Введение 3
Глава I. Изучение самооценки и уровня притязаний у младших школьников с нарушениями зрения 6
1.1. Понятия «самооценка», «уровень притязаний» в структуре
самосознания личности в психологии 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста в нормогенезе и дизонтогенезе 14
1.3. Особенности развития личности слабовидящих детей в младшем
школьном возрасте 24
Выводы по I главе 31
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки и уровня
притязаний младших школьников с нарушением зрения 33
2.1. Организация и проведение исследования 33
2.2 Показатели самооценки и уровня притязаний младших
школьников с нарушением зрении различной степени 36
2.3 Результаты сравнительного анализа самооценки и уровня
притязаний младших школьников с нарушениями зрения 45
Выводы по II главе 58
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время проблема самосознания является одной из самых значимых в психологии личности. Самооценка - важнейший компонент самосознания. У человека относительно устойчивая самооценка формируются в первую очередь под влиянием оценок со стороны окружающих, особую роль в этом играет его ближайшее окружение. Также самооценка формируется в процессе собственной деятельности и самостоятельной оценки ее результатов.
Адекватная самооценка - необходимое качество человека. Самооценка влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Изучению самооценки было посвящено множество работ. Однако эти исследования касаются почти исключительно здоровых людей, до сих пор крайне мало исследований, посвящённых самоотношению детей с нарушениями зрения. Это определило актуальность выбранной нами темы работы.
Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, в- третьих, желаемый уровень самооценки личности.
Целью исследования стало проведение эмпирического исследования с целью определения особенностей самооценки и уровня притязаний младших школьников с нарушением зрения.
Объект исследования: личностное развитие младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования: особенности самооценки и уровня притязаний младших школьников с нарушением зрения.
Гипотеза исследования:
1. Младшие школьники с нарушениями зрения имеют менее адекватный уровень притязаний, чем их сверстники с нормальным зрением.
2. Самооценка у детей с нарушениями зрения в младшем школьном возрасте более низкая, чем у детей без сенсорных нарушений.
Исходя из выдвинутой цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «самооценка» и «уровень притязаний» в ряду других характеристик самосознания в психологии.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику личностного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
3. Эмпирически выявить уровень самооценки и уровень притязаний детей младшего школьного возраста с нарушением зрения различной степени - слабовидящих и незрячих.
4. На основе статистического сравнения выявить особенности самооценки и уровня притязаний слабовидящих и незрячих младших школьников.
Методологическая основа: Исследование было основано на теоретических концепциях общей и возрастной психологии таких отечественных ученых, как Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, И. С. Кон, М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др., а также таких ведущих исследователей в области тифлопсихологии, как А.Г. Литвак, В.И. Руднев, Л.И. Солнцева, В.А. Феокситова и др.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме самооценки и уровня притязаний;
2. Анализ документации (изучение личных дел испытуемых);
3. Тестирование с использованием ряда психодиагностических методов: методики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан»; методики «Лесенка» (В.Г. Щур); теста Шварцландера.
4. Методы статической обработки данных (t-критерий Стьюдента, критерий ХИ-квадрат Пирсона).
Практическая значимость исследования обоснована тем, что результаты проведенного исследования способствуют: углублению и систематизации знаний субъектов образовательного учреждения (родители, педагоги, специалисты) в отношении индивидуально-типических особенностей психического развития детей с нарушениями зрения; расширению и углублению знаний субъектов образовательного процесса (родители, педагоги, специалисты) в отношении самооценки и уровня притязаний детей с нарушениями зрения в условиях учебной деятельности.
Апробация работы. Основные результаты проведенного исследования представлены на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (Казань, 2016), на III Международной конференции «Инновационные формы сопровождения детей с отклонениями» (Казань, 2016).
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 49 источниками. Работа проиллюстрирована 22 таблицами, 4 рисунками и 6 приложениями.
Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.
Самооценка как системообразующее и интегративное ядро индивидуальности является показателем внутреннего мира личности. Самооценка - эмоционально-переживаемый компонент "Я-концепции" и структурный компонент самосознания.
Анализ научной литературы показал, что самооценка как рефлексивный феномен личности позволяет занять человеку ценностную позицию по отношению к себе и миру, поэтому ребёнку необходима положительная оценка собственной самости.
Эмпирическое исследование было направлено на изучение уровня притязаний и самооценки слабовидящих младших школьников.
В ходе исследования было установлено, что слабовидящие младшие школьники имеют средний и низкий уровни осознанности и критичности суждений о себе. Большинство слабовидящих младших школьников имеют неадекватно завышенный уровень самооценки, т.е. у них доминирует высокий уровень общего эмоционального отношения к себе. Дети с завышенными и адекватными представлениями о себе активны, подвижны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы, общительны, дружелюбны. Завышенная самооценка детей несёт в себе позитивный момент, так как ребёнок активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в результате практического опыта.
При этом уровень притязаний слабовидящих младших школьников достаточно низкий и представлен в основном низким и нереалистично низким уровнями, что свидетельствует о том, что слабовидящие дети предпочитают ставить себе лёгкие цели, не требующие значительного приложения усилий для их достижения.
С помощью мат. методов удалось частично установить достоверные различия в показателях самооценки и уровня притязаний между группами.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для психологических факультетов университетов / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001.- 416 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008.- 398 с.
3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. - М.: Издво МГУ, 2000.- 141 с.
4. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности / Б.С. Братусь. - М.: Знание, 1985.-64 с.
5. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000.1008 с.
6. Головина Т. Н. Особенности развития узнавания предметов слабовидящими школьниками: Автореф. дис. ... канд.псих.наук / Т.Н. Головина. - М., 1962.- 16 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 264 с.
8. Деркач А. А. Акмеологическая культура личности: содержание,
закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева: Монография.-М.: Изд-во Московского психолого-социального института 2006.- 496 с.
9. Дерябо С.Д. Гроссмейстер общения / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2008.- 192 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин М.: Лантерна Вита, 1995.- 150 с.
11. Зотов А. И. Актуальные вопросы исследования возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Г ерцена / А.И. Зотов. - Л., 1968.- 344 с.
12. Евмененко Е.В. Психология лиц с нарушениями зрения / Е.В. Евмененко, А.В. Трущелева. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008.- 220 с.
13. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2000.- 240 с.
14. Ермолович З.Г. Тифлопсихология: особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими / З.Г. Ермолович. - Мн., 2004.- 65 с.
15. Карандашев Ю. Н. Развитие мышления у дошкольников / Ю.Н. Карандашев, Е. А. Панько, А. Н. Белоус.-Минск: МГПИ, 1984. - 101 с..
16. Колышко А. М. Психология самоотношения / А.М. Колышко. - Гродно, 2004.- 102 с.
17. Кон И. С. Социологическая психология / И.С. Кон. - Москва-Воронеж, 1997.560 с.
18. Кочеткова Т. Н. Самоотношение личности как система установок, направленных на себя / Т.Н. Кочеткова. - Вестник Санкт-Петербургского университета, 2007. - 201 с.
19. Кошелева М. Е. Воспитание валеологического самоотношения у школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / М.Е. Кошелева. - Хабаровск, 2003.- 32 с.
20. Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Н. Колюцкий, И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
21. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмайер, З. Матейчек; пер. с чеш. Г.А. Овсянников. - Прага, 1984.- 334 с.
22. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин.- СПб.: Речь, 2000.- 407 с.
23. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. - СПб.: Каро, 2006.- 336 с.
24. Литвак А. Г. Тифлопсихология / А.Г. Литвак. - М.: Просвещение, 1985.182 с.
25. Лонина, В. А. Формирование и развитие обобщений у слабовидящих школьников. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / В. А. Лонина.-М., 1995.- 297 с.
26. Маллаев Д. М. Гендерная тифлопсихлогия дошкольного и младшего школьного возраста / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, Д.П. Гаджиева. - СПб.: Речь, 2013.- 128 с.
27. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Издательский дом "Академия", 2001.- 336 с.
28. Михайлов Ф. Г.Сознание и самосознание /Ф.Г.Михайлов. - М., 1991.- 83 с.
29. Михайлова М. В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: Автореф. Дис. ... канд. психол.наук / М.В. Михайлова. - СПб., 2002.- 29 с.
30. Никулина Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием(психолого- педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения) / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Артюкевич.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.- 86 с.
31. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999.- 54 с.
32. Руднев В. И. Психология слепого / В.И. Руднев, Казань, 1910.- 28 с.
33. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2003.- 656 с.
34. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению / Л.Н. Силкин. - М.:ВОС, 1984.- 83 с.
35. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева.-М.: Полиграфсервис, 1997.- 121 с.
36. Солнцева Л. И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева //Дефектология. - 1997. - №2. С.8-14.
37. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) / Л.И. Солнцева. - М.: Классике Стиль, 2006.- 256 с.
38. Солнцева Л.И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью / Л.И. Солнцева. - М.: Институт коррекционной педагогики, 1998.- 19 с.
39. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000.- 250 с.
40. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. Наук / В.В. Столин. - М., 1985.- 29 с.
41. Тихомандрицкая О. А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации: Автореф. дис. ... канд. психол. Наук / О.А. Тихомандрицкая. - М., 2000.- 26 с.
42. Ульянова Ю.А. Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушение зрения / Ю.А. Ульянова. - Новокуйбышевск, 2007.- 131 с.
43. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сире. - М.: Изд-во Московского Университета, 1982. - С. 85-92.
44. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. Центр "Академия", 2013.- 368 с.
45. Феоктистова В. А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов / В.А. Феоктистова.- М.: Просвещение, 1981.- 168 с.
46. Шадриков В. Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - М.: Педагогика, 1990.- 15 с.
47. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2012.- 349 с.
48. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. - М.: Смысл, 2004. - 416с.
49. Якубова А. С. Формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / А.С. Якубова. - Бирск, 1998.- 24 с.