Государственное регулирование и саморегуляция российских СМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования и саморегуляции СМИ в РФ
1.1 Средства массовой информации: функциональное назначение,
нормативно-правовое регулирование медиа-рынка 8
1.2 Организационно-этические основы саморегуляции медийной
отрасли 21
Глава 2. Анализ особенностей государственного регулирования и современных механизмов саморегуляции СМИ на региональном уровне
2.1 Изучение специфики государственного управления в сфере печати и
массовых коммуникаций в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике 33
2.2. Исследование степени востребованности и действенности органов саморегулирования СМИ Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики 47
2.3 Исследование уровня доверия населения СМИ как показатель
эффективности медиа-воздействия на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики 55
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования и процесса саморегуляции СМИ
3.1 Актуальные проблемы развития медиа-отрасли и рекомендации по их решению на уровне регионального правительства и
медийного сообщества 69
3.2 Разработка PR-проекта по развитию современных механизмов
саморегуляции СМИ 75
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 93
Приложения 99
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования и саморегуляции СМИ в РФ
1.1 Средства массовой информации: функциональное назначение,
нормативно-правовое регулирование медиа-рынка 8
1.2 Организационно-этические основы саморегуляции медийной
отрасли 21
Глава 2. Анализ особенностей государственного регулирования и современных механизмов саморегуляции СМИ на региональном уровне
2.1 Изучение специфики государственного управления в сфере печати и
массовых коммуникаций в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике 33
2.2. Исследование степени востребованности и действенности органов саморегулирования СМИ Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики 47
2.3 Исследование уровня доверия населения СМИ как показатель
эффективности медиа-воздействия на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики 55
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования и процесса саморегуляции СМИ
3.1 Актуальные проблемы развития медиа-отрасли и рекомендации по их решению на уровне регионального правительства и
медийного сообщества 69
3.2 Разработка PR-проекта по развитию современных механизмов
саморегуляции СМИ 75
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 93
Приложения 99
Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. Становится ясно, что актуальность выбранной темы обуславливается, прежде всего, тем, что государственным служащим необходимо знать и изучать все процессы, объединяющие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понимать все закономерности вырабатывания общественного мнения и идеологии.
За прошедшие годы в условиях глобальных политических изменений и проникновения СМИ в политическую сферу взаимоотношения между государством и СМИ шагнули на качественно новую ступень развития и обладают достаточно разносторонним и противоречивым характером. Государство рассматривает информационную политику как один из центральных рычагов управления. В свою очередь власть государства для средств массовой информации предстает в самых различных ипостасях, от выгодного партнёра, до наиболее опасного конкурента на информационной арене.
Несмотря на действие в Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, нельзя с точностью утверждать, что в достаточной степени четко и полно определены границы правового регулирования деятельности средств массовой информации. Поэтому в России необходимо создание условий для эффективного функционирования механизмов государственного
регулирования средств массовой информации. Это обусловливает актуальность исследования существующего государственного регулирования в области СМИ.
В условиях роста новейших информационных технологий, тотальной цифровизации информации и расширения возможностей пользователей глобальной сети, весьма заметен тренд в информационном ландшафте - бурное развитие действующего законодательства для новых информационных условий, и прежде всего Интернета, а также значительное ужесточение норм. Параллельно прослеживается необходимость не столько в жестком и постоянном регулировании, сколько в сорегулировании. Государство не может в одиночку контролировать преобразовавшийся за несколько лет огромный пласт медиа, как это было раньше, когда система регулирования была четко налажена и отработана. Поэтому сейчас журналистское сообщество заинтересовано в создании эффективной системы саморегуляции, которая дает сотрудникам СМИ четкие ориентиры в работе по применению норм профессиональной этики. Именно поэтому многие СМИ идут навстречу властям, пытаясь выстроить нормы самостоятельного контроля за контентом. В виду этого, изучение феномена саморегулирования медийного пространства предстаёт крайне целесообразным.
Кроме того, на фоне снижающегося уровня доверия населения к средствам массовой информации журналистское сообщество России постепенно приходит к осознанию необходимости нового подхода к основам функционирования СМИ в обществе. Система саморегулирования может создать новый образ СМИ в глазах потребителей информационной продукции: этические кодексы предоставляют ориентиры в отношении стандартов редакционной политики, а механизмы подачи жалоб обеспечивают своего рода «гарантию качества».
Объектом исследования являются средства массовой информации в Российской Федерации.
Предметом исследования является процесс государственного регулирования и саморегулирования средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях.
Информационной базой для проведения исследования послужили информационно-аналитические материалы Федеральной службы
государственной статистики, исследовательских групп ФОМ, ВЦИОМ, портала «КонсультантПлюс».
Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституций РФ и изучаемых республик, кодексов, федерального и регионального законодательства в сфере печати и средств массовой коммуникации.
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как анализ, синтез, описание, аналогия, индукция и дедукция. Эмпирическими методами исследования, использованными в ходе написания работы, являются сравнение, анкетирование и экспертный опрос.
Теоретической базой для написания материала, посвященного государственному регулированию СМИ, послужили труды таких авторов, как Авдеева О. А. , Блюмин А. М. , Киселёв А. Г. , Корконосенко С. Г. , Рихтер А. Г. , Федотов М. А. В своих работах они рассмотрели теоретические аспекты государственного регулирования медийной сферы, а также провели глубокий анализ нормативно-правовых основ, действие которых распространяется на СМИ. Множество отдельных исследований затрагивают тему саморегуляции медиа-рынка. В частности, историко-правовые аспекты вопроса изучались Авраамовым Д. С. , Рихтером А. Г. , Вартановой Е. Л. , Лазутиной Г. В. и др. Несколько более глубокими являются учены труды зарубежных коллег. Это объясняется тем, что институт саморегулирования здесь появился раньше, и исследователи обладали большой информационной, теоретической и эмпирической базой. Популярны труды ученых и публицистов К. Бертранда , К. Сандерса , К. Фроста и других.
Итак, целью данного исследования является изучение особенностей функционирования института СМИ в контексте современных методов их государственного регулирования и механизмов саморегуляции.
Для достижения поставленной цели выделим ряд решаемых в работе задач:
• изучение функционального назначения средств массовой информации и нормативно-правового регулирования медиа-рынка;
• изучение организационно-этических основ саморегуляции медийной отрасли;
• проведение сравнительного анализа государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике;
• исследование степени востребованности и действенности органов саморегулирования СМИ в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике с применением метода экспертного опроса;
• исследование уровня доверия населения СМИ на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики с применением метода анкетирования;
• выявление основных проблем в медиа-сфере и предложение мер для их устранения;
• разработка PR-проекта по развитию современных механизмов саморегуляции СМИ.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав (первая и третья главы содержат два параграфа, вторая глава - три), а также заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении определяется актуальность выбранной темы исследования, её научная разработанность, предмет, объект, цель и задачи. Первая глава содержит понятие средств массовой информации, их типологию, функции, особенности, а также анализ нормативно-правовых механизмов регулирования СМИ и системы саморегулирования медийной отрасли в РФ. Во второй главе были изучены практические аспекты выбранной темы: проведен сравнительный анализ государственного
регулирования медиа-сферы в трех выбранных республиках, экспертный опрос среди представителей журналистского сообщества на тему эффективности функционирования органов саморегулирования и анкетирование среди населения, направленное на выявление уровня доверия к СМИ. Третья глава посвящена рассмотрению базовых проблем в медийной сфере. Здесь же предложены меры их устранения и разработан PR-проект по развитию современных механизмов саморегуляции СМИ. В заключении подведены итоги о достигнутых целях и задачах, а также сделаны выводы по проделанной работе.
За прошедшие годы в условиях глобальных политических изменений и проникновения СМИ в политическую сферу взаимоотношения между государством и СМИ шагнули на качественно новую ступень развития и обладают достаточно разносторонним и противоречивым характером. Государство рассматривает информационную политику как один из центральных рычагов управления. В свою очередь власть государства для средств массовой информации предстает в самых различных ипостасях, от выгодного партнёра, до наиболее опасного конкурента на информационной арене.
Несмотря на действие в Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, нельзя с точностью утверждать, что в достаточной степени четко и полно определены границы правового регулирования деятельности средств массовой информации. Поэтому в России необходимо создание условий для эффективного функционирования механизмов государственного
регулирования средств массовой информации. Это обусловливает актуальность исследования существующего государственного регулирования в области СМИ.
В условиях роста новейших информационных технологий, тотальной цифровизации информации и расширения возможностей пользователей глобальной сети, весьма заметен тренд в информационном ландшафте - бурное развитие действующего законодательства для новых информационных условий, и прежде всего Интернета, а также значительное ужесточение норм. Параллельно прослеживается необходимость не столько в жестком и постоянном регулировании, сколько в сорегулировании. Государство не может в одиночку контролировать преобразовавшийся за несколько лет огромный пласт медиа, как это было раньше, когда система регулирования была четко налажена и отработана. Поэтому сейчас журналистское сообщество заинтересовано в создании эффективной системы саморегуляции, которая дает сотрудникам СМИ четкие ориентиры в работе по применению норм профессиональной этики. Именно поэтому многие СМИ идут навстречу властям, пытаясь выстроить нормы самостоятельного контроля за контентом. В виду этого, изучение феномена саморегулирования медийного пространства предстаёт крайне целесообразным.
Кроме того, на фоне снижающегося уровня доверия населения к средствам массовой информации журналистское сообщество России постепенно приходит к осознанию необходимости нового подхода к основам функционирования СМИ в обществе. Система саморегулирования может создать новый образ СМИ в глазах потребителей информационной продукции: этические кодексы предоставляют ориентиры в отношении стандартов редакционной политики, а механизмы подачи жалоб обеспечивают своего рода «гарантию качества».
Объектом исследования являются средства массовой информации в Российской Федерации.
Предметом исследования является процесс государственного регулирования и саморегулирования средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях.
Информационной базой для проведения исследования послужили информационно-аналитические материалы Федеральной службы
государственной статистики, исследовательских групп ФОМ, ВЦИОМ, портала «КонсультантПлюс».
Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституций РФ и изучаемых республик, кодексов, федерального и регионального законодательства в сфере печати и средств массовой коммуникации.
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как анализ, синтез, описание, аналогия, индукция и дедукция. Эмпирическими методами исследования, использованными в ходе написания работы, являются сравнение, анкетирование и экспертный опрос.
Теоретической базой для написания материала, посвященного государственному регулированию СМИ, послужили труды таких авторов, как Авдеева О. А. , Блюмин А. М. , Киселёв А. Г. , Корконосенко С. Г. , Рихтер А. Г. , Федотов М. А. В своих работах они рассмотрели теоретические аспекты государственного регулирования медийной сферы, а также провели глубокий анализ нормативно-правовых основ, действие которых распространяется на СМИ. Множество отдельных исследований затрагивают тему саморегуляции медиа-рынка. В частности, историко-правовые аспекты вопроса изучались Авраамовым Д. С. , Рихтером А. Г. , Вартановой Е. Л. , Лазутиной Г. В. и др. Несколько более глубокими являются учены труды зарубежных коллег. Это объясняется тем, что институт саморегулирования здесь появился раньше, и исследователи обладали большой информационной, теоретической и эмпирической базой. Популярны труды ученых и публицистов К. Бертранда , К. Сандерса , К. Фроста и других.
Итак, целью данного исследования является изучение особенностей функционирования института СМИ в контексте современных методов их государственного регулирования и механизмов саморегуляции.
Для достижения поставленной цели выделим ряд решаемых в работе задач:
• изучение функционального назначения средств массовой информации и нормативно-правового регулирования медиа-рынка;
• изучение организационно-этических основ саморегуляции медийной отрасли;
• проведение сравнительного анализа государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике;
• исследование степени востребованности и действенности органов саморегулирования СМИ в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике с применением метода экспертного опроса;
• исследование уровня доверия населения СМИ на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики с применением метода анкетирования;
• выявление основных проблем в медиа-сфере и предложение мер для их устранения;
• разработка PR-проекта по развитию современных механизмов саморегуляции СМИ.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав (первая и третья главы содержат два параграфа, вторая глава - три), а также заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении определяется актуальность выбранной темы исследования, её научная разработанность, предмет, объект, цель и задачи. Первая глава содержит понятие средств массовой информации, их типологию, функции, особенности, а также анализ нормативно-правовых механизмов регулирования СМИ и системы саморегулирования медийной отрасли в РФ. Во второй главе были изучены практические аспекты выбранной темы: проведен сравнительный анализ государственного
регулирования медиа-сферы в трех выбранных республиках, экспертный опрос среди представителей журналистского сообщества на тему эффективности функционирования органов саморегулирования и анкетирование среди населения, направленное на выявление уровня доверия к СМИ. Третья глава посвящена рассмотрению базовых проблем в медийной сфере. Здесь же предложены меры их устранения и разработан PR-проект по развитию современных механизмов саморегуляции СМИ. В заключении подведены итоги о достигнутых целях и задачах, а также сделаны выводы по проделанной работе.
В данной работе проанализированы как научно-теоретический, так и практический аспекты функционирования СМИ, их государственного регулирования, а также механизмов саморегуляции.
В ходе написания работы были достигнуты все поставленные цели (изучены особенности функционирования института СМИ в контексте современных методов их государственного регулирования и механизмов саморегуляции), и задачи (изучено функциональное назначение средств массовой информации и нормативно-правовое регулирование медиа-рынка; изучены организационно-этические основы саморегуляции медийной отрасли; проведен сравнительный анализ государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике; исследована степень востребованности и действенности органов саморегулирования СМИ в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике с применением метода экспертного опроса; исследован уровень доверия населения СМИ на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики с применением метода анкетирования; выявлены основные проблемв в медиа-сфере и предложены меры для их устранения; разработан PR-проект по развитию современных механизмов саморегуляции СМИ).
Итак, средства массовой информации можно определить, как многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему реализаторов информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) наличием специальных, технических приборов, аппаратуры; 3) социально-преобразовательным потенциалом. В современном обществе средства массовой информации являются сильнейшим инструментом влияния, воздействуя на огромное число людей. СМИ озвучивают и артикулируют общественные интересы, отстаивают взгляды разнообразных социальных групп и отдельных личностей.
В РФ государство регулирует деятельность СМИ посредством правовых, финансовых и организационных механизмов. Государственное регулирование опирается лишь на нормы, правила поведения СМИ, устанавливаемые и охраняемые государством. Основными источниками таких норм является Конституция РФ, а также ФЗ «О средствах массовой информации». Однако, часто правовое регулирование отстает от быстро меняющихся реалий и может не учитывать всех традиций, особенностей российской журналистики. В этой связи создаются механизмы саморегуляции средств массовой информации. Примерами таких организаций являются Общественная коллегия по жалобам на прессу, Большое Жюри, Союз Журналистов и др. Данные органы регулируют медиа-рынок изнутри с помощью общепризнанных сводов этических норм: хартий, кодексов и т.д.
В ходе написания работы, был изучен проанализирован эмпирический материал, состоящий из данных сравнительного анализа, экспертного опроса и массового анкетирования.
Благодаря сравнительному анализы были выявлены особенности государственного регулирования в региональном контексте на примере Татарстана, Башкирии и Чувашии. Необходимо подчеркнуть, что среди трёх изучаемых республик, наиболее благоприятные условия для функционирования СМИ имеет Республика Татарстан.
В ходе проведения экспертного опроса, было выявлено, что даже при условии наличия членства в органе саморегулирования, большинством журналистов осознается неэффективность и недейственность механизмов саморегуляции. Многими было отмечено, что существующая система устарела. Важно отметить готовность журналистского сообщества к принятию новых этических положений и их соблюдению. Совместно с работниками редакций и журналистами были сформулированы дополнительные нормы
профессиональной этики.
Массовое анкетирование выявило снижение доверия жителей республик к СМИ, которое, прежде всего, объясняется повышением уровня медиаобразования населения.
Анализ и изучение полученных эмпирических данных показал наличие четырех основных проблем, определяющих развитие региональной медиа-сферы: низкое качество журналистских материалов, недоверие аудитории к СМИ, неэффективность механизмов саморегулирования и доминирование ГИП в информационном пространстве. Все перечисленные факторы оказывают негативное влияние на развитие медийной отрасли. Для урегулирования сложившейся ситуации на региональном медийном рынке предложены меры по решению выявленных проблем.
Более того, для устранения вышеперечисленных проблем был разработан PR-проект «С честного листа», в рамках которого предлагается проведение уникальных мероприятий, направленных на решение следующих задач: создание положительного имиджа «Союза журналистов России», укрепление его позиций на медиа рынке, повышение узнаваемости организации, привлечение новых членов, особенно из молодого поколения.
Подводя итог по всей проделанной работе, необходимо подчеркнуть, что в современной России мало по-настоящему независимых изданий, представляющих интересы общества перед властью. Одни принадлежат частному капиталу и, значит, прежде всего будут отстаивать его интересы. Учредителями других являются федеральные или региональные органы власти. В результате общество не получает полной и объективной информации о происходящих событиях и явлениях. Такое положение дел, когда российские СМИ вынуждены действовать в условиях излишне жесткого контроля со стороны государства, нельзя назвать благоприятным ни для развития демократии, ни для становления институтов гражданского общества, ни для социально-экономического развития страны в целом.
В ходе написания работы были достигнуты все поставленные цели (изучены особенности функционирования института СМИ в контексте современных методов их государственного регулирования и механизмов саморегуляции), и задачи (изучено функциональное назначение средств массовой информации и нормативно-правовое регулирование медиа-рынка; изучены организационно-этические основы саморегуляции медийной отрасли; проведен сравнительный анализ государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике; исследована степень востребованности и действенности органов саморегулирования СМИ в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике с применением метода экспертного опроса; исследован уровень доверия населения СМИ на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики с применением метода анкетирования; выявлены основные проблемв в медиа-сфере и предложены меры для их устранения; разработан PR-проект по развитию современных механизмов саморегуляции СМИ).
Итак, средства массовой информации можно определить, как многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему реализаторов информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) наличием специальных, технических приборов, аппаратуры; 3) социально-преобразовательным потенциалом. В современном обществе средства массовой информации являются сильнейшим инструментом влияния, воздействуя на огромное число людей. СМИ озвучивают и артикулируют общественные интересы, отстаивают взгляды разнообразных социальных групп и отдельных личностей.
В РФ государство регулирует деятельность СМИ посредством правовых, финансовых и организационных механизмов. Государственное регулирование опирается лишь на нормы, правила поведения СМИ, устанавливаемые и охраняемые государством. Основными источниками таких норм является Конституция РФ, а также ФЗ «О средствах массовой информации». Однако, часто правовое регулирование отстает от быстро меняющихся реалий и может не учитывать всех традиций, особенностей российской журналистики. В этой связи создаются механизмы саморегуляции средств массовой информации. Примерами таких организаций являются Общественная коллегия по жалобам на прессу, Большое Жюри, Союз Журналистов и др. Данные органы регулируют медиа-рынок изнутри с помощью общепризнанных сводов этических норм: хартий, кодексов и т.д.
В ходе написания работы, был изучен проанализирован эмпирический материал, состоящий из данных сравнительного анализа, экспертного опроса и массового анкетирования.
Благодаря сравнительному анализы были выявлены особенности государственного регулирования в региональном контексте на примере Татарстана, Башкирии и Чувашии. Необходимо подчеркнуть, что среди трёх изучаемых республик, наиболее благоприятные условия для функционирования СМИ имеет Республика Татарстан.
В ходе проведения экспертного опроса, было выявлено, что даже при условии наличия членства в органе саморегулирования, большинством журналистов осознается неэффективность и недейственность механизмов саморегуляции. Многими было отмечено, что существующая система устарела. Важно отметить готовность журналистского сообщества к принятию новых этических положений и их соблюдению. Совместно с работниками редакций и журналистами были сформулированы дополнительные нормы
профессиональной этики.
Массовое анкетирование выявило снижение доверия жителей республик к СМИ, которое, прежде всего, объясняется повышением уровня медиаобразования населения.
Анализ и изучение полученных эмпирических данных показал наличие четырех основных проблем, определяющих развитие региональной медиа-сферы: низкое качество журналистских материалов, недоверие аудитории к СМИ, неэффективность механизмов саморегулирования и доминирование ГИП в информационном пространстве. Все перечисленные факторы оказывают негативное влияние на развитие медийной отрасли. Для урегулирования сложившейся ситуации на региональном медийном рынке предложены меры по решению выявленных проблем.
Более того, для устранения вышеперечисленных проблем был разработан PR-проект «С честного листа», в рамках которого предлагается проведение уникальных мероприятий, направленных на решение следующих задач: создание положительного имиджа «Союза журналистов России», укрепление его позиций на медиа рынке, повышение узнаваемости организации, привлечение новых членов, особенно из молодого поколения.
Подводя итог по всей проделанной работе, необходимо подчеркнуть, что в современной России мало по-настоящему независимых изданий, представляющих интересы общества перед властью. Одни принадлежат частному капиталу и, значит, прежде всего будут отстаивать его интересы. Учредителями других являются федеральные или региональные органы власти. В результате общество не получает полной и объективной информации о происходящих событиях и явлениях. Такое положение дел, когда российские СМИ вынуждены действовать в условиях излишне жесткого контроля со стороны государства, нельзя назвать благоприятным ни для развития демократии, ни для становления институтов гражданского общества, ни для социально-экономического развития страны в целом.
Подобные работы
- GR-стратегии в индустрии видеоигр и киберспорта
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ : УГОЛОВНО- ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Российский и мировой опыт лоббизма: сравнительный анализ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Отношение взрослого населения города Красноярска к социальной рекламе
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК
ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Этические дилеммы в журналистике: дискуссия в профессиональном сообществе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017



