ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1. Основные аспекты развития экологического образования 15
1.2. Понятие и сущность исследовательской деятельности студентов 24
1.3. Методические основы процесса формирования экологической
подготовки студентов 33
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 44
2.1 Современные тенденции развития экологического туризма в
Республике Татарстан 44
2.2 Анализ исследовательской деятельности студентов РТ в процессе
изучения экологического туризма 54
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 64
3.1 Методика формирования исследовательских работ студентов в
процессе изучения курса «Экологический туризм» 64
3.2 Разработка системы формирования исследовательских работ
студентов в процессе изучения экологического туризма в республиканских средне профессиональных образовательных учреждениях 74
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ППРИЛОЖЕНИЯ
Целый ряд событий и инициатив последнего времени ставит вопрос о необходимости переосмысления теории и практики экологического образования особенно остро. Экологическое образование - одно из условий развития любого государства, одна из составных частей устойчивого развития общества. Эффективное экологическое образование сегодня стало жизненной необходимостью, что потребовало разработки соответствующих концепций и программ.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что от уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
Современная система образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры.
Сегодня в образовании приоритетным становится компетентностный подход. Современное образовательное учреждение должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, иными словами, компетенции, определяющие современное содержание образования.
Формирование экологической компетенции у студентов является основой формирования экологической культуры общества. Формирование экологической компетенции студентов в нашей школе происходит на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.
На современном этапе в государстве усилилось внимание к экологическим вопросам, о чем свидетельствуют последние документы: Указ Президента РФ от 4 июня 2008г. № 889, решения Госсовета РФ от 27 мая 2010 года. Важно отметить, что экологические инициативы последних лет касаются не столько напрямую традиционной охраны окружающей среды, сколько экологизации производства, внедрения зеленых технологий, повышения энергоэффективности экономики.
Задача модернизации экономики сделала приоритетной инновационную деятельность. Связь между инновациями и повышением энергоэффективности очевидна. Педагогам также очевидна и роль образования в повышении инновационного потенциала страны. Чтобы образование смогло справиться с этой ролью, оно и само должно быть модернизировано.
В настоящее время экологическая культура и образование все более осознаются как приоритеты социального развития, сохранения устойчивого и гармоничного мира.
Сегодня перед образованием в интересах устойчивого развития стоят задачи по обеспечению формирования у молодого поколения новых форм мышления и поведения в окружающей среде, которые предполагают умение прогнозировать и планировать, мыслить творчески, критически и самокритически. Актуальным становится воспитание новых качеств личности, новых психических свойств, ценностей, социализации сознания личности.
Экологический компонент включает социально значимую проектную, природоохранную, научно-исследовательскую деятельность. Главными направлениями формирования экологической культуры являются системный, личностно-ориентированный, проблемный, интерактивно-модульный подходы.
Одним из средств формирования способностей и готовности студентов к самостоятельному решению экологических проблем, связанных с устойчивым развитием своей территории, является поисково-творческая и проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Так как исследовательская деятельность по экологии имеет свои особенности, принципиально отличаясь от исследовательской деятельности в других предметных областях, что обусловлено междисциплинарным характером экологических знаний, то уместным стал вопрос о включении в учебный процесс комплексных исследовательских заданий, имеющих огромное значение для развития экосистемного мышления студентов.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать систему формирования исследовательских работ студентов в процессе изучения экологического туризма.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- рассмотреть основные аспекты развития экологического образования;
- изучить понятие и сущность исследовательской деятельности студентов;
- ознакомиться с методическими основами процесса формирования экологической подготовки студентов;
- проанализировать современные тенденции развития экологического туризма в Республике Татарстан;
- провести анализ исследовательской деятельности студентов РТ в процессе изучения экологического туризма;
- предложить методику формирования исследовательских работ студентов в процессе изучения курса «Экологический туризм»;
- разработать систему формирования исследовательских работ студентов в процессе изучения экологического туризма в республиканских средне профессиональных образовательных учреждениях.
Предмет исследования - система формирования исследовательских работ студентов.
Объектом выступают исследовательские работы студентов в процессе изучения экологического туризма.
Научная новизна исследования заключается в глубоком и всестороннем анализе организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения экологического туризма, в проведении эксперимента среди студентов с использованием экспериментальной и контрольной групп, а также разработке системы формирования исследовательских работ студентов, имеющей возможность применения не только для изучения экологического туризма, но и в других смежных дисциплинах.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как В.И. Блинов, А.В. Дроздов, Л.И. Егоренков, И.Д. Зверев, Е.Ю. Колбовский, И.Н. Мещерякова, Л.В. Попова, Т.К. Сергеева, В.А. Ясвин и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных рекомендаций в образовательном процессе республиканских средне профессиональных образовательных учреждений, в том числе и в ГБПОУ «КазУОР».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации исследовательской деятельности студентов.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ практики формирования исследовательских работ студентов в процессе изучения экологического туризма в средне профессиональных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
В третьей главе определяются направления совершенствования формирования исследовательских работ в процессе изучения экологического туризма в Республике Татарстан.
На сегодняшний день вопросы качественного улучшения подготовки к исследовательской деятельности студентов в процессе изучения экологического туризма приобретают особую актуальность, так как одной из ведущих задач образования является вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, что позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний, а также сохранить и улучшить экологию окружающей среды.
В современном мире экологические проблемы можно отнести к глобальным. Особое значение имеют природоохранительные знания, в создавшейся на сегодняшний день экологической ситуации в России. Ведь неблагоприятный экологический фон негативно сказывается на здоровье населения. Поэтому необходимо формирование экологической компетентности студентов. Сущность экологической подготовки студентов должна проявляться в процессе обучения, где у студентов помимо профессиональных знаний должны развиться экологические знания, экологическое мировоззрение и ценности по отношению к окружающей среде. Первостепенная роль в решении современных экологических проблем отводится экологическому образованию, а именно, в экологизации системы образования. Эффективность экологизации образования в настоящее время не достаточна. Экологизация личности остается на данный момент весьма актуальной.
Экологический туризм, как компонент устойчивого развития, получает все более широкое распространение. Экологический туризм на сегодняшний день составляет 25% всемирного рынка туризма. Ежегодно это число растет.
Можно выделить следующие главные проблемы развития экологического туризма в Республике Татарстан:
- недостаточно информации о Республике Татарстан как туристском направлении;
- недостаточно активное продвижение на мировых и региональных туристских рынках;
- недостаточное количество средств размещения туристского класса для организации массового туристского потока;
- недостаточное количество организованного туристского транспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных и теплоходных рейсов и т.д.);
- недостаточная конкурентоспособность республиканского экологического туристского продукта (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам);
- слабая информированность населения о экологическом туристском потенциале республики, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;
- слабый уровень квалификационной подготовки и тренированности обслуживающего персонала.
На решение данных проблем проводятся различные мероприятия, как на уровне страны, так и в самом регионе. Здесь особое значение имеют республиканские целевые программы, которые направлены на решение данных проблем. Развитие экологического туризма является исключительно важным для РТ, поскольку полностью соответствует долгосрочным целям развития республики во всех компонентах: природных, социально-экономических и культурных, позволяет обогатить турпродукт РТ и продлить в среднем, на 1-2 дня сроки пребывания туристов в РТ. Это является крайне важным с точки зрения повышения загруженности и рентабельности турбизнеса, создает реальные возможности пополнения доходов особо охраняемых природных территорий и их использования в природоохранных целях, высвобождая часть бюджетных средств, позволяет без больших инвестиций расширить доходную часть органов местного самоуправления и использовать ее в интересах социально-экономического развития районов республики.
Экологическая компетентность - один из наиболее важных показателей экологической культуры, которая, в свою очередь, выступает личным свойством каждого студента к готовности ответственно относиться к окружающей его среде. Экологическая культура характеризует особенности сознания, деятельности и поведения студентов во взаимодействии с природой. Экологическая культура зависит от жизненных ценностей и установок человека, основой которых является самоценность окружающей живой природы, и в понимании того, что он несет ответственность за их целостность и сохранность.
Задача образовательных учреждений - мотивировать формирование экологической культуры студента, которая впоследствии даст ему возможность адаптироваться к меняющимся условиям. Важным остается осмысление методов развития экологической компетенции студентов, целенаправленного анализа объективных и субъективных факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях. Это обусловлено социально-культурной потребностью в развитии способностей в воспитании у студентов эколого-ориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности, и в этой связи необходимостью перехода к компетентностным, личностно-ориентированным, развивающим и здоровосберегающим образовательным технологиям.
По результатам анализа практики формирования исследовательских работ студентов в процессе изучения экологического туризма в средне профессиональных образовательных учреждениях на примере ГБПОУ «КазУОР» были сделаны следующие выводы.
За период 2013/2014 - 2015/2016 уч. годы наблюдается ежегодное увеличение количества исследовательских работ студентов по экологическому туризму. Общий рост составил 7 работ.
По результатам проведенных контрольных срезов среди студентов выявлено, что за исследуемый период наблюдается улучшение знаний студентов ГБПОУ «КазУОР» по экологическому туризму.
Анализ показателей качества знаний и успеваемости студентов ГБПОУ «КазУОР» показал, что за 2015/2016 уч. год в ГБПОУ «КазУОР» наблюдается улучшение всех показателей качества знаний студентов по экологическому туризму.
Одновременно, одним из недостатков действующей системы формирования исследовательских работ студентов ГБПОУ «КазУОР» в процессе изучения экологического туризма следует назвать недостаточное количество видов исследовательских работ. В училище практикуется написание только курсовых и дипломных работ, тогда как для более обширной и разносторонней деятельности студентов можно внедрить в процесс обучения написание докладов, научно-исследовательских работ, а также выполнение практических и проектных заданий.
Таким образом, система среднего профессионального образования, в условиях новых требований социально-экономического развития России, должна готовить не только квалифицированного работника соответствующего профиля, но и социально активную личность, способную оценивать свою профессиональную деятельность с позиции охраны окружающей среды.
Главной целью экологического образования является формирование у студентов экологического мировоззрения. Выпускник средне профессионального образовательного учреждения, в первую очередь, должен быть грамотным специалистом и применять свои знания на рабочем месте.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 23.04.2016г.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Информ.- правов. система «Гарант». - Дата обращения: 23.04.2016г.
3. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 23.04.2016г.
4. Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 23.04.2016г.
5. Решение Госсовета РФ от 27 мая 2010 года «О разработке Основ Экологической политики на период до 2030 года субъектами Российской Федерации» // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 23.04.2016г.
2 Список использованной литературы
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма - Ростов-на/Д: Феникс, 2011. - 252 с.
7. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Учеб.-практ. пособие. - М.: Юрайт, 2016. - 316 с.
8. Боголюбов В.С. Организация специальных видов туризма. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 116 с.
9. Бурцева Л.П. Методика профессионального обучения. Учеб. пособие. - М.: Наука, 2015. - 160 с.
10. Воропаева Л.В., Канарская Н.А. Экологическое образование как фактор перехода общества к устойчивому развитию // Всероссийская научнопрактическая конференция с международным участием. 2014. С. 110-115.
11. Гаврилова Л.Ю. Исследовательская деятельность - средство реализации творческого потенциала студента // По материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 24-25.
12. Гоголева А.М., Леонтьева А.М.В. Развитие экологического образования // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2015. С. 113-116.
13. Гончарюк Н.Н. Научно-исследовательская деятельность студента как средство повышения качества подготовки специалиста в области сервиса // Материалы 2-ой международной научно-практической конференции.
2012. С. 274-278.
14. Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Учебник. М.: Эксмо, 2012.
- 272 с.
15. Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2011. - 322 с.
16. Егорова Н.А., Рудеева О.А. Исследовательская деятельность студента как фактор профессионального становления конкурентноспособного специалиста // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 124-125.
17. Жигула Л.Д. Основы экологического туризма. Учеб.-методич. комплекс.
- М.: Проспект, 2016. - 124 с.
18. Жусупбекова Р.Т. Научно-исследовательская деятельность студента. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С. 158161.
19.Зверев И.Д., Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы: метод. пособие для учителя. - М.: Школа- Пресс, 2002. - 112 с.
20. Иванова И.В., Летвинко П.С. Научно-исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности студента // Научные труды SWorld. 2011. Т. 22. № 1. С. 3-4.
21. Каверин А.В., Массеров Д.А. Роль экологического образования в устойчивом развитии общества // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 3 (76). С. 46-52.
22. Клименко Е.В. От научно-исследовательской деятельности студента к инновационной профессиональной деятельности специалиста // Технические науки - от теории к практике. 2013. № 27-1. С. 25-29.
23. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. М.: Академия, 2011. - 256 с.
24. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма. М.: КноРус,
2011. - 240 с.
25. Кочемасова Л.А., Остапенко А.С. Исследовательская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студента вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 497.
26. Ломакина Л.И., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Ануприенко С.А. Научно-практическая деятельность студента как форма интеграции образовательной и научно-исследовательской работы // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 184-186.
27. Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления // Вестник ПАГС. - 2011. - С.199-203.
28. Маслодудо С.В. Проблемы включения студента вуза в научно-исследовательскую деятельность // Материалы XLII Научно-практической конференции молодых исследователей. 2015. С. 71-75.
29. Мелихова О.Н. Проектно-исследовательская деятельность как фактор формирования экологической культуры студента // Сборник докладов VIII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4-х томах. 2015. С. 163-165.
30. Мещерякова И.Н., Михайлова Н.М. Интеграция экологического образования. Учеб. пособие. - М.: Флинта, 2014. - 258 с.
31. Моргачева Н.В. Развитие творческой одаренности студентов средствами экологического образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера.
2013. № 28. С. 99-102.
32. Морозова Е.Е. Роль педагога в развитии инициативности учащихся в системе экологического образования // Сборник статей международной научно-практической конференции. 2014. С. 303-305.
33. Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. - М.: Академия, 2010. - 160 с.
34. Полищук О.Н., Семыкина Д.И. Роль экологического образования и воспитания в развитии молодежи // Материалы международной студенческой научной конференции. 2015. С. 304-306.
35. Попова Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 192 с.
36. Резвякова Е.С., Гурин А.Г. Роль экологического образования и воспитания в условиях перехода к устойчивому развитию // Экология Центрально-Черноземной области Российской Федерации. 2012. № 2 (29).
С. 226-227.
37. Рябкова Г.В. Развитие экологического образования как приоритетного направления профессионального образования // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. № S. С. 85-87.
38. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
39. Сергеева Т.К. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика, 2010. - 360 с.
40. Торопыгина А.С. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Республике Татарстан, Казань. - ГБПОУ «Казанское училище олимпийского резерва».
41. Угрюмова Т.Г. Саморазвитие личности студента через научноисследовательскую деятельность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 6 (9). С. 50-55.
42. Хетагурова В.Ш., Брюханова Г.А. Аспекты непрерывности экологического образования в России на пути к устойчивому развитию // Theoretical & Applied Science. 2015. № 3 (23). С. 126-137.
43. Храбовченко В.В. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика,
2011. - 207 с.
44. Шейгец Р.В. Экологизация развития общества как фактор устойчивого
развития общества: экологическое образование и экологическое
мышление // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. Уфа, 2016. С. 264-267.
45. Шейнис Г.В. Исследование готовности студентов к экологопедагогической деятельности и их профессиональная подготовка // Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара, ноябрь 2010 г., СПб. - С.253-260.
46. Экотуризм на пути в Россию. Сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. - Тула: Гриф и К , 2011. - 284 с.
47. Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития. / Под ред. Г. А. Ягодина. - М: МИОО, 2010. - 192 с.
48. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
3 Иные информационные ресурсы
49. www.gks.ru - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
50. минобрнауки.рф - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
51. www.tatstat.ru - Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
52. www.russiatourism.ru - Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ.
53. http://tdc-tatar.ru/ - Официальный сайт АНО «Центра развития туризма Республики Татарстан».
54. http://tourism.tatarstan.ru/ - Официальный сайт Государственного комитета Республики Татарстан по туризму.
55. http://www.visit-tatarstan.com/ - Туристический портал Республики Татарстан.
56. https://mon.tatar.ru/ - Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан.
57. https://edu.tatar.ru/kirov/org6248 - Официальный сайт Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Казанское училище олимпийского резерва».