1. Институциализация социально-гуманитарного знания происходит в ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
A. XVII в.
B. XVIII в.
C. XIX в.
D. XX в.
2. Укажите фамилию автора труда «Введение в науки о духе» (1880), в котором он противопоставляет науки о духе наукам естественным.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
3. Методологический принцип объяснения сложных явлений при помощи законов, свойственных явлениям более простым, - это ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
A. детерминизм
B. редукционизм
C. рационализм
D. холизм
4. В. Дильтей для обозначения наук о человеке и истории ввел понятие ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
A. науки о культуре
B. индивидуализирующие науки
C. науки о духе
D. гуманитарные науки
5. При помощи одного слова укажите название философской школы, которая разрабатывала разделение на науки о культуре и науки о природе.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
6. Сторонники этого направления мысли считали, что гуманитарное знание должно строиться по образцу естественнонаучного.
Тест – Выберите один вариант из списка
A. Неокантианство
B. Позитивизм
C. Философия жизни
D. Феноменология
7. Динамика современной науки выражается в ее ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
дивергенции
диверсификации
конвергенции
унификации
8. В описании развития современной науки используется понятие «________-конвергенция».
Тест – Выберите один вариант из списка
МОНО
НБИКС
СТЕМ
ССИ
9. Укажите фамилию философа, предложившего выделение наук о культуре.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
10. В. Виндельбанд и Г. Риккерт для обозначения наук о человеке и истории использовали понятие ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
науки о культуре
науки о духе
гуманитарные науки
индивидуализирующие науки
11. Выберите наиболее точное суждение.
Тест – Выберите один вариант из списка
Гуманитарные науки ближе к естественным.
Социальные науки ближе к естественным.
Гуманитарные и социальные науки есть одно и то же.
12. К чертам социально-гуманитарного познания относятся:
Тест – Выберите один или несколько вариантов из списка
конвенциональный характер
плюрализм и вариативность
идеологический характер знания
коммуникативный характер знания
точный характер истины
исторический характер объекта
13. По мнению неокантианцев, особенность «наук о культуре» заключается прежде всего в их ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
ценностном характере
жизненном смысле
субъективности
неточности
1. Укажите определяемое понятие при помощи двух слов.
В концепции Э. Гуссерля это структура всех событий, окружающих жизнь человека и составляющих ее.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
2. Категория жизни прочно вошла в социально-гуманитарные исследования в ____ веке.
Тест – Выберите один вариант из списка
XVII
XVIII
XIX
XX
3. Этим понятием обозначается смысловое единство пространства и времени в тексте.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
4. Согласно В. Дильтею, гуманитарные науки должны опираться на ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
психологию
философию
биологию
историю
5. Укажите фамилию.
Ученик Э. Гуссерля, применивший понятие жизни в своей «фундаментальной онтологии».
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
6. К особенностям объекта социально-гуманитарного познания относятся:
Тест – Выберите один или несколько вариантов из списка
системность
включенность субъекта
ненаучность
динамичность
статичность
7.Укажите фамилию.
Философ, литературовед, автор концепции хронотопа.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
8. Укажите определяемое понятие при помощи одного слова.
Область (проявление) объекта исследования, выделенное в рамках одной из наук.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
9. Укажите фамилию.
Одним из первых мыслителей, обратившихся к категории жизни, связавшим ее с понятием воли к власти, был этот немецкий философ.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
10. Специфика социально-гуманитарного знания состоит, прежде всего, во включенности________ в объект исследования.
A. Субъекта
B. Средства
С. Среды
D. Метода
11. Согласно Ф. Ницше, жизнь обладает следующими характеристиками:
Тест – Выберите один или несколько вариантов из списка
спонтанность
целенаправленность
динамичность
самоценность
осмысленность
12. По мнению А. Бергсона, основным методом гуманитарного познания является ________.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
13. Согласно В. Дильтею, жизнь должна исследоваться при помощи ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
биологии
феноменологии
интуиции
герменевтики
14. Укажите фамилию ученика Э. Гуссерля, применившего понятие жизни в социологии.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
15. Соотнесите название концепции и характерное для нее понятие.
Герменевтика деконструкция
Феноменология текст
Витализм интенциональность
Постструктурализм жизнь
1. Выберите наиболее точное суждение
Тест – Выберите один вариант из списка
Исследователь должен руководствоваться своим неявным знанием, требованиями морали, традициями, обычаями своей культуры.
Исследователь должен полностью абстрагироваться от своего неявного знания, от культуры и социума, влияющих на его познание.
Исследователь должен принимать во внимание влияние неявного знания, культуры и общества, но не руководствоваться ими.
2. Абстрактное понятие, которое делит область объектов на положительно значимые и отрицательно значимые. Укажите определяемое понятие при помощи одного слова.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
3. Верно ли суждение: «Социально-гуманитарное познание всегда носит коллективный характер»?
Тест – Выберите один вариант из списка
да, верно
нет, неверно
4. В гуманитарных науках общезначимость _______.
Тест – Выберите один вариант из списка
такая же, как в естественных
ниже, чем в естественных
отсутствует в принципе
5. В гуманитарном познании индивидуальное научное знание _______.
Тест – Выберите один вариант из списка
предшествует коллективному
включает в себя коллективное
противоположно коллективному
включается в коллективное
совпадает с коллективным
6. Выберите наиболее точное суждение.
Гуманитарная наука _______.
Тест – Выберите один вариант из списка
имеет принципиально ценностный характер
должна быть свободна от ценностей
всегда ориентируется на некоторые ценности
7. Высшей ценностью научного познания является ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
польза
новизна
истина
практика
8. Активная сторона познавательного процесса (тот, кто познает) обозначается при помощи этого понятия.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
9. С точки зрения Г. Риккерта науки о культуре исследуют _____.
Тест – Выберите один вариант из списка
идеи
ценности
тенденции
факты
10. Требования к субъекту научного познания таковы:
Тест – Выберите один или несколько вариантов из списка
Критичность
Субъективность
Стремление к объективности
Коллективный характер познания
Историческая обусловленность познания
Честность
11. С точки зрения классической трактовки, наука ________.
Тест – Выберите один вариант из списка
свободна от ценностей
субъективна
подчинена высшим ценностям
12. Принято выделять два рода субъектов познания: индивидуальный и _____.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
Ответ: Коллективный.
13. Укажите название философской школы, которая предложила концепцию автономности гуманитарного познания, основанную на характере ценностей.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
14. С точки зрения Г. Риккерта ценности обладают _____ характером.
Тест – Выберите один вариант из списка
объективным
онтологическим
субъективным
абсолютным
15. Соотнесите тип наук и характерную для него роль ценностей.
естественные науки роль ценностей первична
гуманитарные науки роль ценностей вторична
1. Выберите наиболее верное суждение.
Тест – Выберите один вариант из списка
Роль коммуникации в науке снижается по причине увеличения точности научного познания.
Коммуникация не имеет значения в естественнонаучном познании, т.к. оно имеет дело с фактами.
Коммуникация наиболее важна в естественнонаучном познании, т.к. гуманитарному присуща субъективность.
Роль коммуникации в науке растет по причине усиления контактов внутри научного сообщества и диверсификацией науки.
2. В гуманитарном познании беспредпосылочное знание _______.
Тест – Выберите один вариант из списка
невозможно
есть идеал, к которому необходимо стремиться
редко встречается
нормальное условие познания
3. Укажите фамилию немецкого философа, основателя «философской герменевтики», автора работы «Истина и метод. Основы философской герменевтики» (1960).
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
4. Высшей ценностью научного познания принято считать _____.
Тест – Выберите один вариант из списка
новизну
практику
пользу
истину
5. Методологическое требование включенности объекта в контекст прошлых и будущих изменений называется принципом _____.
Тест – Выберите один вариант из списка
историзма
преемственности
дополнительности
хронотопа
6. Совокупность особенностей научного познания, обусловленная языком, традицией и т.д. называется «_____ научного мышления».
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
7. Одна из неклассических теорий познания, проводящая параллель между развитием знания и развитием жизни обозначается при помощи понятия «________».
Тест – Выберите один вариант из списка
эволюционная эпистемология
меметика
витализм
социал-дарвинизм
8. Совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов обозначается понятием «_____ в науке».
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
9. Основным методом исследования в науках о культуре является _____.
Тест – Выберите один вариант из списка
понимание
наблюдение
интуиция
объяснение
10. В философии Н.О. Лосского истинное безусловное знание ______.
Тест – Выберите один вариант из списка
достигается естественно-научными методами
невозможно
содержится в человеке
достигается интуицией
11. Неокантианцы называют метод гуманитарных наук ______.
Тест – Выберите один вариант из списка
генерализирующим
номотетическим
идеографическим
герменевтическим
12. Х. Гадамер называет знание, имеющееся у исследователя до начала исследования и влияющее на его суждения и оценки _____.
Тест – Выберите один вариант из списка
предрассудком
подсознанием
неявным знанием
априорным знанием
13. Выберите наиболее верное суждение.
Тест – Выберите один вариант из списка
Понятие истины обладает более высокой строгостью в гуманитарном познании, т.к. позволяет отличать научное знание от ненаучного.
Понятие истины обладает своей спецификой в гуманитарном познании, носит более спорный характер, чем в естественных науках.
Понятие истины не используется в гуманитарном познании, т.к. оно характеризуется высокой субъективностью.
Понятие истины теряет свою роль в современном гуманитарном познании по причине развития гуманитарной эпистемологии.
14. К специфическим методам социально-гуманитарного знания относятся два:
Тест – Выберите один или несколько вариантов из списка
Наблюдение
Объяснение
Эксперимент
Понимание
Переживание
15. Укажите фамилию австрийского ученого, одного из основоположников эволюционной эпистемологии.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
1. Познавательная установка на недоверие к утверждением, до получения подтверждающей информации о них обозначается понятием «_______».
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
2. Объяснение, опирающееся на соотнесение с законами, называется ______.
Тест – Выберите один вариант из списка
научным
номотетическим
легальным
номологическим
3. Соотнесите тип наук и характерный для них метод.
Задача на сопоставление – Сопоставьте значения из двух списков
Естественные идеографический
Гуманитарные номотетический
4. Выделяют два типа социально-гуманитарных научно-исследовательских программ:
Тест – Выберите один вариант из списка
социальные и гуманитарные программы
натуралистическая и антинатуралистическая
парадигмы и метапарадигмы
сциентизм и антисциентизм
5. Выберите наиболее точное суждение.
Тест – Выберите один вариант из списка
Категория веры утратила значение для современной гуманитарной науки в связи с секуляризацией мышления.
Современное гуманитарное познание не обходится без понятия веры в связи со вниманием к иррациональным и неявным элементам познания.
Категория веры используется в современной науке в связи с анализом религиозного сознания.
6. К социально-гуманитарным исследовательским программам относятся:
Тест – Выберите один или несколько вариантов из списка
Позитивистская
Монистская
Социал-детерминистская
Физикалистская
Феноменологическая
7. Выберите наиболее точное окончание суждения: «сомнение делает научное знание _____».
Тест – Выберите один вариант из списка
истинным
более догматическим
ложным
менее догматическим
8. В.С. Швырев выделяет следующие формы рациональности:
Тест – Выберите один вариант из списка
классическую и неклассическую
открытую и закрытую
абсолютную и относительную
научную и общекультурную
9. В современной философии господствует идея ______.
Тест – Выберите один вариант из списка
преодоления рациональности
плюрализма рациональностей
иррационализма
абсолютизма рациональностей
10. Согласно Г. Гадамеру объективности может служить методологическая позиция _____.
Тест – Выберите один вариант из списка
опережения
отстояния
вживания
отставания
11. Метод исследования, основанный на непосредственном созерцании феноменов.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
12. Философская установка (а также концепция в философии XX века) первичности личности по отношению к миру, обозначается понятием ______.
Тест – Выберите один вариант из списка
антропоцентризим
субъективизм
индивидуализм
персонализм
13. Метод истолкования и понимания текстов обозначается этим понятием.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
14. Познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира, свойственная в первую очередь наукам о природе.
Текстовая задача – Напишите текст (строку)
15. Множество исследовательских программ объединяется понятием ______.
Тест – Выберите один вариант из списка
теория
наука
парадигма
метапарадигма