Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Работа №52250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико - правовые аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 8
1.1. Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ 8
1.2. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством в РФ...12
1.3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в
жилищно-коммунальном хозяйстве в РФ 19
Глава 2. Оценка системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере городов Удмуртской Республики 27
2.1. Сравнительный анализ основных показателей развития жилищно-коммунального хозяйства в г.Сарапул, г.Ижевск и г.Можга 27
2.2. Оценка эффективности управления жилищно-коммунальным
хозяйством 40
Глава 3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства в городах Удмуртской Республики 48
3.1. Основные проблемы в отрасли ЖКХ в городах Удмуртской Республики 48
3.2 Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию отрасли
ЖКХ в городах Удмуртской Республики 54
Заключение 59
Приложения
Библиографический список 62


Актуальность выбранной мной темы, обуславливается тем, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, от функционирования которой непосредственно зависит жизнедеятельность населения. Состояние и устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) имеют большое значение для социально-экономического развития России, поскольку оказывают прямое влияние на уровень и качество жизни всех ее граждан.
Это самостоятельный сектор экономики в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и организаций доступных по цене и качеству услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. В современной-ситуации положение в сфере услуг ЖКХ в значительной степени обусловливает как социальную защищенность граждан, так социальную и политическую стабильность в обществе.
Правительство РФ более 20 лет назад взяло курс на реформирование ЖКХ. Однако, недостаточная продуманность и системность реформы, а также отсутствие настойчивости и последовательности в ее реализации усугубили технологическую отсталость отрасли, деградацию ее
инфраструктуры. Качество предоставляемых услуг и тарифная политика вызывают обоснованные претензии потребителей и являются источником социальной напряженности.
Кризисное состояние ЖКХ обусловлено неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, отсутствием инвестиционной привлекательности и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергоносителей,
неэффективной работой предприятий.
Отрасль нуждается в системной (то есть согласованной по целям, срокам и ресурсам) реформе, включающей как ее максимальную демонополизацию, так и разработку новых рыночных механизмов управления и построения системы хозяйственных связей.
Эта проблема нашла отражение в различных программных документах и прогнозах социально-экономического развития государства.
Важной вехой явилось принятие федеральной целевой программы «Жилище», которая была разработана в 2002 году, в 2010 году была продлена на пять лет до окончания 2015 года. И после этого продолжилась еще на одно пятилетие — по 2020 год включительно. Её декларируемой целью является комплексное решение проблемы перехода на принципы устойчивости в жилищно-коммунальном хозяйстве и создание возможностей для безопасных и комфортных условий проживания. Основные цели одной из ее подпрограмм по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате услуг. Однако ведение реформ ЖКХ и уровень предоставления услуг сегодня не соответствуют спросу потребителей.1
Добиться оказания качественных, надежных и доступных услуг потребителям можно только путем реформирования ЖКХ, основанного на принципах устойчивого функционирования и развития этой отрасли. Определяя эффективность преобразований в ЖКХ, фактически следует подразумевать движение к устойчивому развитию национальной экономики, региона, города, инфраструктуры хозяйственной деятельности.
Таким образом, проблема управления устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления услуг
потребителям в настоящее время является практически неизученной, что обусловливает актуальность темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, относящиеся к функционированию и развитию жилищно-коммунального хозяйства, достаточно подробно освещены в литературе.
Социально-экономические проблемы отрасли, обусловленные внутренними рыночными преобразованиями в отрасли и изменением тарифной политики, раскрываются, в работах А.А.Аболина, А.Г.Быкова, Е.Б.Давыдовой, Д.С.Замогильного, Л.И.Овсиенко, С.Л.Постникова, Л.А.Соловьевой, А.А.Туровского, Ю.П.Тыртышова, Л.Н.Чернышова и ряда других авторов. Проблемы правового регулирования жилищнокоммунальной сферы затронуты А.Д.Кочегаровым, И.Т.Маликовой,
С.Н.Павловым, С.П.Ражевым, Ю.А.Разгуляевым, В.А.Торлоповым и др.
Технико-экономические аспекты функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в разрезе отдельных подотраслей анализируются в трудах В.А.Баланова, А.Б.Богданова, Г.М.Волкова, Ю.Н.Казанова, О.С.Капустина, Г.С.Крючкова, Е.М.Макаровой,
В.Г.Семенова, С.С.Собянина и др. Региональным проблемам реформирования отрасли посвящены работы Р.М.Горбаль, А.А.Латкина, Ю.М.Лужкова, В.Ф.Новицкого, С.В.Щепиной и др.
Организационно-экономическим механизмам управления
предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и повышения качества услуг посвящены исследования Р.Т.Акчурина, Р.Т.Давыдовой, А.В.Талонова, Т.В.Шибановой, Е.Е.Румянцевой и др.
Однако указанные работы сосредоточены, главным образом, на отдельных проблемах и аспектах реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства.
Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство и процесс его развития в Удмуртской Республике.
Предмет исследования - процесс управления устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства и его влияние на доступность и качество предоставления услуг потребителям.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в изучении управления устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления услуг потребителям и обоснования на этой базе практических способов, направленных на повышение эффективности функционирования предприятий отрасли, качества, надежности и доступности предоставления услуг потребителям. Системность разработки определяется, в первую очередь, комплексным последовательным раскрытием исследуемых проблем, включая основные задачи:
- выделить теоретико-правовые аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- провести оценку системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере городов Удмуртии;
- разработать мероприятия для совершенствования системы управления ЖКХ в городах Удмуртии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты доведены до конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы для совершенствования системы управления в отрасли, способствовать оказанию качественных и доступных услуг потребителю.
Для написания работы использовались следующие методы исследований: изучение источников литературы, сравнительный метод, диалектический метод и статистический метод.
Структура диплома состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Содержание дипломной работы иллюстрировано таблицами и рисунками.
Работа состоит из трех разделов, первый из которых посвящен теоретическим основам хода реформ в масштабах страны. В этой главе рассматривается структура и особенности функционирования жилищнокоммунального хозяйства в России, система управления ЖКХ и нормативноправовые основы жилищно-коммунальной сферы. Второй раздел работы посвящен сравнительному анализу состояния жилищно-коммунального хозяйства на примере Ижевска, Сарапула и Можги, третий - предлагаемые меры по улучшению состояния ЖКХ на территории Удмуртской республики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги дипломной работы, можно сделать вывод, что взятые нами за основу критерии устойчивого развития ЖКХ, помогли выделить основополагающие принципы устойчивого развития отрасли, это:
- обеспечение воспроизводства материально-технической базы отрасли при удовлетворении потребителей в качественных и доступных услугах;
- экологическая безопасность развития, рационализация энерго- и ресурсо- потребления;
- экономическая ответственность за принимаемые хозяйственные решения;
- размещение производства с учетом экологической целесообразности;
- информационная прозрачность принимаемых решений и участие общественности в процессах их принятия.
Также можно сделать вывод, что сфера ЖКХ не соответствует современным показателям и мировым стандартам жилищно-коммунального хозяйства и с большим трудом реагирует на изменения. Это происходит из-за того что:
1. Есть существенная нехватка специалистов-управленцев в данной области;
2. Жилищно-коммунальная инфраструктура сильно устарела, а её замена или модернизация требует колоссальных денежных средств, которые бюджет страны единовременно выделить не может, не говоря уже о дотационном бюджете муниципального образования.
3. Третья причина - социальная. И её важность можно осознать, только проработав в данной сфере немало времени. Дело в том, что менталитет самого населения не готов к переменам и что самое печальное в этой ситуации не видит в них необходимости. Являясь безграмотным, в этом вопросе, население занимает львиную долю времени управленца- специалиста, для проведения разъяснительных работ.
В условиях быстро меняющихся экономических, социальных, политических и других показателей в стране, сфера жилищно-коммунального хозяйства показывает старые результаты, и лишь в последние годы в России стали уделять огромное внимание данной сфере, ведь именно она в большей мере отражает и социальное, и политическое, и экономическое положение дел в стране.
Г оворя о первой главе диплома, можно сделать вывод, что система жил, можно сделать вывод, что система жилищно-коммунального хозяйства в РФ имеет структурированный характер и включает в себя достаточно широкий спектр вопросов. Поскольку жизнеобеспечение как страны в целом, так и отдельно взятого региона включает в себя множество отраслей, которые требуют комплексного решения. В России на современном этапе ведется активная работа по нормативно-правовому обеспечению отрасли ЖКХ. Уже принято огромное количество нормативно-правовых актов, и идет непрерывный процесс их изменения и внесения поправок. Исходя из этого, можно говорить о невозможности начала полноценного и эффективного реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, при несформированности и несбалансированности правового поля, в рамках которого осуществляется деятельность отрасли.
В системе ЖКХ существует множество проблем, которые отражают кризисное состояние коммунального хозяйства. В РФ ведется масштабная работа по выявлению кризисообразующих проблем, основным факторам, препятствующим нормальному функционированию отрасли и нахождению эффективных путей их разрешения. Однако при разработке комплексной политики жилищно-коммунального хозяйства, органы власти практически не учитывают особенности функционирования системы ЖКХ в различных регионах, что в Российских условиях совершенно недопустимо.
Анализируя содержание первых глав, выявлены основные проблемы развития отрасли ЖКХ на примере городов Удмуртской Республики и предложены проектные мероприятия по их решению. В целом, проблемы рассмотренного муниципального образования характерны для отрасли ЖКХ практически всех регионов РФ. Соответственно проектные мероприятия по устранению проблем частично могут быть использованы и в других муниципальных образованиях, конечно с учетом региональных особенностей развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Система тарифного регулирования в ЖКХ ещё нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли.


1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2007 № 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"" (с изменениями и дополнениями).
4. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями на 16 октября 2012 года) // Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889 г. Москва "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050" Режим доступа: http://rg.ru/2015/09/01/jilische-izm-site-dok.html
6. Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 (ред. от 30.07.2004)"О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (вместе с "Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг") Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/
7. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2014)"О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"
9. Указ Президента РФ от 27.05.97 N 528 (ред. от 31.01.2007)"О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/
10. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: www.consultant.ru
11. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях"
12. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"
13. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения"
14. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» №155-ФЗ от 21.07.2005г.
15. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
16. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
17. Аболин А.А. Трансформация льгот по оплате ЖКУ //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. -2002. -№12 (www.gkh.ru)
18. Авдеев В. В. Почему пробуксовывает реформирование в ЖК-сфере? // ЖКХ. - 1996. -№3.- С. 5.
19. Аверин Д. Конец ЖЭКа //КоммерсантЪ-Деньги. №44 (600). -06.1112.11.2006г. С.92-94.
20. Аверченко В. Бизнес-структуры могут стать одной из движущих сил в развитии ЖКХ //www.allmedia.ru 22.12.2004г.
21. Агаджанян А.Я. Предпринимательство в жилищно-коммунальном секторе: формирование и функционирование // Научный журнал КУбГАУ. - 2012. - №80 (06).
22. Безлюдов А. И. ЖК-хозяйство: проблемы управления. - М. : Стройиздат. - 1990.
23. Блехцин И.Я. Стратегия устойчивого развития региональных систем: Препр. науч. докл. /Ин-т проблем региональной экономики. СПб., 2014.- 13с.
24. Богданов Ю.В. Моделирование организационно-экономических механизмов системы ЖКХ в рыночной экономике. - М., 2006.
25. Бухаркова О. Собственнический инстинкт //КоммерсантЪ. №229. - 7 декабря 2013г. С.32.
26. Быков А.Г. Эксперимент по управлению жилищным фондом //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2014. - №2 (www.gkh.ru)
27. Ведищева Е.А. Новый закон: в центре предприятие ЖКХ (интервью
с Чернышовым Л.Н.) //ЖКХ: журнал руководителя и главного
бухгалтера. - 2010. - №7 (www.gkh.ru)
28. Великанова М.Д. Бизнес и ЖКХ: первые шаги
//Коммунальный комплекс России.-2015. -№1 (7). С.31-32.
29. Виктор Христенко обозначил проблемы и перспективы бизнеса в ЖКХ //www.mte.gov.ru/docs/132/2186.htm 28.10.2014.
30. Волков Г.М. Технологические аспекты реформы жилищнокоммунального хозяйства //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. - №14 (234). - С. 130-133.
31. Воротникова А. Неуправляемое хозяйство
//Ведомости Недвижимость. - №9 (33). - ноябрь 2006г. С.32-34.
32. Все, что нужно знать о ЖКХ // Сост. В.В.Смирнова. СПб.: Питер,
2014. - 64с.
33. Выпханова Г. В. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития России и ее регионов //Экологическое право. №5. - 2005. С.6-
10.
34. Головащенко И.Н. Стратегия реформирования жилищнокоммунального хозяйства России на современном этапе: Автореферат диссертации на соиск. учен, степени канд. экон. наук. — Москва: РАГС, 2006. — 25с.
35. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов /Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2010. - 735с.
36. Давыдова Е.Б. Особенности учета затрат в организациях жилищнокоммунального хозяйства //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2012. - №8 (www.gkh.ru)
37. Доклад Министра регионального развития РФ В.А.Яковлева «Об основных направлениях развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» на 181 пленарном заседании Совета Федерации ФС РФ в рамках «Правительственного часа» //www.council.gov.ru
38. Дунин Ю.Г. Граждане могут являться абонентами предприятий //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2014. - №8 (www.gkh.ru)
39. Дятлов С.А. Основы концепции устойчивого развития: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1998.- 155с.
40. Жиганов С.И. Краснодарский опыт инвестиций //Коммунальный комплекс России. 2015. - №1 (7). С.ЗЗ.
41. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального
хозяйства города. М.: Владос-Пресс, 2013.
42. Жуков Н.Н., Швец М.Ю. Акционирование предприятий
водоснабжения и водоотведения путь выхода из кризиса //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2013. — №5 (www.gkh.ru)
43. Закржевский В.И., Чекалин B.C. Формирование
инвестиционной инфраструктуры для коммунального сектора России //Коммунальный комплекс России.-2015.-№1 (7). С.30-31.
44. Замогильный Д.С. Формирование рынка энергетических услуг с
позиции повышения эффективности развития экономики и реализации жилищно-коммунальной реформы //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2014. - №14 (234). - С.134-143.
45. Казанов Ю.Н., Баланов В.А. Система управления качеством услуг на предприятии коммунальной энергетики //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2013. - №2 (www.gkh.ru)
46. Карамзинов Ф. Реформа ЖКХ. Переоценка ценностей. Журнал «Коммунальный комплекс России», №2(32), февраль 2017 г.
47. Климантова Г.И. Информационно-аналитический материал «Социальные последствия жилищно-коммунальной реформы» //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2014. - №14 (234). - С.97-111.
48. Климантова Г.И. Семья и жилищно-коммунальная реформа //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2014. - №19 (150). — С.63-82.
49. Климов В. Перспективы реформирования ЖКХ //Строительная газета. 05.11.2014.
50. Кожевников К.Г. Энергоресурсосбережение как необходимое условие эффективной модернизации российской экономики. Дис. .канд. экон. наук /РАГС, М., 2011. 167с.
51. Колодезный В.А. Опыт реформирования жилищно
коммунального бюджета //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2012. - №6 (www.gkh.ru)
52. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Ижевске //www.gzu.izhevsk.ru/koncept.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ