1. Основы сокращенной формы дознания 5
1.1. Понятие дознания в сокращенной форме 5
1.2. Доказывание при производстве дознания в сокращенной форме 8
2. Условия производства дознания в сокращенной форме 13
2.1. Основания и особенности производства дознания в сокращенном виде 13
2.2. Условия производства дознания в сокращенной форме 19
3. Проблемы осуществления дознания в сокращенной форме и пути их решения 24
Заключение 31
Список литературы 33
Институт дознания в сокращенной форме, будучи направленным на уменьшение сроков расследования и судебного рассмотрения уголовных дел и снижение нагрузки на правоприменителей, появившийся в отечественном законодательстве в 2013-м году, занимает важное место в уголовно-процессуальной сфере.
При этом представляется очевидным, что сокращенный характер дознания не должен ассоциироваться и отождествляться с поверхностностью предварительного расследования и дальнейшего судебного разбирательства, здесь, так же, как и при производстве дознания в общем порядке должны быть достоверно установлены обстоятельства совершенного преступления, собраны достаточные доказательства вины подозреваемого, соблюдены все права и законные интересы участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, подозреваемого) и т.д. Вместе с тем, в рамках данной формы расследования уголовных дел достаточно сложно обеспечить процессуальную самостоятельность дознавателя, поскольку зачастую руководством органов внутренних дел дознание в сокращенной форме воспринимается как удобный «инструмент», посредством которого, путем внепроцессуального давления на дознавателя, который с дисциплинарно-служебной точки зрения целиком и полностью зависит от руководства полиции, вынуждают «штамповать» уголовные дела в целях повышения статистических показателей раскрываемости преступлений.
Целью настоящей работы выступает комплексный анализ института дознания в сокращенной форме.
В ходе проведенной нами работы были поставлены следующие наиболее важные взаимосвязанные и взаимообусловленные частные задачи:
изучить правовую природу сокращенной формы дознания;
определить субъектов, уполномоченных на производство дознания, их процессуальный статус (права и обязанности);
выявить основания и условия производства сокращенного дознания;
охарактеризовать процессуальный срок производства сокращенного дознания, его оптимальность;
уделить отдельное внимание проблематике производства дознания в сокращенной форме.
Объектом работы выступают урегулированные законодательством общественные отношения в уголовно-процессуальной сфере.
Предмет настоящего исследования – дознание в сокращенной форме.
Методологию работы составляют как общие методы (наблюдение, анализ, синтез, классификация и др.), так и частные (формально-юридический и др.)
Теоретическая значимость исследования связана с системным анализом уголовно-процессуального законодательства, регулирующего производство дознания в сокращенной форме.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В конце приведен список использованной литературы.
1) Дознание в сокращенной форме – это форма предварительного расследования по уголовному делу, производимая исключительно на основании ходатайства подозреваемого, полностью признающего вину в совершении преступления, процессуальный порядок проведения которой в сравнении с общей формой дознания упрощен, в том числе посредством снижения объема собирания по уголовному делу доказательств.
2) Особенности процессуального оформления результатов дознания в сокращенной форме во многом обусловлены тем, что здесь дознаватель обязан произвести только те следственные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств. Дознаватель вправе не проверять доказательства, если они не были оспорены сторонами (потерпевшим, подозреваемым и его защитником). По окончании дознания в сокращенной форме составляется не обвинительный акт, как это имеет место по окончании дознания в общей форме, а обвинительное постановление.
3) Уголовные дела, предварительное расследование по которым производилось в сокращенной форме дознания, рассматривается по правилам, предусмотренным для особого порядка принятия судебного решения, с определенными исключениями, в частности, суд в любом случае обязан исследовать и оценить доказательства, не выходя при этом за перечень доказательств, приведенный в обвинительном постановлении. Кроме того, возражения сторон относительно дальнейшего рассмотрения уголовного дела, расследованного в форме сокращенного дознания, в порядке, предусмотренном ст. 316 и 317 УПК РФ, влечет не рассмотрение дела в общем порядке судебного разбирательства, а возвращение уголовного дела на досудебную стадию и производство предварительного расследования в форме общего дознания. Лишь после этого судебное разбирательство может быть проведено в общем порядке.
4) Апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных решений по уголовным делам, расследованным в форме сокращенного дознания, осуществляется в общем порядке, предусмотренном Разделами XIII и XV УПК РФ.
При этом законодательство предусматривает специальное правило, в соответствии с которым такой приговор не может быть обжалован по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 389.15 УПК РФ, т.е. по основанию несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
5) Резюмируя вышесказанное, считаем необходимым отметить, что производство дознания в сокращенной форме должно быть усовершенствовано законодателем как в части порядка начала данного производства, так и исключения обязательности получения согласия у сторон уголовного процесса на производство такого дознания.