Государственные закупки как инструмент управления развитием малого и среднего предпринимательства
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования малого и среднего бизнеса как элемента финансовой системы 6
1.1. Финансово-экономические основы и специфика субъектов малого и
среднего предпринимательства 6
1.2. Инструменты и механизмы управления развитием малого и среднего
предпринимательства 18
1.3. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России .. 35
Глава 2. Система государственного заказа как инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 40
2.1. Нормативно-правовая база реализации государственного и
муниципального заказов в Российской Федерации 40
2.2. Оценка влияния вовлеченности субъектов малого и среднего
предпринимательства в федеральную контрактную систему на развитие сектора малого и среднего предпринимательства 45
Глава 3.Основные направления развития системы государственных закупок в регионах России 55
3.1 Зарубежный опыт развития системы государственных закупок 55
3.2 Основные проблемы и рекомендации по совершенствованию системы
государственных закупок в регионе 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования малого и среднего бизнеса как элемента финансовой системы 6
1.1. Финансово-экономические основы и специфика субъектов малого и
среднего предпринимательства 6
1.2. Инструменты и механизмы управления развитием малого и среднего
предпринимательства 18
1.3. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России .. 35
Глава 2. Система государственного заказа как инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 40
2.1. Нормативно-правовая база реализации государственного и
муниципального заказов в Российской Федерации 40
2.2. Оценка влияния вовлеченности субъектов малого и среднего
предпринимательства в федеральную контрактную систему на развитие сектора малого и среднего предпринимательства 45
Глава 3.Основные направления развития системы государственных закупок в регионах России 55
3.1 Зарубежный опыт развития системы государственных закупок 55
3.2 Основные проблемы и рекомендации по совершенствованию системы
государственных закупок в регионе 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Приложения
На сегодняшний день ключевым элементом прогресса экономик ведущих стран мира является малый и средний бизнес, развитие которого и способствует созданию благоприятных условий для динамичного развития: формированию конкурентной среды, созданию дополнительных рабочих мест, насыщению рынка.
Особое внимание вопросам развития малого и среднего предпринимательства уделяется и в современной России, так как малый и средний бизнес рассматривается как одно из ключевых условий обновления страны, экономики, а также как основа для реализации огромного творческого и предпринимательского потенциала населения.
Необходимо отметить, что требуется усиление регулирующей роли государства, в связи с тем, что существующий комплекс мер, программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостной системы из-за разрозненности целей и несогласованности регулятивов. Следовательно, значимость такого рода предпринимательства в России несопоставима с аналогичными показателями развитых индустриальных и постиндустриальных стран. Например, доля малых предприятий в составе ВВП России составляет 21%, в то время как в странах ЕС этот показатель достигает 50-60% .
В связи с очевидной актуальностью темы исследования, целью работы является исследование и аналитическая оценка сложившейся системы государственной контрактной системы как инструмента развития малого и среднего предпринимательства в России, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• раскрыть содержание и специфику малого и среднего предпринимательства;
• определить роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики страны;
• рассмотреть инструменты и механизмы управления развитием малого и среднего предпринимательства;
• оценить динамику развития сектора малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации;
• рассмотреть нормативно-правовую базу государственных закупок;
• рассмотреть систему государственного и муниципального заказа с точки зрения эффективности ее функционирования в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• изучить международный опыт в области развития системы государственных закупок;
• предложить рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок на уровне региона.
Объектом исследования является вовлеченность субъектов малого предпринимательства в контрактную систему.
Важный вклад в разработку теоретических и практических вопросов развития малого и среднего предпринимательства внесли такие ученые как Босчаева З.Н., Кондраков Н.П., Лапуста М.Г, Нестеренко Ю.Н., Чапек В.Н, В.В. Бочаров, В.Я. Горфинкель, Е.В. Гражданкина, Чепуренко, В.В. и т.д.
Научная и информационная основа представлена монографиями и публикациями в периодических изданиях, на интернет-сайтах.
Эмпирическая основа исследования сформирована данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Евростата, положениями законодательных и нормативных актов по поддержке малого и среднего бизнеса.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, которые взаимосвязаны между собой.
В первой главе рассматриваются теоретические основы функционирования малого и среднего предпринимательства, его сущность и роль в экономическом и социальном развитии страны, а также механизмы, инструменты и органы управления поддержкой предпринимательства.
Вторая глава представляет собой исследование процесса государственного и муниципального заказа как одного из способов включения малого и среднего предпринимательства в систему высокотехнологичных производств и создание социально значимых объектов, а также особой формы государственной финансовой поддержки. Выявляется значимость последней и выдвигаются предложения по ее совершенствованию.
Третья глава состоит из аналитической оценки зарубежного опыта применения государственного заказа как инструмента управления развитием малого и среднего предпринимательства, основные проблемы контрактной системы в России и предлагаются рекомендации по ее совершенствованию.
Особое внимание вопросам развития малого и среднего предпринимательства уделяется и в современной России, так как малый и средний бизнес рассматривается как одно из ключевых условий обновления страны, экономики, а также как основа для реализации огромного творческого и предпринимательского потенциала населения.
Необходимо отметить, что требуется усиление регулирующей роли государства, в связи с тем, что существующий комплекс мер, программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостной системы из-за разрозненности целей и несогласованности регулятивов. Следовательно, значимость такого рода предпринимательства в России несопоставима с аналогичными показателями развитых индустриальных и постиндустриальных стран. Например, доля малых предприятий в составе ВВП России составляет 21%, в то время как в странах ЕС этот показатель достигает 50-60% .
В связи с очевидной актуальностью темы исследования, целью работы является исследование и аналитическая оценка сложившейся системы государственной контрактной системы как инструмента развития малого и среднего предпринимательства в России, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• раскрыть содержание и специфику малого и среднего предпринимательства;
• определить роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики страны;
• рассмотреть инструменты и механизмы управления развитием малого и среднего предпринимательства;
• оценить динамику развития сектора малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации;
• рассмотреть нормативно-правовую базу государственных закупок;
• рассмотреть систему государственного и муниципального заказа с точки зрения эффективности ее функционирования в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• изучить международный опыт в области развития системы государственных закупок;
• предложить рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок на уровне региона.
Объектом исследования является вовлеченность субъектов малого предпринимательства в контрактную систему.
Важный вклад в разработку теоретических и практических вопросов развития малого и среднего предпринимательства внесли такие ученые как Босчаева З.Н., Кондраков Н.П., Лапуста М.Г, Нестеренко Ю.Н., Чапек В.Н, В.В. Бочаров, В.Я. Горфинкель, Е.В. Гражданкина, Чепуренко, В.В. и т.д.
Научная и информационная основа представлена монографиями и публикациями в периодических изданиях, на интернет-сайтах.
Эмпирическая основа исследования сформирована данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Евростата, положениями законодательных и нормативных актов по поддержке малого и среднего бизнеса.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, которые взаимосвязаны между собой.
В первой главе рассматриваются теоретические основы функционирования малого и среднего предпринимательства, его сущность и роль в экономическом и социальном развитии страны, а также механизмы, инструменты и органы управления поддержкой предпринимательства.
Вторая глава представляет собой исследование процесса государственного и муниципального заказа как одного из способов включения малого и среднего предпринимательства в систему высокотехнологичных производств и создание социально значимых объектов, а также особой формы государственной финансовой поддержки. Выявляется значимость последней и выдвигаются предложения по ее совершенствованию.
Третья глава состоит из аналитической оценки зарубежного опыта применения государственного заказа как инструмента управления развитием малого и среднего предпринимательства, основные проблемы контрактной системы в России и предлагаются рекомендации по ее совершенствованию.
Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы.
Специфика, содержание и основная роль малых и средний предприятий заключается в:
• активном участии субъектов МСП в формировании конкурентной среды и ликвидации монопольного влияния;
• формировании активного среднего класса как основы становления гражданского общества, снижении безработицы в целом.
Малое предпринимательство представляет из себя предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, которые и определяют сущность данного понятия. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса разнятся в разных странах.
Динамика развития сектора малого предпринимательства в Российской Федерации характеризует собой трехэтапное развитие, начиная с вступления в 1987г. в силу Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
На данный момент наблюдается стагнация сектора малого и среднего предпринимательства, количество вновь создающихся предприятий меньше, чем ликвидирующихся, уходящих в тень, что не дает количественного и качественного прироста субъектов МСП и увеличения их доли в ВВП страны.
Основными органами управления и развития предпринимательства является на федеральном уровне Министерство экономического развития, Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Торгово-промышленная палата РФ, ОПОРА России, Российский союз промышленников и предпринимателей и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Главным инструментом развития МСП на данный момент выступают государственные и региональные программы поддержки и развития МСП (Например, государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» ).
Кроме того, была рассмотрена нормативно-правовая база как активный инструмент управления развитием предпринимательства, а также налоговые режимы и госзаказы.
Так, на современном этапе одной из важнейших задач стабилизации и развития российской экономики является использование закупок крупных корпораций как инструмента решения социальных задач общества, в том числе обеспечения занятости населения на основе развития малого и среднего предпринимательства.
В этих целях предусматривается реализация комплекса мер, в том числе установление преференций и квот для участия субъектов малого предпринимательства в закупках государственных компаний. Так, государственные органы обязаны не менее 15% совокупного годового объема закупок осуществлять у субъектов МСП. Корпорации с государственным участием обязаны совершать не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров с субъектами МСП.
Также при осуществлении проведения конкурса, в которых участниками закупок являются только участники субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчик в лице корпорации с государственным участием праве не устанавливать требования обеспечения контракта. В том числе, с 2015 года был создан перечень крупнейших государственных компаний, которые обязаны некоторый процент от совокупного объема закупок совершать у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для выявления вовлеченности субъектов МСП в контрактную системы был проведен корреляционно-регрессионный анализ в трех регионах Приволжского федерального округа, выбор которых обусловлен высоким оборотом субъектов МСП. В ходе анализа была выявлена тесная взаимосвязь ВРП регионов и оборота предприятий, оборота предприятий и показателей, связанных с государственными и муниципальными закупками. В результате чего, можно сказать, что высокий оборот, а соответственно и ВРП в Республике Татарстан и Самарской области зависят от участия в государственных и муниципальных закупках субъектов МСП. В Пермском крае взаимосвязь слабая, что может быть обусловлено проблемами функционирования контрактной системы в регионе, а также спросом со стороны МСП на другие меры поддержки.
Соответственно, необходимо совершенствовать контрактную систему, которое бы способствовало развитию малого предпринимательства в нашей стране, что в свою очередь приведет к росту ВРП. Для этого была рассмотрена зарубежная практика в сфере государственных закупок: в США и в Евросоюзе, а также в ряде других стран.
Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что в экономике высокоразвитых стран, имеющих крупные компании и государственные корпорации, значительная доля валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантом гибкости и динамичности экономики, инструментом корректировки или сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, ориентирована на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем.
Также автором предложен ряд рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы государственного и муниципального заказа по отношению к субъектам МСП:
1) установление льготных условий по обеспечению государственных и муниципальных контрактов (расчет обеспечения не от начальной, а от конечной стоимости контракта, а также освобождение от обязанности обеспечения контракта в случае добросовестного участия компанией в закупках в течении трех лет);
2) уравновешивание размеров штрафов и пени за нарушение обязательств для поставщиком (субъектов МСП) и заказчиков на уровне 5% от стоимости контракта за каждый день просрочки;
3) введение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое обеспечит повышение прозрачности закупок и снижение коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ, услуг, использование которых заказчиками будет обязательно при планировании и осуществлении закупок; снижение издержек заказчиков за счет стандартизации подходов к описанию объектов закупок;
4) выделение в сложной составной продукции простых частей и деление на простые лоты с участием только СМП
5) оказание консультационной поддержки через обучающие курсы и семинары для заказчиков и поставщиков; юридическая поддержка для грамотного противодействия злоупотреблениям в сфере госзкупок, разъяснение принципов и практики взаимодействия контрагентов.
6) корректировка квоты закупок у субъектов МСП и нормы о привлечении субподрядчиков из их числа..
Нельзя сказать, что в России проблеме развития малого предпринимательства не уделяется должного внимания. В последние годы деловой климат страны значительно улучшился, однако, малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Поэтому, необходимо предпринимать новые вышеуказанные меры для стимулирования роста малого предпринимательства, формировать новую, тщательно продуманную политику в его отношении на долгосрочную перспективу.
Специфика, содержание и основная роль малых и средний предприятий заключается в:
• активном участии субъектов МСП в формировании конкурентной среды и ликвидации монопольного влияния;
• формировании активного среднего класса как основы становления гражданского общества, снижении безработицы в целом.
Малое предпринимательство представляет из себя предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, которые и определяют сущность данного понятия. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса разнятся в разных странах.
Динамика развития сектора малого предпринимательства в Российской Федерации характеризует собой трехэтапное развитие, начиная с вступления в 1987г. в силу Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
На данный момент наблюдается стагнация сектора малого и среднего предпринимательства, количество вновь создающихся предприятий меньше, чем ликвидирующихся, уходящих в тень, что не дает количественного и качественного прироста субъектов МСП и увеличения их доли в ВВП страны.
Основными органами управления и развития предпринимательства является на федеральном уровне Министерство экономического развития, Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Торгово-промышленная палата РФ, ОПОРА России, Российский союз промышленников и предпринимателей и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Главным инструментом развития МСП на данный момент выступают государственные и региональные программы поддержки и развития МСП (Например, государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» ).
Кроме того, была рассмотрена нормативно-правовая база как активный инструмент управления развитием предпринимательства, а также налоговые режимы и госзаказы.
Так, на современном этапе одной из важнейших задач стабилизации и развития российской экономики является использование закупок крупных корпораций как инструмента решения социальных задач общества, в том числе обеспечения занятости населения на основе развития малого и среднего предпринимательства.
В этих целях предусматривается реализация комплекса мер, в том числе установление преференций и квот для участия субъектов малого предпринимательства в закупках государственных компаний. Так, государственные органы обязаны не менее 15% совокупного годового объема закупок осуществлять у субъектов МСП. Корпорации с государственным участием обязаны совершать не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров с субъектами МСП.
Также при осуществлении проведения конкурса, в которых участниками закупок являются только участники субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчик в лице корпорации с государственным участием праве не устанавливать требования обеспечения контракта. В том числе, с 2015 года был создан перечень крупнейших государственных компаний, которые обязаны некоторый процент от совокупного объема закупок совершать у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для выявления вовлеченности субъектов МСП в контрактную системы был проведен корреляционно-регрессионный анализ в трех регионах Приволжского федерального округа, выбор которых обусловлен высоким оборотом субъектов МСП. В ходе анализа была выявлена тесная взаимосвязь ВРП регионов и оборота предприятий, оборота предприятий и показателей, связанных с государственными и муниципальными закупками. В результате чего, можно сказать, что высокий оборот, а соответственно и ВРП в Республике Татарстан и Самарской области зависят от участия в государственных и муниципальных закупках субъектов МСП. В Пермском крае взаимосвязь слабая, что может быть обусловлено проблемами функционирования контрактной системы в регионе, а также спросом со стороны МСП на другие меры поддержки.
Соответственно, необходимо совершенствовать контрактную систему, которое бы способствовало развитию малого предпринимательства в нашей стране, что в свою очередь приведет к росту ВРП. Для этого была рассмотрена зарубежная практика в сфере государственных закупок: в США и в Евросоюзе, а также в ряде других стран.
Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что в экономике высокоразвитых стран, имеющих крупные компании и государственные корпорации, значительная доля валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантом гибкости и динамичности экономики, инструментом корректировки или сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, ориентирована на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем.
Также автором предложен ряд рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы государственного и муниципального заказа по отношению к субъектам МСП:
1) установление льготных условий по обеспечению государственных и муниципальных контрактов (расчет обеспечения не от начальной, а от конечной стоимости контракта, а также освобождение от обязанности обеспечения контракта в случае добросовестного участия компанией в закупках в течении трех лет);
2) уравновешивание размеров штрафов и пени за нарушение обязательств для поставщиком (субъектов МСП) и заказчиков на уровне 5% от стоимости контракта за каждый день просрочки;
3) введение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое обеспечит повышение прозрачности закупок и снижение коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ, услуг, использование которых заказчиками будет обязательно при планировании и осуществлении закупок; снижение издержек заказчиков за счет стандартизации подходов к описанию объектов закупок;
4) выделение в сложной составной продукции простых частей и деление на простые лоты с участием только СМП
5) оказание консультационной поддержки через обучающие курсы и семинары для заказчиков и поставщиков; юридическая поддержка для грамотного противодействия злоупотреблениям в сфере госзкупок, разъяснение принципов и практики взаимодействия контрагентов.
6) корректировка квоты закупок у субъектов МСП и нормы о привлечении субподрядчиков из их числа..
Нельзя сказать, что в России проблеме развития малого предпринимательства не уделяется должного внимания. В последние годы деловой климат страны значительно улучшился, однако, малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Поэтому, необходимо предпринимать новые вышеуказанные меры для стимулирования роста малого предпринимательства, формировать новую, тщательно продуманную политику в его отношении на долгосрочную перспективу.
Подобные работы
- Налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности (Финансовый университет при Правительстве РФ)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства России, участвующего в международном бизнесе (Воронежский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование регулирования и развития малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



