Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования малого и среднего бизнеса как элемента финансовой системы 6
1.1. Финансово-экономические основы и специфика субъектов малого и
среднего предпринимательства 6
1.2. Инструменты и механизмы управления развитием малого и среднего
предпринимательства 18
1.3. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России .. 35
Глава 2. Система государственного заказа как инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 40
2.1. Нормативно-правовая база реализации государственного и
муниципального заказов в Российской Федерации 40
2.2. Оценка влияния вовлеченности субъектов малого и среднего
предпринимательства в федеральную контрактную систему на развитие сектора малого и среднего предпринимательства 45
Глава 3.Основные направления развития системы государственных закупок в регионах России 55
3.1 Зарубежный опыт развития системы государственных закупок 55
3.2 Основные проблемы и рекомендации по совершенствованию системы
государственных закупок в регионе 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Приложения
На сегодняшний день ключевым элементом прогресса экономик ведущих стран мира является малый и средний бизнес, развитие которого и способствует созданию благоприятных условий для динамичного развития: формированию конкурентной среды, созданию дополнительных рабочих мест, насыщению рынка.
Особое внимание вопросам развития малого и среднего предпринимательства уделяется и в современной России, так как малый и средний бизнес рассматривается как одно из ключевых условий обновления страны, экономики, а также как основа для реализации огромного творческого и предпринимательского потенциала населения.
Необходимо отметить, что требуется усиление регулирующей роли государства, в связи с тем, что существующий комплекс мер, программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостной системы из-за разрозненности целей и несогласованности регулятивов. Следовательно, значимость такого рода предпринимательства в России несопоставима с аналогичными показателями развитых индустриальных и постиндустриальных стран. Например, доля малых предприятий в составе ВВП России составляет 21%, в то время как в странах ЕС этот показатель достигает 50-60% .
В связи с очевидной актуальностью темы исследования, целью работы является исследование и аналитическая оценка сложившейся системы государственной контрактной системы как инструмента развития малого и среднего предпринимательства в России, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• раскрыть содержание и специфику малого и среднего предпринимательства;
• определить роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики страны;
• рассмотреть инструменты и механизмы управления развитием малого и среднего предпринимательства;
• оценить динамику развития сектора малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации;
• рассмотреть нормативно-правовую базу государственных закупок;
• рассмотреть систему государственного и муниципального заказа с точки зрения эффективности ее функционирования в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• изучить международный опыт в области развития системы государственных закупок;
• предложить рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок на уровне региона.
Объектом исследования является вовлеченность субъектов малого предпринимательства в контрактную систему.
Важный вклад в разработку теоретических и практических вопросов развития малого и среднего предпринимательства внесли такие ученые как Босчаева З.Н., Кондраков Н.П., Лапуста М.Г, Нестеренко Ю.Н., Чапек В.Н, В.В. Бочаров, В.Я. Горфинкель, Е.В. Гражданкина, Чепуренко, В.В. и т.д.
Научная и информационная основа представлена монографиями и публикациями в периодических изданиях, на интернет-сайтах.
Эмпирическая основа исследования сформирована данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Евростата, положениями законодательных и нормативных актов по поддержке малого и среднего бизнеса.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, которые взаимосвязаны между собой.
В первой главе рассматриваются теоретические основы функционирования малого и среднего предпринимательства, его сущность и роль в экономическом и социальном развитии страны, а также механизмы, инструменты и органы управления поддержкой предпринимательства.
Вторая глава представляет собой исследование процесса государственного и муниципального заказа как одного из способов включения малого и среднего предпринимательства в систему высокотехнологичных производств и создание социально значимых объектов, а также особой формы государственной финансовой поддержки. Выявляется значимость последней и выдвигаются предложения по ее совершенствованию.
Третья глава состоит из аналитической оценки зарубежного опыта применения государственного заказа как инструмента управления развитием малого и среднего предпринимательства, основные проблемы контрактной системы в России и предлагаются рекомендации по ее совершенствованию.
Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы.
Специфика, содержание и основная роль малых и средний предприятий заключается в:
• активном участии субъектов МСП в формировании конкурентной среды и ликвидации монопольного влияния;
• формировании активного среднего класса как основы становления гражданского общества, снижении безработицы в целом.
Малое предпринимательство представляет из себя предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, которые и определяют сущность данного понятия. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса разнятся в разных странах.
Динамика развития сектора малого предпринимательства в Российской Федерации характеризует собой трехэтапное развитие, начиная с вступления в 1987г. в силу Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
На данный момент наблюдается стагнация сектора малого и среднего предпринимательства, количество вновь создающихся предприятий меньше, чем ликвидирующихся, уходящих в тень, что не дает количественного и качественного прироста субъектов МСП и увеличения их доли в ВВП страны.
Основными органами управления и развития предпринимательства является на федеральном уровне Министерство экономического развития, Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Торгово-промышленная палата РФ, ОПОРА России, Российский союз промышленников и предпринимателей и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Главным инструментом развития МСП на данный момент выступают государственные и региональные программы поддержки и развития МСП (Например, государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» ).
Кроме того, была рассмотрена нормативно-правовая база как активный инструмент управления развитием предпринимательства, а также налоговые режимы и госзаказы.
Так, на современном этапе одной из важнейших задач стабилизации и развития российской экономики является использование закупок крупных корпораций как инструмента решения социальных задач общества, в том числе обеспечения занятости населения на основе развития малого и среднего предпринимательства.
В этих целях предусматривается реализация комплекса мер, в том числе установление преференций и квот для участия субъектов малого предпринимательства в закупках государственных компаний. Так, государственные органы обязаны не менее 15% совокупного годового объема закупок осуществлять у субъектов МСП. Корпорации с государственным участием обязаны совершать не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров с субъектами МСП.
Также при осуществлении проведения конкурса, в которых участниками закупок являются только участники субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчик в лице корпорации с государственным участием праве не устанавливать требования обеспечения контракта. В том числе, с 2015 года был создан перечень крупнейших государственных компаний, которые обязаны некоторый процент от совокупного объема закупок совершать у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для выявления вовлеченности субъектов МСП в контрактную системы был проведен корреляционно-регрессионный анализ в трех регионах Приволжского федерального округа, выбор которых обусловлен высоким оборотом субъектов МСП. В ходе анализа была выявлена тесная взаимосвязь ВРП регионов и оборота предприятий, оборота предприятий и показателей, связанных с государственными и муниципальными закупками. В результате чего, можно сказать, что высокий оборот, а соответственно и ВРП в Республике Татарстан и Самарской области зависят от участия в государственных и муниципальных закупках субъектов МСП. В Пермском крае взаимосвязь слабая, что может быть обусловлено проблемами функционирования контрактной системы в регионе, а также спросом со стороны МСП на другие меры поддержки.
Соответственно, необходимо совершенствовать контрактную систему, которое бы способствовало развитию малого предпринимательства в нашей стране, что в свою очередь приведет к росту ВРП. Для этого была рассмотрена зарубежная практика в сфере государственных закупок: в США и в Евросоюзе, а также в ряде других стран.
Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что в экономике высокоразвитых стран, имеющих крупные компании и государственные корпорации, значительная доля валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантом гибкости и динамичности экономики, инструментом корректировки или сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, ориентирована на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем.
Также автором предложен ряд рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы государственного и муниципального заказа по отношению к субъектам МСП:
1) установление льготных условий по обеспечению государственных и муниципальных контрактов (расчет обеспечения не от начальной, а от конечной стоимости контракта, а также освобождение от обязанности обеспечения контракта в случае добросовестного участия компанией в закупках в течении трех лет);
2) уравновешивание размеров штрафов и пени за нарушение обязательств для поставщиком (субъектов МСП) и заказчиков на уровне 5% от стоимости контракта за каждый день просрочки;
3) введение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое обеспечит повышение прозрачности закупок и снижение коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ, услуг, использование которых заказчиками будет обязательно при планировании и осуществлении закупок; снижение издержек заказчиков за счет стандартизации подходов к описанию объектов закупок;
4) выделение в сложной составной продукции простых частей и деление на простые лоты с участием только СМП
5) оказание консультационной поддержки через обучающие курсы и семинары для заказчиков и поставщиков; юридическая поддержка для грамотного противодействия злоупотреблениям в сфере госзкупок, разъяснение принципов и практики взаимодействия контрагентов.
6) корректировка квоты закупок у субъектов МСП и нормы о привлечении субподрядчиков из их числа..
Нельзя сказать, что в России проблеме развития малого предпринимательства не уделяется должного внимания. В последние годы деловой климат страны значительно улучшился, однако, малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Поэтому, необходимо предпринимать новые вышеуказанные меры для стимулирования роста малого предпринимательства, формировать новую, тщательно продуманную политику в его отношении на долгосрочную перспективу.
1. Выступление В.В. Путина на заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7 апреля 2016 года
2. Доклад Государственного Совета РФ «О мерах по развитию
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Москва, Кремль, 2015, URL:
http://www.smefomm.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9. pdf
3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / под. общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М., 2004.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации Статья 2. «Отношения, регулируемые гражданским законодательством»
5. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие / М. Г.Лапуста, Ю. Л.Старостин. - М. : ИНФРА-М-Норма, 2008. - C-35.
6. Е.В. Гражданскина Экономика малого предприятия: учебное пособие / Е.В. Гражданскина - М.:ГроссМедиа, 2011. - C-24. ;
7. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / В. Я. Горфинкель [и др.] ; ред.: В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,
2013. - C- 41
8. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ Дата
обращения:05.04.2017
9. Постановление от 13.07.2015 №702, утратившее силу,
устанавливало те же предельные значения по величине, однако в нем они были для выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС
10. Исследование Аналитического центра МСП Банка «Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта» URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/2015EU.pdf Дата обращения:05.04.2017
11. Гражданский Кодекс Российской Федерации Статья 23.
Предпринимательская деятельность гражданина URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/ Дата
обращения:05.04.2017
12. Нестеренко Ю.Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. - С.35
13. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / под. общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М., 2014. - С. 58
14. Грицунова С.В., Лотарева К.М. Развитие малого
предпринимательства в России // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №2. -
С. 2
15. Бойко И.П., Мессенгиссер М. Российские малые предприятия. История, тенденции, перспективы. М., 2005. С. 21-22
16. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015»: Стат.сб./ Росстат. - M., 2015
17. Статистический сборник «Регионы России», 2016г. -
Федеральная служба государственной статистики, URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1135075100641 Дата обращения:07.05.2017
18. Министерство экономического развития РФ:. URL: http://economy.gov.ru/minec/main Дата обращения: 02.04.2017
19. Корпорация МСП URL: http://corpmsp.ru/about/deyatelnost/ Дата обращения: 06.04.2017
20. Министерство http://mert.tatarstan.ru/rus/index.htm Дата обращения: 06.04.2017
21. Агентство инвестиционного развития РТ URL: http://tida.tatarstan.ru/about.htm Дата обращения: 06.04.2017
22. Центр поддержки экспорта Республики Татарстан URL:
http://export-rt.ru/o-tsentre Дата обращения: 06.04.2017
23. Агентство по государственному заказу URL:http://www.agzrt.ru/ Дата обращения: 06.04.2017
24. Торгово-промышленная палата Российской Федерации URL:
https://tpprf.ru/ru/os/ Дата обращения: 06.04.2017
25. Российский союз промышленников и предпринимателей URL: http://www.rspp.ru/Дата обращения: 06.04.2017
26. ОПОРА России URL: http://www.opora.ru/ Дата обращения:
06.04.2017
27. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав URL: http://ombudsmanbiz.ru/ Дата обращения: 06.04.2017
28. Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан URL: http://fpprt.ru/o-fonde/Дата обращения: 06.04.2017
29. Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан URL: http://ivf.tatarstan.ru/rus/index.htm Дата обращения: 06.04.2017
30. Конституция Российской Федерации URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Дата обращения:
06.04.2017
31. Гаврилова Т. Е., Воробей Е. К. Эффективность налоговых режимов субъектов малого предпринимательства // Экономика. Налоги. Право.- 2014.- №3. — С. 154.
32. Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упро- щённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5-2 (37). - С. 6
33. Данные по формам статистической налоговой отчетности
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL:
http://www.nalog.ru/ nal_statistik/ forms_stat/ Дата обращения:18.04.2017
34. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 25.06.2012г. № 94-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131589/ Дата обращения
18.04.2017
35. Институциональные преобразования в экономике // Федеральная
служба государственной статистики. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/re form/ Дата обращения 18.04.2017.
36. Хромова О. С. Сравнительная характеристика и анализ применения специальных налоговых режимов в РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 4. - С. 437-443. -URL: http://e- koncept.ru/2017/770372.htm.
37. Госзакупки у малых фирм URL: http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/ malyj-biznes/malyj-biznes-i-goszakazy.html Дата обращения: 22.04.2017)
38. ТАСС информационное агентство России Официальный сайт: http://tass.ru/ Дата обращения: 18.04.2017
39. Экономический обзор ОЭСР: Российская Федерация, январь 2014 URL: http://www.oecd.org/eco/surveys/Overview_RUSSIARus_2013.pdf
40. Доклад Государственного Совета РФ «О мерах по развитию
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Москва, Кремль, 2015, URL:
http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9. pdf
41. «Деловой климат в малых промышленных организациях России во втором полугодии 2014 года и ожидания предпринимателей на первое полугодие 2015 года», НИУ ВШЭ, 2015г.
42. Индекс Опоры RSBI в 4 кв. 2016 года, URL:
http://opora.ru/images/files/index_415.pdf
43. Экономический обзор ОЭСР: Российская Федерация, январь 2014 URL: http://www.oecd.org/eco/surveys/Overview_RUSSIARus_2013.pdf
44. Бухвальд Е.М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1 С.46
45. Быков Н.В. Направления совершенствования системы
регулирования малого предпринимательства/ Н.В. Быков // Проблемы современной экономики - 2015 - №1 (53) - С. 130-132
46. Постановление Правительства РФ №182 от 18.03.2016 года «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта»
47. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р «О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства»
48. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года №717-р «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
49. И. И. Кротов Вовлечение малого предпринимательства в систему государственных и муниципальных закупок как элемент развития территориальных (пространственно-временных) общественных систем // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Естественные науки. 2015. №1 (60). С.86-97
50. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального
закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2016 году URL:
http://www.fko.msk.m/upload/iblock/65a/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B
8%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%209%D0%BC%20 2016.pdf Дата обращения: 02.05.2017
51. Снеткова А.В. Международный опыт организации
государственных закупок URL: http://topknowledge.ru/upravlenie-
ekonomikoj/4166-mezhdunarodnyj -opyt-organizatsii-gosudarstvennykh- zakupok.html Дата обращения: 02.05.2017
52. Свод федеральных правил, часть 48, раздел 3.104-1 - 11 (CFR) URL: http://www.ecfr.gov. Дата обращения: 02.05.2017
53. Агапова Е.В., Баранов Н.В., Быкова Е.А., Дмитриева М.А., Лобов А.Ю. Современные проблемы развития госзаказа в Российской экономике URL: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/ppaper/r90212.pdf Дата обращения: 02.05.2017
54. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2017 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятиях по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2017 году»
55. Шарова И.В., Кузнецова Е.А. Возможности взаимодействия государственных корпораций и субъектов малого и среднего предпринимательства в области государственных закупок // Актуальные вопросы современной науки. 2015. №44-1 С.62-71.