ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКОЙ ПОСТАВОК 8
1.1 Виды и определения планирования цепочек поставок 8
1.2 Особенности, методы и модели построения интегрированного
планирования цепочки поставок 20
1.3 Экономическая оценка управления цепочкой поставок 30
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКОЙ ПОСТАВОК В «ТАИФ-НК» 39
2.1 Общая характеристика предприятия 39
2.2 Финансово-экономический анализ деятельности предприятия 48
2.3 Анализ управления цепочкой поставок на предприятии 65
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКОЙ ПОСТАВОК В «ТАИФ-НК» 75
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления цепочкой поставок 75
3.2 Апробация предложенной методики горизонтальной кооперации 79
3.3 Оценка экономической эффективности проекта кооперации
контрагентов цепей поставок предприятий 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
В современном, постоянно меняющемся мире, в который очень прочно за последние десятилетия интегрировалась Россия, происходят постоянные изменения и нововведения по всем отраслям жизнедеятельности. Эти изменения напрямую касаются экономической, технологической и коммерческой деятельности торговых предприятий, в частности управления цепями поставок продукции и логистическими функциями.
Обозначим стадии (этапы) технологии организации логистического процесса.
1. Формирование заявки на сырье и материалы. Использование многими предприятиями в условиях рыночной экономики использовавшихся ранее документов по многим позициям не удовлетворяет современным требованиям. Для ведения документации по заявкам на сырье и материалы начальникам соответствующих отделов следует разработать стандартные бланки. В них рекомендуется:
1) в целях выделения бланка заказа среди прочих документов обозначить документ словом «заказ» или «заказ на поставку»;
2) присвоить порядковый номер документу;
3) название и адрес предприятия;
4) указать в бланке заказа сотрудника предприятия, ответственного за заказ для оперативного решения вопросов, связанных с заказом;
5) название и адрес предприятия поставщика.
6) количество и сроки поставляемых товаров;
7) в заказе на поставку указываются ассортиментные позиции со ссылками на предложение о закупках и заявкой на спецификацию;
8) указать адрес поставки, если он не совпадает с основным адресом Цеха, мастерские Склады сырья Склады готовой продукции Производственная Логистика сбыта логистика Логистика снабжения предприятия, названного в бланке заказа;
9) указать цены на товары в разрезе ассортимента;
10) указать все банковские реквизиты.
Сообщение об отгрузке формируется поставщиком после подготовки товарной продукции к отправке. В сообщении указывают время поставки, номер заказа. Если поставщик использует транспорт другой фирмы, оформляется документ поставщика. В нем отражаются: - название организации отправителя и его юридический адрес, характеристика продукции, ее вес, количество занимаемых мест, специфика
транспортировки, адрес и наименование организации поставщика. Для достоверного информирования контрагентов о факте доставки продукции, а также контроля бухгалтерией соответствия документов об отгрузке продукции подтверждением получения поставки могут быть копии заказа и счета; - отправитель, дата поставки, номер сопроводительного письма, способ транспортировки, - это все указывается в журнале регистрации продукции вместе с ее кратким описанием.
2. Выбор компании поставщиков. Для создания высококачественного продукта требуется не только подбор и оценка поставщика, но и управление поставщиками. Термин управление поставщиками означает формирование портфеля поставщиков и методы управление им, в этих целях поставщиков необходимо разделить на типы в зависимости от типов поставляемых ими сырья и материалов. Типы сырья и материалов могут быть следующими:
1) Некритические для продажи/производства, то есть те материалы, которые можно достаточно быстро и легко заменить аналогичными товарами и отсутствие (или недостаток) которых не повлечет за собой остановку производства или потерю доли рынка;
2) Основные сырье и материалы для продаж/производства. К данному типу, в том числе, относятся также и расходные материалы для обслуживания оборудования;
3) Проблемные сырье и материалы, то есть сырье и материалы из категории основных, достаточно сложны в закупке, хранении, транспортировке, обработке (к ним относятся опасные, скоропортящиеся, дефицитные, требующие особых условий хранения и транспортировки);
4) Стратегические материалы, то есть материалы, обладающие наибольшей значимостью и высокой рентабельностью, которые в настоящее время и в будущем будут основными, и из которых будет изготавливаться перспективный продукт, который в данный момент времени находится в разработке. Определим, основные требования, которые должны предъявляться тому или иному типу поставщиков:
1) Обычный поставщик. Основные требования: - минимальное плечо поставки (от даты заказа до момента прихода товара), обязательная транспортировка ( доставка) силами поставщика по обговоренному графику, удобная комплектация товаров, при многократных поставках в календарном периоде оформление единым пакетом документов, в том числе счетом и т.д. - низкие цены и стандартное качество. - предпочтительно сотрудничество по установленным договорным обязательствам. Оптимальным количеством обычных поставщиков по каждому виду сырья и материалов могут быть два поставщика с распределением объема поставок между ними поровну. Для подстраховки менеджеру по закупкам необходимо регулярно
Управление цепями поставок в исторической перспективе - направление молодое, так как связано полностью с развитием информационных технологий. Однако за тридцать лет существования развитие данного сегмента стало одним из важных факторов конкурентоспособности компаний, чей бизнес включает разветвленные и сложные логистические схемы. Заехав на АЗС какой-либо крупной нефтяной организации, мы уверены на все 100%, что заправим свою машину именно тем топливом, которое нам необходимо. Прн этом мы не задумываемся о том, что находимся в конце сложной и длинной цепи, проходя которую, нефть превращается в нефтепродукты, нефтепродукты перемещаются в пространстве практически всеми видами транспорта, исключая разве что воздушный, проходят несколько этапов перевалки и накопления, в конце концов, оказываясь в танках АЗС, причем именно в тех объемах и пропорциях, которые необходимы в данный момент времени, в данном месте. Любые неполадки в данной цепи несут проблемы бизнесу, так как рынок не прощает ошибок: если предложение превысит спрос, придется торговать себе в убыток, в обратном случае появятся недовольные клиенты и упущенная выгода. Сохранить баланс позволяет система управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM), разрешающая не только оперативно вести регулировку всех факторов - от продуктовой корзины НПЗ и объема производства до распределения топлива между станциями, но и прогнозировать изменение в рыночной среде.
Степень разработанности проблемы. Изучение вопросов, которые связанны с теорией и практикой формирования и управления цепями поставок, содержится во многих трудах зарубежных ученых, а именно: Д. Клосс, Д. Бауэрсокс, М. Линдерс, М. Кристофер, Д. Уотерс, А. Гаррисон, Д. Сток, Д. Ламберт и др.
Можно отметить некую декларативность решения данных проблем в зарубежных источниках. В этих исследованиях отсутствуют предпосылки на детализацию разработки механизмов организации и управления конкретными цепями поставок, учитывая отраслевые и региональные специфики объектов.
В сравнении с зарубежными, отечественные авторы изучают проблему УЦП, учитывая отраслевую и региональную специфику объекта исследования.
Подчеркивая многозначительный вклад отечественных и зарубежных ученых в решение проблем организации и УЦП, можно добавить, что системное и комплексное решение данной проблематики в привязке к логистическим кластерам на сегодняшний день не нашло соответствующей проработки.
Актуальность исследования, учитывая новые реалии экономики и малая степень системной разработанности заявленной проблематики, а также ее научно-практическая значимость обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, а так же его цель и задачи.
Цель выпускной квалифицированной работы - обобщить теоретические и практические аспекты управления цепочкой поставок (на примере ОАО «ТАИФ-НК»).
В соответствии с целью работы будут решены следующие задачи:
- определить виды и определения планирования цепочек поставок;
- рассмотреть особенности, методы и модели построения интегрированного планирования цепочек поставок;
- привести экономическую оценку управления цепочкой поставок;
- привести общую характеристику предприятия;
- выполнить финансово-экономический анализ предприятия;
- проанализировать управление цепочкой поставок ОАО «ТАИФ-НК»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления цепочкой поставок;
- оценить затраты на осуществление мероприятий;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является финансово-экономическая деятельность предприятия ОАО «ТАИФ-НК».
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты интегрированного УЦП.
Цепь поставок непосредственно связана с интегрированным управлением процессами перемещения товаров и информации, реализации от первичного поставщика до конечного клиента. Цепь поставок включает разнообразные логистические действия и процедуры. Такие как процесс преобразования материалов и услуг, которые требуются для изготовления продукта или предложение услуги. Наиболее подходящий термин - это определение цепей поставок, как планирование и координирование всеми видами деятельности, включая сорсинг и управление закупками, преобразование продукции, организация всех видов логистической деятельности.
С целью проведения интегрированного планирования, требуется осуществление операционного планирования и бюджетирования, экстраполяционного планирования, стратегического планирования и управления.
Оптимальное количество поставщиков по каждому виду сырья и материалов будет также два (в некоторых случаях три) с пропорциональным распределением планируемого объема поставок между ними как 70 к 30, иными словами один основной поставщик, второй запасной. В данном случае мониторинг рынка следует проводить все время, но основной акцент делается на формировании партнерских отношений с отобранными поставщиками. И сказанного следует, что важно серьезно отнестись к методам оценки поставщика. Непредвиденная замена поставщика может дорого стоить фирме.
Основные требования к надежному поставщику - необходима готовность контрагента осуществлять совместные программы по формированию и оптимизации поставок: менять частоту поставок, качество упаковки, нормы отгрузки, заботиться о повышении безопасности транспортировки, сохранности продукции, обработки, хранения. - совместная
нацеленность на создании стоимости, в том числе готовность и способность поставщика взять на свое производство часть процесса обработки, а также проводить обучение сотрудников, операторов, рабочих грамотной работе с сырьем и материалами, оказывать поддержку и технологическое консультирование. - близость поставщика. Это позволит экономить транспортные расходы. Для удаленных поставщиков обязательно наличие региональных складов, находящихся в непосредственной близости к производству или эффективных каналов распределения; или предоставление кредита на такой срок, который мог бы погашаться, как минимум, на момент обработки закупленного сырья. - заключение долгосрочных договоров. Оптимальное количество поставщиков. Практически по всем основным материалам должно быть выбрано как минимум по одному поставщику, который и ранее проявлял не просто партнерские намерения, но и был готов к интеграции. Это - основной поставщик. Однако долговременные взаимодействия требуют много сил и времени с обеих сторон. И в данном случае не могут употребляться давление на поставщика или оппортунистические отношения.
В процессе управления логистическими бизнес-процессами используют широко разработанные scor-, case-, cals-модели, idef-стандарты. Среди основных методов интегрированного планирования логистики в цепях поставок выделяются такие, как JIT, VMI, ECR, CPRF, ERP. Логистические цепи участвуют в обеспечении сервисного обслуживания, утилизации или переработки отходов и безопасность на соответствующих уровнях функционирования. Процесс управления цепочкой поставок включает такие инструменты, как контроль и мониторинг.
Основной сферой применения мониторинга выступает управление, то есть информационное обслуживание процесса управления в разнообразных отраслях деятельности. Основные показатели или ключевые индикаторы оценки эффективности управления цепями подлежат классификации на качественные и количественные. Эффективность цепей поставок характеризуется высоким уровнем экономической эффективности и требуемым уровнем устойчивости. Данные показатели измеряются как количественные и качественные показатели.
Отсутствие управления процессами материально-технического обеспечения предприятий как организации единого бизнес-процесса - управление цепями поставок при условии обеспечения его максимальной эффективности - это главная проблема логистики цепей поставок предприятий газовой отрасли, которую необходимо решать.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает филиал ОАО «ТАИФ-НК». Деятельность головного предприятия находится в квадранте «Звезды» по матрице Бостонской консалтинговой группы. Так как на предприятии имело место расширение объемов его деятельности, то численность его трудовых ресурсов за 2014-2016 годы увеличивается.
Величина активов и пассивов филиал ОАО «ТАИФ-НК» на протяжении 2014-2016 годов подвержена росту. При этом баланс предприятия не является абсолютно ликвидным. Такие показатели, как финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, оборачиваемости и рентабельности на протяжении анализируемого периода подвержены снижению. Это говорит о снижении эффективности деятельности исследуемого предприятия.
Третья глава исследования содержит в себе основные мероприятия по совершенствованию управления цепочкой поставок ОАО «ТАИФ-НК». Основными мероприятиями по совершенствованию управления цепочкой поставок являются внедрение SCM-системы «Расширенное управление складами» для совершенствования управления цепочкой поставок ,а также проведение обучения сотрудников ОАО «ТАИФ-НК» работе с программным обеспечением.
Годовой экономический эффект составил 4399665 руб., что говорит о том, что внедрение SAP EWM эффективна.