Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики рискованного поведения старшеклассников
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: риск,
рискованное поведение 16
1.2. Характерные особенности проявления рискованного поведения
старшеклассников 28
1.3. Принципы, формы и методы профилактики рискованного поведения
старшеклассников 41
Выводы по главе 1 48
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса профилактики рискованного поведения старшеклассников
2.1. Изучение уровня склонности к рискованному поведению старшеклассников 50
2.2. Научно-практическое обоснование педагогических условий
профилактики рискованного поведения старшеклассников 61
2.3. Организация, методика и результаты опытно-экспериментальной
работы по профилактике рискованного поведения старшеклассников 90
Выводы по главе 2 103
Заключение 106
Библиографический список литературы 112
Приложение 119
Актуальность проблемы исследования обусловлена широкой распространенностью личностных рисков в жизни современного человека. С увеличением социальных свобод, и, в тоже время, с ростом неопределенности в социальных приоритетах, личность «сталкивается» с рисками, связанными с различными социальными и индивидуальными выборами. В этих условиях у наших современников формируется в некотором смысле «готовность к риску». Этим объясняется высокий интерес исследователей к научной проблеме исследования склонности к риску у людей как свойства личности. У подростков на биологическом уровне встречаются реакции эмансипации, объединение со сверстниками и различные увлечения, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни» данный возраст приходиться на старшие классы школы. Следовательно, подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей старшего возраста приводят к рискованному поведению (А.А. Бунас [7], П.В. Дик [13], Т.В. Корнилова [24] и другие).
В современном мире, старшие подростки активно использует информационные технологии, межкультурные связи и все реже задумывается о неопределенности исхода, таким образом, феномен риска приобретает повышенную ценность. Прибегая к рискованным действиям, человек способен выигрывать, побеждать соперника и самоутвердиться. Виды рискованного поведения достаточно многообразны и чаще проявляются в симбиозе для конкретной личности. Если пробуют курить примерно 85% подростков, то регулярно курящими остаются примерно 50% из них. Эти подростки курят ежедневно. И еще одно обстоятельство — 40% курящих девушек и 56% курящих юношей имеют положительные установки в отношении курения. Можно говорить о формировании более терпимого отношения взрослых к курению подростков, о существующей рекламе табачных изделий с использованием образов молодежи и образов, привлекательных для молодежи, о существовании особой подростковой субкультуры с наличием сигарет и ослаблении запретов на курение в учебных заведениях. Все это создает условия для распространения этой пагубной привычки среди старшеклассников.
В отношении употребления алкоголя — настораживает доступность алкогольных напитков для молодежи — относительно недорогое пиво и джин-тоник являются напитками, которые чаще употребляют подростки на вечеринках. Как указывают сами подростки, 30% девушек и 45% юношей употребляют чаще большие дозы алкоголя, вызывая сильное опьянение. Большинство имевших опыт употребления наркотиков прибегают к ним эпизодически, «от случая к случаю» — 50,6%, а систематически употребляют их 2-5%. Более 80% подростков допускают возможность добрачных отношений. Причем продолжительность «романтических отношений» до возникновения сексуальных отношений у современных подростков составляет от 3 до 6 месяцев знакомства, а 20% юношей и 5% девушек вступают в сексуальные отношения при первой встрече. Брак при таком раскладе событий не подразумевается. Эти факты свидетельствует о том, понимание ситуации опасности ВИЧ- инфицирования не всегда формируется путем простого информирования подростков, что существуют мифы и неправильные представления о ВИЧ- инфекции в подростковой популяции [64].
Число старшеклассников, всерьез увлеченных экстремальными видами спорта, растет в мире очень быстрыми темпами. По статистике, количество подростков занимающиеся экстремальными видами спорта за последние 30 лет утроилось в США, некоторых европейских странах, а в России - выросло почти в 1,5 раза. Экстрим часто является основной формой отдыха. Катаясь на горных лыжах, подростки выбирают самые сложные спуски, крутят сальто на водных лыжах, прыгают по крышам зданий. Они бесстрашны, чувствуют себя неуязвимыми. Подростки уверены, что полностью контролируют ситуацию.
Высокая научная и общественная значимость проблемы рискованного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях этой проблемы. Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что существуют фундаментальные исследования по профилактике и коррекции рискованного поведения подростков и молодежи.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Вопросами профилактики рискованного поведения подростков, учитывая особенности подросткового возраста, рассматриваются в исследованиях таких зарубежных ученых, как: П.В.Дик [13], Ф.Х. Найт [37], М.Цукерман [55] и др, которые раскрыли сущность, виды; указали мотивы и факторы рискованного поведения. Понятие рискованного поведения старшеклассников отечественными учеными рассматриваются в рудах И.Г.Амбрумовой [3], А.А.Бунас [7], А.Г. Евдокимова [15], Е.П.Ильина [16], Д.В.Колесова [19], М.С.Трескунова [46] и др.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения подростков, с рискованным поведением, рассматривались в исследованиях таких ученых, как А.Е.Личко [30], В.Ю.Меновщиков [36] и др. Профилактикой рискованного поведения старшеклассников занимались такие специалисты-педагоги, как: В.Т. Лисовский [29], М.С. Трескунова [46] и др.
Проблемы социализации подростков склонных к рискованному поведению и социально-педагогической профилактики с ними привлекали к себе внимание отечественных педагогов и психологов, таких как: Л.С. Выготский [8]; П.Н.Осипов [39], Т.Н.Разуваева [41]; А.А. Реан [42] и др.
В исследованиях ученых А.Г. Амбрумовой [3], Т.И. Шульга [63] и др. подчеркивается необходимость учета особенностей проявления рискованного поведения в процессе профилактики рискованного поведения старшеклассников.
Анализ данных работ показывает, что исследования проводятся в основном применительно в теоретических, методических и организационно-практических аспектах, однако профилактика рискованного поведения старшеклассников как необходимой составляющей в системе общей готовности старшеклассников к успешной социализации на данный момент не достаточно изучена.
Феномен рискованного поведения старшеклассников изучен в большой степени в западной психологической науке, чем в отечественной, однако в целом исследования данного явления недостаточно представлены в теоретических и практических работах.
В современной психолого - педагогической литературе изучением данной проблемы занимались ряд педагогов, такие как: М.А.Галагузова [9], Я.И.Гилинский [10], А.П.Гройсман [11] и др. Идеи становления и развития подростков, склонных к рискованному поведению, представлены в работах И.Г.Амбрумовой [3], А.А.Бунас [7], А.Г.Евдокимов [15], Ц.П.Короленко [23] и др. Экспериментальные исследования процессов принятия решений в условиях риска изучались Т.В.Корниловой [24] и др. Эффективные формы и методы профилактики рискованного поведения старшеклассников рекомендуют такие ученые, как: О.В.Хухлаева [54], С.А.Шейфер [57], Л.Б.Шнейдер [58] и др.
В педагогической и психологической литературе раскрывают теоретические концепции, описывающие механизмы рискованного поведения, базируются на социально-когнитивном подходе. Поведение, с точки зрения П. В. Дик [13], взаимозависимо и взаимообусловлено внешними и внутренними факторами. К внутренним факторам разные авторы относят: возрастные и личностные особенности, специфику протекания биологических, эмоциональных и когнитивных процессов, установки и убеждения, субъективные оценки рискованности того или иного поведения.
Однако, несмотря на широкий круг исследований проблемы рискованного поведения старшеклассников, вопросы профилактики рискованного поведения старшеклассников не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существуют ряд устойчивых противоречий между:
- возросшей потребностью общества в рационально мыслящих старшеклассниках, которые способны понять и взять на себя ответственность за свое поведение и сформировать в себе позитивную жизненную позицию и недостаточно изученными условиями профилактики рискованного поведения старшеклассников в процессе обучения в школе;
-между потребностью учебного заведения в оптимизации психолого-педагогической деятельности по профилактике рискованного поведения старшеклассников и ее составляющих, в том числе своевременной диагностики, и отсутствием адекватных научно - обоснованных и практико - ориентированных форм и методов профилактики рискованного поведения старшеклассников;
- между современными требованиями к нормальному развитию личности подростка, проявляющего социально одобряемое поведение и несоблюдением данным подростком норм социума.
Данные противоречия указывают на актуальность и приоритетность одного из направлений фундаментальных и прикладных исследований, связанных с созданием коррекционно - развивающей программы, направленной на профилактику рискованного поведения старшеклассников, и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия профилактики рискованного поведения старших школьников.
Объект исследования: процесс профилактики рискованного поведения старших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики рискованного поведения старших школьников.
Гипотеза исследования: процесс профилактики рискованного поведения старшеклассников будет успешным, если:
-опираться на характерные особенности проявления рискованного поведения старшеклассников,
-выявить и учесть принципы профилактики рискованного поведения старшеклассников,
-реализовать педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников: своевременная диагностика рискованного поведения старшеклассников; внутренняя мотивация к изменению поведения личности и целеполагание на безопасное поведение старшеклассников: эффективная профилактика с использованием
различных форм и методов, таких как: групповая дискуссия, групповой тренинг, игротерапия (сюжетно-ролевая игра), саморегуляции;
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «риск», «рискованное поведение».
2. Выделить характерные особенности проявления рискованного поведения старшеклассников.
3. Сформулировать принципы профилактики рискованного
поведения старшеклассников.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий профилактики рискованного поведения старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения комплексного подхода, разработанного в трудах Б.Г. Ананьева, системного подхода (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков): о комплексном подходе к изучению человека, целостности личности, взаимосвязи и взаимодействии структур личности, связи индивидуально - психологических характеристик с элементами деятельности. Исследование основывается на положениях субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский), а также эволюционно-психологического подхода (Д. Басс, Д. Крюгер, Дж. Туби, Л. Космидес, М. Уилсон, Р. Несс, М. Дэйли).
Методы исследования:
1. Теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация);
2. Эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент). Нами были использованы следующие психодиагностические методы:
a) Опросник «Готовность к риску» (А.М.Шуберт);
b) Тест «Шкала потребности в поиске ощущений» М. Цукерман;
c) Тест-опросник Н. Когана и М. Уоллаха для оценки склонности нормативно-обыденному риску;
d) Тест «Диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи)» Д.Марлоу и Д.Крауна.
3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ). С помощью t-критерий Стьюдента (n=2).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа». Диагностике подверглось 70 учащихся старших классов (35 учеников составили экспериментальную группу, 35 - контрольную группу). Выборку составили ученики 8-10 классов, возраст 14-17 лет.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 гг.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2015 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, выявлялись теоретико-методологические аспекты социально-педагогической проблемы рискованного поведения подростков, изучались сущность и особенности профилактики рискованного поведения старшеклассников, определялись педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016гг.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников, раскрыла научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2017 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие
профилактике рискованного поведения старшеклассников: своевременная диагностика рискованного поведения старшеклассников; внутренняя мотивация к изменению поведения личности и целеполагание на безопасное поведение старшеклассников: эффективная профилактика с использованием различных форм и методов, таких как: групповая дискуссия, групповой тренинг, игротерапия (сюжетно-ролевая игра), саморегуляции;
2. Разработаны и в опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «Риск - за или против», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты диссертации могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий профилактики рискованного поведения старшеклассников. Выявленные и апробированные в ходе исследования педагогические условия могут, содействовать дальнейшему развитию концепции профилактики рискованного поведения старшеклассников, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам профилактики рискованного поведения старшеклассников.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать эффективную профилактику рискованного поведения старшеклассников. Разработана и апробирована программа «Риск - за или против», позволяющая предупредить рискованное поведение старшеклассников. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной профилактики рискованного поведения старшеклассников.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован педагогами - психологами и студентами в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на профилактику рискованного поведения старшеклассников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рискованное поведение старшеклассников - это поведение, связанное с риском для физического, психического и социального здоровья и жизнедеятельности человека. Социально-психологический аспект этой проблемы заложен в отношении жизни и желания проявить себя свободным, самостоятельным, независимым. Поэтому создание педагогических условий профилактики рискованного поведения старшеклассников происходит с учетом мотивации.
2. Мотивы и характерные особенности проявления рискованного поведения старшеклассников, разделяются на внутренние и внешние.
К внутренним относиться: рефлексия (обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление); самооценка (представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков); произвольность (процесс психологии человека, который осуществляется благодаря контролю сознания).
К внешним относиться: гуманистические субъектно-субъектные отношения (процесс равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога); соответствие цели и средств ее достижения; взаимосвязи воспитания и самовоспитания.
3. Совокупность принципов профилактики рискованного поведения старшеклассников, обеспечивающих эффективность данного процесса: организации воспитательной среды (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи или личности); адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); позитивность информации; уменьшение негативных последствий; личностная заинтересованность и ответственность участников; максимальная активность личности; устремленность в будущее.
4. Эффективность профилактики рискованного поведения старшеклассников достигается при реализации следующих педагогических условий: своевременная диагностика рискованного поведения старшеклассников; внутренняя мотивация к изменению поведения личности и целеполагание на безопасное поведение старшеклассников; эффективная профилактика с использованием различных форм и методов, таких как групповая дискуссия, групповой тренинг, игротерапия (сюжетно-ролевая игра), саморегуляции.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки. Использование разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно- экспериментального исследования на различных этапах. Реальными положительными изменениями в понижении уровня склонности к рискованному поведению, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2014 по 2017г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Камскоустьинской средней образовательной школе, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования нашли отражение в публикациях в сборнике научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета, Института психологии и образования «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (2014г. выпуск 17, 2015г. выпуск 18, 2016г. выпуск 19, 2017г. выпуск 20), сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета (2015г.) сборник научных трудов в электронном виде Всероссийской научно-практической конференции для студентов, магистрантов и преподавателей ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" (2014, 2015гг.), сборник научных трудов в электронном виде, XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференция ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (2017г.).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях студентов и аспирантов Казанского федерального университета, Института психологии и образования «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Казань 2014, 2015, 2016, 2017 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции для студентов, магистрантов и преподавателей ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (2014, 2015гг.), XIX
Всероссийской студенческой научно-практической конференция ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (2017г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Решая первую задачу, мы произвели сравнительный анализ различных подходов к проблеме рискованного поведения старшеклассников и изучили концепции таких ученых, как А. Адлер, А. Бунас, Н. Луман, Ф. Найт, К. Меннингер, З. Фрейд, К. Хорни, Л.Б. Шнейдер и отечественных авторов, таких как И.Г Абрамова, A. Г. Амбрумова, М. А. Галагузова, Я.И. Гилинский, А.Г. Евдокимова, B. Ю. Меновщиков, Г.А. Моховников, Е.И. Рогов.
Мы под рискованным поведение понимаем, поведение, связанное с риском для физического, психического и социального здоровья и жизнедеятельности человека. Изучив теоретические подходы различных авторов, мы под рискованным поведением понимаем особый стиль поведения, который с высокой степенью вероятности может привести к потере здоровья, физическому или социальному благополучию личности. Рискованное поведение рассматривают также как средство, субъективно повышающее уровень адаптивности субъекта к собственной среде, одновременно с сохранением индивидуализацию.
Под риском авторы понимают, действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха.
Решая вторую задачу, нами были выявлены характерные особенности проявления рискованного поведения старшеклассников, к которым мы относим: авантюризм-склонность к рискованному, беспринципному, сомнительному по честности делу, предпринятому в расчете на случайный успех; лихачество - пренебрежение опасностью, совершение необдуманных поступков. Его разновидность - бравада - показная смелость, пренебрежение опасностью ради показной храбрости.
Решая третью задачу, нами были выявлены основные системообразующие принципы профилактики рискованного поведения старшеклассников: организации воспитательной среды (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи или личности); адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); позитивность информации; уменьшение негативных последствий; личностная заинтересованность и ответственность участников; максимальная активность личности; устремленность в будущее.
Решая четвертую задачу, нами были выявлены, теоретически обоснованы и апробированы в опытно-экспериментальной работе педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников: своевременная диагностика рискованного поведения старшеклассников; внутренняя мотивация к изменению качеств личности и целеполагание на безопасное поведение старшеклассников; эффективная профилактика с использованием различных форм и методов, таких как: групповая дискуссия, групповой тренинг, игротерапия (сюжетно-ролевая игра), саморегуляции. На основе этих форм и методов была разработана программа «Риск - за или против», которая была реализована в ходе формирующего эксперимента.
Реализуя первое педагогическое условие, нами была проведена своевременная диагностика рискованного поведения старшеклассников на констатирующем этапе.
Констатирующий этап эксперимента показал, что в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования доминирует высокий уровень склонности к рискованному поведению старшеклассников и составляет 61,42% (43 человека).
В экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования у половины опрошенных присутствует высокий уровень готовности к рискованному поведению старшеклассников и составляет 51,43 (36 человек).
Высокая готовность к рискованному поведению, у большинства старшеклассников доходила до излишней бравады и авантюризма. Исследования также показали, что несколько учеников 37,14% (13 человек) чрезмерно осмотрительны, по наблюдениям, во время работы данные ученики были замкнуты и не общительны.
Высокий уровень потребности в ощущениях риска выявлен у 55,71% (39 человек) старшеклассников. Старшеклассники открыто выражали стремление к новым «щекочущим нервы» впечатлениям и делились опытом участия в рискованных авантюрах и мероприятиях. Многие увлекаются рискованными видами спорта.
Реализуя второе педагогическое условие, мы выделили наиболее важными внутренними мотивами для подростка, является потребность, связанная со статусно - ролевым определением потребности в признании, потребности, связанные с собственным "Я", иначе говоря, потребности в самоутверждении. Трансформируясь в мотивы, они предопределяют поведение подростка.
Ведущим мотивом поведения подростков определяется мотив самоутверждения, желание найти свое место в коллективе сверстников, утвердить свою взрослость в глазах окружающих. Нами применялся прием «позитивной мотивации», который является составной частью общей готовности к коррекции личных жизненных установок и при необходимости коррекции самоопределения своей личности, что позволит нам результативно воздействовать на изучаемый процесс. Для профилактики рискованного поведения старшеклассников в процессе работы следует всячески поддерживать и развивать даже малейшее проявление интереса к занятиям, потенциалу их возможностей, раскрывать творческий характер предстоящей деятельности, показывать позитивное влияние рационального мышление и стремление к безопасности на жизнь и деятельность человека.
Данное условие предполагает формирование старшеклассников на высоком уровне осознанных и ярко выраженных мотивов, которые в совокупности формируют установку на целенаправленную профилактическую работу: понимание необходимости и значимости в рациональном мышлении, желание и стремление к безопасности и добиваться успеха не прибегая к рискованному поведению.
Реализуя третье педагогическое условие мы использовали конкретные формы и методы профилактики рискованного поведения старшеклассников таких как:
Групповая дискуссия рассматривается как основная, опорная форма групповой психотерапии. Применяется этот метод в целях обучения, развития, установления взаимоотношений в группе, а также в психотерапевтических целях;
Групповой тренинг - характерной особенностью психолого-педагогического тренинга как разновидности активного социального обучения является то, что он проходит в условиях особым образом организованного интенсивного взаимодействия участников малой группы в атмосфере доверительности, дружбы, взаимопомощи;
Сюжетно-ролевые игры. Преимущество сюжетно-ролевых игр в коррекции рискованного поведения в том, что сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, обладает мощным социализирующим эффектом;
Саморегуляции. На занятиях создавались условия для гарантированного успеха каждого ученика экспериментальной группы (ему предлагались такие задачи, которые он мог заведомо легко решить).
На основе этих форм и методов была проведена программа «Риск - за или против». Предлагаемая программа «действия в рискованных ситуациях» для старшеклассников преследует две цели. С одной стороны - развитие, восстановлении и стабилизации эмоциональных регуляторных характеристик и ресурсов учеников. С другой стороны - разрушение определенных негативных стереотипов поведения и формирование новых с целью успешной адаптации и безопасной самореализации каждой личности в обществе.
На контрольном этапе мы выявили, что в экспериментальной группе после эксперимента доминирующим является средний уровень склонности к рискованному поведению старшеклассников и составляет 45,71% испытуемых (16 человек). Эти ученики при повторном решении жизненных ситуаций из опросника уже относились более осознано. Применяли рационально-оценочные стратегии действия и прогнозировали вероятность будущих событий.
В уровнях компонента готовности к рискованному поведению старшеклассников произошли существенные изменения: высокий уровень понизился с 54,29% до 11,43% (изменения на 42,86%), средний уровень повысился с 28,58% до 65,71% (изменения на 37,14%), низкий уровень соответственно повысился не значительно с 17,13% до 22,85% (изменения на 5,71%). Старшеклассники экспериментальной группы начали ценить собственную безопасность и стараются не поддаваться влиянию со стороны 77,14% (27 человек).
В уровнях компонента потребностей в ощущениях риска среди старшеклассников произошли не существенные изменения: высокий уровень понизился с 62,86% до 40,01% (изменения на 22,85%), средний уровень повысился с 28,58% до 48,57% (изменения на 19,99%), низкий уровень повысился с 8,56% до 11,42% (изменения на 2,86%).
Таким образом, результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента показали положительную динамику в понижении уровня склонности и готовности к рискованному поведению старшеклассников. И повышении мотивации к социально одобряемому поведению. Что свидетельствует о результативности педагогических условий и эффективности профилактики рискованного поведения старшеклассников. Гипотеза исследования подтвердилась частично.
1. Абрамова И.Г. Риск источник самодвижения: монография /
И.Г.Абрамова. - М.: Просвещение, 2011. -10с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: монография / А.Адлер. - М.: Союз, 2005.- 43с.
3. Амбрумова И.Г. Риск в педагогической деятельности: теория и практика: монография / И.Г. Амбрумова. -М.: Гуманит Изд. Центр Владос, 2013.-1557с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: монография /
Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. -426с.
5. Ассаджиоли Р. Психосинтез: монография / Р. Ассаджиоли. - М.: Наука, 2012. -224с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / под ред. М. С. Мацковского. - С-Пб.: Лениздат, 2012. - 400с.
7. Бунас А. А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности: монография / А. А. Бунас. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. -10с.
8. Выготский Л.С.Собр. сочинений. В 6т.: монография/ Л.С. Выготский.- M.: Наука, 2015.-Т.1- Гл.3.-379с.
9. Г алагузов М.А. Социальная педагогика/ под ред. М.А. Г алагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 416с.
10. Гилинский Я. И., Слуцкий Е.Г. Некоторые формы негативного девиантного поведения молодежи. Социология молодежи: учеб./ под. ред. проф. В. Т. Лисовского. - СПб.: Издательство - Петербургского университета, 2014. - 295с.
11. Гройсман А.П. Проблемы ролевой психотерапии: монография/ А.П. Гройсман.- М.: Наука. - 1979. -175с.
12. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания: монография / С. Гроф. - М.: Гуманит Изд. Центр Владос, 2011. -109с.
13. Дик П. В. Психологические концепции риска и рискованного поведения: монография / П. В. Дик - М.: Наука, 2008. -63с.
14. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с франц. А.Н. Ильинского. СПб.: Союз, 2014. -21с.
15. Евдокимов А. Г. Физиологические критерии склонности к рискованному поведению у лиц молодого возраста: монография/ А.Г. Евдокимов. - Волгоград: 2010. -63с.
16. Ильин Е. П. Психология риска: монография / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер: 2012.-48с.
17. Казаков А.Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе: монография / А.Н. Казаков. - Казань: 1996. - 18с.
18. Кленова М.А. Социально-психологическая адаптация молодежи и склонность к риску: монография / М.А. Кленова. -2010. Т. 10. № 3. - 79с.
19. Колесов Д.В., Пономаренко В.А. Отношение к жизни и психология риска: учеб. пособие / Д. В. Колесов, В. А. Пономаренко. - М.: Изд- во Москва. психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 65с.
20. Колпаков В. М. Теория и практика принятия управленческих
решений учеб. пособие / В. М. Колпаков. — 2-е издание, переработанное - К.: МАУП, 2014. -148с.
21. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 211с.
22. Кондрашенко В.П. Девиантное повеление у подростка: учеб. пособие /В.П. Кондрашенко. - Минск: Беларусь, 2007.- 204с.
23. Короленко Ц. П., Донских Г.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное повеление в современном мире: учебное пособие / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских.- М.: -Новосибирск, 2010.-71с.
24. Корнилова Т. В. , Степаносова О. В. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений: монография / Т.В. Корнилова, О.В. Степаносова. - М.: Просвещение, 2006. № 2.-92с.
25. Кочетов А.И Перевоспитание подростка: монография / А.И. Кочетов. -М.: 2006. -120с.
26. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии: монография/ Е.С. Кузьмин. - Л.: ЛГУ, 1967. - 315 с.
27. Кузнецов В. В. Принятие ответственных решений в условиях риска и неопределенности: учебное пособие: монография/ В.В. Кузнецов. - Саратов, 2012.-171с.
28. Левченко Е.В. Субъективные ожидания студентов и методика преподавания психологии: монография / Е.В. Левченко. - М.: Наука, 2001. - № 2. -80 с.
29. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие / В.Т. Лисовский. - М.: Просвещение, 2000.- 24 с.
30. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера: монография / А.Е. Личко. -М.: Наука, 1983. - 255с.
31. Лично А.Е. Психопатия и акцептации характера у подростков: монография / А.Е. Личко. М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО - Пресс, 2007. - 416с.
32. Луман Н. Понятие риска. Риск. Неопределенность. Случайность: монографий/ Н. Луман. -М.: МЗ РСФСР, 1994. -432с.
33. Маслоу А. Самоактуализация: монография / А. Маслоу. - М.: Наука, 1989. - 168 с.
34. Менегетти А. Система и личность: монография / А. Менегетти. - М.: Гуманит Изд. Центр Владос, 1996. - 36с.
35. Меннингер К. Война с самим собой: монография/ К. Меннингер. - М.: Академия, 1996. - 172 с.
36. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с
кризисными и проблемными ситуациями: монография/ В.Ю.
Меновщиков. - М.: Гуманит Изд. Центр Владос, 2002. -87с.
37. Найт Ф. Х. Понятие риска и неопределенности: монография / Ф.Х. Найт. - М.: Просвещение, 1994. № 5.-432с.
38. Новик И. Б. Информационные аспекты риска: монография/ И.Б. Новик. - М.: Наука, 2013.-760с.
39. Осипов П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся: методические рекомендации/ П.Н. Осипов. - М.: АПН СССР,1991. - 104с.
40. Пузыревич Н. Рискованное поведение как ведущая ценность современных подростков: монография/ Н. Пузыревич. - М.: СибАК, 2010.-132с.
41. Разуваева Т.Н. Диагностика личности: монография/Т.Н. Разуваева. - Шадринск, 2013. - 17с.
42. Реан А.А. Психологическое познание педагогом личности учащихся: монография/ А.А. Реан. - М.: 1990. - 248с.
43. Реана А.А. Психология личности в трудах зарубежных психологов: монография/ А. А. Реана. - С-Пб.: Издательство - Петербургского университета, 2014. - 537с.
44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие/ Е.И. Рогов. - М.: Гуманит Изд. Центр Владос, 2012. - 480с.
45. Старшенбаум Г.В. Формы и методы кризисной психотерапии: метод. Рекомендации/ Г.В. Страшенбаум. - М.: МЗ РСФСР, 1987. -329с.
46. Трескунова М. С. Личностные факторы увлечения экстремальным спортом: монография/ М.С. Трескунова. - С-Пб.: 2009.-116с.
47. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ: методическое пособие / З. Фрейд. - М.: 2016. -94с.
48. Фрейд 3. Печаль и меланхолия. Психология эмоций: учебное пособие / 3. Фрейд. - М.: 2015. -217с.
49. Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы: монография / З. Фрейд. - М.: Наука, 2013. -56с.
50. Фролова Ю. Г. Психосоматика и психология здоровья: учебное
пособие / Ю. Г. Фролова. - М.: ЕГУ, 2013. -40с.
51. Фромм Э. Душа человека: монография/ Э. Фром. - М:1998. -42с.
52. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения: монография / Х. Хекхаузен. - С-Пб: Речь, 2011. - 78с.
53. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: монография / К. Хорни. - М.: Мысль, 2014.-133с.
54. Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Издательство центр «Академия», 2015. - 208с.
55. Цукерман М. Шкала поиска ощущений: монография / М. Цукерман. - М.: Наука, 2011.-187с.
56. Шарок В. В. Особенности мотивационно - ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению: монография / Шарок В.В. - С-Пб.: Издательство - Петербургского университета, 2010. -27с.
57. Шейфер С.А. Профилактика социально - опасных привычек у подростков: метод. рекомендации для студентов педагогических училищ и институтов/ С.А. Шейфер. - М.: Издательство центр «Академия», 2013. - 32с.
58. Шнейдер Л.Б. Профилактика социально - опасного поведения: метод. рекомендации для студентов/ Л.Б. Шнейдер. - М.: Мысль, 2012. -129с.
59. Эриксон Э. Идентичность: учеб. / Э. Эриксон; под ред.
А. В. Толстых. - М.: Издательство центр «Академия», 2011.-36с.
60. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: монография/ К.Г. Юнг. - М.: Просвещение, 1999.-564с.
61. Электронный сборник тестов по психологии [электронный ресурс] http: //testoteka.narod.ru/lichn/1/09. html
62. Электронный психологический словарь [электронный ресурс] http: //www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm
63. Электронный сборник монографий [электронный ресурс] http: //www. rae. ru/monographs/110-3713
64.Электронный психолого - педагогический словарь [электронный ресурс] http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/risk
65. Книга фонд - электронная библиотека [электронный ресурс] http: //www.knigafund.ru/