ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Особенности формирования универсальных учебных действий в основной школе на уроках физики
1.1. Понятие и сущность универсальных учебных действий 6
1.2. Формирование УУД в основной школе на уроках физики 13
ГЛАВА 2. Диагностика и контроль в обучении
2.1. Диагностика качества обучения 20
2.2. Виды, формы и методы контроля 21
2.3. Оценка и учет результатов учебной деятельности 26
ГЛАВА 3. Контрольно-диагностические материалы для оценки сформированности УУД на уроках физики в 7 классе
3.1. Критерии оценивания универсальных учебных действий учащихся 28
3.2. Разработка контрольно-диагностических материалов для оценки
сформированности УУД на уроках физики в 7 классе 35
3.2.1. Контрольно-диагностический лист по разделу «Физики и физические
методы изучения природы» 38
3.2.2. Контрольно-диагностический лист по разделу «Первоначальные
сведения о строении вещества» 52
3.2.3. Контрольно-диагностический лист по разделу «Взаимодействие тел» 67
3.2.4. Контрольно-диагностический лист по разделу «Давление твёрдых тел,
жидкостей и газов» 103
3.2.5. Контрольно-диагностический лист по разделу «Работа и мощность. Энергия» 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 173
ПРИЛОЖЕНИЯ
Каждый год задачи в образовании по-новому меняют структуру и содержание Федерального государственного общеобразовательного стандарта.
Прежде стандарт заключал в себе требования к уровню подготовки выпускников и необходимый минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение предполагаемых образовательных результатов. Изменения, происходящие в нынешнем обществе, требуют ускоренного развития и совершенствования образовательного пространства, установления целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Ввиду этого приоритетным направлением встаёт обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Целью универсальных учебных действий является развитие таких способностей как личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету. Для их целенаправленного формирования педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для оценки сформированности УУД разных возрастов школьников и в различных предметных областях.
Отсюда вытекает проблема исследования: «Осуществление диагностики и контроля сформированности УУД на уроках физики».
Актуальность данной проблемы, а также её недостаточная практическая и теоретическая разработанность подтолкнули на выбор темы работы: «Контрольно-диагностические материалы для оценки
сформированности УУД на уроках физики в 7 классе».
Цель работы: придерживаясь особенностей формирования УУД в основной школе на уроках физики разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для оценки сформированности УУД на уроках физики в 7 классе.
В соответствии с поставленной целью ставились следующие задачи:
1. Изучить основные понятия универсальных учебных действий и их функции.
2. Выявить особенности формирования универсальных учебных действий в основной школе на уроках физики.
3. Установить критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий у учащихся
4. Разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для оценки сформированности УУД на уроках физики в 7 классе.
Научная новизна исследования:
- разработаны контрольно-диагностические материалы для оценки сформированности УУД на уроках физики в 7 классе
Практическая значимость исследования:
- контрольно-диагностические материалы могут быть применены для повышения эффективности учебной деятельности учащихся;
- разработанные контрольно-диагностические материалы для оценки сформированности УУД на уроках физики в 7 классе могут быть использованы учителями средних учебных заведений при контроле и диагностике знаний учащихся по курсу физики 7 класса.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты исследования позволяют сформулировать следующие общие выводы:
1. Изучены основные понятия универсальных учебных действий и их функции. Рассмотрены следующие группы УУД:
- личностные;
- познавательные;
- коммуникативные;
- регулятивные.
2. Выявлены особенности формирования универсальных учебных действий в основной школе на уроках физики:
- так, например, личностные результаты достигаются с помощью историко-научного и социального подходов в рассмотрении фундаментальных физических понятий, идей и представлений. Школьный предмет, построенный на основе какой-либо науки, так или иначе отражает историю этой науки;
- способности к формированию коммуникативных УУД наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики;
- развитие познавательных УУД на уроках физики возможно при такой технологии обучения учащихся, как развивающее обучение. В практике развивающего обучения изучение физики происходит в процессе осуществления учащимися учебной деятельности по решению системы учебных задач и направлено на усвоение теоретических знаний;
- регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
3. Выявлены критерии оценивания универсальных учебных действий учащихся:
- для оценки УУД рекомендуется использовать уровневую шкалу из трех уровней: высокий, средний, низкий;
- к конкретным видам УУД приводятся критерии и показатели, позволяющие отнести результат к тому или иному уровню.
4. Разработан комплекс контрольно-диагностических материалов для оценки сформированности УУД на уроках физики в 7 классе.
Для проведения мониторинга достижения школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по предмету физики разработаны:
- тематические планирования;
- диагностические работы;
- спецификации диагностических работ;
- оценочные листы с ответами и критериями оценивания диагностических работ.
Контрольно-диагностические материалы помогут учителю физики:
- выявить уровень достижения обучающимися планируемых результатов, как предметных, так и метапредметных (в т.ч. УУД);
- подготовить анализ выполнения обучающимися диагностической работы;
- спланировать деятельность по корректировке достижений обучающихся в случае необходимости.
1. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников // Начальная школа «+» «-» - 2012. - № 2 - 74 с.
2. Асмалов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. С.27-28.
3. Асмалов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С.7-59.
4. Воробьёва Т.А. Возможности формирования и развития регулятивных учебных действий средством технологии интегрированного обучения // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4(7) - 63 с.
5. Горленко Н. М. и др. Структура УУД и условия их формирования // журнал Народное образование - 2012. - № 4 - 153С.
6. Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия школьников // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1(6) - с. 532534.
7. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем. Теория и практика - СПб.: Питер, 2007. 194 с.
8. Перышкин А. В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений - 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013.
9. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия»,
2014.
10. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для вузов: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 2-е изд. испр. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. С. 549-552.
11. Симонов В. П. «Десятибальная система оценки знаний, умений и навыков учащихся: повышение достоверности ЕГЭ» - журнал «Экономика в
школе» - 2010 - № 1/2 - С.4-15.
12. Сластенин А. В. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 231 С.
13. Сластенин А. В. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. 15 С.
14. Шахматова В. В., Шефер О. Р. Физика : Диагностические работы к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» : учебно-методическое пособие - 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2016.
15. Филонович Н. В. Физика. 7 кл. Методическое пособие - 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. C.6-175.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
16. Радкевич В. С. Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС ООО. URL: https://infourok.ru/formirovanie-uud-na- urokah-fiziki-1285981.html (дата обращения: 24.10.2016);
17. Cемененкова М. В. Формирование универсальных учебных
действий при обучении физики. URL:
https://infourok.ru/formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_pri_obuchenii_ fiziki-493593.htm (дата обращения: 23.11.2016)
18. Саражакова Е. Л. Формирование УУД на уроках физики согласно
ФГОС. URL:
https://kopilkaurokov.ru/fizika/meropriyatia/formirovaniieuudnaurokakhfizikisoghl asnofgos (дата обращения: 04.01.2017)
19. Белоногина Т.В. Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования. URL: http://pandia.ru/text/78/181/87733-2.php (дата обращения: 15.03.2017)
20. Литвинова А.Е. Универсальные учебные действия - формирование
и развитие на уроках физики. URL:
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/06/05/formirovanie-uud-na-urokakh- fiziki (дата обращения: 03.04.2017)
21.Захарычева Т.М. Формирование УУД на уроках физики согласно ФГОС. URL: https://infourok.ru/statya-formirovanie-universalnih-uchebnih-
deystviy-na-urokah-fiziki-462602.html_(дата обращения: 05.02.2017)
22. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. Диагностика и контроль в обучении. URL: http://disus.ru/knigi/2892-12-udk-37075r-bbk-74i73-1124- avtori-ii-krivshenko-e-vayndorf-sisoeva-14-19-l-yuzsfavichus-3-v-voronov-5-11 - p-ermol.php (дата обращения: 25.04.2017)
23. Рабочая программа по физике 7-11 классы в соответствии с ФГОС.
URL: http://graze.ru/dlya-shkolnika/srednyaya-shkola/rabochaia-programma-po-
fizike-711-klassy-v-sootvetstvii-s-fgos/ (дата обращения: 28.04.2017)