Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка экономической эффективности систем менеджмента качества

Работа №52097

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы157
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
485
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы управления системой качества
1.1. Сущность, содержание и эволюция понятия «качество» продукции и управления производством
1.2. Система менеджмента качества и сертификация на основании стандартов ISO
1.3. Условия внедрения и разработка системы менеджмента качества
2. Количественные и качественные методы оценки системы менеджмента качества.
2.1 Классификация средств и методов управления качеством
2.2 Методы статистического контроля систем менеджмента качества
2.3. Качественные методы оценки систем качества
3. Влияние системы менеджмента качества на финансовые показатели организации
3.1. Оценка деятельности компаний на основе финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО
Заключение
Литература

За последнюю четверть века система менеджмента качества, отвечающая требованиям международного стандарта ISO серии 9000, стала наиболее востребованной и общепризнанной унифицированной системой внутрифирменного управления. В компаниях, которые внедрили системы менеджмента качества, отмечается постоянное совершенствование всех внутренних процессов и благодаря этому компании добиваются позитивных производственных и экономических эффектов. Стоит отметить, что внедрение стандартов не подразумевает обязательной сертификации, компании которые ее проводят, но полученные сертификаты ISO 9000/9001 используют для демонстрации своих достижений внешним контрагентам.
Сигнальная роль сертификата ISO 9000/9001 имеет особое значение для промышленных предприятий России и других стран с переходной экономикой, обладающих несформировавшейся репутацией и работающих в условиях слабой рыночной инфраструктуры. Отсутствие у компаний ясности относительно достижимости эффектов приводит к не всегда адекватным ожиданиям от внедрения систем менеджмента качества. Оценка эффектов (зачастую специфичных для разных стран и отраслей) сопряжена с трудностями в сборе и анализе внушительного эмпирического материала. Исследовательские проблемы придают актуальность усилиям по идентификации эффектов внедрения систем менеджмента качества по разработке приемов их оценки с учетом особенностей российских предприятий.
Неоднозначность в трактовке последствий - эффектов внедрения систем менеджмента качества ISO 9000/9001 - поднимает вопрос о причинах - факторах, побуждающих собственников и топ-менеджеров компаний к принятию решения о внедрении такой системы и ее добровольной сертификации.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сохраняющимся разрывом между впечатляющей востребованностью систем менеджмента качества ISO 9000/9001 и необходимостью в адекватной интерпретации факторов, содействующих принятию компанией обоснованного, а не конъюнктурного решения о внедрении систем менеджмента качества, а также - в оценке оправданности такого решения, исходя из результативности системы.
Недостаточная разработанность и дискуссионность вопросов, связанных с системой менеджмента качества, а также их важность для деятельности организаций определяют актуальность темы исследования, его теоретическое и практическое значение.
Степень изученности проблемы. Теоретические истоки модели менеджмента качества лежат в концепциях основоположников теории Всеобщего управления качеством Дж. Джурана, А. Фейгенбаума, У. Деминга, К. Ишикавы, а также в работах Д. Норта, О. Уильямсона, В.Р. Скотта, Р. Рихтера. Существенный вклад в разработку данного направления в России внесли Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Версан, А.В. Гличев, В.А. Лапидус, В.В. Окрепилов и другие. Современные исследования систем менеджмента качества, представлены двумя направлениями, в фокусе которых - побуждающие мотивы и эффекты, связанные с внедрением систем менеджмента качества. Первая группа исследований, где по преимуществу на мононациональных выборках анализируется, как внутренние и внешние характеристики компаний влияют на их готовность к внедрению систем менеджмента качества, немногочисленна. Здесь можно отметить работы [Neumayer, Perkins, 2005; Prajogo, Sohal, 2009; Correa, Fernandes, Uregian, 2010; Freitas, 2009], основанные на регрессионном анализе. Межстрановых исследований сравнительно мало, они обычно ограничены 3-5 странами, причем анализ не затрагивает Россию и страны СНГ.
Целью исследования является выявление взаимосвязи между наличием системы менеджмента качества и изменением финансовых показателей деятельности компаний на основе финансовой консолидированной отчетности, сформированной на основе международных стандартов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности и обосновать авторскую трактовку понятия «качество» и определить, как эволюция данного понятия повлияла на формирование современной системы менеджмента качества;
2. Систематизировать основные принципы и методический инструментарий оценки систем менеджмента качества в условиях глобализации экономики ;
3. Предложить подход к комплексной оценке деятельности публичных компаний на основе систематизации данных финансовой консолидированной отчетности, соответствующей требованиям международных стандартов;
4. Оценить эффекты внедрения систем менеджмента качества на базе данных динамических массивов показателей консолидированной отчетности российских компаний;
5. Апробировать методику эмпирических исследований проверки гипотез о комплексном воздействии системы менеджмента на достижения компаний после внедрения систем менеджмента качества ISO 9001;
6. Обосновать, что одно из направлений совершенствования информационной системы управления компанией находится в рамках улучшения системы менеджмента качества организации.
Объектом исследования являются российские компании, представляющие консолидированную отчетность, соответствующую требованиям международных стандартов, и внедрившие системы менеджмента качества ISO 9000/9001.
Предметом исследования служат факторы, содействующие управленческому решению о внедрении и сертификации систем менеджмента качества ISO 9000/9001, а также эффекты от его реализации.
Диссертационное исследование основывается на элементах метода научной абстракции, индукции и дедукции, исторического метода и статистических методах проверки гипотез. Для оценки эффектов внедрения систем менеджмента качества ISO 9000/9001 на российских предприятиях нефтегазового сектора использованы схемы проверки гипотез о математическом ожидании и дисперсии.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования состоит в следующем.
1. Представлена авторская трактовка понятия «качество», в которой «качество» подразумевает максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей и безусловная способность реагировать на изменение этих потребностей.
2. Систематизирована эволюция понятия «качество». Обоснованы существующие тенденции в систематизации требований к качеству и параметров производства товаров и услуг в его достижении. Было определено, что систематизация и унификация требований к производству и качеству промышленной продукции и услуг обусловлены эволюционным развитием мировой экономики в течении XIX- XX вв., когда рост промышленных технологий привел массовому производству, потреблению, созданию международных корпораций и интернационализации торговли.
3. Установлены закономерности совокупного влияния системы менеджмента качества на эффективность функционирования предприятии в рыночной экономике. Внедрение систем менеджмента качества стало не только необходимым подтверждением обеспечения высокого качества продукции и услуг, но и неотъемлемым маркетинговым инструментом повышения уровня продаж. Изменение принципов и содержания стандартов ISO в последнее десятилетие преследуют цели повышения конкурентоспособности и обосновывают внедрение современных подходов управления качеством, основанных на системном и процессном подходах менеджмента. Подтверждено свойство рыночного сигнализирования, присущее сертификату ISO 9000/9001, которое приводит к появлению эффектов внедрения систем менеджмента качества.
4. Предложена и апробирована методика комплексной оценки деятельности публичных компаний на основе систематизации данных финансовой консолидированной отчетности, соответствующей требованиям международных стандартов. Представлена характеристика деятельности российских компаний нефтегазового сектора с использованием предложенной методики.
5. Апробирована методика эмпирических исследований проверки гипотез о комплексном воздействии системы менеджмента на достижения компаний после внедрения систем менеджмента качества ISO 9001. На основе схемы проверки гипотез о математическом ожидании и дисперсии установлено, что наличие сертификата ISO 9001 для компании ПАО «Татнефть» привело к повышению рентабельности продаж и рентабельности активов при одновременном уменьшении разброса вокруг средних значений данных показателей. Для компании ПАО «Газпром» требование о внедрении добровольной сертификации систем менеджмента качества СТО Газпром 9001-2012 не повлияло на стабильность эффективности продаж и рентабельность активов, а также никак не отразилось на оборачиваемости активов.
Информационной базой исследования стали данные Федеральной службы государственной статистики РФ, данные промежуточной консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО компаний ПАО «Татнефть» и ПАО «Газпром» за весь период публикации, а так же научные публикации по комплексу проблем менеджмента качества, эффективности внедрения таких систем, а также результаты авторских исследований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на многолетнюю международную практику внедрения систем менеджмента качества ISO 9000/9001 в научной литературе слабо отражены особенности факторов, способствующих внедрению системы менеджмента качества, и связанных с нею эффектов в компаниях стран с переходной экономикой. Практически отсутствует количественный анализ на каких-либо выборках российских промышленных предприятий.
В рамках изучения теоретических основ изложены сущность, содержание и эволюция понятия «качество» продукции и управления производством. Рассмотрены два значения понятия «качество», изложенные в зарубежной литературе. Сделан вывод, что современные тенденции клиентоориентированности приводят к изменению понятия «качество» и в большей степени подразумевают удовлетворение потребностей клиента, которые не всегда могут быть выражены как технические характеристики изделия. Одним из элементов научной новизны является систематизация эволюции понятия «качество». Обоснованы существующие тенденции в систематизации требований к качеству и параметров производства товаров и услуг в его достижении.
Было определено, что систематизация и унификация требований к производству и качеству промышленной продукции и услуг обусловлены эволюционным развитием мировой экономики в течении XIX- XX вв., когда рост промышленных технологий привел массовому производству, потреблению, созданию международных корпораций и интернационализации торговли. Внедрение промышленной техники приводит механизации и специализации труда, снижению квалификации работников-производителей товаров и уровня затрат на заработную плату. С разделением труда индивидуальный производитель уже не мог гарантировать качество производимого товара, персональной ответственности больше не существовало. В конечном итоге массовое производство характеризуется существенным снижением качества производимых товаров и определением проблемы контроля качества как функции менеджмента. В основе оценки и сертификации современных систем качества заложен базовый принцип - сертифицируемые компании обязаны демонстрировать заказчику не только и не столько результаты испытаний и контроля изделий, сколько всю организацию работ, гарантирующую стабильное качество продукции.
В настоящее время сертификация осуществляется вне зависимости от вида товарной продукции, производимых работ или оказываемых услуг согласно стандарту О 9001. До принятия действующего издания стандартов для товарной продукции, например, в виде сырьевых ресурсов или полуфабрикатов, использовался стандарт ISO 9002, не требующий подтверждения соответствия полного цикла производства. Производство услуг, или интеллектуальных продуктов (например -программное обеспечение), не зависящие от этапа жизненного цикла продукции, также могли быть сертифицированы в соответствии со стандартом ISO 9002, версии 9001:2008.
Сертификация предполагает подтверждение соответствия продукции, или процесса ее производства определенным требованиям. В процессе сертификации продукции, как правило, достигаются следующие цели: - подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями; контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья; -содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции; - содействие потребителям в компетентном выборе продукции, и др.. Методика сертификации гарантирует объективность ее результатов, поскольку выполняется третьей стороной, которая не зависит от изготовителей (поставщиков) и потребителей. В условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.
В системе менеджмента качества признание сертификатов обеспечивается соответствием действующим международным нормам и правилам, изложенным в руководствах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ISO серий 9000 и 10000, европейских стандартах серии 45000 и 29000, в документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации. Система менеджмента качества может быть сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001 в добровольном порядке. Независимый аудит систем менеджмента качества и выпуск легитимных сертификатов осуществляют только аккредитованные сертификационные организации.
Существуют отраслевые особенности, которые обусловлены видом продукции/услуг, или законодательными инициативами по обеспечению безопасности продукции для потребителей. В связи с этим на базе стандартов ISO серии 9000/9001 были разработаны отраслевые стандарты систем качества, которые специфические требования, обусловленные функциональными особенностями бизнеса. Некоторые из отраслевых стандартов получили статус международных и могут применяться любыми компаниями в соответствующей отрасли, вне зависимости от страны нахождения.
Многие исследования подтверждают «сигнальный эффект» от внедрения системы менеджмента качества. Система менеджмента качества представляет собой часть системы внутрифирменного управления, которая позволяет контролировать и координировать процессы планирования, обеспечения, совершенствования качества в компании. Основной целью для внедрения такой системы менеджмента становится стремление повысить эффективность операций и добиться улучшения качества продукции. В то же время внедрение в компании системы менеджмента качества становится не только необходимым подтверждением обеспечения высокого качества продукции и услуг, но и весьма активным маркетинговым инструментом повышения уровня продаж. Изменение принципов и содержания стандартов ISO в последнее десятилетие преследуют цели повышения конкурентоспособности и обосновывают внедрение современных подходов управления качеством, основанных на системном и процессном подходах менеджмента.
Наиболее значимым результатом диссертационного исследования стала апробация методики эмпирических исследований проверки гипотез о комплексном воздействии системы менеджмента на достижения компаний после внедрения систем менеджмента качества ISO 9001 на финансовые показатели деятельности компаний ПАО «Татнефть» и ПАО «Газпром». На основе схемы проверки гипотез о математическом ожидании и дисперсии установлено, что наличие сертификата ISO 9001 для компании ПАО «Татнефть» привело к повышению рентабельности продаж, рентабельности активов и оборачиваемости активов при одновременном уменьшении разброса вокруг средних значений данных показателей. Для компании ПАО «Газпром» требование о внедрении добровольной сертификации систем менеджмента качества СТО Газпром 9001-2012 не повлияло на стабильность эффективности продаж и рентабельность активов, а также никак не отразилось на оборачиваемости активов.
Неоднозначные результаты исследования могут свидетельствовать о некорректном выборе взаимосвязанных факторов, характеризующих эффективность внедрения систем менеджмента качества ISO 9001. Однако не опровергают ранее сделанные выводы о том, что сам по себе факт внедрения системы менеджмента качества и даже успешная ее сертификация не гарантируют конкурентных преимуществ сертифицированному предприятию в сравнении с подобным несертифицированным. В данных условиях создается возможность для улучшения рыночных позиций - и такая возможность во многом объясняет широкую востребованность ISO 9001. Детальные финансовые результаты зависят от многих факторов операционной деятельности компаний, и в частности, от способности компании эффективно реализовать все принципы менеджмента качества и готовности рынка, на котором функционирует компания, соразмерно оценить сигнальный эффект от наличия ISO 9001.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016);
2. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения М.: Стандартинформ, 2011;
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Система менеджмента качества. Требования - М.: Стандартинформ, 2010;
4. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента - М.: Стандартинформ, 2013;
5. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества - М.: Стандартинформ, 2011;
6. Атапина Н. В. Сравнительный анализ методов оценки рисков и подходов к организации риск-менеджмента // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 235-243
7. Бородич С.А. Эконометрика: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание,2006. - 408 с.
8. Винарик В.А. Эффекты сертификации ИСО 9000: эмпирический анализ российских промышленных предприятий // Российский журнал менеджмента. - 2014
9. Глудкин О.П. и др. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. - М.: Радио и связь, 2013
10. Горбунов A.B. Практический менеджмент качества / А. В. Горбунов. // Мен-т сегодня. - М. : ЗАО "Изд. дом Гребенникова", 2007. - № 5. - С. 304-313
11. Горбунов A.B. Проблемы менеджмента качества в России / А. В. Горбунов. // Мен-т сегодня. - М.: ЗАО "Изд. дом Гребенникова", 2007. -№ 4. - С. 196-204
12. Горбунов A.B. Система менеджмента качества это инструмент, а не волшебная палочка / А. В. Горбунов. - // Мен-т сегодня. - 2009. - № 1. - С. 28-37.
13. Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. - 2007. - № 04(40). - С. 214-222
14. ГОСТ Р 52380.2-2005. Руководство по экономике качества. М.: Изд-во стандартов, 2005.
15. Гридина JI.B. Показатели для оценки эффективности управления качеством образовательных услуг вуза / JI. В. Гридина. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 6. - С. 90-94.
16. Гройсман В. А. Управление качеством медицинской помощи //Стандарты и качество. 2004. - № 4. - С. 100-103.
17. Денисов В.Н. Методология стратегического планирования в здравоохранении /В.Н. Денисов, А.И. Бабенко. Новосибирск: ЦЭРИС, 2001.353 с.
18. Джордж С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) / С. Джордж, А. Ваймерскирх. СПб.: "Виктория плюс", 2002. - 256 с.
19. Друкер П. Эффективное управление /П. Друкер; пер. с англ. М-.: ФАИР- ПРЕСС, 1998. - 288 с.
20. Задорожная Г.С. Качество и управление им: взгляд из нового тысячелетия / Г.С. Задорожная. http://masters.donntu.edu.ua/ publ2003/fem/zadorozhnaya.pdf (24 марта 2010).
21. Звонников В.И. Актуализация проблем подготовки специалистов по направлению "Управление качеством" / В. И. Звонников ; В. И. Звонно- ков, В.
22. Зиновьев В.Н. Качество продукции и управление им / В. Н. Зиновьев, И. В. Маренникова. // Мен-т сегодня. - 2009. - № 4. - С. 212-228.
23. Канивец A.I I. Экономический анализ системы менеджмента качества промышленного предприятия / А.Н.Канивец, Б.И. Герасимов, Л.В. Пархоменко. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. 85с.
24. Ковалев А. И. Менеджмент качества. Многое в немногих словах / А. И: Ковалев. М. : Стандарты и качество, 2007. - 135 с.
25. Кольцова А.В., Угрюмова М.А. Управление качеством продукции на основе затрат на его обеспечение. Монография - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2013. - 99 с.
26. Кочугуева М.Н., Багаев А.С. Влияние систем менеджмента качества на финансовые показатели компаний // Корпоративные финансы. - 2011. - №1 (17). - С. 68-75.
27. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях /В.А. Лапидус. М.: Новости, 2000. - 432 с.
28. Лапидус В.А. Проактивная компания. Модели менеджмента. Модель 1 менеджмент роста /В.А. Лапидус // Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели совершенства : материалы международного семинара, 2-4 сент. 2003г. - Н.Новгород, 2003. - С . 65-69.
29. Монден Я. Тоета: методы эффективного управления. Москва: Экономика, 1989.- 288.
30. Нефедов. // Мен-т сегодня. - 2009. - № 2. - С. 78-90.
31. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2013. - с. 95
32. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ОАО «Изд-во "Экономика"», 2013. - С.100.
33. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учеб. Пособие / Ю.И. Ребрин. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 172с.
34. Салимова Т.А. Управление качеством : учебник / Т. А. Салимова. 2-е изд., стереотип. - М. : Омега-JI, 2008. - 414 с.
35. Самсонова М.В. Статистические методы в управлении, процессами организации /М.В. Самсонов // Методы менеджмента качества. — 2005. № 2. - С. 50.
36. Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента /М.З. Свиткин // Методы менеджмента качества. 2000. - № 4. - С. 18-22.
37. Скрипко JI.E. Экономические аспекты качества: к истории вопроса / JI.E. Скрипко // Вестник СПбГУ. 2005.- http://vestnikmanagement.pu. ru/archive/pdf/199.pdf (30 марта 2010).
38. Скрипко JI.E. Экономические аспекты качества: к истории вопроса / JI.E. Скрипко // Вестник СПбГУ. 2005.- http://vestnikmanagement.pu. rn/archive/pdf/199.pdf (30 марта 2010).
39. Смагина М.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. Процессы системы менеджмента качества / Под науч.ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012.
40. Структура серии 9000. Интернет-проект: Корпоративный менеджмент.
Библиотека управления//http://www.cfm.m/mamgement/iso9000/iso9000_stmct.shtml
41. Тавер Е.И. Качество как объект управления / Е. И: Тавер. // Мен-т сегодня. - 2008. - № 5. - С. 258-276.
42. Тихомирова О.И. Методический подход к оценке функционирования системы менеджмента качества / О. И. Тихомирова, Л. В. Цыганова. // Мен.-т в Рос. - 2009. - № 4. - С. 70-76.
43. Томохова И.Н., Рыжова Н.А. Классификация средств и методов управления качеством // «Сервис plus», №4, 2008 г.
44. Управление качеством. Интернет-проект: Корпоративный менеджмент. Библиотека
управления//http: //www. cfin.ru/management/iso9000/qmanbook-6. shtml
45. Флеминг Джон. Управление качеством услуг. Метод Human Sigma. Managing the employee-customer encounter / ДжонФлеминг, Джи- мАсплунд ; пер. англ. А. Мороз. М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. - 217 с.
46. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Курс лекций /В.Н. Фомин. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2000. 320 с.
47. Хачатуров А.Е. Основы менеджмента качества: учеб. пособие
/А.Е. Хачатуров, Ю.А. Куликов. М.: Изд-во Дело и сервис, 2003. - 180 с.
48. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний. - М.: Кнорус,
2012.
49. Э. Деминг. Выход из кризиса. Издательство «Альба».1994.
50. Ю.И. Ребрин Управление качеством/ Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004/ электронный учебник/http://www.aup.ru/books/m93/5_2.html
51. Automotive Quality Systems Handbook/ David Hoyle/ Butterworth- Heinemann ltd., p. 23.
52. Iso 9000: Preparing for Registration (Quality and reability;32). James L. Lamprecht/CRS Press
53. -John S. Oakland Total Quality Management, Butterworth-Heinemann, Linacre House, Jordan Hill, Oxford, 2003
54. -Montgomery, Douglas, C.Introduction to Statistical Quality Control, Sixth Edition, 2009.
55. -Juran’s quality handbook / Joseph M. Juran, co-editor-in-chief,A. Blanton Godfrey, co-editor-in-chief. McGraw-Hill — 5thed., 1998;
56. Международная организация по стандартизации (ISO).// http: //www.mc.misis. ru/practicum/standart/ISO .html
57. Послание нового президента ISO.// Стандарты и качество. - 2001, № 2 http: //www.mc.misis. ru/practicum/standart/ISO .html
58. Шибаев М.А. Международные стандарты качества. http://www.knigafund.ru/books/187232/read#page5
59. Официальный сайт ISO// https: //www.iso.org/about-us .html
60. Статья «Эдвардс Деминг и философия управления качеством». http: //quality.eup .ru/MATERIALY/deming.htm
61. Статья «Классическая философия качества».
http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000 classic.shtml
62. Статья «Классическая философия качества».
http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000 classic.shtml
63. Статья «История появления торговой марки».
http://sevpatent.ru/article 16.php
64. Годовой отчет NGAkzoNobelhttps://www.akzonobel.com/for-investors/all- reports/annual-report-2014
65. Годовая отчетность ПАО Газ-
промhttp://www■gazprom■ru/investors/disclosure/reports/2003/
66. Годовая отчетность ПАО Татнефть http://www.tatneft.ru/aktsioneram-i- investoram/raskritie-informatsii/konsolidirovannaya-finansovaya- otchetnost/?lang=ru
67. Консолидированная отчетность по
МСФОhttps://www■mLnfin■ru/ru/perfomance/accounting/mei standart fo/kon s_msfo/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ