Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа системы федеральных университетов 8
1.1. Предпосылки и процесс создания сети федеральных университетов 8
1.2. Понятие и цели, приоритеты деятельности, миссия и
отличительные признаки федерального университета 22
Глава 2. Практические аспекты анализа влияния федеральных университетов на социально-экономическое положение регионов 27
2.1. Сравнительный анализ взаимодействий федеральных
университетов с регионами 27
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных
показателей деятельности федеральных университетов от показателей развития регионов 50
Глава 3. Возможности совершенствования систем взаимодействия федеральных университетов с регионами 84
3.1. Основные направления совершенствования систем взаимодействия
федеральных университетов с регионами 84
3.2. Мероприятия по совершенствованию систем взаимодействия
федеральных университетов с регионами 87
Заключение 92
Библиографический список 95
Приложение
Развитие информационных технологий, рост новых знаний, а также резкое сокращение времени между его получением и использованием заставляют предъявлять новые требования к личности специалиста и его профессиональной подготовке в последние десять лет. В связи с этим практически всеми развитыми странами мира прилагаются серьезные усилия, направленные на модернизацию своих систем образования, которые перестали удовлетворять как запросы граждан, так и общества в целом.
Россия не могла остаться в стороне от этой актуальной проблемы. О необходимости принятия экстренных мер в направлении модернизации отечественного образования Президент Российской Федерации В. В. Путин заговорил на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года. Наряду с другими вопросами, в своем выступлении он указал на необходимость создания механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. «Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Этой программой будут охвачены несколько десятков вузов и тысячи школ страны», - сказал В. В. Путин. Далее в своем выступлении Президент России указал на необходимость «решить вопрос о создании в 2006 - 2007 годах на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов в Южном и Сибирском федеральном округе. Надо существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечить ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры. Работа в российских университетах должна
быть привлекательной и для высококвалифицированных специалистов, в том числе для иностранных и, особенно для наших соотечественников, работающих сейчас за рубежом». Вскоре была разработана и принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и ряд других документов в этой сфере, благодаря которым было положено начало созданию крупнейшей сети федеральных университетов в России.
Цель работы - исследование роли федеральных университетов в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации.
В соответствии с целью был поставлен ряд задач, необходимых для ее достижения:
1) рассмотреть процесс создания сети федеральных университетов;
2) исследовать механизмы работы федеральных университетов, их цели, задачи и миссии;
3) сравнить степень взаимодействий федеральных университетов и регионов;
4) выявить связь основных показателей деятельности федеральных университетов от показателей развития регионов;
5) проанализировать проблемы, возникающие в ходе взаимодействия федерального университета с регионом;
6) составить перечень рекомендаций и мероприятий по решению проблем.
Объектами данной исследовательской работы являются федеральные университеты с соответствующими им регионами:
• Северо-Кавказский федеральный университет (Ставропольский край);
• Дальневосточный федеральный университет (Приморский край);
• Казанский (Приволжский) федеральный университет (Республика Татарстан);
• Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова (Республика Саха);
• Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Свердловская область).
Предметом выступает роль федеральных университетов в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации.
С момента создания федерального университета жизнь в регионе, в котором находится сам вуз, улучшилась. Этому свидетельствуют исследования таких отечественных ученых, как Аржанова И. В., Князев Е. А., Рожков Г. В., Мутовин С. И. и т.д., а также зарубежных исследователей - американские ученые Luc Anselin, Attila Varga и Zoltan Acs.
В своей статье Аржанова И. В. и Князев Е. А. рассматривают все стороны сложившейся сети федеральных университетов. Большое внимание уделяется трудностям, возникающим в ходе развития университетов, а также утверждают, что их потенциал еще не раскрыт до конца.
Рожков Г. В. и Мутовин С. И. в своей исследовательской работе уделяют внимание инновационному развитию, как одной из возможности для Российской Федерации занять лидирующую позицию в мировом экономическом пространстве. Исследователи считают, что этому могут способствовать федеральные университеты.
Luc Anselin, Attila Varga и Zoltan Acs влияние университетов на развитие региона рассматривают в контексте взаимодействия с научно-исследовательскими лабораториями, находящимися в данном регионе, малыми и средними предприятиями. Ими была изучена взаимозависимость между университетскими научными исследованиями и производимыми в регионах высокотехнологичными инновациями.
В ходе исследования было выявлено, что в основном уделяется внимание процессам становления федеральных университетов, а именно этапам создания федерального университета, вопросам организационного и правового характера, рассматривается видение авторов о том, что федеральные университеты являются новой возможностью для выхода России в лидеры на мировом пространстве. Однако недостаточно исследованными остаются вопросы взаимодействия регионов и вузов, а также не выявленными остаются трудности, возникающие в федеральных университетах после их окончательного становления. Следовательно, можно утверждать, что данная тема остается раскрытой лишь частично.
В настоящий момент имеется немало теоретических и методологических разработок об исследовании взаимодействии федерального вуза и региона, что также является актуальным. Помимо трудов отечественных ученых в работе были использованы Интернетресурсы, а именно: сайты федеральных университетов, регионов, научные электронные библиотеки «Киберленинка», eLIBRARY.RU, сайт Федеральной службы государственной статистики, нормативно - правовые акты - указы Президента РФ, Распоряжения Правительства РФ, Постановления Правительств регионов, также были рассмотрены Стратегии социально-экономического развития регионов, государственные программы.
В практической части работы применялись методы социально - экономического анализа - сравнительный анализ и корреляционно - регрессионный анализ. Сравнительный анализ был использован для исследования федеральных университетов, а корреляционно - регрессионный анализ позволил выявить зависимость между показателями развития региона и показателями университетов с целью исследования их взаимодействия.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений и занимает объем в ... страниц.
В первой главе изложены теоретические аспекты создания сети федеральных университетов.
Во второй главе в центре внимания стоит опыт взаимодействия федеральных университетов с регионами. Для его изучения был проведен сравнительный анализ пяти объектов с регионами, а также был проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных показателей деятельности федеральных университетов от показателей развития регионов.
В третьей главе описаны выявленные в ходе исследования проблемы взаимодействия федерального университета с регионом и рекомендации по их устранению.
В заключении изложены выводы по изученной нами проблеме.
Вопросы, касающиеся роли федеральных университетов в социально-экономическом положении регионов, сегодня являются движущей силой развития России и ее субъектов. Следовательно, данная область не может остаться не изученной.
В рамках данного исследования были затронуты как теоретические, так и практические аспекты взаимодействия федерального университета с регионом.
Был подробно рассмотрен процесс становления сети федеральных университетов, который состоял из пяти основных этапов. Каждый этап описывал создание того или иного федерального университета, а также принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, а также всю систему высшего образования в целом.
Также были затронуты и другие аспекты, касающиеся деятельности самого федерального университета, а именно: были рассмотрены модели создания федеральных университетов - создание федеральных университетов в субъектах РФ, создание федеральных университетов в интересах развития наиболее перспективных отраслей отечественной экономики, создание исследовательских федеральных университетов путем интеграции учреждений академической науки и образования, а также было выявлено, что существует комплекс внутрисистемных и внесистемных факторов, оказывающих на них воздействие.
Следует отметить, что любой из федеральных вузов реализует свою деятельность, основываясь на программе развития, в которой указаны цели, задачи, миссия федерального университета, процесс создания, формы государственной поддержки, а также внешний мониторинг. Любой из федеральных университетов реализует свою деятельность, основываясь на принципах.
Было разработано шесть основных групп показателей для оценки федерального университета, описывающих конкурентоспособный на международном рынке уровень образовательного процесса, результативность вклада в кадровое обеспечение программ социально-экономического развития, конкурентоспособный на международном рынке уровень исследовательских и технологических работ, результативность вклада исследовательских и технологических работ в обеспечение социально-экономического развития территорий и регионов федерального округа, международное и национальное признание.
Согласно концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, федеральный университет определяется как автономное учреждение, осуществляющее образовательную, научную и инновационную деятельность по широкому спектру направлений с целью интегрированного кадрового и научного обеспечения масштабных проектов и программ федерального и/или регионального уровня.
Приоритетом деятельности любого федерального университета является подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров и разработка научно-технических решений для инновационного развития регионов и страны, реализации ее геополитических интересов. Кроме того, были выделены важные отличительные признаками федерального университета.
Стратегической миссией федерального университета является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Было отмечено, что реализуя данную миссию, федеральный университет способствует дополнительному развитию региона.
В рамках исследования практического аспекта темы был проведен сравнительный анализ моделей взаимодействия федеральных университетов с регионами. Был подробно описан опыт их взаимодействия и какую роль
сыграл вуз в развитии региона, а также, какие возможности предоставил
регион вузу для его успешного функционирования. Анализ показал заметные достижения университетов в реализации основных направлений развития регионов.
Для более детального исследования роли федерального университета в социально-экономическом развитии региона был проведен корреляционно - регрессионный анализ зависимости основных показателей развития региона от показателей деятельности федеральных университетов, который показал, что зависимость между данными показателями имеется.
Несмотря на то, что вуз и регион активно сотрудничают, был выявлен ряд проблем, которые оказывают влияние на их эффективное взаимодействие, а именно: нехватка финансовых ресурсов, утечка кадров из региона, подготовленных федеральными университетами, проблемы, связанные с внедрением разработанных инновационных технологий, а также прорехи в области законодательства и нехватка действенных механизмов. Не полностью сформированная система институтов или направлений в университете, общая система ценностей и норм, культура, а также некоторое ухудшение показателей результативности в ходе деятельности университетов также оказывают влияние на развитие региона, так как являются определенным тормозом взаимодействия. Проблемы, которые были определены в ходе исследования, свойственны всем университетам и регионам.
Также был определен комплекс мероприятий для каждого региона, который должен способствовать решению выявленных проблем.
Таким образом, федеральный университет в развитии региона играет немаловажную роль. Свою деятельность осуществляет с учетом особенностей региона, его основных экономических и социальных направлений, которые находят отражение в программе развития университета. Благодаря научным исследованиям, международной деятельности и прочим, университет способствует не только своей узнаваемости, а также повышению конкурентоспособности региона.
1. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://univer.academy.ru/Documents/Концепция%20создания%20и%20госп оддержки%20развития%20ФУ^£ свободный. - (дата обращения: 17.04.2017) ;
2. Приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы
по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29 сентября 2009 г. № АФ-33/03пр о принятии Концепции создания и
государственной поддержки развития федеральных университетов;
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах" [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://base.garant.ru/193234/, свободный. - (дата обращения: 13.04.2017);
4. Указ Президента РФ от 21.10.2009 N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах" [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=46498 8#0, свободный. - (дата обращения: 13.04.2017);
5. Указ Президента РФ от 18.07.2011 N 958 "О создании Северо-Кавказского
федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе" [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=50977 1#0, свободный. - (дата обращения: 13.04.2017);
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2012 N 226-р «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-
Кавказский федеральный университет" путем изменения типа существующего Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет"
[Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=525703 &dst=100001/#0, свободный. - (дата обращения: 13.04.2017);
7. Программа развития федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012 - 2021 годы [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.ncfu.ru/uploads/doc/razvitie.pdf, свободный. - (дата обращения:
14.04.2017) ;
8. Программа развития федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» на 2010 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://strategy.urfu.ru/fileadmin/user_upload/Strategy/ProgRazv/URFU/Progra mma_razvitija.pdf, свободный. - (дата обращения: 14.04.2017);
9. Программа развития федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» на 2010 - 2019 годы [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902239693, свободный. - (дата обращения:
14.04.2017) ;
10. Программа развития федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» на 2010 - 2019 годы [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902256883, свободный. - (дата обращения:
14.04.2017) ;
11. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" на 2010 - 2019 годы [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902235038, свободный. - (дата обращения:
14.04.2017) ;
12. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до
2020 года и на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423836642, свободный. - (дата
обращения: 14.04.2017);
13. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до
2025 года [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.primorsky.ru/authorities/executiveagencies/departments/economics /development/strategy/pk-25.php, свободный. - (дата обращения:
14.04.2017) ;
14. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до
2030 года [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http: //chistopol.tatarstan.ru/rus/file/Presentation_T atarstan-2030.pdf, свободный. - (дата обращения: 14.04.2017);
15. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха
(Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года [Электронный ресурс]. - режим доступа:
https://mineconomic.sakha.gov.ru/Strategiya-2030, свободный. - (дата обращения: 14.04.2017);
16. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://strategy2030.midural.ru/sites/default/files/files/Стратегия%202030_1.pd f, свободный. - (дата обращения: 14.04.2017);
17. Информация для ведения мониторинга социально-экономического
положения субъектов Российской Федерации 2016 [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati ons/catalog/doc_1246601078438, свободный. - (дата обращения:
16.04.2017) ;
18. Основные показатели социально-экономического положения регионов
Российской Федерации и исполнение бюджетов 2016 [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/free/B02_83/IssWWW.exe/Stg/d060/4.doc, свободный. - (дата обращения: 16.04.2017);
19. Отчет Центра интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. -
режим доступа: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-
struktura/vspomogatelnye-
podrazdeleniya/aic/intellect/otchet_CIS/Otchet_CIS2016.php, свободный. - (дата обращения: 16.04.2017);
20. Отчет ректора 2012-2016 [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.ncfu.ru/, свободный. - (дата обращения: 10.04.2017);
21. Отчеты о результатах самообследования [Электронный ресурс]. - режим
доступа: https://www.dvfu.ru/about/information-about-educational-
organization/documents.php, свободный. - (дата обращения: 10.04.2017);
22. Отчеты о самообследовании [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://urfu.ru/ru/about/documents/, свободный. - (дата обращения:
10.04.2017) ;
23. Регионы России 2015 [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http: //www.gks .ru/bgd/regl/B15_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-02.doc, свободный. - (дата обращения: 16.04.2017);
24. Регионы России 2016 [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati ons/catalog/doc_1138623506156, свободный. - (дата обращения: 16.04.2017) ;
25. Сведения о финансовой, научной деятельности, сотрудниках ППС, научных работников и обучающихся [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://kpfu.ru/sveden/cifry-i-fakty, свободный. - (дата обращения:
10.04.2017) ;
26. Д. Медведев выступает против увеличения количества федеральных
университетов в России [Электронный ресурс] // Медиахолдинг РБК. - режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130214115509.shtml,
свободный. - (дата обращения: 08.04.2017);
27. Аржанова И. В., Князей Е. А. Создание федеральных университетов - концепция и реальность // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 5. - С. 229-234.;
28. Бухарев В. М., Щелкунов М. Д. Федеральные университеты: диалектика становления // Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - №2. - С. 242-246.;
29. Волкова Т. И., Л.В. Заварыкина, П.П. Иванов, И.В. Лазутина, Н.А.
Медушевский, В.А. Нагорнов, О.В. Перфильева, В.М. Саввинов, В.Н. Стрекаловский. Перспективы продвижения Северо
Восточного федерального университета им.М.К.Аммосова с учетом задачи возможностей социально
экономического развития территории ДВФО // Проблемы современной экономики. - 2011. - С. 23-30;
30. В Крыму появится федеральный университет [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/368401, свободный. - (дата обращения: 18.04. 2017);
31. Ведущие мировые эксперты обсуждают в КФУ актуальные вопросы подготовки учителей [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://kpfu.ru/pedagogicheskij-forum-300281.html, свободный. - (дата обращения: 14.04.2017);
32. Визит в Китай, федеральный университет в Томске, арест крупного
чиновника - Виктор Кресс рассказал сразу о многом [Электронный ресурс] // РИА-Сибирь. - режим доступа: http://www.ria-
sibir.ru/viewnews/27602.html?cdate=2009-10-23, свободный. - (дата обращения: 15.04. 2017);
33. Изместьев Д. В., Антонова А. С. Проект «Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов» // Университетское управление [Текст]. - 2008. №5. - С. 12-16.;
34. Интервью: Создание федеральных университетов: законодательный
аспект [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.garant.ru/interview/10230/, свободный. - (дата обращения:
16.04.2017) ;
35. Левитская А. А. Северо-Кавказский федеральный университет [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://sockart.ru/nonprofit_organizations/best_regional_practices/1721439/, свободный. - (дата обращения: 16.04.2017).
36. Модели стратегического взаимодействия федеральных университетов и региона//Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов [Текст]. - М.: НОУ УЦ «Сетевая Академия ЛАНИТ», 2008. - 102с.;
37. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4 (30). С. 60-87.;
38. Опыт создания ЮФУ [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //univer.academy .ги/ОоситеПд/Опыт%20создания%20ЮФУ^£, свободный. - (дата обращения: 17.04.2017);
39. Опорные университеты России [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://flagshipuniversity.ntf.ru/project, свободный. - (дата обращения: 16.04.2017) ;
40. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1 (31). С. 133-144.;
41. Перфильева О. В. Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика [Текст]. - 2010. - С. 11-20.;
42. Перфильева О. В. Формируя партнерство с бизнесом: достижения и
проблемы федеральных университетов на современном этапе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика [Текст]. - 2011. - С. 189-202.;
43. Проект создания федерального университета на базе нескольких вузов в Самарской области не будет реализован [Электронный ресурс] // Независимое информационное агентство «Самара» - режим доступа: http://niasam.ru/Obrazovanie/Proekt-sozdaniya-federalnogouniversiteta-na- baze-neskolkih-vuzov-v-Samarskoj oblasti-ne-budet-realizovan19485.html, свободный. - (дата обращения: 18.04.2017);
44. Рожков Г. В., Мутовин С. И. Федеральные университеты - новые зоны роста инновационной экономики // Транспортное дело России. - 2009. - С. 65-67.;
45. Федеральные университеты [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://univer.ntf.ru/p59aa1.html, свободный. - (дата обращения: 16.04.2017).