ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕНТАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 9
1.1. Понятие ментальности и языкового сознания в лингвокультурологии и этнолингвистике 9
1.2 Условия, сформировавшие национально-психологические
особенности русского народа 13
1.3 Исторические предпосылки становления ментальности татарского народа 18
1.4 Виды детских народных сказок 22
Выводы по 1 главе: 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В РУССКИХ И ТАТАРСКИХ СКАЗКАХ О ЖИВОТНЫХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Лингвокультурные и этнические ментальные стереотипы в русских народных сказках 27
2.2. Национальные черты и ментальные стереотипы в татарских сказках 47
2.3. Сравнительная характеристика татарских и русских сказок:
сходства и различия этнолингвокультурных стереотипов 61
Выводы по 2 главе 69
ГЛАВА 3. ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ РУССКО- И
ТАТАРОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 70
3.1. Методика ассоциативного исследования с респондентами-
дошкольниками 70
3.2. Данные опытно-экспериментального исследования
русскоязычной группы дошкольников 92
3.3. Результаты опытно-экспериментального исследования
татароязычной группы дошкольников 98
3.4 Сопоставление результатов русской и татарской групп 104
Выводы по 3 главе: 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 117
Приложение 1. Список русских народных сказок о животных 123
Приложение 2. Список татарских народных сказок о животных 125
Приложение 3. Работы детей русскоязычной группы 127
Приложение 4. Работы детей татароязычной группы 137
Настоящая работа посвящена изучению ментальных стереотипов в текстах русских и татарских сказок для детей дошкольного возраста.
Актуальность работы заключается в выявлении лингво-культурологических особенностей исследуемых единиц с точки зрения ментальности русского и татарского народов.
В России, как в многонациональном и многоконфессиональном государстве, не может быть общенационального российского менталитета. Тысячелетнее совместное проживание и бытие многих народов России сформировали у них как общие, так и особенные специфические черты их душевной и духовной жизни; общие социокультурные и отличные, этнонациональные ментальные структуры, функции, поля и механизмы, которые играют неоднозначную роль в истории России и жизни ее народов.
Проблема ментальности и менталитета является сложной, многоплановой. Будучи недостаточно разработанной, прежде всего, в методологическом и теоретическом аспектах, она требует комплексного исследования. Развитие ментальности обусловлено традициями, культурой, социальными структурами, институтами и факторами и всей средой обитания людей.
Объект исследования: феномен этнолингвокультурной компетенции языкового сознания.
Предмет исследования: особенности ментальных стереотипов русского и татарского этноса в народных сказках и когнитивные реакции детей в рамках ассоциативного эксперимента.
Цель работы заключается в выявлении ментальных стереотипов в текстах русских и татарских сказок.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- исследовать понятие ментальности и языкового сознания;
- определить исторические предпосылки, повлиявшие на становление ментальности двух народов;
- изучить содержание сказок для дошкольного чтения среди татарской и русской литературы;
- провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня ментальных стереотипов детей подготовительной группы детского сада;
- сопоставить способы отражения национальных стереотипов в сказках для дошкольников двух народов.
При проведении исследования были использованы методы лингво-культурологического анализа на этапе теоретического изучения языкового сознания русского и татарского народов, контекстуального анализа при исследовании ментальных стереотипов на основе народных сказок, при проведении эксперимента для выявления уровня сформированности ментальных стереотипов у дошкольников: методы типологизирования, интервьюирование, метод качественного и количественного анализа.
В качестве материала изучения русской и татарской ментальности мы используем сказку, как носитель характерной идеи, самосознания, идентичности, природы и сущности народа. Сказки определенных народов - это отражение миропонимания и мировоззрения общин. Они сыграли большую роль в становлении нации и ее культурных особенностей. Для выявления лингвокультурных и этнических ментальных стереотипов в русских и татарских сказках нами было рассмотрено 107 народных сказок о животных, принятые нами за 100% фактического материала, из них: 57 - русские сказки, которые составили 53%, 50 - татарские (47%).
Теоретическую базу составили работы русских и татарских исследователей в области изучения:
- истории и культуры данных народов (Н.А. Бердяев, О.В. Василевицкая, М.Х. Гайнуллин, Г.Н. Дрепа, А.Н. Дмитриев, Э.Я. Дмитриева, Д.М. Исхаков, В.В. Колесов, В.Г. Крысько, В.И. Курашов, Г.Б. Матвеев, Р.Г. Мифтахов и др.);
- научного и психологического воздействия сказок (В.А. Бахтина, И.В. Вачков, Л.А. Замелетдинов, Т.А. Зинкевич-Евстигнеева, А.К. Насыров, П.А. Поляков, Е.Ю. Петрова и др.).
Новизна работы состоит в сопоставлении ментальных стереотипов двух народов: русского и татарского на основе народных сказок о животных. Раскрывается взаимосвязь данных картин мира в тексте русской и татарской сказки. Также осуществляется попытка выявить общее и различное ментальных стереотипов русского и татарского народов на примере сказок для детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, дополняют имеющиеся знания в области психолингвистики, истории, методики развития речи детей дошкольного возраста.
Практическая ценность состоит в возможности использования основных положений и выводов исследования учителями, методистами и психологами в дошкольных учреждениях.
Структура работы определена поставленной целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 58 источника.
Во введении указана актуальность проведенного исследования, его объект и предмет, определены цели и задачи исследования, указаны методология и методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость данной работы.
Первая глава состоит из 4-х параграфов, в которых исследуется проблема трактовки и исследования ментальности как способа отражения языкового сознания в лингво-культурологии и условия, сформировавшие особенности, а также рассматриваются виды народных сказок для детей.
Вторая глава состоит из 3-х параграфов, где непосредственно рассматриваются и сравниваются специфические черты сказок русского и татарского народов.
В третьей главе, состоящей из 4 параграфов, проведено опытно-экспериментальное исследование, и через сопоставление результатов деятельности дошкольников приведены выводы об отражении ментальных стереотипов в сознании дошкольников.
В заключении обобщаются основные результаты проделанной работы, и прогнозируется перспектива дальнейшего исследования.
В приложениях размещены списки русских и татарских народных сказок о животных, на материале которых проводилось теоретическое исследование проблемы, а также предоставлены практические работы, выполненные детьми русскоязычной и татароязычной групп.
Данная выпускная квалификационная работа имеет исследовательский характер: в ней предпринята попытка изучить и проанализировать ментальные стереотипы в русских и татарских сказках о животных для детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели на начальном этапе исследования были изучены понятия ментальности и языкового сознания. В общем смысле менталитет - это характерный коллективный склад ума на сознательном и бессознательном уровне, зависящий от многих окружающих общество факторов. Языковое сознание образуется в результате процесса изменения и становления менталитета общества.
Каждая национальность имеет свой менталитет, определённые качества, присущие именно этой нации. К условиям, в которых происходило становление национального характера, можно отнести природно
географическую среду, виды производственной деятельности, идеологию и исторические события, оставившие след в психологическом облике людей. Для определения факторов становления ментальности татарского и русского народов нами были описаны исторические события, которые могли повлиять на общественное сознание.
Исторические события, происходящие на территории проживания русского народа, по-разному влияли на него. Одни события добавляли в быт некоторые традиции и обычаи, зарождали национальное самосознание, объединила русский народ, пробуждали в нем национальную гордость и национальное чувство, а другие - тормозили культурное развитие страны, формировали у населения приниженность и покорность.
Менталитет татарского народа отличается опорой на разум, а не на чувства. Эта особенность татарской ментальности лежит в основе их законопослушности, чувства уважения к власти, любви к порядку и стабильности. Татары склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Характерными чертами менталитета татарского народа являются старательность, трудолюбие, серьёзное отношение к делу, радушие и гостеприимство, традиционная тяга к знаниям.
Отметим также, что большое влияние на национально-психологические особенности русского и татарского народов оказала религия: православие и ислам соответственно.
Следующий этап исследования включал непосредственный анализ «сказочной» литературы русского и татарского народов, определяемой границами дошкольного возраста. Татарские и русские сказки о животных для дошкольников рассматриваются как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Они способствуют развитию речи, дают образцы родного литературного языка.
В русских сказках о животных изображены обычно образы доброго и сильного медведя, хитрой и умной лисы, злого и глупого волка, беззащитного зайца, умного кота, храброго петуха и т.д. Если в такой сказке присутствует человеческий персонаж, то он является положительным героем, и сам сюжет направлен на то, чтобы человек (чаще всего старик-крестьянин в сопровождении старухи) оказался в выигрышной ситуации. Русские сказки о животных при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Главных положительных героев отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают моральный кодекс народа.
В духовной жизни татарского общества издревле занимали большое место тотемистические представления, поэтому в некоторых сказках сохранились архаические мотивы. С особой иронией изображаются в татарских сказках лень, нежелание трудиться, неблагодарность, забвение благодеяния. Персонажами татарских сказок о животных являются практически те же самые животные, которые встречаются и в русских народных сказках, за исключением «национальных» персонажей как барс и белый волк. Это обусловлено тем, что большая часть исторического развития татарского и русского народа протекала на одной территории.
На следующем этапе исследования тематики данной работы нами была описана методика ассоциативно-экспериментального исследования ментальных стереотипов дошкольников в русско- и татароязычных группах МБДОУ «Детского сада комбинированного вида №7 "Золотая рыбка"» Менделеевского муниципального района РТ.
В экспериментальной части исследования во время непосредственной образовательной деятельности решалась задача по выявлению уровня сформированности этнолингвокультурной компетенции дошкольников подготовительной группы детского сада. Особый интерес представляют результаты сопоставительного анализа реакций участников эксперимента в татарской и русской группах.
Было выявлено, что дети русской группы отрицательно относятся к таким персонажам, как лиса, волк, медведь, лебеди, баран, тогда как для испытуемых татарской группы баран и даже лиса могут выступать в качестве положительных героев. Человеческий персонаж для русской группы может иметь негативные черты, что, вероятно, связано со способностью хозяина выгнать домашнего питомца из дома. Также вполне популярны для русской группы оказались мышь и курица, к которым дети татарской группы оказались «равнодушны», поскольку данные персонажи ярче выступает в русских народных сказках. Детям татарской группы больше импонируют издавна распространенные в хозяйстве их народа лошади и бараны.
Таким образом, нам удалось опытным путем выяснить, что уже к старшему дошкольному возрасту в детях сформированы определенные ментальные стереотипы. Это доказывает, что русскому и татарскому народам принадлежат определённые черты, особенности восприятия образов, характерные именно для татарина или конкретно для русского человека.
Судить о полной или недостаточной сформированности в языковом сознании тех или иных архетипов возможно при дальнейшем более глубоком исследовании.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алещенко Е.И. Этноязыковая картина мира в текстах русского фольклора (на материале народной сказки): монография. - Волгоград: Перемена, 2008. - 354 с.
3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество Текст. / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. - 726 с.
4. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. - М.: Эксмо, 2008. - 350 с.
5. Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу». - М.,1985. - 239 с.
6. Ахунзянов Э.М. Татар теленен ацлатмалы CYЗлеге. - Казань, 2013. - 640 с.
7. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия / Фольклор народов РСФСР. - Уфа: Искусство, 1979. - 256 с.
8. Белинский В.Г. О народных сказках. - Полное собрание сочинений. - М.: Просвещение, 1954. - 676 с.
9. Бердяев Н.А. Русская идея // «Вопросы философии», 1990. - № 1-2. - С. 55-58.
10. Блинова О.И. Языковое сознание и вопросы теории мотивации // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - С. 122-126.
11. Большой словарь иностранных слов. - М.: ИИДК, 2008. - 1150 с.
12. Василевицкая О.В. Менталитет российского человека и возможности
психотехнологий М. Эриксона / Российское сознание: Материалы II международной конференции по исторической психологии
российского сознания. Самара: СамГПУ, 1997. - 326 с.
13. Васильев М.А. Памятники татарской народной словесности. - Казань, 2011. - 184 с.
14. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через
психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001. - 157 с.
15. Вежбицкая А.Н., Семантические универсалии и описание языков. - М., 1999. - 580 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
17. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. - 307 с.
18. Гегель. Эстетика. Т 3. - М.: Искусство, 1971. - 450 с.
19. Дрепа Г.Н., Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Ментальность и менталитет российского общества / Российское сознание: Материалы II международной конференции по исторической психологии российского сознания. - Самара: СамГПУ, 1997. - 139 с.
20. Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала: рассказы о народах России: книга для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». - М.: Флинта: Наука, 1998. - 211 с.
21.Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник. - М.: Российск. гос. гуманит.ун-т, 1999. - 382 с.
22.Замалетдинов Л.А. О татарских сказках // Татарские народные сказки. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. - С. 1-17.
23.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1985. - 159 с.
24.Зинкевич-Евстигнеева Т., Михайлова Е. Комплексная сказкотерапия как новая психолого-педагогическая технология // Журнал
практического психолога. - М., 1998. - №5. - С. 44.
25. Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие: научная публицистика. - Казань, 2004. - 212 с.
26. Камалова Л.А. Изучение русских народных сказок в контексте «диалога культур» в образовательных учреждениях РТ. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 153 с.
27. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - 624 с.
28. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 116 с.
29. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - Спб..: Норинт, 2000. - 1536 с.
30. Курашов В.И. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке // Журнал практического психолога, 2000. - №10-11. - 65 с.
31. Лекторский В.А. Сознание / Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000. - 132 с.
32. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.
33. Макарова В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста - М.: 1996. - 234 с.
34. Матвеев Г.Б. Татары казанские / Чувашская энциклопедия: в 4 т. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. Т. 4: Се-Я. - М., 2011. - 549 с.
35. Миронова С. В. Стереотипный образ волка в русском и татарском языковом сознании // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 4(295). - С. 70-78.
36. Мифтахов Р.Г. Образ татар-мусульман Казанской губернии в трудах современников XIX — начала ХХ вв.: автореф. Дис. к. ист. н. - Казань, 2011. - 265 с.
37. Михайлова Н.М. Образ Руси в мотивах народных сказок. - М.: Исток,
1998. - 210 с.
38. Насыров А.К. и Поляков П.А. Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов / Известия Общества археологии, истории и этнографии. — Т. XVI. - Казань, 2000. - 112 с.
39. Петрова Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе // Журнал практического психолога. М.:
1999. - №10-11. - С. 32-34.
40. Поляков П.А. Сказки Казанских татар и сопоставление их со сказками других народов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 125 с.
41. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - 263 с.
42. Резников Е.Н. Условия, сформировавшие национально
психологические особенности русского народа / Российское сознание: Материалы II международной конференции по исторической психологии российского сознания. - Самара: СамГПУ, 1997. - 276 с.
43. Салькаев Т.Х. Духовная культура татар-мишарей: традиции,
трансформации, особенности (на материалах Среднего Поволжья): дис. к. филос. н. - Саранск, 2011. - 210 с.
44. Современный словарь иностранных слов. - М., 1993. - 740 с.
45. Современный философский словарь. - М.: Бишкек, 1996. - 996 с.
46. Татарские народные сказки. Составитель, автор вступительной статьи и специальный редактор Ленар Замалетдинов. - Казань, 2006. - 412 с.
47. Татарская хрестоматия. Сост. Мартиниан Иванов. - Казань, 1842. - 311 с.
48. Татарская энциклопедия в 6 т. / гл. ред. М. Х. Хасанов; отв. ред. Г. С. Сабирзянов. Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ // Серия «Народы и культуры». М.: Наука, 2011. - 1560 с.
49. Турсунов Е.Д. Генезис казахской бытовой сказки. В аспекте с первобытным фольклором. - Алма-Ата, 2003. - 154 с.
50. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 1981. - 234 с.
51. Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М., 2000. - 320 с.
52. Ямщикова Н.А. Возвращение к сказке // Журнал практического психолога. М., 1999. - №10-11. - С. 61-63.
Электронные ресурсы
53. Атаев А.А. Особенности национального бизнеса, татарский
темперамент. - URL: http://www.colreferat.com (дата обращения: 15.01.2017) .
54.Знакомство с татарским народом / Файзрахманов А.А. - URL: http://www.islamtat.ru (дата обращения: 15.01.2017).
55. Мифологическая энциклопедия. - URL: http://myfhology.info (дата обращения: 15.01.2017).
56. Мустафина Э. Обычаи и традиции татарского народа глазами семейного терапевта // Институт Интегративной Семейной Терапии - URL: http://www.familyland.ru (дата обращения: 25.09.2016).
57. Самые многочисленные национальности в России: тройка лидеров - русские, татары, украинцы / ЦА №29. - URL: http://www.centerasia.ru (дата обращения: 15.09.2016).
58. Файзрахманов А.С. Знакомство с татарским народом / Независимое
информационное агентство Islamtat.ru. URL:
http://www.islamtat.ru/index/znakomstvo_s_tatarskim_narodom/0-30 (дата обращения: 15.09.2016).