Технология применения электронных личностных страниц по оцениванию научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1. СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 11
1.1 Применение электронных образовательных ресурсов в оценивании
деятельности обучающихся образовательных организаций 11
1.2 Роль рейтинговой системы в оценивании научно-исследовательской
деятельности обучающегося 15
1.3 Электронные рейтинговые системы оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся 23
2. АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННОГО РЕЙТИНГА ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАУЧНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНЖИНИРИНГОВОМ ЦЕНТРЕ КФУ 31
2.1 Характеристика образовательной организации Инжиниринговый центр КФУ 31
2.2 Применение электронного рейтинга для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся 36
2.3 Мониторинг электронного рейтинга обучающегося образовательной организации 41
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО РЕЙТИНГА ОЦЕНИВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ .. 55
3.1 Проблемы оценивания научно-исследовательской деятельности
обучающихся в Инжиниринговом центре КФУ 55
3.2 Разработка рекомендаций по созданию модели электронного рейтинга
по оцениванию научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ 58
3.3 Научно-исследовательский эффект от внедрения системы рейтингового
оценивания научно-исследовательской деятельности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 11
1.1 Применение электронных образовательных ресурсов в оценивании
деятельности обучающихся образовательных организаций 11
1.2 Роль рейтинговой системы в оценивании научно-исследовательской
деятельности обучающегося 15
1.3 Электронные рейтинговые системы оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся 23
2. АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННОГО РЕЙТИНГА ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАУЧНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНЖИНИРИНГОВОМ ЦЕНТРЕ КФУ 31
2.1 Характеристика образовательной организации Инжиниринговый центр КФУ 31
2.2 Применение электронного рейтинга для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся 36
2.3 Мониторинг электронного рейтинга обучающегося образовательной организации 41
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО РЕЙТИНГА ОЦЕНИВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ .. 55
3.1 Проблемы оценивания научно-исследовательской деятельности
обучающихся в Инжиниринговом центре КФУ 55
3.2 Разработка рекомендаций по созданию модели электронного рейтинга
по оцениванию научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ 58
3.3 Научно-исследовательский эффект от внедрения системы рейтингового
оценивания научно-исследовательской деятельности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные образовательные ресурсы являются одной из самых ценных составляющих образовательной информационной среды. Именно в образовательных ресурсах концентрируется содержательная составляющая учебного процесса. Значение электронных ресурсов в учебном процессе существенно большее, чем у обычных бумажных пособий, поскольку новые образовательные технологии предполагают сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося с увеличением доли самостоятельной подготовки. Поэтому электронные учебные материалы принимают на себя поддержку части тех компонентов обучения, которые в стандартном учебном процессе обеспечиваются очным общением преподавателя и студента. В современных условиях для обучающегося электронный ресурс является одним из основных инструментов для осуществления своей учебной, творческой, научно-исследовательской деятельности. Исследовательская позиция учащихся образовательных организаций проявляется и развивается в ходе реализации научно-исследовательской деятельности. Она выступает как условие развития личности, духовности, развивает интеллектуальные способности.
В современном мире есть огромные возможности для учащихся развивать научно-исследовательскую деятельность, так как существует огромное электронное пространство, в котором есть большое количество информации для проведения исследований. Обучающиеся образовательных организаций стремятся достигать новых высот, занимаются наукой в первую очередь для того, чтобы стать конкурентоспособными единицами, способными стремиться совершенствоваться и открывать что-то новое. В этом им и помогают электронные ресурсы. Данные ресурсы требуют постоянных изменений и доработок, вследствие того, что учащиеся самостоятельно задают уровень научных исследований, путем постоянных совершенствований.
Объект исследования: Инжиниринговый центр Казанского (Приволжского) федерального университета, г.Набережные Челны.
Предмет исследования: электронный рейтинг для оценки научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательной организации Инжиниринговый центр КФУ.
Гипотеза исследования: создание электронной рейтинговой системы оценивания научно-исследовательской деятельности создаст условия для повышения качества научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций.
Цель исследования: анализ электронных личностных страниц для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ и разработка модели по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть применение электронных образовательных ресурсов в оценивании деятельности обучающегося образовательной организации.
2. Проанализировать роль рейтинговой системы в оценивании научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций.
3. Изучить электронные рейтинговые системы оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся.
4. Рассмотреть применение электронного рейтинга по оцениванию научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ.
5. Выявить проблемы оценивания рейтинговой системы обучающихся Инжинирингового центра КФУ.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию электронной рейтинговой системы для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся.
7. Создать усовершенствованную модель электронной рейтинговой системы для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ.
8. Определить научно-исследовательский эффект в результате применения усовершенствованной модели электронной рейтинговой системы.
Практическая значимость исследования. Данная модель электронной рейтинговой системы для обучающихся образовательных организаций может быть использована студентами Инжинирингового центра КФУ, а также другим образовательным организациям, поможет создать конкурентную среду, в которой будет развиваться научно-исследовательская деятельность, повысится качество и повысятся рейтинги образовательных организаций
Результаты представленного исследования нашли отражение в следующих конференциях:
1. Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Наука и молодежь», г Елабуга, 20-21 октября 2016 г.
2. VIII Всероссийская научно-практическая конференция ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность», г.Елабуга, 23 марта 2017 г.
Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись: теоретические методы - изучение, отбор систематизация материалов по данной проблеме, включающих анализ и прогноз по результатам исследования, сравнительные методы, проектирование и моделирование.
Источники информации. В поисках наиболее полного обоснования актуальности и определения степени изученности темы были рассмотрены работы следующих авторов: Я.Л. Шрайберг, Мэксин Меллинг [16, с.56]. Они занимались аналитическими данными о развитии ИКТ в разных странах мира, а также уделяли внимание информационным ресурсам и электронной информации, электронным публикациям, электронным документам, электронным коллекциям и электронным фондам, а также проблемам авторского права, рассматривали вопросы консолидации и кооперации библиотек в электронно-информационной среде.
В монографии В.А Трайнева [25, с.221] проанализирована важная роль электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в развивающемся информационном обществе России. Перечислены условия, при которых этот процесс можно было бы значительно ускорить. Одна из таких определяющих предпосылок - всемирное развитие и широкое внедрение в образовательную сферу страны ЭОР.
Смолянинова О.Г, Бекузарова Н.В, Ермолович Е.В, Иманова О.А в своих работах описывали результаты исследований возможностей и перспектив технологии электронного портфолио в образовании и трудоустройстве [21, с.34]. Представлен анализ российского опыта использования портфолио на различных ступенях образования и в образовании в течение всей жизни. Проанализированы программные средства для разработки электронного портфолио. Описаны модели структуры портфолио для трудоустройства.
Несмотря на то, что есть исследования по данной проблеме, существуют многие вопросы, которые требуют подробного изучения.
Структура выпускной квалификационной работы. Во введении обосновываются актуальность проблемы и темы исследования, определяются цель, объект, предмет исследования, его гипотеза и задачи, раскрывается практическая и теоретическая значимость работы. В первой главе - «Система рейтингового оценивания деятельности обучающихся образовательных организаций» обосновывается актуальность применения электронных образовательных ресурсов в оценивании деятельности обучающихся образовательных организаций. Во второй главе «Анализ и разработка модели электронного рейтинга для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся в Инжиниринговом центре Казанского (Приволжского) федерального университета», рассматривается применение электронного рейтинга для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ. В третьей главе рассматриваются проблемы оценивания научно-исследовательской деятельности, а также рассматривается возможность создание электронного ресурса для обучающихся Инжинирингового центра КФУ с целью оценивания научной деятельности.
В современном мире есть огромные возможности для учащихся развивать научно-исследовательскую деятельность, так как существует огромное электронное пространство, в котором есть большое количество информации для проведения исследований. Обучающиеся образовательных организаций стремятся достигать новых высот, занимаются наукой в первую очередь для того, чтобы стать конкурентоспособными единицами, способными стремиться совершенствоваться и открывать что-то новое. В этом им и помогают электронные ресурсы. Данные ресурсы требуют постоянных изменений и доработок, вследствие того, что учащиеся самостоятельно задают уровень научных исследований, путем постоянных совершенствований.
Объект исследования: Инжиниринговый центр Казанского (Приволжского) федерального университета, г.Набережные Челны.
Предмет исследования: электронный рейтинг для оценки научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательной организации Инжиниринговый центр КФУ.
Гипотеза исследования: создание электронной рейтинговой системы оценивания научно-исследовательской деятельности создаст условия для повышения качества научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций.
Цель исследования: анализ электронных личностных страниц для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ и разработка модели по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть применение электронных образовательных ресурсов в оценивании деятельности обучающегося образовательной организации.
2. Проанализировать роль рейтинговой системы в оценивании научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций.
3. Изучить электронные рейтинговые системы оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся.
4. Рассмотреть применение электронного рейтинга по оцениванию научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ.
5. Выявить проблемы оценивания рейтинговой системы обучающихся Инжинирингового центра КФУ.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию электронной рейтинговой системы для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся.
7. Создать усовершенствованную модель электронной рейтинговой системы для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ.
8. Определить научно-исследовательский эффект в результате применения усовершенствованной модели электронной рейтинговой системы.
Практическая значимость исследования. Данная модель электронной рейтинговой системы для обучающихся образовательных организаций может быть использована студентами Инжинирингового центра КФУ, а также другим образовательным организациям, поможет создать конкурентную среду, в которой будет развиваться научно-исследовательская деятельность, повысится качество и повысятся рейтинги образовательных организаций
Результаты представленного исследования нашли отражение в следующих конференциях:
1. Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Наука и молодежь», г Елабуга, 20-21 октября 2016 г.
2. VIII Всероссийская научно-практическая конференция ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность», г.Елабуга, 23 марта 2017 г.
Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись: теоретические методы - изучение, отбор систематизация материалов по данной проблеме, включающих анализ и прогноз по результатам исследования, сравнительные методы, проектирование и моделирование.
Источники информации. В поисках наиболее полного обоснования актуальности и определения степени изученности темы были рассмотрены работы следующих авторов: Я.Л. Шрайберг, Мэксин Меллинг [16, с.56]. Они занимались аналитическими данными о развитии ИКТ в разных странах мира, а также уделяли внимание информационным ресурсам и электронной информации, электронным публикациям, электронным документам, электронным коллекциям и электронным фондам, а также проблемам авторского права, рассматривали вопросы консолидации и кооперации библиотек в электронно-информационной среде.
В монографии В.А Трайнева [25, с.221] проанализирована важная роль электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в развивающемся информационном обществе России. Перечислены условия, при которых этот процесс можно было бы значительно ускорить. Одна из таких определяющих предпосылок - всемирное развитие и широкое внедрение в образовательную сферу страны ЭОР.
Смолянинова О.Г, Бекузарова Н.В, Ермолович Е.В, Иманова О.А в своих работах описывали результаты исследований возможностей и перспектив технологии электронного портфолио в образовании и трудоустройстве [21, с.34]. Представлен анализ российского опыта использования портфолио на различных ступенях образования и в образовании в течение всей жизни. Проанализированы программные средства для разработки электронного портфолио. Описаны модели структуры портфолио для трудоустройства.
Несмотря на то, что есть исследования по данной проблеме, существуют многие вопросы, которые требуют подробного изучения.
Структура выпускной квалификационной работы. Во введении обосновываются актуальность проблемы и темы исследования, определяются цель, объект, предмет исследования, его гипотеза и задачи, раскрывается практическая и теоретическая значимость работы. В первой главе - «Система рейтингового оценивания деятельности обучающихся образовательных организаций» обосновывается актуальность применения электронных образовательных ресурсов в оценивании деятельности обучающихся образовательных организаций. Во второй главе «Анализ и разработка модели электронного рейтинга для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся в Инжиниринговом центре Казанского (Приволжского) федерального университета», рассматривается применение электронного рейтинга для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся Инжинирингового центра КФУ. В третьей главе рассматриваются проблемы оценивания научно-исследовательской деятельности, а также рассматривается возможность создание электронного ресурса для обучающихся Инжинирингового центра КФУ с целью оценивания научной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность у обучающихся образовательных организаций занимает одно из ключевых мест в обучении и является ведущей при оценке их конкурентоспособности на "рынке" интеллектуального спроса. А оценивание этой деятельности с помощью электронных ресурсов имеет ряд проблем, которые необходимо изучить и рассмотреть пути их решения.
Модернизация системы образования и рост конкурентных отношений на рынке образовательных услуг актуализируют проблему совершенствования процесса профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, а также усовершенствования рейтингового оценивания не только образовательной, но и научно-исследовательской деятельности.
На сегодняшний день интерес к научно-исследовательской деятельности обучающихся растет и э то требует модернизации рейтинговой системы. На данный момент обучающиеся Инжинирингового центра КФУ используют электронный личный кабинет на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. При проведении опроса были выявлены недостатки данной электронной системы, а именно отсутствие стимулов у обучающихся для работы с данной системой.
После того как были выявлены недостатки, было принято решение о создании усовершенствованной модели рейтинговой системы для обучающихся Инжинирингового центра КФУ с целью повышения качества научно - исследовательской деятельности, а также создания конкурентной среды, в которой обучающиеся могли бы совершенствоваться.
На сегодняшний день существуют рейтинговые системы, которые основываются на показателях оценивания качества образования, развития в научно-исследовательской деятельности, путем отслеживания научной активности в ведущих базах данных цитируемости, а также показатель достижений и успеваемости обучающихся.
Однако, оценивание научно-исследовательской деятельности обучающихся находится на стадии развития, так как студенты образовательных организаций в последнее время стали проявлять больший интерес к науке и исследованиям. На основе того, как формируется рейтинг образовательных организаций и преподавателей, существует необходимость создания рейтинговой системы по оцениванию научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Результатом исследования данной выпускной квалификационной работы было создание электронного ресурса для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный ресурс, в первую очередь, необходим студенту для того, чтобы повысит интерес и уровень мотивации к научно-исследовательской деятельности в процессе учебного процесса. Повышенная мотивация у обучающихся будет служить положительной тенденцией к повышению уровня качества научных работ.
Во-вторых, данный ресурс будет интересен потенциальным работодателям, так как на сегодняшний день многие компании нуждаются в кадрах, которые уже со студенчества активно принимают участие во всех мероприятиях и получают дополнительные знания, повышая тем самым свою компетентность. Высококвалифицированный специалист на рынке труда, на сегодняшний день, должен быть исследователем в той сфере профессиональной деятельности, в которой видит проблемы и умеет их обосновать и предложить пути совершенствования.
В третьих, данный электронный ресурс поможет обучающимся образовательных организаций создать конкурентную среду, в которой будет развиваться научно-исследовательская деятельность, повысится качество и повысятся рейтинги образовательных организаций, так это открытая система (ресурс) поможет и работодателям найти активных целеустремленных молодых специалистов, а студентам поможет упростить поиск всех необходимых ресурсов для участия в электронных конкурсах, откроет для них больше возможностей для развития.
Модернизация системы образования и рост конкурентных отношений на рынке образовательных услуг актуализируют проблему совершенствования процесса профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, а также усовершенствования рейтингового оценивания не только образовательной, но и научно-исследовательской деятельности.
На сегодняшний день интерес к научно-исследовательской деятельности обучающихся растет и э то требует модернизации рейтинговой системы. На данный момент обучающиеся Инжинирингового центра КФУ используют электронный личный кабинет на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. При проведении опроса были выявлены недостатки данной электронной системы, а именно отсутствие стимулов у обучающихся для работы с данной системой.
После того как были выявлены недостатки, было принято решение о создании усовершенствованной модели рейтинговой системы для обучающихся Инжинирингового центра КФУ с целью повышения качества научно - исследовательской деятельности, а также создания конкурентной среды, в которой обучающиеся могли бы совершенствоваться.
На сегодняшний день существуют рейтинговые системы, которые основываются на показателях оценивания качества образования, развития в научно-исследовательской деятельности, путем отслеживания научной активности в ведущих базах данных цитируемости, а также показатель достижений и успеваемости обучающихся.
Однако, оценивание научно-исследовательской деятельности обучающихся находится на стадии развития, так как студенты образовательных организаций в последнее время стали проявлять больший интерес к науке и исследованиям. На основе того, как формируется рейтинг образовательных организаций и преподавателей, существует необходимость создания рейтинговой системы по оцениванию научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Результатом исследования данной выпускной квалификационной работы было создание электронного ресурса для оценивания научно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный ресурс, в первую очередь, необходим студенту для того, чтобы повысит интерес и уровень мотивации к научно-исследовательской деятельности в процессе учебного процесса. Повышенная мотивация у обучающихся будет служить положительной тенденцией к повышению уровня качества научных работ.
Во-вторых, данный ресурс будет интересен потенциальным работодателям, так как на сегодняшний день многие компании нуждаются в кадрах, которые уже со студенчества активно принимают участие во всех мероприятиях и получают дополнительные знания, повышая тем самым свою компетентность. Высококвалифицированный специалист на рынке труда, на сегодняшний день, должен быть исследователем в той сфере профессиональной деятельности, в которой видит проблемы и умеет их обосновать и предложить пути совершенствования.
В третьих, данный электронный ресурс поможет обучающимся образовательных организаций создать конкурентную среду, в которой будет развиваться научно-исследовательская деятельность, повысится качество и повысятся рейтинги образовательных организаций, так это открытая система (ресурс) поможет и работодателям найти активных целеустремленных молодых специалистов, а студентам поможет упростить поиск всех необходимых ресурсов для участия в электронных конкурсах, откроет для них больше возможностей для развития.



