лет, вторая группа – мальчики такого же возраста
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты возникновения страхов у детей дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения 6
1.1 Изучение понятия «страх» и его классификации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Возрастная динамика и причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста 11
1.3 Зависимость выраженности детских страхов от уровня развития воображения дошкольников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Эмпирическое исследование зависимости страхов у детей дошкольного возраста от уровня развития воображения 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 28
2.3 Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей дошкольных учреждений в целях преодоления и предупреждения возникновения страхов у детей дошкольного возраста 34
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Приложения 46
Проблема существования детских страхов у детей дошкольного возраста была актуальна во все времена развития общественного строя. И сейчас этой теме посвящается множество разработок и исследований, выясняющих причины образования детских страхов.
Многие ученые сходятся во мнении, что основополагающим фактором является эмоционально-психологический климат в семье, воспитывающей дошкольника. Авторитарный тип воспитания, либо наоборот, отсутствие заинтересованности в жизни ребенка, откладывают негативный отпечаток на формирование детской психики. Последствиями установления подобных детско-родительских отношений могут приводить к психическим расстройствам, проявляющимся в виде фобий, заиканий, нервных тиков и пр.
Детские страхи могут возникать и по другим причинам: просмотр фильмов ужасов, мультфильмов с жестокими персонажами, а также развитое воображение, помогающее ребенку нарисовать из тени на стене выдуманное чудовище.
Зависимость уровня развития воображения у дошкольников и наличие у них различных страхов не достаточно проработана в исследованиях педагогов и психологов. В то же время изучению причин образования детских страхов посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов (А.И. Захаров, З. Фрейд, Р.В. Овчарова и другие). Широко освящается и вопрос формирования воображения у детей дошкольного возраста. Этой проблемой занимались Выготский, Д.Б. Богоявленская, О.М. Дьяченко и другие авторы.
Целью теоретического и практического исследования, проведенного в курсовой работе, является изучение взаимосвязи уровня развития воображения у детей дошкольного возраста с возникновением детских страхов.
Объектом изучения являются дошкольники в возрасте от 3 до 6 лет.
Предметом исследования выступает влияние воображения на процесс возникновения детских страхов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень развития воображения у дошкольников является одной из причин, по которым у детей появляются разнообразные страхи.
В связи с поставленной целью и сформулированной гипотезой в курсовой работе решается ряд задач:
рассмотреть освящение в отечественной и зарубежной литературе проблемы детских страхов;
изучить процессы формирования воображения у детей дошкольного возраста;
проанализировать, каким образом воображение влияет на возникновение страхов у дошкольников;
описать методику проводимого в рамках исследования эксперимента;
провести экспериментальное исследование, изучающее уровень развития воображения и детские страхи у детей дошкольного возраста;
представить интерпретацию полученных в результате эксперимента результатов;
разработать рекомендации для педагогов детских дошкольных учреждений и родителей детей, склонных к повышенной тревожности.
В процессе написания курсовой работы автором применялись следующие методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экспериментального исследования, анализ экспериментального материала, обобщение;
эмпирические: тестирование и анкетирование дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет, изучение продуктов деятельности детей;
методы обработки данных: обработка результатов исследования посредством расчета статистического критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Пирсона.
Для проведения экспериментального исследования страхов и уровня развития воображения у дошкольников выбраны следующие методики:
методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой;
методика «Дорисовывания фигур О.М. Дьяченко.
Выборка исследования: для проведения эксперимента отобрано 50 дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет. Для проведения анализа и выявления закономерностей дети были разделены по половому признаку на две группы: 25 девочек и 25 мальчиков.
Базой исследования уровня развития воображения и наличия детских страхов у дошкольников является МБДОУ «Детский сад №49 «Улыбка»».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения разработанных рекомендаций в психолого-педагогической деятельности при работе с детьми дошкольного возраста как с детьми с повышенным уровнем тревожности, так и с детьми с отсутствием психических нарушений.
Этапы исследования:
подготовительный;
основной;
заключительный.
Структурно курсовая работа представлена двумя главами основной части (теоретической и эмпирической), в каждой из которых содержится по три параграфа. Также курсовая работа включает в себя такие элементы как введение, заключение, список использованных источников, а также 4 приложения.
Страх, как эмоция, несмотря на свой негативный характер, выполняет защитные функции на протяжении всей жизни человека, начиная с младенческого возраста.
Представления об источниках опасности, вызывающих страх, накапливаются с течением времени и называются коммуникативным или жизненным опытом. Но чувство страха возникает не только в угрожающих жизни ситуациях, дети склонные проецировать тревожность взрослых, приобретая устойчивые или патологические страхи. Также детские страхи могут возникать при неблагоприятном психологическом климате в семье и под влиянием детских фантазий.
Установлено, что в определенных возрастах преобладают конкретные виды страхов. Количество возникающих страхов у девочек отличается в большую сторону от числа страхов у мальчиков того же возраста. Причинами образования ощущения страха выступает не только чувство самосохранения перед возникающей опасной ситуацией. Детские страхи могут быть последствиями травмирующих событий, злоупотреблением в просмотре телепередач, а также хорошо развитое воображение ребенка.
Воображение является неотъемлемым этапом развития личности ребенка дошкольного возраста. Родителям и педагогам важно следить за тем, чтобы процесс формирования воображения происходил в познавательном русле, без включений аффективных фантазий. Именно аффективное воображение способствует росту количества страхов, усилению уровня тревожности детей дошкольного возраста. Для профилактики возникновения аффективных выдумок, малышей следует ограничивать от просмотра телепередач, не соответствующих возрасту, избегать негативных сцен и разговоров, способных негативно отразиться на детской психике.
Целью экспериментального исследования курсовой работы являлось изучение зависимости возникновения страхов у детей дошкольного возраста от уровня развития воображения и фантазии.
В итоге проведения исследования можно сделать следующие основные выводы:
количество страхов у девочек значительно превышает число страхов у мальчиков, участвующих в эксперименте, при этом некоторые девочки имеют уровень тревожности выше нормы;
уровень тревожности девочек значительно превышает уровень тревожности мальчиков из экспериментальной группы;
уровень развития воображения в группе девочек существенно не отличается от уровня воображения мальчиков, участвующих в эксперименте;
результаты расчета коэффициента корреляции Пирсона показали, что прямой связи между уровнем развития воображения и количеством страхов у дошкольников нет.
Таким образом, возникновение у дошкольников страхов не зависит только от хорошо развитого воображения, для этого существуют и другие причины. Соглашаясь с мнением исследователей по данной проблематике, можно сказать, что главной причиной большого количества страхов являются неблагополучные взаимоотношения ребенка с родителями.
Для работы по коррекции детских страхов в курсовой работе разработаны мероприятия, рекомендованные к использованию для педагогов дошкольных учреждений и родителей тревожных детей. Выход из травмирующей ситуации должен быть постепенным, не стоит ожидать избавления от детских страхов после проведения одной из предложенных игр. Совместные усилия воспитателей и родителей помогут малышу справиться с тревожными ощущениями и в дальнейшем гармонично развиваться.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты возникновения страхов у детей дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения 6
1.1 Изучение понятия «страх» и его классификации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Возрастная динамика и причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста 11
1.3 Зависимость выраженности детских страхов от уровня развития воображения дошкольников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Эмпирическое исследование зависимости страхов у детей дошкольного возраста от уровня развития воображения 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 28
2.3 Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей дошкольных учреждений в целях преодоления и предупреждения возникновения страхов у детей дошкольного возраста 34
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список использованных источников и литературы
Приложения 46