НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц 5
1.1. Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц 5
1.2. Историческое развитие налогообложения доходов физических лиц 12
1.3. Механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
в Российской Федерации 22
2. Анализ налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации 28
2.1. Анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную
систему Российской Федерации 28
2.2. Анализ применения налоговых вычетов и освобождений при
исчислении налога на доходы физических лиц 38
3. Тенденции развития налогообложения доходов физических лиц в
Российской Федерации 50
3.1. Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и
возможности его использования в условиях Российской Федерации 50
3.2. Пути развития налога на доходы физических лиц в Российской
Федерации 62
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложения
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц 5
1.1. Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц 5
1.2. Историческое развитие налогообложения доходов физических лиц 12
1.3. Механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
в Российской Федерации 22
2. Анализ налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации 28
2.1. Анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную
систему Российской Федерации 28
2.2. Анализ применения налоговых вычетов и освобождений при
исчислении налога на доходы физических лиц 38
3. Тенденции развития налогообложения доходов физических лиц в
Российской Федерации 50
3.1. Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и
возможности его использования в условиях Российской Федерации 50
3.2. Пути развития налога на доходы физических лиц в Российской
Федерации 62
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложения
Налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы как фискального, так и регулирующего характера, но он в полной мере не отвечает реалиям современности. В настоящее время налог на доходы физических лиц регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. За историю своего существования налог на доходы физических лиц претерпевал значительные изменения, а впервые вопрос о его введении возник еще в 1907 году и обсуждается политиками и научной общественностью до сих пор. А с тех пор, как была введена плоская шкала налога на доходы физических лиц вместо существующей ранее прогрессивной ставки данного налога, этот вопрос стал еще более актуальным.
В настоящее время налог на доходы физических лиц затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволяет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. Также налог на доходы физических лиц может регулировать существующий уровень дифференциации доходов населения, уровень налоговой нагрузки на малоимущее население. В России налог на доходы физических лиц входит в число основных источников формирования доходов бюджетов бюджетной системы государства. Но как показывается практика, данный налог далеко не соответствует уровню развития аналогичных налогов в развитых странах ни по степени достижения экономической эффективности, ни по соблюдению социальной справедливости при его применении.
Таким образом, изучение данной темы представляет особый интерес, так как за последние годы роль налога на доходы физических лиц и его влияние на уровень жизни населения в России изменилась, острее встал вопрос о 3
реформировании данного налога в целях соблюдения справедливости и равенства в налогообложении населения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть экономическую сущность налогообложения доходов физических лиц;
- изучить историческое развитие налогообложения доходов физических лиц;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
- сделать анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации;
- сделать анализ применения налоговых вычетов и освобождений при исчислении налога на доходы физических лиц;
- изучить зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и возможности его использования в условиях Российской Федерации;
- рассмотреть пути развития налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследованы теоретические основы налогообложения доходов физических лиц.
Вторая глава посвящена анализу поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, а также анализу применения налоговых вычетов при исчислении данного налога.
В третьей главе представлены возможные пути развития налога на доходы физических лиц с целью увеличения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации основываясь на международном опыте.
В настоящее время налог на доходы физических лиц затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволяет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. Также налог на доходы физических лиц может регулировать существующий уровень дифференциации доходов населения, уровень налоговой нагрузки на малоимущее население. В России налог на доходы физических лиц входит в число основных источников формирования доходов бюджетов бюджетной системы государства. Но как показывается практика, данный налог далеко не соответствует уровню развития аналогичных налогов в развитых странах ни по степени достижения экономической эффективности, ни по соблюдению социальной справедливости при его применении.
Таким образом, изучение данной темы представляет особый интерес, так как за последние годы роль налога на доходы физических лиц и его влияние на уровень жизни населения в России изменилась, острее встал вопрос о 3
реформировании данного налога в целях соблюдения справедливости и равенства в налогообложении населения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть экономическую сущность налогообложения доходов физических лиц;
- изучить историческое развитие налогообложения доходов физических лиц;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации;
- сделать анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации;
- сделать анализ применения налоговых вычетов и освобождений при исчислении налога на доходы физических лиц;
- изучить зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и возможности его использования в условиях Российской Федерации;
- рассмотреть пути развития налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследованы теоретические основы налогообложения доходов физических лиц.
Вторая глава посвящена анализу поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, а также анализу применения налоговых вычетов при исчислении данного налога.
В третьей главе представлены возможные пути развития налога на доходы физических лиц с целью увеличения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации основываясь на международном опыте.
В России налог на доходы физических лиц был создан на основе опыта его взимания в разных странах мира. В настоящее время основными чертами действующей системы налогообложения доходов граждан в России являются пропорциональная ставка налога на доходы физических лиц, применение налоговых вычетов, введение института «резидентства». Сейчас ставки налога на доходы физических лиц варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов.
Законодательные основы российской налоговой системы были заложены в 1991 году. На своем этапе развития в России налога на доходы физических лиц (до 2001 года - подоходный налог) неоднократно менялись условия его взимания у населения, и тем самым он менял свое значение и долю в бюджете страны. На протяжении времени действия Закона РФ «О подоходном налоге» действовала одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992-2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях минимальная ставка оставалась 12 %, а максимальная устанавливалась в размере 45, 40, 35 и 30 %. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.
Налог на доходы физических лиц начиная с 1991 года по настоящее время претерпел множество изменений, связанных со сменой налоговой ставки, проведением налоговой реформой 2001 года, ростом налогооблагаемой базы. Период с 2000 года характеризуются ростом поступлений налогов с доходов граждан, увеличением удельного веса в консолидированном бюджете страны и относительно положительной динамикой. Однако любые реформы, направленные на изменение налога на доходы физических лиц должны иметь не только экономическую составляющую, которая проявляется в возможности властных структур собрать дополнительные денежные средства в бюджеты страны, но и оставаться способом исполнения социальных обязательств государства перед населением страны.
Существующая в настоящее время система налогообложения доходов физических лиц не является совершенной. Во многом это обусловлено тем, что в ходе реформ изменения, вносимые в механизм налогообложения доходов, не носили системного характера и были обусловлены популизмом и необходимостью решения текущих задач. В условиях рыночной экономики налог на доходы физических лиц является механизмом регулирования доходов физических лиц, позволяющим снизить налоговое бремя малоимущих, повысить социальную ответственность высокообеспеченных граждан и обеспечить стимулирование инвестиционной активности населения.
О стабильной и значимой роли налога на доходы физических лиц во всех бюджетах свидетельствует и динамика его показателей в составе доходов консолидированного бюджета России. По объему поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает второе место. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от данного налога растут ежегодно.
За 2012-2015 годы во всех федеральных округах наблюдается рост поступлений налога на доходы физических лиц. Из всех федеральных округов наибольшие поступления налога на доходы физических лиц наблюдаются в Центральном, Северо-Западном, Приволжском федеральных округах. В Центральном федеральном округе наибольшее поступление приходится на город федерального значения Москва, в Северо-Западном федеральном округе на город Санкт-Петербург. В приволжском федеральном округе главенствующую роль по поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации приходится на Республику Татарстан, Нижегородскую области и Самарскую области. Таким образом, анализ поступления налога на доходы физических лиц в общем объеме собственные доходов выявил значительные различия как между отдельными регионами, так и между регионами внутри округов.
За анализируемый период прослеживается положительная динамика поступления налога на доходы физических лиц. В структуре поступлений налога 74
Был проведен корреляционный анализ факторов, влияющих на поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет российской Федерации. Из анализа следует, что сильная связь поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации с денежными доходами и среднемесячной номинальной заработной платой. Обратная зависимость с такими показателями как численность безработных и уровень безработицы. Чем выше уровень безработицы, тем ниже поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего налогового законодательства налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системе налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. С 2012-2015 годы наблюдается прирост поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации. Исследованию налогообложения доходов физических лиц в России особую актуальность придает низкий уровень собираемости данного налога по сравнению с развитыми странами.
Анализируя налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, можно сказать, что необходимо совершенствование налоговых вычетов, а именно их предоставляемого размера. Целесообразно увеличить размер стандартных вычетов по данному налогу на работника и его детей до величины прожиточного минимума. Также проблемой социального вычета по налогу на доходы физических лиц является его предоставляемый размер.
При изучении зарубежного опыта обложения подоходным налогом удалось выявить как схожие моменты в подоходном обложении, так и существенные различия. В подавляющем большинстве развитых стран обложение доходов происходит в соответствии с прогрессивной шкалой налоговых ставок: чем 75
больше доход, тем выше ставка налога. На наш взгляд, такая система обложения более справедлива с социальной точки зрения.
Во многих странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Германия, Франции, Дания существует так называемый минимальный доход, не облагаемый налогом. Чаще всего необлагаемая минимальная сумма налога соотносится с минимальным прожиточным минимумом. К сожалению, в Российской Федерации данная норма отсутствует. В некоторых странах также действует система семейного налогообложения.
На основе проведенного исследования в целях совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации необходимы следующие мероприятия:
- во-первых, опираясь на опыт зарубежных стран целесообразно введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц в России. Однако, на начальном этапе не следует применять многоуровневую шкалу ставок налога на доходы физических лиц. Следует использовать опыт таких стран, которые близки по социально-экономическому уровню России, и установить такие ставки подоходного налога с физических лиц, которые справедливо повысят налоговую нагрузку на крупные доходы;
- во-вторых, следует установить необлагаемый минимум, который применяется в зарубежных странах при использовании прогрессивной ставки подоходного налога с физических лиц;
- в-третьих, в дальнейшей перспективе целесообразен переход на семейное налогообложение, при которых доход супружеских пар суммируется и облагается на выгодных условиях.
Законодательные основы российской налоговой системы были заложены в 1991 году. На своем этапе развития в России налога на доходы физических лиц (до 2001 года - подоходный налог) неоднократно менялись условия его взимания у населения, и тем самым он менял свое значение и долю в бюджете страны. На протяжении времени действия Закона РФ «О подоходном налоге» действовала одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992-2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях минимальная ставка оставалась 12 %, а максимальная устанавливалась в размере 45, 40, 35 и 30 %. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.
Налог на доходы физических лиц начиная с 1991 года по настоящее время претерпел множество изменений, связанных со сменой налоговой ставки, проведением налоговой реформой 2001 года, ростом налогооблагаемой базы. Период с 2000 года характеризуются ростом поступлений налогов с доходов граждан, увеличением удельного веса в консолидированном бюджете страны и относительно положительной динамикой. Однако любые реформы, направленные на изменение налога на доходы физических лиц должны иметь не только экономическую составляющую, которая проявляется в возможности властных структур собрать дополнительные денежные средства в бюджеты страны, но и оставаться способом исполнения социальных обязательств государства перед населением страны.
Существующая в настоящее время система налогообложения доходов физических лиц не является совершенной. Во многом это обусловлено тем, что в ходе реформ изменения, вносимые в механизм налогообложения доходов, не носили системного характера и были обусловлены популизмом и необходимостью решения текущих задач. В условиях рыночной экономики налог на доходы физических лиц является механизмом регулирования доходов физических лиц, позволяющим снизить налоговое бремя малоимущих, повысить социальную ответственность высокообеспеченных граждан и обеспечить стимулирование инвестиционной активности населения.
О стабильной и значимой роли налога на доходы физических лиц во всех бюджетах свидетельствует и динамика его показателей в составе доходов консолидированного бюджета России. По объему поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает второе место. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от данного налога растут ежегодно.
За 2012-2015 годы во всех федеральных округах наблюдается рост поступлений налога на доходы физических лиц. Из всех федеральных округов наибольшие поступления налога на доходы физических лиц наблюдаются в Центральном, Северо-Западном, Приволжском федеральных округах. В Центральном федеральном округе наибольшее поступление приходится на город федерального значения Москва, в Северо-Западном федеральном округе на город Санкт-Петербург. В приволжском федеральном округе главенствующую роль по поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации приходится на Республику Татарстан, Нижегородскую области и Самарскую области. Таким образом, анализ поступления налога на доходы физических лиц в общем объеме собственные доходов выявил значительные различия как между отдельными регионами, так и между регионами внутри округов.
За анализируемый период прослеживается положительная динамика поступления налога на доходы физических лиц. В структуре поступлений налога 74
Был проведен корреляционный анализ факторов, влияющих на поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет российской Федерации. Из анализа следует, что сильная связь поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации с денежными доходами и среднемесячной номинальной заработной платой. Обратная зависимость с такими показателями как численность безработных и уровень безработицы. Чем выше уровень безработицы, тем ниже поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего налогового законодательства налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системе налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. С 2012-2015 годы наблюдается прирост поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации. Исследованию налогообложения доходов физических лиц в России особую актуальность придает низкий уровень собираемости данного налога по сравнению с развитыми странами.
Анализируя налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, можно сказать, что необходимо совершенствование налоговых вычетов, а именно их предоставляемого размера. Целесообразно увеличить размер стандартных вычетов по данному налогу на работника и его детей до величины прожиточного минимума. Также проблемой социального вычета по налогу на доходы физических лиц является его предоставляемый размер.
При изучении зарубежного опыта обложения подоходным налогом удалось выявить как схожие моменты в подоходном обложении, так и существенные различия. В подавляющем большинстве развитых стран обложение доходов происходит в соответствии с прогрессивной шкалой налоговых ставок: чем 75
больше доход, тем выше ставка налога. На наш взгляд, такая система обложения более справедлива с социальной точки зрения.
Во многих странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Германия, Франции, Дания существует так называемый минимальный доход, не облагаемый налогом. Чаще всего необлагаемая минимальная сумма налога соотносится с минимальным прожиточным минимумом. К сожалению, в Российской Федерации данная норма отсутствует. В некоторых странах также действует система семейного налогообложения.
На основе проведенного исследования в целях совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации необходимы следующие мероприятия:
- во-первых, опираясь на опыт зарубежных стран целесообразно введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц в России. Однако, на начальном этапе не следует применять многоуровневую шкалу ставок налога на доходы физических лиц. Следует использовать опыт таких стран, которые близки по социально-экономическому уровню России, и установить такие ставки подоходного налога с физических лиц, которые справедливо повысят налоговую нагрузку на крупные доходы;
- во-вторых, следует установить необлагаемый минимум, который применяется в зарубежных странах при использовании прогрессивной ставки подоходного налога с физических лиц;
- в-третьих, в дальнейшей перспективе целесообразен переход на семейное налогообложение, при которых доход супружеских пар суммируется и облагается на выгодных условиях.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ДОХОДОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Оценка налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



