Введение
Глава 1. Теоретические основы развития менеджмента качества
1.1 Эволюция основных подходов к определению качества
1.2 Эволюция методов оценки качества
1.3 Определение и классификация программных продуктов. Методы оценки качества программных продуктов
Глава 2 Планирование качества программного продукта
2.1 Качество производителя, потребителя программного продукта и сведение их воедино. Развертывание функции качества.
2.2 Характеристики программного продукта, используемые при оценке программных продуктов
2.3 Повышение качества информации, собранной в результате опроса
Глава 3 Управление качеством программного продукта в соответствии со стандартами качества
1.3 Количественная оценка качества программного продукта. Предложенная формула для вычисления качества.
3.2 Апробация метода
3.3 Анализ и направление для дальнейшего исследования
Заключение
Библиография
В сфере производственного менеджмента организация контроля качества программного продукта на сегодняшний день относится к одному из важнейших направлений изучения.
Непрерывное развитие техники и ее характеристик, таких как быстродействие, память, позволяют повышать сложность реализуемых программных продуктов, что в свою очередь приводит к увеличению их объема и трудоемкости создания, увеличивая, как следствие, вероятность ошибок проектирования и разработки.
Для написания таких программ требуется и больший коллектив, и большая квалификация разработчиков, и, следовательно, организация производства, позволяющая обеспечить единую схему работы, обеспечивать целостность и эффективность, а главное - дать гарантии соответствия системы и ее качества ожиданиям заказчика. Противоречие интересов разработчика и заказчика объяснимы: разработчику выгодно предлагать стандартное решение, не требующее особой модификации, а том время как пользователь заинтересован в персональной адаптации используемого программного продукта. И тут возникает вопрос определения критериев качества программного продукта, отражающих ожидания заказчика и разработчика.
Помимо перечисленных выше обстоятельств, современные экономические условия в стране накладывают дополнительные требования к разрабатываемым решениям. Согласно приказу Минкомсвязи России «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения»[1] к 2025 году по всем перечисленным в приложении к приказу[2] сферам доля импортных технологий не должна превышать 50%. Так, например, для сферы промышленности процент импортного программного обеспечения должно снизиться к 2020 году с 88% процентов в 2014 году до 60% в 2020 году и 50% в 2025 году, для сферы строительства процент будет постепенно снижен с 80% до 60% и 50% в 2020 и 2025 годах соответственно. Таким образом, у российских компаний, разрабатывающих программные продукты, с одной стороны появляются возможности, а с другой - дополнительная ответственность по отношению к качеству ПО. В связи с этим, в сложившейся ситуации необходимы методы и инструменты для оценки качества программного обеспечения, исследованию особенностей которых посвящена данная работа.
Говоря о степени научной разработанности данной проблемы, стоит отметить вклад в развитие теории управления качеством и управления систем менеджмента качества внесли всемирно известные ученые в сфере менеджмента: Э. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава, Ф.Кросби, Г.Тагути,
Ф.Тейлор, А.Фейгенбаум, У. Шухарт.
В российской экономической литературе вопросы управления затратами на качество рассматривались в работах следующих авторов: Н.З. Сафиуллин, Ю.П.Адлер, Ю.В.Богатин, В.В.Бойцов, В.Г.Версан, В.Г. Гличев, Д.С. Демиденко, В.А. Лапидус, В.Е.Ластовецкий, Д.С.Львов, П.П.Новиченко, В.В.Окрепилов, В.Ф. Палий, М.З. Свиткин, Я.М. Сорин, Л.Е. Скрипко, В.И. Ткач, И.И. Чайка, В.Е. Швец.
Целью исследования является повышение эффективности менеджмента качества программного продукта за счет разработки метода оценки качества программного продукта.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия качества в целом и качества программного продукта в частности
2. Исследовать инструменты оценки качества в целом и качества программных продуктов в частности
3. Исследовать особенности оценки качества с точки зрения потребителя
4. Разработать доступный для производителя подход к оценке качества программных продуктов
5. Провести апробацию предложенного метода на примере мессенджера Telegram и оценить разработанный метод оценки качества программного продукта
Объектом исследования является программный продукт, ориентированный на удовлетворение потребителя качеством.
Предметом исследования выступает качество программного продукта и методы его оценки.
Практическая значимость выполненной работы заключается в публикации основных результатов исследования в научных статьях; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования технического развития организации.
В рамках работы были получены следующие результаты:
1. Раскрыта сущность понятия качества в целом и качества программного продукта в частности
2. Исследованы инструменты оценки качества в целом и качества программных продуктов в частности
3. Исследованы особенности оценки качества с точки зрения потребителя
4. Разработан доступный для производителя подход к оценке качества программных продуктов
5. Проведена апробация предложенного метода на примере мессенджера Telegram с последующими рекомендациями
1. Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении плана
импортозамещения программного обеспечения»
http://minsvyaz.ru/ru/documents/4548/
2. Приложение к приказу приказу Минкомсвязи России «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» http://minsvvaz.ru/uploaded/files/plan-importozamescheniva.pdf.
3. Закон Российской Федерации «О защите прав
потребителей». - 6-ое издание. - М.: «Ось-89», 2005. - 48с. (Федеральный закон).
4. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». // Стандарты и качество. - 1993. - №6.
5. Порядок проведения сертификации в Российской Федерации. - Утвержден постановлением Госстандарта России от 21 сент. 1994 г. № 15 ; с изменением № 1 утвержден постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. № 5. - М. : Изд-во стандартов, 1996
6. Распоряжение от 17 декабря 2010 г. №2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения»
URL: http: //web.archive. org/web/20101228193002/http: //government.ru/go v/results/13617/
7. ГОСТ 15467-79, утвержден постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 января 1979 г. N 244. URL: http://www.docnorma.ru/normadoc/4/4745/index.htm.
8. ГОСТ 28806 URL:
http://www.infosait.ru/norma doc/30/30786/index.htm
9. ГОСТ Р 54593-2011, утвержден 01.01.2012.
Информационные технологии. Свободное программное обеспечение.
Общие положения.
URL: http://webportalsrv.gost.ru/portal/UVED_2007st.nsf/438c8c3c9e06dc 87c32573a100549873/2e1d6885fb5a612d43257968003dcae4
10. МС ИСО 8402-86 URL:
http://sniphelp.ru/constructing/007.001/ISQ 8402-94 5812/
Монографии, диссертации
13. Белобрагин, В.Я. Основы технического регулирования / В.Я. Белобрагин. - М. : Стандарты и качество, 2005. - 320 с.
14. Богатин Ю. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия - М.: Изд-во стандартов, 1991. - 216с.
15. Вараджепян А.Г. Современные инструменты менеджмента качества. Робастное проектирование. - Спб.: ГУАП, 2008. - 172с.
16. Всеобщее управление качеством : Учебник для вузов/ О.П. Глудкин и др. : Под. ред. О. П. Глудкина . - М.: Горячая линия - Телеком, 2001. - 600с.
17. Герасимов Б. И. Управление качеством: учебное пособие/ Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. - М.: КНОРУС, 2005. - 272с.
18. Гегель. Сочинения в 14 томах. 1929—1959
19. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001. - 600 с.
20. Деминг В.Э. Выход из кризиса. - Тверь: Альба, 1994;
21. Друкер П. Энциклопедия менеджмента / Пер. с англ. - Изд. Дом «Вильямс», 2004;
22. Исикава К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991;
23. История метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством / С.В. Мищенко, С.В. Пономарев и др. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 112 с. 8.
24. Калиновская Т. Н. и др. Качество продукции: Экономический словарь / Под. ред. Т. Н. Калиновской. - М.: Экономика, 1990. - 96с.
25. Кампанелла Дж. Экономика качества. Основные принципы и их применение. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 232 с.
26. Леон Р., Шумейкер А., Какар Р. Управление качеством. Робастное проектирование. - М.: «СЕЙФИ», 2002. - 384 с.
27. Г.Майерс. Надежность программного обеспечения, 1980.
28. Миронов М. Г. Управление качеством: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. - 288с.
29. Пономарев, С.В. История стандартизации и сертификации : учебное пособие / С. В. Пономарев, Е.С. Мищенко. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 92 с
30. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин. - М. : Стандарты и качество, 2004. - 248 с.
31. Свиткин М.З. От менеджмента качества - к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность / М.З. Свиткин // Стандарты и качество. - 2004. №1 - с.74-79.
32. Свиткин М.З. От менеджмента качества - к качественному менеджменту / М.З. Свиткин // Метод менеджмента качества. - 2000. №4. - С. 18-22.
33. Статистические методы повышения качаства: Пер с англ. / Под ред. Х. Кумэ. - М.: Финансы и статистика, 1990.
34. Симагина О.В. Государственное регулирование качества экономического развития: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук/ О.В. Симагина. - М.:2007. - 48 с.
35. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции.
Издательство: Экономика. 1986. - 471с.
36. Фомин В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2005. - 384с.
37. B. W. Boehm, J. R. Brown, H. Kaspar, M. Lipow, G. MacLeod, and M. J. Merritt. Characteristics of Software Quality. North Holland, 1978.
38. Feigenbaum A. V. Quality and Productivity // Quality Progress. - 1977. - Nov. - pp. 18-21.
39. Juran J.M. Managerial Break Trough. - New York: McGraw- Hill, 1964.
40. J. McCall, P. Richards, G. Walters. Factors in Software Quality. three volumes, NTIS AD-A049-014, AD-A049-015, AD-A049-055, November 1977.
41. Taguchi G., Wu Y. Introduction to Off-line Quality Control. - Japan: Central Japan Quality Control, 1980.
42. The degree to which a system, component, or process meets customer or user needs or expectations: IEEE Std 610.12-1990. IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology.
43. Shewhart W.A. Economic Control of Quality of Manufactured Product.- NewYork: Van Nos trand, 1931.
44. Watson G. H. Feigenbaum's Enduring Influence // Quality Progress. - 2005. - Nov. - P. 52.
Электронные ресурсы
URL: http://www.cnews.ru/news/top/vlasti_ssha_shpionyat_za_svoimi_graz hdanami.
50. Официальный сайт quality.eup.ru. Арманд Фейгенбаум -
создатель TQM.
URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY14/Feigenbaum.htm.
51. Dr. Deming's Management Training. URL: http: //www.dharma-haven.org/five-havens/deming.htm.
52. Деминг Э., Джуран Дж., Кросби Ф., Исикава К., Фейгенбаум А., Тагути Т. / Качество ведения бизнеса URL: http: //www.management .com.ua/qm/qm009. html
53. Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. «Приставы будут работать в собственной операционной системе». URL: http://fssprus.ru/news/document22210303/.