Введение 3
Глава 1. Место фенологии в системе естественно географических наук
1.1. Понятие о фенологии 7
1.2. Методы и задачи фенологии 11
1.3. История становления фенологических наблюдений 16
1.3.1. Истоки фенологии 16
1.3.2. Становление фенологии в России и Татарстане 19
Глава 2. Организация и практическое значение фенологических исследований
2.1. Значение фенологических наблюдений для практических целей 23
2.1.1. Значение фенологических наблюдений для сельского хозяйства 23
2.1.2. Значение фенологических наблюдений для лесного хозяйства 25
2.1.3. Значение фенологических наблюдений для транспорта 27
2.2. Формы и способы ведения фенологических наблюдений 29
Глава 3. Методическое обеспечение учебно-воспитательной работы фенологической направленности
3.1. Освещение вопроса сезонности природных явлений в курсе
географии 43
3.1.1. Причины сезонных изменений на поверхности Земли 47
3.1.2. Сезонные изменения в природе РТ 48
3.2. Значение и формы организации исследовательской деятельности 65 школьников
3.2.1. Организация внеурочной работы школьников по основам
фенологии 68
3.2.2. Умения и навыки, вырабатываемые в ходе исследовательской
деятельности школьников 72
3.2.3. Анализ проведенной работы со школьниками по организации
фенологических наблюдений 74
3.3. Методика проведения урока-экскурсии на пришкольном участке 83
3.4. Методика проведения урока-лекции на тему «Приметы весны» 88
Заключение 92
Список литературы 95
Приложение 103
Социально-экономическая жизнь в стране не стоит на месте, - динамично развиваясь, она предъявляет новые требования и задачи обществу. В свою очередь современное общество всё больше нуждается в активных людях, самостоятельных и умеющих быстро адаптироваться в меняющихся реалиях нашей жизни. Перед школьниками стоит задача стать активными, успешными и полноправными членами общества и пополнять свой багаж знаний в течение жизни. Процесс обучения в школе направлен на обеспечение развития личности, на овладение способами познания мира, приобретение и развитие у детей навыка и опыта в различных видах учебной деятельности. Для этого необходимо создать в ходе учебного процесса комфортные педагогические условия для того, чтобы вовлечь школьников в активную учебную, познавательную и исследовательскую деятельность.
В географическом обучении одним из важных методов формирования исследовательских навыков школьников является наблюдение. Наблюдение - это первичный и наиболее простой познавательный процесс .
В качестве таких наблюдений можно считать фенологические наблюдения, в которых отражаются сведения о календарных датах наступления, в природе закономерно повторяющихся в течение года сезонных явлений. Фенологические наблюдения организуются и производятся в форме активного включения учащихся в изучение окружающего мира. Благодаря этому, школьник собирает и накапливает результаты исследований и складывает своё представление о сезонных явлениях природы и окружающей среде. На основе собранных в ходе наблюдений сведений школьники делают собственные выводы о закономерностях явлений и процессов в природе. Такая деятельность обладает большим педагогическим потенциалом.
Одной из наиболее распространенных форм фенологических наблюдений является ведение календаря сезонных изменений природы. Календари,
характеризующие сезонную динамику местного ландшафта в целом, обычно называются просто календарями природы.
Актуальность заявленной темы, несмотря на то, что к ней регулярно обращаются учителя средней школы, педагоги дополнительного образования, остается весьма острой, так как существует необходимость разработки эффективных подходов к формированию исследовательских навыков у школьников при изучении сезонных явлений в природе; воспитанию у новых поколений юных граждан неравнодушного, заботливого отношения к миру, в котором живет человеческое общество. Мы полагаем, что посредством фенологических наблюдений, у обучающихся создается понимание значимости природной среды для социума в целом и для каждого человека в отдельности. Формируется бережное отношение ребенка к природе. Все это развивает его любознательность и наблюдательность, побуждает проявлять самостоятельность и желание усовершенствовать свои знания о природе, наделяет его умением определять и видеть закономерности в развитии природы.
В связи с вышесказанным, приступая к выполнению выпускной квалификационной работы, мы определили цель исследования - определение методических походов к формированию исследовательских навыков школьников в ходе фенологических наблюдений и определение эффективности их педагогического воздействия. Цель работы определяет ее задачи:
- рассмотреть место фенологии в системе естественно географических наук;
- изучить организацию и практическое значение фенологических исследований;
- проанализировать методическое обеспечение учебно-воспитательной работы учащихся при осуществлении ими сезонных наблюдений в природе.
При проведении наблюдений за сезонными изменениями в природе со школьниками, учитель должен владеть методикой проведения наблюдений за
сезонными изменениями; знать сроки и последовательность наступления фенологических фаз, определять причинно-следственные связи между природными событиями и уметь раскрыть детям эти взаимосвязи при проведении наблюдений.
Нельзя допустить, чтобы наблюдения за природой были скучными для ребят, следует организовать дело так, чтобы они с энтузиазмом и интересом подходили к исследованию происходящего в природе. Для достижения положительных результатов в работе со школьниками очень важно продумать интересные вопросы, привлечь дополнительный наглядный материал (карты, картины, хрестоматийная литература, Интернет-ресурсы и т.д.).
Систематические фенологические наблюдения, проводимые в течение ряда лет, помогают получить богатую информацию о жизни окружающей природы, выявить взаимосвязи между различными фенологическими
3
явлениями .
Фенологическая работа в школе должна строиться в тесном сочетании с учебным процессом и различными формами внеклассной работы. Такими формами могут быть создание фенологического кружка, опытничество на пришкольной территории, сбор ботанических и зоологических коллекций, участие в заготовках растительного сырья, работа на школьной метеоплощадке и т.д.
Объект исследования - фенологические наблюдения школьников.
Предмет исследования - педагогические условия и формы организации фенологических наблюдений школьников во время внеурочной работы по географии.
Теоретико-методологической базой исследования стали исследования таких авторов, как Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, Н.Н. Баранский, P.M. Кабо, Ю.Г. Саушкин, B.C. Преображенский, А.В. Даринский, Ю.А. Веденин,
В.П. Максаковский.
3 Шульц Г.Э. Общая фенология - Ленинград, «Наука» Ленинградское отделение, 1981 - 188 с., стр.57
Проблемы географического и экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Характеристика содержания, средств, форм и методов географического образования учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др.
В трудах названных авторов доказывается, что организация фенологических наблюдений школьников во время внеурочной работы по географии наиболее эффективна, если она осуществляется поэтапно, с использованием различных форм уроков и методических приемов по формированию географических знаний школьников.
Для достижения поставленной цели и решения задач нами использовались следующие методы исследования: изучение методической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение опыта работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий и форм организации успешного формирования исследовательских навыков школьников в процессе наблюдений за сезонными явлениями в природе. Практическая значимость исследования связана с тем, что в ходе работы подготовлены методические разработки фенологических наблюдений школьников во время внеурочной работы по географии.
Проведённое нами исследование, в ходе нашей работы, подтвердило актуальность данной темы, теоретическую и практическую значимость.
Исследовательские навыки, наряду с наблюдательностью у ребят, определяется целенаправленным восприятием окружающего их мира, умением выделить главные признаки среди незаметных для неподготовленного наблюдателя свойств и признаков явлений природы и общества.
Систематические наблюдения за сезонными изменениями природы - важный источник знаний об окружающем мире. Они дают фундамент, на котором строятся такие мыслительные операции и функции как память, внимание, речь, логическое мышление. Формируется эстетическое восприятие природы, дети учатся видеть красоту природы во всём её многообразии. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, поэтому его необходимо формировать, развивать, стимулировать.
На практике мы видим, что учителя недостаточно уделяют внимание формированию исследовательских навыков у школьников. Чаще всего учителя не имеют необходимых условий для проведения систематических сезонных наблюдений в природе, не владеют в полной мере методикой организации фенологических исследований. Чтобы формирование исследовательских навыков у школьников проходило максимально эффективно, у учителя так же должна быть развита экологическая культура.
В практической работе мы обратились к характеристике фенологических наблюдений как методу понимания школьниками окружающего мира. Используя фенологические наблюдения как метода формирования исследовательских навыков и познания, нужно помнить о требованиях к организации фенологических наблюдений и методике их проведения.
Мы стремились затронуть все стороны взаимодействия школьников и окружающего мира при проведении фенологических наблюдений исследований.
На основе диагностики, которая показала, что у большинства учащихся средний уровень сформированности экологической культуры, а также есть ученики с низким уровнем, был организован цикл фенологических наблюдений с целью повышения экологической культуры и формирования у школьников исследовательских навыков.
При проведении фенологических наблюдений мы использовали задания на внимание, активизацию познавательной деятельности детей. Наблюдения фиксировались в календарях природы, обсуждение которых было проведено на одном из уроков. Учили ребят сравнивать природные явления, находить причинно-следственные связи.
Фенологические наблюдения в природе дополнялись иллюстративным материалом, которые способствовали обогащению знаний детей, расширению их кругозора, а дополнительный литературный материал (стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы писателей-натуралистов) способствовали обогащению и развитию речи школьников.
Проведение повторной диагностики показало, что фенологические наблюдения как метод формирования экологической культуры эффективны при соблюдении следующих условий:
- если наблюдения проводятся систематически и в определённой последовательности;
- если фенологические наблюдения фиксируются в календарях природы и в дальнейшем обсуждаться;
- если учитель применяет различные средства активизации младших школьников (приём сравнения, стихи, практические задания, дидактические игры).
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они помогают конкретизировать, углублять и расширять знания учащихся в разных предметных областях. Учащиеся имеют возможность практически проверить многие теоретические знания и перевести их в умения и навыки.
Необходимо сформировать у обучающихся определенную систему знаний о неживой и живой природе. Основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, именно поэтому содержание этих наблюдений необходимо систематизировать.
До учеников также нужно донести, что основная задача проведения наблюдений над сезонными изменениями в природе - фенологическое освещение территорий, разработка их сезонных характеристик, дающих полную картину развития природного комплекса в годичном цикле. Знание сезонных изменений очень важно в жизни общества. Эти знания раскрывают многие практические вопросы, которые встают перед сельским хозяйством, медициной, лесным хозяйством, промышленностью, туризмом и многими другими отраслями деятельности человека.
Изучение сезонных изменений в природе очень важно для охраны природы. Эти знания помогают в борьбе с вредными насекомыми, грызунами, болезнями культурных растений. Помогают в планировании работы рыболовецкого флота, пушного промысла, рыбного хозяйства.
Данные о сезонных изменениях в природе необходимы и здравоохранению. Некоторые заболевания связаны с сезонами, а переносчики болезней, например малярийный комар и энцефалитный клещ, особо опасны для человека, вплоть до летального исхода.
Закономерности сезонных изменений в природе помогают в планировании сроков проведения сезонных работ, таких как: посевных, сеноуборочной и уборочной компаний.
Таким образом, задачи исследования решены, цели достигнуты, эффективность предложенных методических решений подтверждена.