Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения особенностей агрессивного
поведения подростков с церебральным параличом……………………………….7
1.1 Понятие агрессии и виды ее проявления…………………………………..…..7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным
параличом. Проблема агрессивного поведения подростков с церебральным
параличом……………………………………………………………………….…..16
Вывод по главеI………………………………………………………….…25
Глава 2. Исследование особенностей агрессивного поведения подростков с
церебральным параличом…………………………………….…………………....26
2.1 Организация исследования………………………………………….……........26
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ…………..………..…29
2.3. Рекомендации педагогическому коллективу по снижению уровня агрессии
среди подростков ……………………………………………………………….….46
Вывод по главеII…………………………………………………………....48
Заключение………………………………………………………………...…49
Список литературы………………………………………………………..…51
Приложение
В последнее время в обществе возрос интерес к проблеме инвалидности..По данным Министерства труда и социального развития РФ на конец 2000 года в нашей стране на учете состояло 675, 4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. В мире же, по оценкам ООН инвалиды составляют 10% от общей численности населения, что порождает ряд этических, социальных и экономических проблем, уровень решения которых является одной из важнейших характеристик современного общества (Баранов А.А., Шеплягина Л.А., 2007).С 2011 года в нашей стране реализуется Государственная программа «Доступная среда», направленной на повышение социализации инвалидов и создание в обществе условий для их полноценной жизни
Особое место в структуре инвалидности занимают болезни опорно-двигательного аппарат. Поэтому внимание специалистов разного профиля (медики, психологи, социальные работники) направлено на принятие необходимых мер медицинской и психолого-педагогической реабилитации, на оказание помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. В последнее время отмечается рост числа детей с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата, в частности с детским церебральным параличом.
Исследователи(Л.О. Бадалян, В.А. Бронников, И.Н. Иваницкая, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова), отмечают, что детские церебральные параличи, возникающие как следствие органического повреждения головного мозга, являются одной из самых распространённых причин признания инвалидности детей.
Вследствие своеобразия и тяжести дефекта такие дети имеют значительные трудности в процессе социализации и адаптации к окружающему их миру. В этой связи проблема изучения особенностей личностного развития детей с ДЦП является одной из наиболее специальной психологии и дефектологии.
Отечественные специальные психологи и дефектологи, среди которых можно выделитьЭ. С. Калижнюк, Л.А.Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю.Левченко, Е.И.Кириченко, уделяли большое внимание проблеме изучения особенностей психического развития детей с церебральным параличом.
В дефектологии детский церебральный паралич рассматривается в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности на формирование эмоциональной сферы (В.В. Лебединский, 1985). Учитывая, что эмоциональный фактор является базовым в адаптации к условиям внешней среды, его изучение представляет большое научное и практическое значение.
Детский церебральный паралич - это заболевание, при котором на грубую органическую патологию вторично накладывается воздействие социально-психологических факторов, обусловленных инвалидизацией детей. Ведущая роль в психогенезе патологического развития личности принадлежит реакции на осознание и переживание дефекта, изоляции от общества сверстников, а также особому отношению окружающих к неполноценному ребенку.
Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно сказывается на образе жизни подростков, вызывая, в том числе, нарушение эмоциональных отношений с окружающем мире
Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст описывается ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков с нарушения функций опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения
подростков с детским церебральным параличом
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования.
2. Определить понятие агрессии и описать виды ее проявления
3. Изучить психологическую характеристику эмоциональной сферы ребенка с двигательной патологией, выявив ее особенности.
4. Провести теоретический анализ исследований по проблеме развития личности подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
5. Провести диагностику степени агрессивности подростков с ДЦП в сравнении с условно нормально развивающимися подростками.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что для подростков, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, характерны особенности эмоционально-личностной сферы, отличающие их от здоровых сверстников, а именно, агрессивное поведение.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, обобщение и систематизация научных данных, методы психодиагностики (опросник Ахенбаха, методика «Агрессивное поведение», проективный тест «Несуществующее животное»), методы математической и статистической обработки данных.
Эмпирическая часть исследования проводилась с ноября 2016 года по март 2017 года на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат №4 для детей с
ограниченными возможностями здоровья».В диагностическом исследовании
5
приняло участие 20 подростков с особыми потребностями в возрасте 16 -17 лет. Контрольную группу составило 20 нормально развивающихся подростков, обучающихся в МБОУ «Гимназия №4» г. Бавлы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Практическая значимость нашего исследования заключается в выявлении уровня агрессивности подростков с ДЦП и разработка рекомендаций для педагогов школы-интерната по нивелированию агрессивных реакций у воспитанников учреждения.
В обследованной нами группе подростков можно выделить следующие особенности агрессивного поведения подростков с ДЦП:
- уровень агрессивности, диагностируемый у подростков - средний;
- уровень агрессивности, демонстрируемый самими подростками выше, чем оценка этого параметра окружающими;
- подростки желают казаться более агрессивными, чем их воспринимают окружающие;
- агрессия является для подростков с ДЦП своего рода защитной реакцией на действия окружающих;
- агрессивность подростков с ДЦП не приводит к делинквентному поведению;
- юноши демонстрируют более выраженную агрессию, нежели девушки;
- девушки с ДЦП более нацелены на переживание внутренних проблем, в то время, как юноши - на переживание внешних
- в сравнении с нормально развивающимися подростками, подростки с ДЦП демонстрирует более низкий уровень агрессии;
- подростки с ДЦП, в отличие от нормально развивающихся, не демонстрируют признаков делинквентного поведения;
- и те и другие подростки имеют проблемы социализации, но у подростков с условной нормой развития они более выражены.
Создавая специальные условия воспитательно-образовательного пространства на уроках, каждый педагог, а не только специалисты социально - психологической службы (педагог-психолог и социальный педагог) могут проводить коррекционную работу по снижению уровня агрессии у подростков с ДЦП без отрыва от непосредственной педагогической деятельности.
Агрессия является мотивированным деструктивным поведением, противоречащим нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Современное общество воспринимает агрессию как зло и подвергает ее публичному осуждению.
Агрессивное поведение не является характерной чертой какого-либо конкретного возрастного периода. Однако подростковый возраст, в силу физиологических и психологических особенностей данного периода, является наиболее подверженным для проявления агрессивного поведения. В силу того, что в подростковом возрасте еще только происходит формирование таких личностных конструктов, как самосознание, саморегуляция, система ценностных ориентиров, иерархия потребностей и мотивов поведения, проявления агрессии подростками может привести к развитию у них девиантного поведения, не укладывающегося в социальные рамки.
Детский церебральный паралич является заболеванием центральной нервной системы, сказывающимся на развитии опорно-двигательного аппарата. Это заболевание является одной из главных причин инвалидизации среди детей.
Структура дефекта, в основе которого лежат двигательные патологии, приводит подростков с ДЦП к трудностям в социализации и адаптации к условиям окружающей среды. Вследствие влияния различных внешних и внутренних факторов, среди которых особое место занимают семья, частичная или полная изоляция от сверстников, недостаток общения, неспособность к самостоятельной жизни и др. у подростков с данной патологией развития может развиваться относительно высокий уровень агрессии, которая, в свою очередь, еще больше усложняет и без того трудный процесс социализации детей.
Поэтому в воспитательно-образовательной работе с подростками, страдающими ДЦП, необходимо уделять внимание не только их образованию и познавательному развитию, но и развитию и стабилизации эмоционально-волевой сферы, что в свою очередь снизит уровень их агрессии и облегчит процесс адаптации к условиям жизни в обществе.
1. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина.- М.: 2002.- 139 с.
2. Бадалян Л.О. Невропатология. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
3. Бандура, А., Подростковая агрессия / А.Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Владос, 2000. - 512 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.
5. Винокурова, И.П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом детский церебральный паралич / И.П. Винокурова // Вестник интегративной психологии. - 2009. № 9. - С.14-18.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М.: 2000. - 103 с.
7. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский - М., 1995. - 381 с.
8. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие.. - М.: Прогресс 2007
9. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. - Киев: Вища школа, 2012. - 189 с.
10. Корнеева А. Заболеваемость детского церебрального паралича в России // МЕД-инфо: сетевой журн.2011. URL: http://med-info.ni/content/view/20 (20.02.2017).
11. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Автореферат дис. докт. псх. н. - Москва, 2001.
12. Лубовский, В.И. Специальная психология / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовский. - М.: 2003. - 464 с.
13. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И.МамайчукСПб.: Речь, 2008. - 224 с.
14. Мамайчук И.И., Г.В. Пятаковой "Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом" Дефектология. - №3.
- 1990.С 45
15. Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова. - М.: Академия, 2010. - 391 с.
16. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова - М.: 2005.- 163 с.
17. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999
18. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич /М.Н.Никитина. - М.: «Медицина», 1979. - 120 с.
19. Нэнси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом - М.: Прогресс.
2005.
20. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом. Автореферат дис. докт. пед. н. - Москва, 2009.
21. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушением опорно двигательного аппарата / Специальная педагогика. - М.: Академия,
2000. - с. 31 - 32
22. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / СПб.: Питер, 2000. - 228 с.
23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- 1996. - №5. - С.3-18.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн - СПб.: 2003. - 384 с.
25. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М.: Речь, 2003. - 96 с.
26. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/
Левченко, И. Ю., Приходько О. Г. — М.: Издательский центр «Академия»,
2001. — 192 с.
27. Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицина, Л.М. Мамайчук. - СПб.: Питер, 2010. - 289 с.
28. Шипицина, Л. М., Мамайчук, И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368с.
29. Шишковская, А.П. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП / А.П.Шишковская // Вестник интегративной психологии. - 2006. - № 5. - С. 14-22.
30. Янушанец, Н.Ю. Если ваш ребенок болен ДЦП / Н.Ю. Янушанец. - СПб.: Питер, 2004. -128 с.