Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие рок-культуры в Казани. Конец 1960-х-начало 1990-х гг

Работа №52262

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Рок-культура в Казани: история и проблемы развития 12
§1. Положение музыкантов до перестройки 12
§2. Изменения в рок-культуре в период гласности. Расцвет музыкальной
субкультуры 23
Глава 2. Повседневная жизнь казанского рок-музыканта 38
§1. Техническое оснащение музыкантов. Самиздат 38
§2. Взаимоотношения рок-музыкантов с неформальными группами,
милицией и советской номенклатурой. Рок-клубы 49
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 68
Глоссарий

Казань в последней трети прошлого века - один из крупнейших экономических и культурных центров России. Значительные перемены происходят в сфере образования - открываются новые колледжи, вузы, что ведет к увеличению числа студентов. Повышение интеллектуального уровня общества всегда сопровождается ростом в нем оппозиционных настроений. В среде научной и творческой интеллигенции и студенческой молодежи возникали неформальные группы. Как и по всей стране, в республике стали все заметнее проявляться неформальные объединения, общее число которых к 1990 году превысило 4 тысячи . Рок-музыка возникает именно в стенах учебных заведений, становится голосом нового поколения. В конечном счете, эти настроения найдут выражение в процессах демократизации, которые развернутся во второй половине 80-х гг.
Рок можно рассматривать как разновидность музыкального искусства. А можно как явление сугубо социальное, когда на первый план выходят содержание, смысл и подтекст песен, имидж артистов, протест и смелость, а стиль исполнения и качество музыки не так важны. С точки зрения истории рок-культуру можно рассматривать как субкультуру, даже контркультуру, форму выражения протестных движений. Она оставила много материала для изучения. При рассмотрении ее становления и развития как разновидности массовой культуры, при анализе текстов песен и интервью музыкантов можно делать выводы о взаимоотношениях государства и общества в тот или иной период.
Это и форма протеста, и форма развлечения в одном феномене. Ощущение дистанции со взрослым поколением изначально отражаются не в текстах песен, а в самом факте существования рок-музыки и ее музыкальной форме.
Кандидат философских наук Саркитов Н.Д. в 1989 году определяет рок как «музыку, выражающую реакцию молодежи на такое состояние общества и его культуры, которое по тем или иным причинам ее не устраивает» и «тот вид искусства, с помощью которого молодежь более всего способна выразить свое негативное отношение к традиционной культуре-антагонисту». Для молодежи рок-музыка становится способом оформить свой протест, создать субкультуру со своими атрибутами - вызывающей манерой поведения, стилем одежды, формами проведения досуга и т.д. и поэтому рок имеет претензии на то, чтобы считаться народной музыкой современности.
В данной работе проанализировано развитие казанской рок-культуры на основе интервью, воспоминаний участников местного рок-движения, немногочисленной опубликованной литературы по теме.
Актуальность работы в том, что она может быть интересна не только любителям рок-музыки, ее могут прочесть с интересом люди, далекие от рок-н- рола, ведь она проясняет малоизвестные стороны истории Казани последней трети прошлого века.
Научная значимость работы состоит в обращении к местной истории, использовании источников, ранее не вводимых в научный оборот — местных неофициальных журналов (самиздата; «Ауди Холи», «Гнилая тусовка», «Токсикоз»), публикации республиканских периодических изданий, — в процессе сбора данных посредством интервью с очевидцами событий. Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности при разработке спецкурсов по истории культуры советского периода в России и в Республике Татарстан. В учебниках по истории республики освещаются вопросы культуры, духовной сферы, но в них не встречаются сведения о молодежной субкультуре. Данная работа призвана восполнить этот пробел.
Работа опирается, в первую очередь, на принцип объективности и историзма, которые позволяют последовательно и беспристрастно проанализировать развитие рок-культуры в Казани.
В сочетании с общенаучными методами, такими как сравнение, обобщение, анализ, синтез, которые использовались при оценке явления, использовались также сравнение, интервью как метод сбора данных.
Объект исследования: процесс формирования рок-культуры в Казани.
Предметом исследования являются особенности развития казанской рок-культуры в контексте общественно-политических трансформаций периода.
Цель работы: изучение процесса становления и развития рок-культуры в Казани в период с 1960 гг по начало 1990-х.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Представить развернутую историю рок-культуры в Казани, реконструировать малоизвестные страницы развития рок- групп города;
2) Отразить повседневную жизнь рок-музыкантов Казани;
3) Описать взаимоотношения представителей советской номенклатуры и рок-музыкантов.
Хронологические рамки исследования - конец 1960-х -начало 1990-х гг. указанные рамки достаточно широки, Развитие рок-культуры в Казани любительскими группами начинается с конца 1960-х годов, как и по всей стране, расцвета же этот процесс достигает в 1980-е годы. Этот отрезок времени - 1980-е гг - предпочтителен для изучения благодаря наличию источников - журналов, аудиозаписей, интервью - в отличие от предшествующего периода - 1960-1970-х гг. Но не представляется возможным исследовать небольшой промежуток истории феномена без экскурса в прошлое, чтобы составить полную картину развития рок-культуры. В качестве крайней хронологической границы исследования выбраны первые годы последнего десятилетия века, так как с распадом Советского Союза происходят кардинальные изменения в общественно-политической, экономической сферах. Изменяются исторические реалии, рассматриваемый культурно-исторический феномен претерпевает изменения. Рок развивается, ведь и сегодня у нас в обиходе понятия «рок- группа», «рок-музыка», «рок-культура», но с начала 1990-х годов - уже в иных общественно-политических условиях.
Литература, посвященная развитию советского рока, довольно обширна. Это и книги самих музыкантов, написанные по прошествии лет, книги музыкальных критиков и научные работы.
Книга известного рок-журналиста Владимира Марочкина «Повседневная жизнь российского рок-музыканта» раскрывает многие аспекты: от рассуждений на тему значения рока в истории Запада или Советского Союза до вопросов создания группы, оснащения, организации концертов, отношений с милицией и др. Книга написана непринужденным языком, свои воспоминания и рассуждения автор всегда подкрепляет примерами из жизни советских рок-музыкантов. Но эта книга не является исследованием, сюжеты в ней порой обрывисты, истории написаны со слов музыкантов из окружения автора.
В дипломной работе были использованы материалы брошюры Саркитова Н.Д. и Божко Ю.В. «Рок-музыка: сущность, история, проблемы», посвященной вопросам различия поп- и рок-музыки, истории советских рок- групп и параллельных ему направлений отечественной популярной музыки. Авторы делают акцент на взаимосвязь истории отечественного рока с основными вехами развития западной рок-музыки. Важным материалом для дипломной работы послужила разработанная авторами брошюры обоснованная периодизация отечественной рок-музыки.
В работе также были использованы материалы справочных изданий - энциклопедий. Важно отметить книгу известного музыкального критика Артемия Троицкого «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е...» , которая считается первым в мире изданием, посвящённым русскому року. Этот уникальный по тем временам проект был реализован по предложению от редактора «Омнибус пресс», крупнейшего в Европе издательства литературы по популярной музыке, Артемию Троицкому. Работа впервые издана в Англии под названием «Назад в СССР», а в Советском Союзе издана только в 1991 году. В это издание вошла практически вся история советской рок-музыки от первых самодеятельных коллективов начала 60-х годов до рок-фестивалей конца 80-х. Критик описывает множество событий культурной жизни молодежи, в которых сам принимал участие или был их очевидцем. В книге указано много деталей - фактов, малоизвестных имен, - поэтому книга является скорее справочным изданием, написанным неформальным языком, нежели анализом истории рок-культуры.
В 1989 году была издана энциклопедия под названием «Рок в нескольких лицах». Эта книга, написанная в формате диалога с читателем, содержит сведения по истории рок-групп Советского Союза, а так же ценную информацию о рок-фестивалях, о которых не упоминалось в прессе.
В 1991 году была издана энциклопедия, охватывающая все стилевые направления отечественной рок-музыки, «Кто есть кто в советском роке». Написанная более формальным языком, чем вышеупомянутое издание, эта книга стала первой попыткой систематизации и описания отечественных рок- групп, начиная со времени их первых концертов в 1963 году и вплоть до 1990 года. Книга ценна тем, что содержит такие сведения, как год создания, исходный состав, значимые события творческой биографии отечественных рок- групп. Достоверную информацию о казанских группах «Холи», «ЗМЧ» и «Поролон» подготовил музыкант Артур Гафаров.
Небольшая энциклопедия, под названием «Блюз из подвала», изданная в Ставрополе, содержит сведения по истории мирового и отечественного рока, рассуждения о связи первого и второго, об эволюции рок-культуры в целом, тексты песен многих известных групп Советского Союза.
Много информации предоставляет «Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата «Золотое подполье» . Это энциклопедия развития независимой рок-журналистики на территории Советского Союза, СНГ и России. Половина энциклопедии посвящена описанию деятельности журналов и фанзинов в период времени с 1967-1994гг., а другая половина является сборником избранных статей из описанных ранее изданий.
Литература, посвященная исследованию рок-культуры в Казани, представлена единственным изданием. Это изданная в 2006 году Вячеславом Лопатиным тиражом в тысячу экземпляров «Антология Казанского рока». Эта книга о музыкантах, написанная музыкантом - очевидцем событий. Автором проделана большая работа - по воспоминаниям восстановлена хронология событий четырех десятков истории казанского рока (1960-1990-е годы).
По словам автора книги, он ставит целью рассказать о тех местных музыкантах, которые любили свое дело, которым было что сказать со сцены. «Пусть эта книжка станет своеобразным рукотворным обелиском...», пишет в эпилоге В. Лопатин. Так и есть, ведь рок-музыканты не писали отчетов, не вели подробных дневников - несмотря на близость описываемых событий по времени к нам, материальных следов деятельности казанских команд практически не осталось. Уцелевшие аудио- и видеозаписи, выложенные в сеть, несколько номеров местного самиздата, упоминания о казанских группах в нескольких книгах, посвященных русскому року, статьи в периодических изданиях и живые воспоминания местных музыкантов - вот те немногие памятники звуков того времени.
Таким образом, мы видим, что исторических научных работ о развитии рок-культуры нет. Феномен рассматривался с точки зрения культурологии, философии, филологии, социологии. С исторической же точки зрения рассматривалась лишь рок-культура конца XX - начала XXI века.
В научном изучении рок-культуры существуют некоторые трудности. Прежде всего, это связано с неопределенностью в понимании закономерностей развития рок-музыки, её взаимоотношений с другими культурными явлениями, с отсутствием моделей ее изучения, слабой изученностью таких образований рок-группы и рок-клубы. Тем не менее, эти причины способствуют проявлению научного интереса к рок-культуре. Историческое исследование может помочь раскрыть проблемы, связанные с изучением рок-культуры. Для более полного понимания развития её течений и направлений, необходимо изучать рок- культуру в контексте социально-политических событий, происходивших в России в обозначенный период.
В дипломной работе ход истории казанской рок-культуры излагается на примере нескольких наиболее известных и успешных групп. Одним из видов источников исследования стали воспоминания участников и очевидцев описываемых событий, полученные путем интервьюирования и анализа артефактов. Интервью с музыкантами упомянутых в работе групп хранятся в личном архиве автора. Еще одним видом источников стали сохранившиеся номера независимых рок-журналов за 1987-91 годы: «Ауди Холи» - фанзина очень популярной в свое время группы «Холи», «Гнилой тусовки» - журнала о панк-движении - и «Токсикоза» - журнала, выросшего из предыдущего изживавшего себя издания. Сохранились следующие номера: «Ауди Холи» - №3 за май 1987 года, №7 за 1988, «Гнилая тусовка» - №1 и №2 за 1989 год, «Токсикоз» - №1 за 1991 год. В них нас интересуют свидетельства местной истории рок-культуры. Их ценность в том, что они не подвергались цензуре и рассказывают о событиях местной рок-тусовки от первого лица. Подробнее о журналах изложено во второй главе работы.
В исследовании также использованы материалы книги «История Казани в документах и материалах XX век». В нем усилиями ученых института истории АН РТ представлен широкий спектр документов по всем сферам жизни города, не опубликованных ранее. Сборник ценен тем, что все прочие сборники за редким исключением посвящены истории Республики Татарстан в целом и ограничены отдельной узкой проблематикой и определенным периодом. При написании работы из данного сборника были использованы документы 1960-х годов. Это доклад первого секретаря Татарского обкома КПСС Ф.А. Табеева «О негативных проявлениях общественно-политического поведения некоторой части молодежи г. Казани» от 4 октября 1960 г., справка о состоянии борьбы Комитета госбезопасности при Совете Министров Татарской АССР с радиохулиганством в г. Казани в 1963 г. от 22 января 1964 г. В указанных документах идее речь о борьбе с радиолюбителями, срезающими трубки с городских телефонов для конструирования самодельных приемников, о прослушивании посредством них радиостанций «Голос Америки» и «BBC». Но нужно понимать, что не все «радиохулиганы» были поклонниками западной джазовой музыки. Многие из них были просто школьниками, собирающими самодельную радиоаппаратуру, и двигала ими лишь любознательность, а не тяга к вредительству.
Работа состоит из двух глав, разделенных на параграфы. В первой главе представлена история развития рок-музыки в городе. Критерием деления ее на параграфы выступает начало периода перестройки и гласности, при котором происходят качественные изменения в развитии феномена. В первом параграфе дан краткий экскурс в историю казанского рока с начала 1960-х годов, во втором - его история во второй половине 1980-х-начале 1990-х.
Материал второй главы посвящен истории повседневности - одному из современных направлений в исторической науке. В его рамках ведутся исследования условий жизни, быта и факторов, повлиявших на формирование сознания, норм поведения и т. д. какой-либо социальной группы в той или иной стране в тот или иной исторический период. В данной части работы на примере развития рок-культуры в Казани показано функционирование советской номенклатуры, их влияние на развитие феномена.
За главами следует глоссарий с разъяснением некоторых понятий молодежного сленга, употребление которых в тексте считается необходимым. В приложении приведены отрывки из интервью из личного архива автора работы с музыкантами популярных казанских рок-групп, чьи свидетельства были использованы в работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На протяжении долгого времени деятельность рок-музыкантов не была взаимосвязана с массовой культурой. Но, достигнув определенных высот в развитии в эпоху перестройки, рок-музыка постепенно счала частью массовой культуры, что неизбежно привело к её включению в систему рыночных отношений и кризису. Это значительно снизило социальную роль рока с начала последнего десятилетия прошлого века. Но при всём вышесказанном стоит иметь ввиду, что рок-музыка как ни одно другое музыкальное направление оставила значительный след в умах, образе жизни и поведении нескольких поколений людей.
Рок - это традиционно одно из любимых музыкальных направлений подростков и молодых людей. Кумиры молодежи - загадочные западные музыканты, от которых будто веет воздухом из другого мира, отличного от российского. Или московские и питерские звезды, которые смотрят на нас с журнальных плакатов, наклеенных на стены комнат. известны свердловские музыканты, уфимские, минские, самарские... Но пророки были и в нашем рок- отечестве: история рок-культуры Казани оставила свой след в местной истории. Сергей Панаев, один из лидеров группы «Поролон», в конце 2000-х годов среди прочего запечатлел на своей странице в сети достойную внимания мысль. Музыкант, начав знакомиться с книгами столичных музыкантов, в которых затрагивается их повседневная жизнь, удивляется, насколько похожи описываемые ситуации, факты из жизни столичных и казанских музыкантов. Это говорит о том, что рок-культура развивалась в едином культурном пространстве страны и казанская рок-музыка развивалась в ногу со временем.
Научных работ по истории казанского рока еще нет. Эта работа стала первой попыткой систематизации информации по теме. В ходе работы была приведена периодизация развития казанской и советской рок-культуры в целом, был изучен процесс становления и развития рок-культуры в Казани в период с 1960 гг по начало 1990-х - рассмотрению подлежала рок-культура именно советского периода. Было отмечено повышение роли СМИ и культурно-просветительских учреждений в условиях реформ. Путем работы с интервью и не вводимыми ранее в оборот источниками автор реконструировать малоизвестные страницы развития рок-групп города. В работе также отражена повседневная жизнь рок-музыкантов Казани, описаны взаимоотношения представителей советской номенклатуры, милиции и рок-музыкантов. Автор пришел к выводу, что развитие рок-культуры было неразрывно связано с общественно-политической жизнью страны. К началу 1990 года многие группы приходят к кризису, самиздат уже движется к упадку, что наглядно видно на примерах.
Рок стал историей, потому что нет больше тех исторических реалий, при которых он расцвел, нет тех декораций. Рок отчасти был движением против некоторых реалий общественной жизни и за перемены. Перемены наступили - и рок перестает быть отражением советской действительности.
Сегодня в городе, как и десятилетия назад, работают клубы, в которых время от времени выступают местные молодые команды. История казанского рока, как и русского в целом, насчитывает почти пять десятков лет. Но Казань не стала городом рока, не создав такой коллектив, который выстрелил бы на всю страну. Исходя из вышеописанной истории казанских музыкальных групп, можем сделать вывод, что произошло это не из-за отсутствия творческого потенциала. На вопрос, почему нет ни одной группы такого уровня за десятилетия существования рок-культуры в Казани, Максим Журавлев, музыкант группы «Холи», отвечает, что на это могли повлиять национальные моменты. В Свердловске в 1990-е на Дне города играли такие группы как «Наутилус Помпилиус», «Чайф», выступала рок-певица Настя Полева, то в нашем городе такие гости были и остаются редкостью. В Казани больше вложений делают в национальную культуру - и это неудивительно: её необходимо поддерживать и сохранять. Рок остаётся в подполье, ему уделяется крайне мало внимания. В интервью с автором музыкант высказал мысль, что над Татарстаном всегда будто был информационный «колпак». Интернет проделал в нем брешь, но небольшую . В Казани было много хороших групп, но большого прорыва не происходит до сих пор. Несмотря на то, что сегодня местные власти начали уделять внимание именно обучению молодежи рок- музыке - пример тому открытая 15 сентября 2015 года при активной поддержке Мэрии Казани, Управления культуры Исполнительного комитета г. Казани и Министерства Культуры Республики Татарстан «Школа рока», которая регулярно проводит отчетные концерты с участием молодых исполнителей. И в результате сегодня у нас много неплохих кавер-групп, а творчество как таковое исчезает.
И Максим Журавлев, и Виталий Карцев как уважаемые в городе рок- музыканты часто бывают в жюри рок-фестивалей. И их отзывы о таких мероприятиях неутешительны. По их словам, они ждут, что появится некая прорывная группа, но этого не происходит. «Может быть, пока ещё время для этого не пришло, но я жду», - с надеждой говорит Максим.
Известный среди современных казанских рок-музыкантов Владимир Самойлов, инициатора создания и ведущего интернет-радиостанции «RockKzn» пытается оказать влияние на развитие рок-культуры в городе. В своей группе в социальной сети «Вконтакте» он и его единомышленники собирают информацию о рок-группах, ушедших в прошлое, порой организовывают встречи и концерты. В интервью Владимир поделился следующими мыслями: попыток создать рок-клуб или какое-либо объединение музыкантов было довольно много, но все они не имели успеха. Даже его сообщество и интернет - радио изначально создавались для объединения музыкантов: чтобы вспомнить старые команды, поддержать действующие, рассказать о новых. В чем-то удалось реализовать идею, но во многом - нет. Рок в нашем городе остается в подполье. Но это можно объяснить не только недостатком поддержки со стороны властей. С распадом советского союза экономические и политические реалии изменились, вместе с ним ушел в прошлое и остросоциальный рок.
Современные местные музыканты сами организовывают квартирники, концерты в небольших залах или барах, и их устраивает такое положение вещей. А Мэрия Казани тем временем организовывает поддержку молодых исполнителей
Несмотря на проведенную исследовательскую работу, данная тема имеет много нераскрытых, неисследованных аспектов. На примере развития рок- культуры можно более детально рассматривать принципы и механизмы функционирования аппарата власти, деятельности советской номенклатуры. Для этого феномен имеет множество примеров.
Важно, что представители советской рок-культуры еще могут быть свидетелями событий прошлых лет. Материалы, собранные путем интервьюирования музыкантов и их окружения, могут послужить большим подспорьем для исследователя. Препятствием может стать только нежелание некоторых музыкантов идти на контакт по личным причинам или тенденция к искажению информации. Ведь следует учитывать специфику такого метода получения данных: у многих музыкантов может сохраниться осадок от контактов с органами, номенклатурой, либо не исключена возможность того, что память свидетелей прошедших лет неизбежно искажает события. Многие материалы для данной работы были получены от самих музыкантов, в том числе номера самиздата, который тоже служит материалом, нарративным источником. Проблема только в том, что казанского самиздата сохранилось мало.
Для получения более объективных данных, работу с респондентами и самиздатом следует совмещать с работой в архивах, более тщательной работой с прессой тех лет. Вкупе с перечисленными выше неисследованными аспектами это может служить исследовательской проблемой для написания новых работ по теме.



Доклад первого секретаря Татарского обкома КПСС Ф.А. Табеева «О негативных проявлениях общественно-политического поведения некоторой части молодежи г. Казани» от 4 октября 1960 г. // История Казани в документах и материалах. XX век. - Казань, 2004. С. 451.
Справка о состоянии борьбы Комитета госбезопасности при Совете Министров Татарской АССР с радиохулиганством в г. Казани в 1963 г. от 22 января 1964 г. // История Казани в документах и материалах. XX век. - Казань, 2004. С. 458.
Ауди Холи, №3, 1987.
Ауди Холи, №7, 1988.
Гнилая тусовка, №1, 1989.
Гнилая тусовка, №2, 1989.
Токсикоз, №1, 1991.
Интервью в личном архиве автора.
Литература
Лопатин В.Ю. Звуки времени. Антология казанского рока. / В.Ю. Лопатин. - Казань: Информа, 2006. - 136 с.
Марочкин В.В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. / В.В. Марочкин. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 403 с.: ил.
Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка: сущность, история, проблемы (Краткий очерк социальной истории отечественной рок-музыки). / Н.Д. Саркитов, Ю.В. Божко. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... / А.К. Троицкий. - М.: «Искусство», 1991. - 215 с.
Хузин Ф.Х., Гилязов И.А. и др. История Татарстана (уч. пособие). - Казань, 2001. - с. 269
Справочные издания:
Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки. / А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров. — М.: Изд-во МП «Останкино», 1991. — 320 с. + 64 с. ил.
Блюз из подвала: Советская рок-музыка в стихах, фотографиях и размышлениях. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1990 . - 318 с.: ил.
Кушнир А., Гурьев С. Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата (1967-1994) / А. Кушнир., С. Гурьев. - М.: «ДЕКОМ», 1994. - 368 с.
Федоров Е.В. Рок в нескольких лицах. / Федоров Е.В. - М.: «Молодая гвардия», 1989. - 233 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ