Введение 3
1. Теоретические аспекты управления стратегическими изменениями в организации 7
1.1. Понятие стратегических изменений в организации 7
1.2. Виды стратегических изменений в организации 17
1.3. Модели управления стратегическими изменениями в организации 23
2. Анализ управления стратегическими изменениями на ООО «ЛУКОЙЛ
Узбекистан Оперейтинг Компани» 34
2.1. Характеристика финансово-экономической деятельности ООО
«ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани» 34
2.2. Исследование проекта «Кандым» 44
2.3. Анализ существующей системы верхнего уровня управления технологическим процессом 55
3. Основные направления совершенствования управления стратегическими изменениями на ООО «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани» 66
3.1. Оценка рисков проекта «Кандым» 66
3.2. Совершенствование систем контроля и управления стратегическими
изменениями проекта «Кандым» 71
3.3. Разработка экономико-математической модели для оценки эффективности проекта в меняющихся экономических условиях 81
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Глобализация бизнеса, активное развитие науки и техники, открытие новых месторождений полезных ископаемых все это и многое другое является сегодня основным детерминантом конкуренции. В тоже время именно эти факторы являются, генератором прогресса на различных уровнях управления начиная с масштабов межгосударственных рыночных отношений заканчивая малым и средним бизнесом. Более того на развитие того или иного субъекта экономики значительное влияние оказывает геополитическая обстановка как в регионе деятельности субъекта, так и во всем мире. Все вышесказанное обуславливает постоянное хаотичное движение в системе народного хозяйства. В борьбе за «место под солнцем» на экономической арене и стабильное развитие многим предпринимателям приходится все чаще применять качественно новые приемы соперничества.
Чрезвычайно интенсивный рост и развитие существующих сфер экономики, а также появление новых приводит к еще большему увеличению экономической информации, что в свою очередь вводит многих менеджеров верхнего звена в информационный вакуум. С одной стороны, обильные потоки внешних данных о нынешней экономической атмосфере, с другой - отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направлений развития.
Каждый предприниматель должен сегодня интенсивнее анализировать работу инструментов планирования, контроля и управления. Поэтому создание и расширение хорошо функционирующей информационной системы являются основными предпосылками эффективной деятельности предприятия.
Для того чтобы предприятие сделать более управляемым, необходимо использовать соответствующие методы анализа и дополнительные инструменты. При помощи инструментов контроллинга предприниматели могут лучше владеть ситуацией на своих предприятиях.
В постоянно меняющемся мире невозможно постоянно находится без изменений и долго сохранять занимаемое положение в сфере деятельности, стоит даже отметить что для поддержания жизнедеятельности предприятиям необходимо находится в постоянной динамике. Это в свою очередь хорошо подходит под описание выражения Артура Шопенгауэра - «Постоянны только изменения».
Современную экономическую обстановку можно характеризовать нестабильными процессами, которые не всегда подчиняются общепринятым законам экономики, а также, наличием неопределенностей, не поддающихся прогнозированию.
Не частое, иногда однократное, крупномасштабное явление, проводимое в рамках стратегического менеджмента принято считать стратегическими изменениями. Следует отметить тот факт, что в разрезе стратегического управления развитие организации рассматривается как в большей степени непрерывный эволюционный процесс, в котором образуется определенная последовательность стратегических изменений, вызывающих цепную реакцию. Другими словами, одно стратегическое изменение создает необходимость в других изменениях. Следовательно, динамический процесс внедрения и управления стратегическими изменениями становится достаточно актуальным.
Устойчивое развитие компаний, в особенности компаний нефтегазового кластера в перспективе зависит от ее способности прогнозировать и гибко реагировать на изменяющиеся условия внешнего окружения, удерживать и приобретать новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках.
Макроэкономическая атмосфера в регионе деятельности предприятия диктует условия проведения изменений в компании на высшем уровне руководства. Данного рода изменения могут влиять в основном на четыре основных составляющих предприятия - организационная структура, технология производства, корпоративная культура, производимый продукт.
Таким образом, основной проблемой стратегического управления изменениями в современных экономических условиях является большое количество неопределенностей в сфере деятельности, а также актуальность и недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов, связанных с управлением стратегическими изменениями в организации, предопределили выбор темы магистерской диссертации, цели и задачи исследования.
Используя теоретические основы управления изменениями разработать план и оценить эффективность внедрения предлагаемых стратегических изменений на анализируемом предприятии для достижения его стратегических целей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- обобщить теоретические аспекты управления стратегическими изменениями в организации;
- рассмотреть модели управления стратегическими изменениями в организации;
- исследовать проект «Кандым»;
- проанализировать проект «Кандым» с применением экономико-математической модели;
- разработать основные направления совершенствования управления стратегическими изменениями на ООО «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани».
Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе управления стратегическими изменениями в организации. Объект исследования - инновационный проект «Кандымский газоперерабатывающий завод». Стратегией компании является максимизация эффективности актива в Узбекистане.
Гипотеза диссертационного исследования - эффективное управление стратегическими изменениями является ключевым фактором развития предприятия в динамичной экономической среде.
В процессе написания магистерской диссертации были рассмотрены труды зарубежных авторов в области управления стратегическими изменениями, таких как М.Бир, А.А. Томпсон и А.Дж. Стриклена, М. Портер, П. Друкер, М.Х. Мескон, Дж. Харрингтон, а также работы отечественных авторов - А.Н. Петрова, В.Д. Марковой, Г.В. Широковой.
В методологическом отношении диссертация основана на общенаучных методах анализа и синтеза, индукции и дедукции. При решении поставленных задач применялись системный, ситуационный, функциональный подходы.
Результаты, обладающие элементами научной новизны:
- была предложена методика управления стратегическими изменениями «changing-control», позволяющая разрабатывать различные сценарии и оценивать степень влияния тех или иных изменений;
- был разработан алгоритм взаимодействия систем диспетчеризации и автоматики с пользовательскими программными комплексами высшего руководства;
- была разработана матрица влияния и предсказуемости финансовых рисков проекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, предложенные разработки при сравнительно небольших капиталовложениях, могут принести значительную экономию на потребляемое сырье. Наличие обратной связи также является необходимым элементом при реализации проектов.
Публикации, подготовленные в процессе работы над магистерской диссертацией:
- статья «Планирование по потенциалу актива в нефтегазовом секторе» - Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 1;
- статья «Рациональное управление технологическими параметрами производства как инструмент стратегического управления» - II международная научно-практическая конференция «Энергия молодежи для нефтегазовой индустрии», 2017г.
- статья «Особенности учета стратегических рисков при разработке стратегии компании» - Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы экономического развития регионов», №1, 2017г.
В процессе работы над данным исследованием нами была достигнута цель работы - исследованы теоретические и разработаны методические положения и практические рекомендации по управлению стратегическими изменениями на промышленном предприятии ООО «Лукойл Узбекистан Оперейтинг Компани» на примере проекта «Кандым».
Задачами данной работы являлись:
- обобщить теоретические аспекты управления стратегическими изменениями в организации;
- рассмотреть модели управления стратегическими изменениями в организации;
- исследовать проект «Кандым»;
- проанализировать проект «Кандым» с применением экономико-математической модели;
- разработать основные направления совершенствования управления стратегическими изменениями на ООО «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани».
Эти задачи были достигнуты.
В первой главе работы нами была изучена терминология исследования, классификация стратегических изменений, подходы к управлению изменениями, этапы осуществления стратегических изменений, виды стратегических изменений и модели управления стратегическими изменениями в организации.
Во второй главе работы нами была изучена специфика функционирования предприятия ООО «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани» и роль рассматриваемого проекта «Кандым». Анализ теоретической базы исследования, специфики функционирования предприятия были использованы для анализа данного проекта с применением модели эффективного управления стратегическими изменениями и модели развития предприятия на базе инновационных изменений.
В третьей главе работы были проанализированы значительные риски проекта «Кандым». Предложена классификация и методика оценки рисков по их значимости. В качестве основных направлений совершенствования управления стратегическими изменениями на ООО «ЛУКОЙЛ Узбекистан Оперейтинг Компани» был предложен механизм управления стратегическими изменениями в организации, посредством систем диспетчеризации. Также были предложены основные направления совершенствования существующей системы управления бизнес-процессами.
В процессе работы над данным исследованием были сделаны следующие выводы.
Стратегические изменения - это самостоятельный инструмент стратегического управления, представляющий собой постоянно воспроизводимые дополнительные активные действия, которые способны привести к завоеванию дополнительных конкурентных преимуществ, используя открывшиеся возможности внешней среды и завоеванию устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей.
Безусловно, прежде чем приступить к осуществлению преобразований, необходимо продумать последовательность этапов и шагов внедрения изменений в организации: первый этап - осмысление необходимости стратегических изменений; второй - определение конечной цели внедрения стратегических изменений; третий - выбор объекта стратегических изменений; четвертый этап - планирование и разработка процесса внедрения стратегических изменений; пятый - осуществление изменений; шестой этап - результаты осуществления изменений.
На современном этапе развития экономической мысли и реализации научных предложений выделяют следующие основные виды стратегических изменений в организации - ребрендинг, аутсорсинг. В настоящее время теория стратегических изменений предлагает большое количество различных моделей управления изменениями, которые позволяют выработать общую идеологию и концепцию проведения изменений и являются хорошим практическим руководством. К ним можно отнести следующие модели - модель изменений К. Левина, модель успешного проведения изменений Л. Грейнера, теория Е и теория О стратегических изменений, модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Дж. Келли, инновационная модель управления развитием предприятия О.С. Сухарева. Выбор модели изменения должен стать важным этапом при принятии решений о внедрении изменений для промышленных предприятий.
Проект «Кандым», созданный на базе интеграции современных конструкторских решений в области газопереработки и автоматики. Является инновационным проектом в сфере автоматизации нефтегазовой промышленности.
Успешная реализация проработанных стратегических изменений также должна приводить к завоеванию новых конкурентных преимуществ на рынке. Соединение конкурентных преимуществ, полученных за счет реализации стратегии, и конкурентных преимуществ от дополнительных активных стратегических изменений, в идеале должны приводить к получению синергетического эффекта. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создает специфическое конкурентное преимущество, которое реализуется на уровне организации в целом. Поэтому управление стратегическими изменениями должно быть непосредственно связано с общим стратегическим управлением в организации.
Обобщенные теоретические положения исследования могут послужить базой для дальнейших исследований, а разработанные методические положения и рекомендации могут способствовать эффективной организации управления стратегическими изменениями на предприятии и быть использованы для дальнейших проектов предприятия.
1. Thomas J. Peters, Robert H. Waterman, Jr. // Search of Excellence. Harper & Row, New York, 1982.
2. Ansoff. Strategic Management.
3. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
4. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия
5. Даниелс Доюон Д, Радеба Ли X. Международный бизнес. Внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. — М.: Дело Лтд, 1994.
6. Гусев Ю. В. Стратегическое управление. — Новосибирск, 1995.
7. Капиталистическое управление: уроки 1980-х/Грачев М. В., Соболевская
8. Кинг У, Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М: Прогресс, 1982.
9. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. — М.: Прогресс,1987.
10. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятий. — М.: Внешторгиздат, 1989.
11. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985.
12. Tamer Tamer Salameh. Strategic Posture Analysis and Financial Performance of the Banking Industry in the United Arab Emirates // (D.B.A. diss. United States International University, Son Dago, California, 1987).
13. Chandler A.D., Jr. Strategy and Structure. M.I.T. Press, Cambridge, Mass., 1962.
14. Thomas J. Peters, Robert H. Waterman, Jr. // Search of Excellence. Harper & Row, New York, 1982.
15. Hans ten Dam and Cartes Siffert. Developing Strategic Management in a Diversified Firm // в Н. Igor Ansoff, Aart Bosnian, and Peter M. Storm, (eds.). Understanding and Managing Strategic Change. North-Holland Publishing Company, New Yorit, 1982.
16. Peter Hatziahtomou. The Relationship of Environmental Turbulence, Corporate Strategic Profile, and Company Performance // (D.B.A. diss. United States International University, Son Diego, Califonha, 1986).
17. Tamer Tamer Salameh. Strategic Posture Analysis and Financial Performance of the Banking Industry in the United Arab Emirates // (D.B.A. diss. United States International University, Son Dago, California, 1987).
18. Charles E. Lindblom. The Science of Muddling Through // Public Administration Review. 1959. Spring.
19. James Brian Quinn. Strategies for Change: Logical Incrementalism. Richard D. Irwin, Homeward, III., 1980.
20. H. Igor Ansoff. The Emerging Paradigm of Strategic Management // Forthcoming in The Strategic Management Journal.
21. Ansoff. Strategic Management.
22. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
23. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. — М.: Экономика, Интерэксперт, 1995.
24. Висема X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. — М.: Инфра-М, 1996.
25. Герчикова КН. Менеджмент. — М.: Юнити, 1995.
26. Даниелс Доюон Д, Радеба Ли X. Международный бизнес. Внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. — М.: Дело Лтд, 1994.
27. 15. Друкер П,Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы: Пер. с англ. — М., 1992.
28. Карлер Б, Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
29. Коно Т. Стратегия и структура я:понских предприятий: Пер. с
30. англ. — М.: Професс, 1987.
31. Ламбен Ж-Ж, Стратегический маркетинг: Пер. с фр. — СПб., 1996.
32. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с гигл. — М.: Дело, 1992.
33. 20. И. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993.
34. Экономическая * стратегия фирмы /Пер. с англ.; Под ред.
35. А.П.Градова — СПб., 1995.
36. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Е & М,
1996.
37. Академия рынка: Маркетинг/Дайан А., Букерель Ф. и др. — М.: Экономика, 1993.
38. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М.: Прогресс, 1985.
39. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997.
40. Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга. — М.: Информ- Студио, 1996.
41. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
42. Бизнес-диагностика промышленных предприятий/Соломенникова Е. А.,
43. Гренбэк Г. В., Маркова В. Д. и др. — Новосибирск: НГУ, 1996.
44. Бородин В. А. Стратегия управления инновационной фирмой. — Новосибирск: ЭКО, 1996.
45. Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 1988.
46. Г ерчикова И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
47. ГлинДж., Маркова В., ПеркинсД. Стратегия бизнеса. 2-е изд. — Новосибирск:
48. ИЭиОПП СО РАН—Canterbury Business School, 1996.
49. Г олубков Е. П. Какое принять решение? — М., 1990.
50. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования. — М.: Финпресс, 1998.
51. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. — М.: Сувенир, 1993.
52. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. — М.: Дело, 1998.
53. Гусев Ю. В. Стратегическое управление. — Новосибирск, 1995.
54. Дихтль Е., ХергшгенХ. Практический маркетинг. — М.: Экономика, 1995.
55. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. — М.: Финпресс, 1998.
56. Завьялов П. С, Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. — М.: Международные отношения, 1991.
57. Как работают японские предприятия. — М.: Экономика, 1989.
58. Капиталистическое управление: уроки 1980-х/Грачев М. В., Соболевская
59. А. А., Кузин Д. В., Стерлин А. В. — М.: Наука, 1991.
60. Карлоф Б. Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991.
61. Кинг У, Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М: Прогресс, 1982.
62. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997.
63. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями. — М.: Экономика, 1989.
64. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. — М.: Прогресс, 1987.
65. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990.
66. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 1996.
67. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятий. — М.: Внешторгиздат, 1989.
68. Маркова В. Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование. 2-е изд. — Новосибирск: Экор, 1994.
69. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.
70. Основы внешнеэкономических знаний/Под ред. И. П. Фаминского. — М., 1990.
71. Основы предпринимательской деятельности/Под ред. В. М. Власовой. — М., 1994.
72. ПилдичДж. Путь к покупателю. — М.: Прогресс, 1991.
73. Фирма Маккинси. — М.: Дело, 1996.
74. http://www.lukoil.ru/Business /Upstream/KeyProjects/South-WestGissar
75. https: //author24 .ru/spravochniki/menedzhment/upravlenie_i zmeneniyami/
76. http: //lukoil-overseas. uz/ru/About/GeneralInformation