Введение 3
Глава 1. Теоретико - правовые аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 8
1.1. Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ 8
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством в РФ...12
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в
жилищно-коммунальном хозяйстве в РФ 19
Глава 2. Оценка системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере городов Удмуртской Республики 27
2.1. Сравнительный анализ основных показателей развития жилищно-коммунального хозяйства в г.Сарапул, г.Ижевск и г.Можга 27
2.2. Оценка эффективности управления жилищно-коммунальным
хозяйством 40
Глава 3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства в городах Удмуртской Республики 48
3.1. Основные проблемы в отрасли ЖКХ в городах Удмуртской Республики 48
3.2 Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию отрасли
ЖКХ в городах Удмуртской Республики 54
Заключение 59
Приложения
Библиографический список 62
Актуальность выбранной мной темы, обуславливается тем, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, от функционирования которой непосредственно зависит жизнедеятельность населения. Состояние и устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) имеют большое значение для социально-экономического развития России, поскольку оказывают прямое влияние на уровень и качество жизни всех ее граждан.
Это самостоятельный сектор экономики в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и организаций доступных по цене и качеству услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. В современной-ситуации положение в сфере услуг ЖКХ в значительной степени обусловливает как социальную защищенность граждан, так социальную и политическую стабильность в обществе.
Правительство РФ более 20 лет назад взяло курс на реформирование ЖКХ. Однако, недостаточная продуманность и системность реформы, а также отсутствие настойчивости и последовательности в ее реализации усугубили технологическую отсталость отрасли, деградацию ее
инфраструктуры. Качество предоставляемых услуг и тарифная политика вызывают обоснованные претензии потребителей и являются источником социальной напряженности.
Кризисное состояние ЖКХ обусловлено неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, отсутствием инвестиционной привлекательности и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергоносителей,
неэффективной работой предприятий.
Отрасль нуждается в системной (то есть согласованной по целям, срокам и ресурсам) реформе, включающей как ее максимальную демонополизацию, так и разработку новых рыночных механизмов управления и построения системы хозяйственных связей.
Эта проблема нашла отражение в различных программных документах и прогнозах социально-экономического развития государства.
Важной вехой явилось принятие федеральной целевой программы «Жилище», которая была разработана в 2002 году, в 2010 году была продлена на пять лет до окончания 2015 года. И после этого продолжилась еще на одно пятилетие — по 2020 год включительно. Её декларируемой целью является комплексное решение проблемы перехода на принципы устойчивости в жилищно-коммунальном хозяйстве и создание возможностей для безопасных и комфортных условий проживания. Основные цели одной из ее подпрограмм по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате услуг. Однако ведение реформ ЖКХ и уровень предоставления услуг сегодня не соответствуют спросу потребителей.1
Добиться оказания качественных, надежных и доступных услуг потребителям можно только путем реформирования ЖКХ, основанного на принципах устойчивого функционирования и развития этой отрасли. Определяя эффективность преобразований в ЖКХ, фактически следует подразумевать движение к устойчивому развитию национальной экономики, региона, города, инфраструктуры хозяйственной деятельности.
Таким образом, проблема управления устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления услуг
потребителям в настоящее время является практически неизученной, что обусловливает актуальность темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, относящиеся к функционированию и развитию жилищно-коммунального хозяйства, достаточно подробно освещены в литературе.
Социально-экономические проблемы отрасли, обусловленные внутренними рыночными преобразованиями в отрасли и изменением тарифной политики, раскрываются, в работах А.А.Аболина, А.Г.Быкова, Е.Б.Давыдовой, Д.С.Замогильного, Л.И.Овсиенко, С.Л.Постникова, Л.А.Соловьевой, А.А.Туровского, Ю.П.Тыртышова, Л.Н.Чернышова и ряда других авторов. Проблемы правового регулирования жилищнокоммунальной сферы затронуты А.Д.Кочегаровым, И.Т.Маликовой,
С.Н.Павловым, С.П.Ражевым, Ю.А.Разгуляевым, В.А.Торлоповым и др.
Технико-экономические аспекты функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в разрезе отдельных подотраслей анализируются в трудах В.А.Баланова, А.Б.Богданова, Г.М.Волкова, Ю.Н.Казанова, О.С.Капустина, Г.С.Крючкова, Е.М.Макаровой,
В.Г.Семенова, С.С.Собянина и др. Региональным проблемам реформирования отрасли посвящены работы Р.М.Горбаль, А.А.Латкина, Ю.М.Лужкова, В.Ф.Новицкого, С.В.Щепиной и др.
Организационно-экономическим механизмам управления
предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и повышения качества услуг посвящены исследования Р.Т.Акчурина, Р.Т.Давыдовой, А.В.Талонова, Т.В.Шибановой, Е.Е.Румянцевой и др.
Однако указанные работы сосредоточены, главным образом, на отдельных проблемах и аспектах реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства.
Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство и процесс его развития в Удмуртской Республике.
Предмет исследования - процесс управления устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства и его влияние на доступность и качество предоставления услуг потребителям.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в изучении управления устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления услуг потребителям и обоснования на этой базе практических способов, направленных на повышение эффективности функционирования предприятий отрасли, качества, надежности и доступности предоставления услуг потребителям. Системность разработки определяется, в первую очередь, комплексным последовательным раскрытием исследуемых проблем, включая основные задачи:
- выделить теоретико-правовые аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- провести оценку системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере городов Удмуртии;
- разработать мероприятия для совершенствования системы управления ЖКХ в городах Удмуртии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты доведены до конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы для совершенствования системы управления в отрасли, способствовать оказанию качественных и доступных услуг потребителю.
Для написания работы использовались следующие методы исследований: изучение источников литературы, сравнительный метод, диалектический метод и статистический метод.
Структура диплома состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Содержание дипломной работы иллюстрировано таблицами и рисунками.
Работа состоит из трех разделов, первый из которых посвящен теоретическим основам хода реформ в масштабах страны. В этой главе рассматривается структура и особенности функционирования жилищнокоммунального хозяйства в России, система управления ЖКХ и нормативноправовые основы жилищно-коммунальной сферы. Второй раздел работы посвящен сравнительному анализу состояния жилищно-коммунального хозяйства на примере Ижевска, Сарапула и Можги, третий - предлагаемые меры по улучшению состояния ЖКХ на территории Удмуртской республики.
Подводя итоги дипломной работы, можно сделать вывод, что взятые нами за основу критерии устойчивого развития ЖКХ, помогли выделить основополагающие принципы устойчивого развития отрасли, это:
- обеспечение воспроизводства материально-технической базы отрасли при удовлетворении потребителей в качественных и доступных услугах;
- экологическая безопасность развития, рационализация энерго- и ресурсо- потребления;
- экономическая ответственность за принимаемые хозяйственные решения;
- размещение производства с учетом экологической целесообразности;
- информационная прозрачность принимаемых решений и участие общественности в процессах их принятия.
Также можно сделать вывод, что сфера ЖКХ не соответствует современным показателям и мировым стандартам жилищно-коммунального хозяйства и с большим трудом реагирует на изменения. Это происходит из-за того что:
1. Есть существенная нехватка специалистов-управленцев в данной области;
2. Жилищно-коммунальная инфраструктура сильно устарела, а её замена или модернизация требует колоссальных денежных средств, которые бюджет страны единовременно выделить не может, не говоря уже о дотационном бюджете муниципального образования.
3. Третья причина - социальная. И её важность можно осознать, только проработав в данной сфере немало времени. Дело в том, что менталитет самого населения не готов к переменам и что самое печальное в этой ситуации не видит в них необходимости. Являясь безграмотным, в этом вопросе, население занимает львиную долю времени управленца- специалиста, для проведения разъяснительных работ.
В условиях быстро меняющихся экономических, социальных, политических и других показателей в стране, сфера жилищно-коммунального хозяйства показывает старые результаты, и лишь в последние годы в России стали уделять огромное внимание данной сфере, ведь именно она в большей мере отражает и социальное, и политическое, и экономическое положение дел в стране.
Г оворя о первой главе диплома, можно сделать вывод, что система жил, можно сделать вывод, что система жилищно-коммунального хозяйства в РФ имеет структурированный характер и включает в себя достаточно широкий спектр вопросов. Поскольку жизнеобеспечение как страны в целом, так и отдельно взятого региона включает в себя множество отраслей, которые требуют комплексного решения. В России на современном этапе ведется активная работа по нормативно-правовому обеспечению отрасли ЖКХ. Уже принято огромное количество нормативно-правовых актов, и идет непрерывный процесс их изменения и внесения поправок. Исходя из этого, можно говорить о невозможности начала полноценного и эффективного реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, при несформированности и несбалансированности правового поля, в рамках которого осуществляется деятельность отрасли.
В системе ЖКХ существует множество проблем, которые отражают кризисное состояние коммунального хозяйства. В РФ ведется масштабная работа по выявлению кризисообразующих проблем, основным факторам, препятствующим нормальному функционированию отрасли и нахождению эффективных путей их разрешения. Однако при разработке комплексной политики жилищно-коммунального хозяйства, органы власти практически не учитывают особенности функционирования системы ЖКХ в различных регионах, что в Российских условиях совершенно недопустимо.
Анализируя содержание первых глав, выявлены основные проблемы развития отрасли ЖКХ на примере городов Удмуртской Республики и предложены проектные мероприятия по их решению. В целом, проблемы рассмотренного муниципального образования характерны для отрасли ЖКХ практически всех регионов РФ. Соответственно проектные мероприятия по устранению проблем частично могут быть использованы и в других муниципальных образованиях, конечно с учетом региональных особенностей развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Система тарифного регулирования в ЖКХ ещё нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2007 № 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"" (с изменениями и дополнениями).
4. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями на 16 октября 2012 года) // Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889 г. Москва "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050" Режим доступа: http://rg.ru/2015/09/01/jilische-izm-site-dok.html
6. Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 (ред. от 30.07.2004)"О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (вместе с "Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг") Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/
7. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2014)"О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"
9. Указ Президента РФ от 27.05.97 N 528 (ред. от 31.01.2007)"О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/
10. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: www.consultant.ru
11. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях"
12. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"
13. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения"
14. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» №155-ФЗ от 21.07.2005г.
15. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
16. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
17. Аболин А.А. Трансформация льгот по оплате ЖКУ //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. -2002. -№12 (www.gkh.ru)
18. Авдеев В. В. Почему пробуксовывает реформирование в ЖК-сфере? // ЖКХ. - 1996. -№3.- С. 5.
19. Аверин Д. Конец ЖЭКа //КоммерсантЪ-Деньги. №44 (600). -06.1112.11.2006г. С.92-94.
20. Аверченко В. Бизнес-структуры могут стать одной из движущих сил в развитии ЖКХ //www.allmedia.ru 22.12.2004г.
21. Агаджанян А.Я. Предпринимательство в жилищно-коммунальном секторе: формирование и функционирование // Научный журнал КУбГАУ. - 2012. - №80 (06).
22. Безлюдов А. И. ЖК-хозяйство: проблемы управления. - М. : Стройиздат. - 1990.
23. Блехцин И.Я. Стратегия устойчивого развития региональных систем: Препр. науч. докл. /Ин-т проблем региональной экономики. СПб., 2014.- 13с.
24. Богданов Ю.В. Моделирование организационно-экономических механизмов системы ЖКХ в рыночной экономике. - М., 2006.
25. Бухаркова О. Собственнический инстинкт //КоммерсантЪ. №229. - 7 декабря 2013г. С.32.
26. Быков А.Г. Эксперимент по управлению жилищным фондом //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2014. - №2 (www.gkh.ru)
27. Ведищева Е.А. Новый закон: в центре предприятие ЖКХ (интервью
с Чернышовым Л.Н.) //ЖКХ: журнал руководителя и главного
бухгалтера. - 2010. - №7 (www.gkh.ru)
28. Великанова М.Д. Бизнес и ЖКХ: первые шаги
//Коммунальный комплекс России.-2015. -№1 (7). С.31-32.
29. Виктор Христенко обозначил проблемы и перспективы бизнеса в ЖКХ //www.mte.gov.ru/docs/132/2186.htm 28.10.2014.
30. Волков Г.М. Технологические аспекты реформы жилищнокоммунального хозяйства //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. - №14 (234). - С. 130-133.
31. Воротникова А. Неуправляемое хозяйство
//Ведомости Недвижимость. - №9 (33). - ноябрь 2006г. С.32-34.
32. Все, что нужно знать о ЖКХ // Сост. В.В.Смирнова. СПб.: Питер,
2014. - 64с.
33. Выпханова Г. В. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития России и ее регионов //Экологическое право. №5. - 2005. С.6-
10.
34. Головащенко И.Н. Стратегия реформирования жилищнокоммунального хозяйства России на современном этапе: Автореферат диссертации на соиск. учен, степени канд. экон. наук. — Москва: РАГС, 2006. — 25с.
35. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов /Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2010. - 735с.
36. Давыдова Е.Б. Особенности учета затрат в организациях жилищнокоммунального хозяйства //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2012. - №8 (www.gkh.ru)
37. Доклад Министра регионального развития РФ В.А.Яковлева «Об основных направлениях развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» на 181 пленарном заседании Совета Федерации ФС РФ в рамках «Правительственного часа» //www.council.gov.ru
38. Дунин Ю.Г. Граждане могут являться абонентами предприятий //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2014. - №8 (www.gkh.ru)
39. Дятлов С.А. Основы концепции устойчивого развития: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1998.- 155с.
40. Жиганов С.И. Краснодарский опыт инвестиций //Коммунальный комплекс России. 2015. - №1 (7). С.ЗЗ.
41. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального
хозяйства города. М.: Владос-Пресс, 2013.
42. Жуков Н.Н., Швец М.Ю. Акционирование предприятий
водоснабжения и водоотведения путь выхода из кризиса //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2013. — №5 (www.gkh.ru)
43. Закржевский В.И., Чекалин B.C. Формирование
инвестиционной инфраструктуры для коммунального сектора России //Коммунальный комплекс России.-2015.-№1 (7). С.30-31.
44. Замогильный Д.С. Формирование рынка энергетических услуг с
позиции повышения эффективности развития экономики и реализации жилищно-коммунальной реформы //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2014. - №14 (234). - С.134-143.
45. Казанов Ю.Н., Баланов В.А. Система управления качеством услуг на предприятии коммунальной энергетики //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2013. - №2 (www.gkh.ru)
46. Карамзинов Ф. Реформа ЖКХ. Переоценка ценностей. Журнал «Коммунальный комплекс России», №2(32), февраль 2017 г.
47. Климантова Г.И. Информационно-аналитический материал «Социальные последствия жилищно-коммунальной реформы» //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2014. - №14 (234). - С.97-111.
48. Климантова Г.И. Семья и жилищно-коммунальная реформа //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2014. - №19 (150). — С.63-82.
49. Климов В. Перспективы реформирования ЖКХ //Строительная газета. 05.11.2014.
50. Кожевников К.Г. Энергоресурсосбережение как необходимое условие эффективной модернизации российской экономики. Дис. .канд. экон. наук /РАГС, М., 2011. 167с.
51. Колодезный В.А. Опыт реформирования жилищно
коммунального бюджета //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2012. - №6 (www.gkh.ru)
52. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Ижевске //www.gzu.izhevsk.ru/koncept.htm