Совершенствование интернационализации IТ-компаний
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИТ КОМПАНИЙ 9
1.1 Цели и мотивы интернационализации 9
1.2 Модели интернационализации 12
1.3 Стратегии интернационализации 21
Выводы 26
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА ПРИОРИТЕТНЫХ ИНОСТРАННЫХ РЫНКОВ ДЛЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 28
2.1 Анализ ресурсов компании 29
2.2 Анализ иностранных рынков 33
2.3 Разработка методики выбора приоритетного рынка 41
Выводы 43
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОМПАНИИ, ВЫЯВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 44
3.1 Описание case company 44
3.2 Развитие продукта 46
3.3 Описание платформы 49
3.4 Персонал 51
3.5 Перспективы развития компании 54
Выводы 55
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ 57
4.1 Выбор приоритетных рынков 57
4.2 Сравнение и анализ иностранных рынков 61
4.2.1 Количественный анализ рынков 61
4.2.2 Конкурентный анализ 74
4.2.3 Качественный анализ потребителей 81
4.3 Модель выбора приоритетного рынка 96
Выводы 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
Библиографический список 108
ГЛАВА 1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИТ КОМПАНИЙ 9
1.1 Цели и мотивы интернационализации 9
1.2 Модели интернационализации 12
1.3 Стратегии интернационализации 21
Выводы 26
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА ПРИОРИТЕТНЫХ ИНОСТРАННЫХ РЫНКОВ ДЛЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 28
2.1 Анализ ресурсов компании 29
2.2 Анализ иностранных рынков 33
2.3 Разработка методики выбора приоритетного рынка 41
Выводы 43
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОМПАНИИ, ВЫЯВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 44
3.1 Описание case company 44
3.2 Развитие продукта 46
3.3 Описание платформы 49
3.4 Персонал 51
3.5 Перспективы развития компании 54
Выводы 55
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ 57
4.1 Выбор приоритетных рынков 57
4.2 Сравнение и анализ иностранных рынков 61
4.2.1 Количественный анализ рынков 61
4.2.2 Конкурентный анализ 74
4.2.3 Качественный анализ потребителей 81
4.3 Модель выбора приоритетного рынка 96
Выводы 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
Библиографический список 108
ИТ индустрия зародилась относительно недавно, однако в настоящее время является одной из наиболее перспективных и развивающихся отраслей в мире. ИТ компании склонны к развитию инноваций, так как ввиду небольших размеров и особенностей структуры они способны оперативно отвечать на потребности рынка, подстраиваться к новым реалиям бизнес среды и адаптировать новшества к реальной жизни.
Продукты ИТ компаний, особенно связанные с интернет технологиями, склонны к быстрому распространению на внутренних и международных рынках. Стимулом является способность предоставлять услуги на онлайн основе, а также ограниченность потенциального дохода на локальных рынках. Однако процесс интернационализации не только открывает новые возможности для компании, но и таит в себе угрозы и риски, связанные как с изменением предпочтений потребителей на рынке, так и усилением конкуренции.
Активное развитие ИТ компаний, как относительно новое явление в бизнесе, стимулирует научный интерес. Существует много работ посвященных изучению деятельности ИТ компаний и ИТ стартапов, их бизнес-процессов, например, Ю. А. Узун (2015) «Исследование возможностей взаимодействия существующих методологий, методов, моделей и информационных технологий для мониторинга функционирования инновационных IT-стартапов», Трейбач, Е. Л., Макашова, В. Н. & Чусавитина, Г. Н. (2015) «Методика оценки ИТ-стартапа», J. Wang (2007) «Communicating Corporate Social Responsibility on the Internet A Case Study of the Top 100 Information Technology Companies in India». Однако, более специализированные темы, такие как интернационализация, рассмотрены отрывочно и акцентируют внимание на ИТ компаниях, которые предлагают физический продукт или информационные технологии используются частично в отдельных бизнес процессах. Так, роль ICT технологий рассмотрена в работах S. Loane (2006) «The role of the internet in the internationalisation of small and medium sized companies», в работе P. Arenius (2006) «Rapid internationalisation enabled by the Internet: The case of a knowledge intensive company» рассматривается влияние использования Интернет технологий на интернационализацию компаний, N. Pezderka, R. R. Sinkovics (2009) «A conceptualization of e-risk perceptions and implications for small firm active online internationalization» исследовали онлайн интернационализацию малых фирм. Тем временем, всё больше компаний предлагают виртуальные услуги, что видоизменяет такие процессы как закупки, производство, распространение. Данный вопрос рассмотрен в работах на примере различных специализаций компаний, например, обмен сообщениями Ying Chen, Yi Tao (2009) «The Barriers and Innovations of Instant Messaging Firms in Internationalization»; игровая индустрия I. Cunningham, S. Loane & P. Ibbotson (2012) «The internationalisation of small games development firms: evidence from Poland and Hungary».
Для начинающих ИТ компаний их способность оперировать на глобальном уровне зачастую является ключевым моментом выживания. Таким образом, изучение процесса интернационализации является исключительно востребованным как в теории, так и на практике.
В ходе анализа источников было выявлено, что процесс интернационализации ИТ компаний рассмотрен авторами на начальном уровне и в основном сосредоточен на изучении деятельности крупных компаний, а также базируется на американских и европейских теориях. Основные модели и характеристики интернационализации были рассмотрены в работах таких зарубежных авторов как R. Vernon,
J.H. Dunning, М. Porter, J. Schumpeter, J. Johanson, J.E. Vahlne, L.G. Mattson, S. Chetty, С. McDougall, S. Shane, B. Oviatt. Специализация ИТ компаний отражена в исследованиях S. Loane, Gabrielsson M., Kirpalani H. V, Chen Y., Tao Y., Tanev S.
Анализ теории российских авторов показал недостаточную изученность специализации ИТ компаний на российском рынке.
Глобализацию и интернационализацию российских компаний изучали следующие авторы: Е.Ф. Авдокушин, А.Ю. Панибратов, С.Ф. Сутырин, Е.Р. Счисляева, М.Г. Толстобров.
Практическая значимость вопроса интернационализации ИТ компаний и недостаточность теоретических разработок являются обоснованием целей и задач текущей работы.
Целью исследования является выявление значимых факторов для выбора первичного рынка интернационализации ИТ компании, разработка рекомендаций по интернационализации с учетом особенностей продукта и анализа международных рынков.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса интернационализации;
2. Выявить специфику фирмы;
3. Провести анализ потенциала международных рынков;
4. Проанализировать предпочтения потребителей продукта на разных рынках;
5. Разработать методический подход к выбору приоритетных иностранных рынков;
6. Сформулировать рекомендации по выходу на иностранные рынки для компании.
Объектом исследования является ИТ компания (платформа), которая разрабатывает онлайн курсы для программистов. Предметом исследования выступает процесс выбора приоритетных рынков для интернационализации ИТ компании.
Научная новизна заключается в том, что на основе изучения теоретических материалов, анализа рынка и конкретной компании были выявлены ключевые критерии выбора первоначального рынка для интернационализации ИТ компании и предложена схема оценки потенциальных рынков с точки зрения количественных измерений рынка и качественных характеристик потребителей.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем, состоят в следующем:
- предложено определение понятия интернационализации;
- проведен анализ потенциальных рынков онлайн услуг для обучения программистов;
- выявлены значимые количественные измерения рынка и качесвенные
характеристики потребителя для выбора первичного рынка
интернационализации;
- предложена модель оценки иностранных рынков;
- даны рекомендации по совершенствованию процесса
интернационализации ИТ компании.
Методологической основой исследования является метод кейс-стади. В начале работы была задана область исследования - процесс интернационализации компании и оценка иностранных рынков. Для сбора достоверной и применимой информации о компании было проведено интервью, и поддерживалась постоянная связь с представителем компании. Кроме того, в качестве источников информации выступили Интернет ресурсы, научные статьи, данные статистики по различным странам, публикации о компании и вебсайт компании. Среди наиболее значимых источников можно выделить исследование J'son & Partners Consulting «Рынок онлайн-образования в России и мире»; аналитическое исследование ИТ- кадры 2010. Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2015; статистику Организации экономического сотрудничества и развития, статистику департамента труда США (United States department of Labour Statistics); российский статистический ежегодник 2015 Федеральной службы государственной статистики; популярные российские и иностранные форумы программистов Stack Overflow, habrahabr.ru, lifehacker.com и другие. В целом работа направлена на исследование процесса интернационализации, конкуренции, анализа ресурсов компании и анализа потенциальных рынков.
Возможность использовать предложенную методику изучения и оценки иностранных рынков для компаний в сфере онлайн услуг при планировании выхода на иностранные рынки обеспечивает теоретическую и практическую значимость исследования.
Логика и структура работы предопределены основными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена изучению теоретического материала о процессе интернационализации компаний, во второй главе на основе теоретического материала разрабатывается модель оценки рынков, третья и четвертая главы включают практическую часть. В третьей главе представлено подробное исследование компании и обоснование целей и задач исследования с учетом особенностей компании. В четвертой главе применяется разработанная методика на примере изучаемой компании, и формируются рекомендации по улучшению процесса интернационализации.
Продукты ИТ компаний, особенно связанные с интернет технологиями, склонны к быстрому распространению на внутренних и международных рынках. Стимулом является способность предоставлять услуги на онлайн основе, а также ограниченность потенциального дохода на локальных рынках. Однако процесс интернационализации не только открывает новые возможности для компании, но и таит в себе угрозы и риски, связанные как с изменением предпочтений потребителей на рынке, так и усилением конкуренции.
Активное развитие ИТ компаний, как относительно новое явление в бизнесе, стимулирует научный интерес. Существует много работ посвященных изучению деятельности ИТ компаний и ИТ стартапов, их бизнес-процессов, например, Ю. А. Узун (2015) «Исследование возможностей взаимодействия существующих методологий, методов, моделей и информационных технологий для мониторинга функционирования инновационных IT-стартапов», Трейбач, Е. Л., Макашова, В. Н. & Чусавитина, Г. Н. (2015) «Методика оценки ИТ-стартапа», J. Wang (2007) «Communicating Corporate Social Responsibility on the Internet A Case Study of the Top 100 Information Technology Companies in India». Однако, более специализированные темы, такие как интернационализация, рассмотрены отрывочно и акцентируют внимание на ИТ компаниях, которые предлагают физический продукт или информационные технологии используются частично в отдельных бизнес процессах. Так, роль ICT технологий рассмотрена в работах S. Loane (2006) «The role of the internet in the internationalisation of small and medium sized companies», в работе P. Arenius (2006) «Rapid internationalisation enabled by the Internet: The case of a knowledge intensive company» рассматривается влияние использования Интернет технологий на интернационализацию компаний, N. Pezderka, R. R. Sinkovics (2009) «A conceptualization of e-risk perceptions and implications for small firm active online internationalization» исследовали онлайн интернационализацию малых фирм. Тем временем, всё больше компаний предлагают виртуальные услуги, что видоизменяет такие процессы как закупки, производство, распространение. Данный вопрос рассмотрен в работах на примере различных специализаций компаний, например, обмен сообщениями Ying Chen, Yi Tao (2009) «The Barriers and Innovations of Instant Messaging Firms in Internationalization»; игровая индустрия I. Cunningham, S. Loane & P. Ibbotson (2012) «The internationalisation of small games development firms: evidence from Poland and Hungary».
Для начинающих ИТ компаний их способность оперировать на глобальном уровне зачастую является ключевым моментом выживания. Таким образом, изучение процесса интернационализации является исключительно востребованным как в теории, так и на практике.
В ходе анализа источников было выявлено, что процесс интернационализации ИТ компаний рассмотрен авторами на начальном уровне и в основном сосредоточен на изучении деятельности крупных компаний, а также базируется на американских и европейских теориях. Основные модели и характеристики интернационализации были рассмотрены в работах таких зарубежных авторов как R. Vernon,
J.H. Dunning, М. Porter, J. Schumpeter, J. Johanson, J.E. Vahlne, L.G. Mattson, S. Chetty, С. McDougall, S. Shane, B. Oviatt. Специализация ИТ компаний отражена в исследованиях S. Loane, Gabrielsson M., Kirpalani H. V, Chen Y., Tao Y., Tanev S.
Анализ теории российских авторов показал недостаточную изученность специализации ИТ компаний на российском рынке.
Глобализацию и интернационализацию российских компаний изучали следующие авторы: Е.Ф. Авдокушин, А.Ю. Панибратов, С.Ф. Сутырин, Е.Р. Счисляева, М.Г. Толстобров.
Практическая значимость вопроса интернационализации ИТ компаний и недостаточность теоретических разработок являются обоснованием целей и задач текущей работы.
Целью исследования является выявление значимых факторов для выбора первичного рынка интернационализации ИТ компании, разработка рекомендаций по интернационализации с учетом особенностей продукта и анализа международных рынков.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса интернационализации;
2. Выявить специфику фирмы;
3. Провести анализ потенциала международных рынков;
4. Проанализировать предпочтения потребителей продукта на разных рынках;
5. Разработать методический подход к выбору приоритетных иностранных рынков;
6. Сформулировать рекомендации по выходу на иностранные рынки для компании.
Объектом исследования является ИТ компания (платформа), которая разрабатывает онлайн курсы для программистов. Предметом исследования выступает процесс выбора приоритетных рынков для интернационализации ИТ компании.
Научная новизна заключается в том, что на основе изучения теоретических материалов, анализа рынка и конкретной компании были выявлены ключевые критерии выбора первоначального рынка для интернационализации ИТ компании и предложена схема оценки потенциальных рынков с точки зрения количественных измерений рынка и качественных характеристик потребителей.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем, состоят в следующем:
- предложено определение понятия интернационализации;
- проведен анализ потенциальных рынков онлайн услуг для обучения программистов;
- выявлены значимые количественные измерения рынка и качесвенные
характеристики потребителя для выбора первичного рынка
интернационализации;
- предложена модель оценки иностранных рынков;
- даны рекомендации по совершенствованию процесса
интернационализации ИТ компании.
Методологической основой исследования является метод кейс-стади. В начале работы была задана область исследования - процесс интернационализации компании и оценка иностранных рынков. Для сбора достоверной и применимой информации о компании было проведено интервью, и поддерживалась постоянная связь с представителем компании. Кроме того, в качестве источников информации выступили Интернет ресурсы, научные статьи, данные статистики по различным странам, публикации о компании и вебсайт компании. Среди наиболее значимых источников можно выделить исследование J'son & Partners Consulting «Рынок онлайн-образования в России и мире»; аналитическое исследование ИТ- кадры 2010. Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2015; статистику Организации экономического сотрудничества и развития, статистику департамента труда США (United States department of Labour Statistics); российский статистический ежегодник 2015 Федеральной службы государственной статистики; популярные российские и иностранные форумы программистов Stack Overflow, habrahabr.ru, lifehacker.com и другие. В целом работа направлена на исследование процесса интернационализации, конкуренции, анализа ресурсов компании и анализа потенциальных рынков.
Возможность использовать предложенную методику изучения и оценки иностранных рынков для компаний в сфере онлайн услуг при планировании выхода на иностранные рынки обеспечивает теоретическую и практическую значимость исследования.
Логика и структура работы предопределены основными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена изучению теоретического материала о процессе интернационализации компаний, во второй главе на основе теоретического материала разрабатывается модель оценки рынков, третья и четвертая главы включают практическую часть. В третьей главе представлено подробное исследование компании и обоснование целей и задач исследования с учетом особенностей компании. В четвертой главе применяется разработанная методика на примере изучаемой компании, и формируются рекомендации по улучшению процесса интернационализации.
В соответствии с целями исследования был изучен процесс интернационализации и оценен потенциал зарубежных рынков на примере ИТ компании и онлайн продукта.
В ходе исследования были изучены теоретические аспекты процесса интернационализации компаний, была выявлена специфика фирмы и изучена отрасль онлайн образования. Количественный анализ отражает текущий потенциал и ежегодный рост потенциала изученных международных рынков. В процессе качественного анализа были проанализированы наиболее значимые критерии потребителей и предпочтения потребителей продукта на разных рынках. Был разработан и применен на примере изучаемой компании методический подход к выбору приоритетных иностранных рынков, а также разработаны рекомендации по выходу на иностранные рынки.
В процессе изучения теоретического материала по интернационализации были изучены основные мотивы выхода на международные рынки, модели интернационализации, наиболее характерные для ИТ компаний, а также стратегии интернационализации. Было дано определение интернационализации на основе предыдущих разработок и в соответствии с целями работы, а также изучены основные и наиболее значимые аспекты категории компаний «глобальные стартапы».
Во второй главе на основе теоретического материала и в соответствии с целями и задачами исследования была разработана методика для определения приоритетных рынков при интернационализации компании в соответствии с общими количественными измерениями рынка, а также специфическими для компании отраслевыми характеристиками.
Третья глава посвящена рассмотрению компании, изучению доступных ресурсов и постановке задачи исследования. Изучена степень текущей интернационализации, позиция компании в настоящий момент и задачи компании в направлении интернационализации в ближайшей перспективе.
В четвертой главе представлен пример применения методики, разработанной во второй главе работы. Она включает выявление наиболее перспективных рынков по общим параметрам и детальное изучение выделенных рынков по критериям оценки целевой аудитории компании. На основе теоретических материалов по заданной теме были проанализированы статистические данные из различных государственных и частных открытых источников, подсчитаны количественные характеристика рынков и изучены качественные свойства потребителей. На основе полученной информации была построена модель выбора приоритетных рынков и разработаны рекомендации по совершенствованию интернационализации на каждом из выбранных рынков.
Научная новизна отражена в предложенной методике оценки и выбора иностранных рынков для интернационализации на основе совокупности количественных и качественных критериев рынка и потребителей. Практическое значение работы заключается в применимости модели для компаний, оперирующих в отрасли онлайн услуг, при исследовании и выборе иностранных рынков в процессе интернационализации.
Данное исследование имеет ограничения, так как методика была разработана на основе изучения кейса одной компании, соответственно большое влияние на выявление значимых факторов оказала сфера деятельности фирмы. Также ограничения накладываются в связи с недоступностью актуальных статистических данных и, как следствие, использование совокупности источников для сравнительного анализа рынков.
В ходе исследования были изучены теоретические аспекты процесса интернационализации компаний, была выявлена специфика фирмы и изучена отрасль онлайн образования. Количественный анализ отражает текущий потенциал и ежегодный рост потенциала изученных международных рынков. В процессе качественного анализа были проанализированы наиболее значимые критерии потребителей и предпочтения потребителей продукта на разных рынках. Был разработан и применен на примере изучаемой компании методический подход к выбору приоритетных иностранных рынков, а также разработаны рекомендации по выходу на иностранные рынки.
В процессе изучения теоретического материала по интернационализации были изучены основные мотивы выхода на международные рынки, модели интернационализации, наиболее характерные для ИТ компаний, а также стратегии интернационализации. Было дано определение интернационализации на основе предыдущих разработок и в соответствии с целями работы, а также изучены основные и наиболее значимые аспекты категории компаний «глобальные стартапы».
Во второй главе на основе теоретического материала и в соответствии с целями и задачами исследования была разработана методика для определения приоритетных рынков при интернационализации компании в соответствии с общими количественными измерениями рынка, а также специфическими для компании отраслевыми характеристиками.
Третья глава посвящена рассмотрению компании, изучению доступных ресурсов и постановке задачи исследования. Изучена степень текущей интернационализации, позиция компании в настоящий момент и задачи компании в направлении интернационализации в ближайшей перспективе.
В четвертой главе представлен пример применения методики, разработанной во второй главе работы. Она включает выявление наиболее перспективных рынков по общим параметрам и детальное изучение выделенных рынков по критериям оценки целевой аудитории компании. На основе теоретических материалов по заданной теме были проанализированы статистические данные из различных государственных и частных открытых источников, подсчитаны количественные характеристика рынков и изучены качественные свойства потребителей. На основе полученной информации была построена модель выбора приоритетных рынков и разработаны рекомендации по совершенствованию интернационализации на каждом из выбранных рынков.
Научная новизна отражена в предложенной методике оценки и выбора иностранных рынков для интернационализации на основе совокупности количественных и качественных критериев рынка и потребителей. Практическое значение работы заключается в применимости модели для компаний, оперирующих в отрасли онлайн услуг, при исследовании и выборе иностранных рынков в процессе интернационализации.
Данное исследование имеет ограничения, так как методика была разработана на основе изучения кейса одной компании, соответственно большое влияние на выявление значимых факторов оказала сфера деятельности фирмы. Также ограничения накладываются в связи с недоступностью актуальных статистических данных и, как следствие, использование совокупности источников для сравнительного анализа рынков.



