Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Работа №52298

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНЕМОТЕХНИКИ. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
МНЕМОТЕХНИКИ 7
1.1. Мнемотехника как искусство запоминания 7
1.2. Базовые понятия мнемотехники 12
Выводы по 1 главе 16
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 18
2.1. Из опыта работы учителей по применению мнемотехнических
методов и приёмов в процессе обучения 18
2.2. Классификация приёмов мнемотехники 23
2.3. Проект «Правила в картинках с использованием мнемотехники на
уроках русского языка 32
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры авторских рифмизованных стихов 5


Настоящая работа посвящена изучению методике применения мнемотехники как особому средству формирования познавательной активности учащихся.
Актуальность темы исследования состоит, во-первых, в облегчении естественного запоминания информации у учащихся, увеличение объёма памяти путём создания дополнительных ассоциативных связей, повышения мотивации к изучению системы русского языка, особенно орфографии, поскольку формирования орфографических навыков не реализуется в достаточной мере. Существует теснейшая связь мнемоприема и интереса к уроку, потому что внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны. Это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота. Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.
Во-вторых, нужно отметить, что ФГОС ООО и курс Национальной доктрины до 2025 образования направлен на разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей:
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования.[33]
В-третьих, мнемоматериал необходим на уроках русского языка с точки зрения предметно-методических, возрастных, психологических, физиологических особенностей. Мнемотехническими методами и приёмами можно пользоваться на уроках, при индивидуальной работе со слабыми учениками, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, в работе с одаренными детьми.
В-четвертых, мнемотехника способна не только вызвать у ребят интерес, но и своими «неправильными», «ненаучными», «нелегальными», упрощенными способами подачи нового материала «на пальцах», непроизвольно заставляет школьников понимать суть правила и, как следствие, облегчает применение его на практике.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует признать то, что при кажущемся большом объеме, посвященных применению методов и приёмов мнемотехники в обучении русскому языку, целый ряд вопросов остается спорным и недостаточно решенным: в традиции его изучения и научного освещения всё еще наблюдаются лакуны, что обусловлено противоречивой природой самого объекта исследования. Среди научных работ по мнемотехнике можно назвать работы следующих авторов:
1. Е.В. Целоусова «Мнемотехника - один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету».
2. М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина, Г.И. Посохова «Формирование связной речи с помощью мнемотехники».
3. Д.Лапп «Искусство помнить и забывать».
4. О. Эренберг «Приёмы запоминания информации».
5. Т.А. Никитина «Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания)».
6. В.А. Козаренко «Учебник мнемотехники».
7. Н.Д.Слоущ «Мнемотехника или искусство укреплять память».
8. Ю.Р. Шейх-Заде «Суперпамять: древняя методика мнемотехники»
9. Ю.К. Пугач «Развитие памяти - система приемов». Теоретико-методологическую базу данной работы составляют исследования, рассматривающие:
- философско-педагогические аспекты образования (идеи гуманизации и гуманитаризации образования): И.Ю. Алексашина, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.;
- в области усвоения приёмов мнемотехники: М.А. Зиганов, В.А. Козаренко, Т.А. Никитина;
- в процессе обучения и воспитания: Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П.Блонский, Л.В. Занков, П.И. Зинченко, К.Д. Ушинский Д.И. Эльконин и др.
Объектом исследования стали мнемотехнические методы и приемы в процессе обучения русскому языку.
Предмет исследования- содержание и методика применения мнемотехнических приёмов как средства формирования познавательной активности учащихся в процессе учебной деятельности в 5-7 классах.
Целью работы является исследование и системное описание мнемотехнических методов и приёмов обучения русскому языку при изучении основных разделов русского языка в 5-7 классах.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) изучить и систематизировать теоретический материал по исследуемой проблеме;
2) рассмотреть основные виды, методы и приёмы мнемотехники;
3) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как «мнемотехника», «мнемотехнические приёмы» «ассоциации», «мыслительные операции» и т.д.
4) обобщить опыт работы учителей в области применения мнемотехники на уроках русского языка;
5) описать проект «Правила в картинках» с использованием приёмов мнемотехники на уроках русского языка, разработанный учителем русского язык и литературы МБОУ «Танаевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан Н.Н. Костиной;
6) разработать рифмизованные стихи для усвоения, закрепления орфоэпических и орфографических правил.
В процессе исследования нами были применены теоретико-поисковый метод, включающий изучение и анализ методологической, научно-педагогической и методической литературы, сопоставление и обобщение практического инновационного опыта в области применения мнемотехнических методов и приёмов, метод наблюдения.
Материалом для исследования послужили наблюдения за учащимися в период прохождения педагогической практики в 5-8 классах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Елабужского района РТ.
Научная новизна работы определена выбором объекта и предмета исследования. ВКР представляет опыт комплексного анализа, включающего методику применения мнемотехнических методов и приёмов обучения русскому языку в 5-8 классах. Предложено описание проекта «Правила в картинках» с использованием приёмов мнемотехники на уроках русского языка, разработанного учителем русского язык и литературы МБОУ «Танаевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан Н.Н. Костиной.
Теоретическая значимость ВКР заключается в систематизации и углублении теоретических аспектов мнемотехники как педагогической технологии и применения ее на уроках русского языка.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в практике преподавания русского языка, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении учебных пособий, руководстве курсовыми работами соответствующей проблематики. С учетом изложенных цели и задач исследования определена структура работы. Она включает в себя введение, две главы с выводами, заключение и список использованной литературы, приложение. Во введении даётся обоснование актуальности, объекта, предмета исследования, формулируются цель, задачи и методы, приводится теоретико-методологическая база и структура работы. В первой главе «Теоретические основы мнемотехники. Обоснование применения педагогической мнемотехники», состоящей из трех параграфов, рассматриваются виды мнемотехники, её история, точки зрения авторов, наиболее популярных пособий по развитию памяти. Особое внимание уделяется педагогической мнемотехнике, её приёмам и базовым терминам из психологии, таким, как «память», «объём памяти», «забывание», «восприятие» и т.д., приводятся выводы. Во второй главе «Методика применения мнемотехники на уроках русского языка» анализируется опыт работы учителей на применение мнемотехники, используемые ими приёмы на уроках русского языка, рассмотрен проект «Правила в картинках, разработанный учителем русского языка и литературы Н.Н. Костиной, приведены рифмованные стихи (36) для усвоения, закрепления орфоэпических и орфографических норм языка. В заключении подведены итоги проведённого исследования и намечены пути для дальнейшего изучения предложенной проблемы. Список использованной литературы содержит 42 источника, включая учебные пособия по развитию памяти, статьи преподавателей по изложенной проблеме, научную литературу, словари и интернет-сайты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема выбора технологии, методов и приемов для эффективного обучения русскому языку, запоминания правил - одна из сложных и противоречивых проблем современной методической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий школьников в оценочной деятельности. Одним из направлений, особенно любимым учителями общеобразовательных учреждений, является педагогическая мнемотехника. Востребованность использования методов и приёмов мнемотехники объясняется следующими причинами:
С помощью мнемотехники учащимся легче запомнить большой объём информации, что мотивирует к работе на уроке и слабых учащихся, так как в процессе запоминания целиком задействованы механизмы памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;
Методы и приёмы мнемотехники развивают образную память, но это происходит при условии, если учащийся активно вовлекается в процесс изготовления мнемотаблиц, сочинения рифмовок, цепочек ассоциаций. Приёмы мнемотехники повышают мотивацию к обучению, так учащиеся 5-8 классов с большим интересом воспринимают новые приёмы и методы преподавания. Учителям мнемотехника позволяет сделать процесс обучения в общеобразовательных учреждениях действенным и результативным.
Нами был рассмотрен проект «Правила в картинках», разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ «Танаевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан Н.Н. Костиной. В этом проекте приемы мнемотехники применяются на уроках русского языка как графические и изобразительные средства зрительной наглядности. Они представляют собой справочный и инструктивный материал, просты в применении, их можно вывешивать в классе или прикреплять на магнитную доску на различное по продолжительности время на уроках объяснения нового материала или при закреплении и обобщении ранее изученного.
Кроме того, нами были разработаны материалы (36 рифмованных “запоминалок” с применением мнемотехники в форме дидактической игры «Доскажи словечко» для усвоения орфоэпических и орфографических норм для учащихся 5-8 классов.
Перспектива нашего исследования заключается в необходимости дальнейшего изучения методов и приёмов мнемотехники, так как они помогают значительно облегчить запоминания большого потока информации. Рамки выпускной квалификационной работы не позволили вместить всё многообразие методов и приёмов мнемотехники. Например, нами не были рассмотрены и подобраны примеры для учащихся, воспринимающих информацию с помощью движений. Также весьма проблематично сочинить рифмизацию, либо лингвистическую сказку на каждый случай затруднения учащегося, что и представляет перспективу нашего исследования.
Таким образом, применение приёмов мнемотехники положительно сказывается на успеваемости учащихся, развитию их умственных способностей и творческого потенциала.



1 .Алексашина. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. - СПб.: СпецЛит, 2000. - 223с.
2. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьника. - Л., 1940.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1977. - 257 с.
4. Блонский П.П. Память и мышление.- М., 1935.
5. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию. Формирование связной речи у детей (5-7 лет). - СПб.: КАРО, 2007.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.В. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
7.Занков JI.B. Память. - М.: Учпедгиз, 1949.
8. Земляченко М. В., Кутергина Т. В., Посохова Г. И. Формирование
связной речи с помощью мнемотехники [Текст] / М. В. // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. -Челябинск: Два
комсомольца, 2013. - С. 125-128. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).
9. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык 5 класс. Учебник. В 2 частях с online поддержкой.- М.: Просвещение, 2015.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 1965.- 570 с.
11. Лурия А.Р. Внимание и память.- М.: МГУ, 1975.- 106 с.
12. Ляудис В.Я. Память в процессе развития.- М.: Изд-во МГУ, 1976.256 с.
13. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). - М:. Международное агенство A.D.&T.,2002.- 299 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб:. Питер, 2005. - 713 с:. ил.(Серия «Мастера психологии»).
15. Ушинский К.Д. Собрание сочинений.Т. 10. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 668 с.
16. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве/Пер. с лат. Ф.А. Петовкого, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова/Под ред. М.Л. Гаспарова. - М: Научно издательский центр «Ладомир», 1994. - 475 с.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.
3. Интернет-ресурсы
18. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов
М.Р.Русский язык. [Электронный ресурс]. -URL: http
http: //wwwhttp://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/19/rabochaya- ргоетат(дата обращения 8.10.2016).
19. Интернет-сайт. Библиофонд. Большая психологическая
Энциклопедия. [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=95994 (дата обращения 8.10.2016).
20. Интернет-сайт. Большой психологический словарь Зинченко П.И.,
Мещерякова Б.Г. [Электронный ресурс] -URL:
http://svitk.ru/004 book book/14b/3174 zinhenko-
bolhoy psihologiheskiy slovar.php# Toc145047025 (дата обращения:
10.12.2016) .
21. Интернет-сайт. Электронная библиотека «Веда». Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. -URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/103952.html (дата обращения 15.11.2016).
22. Интернет-сайт. Говорящая графика. Коменский Я.А. Мир
чувственных вещей в картинках [Электронный ресурс]. -URL: http://gogr.narod.ru/coll/kom.html (дата обращения 16.11.2016). 23. Интернет- портал.Грамота.ру [Электронный ресурс] -URL:
http://gramota.ru/class/memos (дата обращения 24.12.2016).
24. Интернет-сайт Картинки на рабочий стол. [Электронный ресурс] - URL: http://gompix.ru/kartinki/peyzazhi (дата обращения 28.12.2016).
25. Интернет-сайт.Методики. Авторские методики. Отто Эренберг
[Электронный ресурс]. -URL:
http: //www.braintools.ru/rubric/methodology/author/otto-erenberg» (дата
обращения 14.10.2016).
26. Интернет-сайт. Общий толковый словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://tolkslovar.ru/a4051 .html (дата обращения 23. 12.2016).
27. Интернет-сайт. Психология. Слоущ Н.Д. Искусство укреплять память [Электронный ресурс]. -URL: http://relaxynet.ru/load/psikhologija(дата обращения 14.10.2016).
28. Интернет-сайт. Психологический словарь.Мнемоника. -
[Электронный ресурс]. -URL: http://www.glossword.info/index.php/term/9-
psihologicheskiii-slovar-,3257-mnemonika.xhtml (дата обращения 21.12.2016).
29. Интернет-сайт. Развитие творческого мышления и интеллекта. Лапп Д.И. Искусство помнить и забывать [Электронный ресурс]. -URL: http://www.superidea.ru/index.php (дата обращения 21.12.2016).
30. Интернет-сайт. Рогачева Дарья Сергеевна. Сайт учителя русского языка и литературы. [Электронный ресурс]. -URL: http://nsportal.ru/rogacheva-darya-sergeevna (дата обращения 18.10.2016).
31. Интернет-сайт.Самопознание.ру - [Электронный ресурс] -URL: http://samopoznanie.ru/kazan/(дата обращения 24.12.2016).
32. Интернет-сайт. Словари и энциклопедии на Академике.
[Электронный ресурс]. -URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc tech/ (дата
обращения 16.11. 2016).
33. Интернет-сайт. Специализированный информационный портал. Национальная доктрина образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5■htm(дата обращения
13.10.2016) . 34. Интернет-сайт. Театральная библиотека. Пугач Ю.К.
Развитие памяти. [Электронный ресурс]. -URL: http://biblioteka.teatr-
obraz.ru/node/6990 (дата обращения 22.12.2016).
35. Интернет-сайт. Триосфера. Что такое мнемотехника? [Электронный ресурс]. -URL: http://2012god.ru/ (дата обращения 29.12.2016).
36. Интернет-сайт. Фестиваль педагогических идей. Салева Л.А. Открытый урок. Применение моделей, схем, мнемотаблиц для ознавательно - речевого развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. -URL: http://festival.1september.ru/articles/211796/(дата обращения 8.01.2017).
36. Интернет-сайт. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.
Целоусова Е.В. Мнемотехника - один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету [Электронный ресурс]. -URL:
http://festival.1september.ru/articles/211796/(дата обращения 8.01.2017).
37. Интернет-сайт. 4 brain Урок 5. Мнемотехники[Электронный ресурс]. -URL: http://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php (дата обращения 29.12.2016) .
38. Интернет-сайт.Вгат.Тоо1.ги. [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.braintools.ru/ (дата обращения 29.12.2016).
39. Интернет-сайт. КооЬ.ги.Франц Лёзер. Тренировка памяти
[Электронный ресурс]. -URL: http://www.koob.ru/about/403.php (дата
обращения 30.12.2016).
40. Интернет-сайт. Методический центр Numi.ru [Электронный ресурс]. -URL: http://numi.ru/fullview.php?id= 10136 (дата обращения 10.11.2016).
41. Интернет-сайт. Электронная библиотека RoyalLib.com. Козаренко
В.А. Учебник мнемотехники. [Электронный ресурс]. -URL:
http://royallib.com/book/kozarenko vladimir/uchebnik mnemotehniki.html
(датаобращения 14.11.2016).
42. Интернет-сайт. rudocs.exdat.com М.А. Зиганов.Скорочтение [Электронный ресурс]. -URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-283929.html (дата обращения 16.11. 2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ