Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие самооценки у дошкольников в процессе самообразования

Работа №52334

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы46
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Золотая Рыбка» города Ноябрьск. Возраст детей: старшая группа. Количество детей: 16 человек.
Есть приложения (методики исследования и результаты в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития самооценки у дошкольников 5
1.1 Особенности процесса развития у дошкольников 5
1.2 Способы средства развития самооценки дошкольников 9
Выводы по первой главе 14
Глава 2 Эмпирическое исследование процесса развития самооценки у детей дошкольного возраста в процессе самообразования 15
2.1 Диагностика процесса развития самооценки у дошкольников в процессе самообразования 15
2.2 Проект технологии повышения самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе самообразования педагогов 22
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложения 35

Актуальность исследования. Развитие личности ребенка – его эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сферы, сфера общения играет большую роль в его социальной адаптации и последующей интеграции в общество. Одной из важнейших составляющих благополучной интеграции ребенка в общество является умение всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т.е. определенный уровень развития самооценки. У современных детей по причине нарушения коммуникации часто происходит искажение формирования самооценки, что в дальнейшем может вызывать у них социальную дезадаптацию при переходе к обучению в школе. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки у детей дошкольного возраста приобретают чрезвычайную актуальность.
Степень изученности. В отечественной психологии интерес к проблеме развития личности ребенка проявляли Л.С. Выготский, Н.Ю. Максимова и др. А.В. Захаров, Ш. Нельсон и др. раскрыли сущность понятия «самооценка», выделив ее виды. М.И. Лисина, А.И. Петровская и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей дошкольного возраста. Т.В. Гармаева, К.Г. Морозова, Ш.О. Соколова и др. проанализировали структуру самооценки ребенка дошкольного возраста. Л.В. Шинкарева, П.О. Федотова, Н.Г. Яковлева и др. разработали практические рекомендации по развитию адекватной самооценки ребенка дошкольного возраста. Однако данная проблема в условиях внедрения в образовательный процесс детских садов ФГОС ДОО требует современного переосмысления и дополнительных исследований.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально изучить процесс развития самооценки у детей дошкольного возраста в процессе самообразования.
Задачи исследования:
1. Определить особенности процесса развития самооценки у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть способы развития самооценки у детей дошкольного возраста.
3. Изучить особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста в эмпирическом исследовании.
4. Разработать проект педагогической технологии по развитию самооценки у дошкольников в процессе самообразования.
Гипотеза: мы полагаем, что процесс развития самооценки у дошкольников будет успешным, если разработать и реализовать проект педагогической технологии, включающий способы и средства, которые будут соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям ребенка.
Объект исследования – процесс развития самооценки старших дошкольников в процессе самообразования.
Предмет исследования – методика, способы и средства развития самооценки детей дошкольного возраста.
Методы исследования: в ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: анализ научной литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение;
- эмпирические: тестирование, беседа, методы количественного и качественного анализа полученных результатов.
База исследования: Образовательное учреждения : МБДОУ «Золотая Рыбка» города Ноябрьск. Возраст детей: старшая группа. Количество детей: 16 человек.
Структура работы: курсовая работа выстроена в научном исследовании и состоит из введения, двух глав, выводы после каждой главы, заключение, биографические источники, приложения (подробное описания методики, диагностики).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения разных подходов к понятию «самооценка» было определено, что самооценка – это набор представлений человека о своей личности, который формируется в течение жизни и имеет большое значение для самореализации. Формирование самооценки происходит с того возраста, когда человек начинает себя осознавать, то есть с детства. Совокупность представлений о своей индивидуальности не может сформироваться в изоляции, для этого необходим социум, общество себе подобных. Сравнение себя с окружающими происходит на сознательном и подсознательном уровнях. В большей степени на этот процесс влияют родители и другие взрослые люди из окружения ребёнка.
Комфортнее всего в жизни ощущает себя человек с адекватной, средней самооценкой. Она может формироваться с детства либо корректироваться уже в более сознательном возрасте с помощью психологов. В течение жизни самооценка может изменяться, подниматься и опускаться, особенно в подростковом возрасте или в связи с сильными потрясениями.
В результате проведенного исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста самооценка в основном заниженная. Отсюда следует, что дошкольникам практически не свойственна завышенная и адекватная самооценка. Результаты по методикам свидетельствуют либо о недостатке поддержки со стороны взрослых, либо о большом количестве психотравмирующих ситуаций в жизни данной группы детей.
На основе проведенного теоретико-экспериментального исследования был разработан проект технологии повышения самооценки у старших дошкольников в процессе самообразования. Содержание процесса развития адекватной самооценки структурировано в пяти содержательных блоках. В соответствии с задачами каждого содержательного блока подбирались средства, формы и методы для их реализации.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей. Психология дошкольника : Хрестоматия [Текст] / Сост. Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2017. – 207 с.
2. Белобрыкина, О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Белобрыкина // Дефектология. – 2015. – №2. – С. 5–12.
3. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности [Текст] / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 46-52.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 224 с.
5. Гармаева, Т. В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника [Текст] / Т. В. Гармаева // Дефектология. – 2018. – №2. – С 103–111.
6. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н. Ф. Голованова. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. –115 с.
7. Джеймс, У. Психология индивидуальности [Текст] / У. Джеймс. – Москва: Академия. 2014. – 745 с.
8. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки [Текст] / А. В. Захарова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 99 с.
9. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие [Текст] / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2017. – 32 с.
10. Кисова, В. В. Формирование саморегуляции в образовательной деятельности дошкольников : монография [Текст] / В. В. Кисова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 98 с.
11. Ковалева, Д. Л. Педагогические условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д. Л. Ковалева // Мир психолога. – 2018. – №4. – С. 96-99.
12. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие [Текст] / В. М. Козубовский. – Минск : Амалфея, 2016. – 506 с.
13. Колберг, Л. Формирование адекватной самооценки дошкольников как проблема психологии [Текст] / Л. Колберг // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-79.
14. Лиман, Н. А. Факторы формирования самооценки у старших дошкольников [Текст] / Н. А. Лиман // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 177-182.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
16. Лисина, М. И. Психология самосознания у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 110 с.
17. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии : учеб. пособие [Текст] / Н. Ю. Максимова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 288 с.
18. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : АСТ, 2015. – 256 с.
19. Маркова, А. К. Самоконтроль в деятельности дошкольника [Текст] / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 471 с.
20. Морозова, К. Г. Самосознание и самооценка у дошкольников [Текст] / К. Г. Морозова // Дефектология. – 2017. – №4. – С. 36-39.
21. Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция поведения [Текст] / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 213 с.
22. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб.пособие [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2017. – 184 с.
23. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у дошкольников [Текст] / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2017. – №1. – С. 25-31.
24. Петровская, А. И. Процесс формирования самосознания и самооценки у дошкольников [Текст] / А. И. Петровская // Педагогика. – 2018. – №3. – С. 45-48.
25. Соколова, Ш. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ш. О. Соколова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2018. – С. 96-101.
26. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. – Москва : Инфра-М: 2017. – 344 с.
27. Терентьева, Ю. В. Самооценка в дошкольном возрасте [Текст] / Ю. В. Терентьева // Современные психологические исследования. – 2018. – №4. – С. 45-48.
28. Федотова, П. О. Особенности формирования самооценки у дошкольников в условиях детского сада [Текст] / П. О. Федотова // Современные психологические исследования. – 2016. – №1. – С. 89-91.
29. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] / Г. А. Урунтаева. – 6–е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2012. – 368 с.
30. Шарапова, Н. В. Рефлексия и самосознание у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Шарапова // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 111-113.
31. Шинкарева, Л. В. Формирование самосознания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Шинкарева // Педагогика. –2018. – № 6. – С. 67-73.
32. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Москва : АСТ, 2016. – 478 с.
33. Ярмоленко, Т. Ю. Самооценка в старшем дошкольном возрасте [Текст] Т. Ю. Ярмоленко // Мир психологии. – 2018. – №4. – С. 27-36.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ