ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7
1.1Сущность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 7
1.2 Субъекты государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства 19
1.3 Финансовые методы поддержки малого и среднего предпринимательства 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 29
2.1 Сравнительный анализ уровня финансовой поддержки малого и
среднего предпринимательства в регионах России 29
2.2 Отношение населения Татарстана к финансовой поддержке малого и
среднего предпринимательства 50
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 67
3.1 Развитие небанковских институтов финансирования малого 67
и среднего предпринимательства 67
3.2 Применение зарубежного опыта государственной финансовой
поддержки малого и среднего Российской Федерации 70
3.3 Развитие альтернативных методов поддержки малого и среднего
предпринимательства 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7
1.1Сущность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 7
1.2 Субъекты государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства 19
1.3 Финансовые методы поддержки малого и среднего предпринимательства 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 29
2.1 Сравнительный анализ уровня финансовой поддержки малого и
среднего предпринимательства в регионах России 29
2.2 Отношение населения Татарстана к финансовой поддержке малого и
среднего предпринимательства 50
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 67
3.1 Развитие небанковских институтов финансирования малого 67
и среднего предпринимательства 67
3.2 Применение зарубежного опыта государственной финансовой
поддержки малого и среднего Российской Федерации 70
3.3 Развитие альтернативных методов поддержки малого и среднего
предпринимательства 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Анализ российской хозяйственно-экономической деятельности показывает, что в целом органы власти постепенно осваивают общепринятые в мировой практике подходы к государственной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, во многих регионах созданы государственные органы поддержки малого и среднего бизнеса: министерства, комитеты, управления, департаменты. Благодаря федеральным органам управления малым и средним бизнесом в регионах активно внедряются финансовые формы поддержки предпринимательства: субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовые организации, гарантийные фонды, бизнес-инкубаторы и др.
Самым острым вопросом защиты местного бизнеса в условиях глобализации остается построение эффективной региональной системы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Прежде чем выстраивать систему государственной поддержки органам регионального государственного управления целесообразно проанализировать, насколько она будет экономически эффективна и встраиваема в современные российские экономические условия. Практика поддержки малого и среднего предпринимательства зарубежных стран показывает, что эффективный региональный механизм управления и развития бизнеса позволяет функционировать субъекту малого и среднего предпринимательства как слаженному хозяйственному организму, в результате чего достигается высокая доходность как самого субъекта, так и бюджетная эффективность региона, в котором он функционирует. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования региональной системы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в современных российских экономических условиях.
Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса (далее-МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические аспекты развития малого и среднего предпринимательства рассматривались в трудах: О. Акимова, С. Аникеева, Ф. Бинштока, Л. Бляхмана, А. Бусыгина, А. Виленского, Р. Гринберга, О. Иншакова, А. Каминки, М. Лапусты, А. Муравьева, О. Плотниковой, Ю. Симионова, В. Цзиня, В. Чапека, О. Шестоперова и др. Особенности процесса построения региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства изложены в трудах: А. Алабина, В. Афанасьева, Л. Абалкина, С. Бадмаева, В. Басаревой, Чередановой, И. Шевченко, А. Шулуса, Е. Ясина и др. Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам государственного управления и развития предпринимательства, ощущается потребность более глубокого исследования региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Необходимость повышения научной обоснованности при разработке государственных программ и стратегий по развитию малого и среднего предпринимательства, теоретическая и практическая востребованность эффективной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях современной России определили выбор темы, цель исследования и его задачи.
Цель работы-исследование государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и разработка комплекса мер, направленных на ее совершенствование.
Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть специфику развития малого бизнеса в России;
- изучить финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства;
- сделать сравнительные расчеты показателей выбранных регионов;
- изучить финансовые методы поддержки малого и среднего предпринимательства;
- найти основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на примере регионов;
- выявить отношение населения Татарстана к финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства;
- предложить основные направления и формы совершенствования государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства регионов Российской Федерации.
Объект исследования в настоящей работе - малое и среднее предпринимательство регионов Российской Федерации.
Предмет исследования - государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Методология исследования: сравнительный анализ, анкетирование, сравнительный анализ показателей выбранных регионов, описательный метод, метод логического обобщения.
Информационная база исследования - законодательные и нормативно - правовые акты по вопросам государственного финансирования малого и среднего предпринимательства, энциклопедические издания,
монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов, статистические данные РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Во второй главе проведен сравнительный анализ выбранных регионов. В третьей главе предложены перспективные направления развития государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Самым острым вопросом защиты местного бизнеса в условиях глобализации остается построение эффективной региональной системы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Прежде чем выстраивать систему государственной поддержки органам регионального государственного управления целесообразно проанализировать, насколько она будет экономически эффективна и встраиваема в современные российские экономические условия. Практика поддержки малого и среднего предпринимательства зарубежных стран показывает, что эффективный региональный механизм управления и развития бизнеса позволяет функционировать субъекту малого и среднего предпринимательства как слаженному хозяйственному организму, в результате чего достигается высокая доходность как самого субъекта, так и бюджетная эффективность региона, в котором он функционирует. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования региональной системы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в современных российских экономических условиях.
Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса (далее-МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические аспекты развития малого и среднего предпринимательства рассматривались в трудах: О. Акимова, С. Аникеева, Ф. Бинштока, Л. Бляхмана, А. Бусыгина, А. Виленского, Р. Гринберга, О. Иншакова, А. Каминки, М. Лапусты, А. Муравьева, О. Плотниковой, Ю. Симионова, В. Цзиня, В. Чапека, О. Шестоперова и др. Особенности процесса построения региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства изложены в трудах: А. Алабина, В. Афанасьева, Л. Абалкина, С. Бадмаева, В. Басаревой, Чередановой, И. Шевченко, А. Шулуса, Е. Ясина и др. Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам государственного управления и развития предпринимательства, ощущается потребность более глубокого исследования региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Необходимость повышения научной обоснованности при разработке государственных программ и стратегий по развитию малого и среднего предпринимательства, теоретическая и практическая востребованность эффективной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях современной России определили выбор темы, цель исследования и его задачи.
Цель работы-исследование государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и разработка комплекса мер, направленных на ее совершенствование.
Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть специфику развития малого бизнеса в России;
- изучить финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства;
- сделать сравнительные расчеты показателей выбранных регионов;
- изучить финансовые методы поддержки малого и среднего предпринимательства;
- найти основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на примере регионов;
- выявить отношение населения Татарстана к финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства;
- предложить основные направления и формы совершенствования государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства регионов Российской Федерации.
Объект исследования в настоящей работе - малое и среднее предпринимательство регионов Российской Федерации.
Предмет исследования - государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Методология исследования: сравнительный анализ, анкетирование, сравнительный анализ показателей выбранных регионов, описательный метод, метод логического обобщения.
Информационная база исследования - законодательные и нормативно - правовые акты по вопросам государственного финансирования малого и среднего предпринимательства, энциклопедические издания,
монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов, статистические данные РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Во второй главе проведен сравнительный анализ выбранных регионов. В третьей главе предложены перспективные направления развития государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
В процессе исследования мы пришли к выводам. Государственная финансовая поддержка проводится ,но существует ряд проблем ее реализации:
- слабая координация деятельности организаций по поддержке малого предпринимательства, дублирование ими одних и тех же функций;
- неэффективная система информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о существующих мерах государственной финансовой поддержки, отсутствие во многих информационного портала малого и среднего бизнеса, общедоступных каналов обеспечения организаций и индивидуальных предпринимавшей необходимыми информационными ресурсами;
- незначительный охват малых и средних предприятий услугами государственной поддержки ввиду ограничения источников финансирования;
- сложность процедуры оформления конкурсных заявок на получение финансовой помощи для субъектов малого бизнеса;
- отсутствие адекватной системы оценки эффективности мер государственной поддержки малого предпринимательства;
- недостаточно активная позиция субъектов малого и среднего бизнеса в участии государственных программ и реализации их на основе разработанных и утвержденных проектов.
Проведенный анализ помог нам сделать вывод о том, что поддержка градируется по регионам РФ. Субсидирование малого и среднего предпринимательства осуществляется в основном в приоритетных направлениях. Популярными направлениями являются лизинг и гранты поддержки.
Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие финансовой поддержки малого предпринимательства в нашей стране.
Для решения выявленных проблем мы предлагаем использовать опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Германии, который заключается в использовании программирования микрофинансовой поддержки малого бизнеса субнациональных образований в сотрудничестве органов местного самоуправления с региональной властью. Центры поддержки малого предпринимательства создаются и поддерживаются со стороны Федерального фонда (в Германии - Германского банка реконструкции и развития) с участием органов власти.
Также мы рекомендуем внедрение и освоение альтернативных институтов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к которым мы в первую очередь отнесли :
- применение коллективного финансирования (краудфандинг и краудинвестинг);
- развитие лизинга;
- развитие факторинга;
- сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов;
- упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов недвижимого имущества;
- упрощение отчетности;
- развитие микрофинансирования;
- развитие рынка секьюритизации;
- развитие института венчурного финансирования.
Вышепредставленные направления помогут субъектам малого и среднего предпринимательства в обеспечении стабильного развития малого и среднего бизнеса в условиях нынешней экономики.
Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования.
Основными формами финансовой поддержки являются: субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии. Однако на сегодняшний день приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование.
Правительству необходимо использовать ряд предложенных в работе мер, для улучшения климата малого и среднего предпринимательства
- слабая координация деятельности организаций по поддержке малого предпринимательства, дублирование ими одних и тех же функций;
- неэффективная система информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о существующих мерах государственной финансовой поддержки, отсутствие во многих информационного портала малого и среднего бизнеса, общедоступных каналов обеспечения организаций и индивидуальных предпринимавшей необходимыми информационными ресурсами;
- незначительный охват малых и средних предприятий услугами государственной поддержки ввиду ограничения источников финансирования;
- сложность процедуры оформления конкурсных заявок на получение финансовой помощи для субъектов малого бизнеса;
- отсутствие адекватной системы оценки эффективности мер государственной поддержки малого предпринимательства;
- недостаточно активная позиция субъектов малого и среднего бизнеса в участии государственных программ и реализации их на основе разработанных и утвержденных проектов.
Проведенный анализ помог нам сделать вывод о том, что поддержка градируется по регионам РФ. Субсидирование малого и среднего предпринимательства осуществляется в основном в приоритетных направлениях. Популярными направлениями являются лизинг и гранты поддержки.
Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие финансовой поддержки малого предпринимательства в нашей стране.
Для решения выявленных проблем мы предлагаем использовать опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Германии, который заключается в использовании программирования микрофинансовой поддержки малого бизнеса субнациональных образований в сотрудничестве органов местного самоуправления с региональной властью. Центры поддержки малого предпринимательства создаются и поддерживаются со стороны Федерального фонда (в Германии - Германского банка реконструкции и развития) с участием органов власти.
Также мы рекомендуем внедрение и освоение альтернативных институтов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к которым мы в первую очередь отнесли :
- применение коллективного финансирования (краудфандинг и краудинвестинг);
- развитие лизинга;
- развитие факторинга;
- сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов;
- упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов недвижимого имущества;
- упрощение отчетности;
- развитие микрофинансирования;
- развитие рынка секьюритизации;
- развитие института венчурного финансирования.
Вышепредставленные направления помогут субъектам малого и среднего предпринимательства в обеспечении стабильного развития малого и среднего бизнеса в условиях нынешней экономики.
Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования.
Основными формами финансовой поддержки являются: субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии. Однако на сегодняшний день приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование.
Правительству необходимо использовать ряд предложенных в работе мер, для улучшения климата малого и среднего предпринимательства
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Основы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности (Финансовый университет при Правительстве РФ)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2024 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВОЙ И
ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



