Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации
|
Введение 3
1. Организационные основы оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 5
1.1. Субъекты малого и среднего предпринимательства, необходимость их
финансовой поддержки 5
1.2. Инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства 14
2. Анализ действующей практики государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 23
2.1. Развитие малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской
Федерации, его роль в экономике региона 23
2.2. Расходы регионального бюджета на оказание финансовой поддержки
субъектам малого и среднего предпринимательства 34
3. Перспективы государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства на региональном уровне 42
3.1. Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства и возможности его использования в России 42
3.2. Совершенствование механизма государственной финансовой поддержки
малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 49
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения
1. Организационные основы оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 5
1.1. Субъекты малого и среднего предпринимательства, необходимость их
финансовой поддержки 5
1.2. Инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства 14
2. Анализ действующей практики государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 23
2.1. Развитие малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской
Федерации, его роль в экономике региона 23
2.2. Расходы регионального бюджета на оказание финансовой поддержки
субъектам малого и среднего предпринимательства 34
3. Перспективы государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства на региональном уровне 42
3.1. Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства и возможности его использования в России 42
3.2. Совершенствование механизма государственной финансовой поддержки
малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 49
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения
Развитие экономики в России тесно связано с эффективным функционированием малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего бизнеса играют важную роль в нынешней неблагоприятной экономической ситуации. Тем и определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы. Малый и средний бизнес способны уменьшить зависимость российской экономики от углеводородных доходов и значительно сократить влияние санкционных ограничений. Потребность в государственной финансовой поддержке как никогда актуальна для успешного старта и функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования является программа государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации, а именно в Республике Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование механизма поддержки государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Республике Татарстан, анализ действующей практики поддержки и перспектив ее развития в на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и критерии малого предпринимательства;
- описать основные инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
- определить роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике субъекта Российской Федерации;
- провести анализ расходов регионального бюджета на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть перспективы дальнейшего развития и совершенствования механизма государственной финансовой поддержки.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как И.С.Велиева, А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик, Е. Н. Калмыкова, Р.А.Файрушина, О.К. Тахумова, и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассматриваются организационные основы оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ действующей практики государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации.
В третьей главе определяются перспективы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования является программа государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации, а именно в Республике Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование механизма поддержки государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Республике Татарстан, анализ действующей практики поддержки и перспектив ее развития в на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и критерии малого предпринимательства;
- описать основные инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
- определить роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике субъекта Российской Федерации;
- провести анализ расходов регионального бюджета на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть перспективы дальнейшего развития и совершенствования механизма государственной финансовой поддержки.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как И.С.Велиева, А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик, Е. Н. Калмыкова, Р.А.Файрушина, О.К. Тахумова, и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассматриваются организационные основы оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ действующей практики государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации.
В третьей главе определяются перспективы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Предпринимательство на сегодняшний день в экономической системе современного рынка является одним из важных элементов, без которого нормальное существование и развитие общества и экономики в целом не представляется возможным; все институты рыночной экономики обладают этим свойством.
Рыночная экономика основывается на принципе свободы экономической деятельности, то есть гражданин имеет право заниматься предпринимательством, а также иной не запрещенной экономической деятельностью. Это право действует на всей территории Российской Федерации. В обязанности всех органов государственной власти входит обеспечение и защита в своей деятельности прав предпринимателей и свободное предпринимательство. Если же органы противодействуют, то это является нарушением Конституции Российской Федерации. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в равной степени находятся под защитой государства.
Малым и средним предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации) и сумма выручки. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или предприятиями, управляемыми одним собственником.
Государственная финансовая политика в области малого и среднего предпринимательства реализуется через федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В мировой и отечественной практике существует довольно большое количество инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в зарубежных странах наиболее часто используемым инструментом является гарантийная поддержка по кредитам, то в Российской Федерации, также и в Республике Татарстан, предоставление лизинг-гранта пользуется большой популярностью.
В Республике Татарстан основным видом деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является розничная и оптовая торговля. В Республике Татарстан действуют огромное количество субъектов малого и среднего бизнеса, которые дают положительный эффект в виде обеспечения занятости населения, увеличения доходов бюджета так далее.
Решение проблем в области государственной поддержки в регионе было начато в 2001 г., с момента принятия программы поддержки малого предпринимательства. В Республике Татарстан действовали программы на 2001-2004, 2005-2010, 2011-2013 гг. и сейчас программа на 2014-2016 гг.
В настоящий момент на основании подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316, в Российской Федерации осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Сроком реализации подпрограммы является период с 29 марта 2013 года по 31 декабря 2020 года. Результатом деятельности этой программы должно быть увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации.
Подпрограмма направлена на решение следующих основных задач:
а) содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства, а также создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;
б) содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции;
в) повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
г) создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
д) повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, научно-методическое, нормативно-правовое и консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
е) вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
ж) развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные и зарубежные рынки.
Сегодня в развитых странах стимулирование предпринимательства базируется на существующем законодательстве и контроле соответствующими институтами власти исполнение целенаправленных федеральных программ. В настоящее время наиболее распространены следующие формы государственной поддержки предпринимательства:
- интересы малого бизнеса представлены и защищены в федеральных, экономических и социальных программах;
- законодательно определяются и устанавливаются к исполнению перспективные программы развития малого предпринимательства.
Учитывая более богатый опыт зарубежных стран, в Российской Федерации следует применить такие меры поддержки как:
а) поддержка экспорта, связанная с малыми и средними предприятиями. В связи с курсовой разницей и дешевой рабочей силой, товары произведенные в нашей стране могут успешно конкурировать на зарубежных рынках с другими товарами аналогами;
б) увеличение финансирования разработки новых технологий и товаров, которые, впоследствии, можно будет применить в отечественном производстве;
в) создание зон свободной торговли в Таможенном союзе и со странами БРИКС.
Таким образом, государства с рыночной экономикой проводят активное регулирование малого бизнеса и оказывают широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Это позволяет предположить, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры малого бизнеса в России необходимым условием должна являться активная государственная политика.
Рыночная экономика основывается на принципе свободы экономической деятельности, то есть гражданин имеет право заниматься предпринимательством, а также иной не запрещенной экономической деятельностью. Это право действует на всей территории Российской Федерации. В обязанности всех органов государственной власти входит обеспечение и защита в своей деятельности прав предпринимателей и свободное предпринимательство. Если же органы противодействуют, то это является нарушением Конституции Российской Федерации. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в равной степени находятся под защитой государства.
Малым и средним предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации) и сумма выручки. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или предприятиями, управляемыми одним собственником.
Государственная финансовая политика в области малого и среднего предпринимательства реализуется через федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В мировой и отечественной практике существует довольно большое количество инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в зарубежных странах наиболее часто используемым инструментом является гарантийная поддержка по кредитам, то в Российской Федерации, также и в Республике Татарстан, предоставление лизинг-гранта пользуется большой популярностью.
В Республике Татарстан основным видом деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является розничная и оптовая торговля. В Республике Татарстан действуют огромное количество субъектов малого и среднего бизнеса, которые дают положительный эффект в виде обеспечения занятости населения, увеличения доходов бюджета так далее.
Решение проблем в области государственной поддержки в регионе было начато в 2001 г., с момента принятия программы поддержки малого предпринимательства. В Республике Татарстан действовали программы на 2001-2004, 2005-2010, 2011-2013 гг. и сейчас программа на 2014-2016 гг.
В настоящий момент на основании подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316, в Российской Федерации осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Сроком реализации подпрограммы является период с 29 марта 2013 года по 31 декабря 2020 года. Результатом деятельности этой программы должно быть увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации.
Подпрограмма направлена на решение следующих основных задач:
а) содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства, а также создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;
б) содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции;
в) повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
г) создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
д) повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, научно-методическое, нормативно-правовое и консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
е) вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
ж) развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные и зарубежные рынки.
Сегодня в развитых странах стимулирование предпринимательства базируется на существующем законодательстве и контроле соответствующими институтами власти исполнение целенаправленных федеральных программ. В настоящее время наиболее распространены следующие формы государственной поддержки предпринимательства:
- интересы малого бизнеса представлены и защищены в федеральных, экономических и социальных программах;
- законодательно определяются и устанавливаются к исполнению перспективные программы развития малого предпринимательства.
Учитывая более богатый опыт зарубежных стран, в Российской Федерации следует применить такие меры поддержки как:
а) поддержка экспорта, связанная с малыми и средними предприятиями. В связи с курсовой разницей и дешевой рабочей силой, товары произведенные в нашей стране могут успешно конкурировать на зарубежных рынках с другими товарами аналогами;
б) увеличение финансирования разработки новых технологий и товаров, которые, впоследствии, можно будет применить в отечественном производстве;
в) создание зон свободной торговли в Таможенном союзе и со странами БРИКС.
Таким образом, государства с рыночной экономикой проводят активное регулирование малого бизнеса и оказывают широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Это позволяет предположить, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры малого бизнеса в России необходимым условием должна являться активная государственная политика.
Подобные работы
- Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Основы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации на примере Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021



