Введение 3
Глава I. Территория проживания мордвы и топонимика .
1.1. Мордовская топонимия на территории Чувашии 13
1.2. История образования мордовских деревень 16
1.3. История мордовских поселений в XX в 24
Глава II. Динамика численности и расселение мордвы на территории
Чувашской Республики
2.1. Динамика численности населения 37
2.2. Динамика расселения 47
Глава III. Мордовская культура на территории Чувашии
3.1. Сельское поселение и жилище мордвы 56
3.2. Одежда и украшения 61
3.3. Система питания 70
3.4. Народные праздники. Фольклорное движение 74
Заключение 87
Список источников и литературы 91
Приложения
Мордва занимает седьмое место по численности среди других народов России, после русских, татар, украинцев, чувашей, башкир и белорусов. Расселена мордва небольшими группами на огромной территории страны - от Калининградской области до Дальнего Востока. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность мордвы составляла 744237 чел., эрзян - 57008 чел., мокши - 2629 чел.
Мордва - крупнейший финноязычный этнос российской Федерации и один из крупнейших этносов Поволжья отличается дисперсным характером своего расселения: мордовские селения расположены в широкой полосе, простирающейся от долины реки Оки в ее среднем и нижнем течении на западе, до Южного Урала на востоке и - более редко ~ далее на юге Сибири, не говоря уже о группах мордвы, осевших в крупных городах и промышленных районах страны. Мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши. В последнее десятилетие проведена большая работа по изучению мордовского этноса в разных регионах России. Изучение мордвы, проживающей в Чувашии, носит фрагментарный характер. В этом мы видим актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучение мордвы имеет длинную историю. Самые ранние сведения содержатся в опубликованных материалах участников Академических экспедиций, путешественников XVIII в. И.Г. Георги, И.И. Лепехина, П.С. Палласа. Это дало им возможность собрать уникальный материал по истории, этнографии, культуре и быту мордвы.
П.С. Палласом были предприняты первые попытки изучения вопросов происхождения, расселения, особенностей материальной н духовной культуры, формы проявления межэтнических контактов и взаимовлияний мордвы.
В центре внимания научных интересов адъюнкта И.И. Лепехина стояли вопросы взаимодействия культур и народов. Так, он отметил бытование дохристианских обрядов в традиционном быту мордвы, к числу которых относят обычаи обручения малолетних, многоженства и т.п. Большое внимание автор уделил национальной одежде, подчеркнул любовь мордовок к украшениям.
Религиозные верования поволжских народов весьма полно были проанализированы участником академической экспедиции И.Г. Георги. Он сделал попытку дать антропологическую характеристику мордвы, определить важнейшие компоненты материальной и духовной культуры".
В ходе изучения мордвы на территории Чувашской Республики были рассмотрены работы ведущих исследователей. Детальный анализ динамики расселения мордвы по основным регионам дан В.И. Козловым. Им проведено обобщение ранее изданных работ по данной проблеме, собран дополнительный этностатистический материал.
Первые сведения о мордве, проживающей на территории Чувашии мы находим в трудах историка середины XIX в. С.М. Михайлова. Исследователь отмечает существование мордовской топонимики среди верховых чувашей, о Козьмодемьянских купцах-отходниках, которые в результате трудовой деятельности, находясь в иноязычной обстановке хорошо понимают и говорят по-татарски и по-мордовски лучше, чем по-русски. В работе П.А. Сидорова «Численность, состав и динамика населения Чувашии в конце XVIII - первой половине XIX вв.» предпринята попытка исчисления численности, определения социального и национального состава населения Чувашии конца XVIII - первой половины XIX вв. (в границах современной территории Чувашской АССР). При характеристике динамики населения, кроме основных материалов, какими были результаты V и X ревизий (переписей) населения, привлечены поуездные итоги IV, V, VI, VII, VIII и IX ревизий . Продолжением данной статьи стала следующая работа «Численность, состав и динамика населения Чувашии в капиталистический период», где есть сравнительно точное исчисление численности населения во второй половине XIX в. и определение других демографических показателей. Исчисление численности было предпринято дважды: первый раз во время X ревизии в 1859 г. и во второй раз в 1897 г. во время всероссийской переписи населения. Перепись 1897 г. была первой в России всеобщей переписью, охватывавшей все категории населения. Перепись 1897 г. группировала население по сословиям.
В статье В.Д. Димитриева «Чувашия в конце XVTII - начале XIX веков» ученый описал дачи генерального межевания, относящихся к Чувашии, с привлечением поуездных кратких табелей, генеральных планов и геометрических атласов, а также некоторых других материалов . В статье ученого мы обнаружили численность мордвы по V (1796 г.) и X (1858 г.) ревизиям.
В работе Н.И. Черапкина «В братском содружестве (заметки о связях чувашской, мордовской и марийской литератур)» речь идет о непосредственных, сложившихся и оформившихся в течение длительного времени связях между литературами чувашского, мордовского и марийского народов. Эти поволжские народы исстари веков живут в дружбе между собой, как мирные соседи. Между ними складывались близкие отношения, не только этнические, но и генетические .
В книге В.П. Иванова «Этническая карта Чувашии» сделана первая попытка дать общую этностатистнческую характеристику многонационального населения Чувашии. На основе данных переписей, исторических сведений и опубликованных архивных материалов, а также результатов массовых этносоциологических исследований последних лет рассматриваются особенности расселения, динамика численности и характер современного межэтнического взаимодействия чувашей, русских, татар, мордвы и других этнических групп, проживающих на территории Чувашской Республики . В.П. Иванов в своих статьях проводит сравнительный анализ статистики по численности населения, географии расселения народов.
В книге руководителя национально-культурного центра мордвы на территории нашей республики П.П. Седойкина много цифровых данных, в частности, приведены таблицы, в которых помещены статистические данные о численности не только мордовского, но и всего населения (в разрезе по национальностям), проживающего в Чувашии в 1925 г. до нового районирования, а также численности мордвы по данным переписи населения 1989 г . Книга написана на основе фактических данных этнокультурного паспорта мордовской диаспоры Чувашской Республики составленного Министерством культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Республиканским научно-методическим центром народного творчества. Однако автор не ограничился «сухим» изложением официальных данных. По многим позициям даны необходимые пояснительные сопровождения, личные оценки тех или иных вопросов. В работе автор использовал многие источники: опубликованные ранее труды историков, ученых, среди которых академик А.А. Трофимов, историк В. Логинова, В.С. Брыжинский, Е.В. Четвергов. В книгу включен большой раздел по истории Мордовской Республики, а также содержатся сведения о структуре организации народного хозяйства Порецкого района и Напольном.
В последние десятилетия в НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия уделяется большое внимание изучению мордвы, проживающей в различных регионах России. С этой целью сотрудниками научно-исследовательского института проводятся экспедиции, в том числе и в Чувашии (например, в Алатырский, Порецкий, Ибресинский районы в 2000 г. под руководством д.и.н., профессора Л.И. Никонова). С.Г. Моторкина проводит большую работу по изучению морфологических говоров морды в Чувашском Присурье.
В энциклопедии «Народы России» дается широкая картина культурного многообразия российских народов, формировавшихся многие столетия под влиянием различных факторов. Энциклопедия содержит сведения около 140 народах, населяющих Россию. В энциклопедии рассматривается происхождение народов, история и специфика их расселения на территории Российской Федерации, социально-экономическое и этническое развитии народов, традиционная культура и быт, обязательные сведения о территориальном расселении народов, их численности, языке, письменности и конфессионально-религиозной принадлежности.
Исследователи, изучающие мордву, проживающую в различных регионах России, отмечают уменьшение численности этноса. Для детального изучения ими извлекаются материалы по бракам, рождаемости и смертности. Основную причину видят в увеличении межнациональных браков.
В работе привлечены археологические материалы. Они помогли при изучении расселения мордвы. Викторин В.Н. в своих тезисах рассматривает освоение мордвой (мокша) и чувашами низовьев Волги и севера Прикаспия в середине XVIII-XIX вв.
Целью данной исследовательской работы является изучение численности, расселения, этнической истории мордвы на территории Чувашской Республики. В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть мордовскую топонимию на территории Чувашии;
- рассмотреть историю образования мордовских деревень;
- рассмотреть этнические процессы в мордовских селах;
- проследить этнодемографические изменения;
- рассмотреть сельское поселение и жилище мордвы;
- рассмотреть особенности национальной одежды, традиционной системы питания;
-проанализировать современные этнодемографические и этнокультурные процессы.
Объектом исследования является мордва, проживающая на территории Чувашской Республики.
Предметом исследования является мордовская топонимия, история образования мордовских деревень, динамика численности и расселения мордвы, мордовская культура на территории Чувашии.
Источниковая база исследования. Источниковую базу можно условно разделить на два блока - неопубликованные и опубликованные источники.
Большую помощь в изучении населенных пунктов, где проживают чуваши нашли в справочнике «Населенные пункты Чувашской АССР», который информирует о названиях, категории и составе населенных пунктов и административных единиц, а также об их изменениях.
В процессе подготовки дипломной работы были использованы печатные СМИ: периодические публикации в газете «Советская Чувашия». Наиболее информативной стала статья Е. Зайцевой «Особенности национального воспитания» , посвященная жителям с. Трехбалтаево Шемуршинского района.
Источниками стали электронные СМИ. В электронном журнале «Финно-угорский мир» освещены значимые события, посвященные мордве в Чувашской Республике. Статья Т.В. Юстус посвящена работе Центра мордовской культуры в Чувашии . В статье О.В. Абрамовой «Расселение и динамика численности мордовского этноса в конце XX - начале XXI в.» есть информация о динамике численности мордвы в XX - XXI вв.
Некоторые данные находят отражение только в этих источниках, что обеспечивает им уникальную информационную ценность.
Следующую группу электронных источников составили данные с официальных сайтов органов региональной власти Республики Мордовия и Чувашской Республики. Фактическая информация собрана с сайтов поселений Чувашской Республики где проживают представители мордовского этноса.
Процессы многовековых взаимосвязей народов, живущих по соседству, представляют большой научный и практический интерес и находятся в поле зрения разных научных дисциплин. Большую помощь оказали материалы конференций «Чуваши и их соседи: этнокультурный диалог в пространственно-временном континууме», которая была задумана с целью актуализации исследований по проблемам этнокультурного диалога народов. Внимание акцентировалось на особенностях межэтнического взаимодействия чувашей и их соседей - финно-угорских, тюркских народов и русских. В работе конференции приняли участие исследователи из республик Поволжья - Чувашии, Мордовии, Марий Эл, Башкортостана, также из Казахстана.
Кроме того, использованы материалы Переписи населения в РСФСР в 1989 г. и Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. Для нашего исследования представляет интерес том 4 «Национальный состав и владение языками, гражданство» за 2002 и 2010 гг. Статистические данные дают полезную информацию. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. содержат данные о численности городского и сельского населения, мужчин и женщин по национальности и владению языками; приводится характеристика населения отдельных национальностей по возрастным группам, состоянию в браке, уровню образования, источникам средств к существованию, дается распределение населения по гражданству и возрастным группам . В переписи 2010 г. приводятся данные о численности городского и сельского населения, возрастно-половом составе, состоянии в браке, образовании; сведения о национальной принадлежности, владении языками, гражданстве; данные о числе и составе домохозяйств, рождаемости, жилищных условиях, об источниках средств к существованию, а также о продолжительности проживания в месте постоянного жительства.
В дипломной работе Ю.Н. Савельева «Этно-бытовая характеристика села Трехбалтаево Шемуршинского района Чувашской Республики» есть информация об истории образования села Трехбалтаево, отдельная глава посвящена современному состоянию села.
С целью уточнения особенностей культуры и быта мордвы было проведено интервьюирование в с. Напольное. Результаты интервью представлены в Приложении № 3.
В работе использовались следующие методы:
- сравнительно-исторический, позволяющий раскрыть процесс расселения мордвы в Чувашской Республике, отметить ее этнокультурные связи с другими народами, проследить этапы эволюции;
- структурно-функциональный метод, который дает возможность проследить исторические напластования в этнических представлениях, определить их место и значение в общественной жизни;
- для изучения современного состояния материальной и духовной культуры мордвы, этнической идентичности был применен метод полевой этнографии: непосредственного наблюдения и опроса, которые помогут реконструировать уже несуществующие архаичные элементы религиозных верований и обрядовой культуры мордвы, осветить их функционирование в прошлом и показать их современное состояние.
Из новых подходов для данной работы следует выделить социокультурный. Его значение особенно велико для реконструкции традиционных норм общественного сознания, характерных для разных этапов исторического развития. Нами применялись: принцип историзма, который предполагает изучение всякого явления в его генезисе и динамике, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности; принцип объективности, предполагающий всесторонний охват изучаемого явления, с целью выявления его сущности и применение всей совокупности различных методов для получения из исторических источников обширной информации. Также был применен этнографический метод (наблюдение, историко-архивные изыскания, социологический анализ, полевые исследования).
Кроме того, в ходе исследования были использованы общенаучные методы: анализа, синтеза, обобщения, позволяющие выявить общее и особенное в традиционной культуре, современном состоянии мордвы.
Структура работы построена в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Она состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов заключения и списка использованных источников.
Чувашская Республика - это родина не только для родившихся здесь чувашей, русских, татар, мордвы и представителей других национальностей, ее считают «второй родиной» и чуваши, родившиеся и живущие за ее пределами. Республика представляет собой в определенной мере форму осознания всеми чувашами самостоятельности и самоценности своей истории, культуры и языка, реализации права на свободное саморазвитие и государственную поддержку.
Практически представителей мордовской национальностей можно встретить в большинстве республик и областей России. Этому способствовали складывающиеся жизненные обстоятельства. Таким образом, мордовский народ на сегодня оказался сильно разобщенным, что отрицательно сказывается на его языке, культуре, традициях, обычаях. И еще по этому нация теряет свое лицо, самобытность, утрачивает свой родной язык, так как фактически мордва растворились в массе других народов - русских, чуваш и т.д.
Но в республике имеется несколько сел, мордва в которых проживает компактно - это такие селения, как Сыреси, Рындино Порецкого района, Алтьтшево, Атрать Алатырского района, Малые Кармалы Ибресенского района, село Трехбалтаево Шемуршинского района. С. Напольное среди них самое крупное.
Наиболее активные представители мордовского народа, как показали результаты интервью, обеспокоены будущим: не грозит ли мордовскому народу полное исчезновение. Такая угроза несомненно есть и поэтому ныне ставится задача прежде всего бережного сохранения родного языка, обычаев, традиции мордовской нации, помочь мордвам уважать себя, быть равными среди других народов. Сохранить самобытность мордовского народа призван Центр Мордовской культуры.
На языке эрзи официальная документация, теле-радиовещание не ведутся, газеты, журналы и литературные произведения не издаются на территории Чувашской Республики. Родной язык в основном используется в бытовой сфере. Общеизвестно, что незнание родного языка, отсутствие общения на нем ведут к постепенному исчезновению важных элементов народной культуры.
В селах компактным проживанием мордвы по заказу МКЦ из Мордовии организовано распространение мордовских республиканских газет «Эрзянь мастор», «Эрзянь правда», детского журнала «Челисима», «Теште». Все издания имеются в сельских библиотеках. Проводятся встречи со студентами и преподавателями Мордовского Государственного университета им. Н.П. Огарева. Вместе с тем, в местах компактного проживания мордовской диаспоры нет ни начальных, ни среднеобразовательных школ, не говоря о высших и средних специальных учебных заведениях с преподаванием на родном языке. С 1994-95 учебного года лишь в нескольких школах ведется преподавание мордовского языка как учебного предмета. В высших учебных заведениях Республики факультативов с преподаванием мордовского языка как предмета нет. К сожалению, недостаточно методических пособий и программ. По заказам школ они поступают из Министерства образования Мордовской Республики.
Традиционная одежда мордвы является одним из устойчивых элементов материальной культуры. Она сохраняла традиционные способы изготовления и ношения национального костюма, который имел два направления: мокши и эрзи. Наиболее полно он проявлялся в комплексе праздничной одежды, что связано с бытованием народных праздников и обрядов. В то же время происходило заимствование отдельных элементов от русского и чувашского костюмов, которые нашли отражение в покрое и оформлении элементов мужского и женского костюмов. Под влиянием русской культуры в одежде распространилась вышивка крестом, складывалась ее цветовая гамма. Тем не менее, необходимо отметить большую устойчивость типов и сохранение традиций в национальном костюме мордвы по сравнению с другими народами.
Мордва вплоть до конца XIX в. сохраняла традиционные черты культуры питания, выработанные в течение столетий. Они проявлялись в наборе и технологии приготовления пищи, в этикете питания. В тоже время иноэтничная среда оказала определенное влияние на рацион питания мордвы. В частности, от чувашей были заимствованы разные виды выпечки, от русских - рассольник, тонкие блинчики с различной начинкой, квас, который готовили своим способом. Пищевой рацион пополнился новыми продуктами и блюдами. Основу повседневных и обрядовых блюд составляли крупы, хлеб, изделия, выпеченные из теста. В советский период пища мордвы существенно изменилась и обогатилась, что было обусловлено расширением структуры полевых, огородных и садовых культур, развитием сети предприятий торговли и общественного питания, тесной связью города и села, урбанизацией образа жизни сельчан и др. В настоящее время пища мордвы фактически не отличается от пищи других народов, что обусловлено развитием сети предприятий торговли и общественного питания, тесной связью города и села, урбанизацией образа жизни сельчан и др. Определенная этническая специфика сохраняется лишь в приготовлении праздничных блюд и напитков во время проведения фольклорных праздников, фестивалей, праздников села.
Во второй половине XX в. происходят изменения в праздниках и обрядах, что с неизбежностью привело к общероссийской культуре. Были утрачены многие этнические черты, исчезли целые комплексы этнокультуры. Однако отдельные элементы народных праздников, игр, забав не исчезли и продолжают оказывать влияние на мировоззрение мордвы, празднично-обрядовую культуру* Они органично вошли в практику проведения праздников села, проводов зимы и т. п.
1. Статистический ежегодник Чувашской Республики 2013: Стат. сб. / Чувашстат. - Чебоксары, 2013. - 442 с.
2. Национальный состав населения Чувашской Республики по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года. Стат. Сборник Чувашстат. - Чебоксары, 2005 - 96 с.
3. Все о Мордовии: энциклопедический справочник / А. И. Сухарев [и др.]. - Саранск, 2005. - 621с.
4. Народы России. Энциклопедия / В. А. Тишков [и др.] - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.
5. Мордовия. Энциклопедия. Т.2. М-Я. / А. И. Сухарев [и др.] - Саранск, 2003. - 699 с.
6. Краткая чувашская энциклопедия / А. А. Трофимов [и др.]. - Чебоксары, 2001. - 542 с.
7. Чувашская энциклопедия. Т 1. А-Е / В. С. Григорьев [и др.]. - Чебоксары, 2006. - 590 с.
8. Зайцева Е. Особенности национального воспитания // Советская Чувашия. -2014.-29 октября.
9. Савельев Ю.Н. Этно-бьттовая характеристика села Трехбалтаево Шемуршинского района Чувашской Республики // Дипломная работа. - Чебоксары, 2005.
Литература:
1. Викторин В.М. Мордва (мокша) и чуваши в поэтапном освоении низовьев Волги и севера Прикаспия (середина XVIII - ХГХвв.) // VII Конгресс этнографов и антропологов России. - Саранск, 2007. - 140 с.
2. Волкова М.С. Демографическая ситуация в мордовской диаспоре Поволжья на рубеже XX-XXI вв. // VII Конгресс этнографов и антропологов России. - Саранск, 2007. - С. 140-141.
3. Воронина Р.Ф. Нижнесурская мордва IV—VIII вв. (по материалам Иваньковского могильника раскопок 2-го чувашского отряда Чебоксарской экспедиции 1968-1972 гг.) // Пензенский археологический сборник. Международный сборник научных трудов. Вып. 1. - Пенза: ГУМНИЦ,
2007. -С. 154-165.
4. Димитриев В.Д. К вопросу о сложных общинах в Чувашии // Ученые записки ЧНИИ. Вопросы экономики и истории Чувашской АССР. Вып. 23. - Чебоксары, 1963. - С. 196-228.
5. Димитриев В.Д. Из истории городов Чувашии второй половины XVI - начала XVII веков // Ученые записки ЧНИИ. Вопросы истории Чувашии. Вып. 29. — Чебоксары, 1965. - С. 135.
6. Димитриев В.Д. Чувашия в конце XVIИ - начале XIX веков // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 31. - Чебоксары, 1966. - С. 64-137.
7. Иванова В.О. О Порецком и поречанах. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991. - С. 85.
8. Иванов В.П. Этническая карта Чувашии. - Чебоксары: Руссика, 1997.- 179 с.
9. Иванов В.П. Из истории формирования на территории Чувашии полиэтнического населения // Проблемы этнографии чувашского народа. - Чебоксары, 2012.-С. 105-116.
Ю.Иванов В.П. Этническая история чувашей. - Чебоксары: Руссика, 1992.- 187 с.
11. Иванов В.П., Матвеев Г.Б. Этнокультурный портрет Чувашской Республики: историко-этнографические очерки. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2015. - 199 с.
12. Кузнецов И.Д. К вопросу об изучении исторического опыта перехода народов Поволжья к социализму // Ученые записки ЧНИИ. Вопросы истории Чувашии. Вып. 29. - Чебоксары, 1965. - С. 127-134.
13. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов, - Чебоксары, 1972. - 436 с.
14. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. — Саранск, 1984. - 396 с.
15. Михайлов С.М. Собрание сочинений. - Чебоксары: Чув. кн. изд- во, 2004. - 510 с.
16. Моторкина С.Г. Морфологические особенности говоров Чувашского Присурья // VII Конгресс этнографов и антропологов России. - Саранск, 2007. - С. 87.
17. Нестеров В.А. Над картой Чувашии. - Чебоксары, 1971. - 258 с.
18. Нестеров, В.А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917-1918 годы. Справочник об административно-территориальном делении. - Чебоксары, 1981. - 352 с.
19. Николаев Г. А. Сельское народонаселение Казанской и Симбирской губерний в конце XIX - начале XX веков // Состав и положение населения Чувашии в XVIII - начале XX веков. - Чебоксары,
1990. -С. 246.
20. Пименов В.В. Урало-Поволжская историко-этнографическая область // Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье. - Чебоксары,
1991. -С. 279.
21. Седойкин П.П. Возрождение. - Напольное: Мордовский
культурный центр Чувашской Республики, 1992. - 86 с.
22. Седойкин П.П. Повествование о мордовском народе. — Напольное: Мордовский культурный центр Чувашской Республики, 1995. - 72 с.
23. Седойкин П.П. Мордва в Чувашской Республике. -Напольное: Мордовский культурный центр Чувашской Республики, 1998. — 36 с.
24. Сидоров П.А. Население Чувашии за сорок лет социалистической автономии. - Чебоксары, 1957. - 143 с.
25. Сидоров П.А. Численность, состав и динамика населения Чувашии в конце XVIII - первой половине XIX вв. // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 21. -Чебоксары, 1962.-С. 100-127.
26. Сидоров П.А. Сравнительная характеристика грамотности чувашского населения по данным переписей 1897 и 1926 гг. // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 22. - Чебоксары, 1963. — С. 137-158.
27. Сидоров П.А. Численность, состав и динамика населения Чувашии в капиталистический период // Ученые записки ЧНИИ. Вопросы экономики и истории Чувашской АССР. Вып. 23. - Чебоксары, 1963. - С. 229-247.
28. Сидоров К.К. Динамика возрастно-полового состава населения Чувашской АССР // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 40. - Чебоксары, 1970. - С. 161-176.
29. Федулов М.И. Средневековые памятники Чувашского Присурья // Научно-педагогическое наследие В.Ф. Каховского и проблемы истории и археологи. Книга 2. - Чебоксары: ЧГИГН, 2009. - С. 104-114;
30. Федулов М.И., Иванов В.П., Денисов П.В. Особенности погребального обряда нижнесурских могильников чувашей // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - Чебоксары, 2012. - № 2. - -С. 103-107;
31. Черапкин Н.И. В братском содружестве // Ученые записки ЧНИИ. Вопросы чувашской литературы и языка. Вып. 32. — Чебоксары, 1967. — С. 25-38.
32. Этнические процессы в современном мире. - М., 1987. - 343 с.
Интернет-источники:
1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: www.gks.ru (дата обращения 23.06.2015).
2. Напольновское сельское поселение Порецкого района. URL:
http://gov.cap.ru/SiteMap. aspx?gov_id=439&id=167576. (дата обращения
08.06.2015) .
3. Рындинское сельское поселение Порецкого района. URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=443&id=l 539568. (дата обращения
08.06.2015) .
4. Сыресинское сельское поселение Порецкого района. URL:
http://gov. cap.ru/SiteMap. aspx?gov_id=446&id=166259. (дата обращения 08.06.2015) .
5. Алтышевское сельское поселение Алатырского района. URL:
http://gov. cap.ru/SiteMap. aspx?gov_id=264&id=l 59695. (дата обращения 08.06.2015) .
6. Атратское сельское поселение Алатырского района. URL:
http://gov. cap.ru/SiteMap. aspx?gov_id=265&id=l 59907. (дата обращения
08.06.2015) .
7.Официальный сайт администрации Порецкого района Чувашской Республики. URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=72&id=109171.
(дата обращения 16.06.2015).
8. Деятельность Центра мордовской культуры Чувашской Республики по сохранению и развитию этнокультурных традиций. URL: http://csfu.mrsu.rU/arh/2010/l/68-69.pdf. (дата обращения 16.06.2015).
9. Расселение и динамика численности мордовского этноса в конце XX
- начале XXI в. URL: http://csfu.mrsu.rU/arh/2014/l/56-61.pdf. (дата
обращения 12.06.2015).
Ю.Мордва в России. URL: http://www.mordvalOOO.ru/mordva-v-
mire/58-mordva-v-rossii.html. (дата обращения 12.07.2015).
11.Чувашская Республика. URL: http://www.idelion.ru/ethnos/chuvashes/ history/71 -chuvashskaya-respublika-ch-vash-respubliki. (дата обращения
16.06.2015) .
12.Чувашский народный сайт. Социолингвистическая характеристика чувашеговорящей мордвы. URL: http://www.ru.chuvash.org. (дата обращения
20.06.2015) .
13. Национальный состав Чувашии: итоги переписи-2010. URL: http://newsl6.ru/275952 (дата обращения 24.06.2015).