Введение 3
1. Основы поддержки малого предпринимательства 7
1.1. Понятие и формы государственного регулирования малого
предпринимательства 7
1.2. Механизмы государственной поддержки малого
предпринимательства 11
1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого
предпринимательства 16
2. Практические аспекты государственной поддержки малого
предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа 21
2.1 Сравнительный анализ государственной поддержки малого
предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республике Башкортостан 21
2.2 Оценка взаимосвязи между развитием малого предпринимательства и его государственной поддержкой в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республике
Башкортостан 41
3. Развитие малого предпринимательства в Республике Татарстан,
Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республики
Башкортостан 75
3.1 Проблемы государственной поддержки малого
предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республики Башкортостан 75
3.2 Рекомендации по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области,
Пермском крае, Самарской области и Республики Башкортостан 81
Заключение 91
Список литературы 93
Приложение
значительном повышении роли малого предпринимательства, который представляет собой очень важный стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост.
Актуальность темы заключается в том, что малому предпринимательству в России приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта. Изучать государственную поддержку малого предпринимательства на региональном уровне крайне важно, так как каждый регион имеет свои отличительные особенности, которые, прежде всего,проявляются на уровне экономического развития.
Малое предпринимательство играет особую роль в экономике в качестве инструмента регулирования экономических отношений между отдельными сферами экономики и различными группами населения.
Развитие данного сектора экономики решит ряд социально-экономических проблем, которые связаны с:
- созданием особых условий для обеспечения политической стабильности в обществе;
- формированием рациональной структуры экономики;
- смягчением безработицы;
- ростом доходной части бюджетов всех уровней и другие.
Развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики как всей страны в целом, так и отдельных регионов. Малое предпринимательство играет важную роль в развитии регионального рынка. Это ведет к снижению транспортных расходов на
межрегиональные перевозки и увеличению доли валового продукта региона. В последнее время наблюдается отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате этого происходит нарушение дисбаланса, что ведет к последующей дифференциации производства. При создании больших производственных центров происходит разрушение региональных центров потребления. Таким образом, развитие малого предпринимательства укрепляет экономику региона.
Объектом исследования является малое предпринимательство в таких регионах Приволжского федерального округа Российской Федерации, как Республик Татарстан, Нижегородская область, Пермский край, Самарская область и Республик Башкортостан.
Предметом исследования являются организационно- экономические отношения, возникающие в процессе государственной поддержки малого предпринимательства вРеспублике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республики Башкортостан.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование мер, предпринимаемых государством для поддержки и развития малого предпринимательства в регионах ПФО для предложения собственных рекомендаций оих совершенствованию.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность, формы и особенности государственной поддержки малого предпринимательства.
2. Проанализировать механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.
3. Исследовать зарубежный опыт малого предпринимательства.
4. Провести сравнительный анализ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республике Башкортостан.
5. Оценить государственную поддержку малого и среднего
предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республике
Башкортостан.
6. Выявить проблемы государственной поддержки малого
предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республики
Башкортостан.
7. Разработать рекомендации по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республике Башкортостан.
Для написания работы были использованы федеральные и региональные законы по государственной поддержке малого предпринимательства; статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет, в том числе Федеральный портал малого и среднего предпринимательства, Федеральный портал молодого предпринимателя, Официальный портал Республики Татарстан, Портал малого и среднего предпринимательства Нижегородской области, Портал Министерства предпринимательства и торговли Пермского края; а также монографии и статьи.
Структура состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.Во введении определяется актуальность выбранной темы исследования, ее предмет, объект, цель и задачи. В первой главе определяется понятие государственной поддержки малого предпринимательства, ее формы, особенности и механизмы,а также зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства. Во второй главе рассматриваются государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области,
Пермском крае, Самарской области и Республики Башкортостан. В третьей главе выявляются основные проблемы реализации малого предпринимательства и разрабатываются рекомендации по улучшению государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республике Башкортостан.
В данной выпускной квалификационной работе было изучено понятие малого предпринимательства, его роль в современной экономике, проблемы, связанные с развитием малого предпринимательства в российской экономике, меры государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан, Нижегородской области, Пермском крае, Самарской области и Республике Башкортостан. В заключение можно сделать следующие выводы.
Развитие малого предпринимательства - одно из наиболее эффективных направлений экономического роста региона и России в целом.
В наше время малое предпринимательство призвано не только стать важнейшей базой структурной перестройки экономики с учётом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов.
Малое предпринимательство даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект. Он уменьшает расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого предпринимательства представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Это связано, прежде всего, с особенностями экономического развития регионов.
Для эффективного функционирования поддержки, оказываемой государством в соответствующих регионах, необходимо создать социальноэкономический и правовой механизм, сочетающий государственное регулирование и региональное самоуправление с учетом мнений деловой общественности. Подобный трехсторонний механизм предполагает совместное использование методов экономического регулирования в интересах содействия развития малого предпринимательства.
В данной работе были рассмотрены регионы - доноры, т.е. регионы с хорошим уровнем экономического развития. Но и в этих регионах выявилось достаточно большое количество проблем, связанные с ведением малого предпринимательства. Задачей государства является устранение этих проблем путем выстраивания эффективной политики поддержки малого предпринимательства.
Малое предпринимательство имеет очень большую роль в современной экономике, но для его развития требуется поддержка со стороны государства. То есть без дополнительного финансирования, резервирования определённой доли заказов на производство и поставку продукции и товаров для государственных нужд и многих других факторов влияния государства на малое предпринимательство, оно не сможет успешно развиваться, а значит, будет сокращаться число малых и средних предприятий, а в связи с этим и число связанных с малым и средним предпринимательством крупных предприятий, что будет отрицательно сказываться на экономике государства.
Таким образом, для экономики любой страны деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого и среднего предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
3. Подпрограмма Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы
4. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области» от 25.11.2008 N 1292-IV.
5. Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае».
6. Закон N 4-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области"от 14 февраля 2006 года.
7. Федеральный портал малого и среднего
предпринимательства[Электронный ресурс]ЦКК http://smb.gov.ru/
8. Федеральный портал молодого предпринимателя[Электронный ресурс] URL:http://young.smb.gov.ru/
9. Официальный портал Республики / Министерство экономики
Республики Татарстан [Электронный ресурс]URL:
http://mert■tаtаrstаn■ru/Development а^ support of smаll а^ medium b usinesses.htm
10. Портал малого и среднего предпринимательства Нижегородской области [Электронный ресурс] URL: http: //msp .nnov.ru/
11. Портал Министерства предпринимательства и торговли Пермского
края [Электронный ресурс] URL:
12. Акимов О.Ю.// Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.-2011.
13. АношкинА. // Возрождение и динамика развития малого бизнеса в России. М.-2014
14. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования// Экономист№4.- 2015- С. 45-54.
15. Белокровин Э.А., Маслов Д.В.// Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. М.-2008.
16. Буев В, Чепуренко А.// Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. М.-2007.
17. Бутрюмова Н., Абрамов Я. // Устойчивые конкурентные преимущества малых инновационных предприятий в сфере ИТ. М. - 2014
18. Волкова-Гончарова Т.А.//Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект. М.- 2013.
19. Гозман О.// Бизнес — это FUN! От российскогостартапа к международной компании. М. - 2009.
20. Грибов М. Государственная поддержка малого бизнеса в 2015 году: не
миф, а вполне конкретные эффективные программы. [Электронный ресурс] 04.03.2015// ДеЖур 2014. URL:http://dezhur.com/db/money/gos - роёёег7Ька/§о8иёаг81уептуа-роёёег7Ька-ша1о§о-Ы7пе8а-у-2014-§оёи- ne-mif-а-vpo1ne-konkretnye-effektivnye-progrаmmy.html. (Дата
обращения:09.04.2016)
21. Дудкина М., Батяев А., Нрушева Л. // Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса. М.-2009.
22. ЖурбаА. Возможности государственной поддержки для малого и
среднего бизнеса в России [Электронный ресурс] 26.07.2010 // ОПОРА - КРЕДИТ Все о предпринимательстве 2010, №3, URL:
Шр://’^^^орога-сгеё11т/рго§гат8/§о8Ье1рМе1а11.рЬр?ГО=17810 (дата
обращения: 12.04.2016)
23. Макинтайр Р. Местные власти - стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №3 - с. 56-60.
24. Невская М., Сибикеев К. // Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами. М.-2009.
25. Николаева Е.Н. Совершенствование государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России. [Электронный ресурс] 11.11.2013 // ОПОРА- КРЕДИТ Все о предпринимательстве №10 2013. URL: Шр:/^ап.ги/’шеурЬ.рЬр?1ё=886 (Дата обращения: 12.04.2016)
26. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. Пособие / под ред. А.С.Пелиха.- Ростов нД - март 2014. 20с.
27.Оргаян О.О.// О государственной поддержке малого бизнеса в регионе // Экономист №8 / 2014. С.45-51.
28. Прянина О.Д., Логинова Е.Ю. //Искусство управления в малом бизнесе.
М. - 2012
29. Рагимов С.Н. //Современные проблемы развития малого
предпринимательства на региональном уровне // Финансы №11. - С. 46-48. 2014.
30. Рождественский Д.В. // Экономической возрождение России (№2). М.-
2011.
31. Савинова С., ШубняковаН. // Возможности развития предпринимательской культуры будущего менеджера. М. - 2013
32. Семенов А. // Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист №10. - с. 75-81. 2013 г.
33. Суханова Т.В. Отечественный и зарубежный опыт поддержки малого и
среднего бизнеса. [Электронный ресурс] Все о финансах ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 2010 №6. URL:
http://www.studfiles.ru/preview/416236/ (Дата обращения 22.03.2016)
34. ТарасенковаА. //Сайт для малого бизнеса. Выпуск №16. 2013.
35. Теребова С.В., Подолякин О.В., Усков В.С., Егорихина С.Ю. // Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы. В.-2011.
36. Титов А., Горенбургов М., Ивчук Е., Крутш А.. // Малый бизнес и инфраструктура. Учебное пособие / Под научной ред. КрутикаА.Б. / С.- 20 - СПб. - 2012
37. Фокс Джеффри Дж. // Как делать большие деньги в малом бизнесе. Неочевидные правила, которые должен знать любой владелец малого бизнеса. М. - 2011
38. Цуканова Т. // Российский малый и средний бизнес: ориентир на международный рынок. М. - 2014
39. Шестоперов О. // Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах России // Вопросы экономики.-2011.- №4.-С. 65-83.
40. Шаров А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.
[Электронный ресурс] 27.11.2010Всё о финансах ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА - 2010. №6, URL:
Шр://’№№^07б.га/екопот1ка_1_екопот1сЬе8кауа_1еопуа/ргоЬ1ету_га2у11 1уа_та1о§о_1_8гебпе§о.Ыт!, (дата обращения: 12.04.2013)