Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации

Работа №52110

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Организационные основы оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне 5
1.1. Субъекты малого и среднего предпринимательства, необходимость их
финансовой поддержки 5
1.2. Инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства 14
2. Анализ действующей практики государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 23
2.1. Развитие малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской
Федерации, его роль в экономике региона 23
2.2. Расходы регионального бюджета на оказание финансовой поддержки
субъектам малого и среднего предпринимательства 34
3. Перспективы государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства на региональном уровне 42
3.1. Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства и возможности его использования в России 42
3.2. Совершенствование механизма государственной финансовой поддержки
малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации 49
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения


Развитие экономики в России тесно связано с эффективным функционированием малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего бизнеса играют важную роль в нынешней неблагоприятной экономической ситуации. Тем и определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы. Малый и средний бизнес способны уменьшить зависимость российской экономики от углеводородных доходов и значительно сократить влияние санкционных ограничений. Потребность в государственной финансовой поддержке как никогда актуальна для успешного старта и функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования является программа государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации, а именно в Республике Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование механизма поддержки государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Республике Татарстан, анализ действующей практики поддержки и перспектив ее развития в на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и критерии малого предпринимательства;
- описать основные инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
- определить роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике субъекта Российской Федерации;
- провести анализ расходов регионального бюджета на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть перспективы дальнейшего развития и совершенствования механизма государственной финансовой поддержки.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как И.С.Велиева, А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик, Е. Н. Калмыкова, Р.А.Файрушина, О.К. Тахумова, и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассматриваются организационные основы оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ действующей практики государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации.
В третьей главе определяются перспективы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предпринимательство на сегодняшний день в экономической системе современного рынка является одним из важных элементов, без которого нормальное существование и развитие общества и экономики в целом не представляется возможным; все институты рыночной экономики обладают этим свойством.
Рыночная экономика основывается на принципе свободы экономической деятельности, то есть гражданин имеет право заниматься предпринимательством, а также иной не запрещенной экономической деятельностью. Это право действует на всей территории Российской Федерации. В обязанности всех органов государственной власти входит обеспечение и защита в своей деятельности прав предпринимателей и свободное предпринимательство. Если же органы противодействуют, то это является нарушением Конституции Российской Федерации. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в равной степени находятся под защитой государства.
Малым и средним предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации) и сумма выручки. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или предприятиями, управляемыми одним собственником.
Государственная финансовая политика в области малого и среднего предпринимательства реализуется через федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В мировой и отечественной практике существует довольно большое количество инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в зарубежных странах наиболее часто используемым инструментом является гарантийная поддержка по кредитам, то в Российской Федерации, также и в Республике Татарстан, предоставление лизинг-гранта пользуется большой популярностью.
В Республике Татарстан основным видом деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является розничная и оптовая торговля. В Республике Татарстан действуют огромное количество субъектов малого и среднего бизнеса, которые дают положительный эффект в виде обеспечения занятости населения, увеличения доходов бюджета так далее.
Решение проблем в области государственной поддержки в регионе было начато в 2001 г., с момента принятия программы поддержки малого предпринимательства. В Республике Татарстан действовали программы на 2001-2004, 2005-2010, 2011-2013 гг. и сейчас программа на 2014-2016 гг.
В настоящий момент на основании подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316, в Российской Федерации осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Сроком реализации подпрограммы является период с 29 марта 2013 года по 31 декабря 2020 года. Результатом деятельности этой программы должно быть увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации.
Подпрограмма направлена на решение следующих основных задач:
а) содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства, а также создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;
б) содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции;
в) повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
г) создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
д) повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, научно-методическое, нормативно-правовое и консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
е) вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
ж) развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные и зарубежные рынки.
Сегодня в развитых странах стимулирование предпринимательства базируется на существующем законодательстве и контроле соответствующими институтами власти исполнение целенаправленных федеральных программ. В настоящее время наиболее распространены следующие формы государственной поддержки предпринимательства:
- интересы малого бизнеса представлены и защищены в федеральных, экономических и социальных программах;
- законодательно определяются и устанавливаются к исполнению перспективные программы развития малого предпринимательства.
Учитывая более богатый опыт зарубежных стран, в Российской Федерации следует применить такие меры поддержки как:
а) поддержка экспорта, связанная с малыми и средними предприятиями. В связи с курсовой разницей и дешевой рабочей силой, товары произведенные в нашей стране могут успешно конкурировать на зарубежных рынках с другими товарами аналогами;
б) увеличение финансирования разработки новых технологий и товаров, которые, впоследствии, можно будет применить в отечественном производстве;
в) создание зон свободной торговли в Таможенном союзе и со странами БРИКС.
Таким образом, государства с рыночной экономикой проводят активное регулирование малого бизнеса и оказывают широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик. Это позволяет предположить, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры малого бизнеса в России необходимым условием должна являться активная государственная политика.



1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» // Собрание законодательства Российской федерации. - 2007.- № 31. - Ст. 4006
2. Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 № 65 (в ред. от 20.10.2000, с изм. на 25.07.2007 г.) «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»//Российская газета. - 2000.- № 226. - 2 ноября
3. Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 (в ред. от
23.02.2007) «Об условиях и порядке предоставления средств Федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 18. - Ст. 1681
4. Закон РТ от 21.10.2005 № 105-ЗРТ «Об утверждении программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы» (ред. от 17.07.2006)// Республика Татарстан. - 2005. - № 218. - 29 октября.
5. Алексеева, Т. Императивы формирования системы поддержки предпринимательского сектора экономики Кемеровской области/ Алексеева Т. // Предпринимательство. - 2014. - № 5. - С. 66-71
6. Аликаева, М. Теоретические аспекты развития малого
предпринимательства: институционально-эволюционный подход/ Аликаева М., Ксанаева М.// Предпринимательство. - 2012.- № 6. - С. 78-82
7. Арсамаков, И. Финансово-кредитные факторы активизации малого бизнеса в региональных отраслевых комплексах/ Арсамаков, И.// Предпринимательство. - 2013. - № 5. - С. 82-86
8. Белотепова, Н. Совершенствование кредитования предприятий малого бизнеса/ Белотепова Н. // Предпринимательство. - 2012. - № 4. - С. 57-63
9. Бесшапошный, М. Появление эффективного предпринимателя на селе - залог правильного развития земельных отношений/ Бесшапошный М. // предпринимательство. - 2011. - № 4. - С. 80-83
10. Биншток, Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие/ Биншток Ф.И.; под ред. М.Г. Лапусты. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 200 с. - (Серия «Высшее образование»
11. Велиева, И.С. Кредитование малого бизнеса в России: перспективы роста/ Велиева И.С.// Аудитор. - 2013. - № 1. - С. 33-36
12. Вьюгина, В. Малый бизнес в решении социальных задач регионов/ Вьюгина В. // Предпринимательство. - 2014. - № 5. - С. 59-63
13. Гизайтуллин, Р.Р. Использование бюджета развития в инновационной и инвестиционной сферах / Гизайтуллин Р.Р.// Экономический вестник РТ. - 2013. - № 2. - С. 12-14
14. Григорян, Р. Совершенствование финансово-кредитного механизма муниципальной поддержки предпринимательства / Григорян Р.// Предпринимательство. - 2012. - № 4. - С. 128-131
15. Давыдова, Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение/ Давыдова л.В., Будовская Л.А.// Финансы и кредит. - 2013. - № 13 (253). - С. 48-53
16. Динаев, Т. Развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности / Динаев Т. // Предпринимательство. - 2014. - № 6. - С. 50-54
17. Дудин, М. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России/ Дудин М. // Предпринимательство. - 2012. - № 4. - С. 203-205
18. Калмыкова, Е. Место кредитной кооперации в региональной системе привлечения инвестиций в малый бизнес / Калмыкова Е.// Проблемы теории и практики управления. - 2011.- № 1. - С. 100-108
19. Кирюшкин, Р. Выявление предпринимательских рисков в современных условиях хозяйствования/ Кирюшкин Р. // Предпринимательство. - 2012.- № 5. - С. 139-142
20. Краснова, О.М. Развитие инновационных процессов в РТ/ Краснова О.М.// Экономический вестник РТ. - 2011. - № 4. - С. 19-24
21. Ливандовская, А.Д. Малый бизнес Дальневосточного федерального округа и Приморского края/ Ливандовская А.Д., Переверзева Н.К. // ЭКО: всероссийский экономический журнал. - 2010. - № 10. - С. 50-59
22. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования // Библиотечка Российской газеты. - 2012. - Выпуск № 13
23. Меркушев, А. Малый бизнес и развитие сельских территорий/ Меркушев А. // Предпринимательство. - 2013. - № 4. - С. 108-113
24. Мещерякова, Л. Роль эффективности предпринимательской деятельности для социально-экономического развития региона/ Мещерякова Л. // Предпринимательство. - 2013. - № 2. - С. 125-130
25. Морозко, Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России / Морозко Н.И. // Финансы и кредит. - 2014. - № 28. - С. 55-63
26. Муравьев, А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: учебное пособие для вузов/ А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб: ИД Бизнес-пресса, 2013. - 608 с.
27. Назмиева, Е. Лизинг - хороший шанс для развития малого бизнеса/ Назмиева Е.// Экономика и жизнь. - 2014. - № 38 (2739).-С. 7
28. Недосекин, С. Регионы России в реализации национального проекта «Развитие АПК» / Недосекин С.// Предпринимательство. - 2013. - № 2. - С. 9-12
29. Нестеренко, Ю. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики»/ Нестеренко Ю.// Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 11. - С. 78-86
30. Нестеренко, Ю.К. разработке концепции государственной поддержки малого инновационного предпринимательства / Нестеренко Ю.// Российский экономический журнал. - 2015. - № 9-10. - С. 123-125
31. Никологорский, Д. О методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса/ Никологорский Д. О // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 11. - С. 72-78
32. Онучак, В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства/ Онучак В.//Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 2. - С. 81-89
33. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев,
Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай; под ред. М.Г. Лапусты. - 4-е изд., испр. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 667 с.
34. Преображенский, Б. Анализ инновационных процессов в малом и среднем предпринимательстве/ Преображенский Б., Шинкараева Н. // Предпринимательство. - 2013. - № 6. - С. 68-71
35. Преображенский, Б. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в научно - технической сфере/ Преображенский, Б. Толстых Т., Гаврилова Е.,// Предпринимательство. - 2014. - № 4. - С. 18-22
36. Преображенский, Б. Создание инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства // Предпринимательство. - 2012.- № 4. - С.18-24
37. Прудников, В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие / Прудников В.М.. - М.: ПРИОР, 2015. - 250 с.
38. Семин, Р.Н. Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса //Финансы и кредит. - 2014. - № 19 (259). - С. 59-68
39. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятий): учебник/
Сергеев И.В. Веретенникова И.И..-М.: Проспект, 2012. - 560 с.
40. Суранов, С. Страсти по малому / Суранов С. // Экономика и жизнь. - 2013.- № 7. - С. 5
41. Суранов, С. Макропроблемы микрокредитов / СурановС. // Экономика и жизнь. - 2012.- № 47. - С. 5
42. Суранов, С. Долгая дорога в Думах: кредитование малого бизнеса/ Суранов С.// Экономика и жизнь. - 2011.- № 45. - С. 5
43. Татарстанский АПК в числе лидеров: Господдержка // Время и деньги. - 2013. - № 48 (2749). - С. 2
44. Тахумова, О. Перспективные формы развития предпринимательства на региональном потребительском рынке/Тахумова О.// Предпринимательство. - 2011.- № 3. - С. 5-7
45. Ушачев, И. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой принцип развития / Ушачев И.// Экономист. - 2010. - № 9. - С. 18-25
46. Файрушина, Р.А. Государственная поддержка формирования
инфраструктуры инноваций / Файрушина Р.А.// Экономический вестник Республики Татарстан. - 2013.- № 4. - С. 36-41
47. Хайт М.М., Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации
крупных предприятий // Вестник Московского Университета. - Серия 6
«Экономика». - 2011. - № 4. - С. 32-43
48. Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике: тенденции и перспективы развития/ Хамидуллин Ф.Ф. - К.: Издательство Казанского Университета, 2014. - 180 с.
49. Хутаев, Р. Взаимодействие государства и коммерческих банков по
вопросам кредитования малого бизнеса России / Хутаев Р.//
Предпринимательство. - 2013. - № 4. - С. 132-135
50. Цурелин, А. Государственная поддержка малого предпринимательства/ Цурелин А.// Экономист. - 2012. - №12. - С. 89-91
51. Чапек, В.Н. Малое предпринимательство В России: учебное пособие/ В.Н. Чапек, Д.В. Максимов, В.В. Богуславский. - Ростов на/Д: Феникс, 2012. - 283 с.
52. Шабалин, А.А. Инновационная активность малых предприятий Республики Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2006. - № 3-4. - С. 64 - 67
53. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: учебно-методическое пособие/ Широков Б.М. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 496 с.
54. Янкина, И.А. Российское предпринимательство на селе: важный вопрос для денежно-кредитной и банковской политики/ И.А. Янкина // Финансы и кредит. - 2008. - № 1. - С. 56-69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ