Информационно - коммуникационные технологии в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку 14
1.1. Информационно-коммуникационные технологии как эффективное
средство обучения школьников английскому языку 14
1.2. Основные характеристики развития творческих способностей
школьников в образовательной деятельности 33
1.3. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как результат развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий 44
Глава II. Экспериментальное исследование реализации информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку 64
2.1. Модель развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку 64
2.2. Содержание, формы, методы развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в
процессе обучения английскому языку на среднем этапе 75
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 89
Заключение 106
Список литературы 109
Приложение
Глава I. Теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку 14
1.1. Информационно-коммуникационные технологии как эффективное
средство обучения школьников английскому языку 14
1.2. Основные характеристики развития творческих способностей
школьников в образовательной деятельности 33
1.3. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как результат развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий 44
Глава II. Экспериментальное исследование реализации информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку 64
2.1. Модель развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку 64
2.2. Содержание, формы, методы развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в
процессе обучения английскому языку на среднем этапе 75
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 89
Заключение 106
Список литературы 109
Приложение
Актуальность исследования. Модернизация системы образования, в целом, и уровня общего среднего образования России на современном этапе развития общества связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала реализация новых образовательных стандартов, которые основаны на компетентностном подходе.
Концепция модернизации российского образования на период до 2025 г. определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые личности, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [53].
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа должна развивать познавательные интересы и творческие способности школьников, развивать их ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования и самореализации.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и инновационные формы и методы обучения ИЯ. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Приоритетная цель учителя состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество, т.е. активизировать его познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей, образовательных потребностей школьников, их реальных языковых возможностей и уровня обученности.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Методические возможности использования Интернет-ресурсов в рамках школьной программы огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимся и учителем информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять их словарный запас; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка [48]. Кроме того, данная методическая работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных и других странах. Обучающиеся должны также принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Основная идея исследования заключается в необходимости развития творческой активности школьников на уроках иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения. Язык дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и мультимедийными средствами обучения. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса школы.
Итак, компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике обучения и воспитания в области иностранного языка, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Анализ исследованности проблемы. Степень разработанности проблемы в области педагогического проектирования отражена в работах Н.В. Бордовской, В.В. Гузеева, Е.С. Полата, Г.К. Селевко, и других.
В области использования информационно-коммуникационных технологий разработанность проблемы отражена в трудах Л.Я. Аверьяновой, В.П. Беспалько, А.В. Ефременко, Н.Н. Захаровой, Е.Д. Нелунова и др..
Наибольшую ценность в исследовании проблемы развития творческих способностей и творческого саморазвития личности имели труды В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, И.П. Колошиной, Е.В. Кузнецовой, Л.Н. Ланды, Г.С. Сухобской, В.М. Шаповалова; вопросы развития творческого мышления освещались в работах Д.В. Вилькеева, О.И. Кедровского, В.А. Крутецкого, Е.В. Ларькиной, Г.В. Мухаметзяновой, А.В. Хуторского и др.; характеристики творческих способностей представлены в работах С.Ю. Залуцкой, В.А. Моляко, Ф.Л. Ратнер; творческих умений А.К. Уразовой, Я. Ханиш и др. Вопросами формирования опыта творческой деятельности занимались М.Я. Виленский, В.В. Дрозина, М.Г. Горунов, З.М. Тимофеева, Л.К. Тараканова и др.
В области методики преподавания иностранного языка с использованием ИКТ проблема рассматривается в работах Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихова, В.М. Заврыкина, В.А. Извозчикова, Э.И. Кузнецова, Ю.К. Кузнецова, В.Г. Разумовского, И.А.Румянцева Л.Ю. Уваров и др. Большой вклад в развитие теории и методики обучения иностранным языкам внесли Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез и др.
Однако, как свидетельствует обзор состояния изученности данной проблемы, до сих пор не в полной мере раскрыты вопросы реализации информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку, хотя имеющиеся работы составляют для этого определенную научную источниковедческую базу.
Отсюда необходимо выделить противоречия между:
- объективной потребностью общества в условиях глобальной информатизации использования инновационных педагогических технологий и недостаточной методической разработанностью конкретных способов реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в рамках общеобразовательной школы;
- необходимостью в формировании творческой личности школьника, способного эффективно действовать в нестандартных ситуациях и самостоятельной творческой деятельности и недостаточной реализации данной идеи в реальной педагогической практике;
- имеющимся методическим потенциалом предмета «Иностранный язык» в развитии творческих способностей обучающихся и неразработанностью научнообоснованных педагогических условий, технологий, форм, методов его реализации в соответствии с новыми стандартами ФГОС общего образования.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования «Информационно - коммуникационные технологии в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии в развитии творческой активности учащихся в процессе обучения английскому языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в обучении английскому языку.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития творческих способностей школьников при обучении иностранному языку будет эффективным при условии, если:
- информационно-коммуникационные технологии обучения будут применяться в учебном процессе целостно как совокупность дидактических, психологических и методических процедур;
- развитие творческих способностей личности будет осуществляться поэтапно на
основе следующих составляющих: обеспечение мотивации по реализации творческого потенциала личности; кооперирование (усвоение образца учебного действия и его перенос на решение аналогичных задач); репродуктивно- творческий (перенос известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно-творческий (сочетание преобразующей деятельности с творческой);
- структурирование содержания по предмету «Иностранный язык» как в учебной, так и воспитательной деятельности будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей школьников, направленных на формирование коммуникативной компетенции (ИКТ);
- в рамках процесса обучения будет разработана и внедрена модель развития
творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей обучающихся.
2. Выявить методические возможности использования информационно - коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в обучении английскому языку.
3. Определить методические условия реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе развития творческой активности учащихся на уроках иностранного языка.
4. Разработать модель развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения английскому языку и экспериментально доказать ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения педагогики, психологии, методики обучения и воспитания в области иностранных языков о развитии творческих способностей обучающихся, основу теории развивающего обучения, а также системный подход и системный анализ; принцип единства логического, исторического и культурологического в научном познании; личностный, компетентностный и деятельностный подходы.
В исследовании используются фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: развития личности в процессе обучения (Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Л.В. Занков и др.); раскрывающие сущность и социальную значимость творчества как основы развития личности (А.И. Кочетов, А.Н. Лук, Д.Б. Богоявленская и др.); исследования эффективных информационных технологий обучения школьников (Л.Я. Аверьянова, В.П. Беспалько, А.В. Ефременко, Н.Н. Захарова, Е.Д. Нелунова и др.); основные теоретические положения личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.);
- современные методики обучения иностранным языкам (И.И. Богданова, Ж.А. Витлин, Н.Д. Гальскова, В.В. Гуревич, Л.Б. Ибраева, Г.А. Китайгородская, В.В. Краевский, И.И. Халеева и др.).
- основные идеи и подходы к формированию речевого общения (Е.Н. Ильин, Г.А. Ковалев, Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан, Е.И. Пассов, Е.И. Рогов и др.)
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, монографический метод исследования опыта передовых учителей, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы математической статистики.
Методики исследования:
- методика Г. Дэвиса на определение творческих способностей школьников;
- методика исследования динамики показателей ycвoeния yчeбныx дeйcтвий школьниками в обучении английскому языку;
- методика на выявление уровней усвоения речевых действий по видам деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование);
- экспресс - опрос на выявление мотивации изучения английского языка и эффективности применения информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения английского языка.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №42» Приволжского района г. Казани. В эксперименте был задействован 5 «А, Б» классы в количестве 62 человек - 30 учащихся в контрольной группе, 32 - в экспериментальной.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - констатирующий как теоретическое осмысление проблемы:
- на основе теоретического анализа было определено направление работы по теме исследования;
- формулировались основные параметры диссертационного исследования,
его научный аппарат: объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза исследования;
- уточнены основные понятия исследования;
- разработан диагностический инструментарий.
Второй этап - формирующий, в рамках которого были:
- определены педагогические условия, теоретически обоснована, разработана и внедрена модель развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- определены и реализованы содержание, формы, методы и технологии развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку, проверялась их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Третий этап - контрольный, как аналитико-обобщающий:
- осуществлялась экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- проводилась систематизация, обобщение и проверка достоверности полученных в ходе исследования результатов;
- оформлялся текст в виде магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Определены педагогические условия развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку:
- информационно-коммуникационные технологии обучения будут применяться в учебном процессе целостно как совокупность дидактических, психологических и методических процедур;
- процесс развития творческих способностей личности будет осуществляться поэтапно на основе следующих составляющих: обеспечение мотивации по реализации творческого потенциала личности; кооперирование (усвоение образца учебного действия и его перенос на решение аналогичных задач); репродуктивно - творческий (перенос известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно-творческий (сочетание преобразующей деятельности с творческой);
- структурирование содержания по предмету «Иностранный язык» как в учебной, так и воспитательной деятельности будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей школьников, направленных на формирование коммуникативной компетенции (ИКТ);
- в рамках процесса обучения будет разработана и внедрена модель развития
творческих способностей школьников средствами информационно -
коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.
2. Разработана и реализована модель поэтапного развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку, включающая следующие компоненты: теоретико-методологическая база исследования(педагогические теории и концепции, методологические подходы, закономерности и принципы), целевой (цель, задачи), содержательный (УМК), процессуально - деятельностный (педагогические условия, технологии, формы и методы обучения и воспитания в области иностранного языка), оценочно-критериальный (критерии, уровни).
3. Разработаны учебные задания и упражнения с использованием информационно - коммуникационных технологий по развитию творческих способностей школьников на среднем этапе обучения иностранному языку в процессе учебной и в не учебной деятельности.
4. Определены критерии и уровни развития коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения иностранному языку средствами (критерии - когнитивный, операционно-деятельностный и креативно-творческий), а также уровни (пороговый, повышенный, креативный).
Теоретическая значимость исследования:
- раскрыты теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческой познавательной активности учащихся: сущностные характеристики ИКТ;
- выявлены методические возможности использования ИКТ в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку;
- определены способы реализации ИКТ в процессе развития творческой активности учащихся на уроках иностранного языка.
Практическая значимость заключается в том, что реализация информационно-коммуникационных технологий в процессе развития творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку позволит обеспечить:
- повышение качества обучения английскому языку с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
- диагностику и мониторинг развития коммуникационных компетенций школьников как результат творческого развития школьников в процессе обучения иностранному языку.
Материалы исследования могут быть использованы преподавателями иностранного языка, методистами, руководителями образовательных организаций для повышения эффективности учебного процесса, в целом, и иностранного языка, в частности.
Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на достижения современной педагогики, психологии и методики; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью использованных методов исследования его целям и задачам; практическим подтверждением основных положений исследования результатами опытно-экспериментальной работы; применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась автором через участие с докладами в итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2014 - 2015 гг. года, а также в Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы (30 октября - 1 ноября 2015 г. с докладом «Совершенствование качества образования в Казахстане и основные пути его реализации в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП). По результатам исследования опубликована статья «Реализация информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английского языка в системе общего среднего образования// Материалы Международной научно - практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы (30 октября - 1 ноября 2015 г.// стр.52-55, статья «Модель развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку» // Международная научно-практическая конференция Российско-китайского научного журнала "Содружество" (в печати), а также получен сертификат Certificate of Completion Innovations in EFL: Methods, Assessment and Reflection, April 27-28, 2015 in Kazan, RT (ИФМК, КФУ).
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку;
2. Методические условия, повышающие эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в обучении английскому языку;
3. Модель реализации информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Концепция модернизации российского образования на период до 2025 г. определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые личности, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [53].
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа должна развивать познавательные интересы и творческие способности школьников, развивать их ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования и самореализации.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и инновационные формы и методы обучения ИЯ. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Приоритетная цель учителя состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество, т.е. активизировать его познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей, образовательных потребностей школьников, их реальных языковых возможностей и уровня обученности.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Методические возможности использования Интернет-ресурсов в рамках школьной программы огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимся и учителем информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять их словарный запас; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка [48]. Кроме того, данная методическая работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных и других странах. Обучающиеся должны также принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Основная идея исследования заключается в необходимости развития творческой активности школьников на уроках иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения. Язык дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и мультимедийными средствами обучения. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса школы.
Итак, компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике обучения и воспитания в области иностранного языка, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Анализ исследованности проблемы. Степень разработанности проблемы в области педагогического проектирования отражена в работах Н.В. Бордовской, В.В. Гузеева, Е.С. Полата, Г.К. Селевко, и других.
В области использования информационно-коммуникационных технологий разработанность проблемы отражена в трудах Л.Я. Аверьяновой, В.П. Беспалько, А.В. Ефременко, Н.Н. Захаровой, Е.Д. Нелунова и др..
Наибольшую ценность в исследовании проблемы развития творческих способностей и творческого саморазвития личности имели труды В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, И.П. Колошиной, Е.В. Кузнецовой, Л.Н. Ланды, Г.С. Сухобской, В.М. Шаповалова; вопросы развития творческого мышления освещались в работах Д.В. Вилькеева, О.И. Кедровского, В.А. Крутецкого, Е.В. Ларькиной, Г.В. Мухаметзяновой, А.В. Хуторского и др.; характеристики творческих способностей представлены в работах С.Ю. Залуцкой, В.А. Моляко, Ф.Л. Ратнер; творческих умений А.К. Уразовой, Я. Ханиш и др. Вопросами формирования опыта творческой деятельности занимались М.Я. Виленский, В.В. Дрозина, М.Г. Горунов, З.М. Тимофеева, Л.К. Тараканова и др.
В области методики преподавания иностранного языка с использованием ИКТ проблема рассматривается в работах Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихова, В.М. Заврыкина, В.А. Извозчикова, Э.И. Кузнецова, Ю.К. Кузнецова, В.Г. Разумовского, И.А.Румянцева Л.Ю. Уваров и др. Большой вклад в развитие теории и методики обучения иностранным языкам внесли Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез и др.
Однако, как свидетельствует обзор состояния изученности данной проблемы, до сих пор не в полной мере раскрыты вопросы реализации информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку, хотя имеющиеся работы составляют для этого определенную научную источниковедческую базу.
Отсюда необходимо выделить противоречия между:
- объективной потребностью общества в условиях глобальной информатизации использования инновационных педагогических технологий и недостаточной методической разработанностью конкретных способов реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в рамках общеобразовательной школы;
- необходимостью в формировании творческой личности школьника, способного эффективно действовать в нестандартных ситуациях и самостоятельной творческой деятельности и недостаточной реализации данной идеи в реальной педагогической практике;
- имеющимся методическим потенциалом предмета «Иностранный язык» в развитии творческих способностей обучающихся и неразработанностью научнообоснованных педагогических условий, технологий, форм, методов его реализации в соответствии с новыми стандартами ФГОС общего образования.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования «Информационно - коммуникационные технологии в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии в развитии творческой активности учащихся в процессе обучения английскому языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в обучении английскому языку.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс развития творческих способностей школьников при обучении иностранному языку будет эффективным при условии, если:
- информационно-коммуникационные технологии обучения будут применяться в учебном процессе целостно как совокупность дидактических, психологических и методических процедур;
- развитие творческих способностей личности будет осуществляться поэтапно на
основе следующих составляющих: обеспечение мотивации по реализации творческого потенциала личности; кооперирование (усвоение образца учебного действия и его перенос на решение аналогичных задач); репродуктивно- творческий (перенос известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно-творческий (сочетание преобразующей деятельности с творческой);
- структурирование содержания по предмету «Иностранный язык» как в учебной, так и воспитательной деятельности будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей школьников, направленных на формирование коммуникативной компетенции (ИКТ);
- в рамках процесса обучения будет разработана и внедрена модель развития
творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей обучающихся.
2. Выявить методические возможности использования информационно - коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в обучении английскому языку.
3. Определить методические условия реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе развития творческой активности учащихся на уроках иностранного языка.
4. Разработать модель развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения английскому языку и экспериментально доказать ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения педагогики, психологии, методики обучения и воспитания в области иностранных языков о развитии творческих способностей обучающихся, основу теории развивающего обучения, а также системный подход и системный анализ; принцип единства логического, исторического и культурологического в научном познании; личностный, компетентностный и деятельностный подходы.
В исследовании используются фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: развития личности в процессе обучения (Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Л.В. Занков и др.); раскрывающие сущность и социальную значимость творчества как основы развития личности (А.И. Кочетов, А.Н. Лук, Д.Б. Богоявленская и др.); исследования эффективных информационных технологий обучения школьников (Л.Я. Аверьянова, В.П. Беспалько, А.В. Ефременко, Н.Н. Захарова, Е.Д. Нелунова и др.); основные теоретические положения личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.);
- современные методики обучения иностранным языкам (И.И. Богданова, Ж.А. Витлин, Н.Д. Гальскова, В.В. Гуревич, Л.Б. Ибраева, Г.А. Китайгородская, В.В. Краевский, И.И. Халеева и др.).
- основные идеи и подходы к формированию речевого общения (Е.Н. Ильин, Г.А. Ковалев, Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан, Е.И. Пассов, Е.И. Рогов и др.)
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, монографический метод исследования опыта передовых учителей, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы математической статистики.
Методики исследования:
- методика Г. Дэвиса на определение творческих способностей школьников;
- методика исследования динамики показателей ycвoeния yчeбныx дeйcтвий школьниками в обучении английскому языку;
- методика на выявление уровней усвоения речевых действий по видам деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование);
- экспресс - опрос на выявление мотивации изучения английского языка и эффективности применения информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения английского языка.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №42» Приволжского района г. Казани. В эксперименте был задействован 5 «А, Б» классы в количестве 62 человек - 30 учащихся в контрольной группе, 32 - в экспериментальной.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - констатирующий как теоретическое осмысление проблемы:
- на основе теоретического анализа было определено направление работы по теме исследования;
- формулировались основные параметры диссертационного исследования,
его научный аппарат: объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза исследования;
- уточнены основные понятия исследования;
- разработан диагностический инструментарий.
Второй этап - формирующий, в рамках которого были:
- определены педагогические условия, теоретически обоснована, разработана и внедрена модель развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- определены и реализованы содержание, формы, методы и технологии развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку, проверялась их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Третий этап - контрольный, как аналитико-обобщающий:
- осуществлялась экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку;
- проводилась систематизация, обобщение и проверка достоверности полученных в ходе исследования результатов;
- оформлялся текст в виде магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Определены педагогические условия развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку:
- информационно-коммуникационные технологии обучения будут применяться в учебном процессе целостно как совокупность дидактических, психологических и методических процедур;
- процесс развития творческих способностей личности будет осуществляться поэтапно на основе следующих составляющих: обеспечение мотивации по реализации творческого потенциала личности; кооперирование (усвоение образца учебного действия и его перенос на решение аналогичных задач); репродуктивно - творческий (перенос известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно-творческий (сочетание преобразующей деятельности с творческой);
- структурирование содержания по предмету «Иностранный язык» как в учебной, так и воспитательной деятельности будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей школьников, направленных на формирование коммуникативной компетенции (ИКТ);
- в рамках процесса обучения будет разработана и внедрена модель развития
творческих способностей школьников средствами информационно -
коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.
2. Разработана и реализована модель поэтапного развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку, включающая следующие компоненты: теоретико-методологическая база исследования(педагогические теории и концепции, методологические подходы, закономерности и принципы), целевой (цель, задачи), содержательный (УМК), процессуально - деятельностный (педагогические условия, технологии, формы и методы обучения и воспитания в области иностранного языка), оценочно-критериальный (критерии, уровни).
3. Разработаны учебные задания и упражнения с использованием информационно - коммуникационных технологий по развитию творческих способностей школьников на среднем этапе обучения иностранному языку в процессе учебной и в не учебной деятельности.
4. Определены критерии и уровни развития коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения иностранному языку средствами (критерии - когнитивный, операционно-деятельностный и креативно-творческий), а также уровни (пороговый, повышенный, креативный).
Теоретическая значимость исследования:
- раскрыты теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческой познавательной активности учащихся: сущностные характеристики ИКТ;
- выявлены методические возможности использования ИКТ в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку;
- определены способы реализации ИКТ в процессе развития творческой активности учащихся на уроках иностранного языка.
Практическая значимость заключается в том, что реализация информационно-коммуникационных технологий в процессе развития творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку позволит обеспечить:
- повышение качества обучения английскому языку с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
- диагностику и мониторинг развития коммуникационных компетенций школьников как результат творческого развития школьников в процессе обучения иностранному языку.
Материалы исследования могут быть использованы преподавателями иностранного языка, методистами, руководителями образовательных организаций для повышения эффективности учебного процесса, в целом, и иностранного языка, в частности.
Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на достижения современной педагогики, психологии и методики; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью использованных методов исследования его целям и задачам; практическим подтверждением основных положений исследования результатами опытно-экспериментальной работы; применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась автором через участие с докладами в итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2014 - 2015 гг. года, а также в Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы (30 октября - 1 ноября 2015 г. с докладом «Совершенствование качества образования в Казахстане и основные пути его реализации в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП). По результатам исследования опубликована статья «Реализация информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английского языка в системе общего среднего образования// Материалы Международной научно - практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы (30 октября - 1 ноября 2015 г.// стр.52-55, статья «Модель развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку» // Международная научно-практическая конференция Российско-китайского научного журнала "Содружество" (в печати), а также получен сертификат Certificate of Completion Innovations in EFL: Methods, Assessment and Reflection, April 27-28, 2015 in Kazan, RT (ИФМК, КФУ).
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку;
2. Методические условия, повышающие эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в обучении английскому языку;
3. Модель реализации информационно-коммуникационных технологий в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Информационно-коммуникационные технологии являются необходимым инструментарием при обучении иностранному языку. В них заложен огромный потенциал для развития познавательной, творческой, коммуникативной активности обучающихся.
При активном использовании информационно - коммуникационных технологий успешно достигаются общие цели обучения иностранному языку, формируются коммуникационные компетенции, а именно: умение собирать и сопоставлять факты, выражать свои мысли на бумаге и устно, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду урока иностранного языка позволяет повышать и стимулировать интерес школьников, активизировать их мыслительную деятельность и эффективность усвоения языкового материала, индивидуализировать обучение в аспекте развития их творческих способностей.
Рассматривая информационно - коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку, нами были выделены следующие виды их реализации: презентация Microsoft Power Point, интерактивная доска, образовательные ресурсы, Интернет (информационные ресурсы и формы телекоммуникации - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб- конференции и др.). Эффективность использования информационно - коммуникационных технологий доказала, что использование информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках иностранного языка способствовало повышению мотивации обучающихся, их заинтересованности в изучении английского языка, что способствовало их активному участию и творческой самореализации в учебном процессе, что подтверждается результатами анкетирований, проведенных нами в начале и конце эксперимента.
В рамках проведенного нами исследования можно выделить следующие результаты:
1. Раскрыты теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческой познавательной активности учащихся: сущностные характеристики ИКТ;
2. Выявлены методические возможности использования ИКТ в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку;
3. Определены способы реализации ИКТ в процессе развития творческой активности учащихся на уроках иностранного языка.
4. Определены педагогические условия развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку:
- информационно-коммуникационные технологии обучения будут применяться в учебном процессе целостно как совокупность дидактических, психологических и методических процедур;
- процесс развития творческих способностей личности будет осуществляться поэтапно на основе следующих составляющих: обеспечение мотивации по реализации творческого потенциала личности; кооперирование (усвоение образца учебного действия и его перенос на решение аналогичных задач); репродуктивно-творческий (перенос известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно-творческий (сочетание преобразующей деятельности с творческой);
- структурирование содержания по предмету «Иностранный язык» как в учебной, так и воспитательной деятельности будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей школьников, направленных на формирование коммуникативной компетенции (ИКТ);
- в рамках процесса обучения будет разработана и внедрена модель развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.
5. Разработана и реализована модель поэтапного развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку, включающая следующие компоненты: теоретико-методологическая база исследования(педагогические теории и концепции, методологические подходы, закономерности и принципы), целевой (цель, задачи), содержательный (УМК), процессуально - деятельностный (педагогические условия, технологии, формы и методы обучения и воспитания в области иностранного языка), оценочно - критериальный (критерии, уровни).
6. Разработаны учебные задания и упражнения с использованием информационно - коммуникационных технологий по развитию творческих способностей школьников на среднем этапе обучения иностранному языку в процессе учебной и в не учебной деятельности.
7. Определены критерии и уровни развития коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения иностранному языку средствами (критерии - когнитивный, операционно - деятельностный и креативно - творческий), а также уровни (пороговый, повышенный, креативный).
8. Результаты исследования подтвердили достоверность выдвинутой гипотезы исследования.
При активном использовании информационно - коммуникационных технологий успешно достигаются общие цели обучения иностранному языку, формируются коммуникационные компетенции, а именно: умение собирать и сопоставлять факты, выражать свои мысли на бумаге и устно, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду урока иностранного языка позволяет повышать и стимулировать интерес школьников, активизировать их мыслительную деятельность и эффективность усвоения языкового материала, индивидуализировать обучение в аспекте развития их творческих способностей.
Рассматривая информационно - коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку, нами были выделены следующие виды их реализации: презентация Microsoft Power Point, интерактивная доска, образовательные ресурсы, Интернет (информационные ресурсы и формы телекоммуникации - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб- конференции и др.). Эффективность использования информационно - коммуникационных технологий доказала, что использование информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках иностранного языка способствовало повышению мотивации обучающихся, их заинтересованности в изучении английского языка, что способствовало их активному участию и творческой самореализации в учебном процессе, что подтверждается результатами анкетирований, проведенных нами в начале и конце эксперимента.
В рамках проведенного нами исследования можно выделить следующие результаты:
1. Раскрыты теоретические основания информационно-коммуникационных технологий в развитии творческой познавательной активности учащихся: сущностные характеристики ИКТ;
2. Выявлены методические возможности использования ИКТ в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения иностранному языку;
3. Определены способы реализации ИКТ в процессе развития творческой активности учащихся на уроках иностранного языка.
4. Определены педагогические условия развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку:
- информационно-коммуникационные технологии обучения будут применяться в учебном процессе целостно как совокупность дидактических, психологических и методических процедур;
- процесс развития творческих способностей личности будет осуществляться поэтапно на основе следующих составляющих: обеспечение мотивации по реализации творческого потенциала личности; кооперирование (усвоение образца учебного действия и его перенос на решение аналогичных задач); репродуктивно-творческий (перенос известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно-творческий (сочетание преобразующей деятельности с творческой);
- структурирование содержания по предмету «Иностранный язык» как в учебной, так и воспитательной деятельности будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей школьников, направленных на формирование коммуникативной компетенции (ИКТ);
- в рамках процесса обучения будет разработана и внедрена модель развития творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.
5. Разработана и реализована модель поэтапного развития творческих способностей школьников средствами ИКТ в процессе обучения иностранному языку, включающая следующие компоненты: теоретико-методологическая база исследования(педагогические теории и концепции, методологические подходы, закономерности и принципы), целевой (цель, задачи), содержательный (УМК), процессуально - деятельностный (педагогические условия, технологии, формы и методы обучения и воспитания в области иностранного языка), оценочно - критериальный (критерии, уровни).
6. Разработаны учебные задания и упражнения с использованием информационно - коммуникационных технологий по развитию творческих способностей школьников на среднем этапе обучения иностранному языку в процессе учебной и в не учебной деятельности.
7. Определены критерии и уровни развития коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения иностранному языку средствами (критерии - когнитивный, операционно - деятельностный и креативно - творческий), а также уровни (пороговый, повышенный, креативный).
8. Результаты исследования подтвердили достоверность выдвинутой гипотезы исследования.
Подобные работы
- Реализация коммуникативного подхода в обучении школьников английскому языку с использованием подкастов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2024 - Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках английского языка с использованием сервиса LearningApps
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Компьютерные технологии в формировании коммуникативных
навыков на уроках английского языка в средних классах
общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Использование учебного мультимедийного комплекса для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Образовательные Интернет-платформы как средство обучения английскому языку в 6 классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Обучение английскому языку учащихся 8-9 классов средней
общеобразовательной школы с использованием образовательных веб-ресурсов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2024 - Обучение учащихся СОШ герундию в английском и французском
языках (на материале художественных произведений)
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И
ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Использование ИКТ в обучении диалогической речи на уроке английского
языка (на примере ролевых игр)
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020



